4. Mojem U.S. Luna i gr Театр osh [Moon and penny]. Moscow: Menedzher, 2000. 320 p. (In Russ.)
5. Pushkareva M.P. Formirovanie polikul'turnoj kompetentnosti budushhih uchitelej russkogo jazyka i literatury v obra-zovatel'nom processe vuza. Diss. ... kand. ped. nauk [The formation of multicultural competence of future teachers of the Russian language and literature in the educational process of the university.Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Brjansk, 2011. 188 p.
6. Sil'e H.N. Kul'tura uchitelja: strategii dlja mezhkul'turnoj kommunikacii [Teacher Culture: Strategies for Intercultural Communication]. Moscow: Linkol'nvud, 1995. - 156 p.
7. Tahohov B.A., Bogatyh N.A. Polikul'turnaja kompetentnost' - faktor razvitija tolerantnosti studentov [Multicultural competence - a factor in the development of student tolerance]. Vysshee obrazovanie [Higher education], 2008, no. 3, pp. 24-25.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.П. Пушкарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9398-9780.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.P. Pushkareva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Germanic Languages Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9398-9780
УДК 373.3
Ирина Рафаиловна Русских
г. Березовский, Свердловская область
Приобщение младших школьников к оперному творчеству в детской школе искусств
Одной из задач современного образования является приобщение к различным видам классического искусства, в том числе и к оперному. В данной статье рассматривается вопрос приобщения младших школьников к оперному творчеству. В опоре на рассмотренные позиции различных авторов было сформулировано понятие «приобщение младших школьников к оперному творчеству». В опоре на содержание базового понятия были выделены критерии, показатели и методы замера исследуемого процесса, а также уровни приобщенности младших школьников ДШИ к оперному творчеству. Для диагностирования использовались методы: тестирование, беседа, творческое задание, репродуктивный метод. Предложенная диагностика может быть использована в оценивании младших школьников в детской школе искусств для выявления уровня их приобщенности к оперному творчеству.
Ключевые слова: приобщение, младший школьник, критерии приобщенности к оперному творчеству, детская школа искусств.
Irina Rafailovna Russkikh
Berezovsky, Sverdlovsk region
The introduction of younger students to operatic creativity at the children's art school
One of the tasks of modern education is to introduce various types of classical art, including Opera. This article deals with the issue of introducing younger students to Opera. Based on the considered positions of various authors, the concept of "introducing younger students to Opera creativity" was formulated. Based on the content of the basic concept, criteria, indicators, and methods for measuring the process under study were identified, as well as the levels of involvement of primary school children in Opera. Methods were used for diagnosis: testing, conversation, creative task, and reproductive method. The proposed diagnostics can be used in the evaluation of younger students in the children's art school to identify the level of their involvement in Opera creativity.
Keywords: communion, a Junior high school student, the criteria of belonging to the operatic art, children's art school.
Одной из основных задач «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы», является «привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей». И хотя действие данной программы уже заканчивается, эта цель является актуальной и на последующие годы.
Изучение вопросов приобщения школьников к классическому музыкальному искусству осуществлялось разными исследователями (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая,
Б.Л. Яворский и другие). В ряде работ данных авторов неоднократно подчеркивается, что усвоение знаний в области музыки, формирование умений и навыков может быть связано с оперным творчеством. Опера - синтетический по своей природе жанр, в котором взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным и естественным. Значение других видов искусства в развитии музыкального восприятия и художественной культуры ребёнка подчёркивали такие авторы, как Б.Л. Яворский и Д.Б. Кабалевский. Так, Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка [11]. Д.Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись» [4]. Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития ребёнка. Такой синтез, несомненно, имеется в оперном искусстве. О важности приобщения к классической музыке говорила и Н.Л. Гродзенская: «чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, тем это будет плодотворнее для их музыкального развития, для воспитания их чувства, формирования личности» [2].
Современные исследователи также подчеркивают, что в музыкальном образовании необходимо опираться на классическое искусство (Л.А. Беляева, Н.Г. Тагильцева, И.Г. Чугаева, Ц. Цзя) [1,9].
О приобщении школьников к оперному искусству в современной педагогике говорят следующие исследователи: Н.В. Анастасьева, Т.С. Богданова, М.С. Красильникова, О.Б. Куликовская, Е.Ю. Накишова, К.В. Петрачков, Н.Г. Тагильцева; об освоении оперы младшими школьниками говорит Е.Ю. Гундорова.
Так, М.С. Красильникова в своей работе «Опера на уроках музыки в школе в контексте модернизации общего образования» раскрывает воспитательный потенциал оперных произведений для личностного роста детей. Автор предлагает методику погружения школьников в оперу «как захватывающую «музыкальную историю», а также большой удельный вес в методике его освоения творческих заданий, обеспечивающих сотворчество ребенка с создателями спектакля» [5]. Вовлечение детей в совместную творческую деятельность, исполнение оперных фрагментов - вот что, по мнению автора, способствует эффективному приобщению детей к опере.
О.Б. Куликовской была создана оригинальная методика преподавания хорового пения в общеобразовательной школе "Детский оперно-хоровой театр", которая, помимо формирования музыкальных способностей, ориентирована на раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание нравственности как фундамента его личностного развития через оперу. В ее исследовании подчеркивается, что «практическое хоровое пение, как форма коллективного творчества, благотворно влияет на поведение человека, уравновешивая его эмоциональную сферу» [6]. Хор как совместное творчество не только обеспечивает развитие музыкальных способностей, но и является способом приобщения к опере.
Другой исследователь, Е.Ю. Накишова, в своей работе стоит на позициях освоения оперы детьми через проживание - непосредственное участие детского хорового коллектива в оперных постановках.
Е.Ю. Накишова предлагает освоение оперного творчества путем участия детей в оперном спектакле театра оперы и балета [7]. Этому предшествует длительный репетиционный период, в котором происходит формирование необходимых вокально-хоровых и сценических навыков. Как и М.С. Кра-сильникова, и О. Б. Куликовская, Е.Ю. Накишова говорит о пользе соучастия в оперной постановке.
В исследовании Н.Г. Тагильцевой, И.Р. Русских средством приобщения к опере выступает хоровое исполнительство оперных фрагментов, которое осуществляется не в концертной форме, а в виртуальном участии детей в каком-либо фрагменте оперного спектакля. Способом приобщения являются компьютерные технологии [10].
Диссертационное исследование Е.Ю. Гундо-ровой посвящено вопросу освоения оперы младшими школьниками в системе общего образования. В качестве объекта освоения автор берет особый жанр оперного искусства - героико-патриотическую оперу. В связи с этим, диссертационное исследование, называемое «Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой», раскрывает пути воспитания младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности следующим образом: «во всех видах активной музыкальной деятельности ребенка приоритет будет отдаваться творчеству, направленному на присвоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в произведениях искусства» [3].
Ряд авторов также говорят о том, что в обучении в общеобразовательной школе можно использовать фрагменты оперной музыки, в том числе и из белорусской музыкальной культуры (Н.Г. Та-гильцева, К.В. Петрачков, Т.С. Богданова) [12].
Процесс приобщения к оперному творчеству, в опоре на указанные выше идеи авторов, можно определить как педагогический процесс, направленный на вовлечение детей в коллективное соучастие в хоровой театрализации, дающей возможность включения во фрагмент оперного спектакля, обусловленной сформированностью у хористов знаний об опере, вокально-хоровых навыков и сценических умений. В опоре на данное понятие были выявлены критерии приобщенности младших школьников к оперному творчеству в процессе музыкального образования в детской школе искусств.
Опытно-экспериментальная работа по приобщению младших школьников к оперному творчеству в ДШИ проводилась автором в течение 20162019 гг. Она включала констатирующий, формирующий и итоговый этапы. В работе приняли участие учащиеся младших классов музыкального отделения ДШИ №1, ДШИ №2 г. Березовского Свердловской области. Это дети от 7 лет до 10 лет, которые обучаются в 1 -3 классах названных ДШИ.
Процесс приобщения к опере реализовывался во взаимодействии дисциплин «Слушание музы-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020
87
ки» и «Хоровой класс», имеющихся в учебных планах детских школ искусств. Алгоритм этого приобщения включал в себя ознакомление с оперным фрагментом и сюжетом оперы, восприятие этого фрагмента, разучивание его в процессе хоровой деятельности, включение сценических действий, соответствующих сюжету фрагмента оперы и концертное выступление.
В ходе констатирующего этапа были выявлены критерии, показатели и методы замера исследуемого феномена, а также уровни приобщенности младших школьников ДШИ к оперному творчеству. Для диагностирования приобщенности младших школьников к оперному творчеству были взяты следующие критерии:
- сформированность у детей знаний об оперном творчестве;
- развитость у детей вокально-хоровых навыков;
- развитость у детей сценических навыков.
Первый критерий - сформированность у детей знаний об оперном творчестве включал показатели: наличие знаний об оперном творчестве и умение различать в процессе восприятия изученные музыкальные фрагменты опер. Методом замера первого показателя был выбран тест. Так как в опытно-поисковой работе принимали учащиеся младших классов, то были соответственно составлены тесты для 1, 2, 3 классов.
Также по классам были составлены «Музыкальные викторины» для показателя - умение различать в процессе восприятия изученные музыкальные фрагменты опер. При составлении теста и музыкальной викторины мы опирались на содержание и репертуар предмета «Слушание музыки» для детской музыкальной школы.
Знания об оперном творчестве включали в себя знания о композиторах и их оперных сочинениях, например, такие, как: М.И. Глинка «Руслан и Людмила», В.-А. Моцарт «Волшебная флейта», Н.А. Римский-Корсаков «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Предлагаемые музыкальные фрагменты опер: В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта», тема волшебных колокольчиков; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Марш Черномора; Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля» и другие.
Второй критерий, как указывалось, развитость у детей вокально-хоровых навыков. Показателями этого критерия будут являться владение навыком чистого интонирования и артикуляционный навык. Одним из средств приобщения к оперному творчеству в данной работе рассматривается хоровая театрализация, которая предполагает обязательное развитие вокально-хоровых навыков учащихся. Среди вокально-хоровых навыков точность и чи-
стота интонирования является одним из важнейших навыков. Артикуляция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Методом замера данного критерия послужило творческое задание, которое включало следующее содержание задания: повторить за преподавателем вокальную партию из хора «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Этот критерий давал возможность понять, насколько школьник может чисто вокально интонировать и четко произносить текст при пении. Этим навыкам ребята уже обучались в дошкольных учреждениях.
Третий критерий - развитость у детей сценических навыков. Показателями третьего критерия являются умение выразительно исполнять на сцене музыкальное произведение и умение совмещать сценические движения с элементами импровизации. Приобщение к оперному творчеству подразумевает приобщение к театральному искусству, так как опера является музыкально-театральным жанром. Для передачи художественного образа на сцене необходима способность ребенка выражать свои чувства, переживания - эмоции. Выразительное исполнение на сцене - необходимый навык. Метод замера этого навыка - творческое задание. Ребенку было предложено исполнить выразительно любую знакомую ему песню.
Умение совмещать сценические движения с элементами импровизации рассматривалось, как умение выполнять сценические движения под заданную музыку с элементами импровизации. Метод замера этого навыка - творческое задание. Для ребят оно было следующим: звучал фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Рим-ского-Корсакова, дети сами, определяя характер звучащего фрагмента, импровизировали движения, двигались под музыку.
Для диагностирования использовались методы: тестирование, беседа, творческое задание, репродуктивный метод. Метод тестирования и метод беседы применялись при исследовании знаний младших школьников об оперном творчестве. Метод «творческое задание» и репродуктивный метод были применены при диагностировании вокально-хоровых навыков и сценических навыков.
После определения диагностического инструментария в ДШИ №1 г. Березовского была проведена диагностика в ДШИ №1, ДШИ №2. В экспериментальной группе были обучающиеся ДШИ №1, в контрольной группе были обучающиеся ДШИ №2. Результаты представлены в таблице 1.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил определить, что превалируют низкий и средний уровень приобщенности младших школьников к оперному творчеству.
Таблица 1
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
Сводные результаты выполнения заданий на констатирующем этапе
Уровни Экспериментальная группа учащихся (количество обучающихся) Контрольная группа учащихся (количество обучающихся)
высокий 5 6
средний 18 19
низкий 24 25
Всего 47 50
Этот результат был во многом благодаря то- после диагностики была разработана и внедрена му, что многие дети обучались в дошкольном воз- разработанная автором статьи методика. расте на отделении «Раннего музыкально- Предложенная диагностика может быть
эстетического развития» ДШИ, в подготовитель- успешно применена в процессе приобщения млад-ном классе ДШИ. Поэтому был накоплен опреде- ших школьников в детской школе искусств к опер-ленный музыкальный «багаж». Низкий уровень в ному творчеству. Представленные критерии -основном показали школьники, поступившие в сформированность у детей знаний об оперном школу искусств без специальной подготовки. Од- творчестве, развитость у детей вокально-хоровых нако для педагогов школы данный результат был навыков, развитость у детей сценических навыков обозначен как недостаточный, вследствие чего - могут быть использованы при диагностике в
данном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляева, Л.А. Концептуально-методологическая рефлексия природы музыкального искусства и универсальные принципы музыкального образования [Текст] / Л.А. Беляева, Н.Г. Тагильцева, И.Г. Чугаева, Ц. Цзя // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 38-45.
2. Гродзенская, Н.Л. Из опыта работы (произведения классиков в детском хоре) [Текст] / Н.Л. Гродзенская // Музыкальное воспитание в школе : сб. ст. в помощь учителю пения / сост. и предисл. О. Апраксиной. - М. : Гос. муз. изд-во, 1963. - Вып. 2. - С.19-36.
3. Гундорова, Е.Ю. Путешествие в страну ОПЕРА [Текст] : прогр. внеуроч. деятельности младших школьников / Е.Ю. Гундорова, Е.В. Кожевникова // Искусство в школе. - 2012. - № 4. - С. 39.
4. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский ; сост. В.И. Викторов. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
5. Красильникова, М.С. Опера на уроках музыки в школе в контексте модернизации общего образования [Электронный ресурс] / М.С. Красильникова // Педагогика искусства. - 2016. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal.
6. Куликовская, О.Б. Роль детского оперно-хорового театра в психическом развитии ребенка [Текст] /
0.Б.Куликовская, И.А. Левочкина // Психологическое обозрение. - 1998. - № 2. - C. 26-34.
7. Накишова, Е.Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление [Электронный ресурс] / Е.Ю. Накишова // Образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 71-80. - Режим доступа: http: //elibrary. ru/item.asp?id= 163 84052.
8. Русских, И.Р. Принцип интеграции в приобщении младших школьников к оперному творчеству [Текст] / И.Р. Русских // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 5. - С. 124-129.
9. Тагильцева, Н.Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.
10. Тагильцева, Н.Г. Приобщение младших школьников к оперному творчеству в процессе хоровых занятий в детской школе искусств [Текст] / Н.Г. Тагильцева, И.Р. Русских // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 4. - С. 65-69.
11. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка [Текст]. Т. I / Б.Л. Яворский. - М. : Просвещение, 1964. - 341 с.
12. Тagiltseva, N.G. Мшк^! culture of Вelarus in the system of music education of russian schoolchildren [Текст] / N.G. Тagiltseva, K.V. Petrachkov, T.S. Bogdanova // Искусство и культура. - 2017. - № 4 (28). - С. 106-110.
REFERENCES
1. Beljaeva L.A., Tagil'ceva N.G., Chugaeva I.G., Czja C. Konceptual'no-metodologicheskaja refleksija prirody muzykal'nogo iskusstva i universal'nye principy muzykal'nogo obrazovanija [Conceptual and methodological reflection of the nature of musical art and universal principles of music education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [TeacherEducation in Russia], 2019, no. 2, pp. 38-45.
2. Grodzenskaja N.L. Iz opyta raboty (proizvedenija klassikov v detskom hore) [From work experience (works of classics in a children's choir)]. Apraksina O. (ed.) Muzykal'noe vospitanie v shkole. Vyp. 2: sb. st. v pomoshh' uchitelju penija [Musical education at school. Vol. 2]. Moscow: Gos. muz. izd-vo, 1963, pp.19-36.
3. Gundorova, E.Ju. Kozhevnikova E.V. Puteshestvie v stranu OPERA: progr. vneuroch. dejatel'nosti mladshih shkol'ni-kov [Travel to the country OPERA]. Iskusstvo v shkole [Art at school], 2012, no. 4, pp. 39.
4. Kabalevskij D.B. Vospitanie uma i serdca: kn. dlja uchitelja [Nurturing the mind and heart]. Viktorov V.I. (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 1981. 192 p.
5. Krasil'nikova M.S. Opera na urokah muzyki v shkole v kontekste modernizacii obshhego obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Opera in music lessons at school in the context of modernization of general education]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of art], 2016, no. 4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal.
09Q1 JOURNAL OF SHADRINSK STATE 2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020_8__
6. Kulikovskaja O.B., Levochkina I.A. Rol' detskogo operno-horovogo teatra v psihicheskom razvitii rebenka [The role of the children's opera and choral theater in the mental development of the child]. Psihologicheskoe obozrenie [Psychological Review], 1998, no. 2, pp. 26-34.
7. Nakishova E.Ju. Horovoj teatr detej i podrostkov kak hudozhestvenno-pedagogicheskoe javlenie [Elektronnyi resurs] [The choral theater of children and adolescents as an artistic and pedagogical phenomenon]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2011, no. 3, pp. 71-80. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=163 84052.
8. Russkih I.R. Princip integracii v priobshhenii mladshih shkol'nikov k opernomu tvorchestvu [The principle of integration in introducing younger students to opera]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2019, no. 5, pp. 124-129.
9. Tagil'ceva N.G. Polihudozhestvennyj podhod v razvitii strategii polihudozhestvennogo obrazovanija [A polyartistic approach to the development of a strategy for polyart education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2015, no. 12, pp. 91-94.
10. Tagil'ceva N.G., Russkih I.R. Priobshhenie mladshih shkol'nikov k opernomu tvorchestvu v processe horovyh zanjatij v detskoj shkole iskusstv [The introduction of elementary schoolchildren to opera in the process of choral classes in the children's art school]. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2017, no. 4, pp. 65-69.
11. Javorskij B.L. Stat'i, vospominanija, perepiska. T. I [Articles, memoirs, correspondence. T. I]. Moscow: Prosveshhenie, 1964. 341 p.
12. Tagiltseva N.G., Petrachkov K.V., Bogdanova T.S. Musical culture of Velarus in the system of music education of russian schoolchildren. Iskusstvo i kul'tura [Art and culture], 2017, no. 4 (28), pp. 106-110.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
И.Р. Русских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, БМБУДО «Детская школа искусств №1», г. Березовский, Свердловская обл., Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5078-6676.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
I.R. Russkikh, Deputy Director for educational work, Children's art school №1, Berezovsky, Sverdlovsk region, Russia, email: [email protected], ORCID: 0000-0002-5078-6676.
УДК 372.874
Виктория Владимировна Рыбакова
г. Тюмень Ольга Юрьевна Евсеева
г. Тюмень
Эстетическое восприятие окружающей среды в процессе работы
над городским пейзажем
В статье авторы рассматривают проблему эстетики восприятия окружающей среды, которая включает в себя и ценностные ориентации, и жизненный опыт. Процесс восприятия описывается не только как чувственный образ, но и как творческий, активный процесс, созерцательный акт. Эстетическое восприятие является одним из важнейших аспектов в формировании гармоничного развития личности, в пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, его миропонимания, духовного обогащения. Автор рассматривает процесс работы над городским пейзажем, как средство развития эстетического, образного, целостного восприятия, основного принципа в изобразительном искусстве.
Ключевые слова: эстетическое восприятие, городской пейзаж, чувственный образ, гармоничное развитие личности.
Viktoriya Vladimirovna Rybakova
Tyumen Olga Yurievna Evseeva
Tyumen
Aesthetic perception of the environment in the working on the city landscape
In the article the authors consider the problem of aesthetics of environmental perception which includes both value orientations and life experience. The process of perception is not described only as a sensual image, but also as a creative, active process, a contemplative act. Aesthetic perception is one of the most important aspects in the formation of a harmonious development of a person, in stirring his emotions, thoughts, his worldview, spiritual enrichment. The authors consider the process of working on the urban landscape as a means of developing an aesthetic, figurative, holistic perception, a basic principle in the fine arts.
Keywords: aesthetic perception, city landscape, sensual image, harmonious development of personality.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291