Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАРОДНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FORMATION / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / FOLK APPLIED ARTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оконешникова Надежда Владимировна

В работе рассматриваются педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов-будущих учителей средствами народного декоративно-прикладного искусства. Исходя из анализа теоретической литературы и обобщения педагогического опыта определены условия: определение педагогических возможностей народного прикладного искусства; введение в содержание дисциплин регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оконешникова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The article discloses the pedagogical conditions for the formation of ethnocultural competence of students-future teachers by means of folk decorative and applied arts. Based on the analysis of theoretical literature and the generalization of pedagogical experience, conditions are determined: determining the pedagogical capabilities of folk applied art; introduction of a regional component to the disciplines; use of the system of individual and collective forms of activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В работе рассматриваются педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов-будущих учителей средствами народного декоративно-прикладного искусства. Исходя из анализа теоретической литературы и обобщения педагогического опыта определены условия: определение педагогических возможностей народного прикладного искусства; введение в содержание дисциплин регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Ключевые слова: формирование, этнокультурная компетентность, народное прикладное искусство, педагогические условия.

Annotation. The article discloses the pedagogical conditions for the formation of ethnocultural competence of students-future teachers by means of folk decorative and applied arts. Based on the analysis of theoretical literature and the generalization of pedagogical experience, conditions are determined: determining the pedagogical capabilities of folk applied art; introduction of a regional component to the disciplines; use of the system of individual and collective forms of activity.

Keywords: formation, ethnocultural competence, folk applied arts, pedagogical conditions.

Введение. В настоящее время в связи с процессом интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство, разрабатываются модели региональных образовательных структур, учитывающих как глобальные, так и региональные и этнокультурные особенности. Становится актуальной проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая межкультурной компетентностью, сформированной на основе этнической культуры. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей является одной из важных задач системы высшего образования.

Разработанная модель формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов, содержащая когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Сформированность этнокультурной компетентности студентов определяется с помощью следующих критериев: наличие глубоких этнокультурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры; успешное практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности; способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов.

Исходя из анализа теоретической литературы и обобщения педагогического опыта, мы определили следующие педагогические условия: определение педагогических возможностей народного прикладного искусства; введение в содержание дисциплин регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопросы этнокультурной подготовки педагогов, системно-целостный подход к подготовке учителя национальной школы рассматривается в трудах Г.Н. Волкова [1]. Проблема формирования ценностей национальной культуры как важнейшей составляющей личности учителя, неразрывно связана с проблемой формирования национального самосознания, являющегося предметом исследования психологов Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, И.Н. Чесноковой, этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, Г.В. Шелепова, философов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Э.С. Маркарян, В.С. Соловьева.

Проблемы развития регионального образования и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов рассмотрены в трудах В.Ф. Афанасьева, И.С. Портнягина, П.П. Борисова, Ф.В. Габышевой, Е.И. Михайловой, А.А. Григорьевой, Л.И. Аманбаевой, Д.А. Данилова, Е.П. Жиркова, А.В. Ивановой, А.Г. Корниловой, В.Д. Михайлова, А.В. Мордовской, А.Д. Семеновой, И.И. Портнягина, Н.Д. Неустроева, А.Д. Николаевой и др.

Само понятие «этнокультурная компетентность» рассматривалось рядом отечественных авторов. Так, А.Н. Некрасова под «этнокультурной компетентностью» понимает определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. такую осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций.

По мнению В.Н. Галяпиной и Т.В. Поштаревой «этнокультурная компетентность» рассматривается как свойство личности, выражающееся в наличии объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [2].

Наиболее близок нашему пониманию этнокультурной компетентности подход С.Б. Серяковой, исследующей проблему формирования этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования [6]. Автор определяет понятие «этнокультурная компетентность педагога» как психолого-педагогический феномен, характеризующий степень усвоения педагогом традиционной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностных ориентаций и к реализации основных положений этнопедагогики как системы воспитания с учетом своеобразия национально-психологических особенностей представителей разных национальностей. Автор считает, что предпосылками формирования этнокультурной компетентности являются этнокультурная теоретическая подготовка будущих учителей; включение в творческую деятельность через «погружение» в мир традиций и культуры в процессе творческой прикладной деятельности.

В народном декоративно-прикладном искусстве заложены огромные педагогические возможности. Система обучения народному прикладному искусству в ходе профессиональной подготовки будущих учителей позволит расширить и углубить этнокультурные знания, овладеть техниками и технологиями художественной обработки материалов на основе традиций народного прикладного искусства, совершенствовать прикладные умения, раскрыть творческий потенциал студентов [3, с. 29].

Другим важным педагогическим условием является введение регионального компонента в учебный план, рабочие программы дисциплин и факультатива, что позволит освоить студентами теорию и историю развития декоративно-прикладного искусства; овладеть специальными знаниями и прикладными умениями; навыками передачи традиций народного прикладного искусства и опыта художественного творчества в образовательных учреждениях.

Апробированы дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство Якутии»; «Практикум по дисциплинам прикладного профиля»; «Методика преподавания предмета «Технология» с практикумом»; «Организация деятельности кружка прикладного творчества»; факультатив «Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного творчества в этнокультурном воспитании обучающейся молодежи («Радуга Арктики»), научный кружок «Педагогическая мастерская».

На занятиях учебной дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» студенты раскрываются художественно-стилистические и выразительные средства декоративно-прикладного искусства, закономерности и приемы создания композиций, тональных и колористических отношений, дается характеристика видов декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов [4, с. 5]. Компетенции обучающихся, в результате освоения дисциплины: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

На занятиях дисциплины «Декоративно-прикладное искусство Якутии». В процессе изучения знакомятся в видами народного декоративно-прикладного искусства Якутии; основными приемами композиционного построения и цветового решения; орнаментальным искусством; технологическими особенностями конструирования якутского национального костюма; о творчестве мастеров республики. Компетенции обучающихся, в результате освоения дисциплины: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

На занятиях по дисциплине «Практикум по дисциплинам прикладного профиля» студенты овладевают технологиями и техниками художественной обработки различных материалов, учатся грамотно применять полученные теоретические знания и умения в практической деятельности. Компетенции обучающихся, в результате освоения дисциплины: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развитие творческих способностей.

На занятиях по дисциплине «Методика преподавания предмета «Технология» с практикумом» студенты осваивают предметное содержание методики преподавания курса «Технология» в начальных классах. Компетенции обучающихся, в результате освоения дисциплины: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.

На занятиях дисциплины «Организация деятельности кружка прикладного творчества» студенты знакомятся с нормативными документами по организации дополнительного образования детей; основами планирования учебно-воспитательной работы, виды и формами детских объединений; учатся разрабатывать программу кружка, студии; приобретают навыки планирования, проектирования и руководства учебно-воспитательной деятельностью; овладевают методами и формами организации развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Компетенции обучающихся, в результате освоения дисциплины: способность руководить учебно-воспитательской деятельностью обучающихся.

Также был проведен факультатив «Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного творчества в этнокультурном воспитании обучающейся молодежи («Радуга Арктики»). Творчество - одно из важных составляющих профессионального успеха педагога. Курс предназначен для студентов, которые обучаются по направлению подготовки «Педагогическое образование». Содержание занятий направлено на овладение практическими навыками и техниками создания декоративных изделий: плетение из конского волоса, лоскутное шитье, якутская традиционная вышивка и др.

Цель научного кружка «Педагогическая мастерская» состоит в привлечении студентов к научно-исследовательской деятельности, обогащении студентов знаниями и умениями планирования и проведения научных работ, ознакомление с технологиями публичного выступления, помощь в подготовке научных статей, написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Также разработана программа курса повышения квалификации для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования «Инновационная творческая деятельность современного педагога». Цель реализации программы: совершенствование инновационной творческой компетенции педагогов в современных образовательных условиях.

Разработаны учебные пособия для студентов «Методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе», «Декоративно-прикладное искусство в этнокультурном воспитании младших школьников», «Технологическое образование в начальной школе».

В учебном пособии «Методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе» представлен теоретический материал, даны методические рекомендации по выполнению практических работ, которые позволят подготовить, провести и проанализировать урок технологии в начальной школе, в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу. Особенностью данного пособия является: этнорегиональный компонент, что позволит сформировать этнокультурную компетентность у будущих учителей начальных классов.

В учебном пособии «Декоративно-прикладное искусство в этнокультурном воспитании младших школьников» даются сведения об особенностях этнокультурного воспитания младших школьников, обоснована роль использования средств декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

Теоретические основы технологического образования в начальной школе и особенности этнокультурного технологического образования школьников в Республике Саха (Якутия) раскрываются в учебном пособии «Технологическое образование в начальной школе».

Другим важнейшим условием является использование индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в повышении уровня информированности студентов о региональных особенностях народного декоративно-прикладного искусства через систему лекционных, практических, поисково-исследовательских и внеучебных форм работы: лекционные и практические занятия, практикумы и семинары, факультативы и научные кружки, педагогическая практика, самостоятельная работа студентов.

С целью выявления уровня сформированности этнокультурной компетентности у студентов были разработаны соответствующие критерии, показатели, индикаторы достижения критериев, а также методы диагностики.

Для выявления уровня когнитивного компонента проведено анкетирование, которое состояло из 12 вопросов о теории и истории развития народного декоративно-прикладного искусства, основных закономерностях и приемах художественной композиции, особенностях техник и технологий художественной обработки различных материалов.

С целью выявления уровня сформированности деятельностного компонента студентам было дано задание выполнить творческий проект. Творческим проектом является результат планирования и выполнения исследовательских и практических заданий. Целью данного задания является определить у студентов умения применять полученные знания и навыки в творческой прикладной деятельности; а также определить уровень творческой активности, инициативности.

Содержание проектной деятельности заключается в том, что студент выбирает определенную технику выполнения изделия, определяет замысел и тему проекта; планируют и выполняют творческий проект (изделие) и готовят презентацию (историю возникновения и современное состояние выбранной техники; технология выполнения практической работы; методика обучения данной технике в программе начальной школы).

Основными критериями оценки являются: содержательность (широкое применение теоретических знаний в практической деятельности); эстетичность (композиционное решение, цветосочетание); индивидуальность (авторская позиция, оригинальность, новизна в рамках традиционных канонов).

Для выявления профессионально-личностных качеств у студентов, мы модифицировали анкету О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой [5, с. 50]. А также было проведено наблюдение за деятельностью студентов во время прохождения разных видов учебных и производственных практик (проведение уроков, проведение внеклассной работы, организация досуговой деятельности младших школьников и др.).

Выводы. Полученные результаты показали, что, реализация указанных педагогических условий обеспечивают повышение уровня этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов.

Актуализация знаний народного декоративно-прикладного искусства совершенствуется в процессе освоения дисциплин по выбору, выполнения научных исследовательских работ, при написании курсовых и квалификационных работ.

Результаты изменения деятельностного компонента проявились в развитии потребности и способности применять полученные знаний и умения в практической деятельности, при выполнении творческих проектов студенты опирались на традиции народного прикладного искусства. Что свидетельствует о глубоком понимании связи народного прикладного искусства с историей, культурой народа.

Готовность студентов к сохранению, развитию и передаче культурных ценностей подтверждается тем, что во время прохождения практики проводят уроки, внеклассные мероприятия, кружки по декоративно-прикладному искусству, организуют выставки творческих работ учащихся, проводят экскурсии в музеях, а также посещают факультатив по народному декоративно-прикладному искусству, изучают дополнительную литературу, посещают выставки, творческие мастер-классы, участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах научно-исследовательского и прикладного творчества.

Литература:

1. Волков Г.Н. Традиционная культура воспитания в подготовке учителя / Пути совершенствования подготовки педагогических кадров: Мат-лы респ-й н/п конференции. - Чебоксары, 1990. - С. 20-23.

2. Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций / Уч.пос. для студентов пед.уч.завед-й и слушателей ФПК и ИПК. В 3-х частях. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004. - 352 с.

3. Медведевских В.С. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа: Автореферат диссертации...кандидата педагогических наук. - Оренбург, 2000. - 19 с.

4. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-метод.пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 203 с.

6. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования: Автореф.дисс...к.п.н. - Новосибирск, 2002 - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.