Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
навыки / стилизация / метод / показатели / диагностический инструментарий. / skills / stylization / method / indicators / diagnostic tools.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Анна Сергеева, Евсеева Ольга Юрьевна

Статья посвящена важному аспекту формированию навыков стилизации у учащихся ДХШ, а именно анализу данной темы, разработке диагностического инструментария изучаемого качества у учащихся младшего школьного возраста. В ходе проанализированных определений было уточнено понятие "навыки стилизации", на его основании были определены и показатели формирования данного качества у учащихся младшего школьного возраста, по каждому из них разработаны диагностические методы, задания и критерии их оценки. Данная статья рекомендована студентам и практикующим педагогам изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION FOR STUDYING THE FORMATION OF STYLIZATION SKILLS IN ART SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF CREATION OF DECORATIVE COMPOSITION

The article is devoted to an important aspect the formation of stylization skills in primary school students, namely, the analysis of this topic, the development of diagnostic tools of the studied quality in primary school students. In the course of the analyzed definitions, the concept of "stylization skills" was clarified, on its basis, indicators of the formation of this quality in primary school students were determined, diagnostic methods, tasks and criteria for their evaluation were developed for each of them. This article is recommended for students and practicing teachers of fine arts.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТИЛИЗАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ

ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION FOR STUDYING THE FORMATION OF STYLIZATION SKILLS IN ART SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF CREATION OF DECORATIVE COMPOSITION

УДК 372.874

Казакова Анна Сергеева, студентка 4 курса направление подготовки -Педагогическое образование, профиль - Изобразительное искусство, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, г. Тюмень. Евсеева Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень

Kazakova A. S [email protected] Evseeva O. Yu. [email protected]

Аннотация

Статья посвящена важному аспекту - формированию навыков стилизации у учащихся ДХШ, а именно анализу данной темы, разработке диагностического инструментария изучаемого качества у учащихся младшего школьного возраста.

В ходе проанализированных определений было уточнено понятие "навыки стилизации", на его основании были определены и показатели формирования данного качества у учащихся младшего школьного возраста, по каждому из них разработаны диагностические методы, задания и критерии их

оценки. Данная статья рекомендована студентам и практикующим педагогам изобразительного искусства.

Annotation

The article is devoted to an important aspect - the formation of stylization skills in primary school students, namely, the analysis of this topic, the development of diagnostic tools of the studied quality in primary school students.

In the course of the analyzed definitions, the concept of "stylization skills" was clarified, on its basis, indicators of the formation of this quality in primary school students were determined, diagnostic methods, tasks and criteria for their evaluation were developed for each of them. This article is recommended for students and practicing teachers of fine arts.

Ключевые слова: навыки, стилизация, метод, показатели, диагностический инструментарий.

Keywords: skills, stylization, method, indicators, diagnostic tools.

В современных условиях учреждения дополнительного образования способствуют выявлению одаренных детей в области искусства, их развитию и образованию [1]. Одной из реализуемых согласно Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программой в области декоративно-прикладного искусства является «Декоративно-прикладное творчество».

Данная программа направленна на выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, а так же на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства и приобретение детьми опыта творческой деятельности [5].

Предусмотренная образовательной программой «Декоративно-прикладное творчество» учебная дисциплина «Композиция прикладная», направленна на

решения образовательных задач. В рамках данной учебной дисциплины изучается взаимодействие композиционных приемах в ДПИ, что предполагает применение учащимися творческих и художественно-исполнительских навыков для гармоничного сочетания выбранных форм, стилей, приемов и техник. В содержании примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная» все задания и упражнения направлены на анализ форм, развития образного мышления, фантазии и навыков стилизации, они сформулированы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Как основные темы можно выделить: стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы; стилизация и трансформация предметов быта; стилизация фигуры человека [4]. Такое внимание к данной теме обосновывается тем, что «роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды» [3, С 90]. Основными задачами занятий по данной тематике являются формировании ассоциативного мышления, плоскостно-орнаментального виденья натуры, а, так же, создание средствами стилизации художественных образов. С помощью освоенных навыков ученик должен самостоятельно анализировать предмет, создать свое виденье предмета в плоскостной форме, применить авторское и стилистическое решение при создании творческого продукта [5].

Уровень художественного решения творческого задания зависит не только знаний, но и сформированных навыков, как результата доведенных до автоматизма умений. Таким образом, возникает потребность выявления эффективности формирования навыков стилизации у учащихся ДШИ, что направлено на «укрепление методической ... базы дополнительного образования детей» [1]. Необходимость диагностики сформированности навыков стилизации и разработка инструментария для выявления его уровня подтверждает актуальность данной темы.

Для того что бы собрать диагностический инструментарий, были рассмотрены различные интерпретации таких понятий как «навыки» и «стилизация», что позволило сформулировать рабочее понятие:

Навык стилизации - это умение анализировать окружающий мир и через анализ создавать качественно новый продукт, используя усвоенные и наработанные творческие приемы, формы и виды декоративной композиции.

Учитывая, что учащиеся младшего школьного возраста, в связи с их возрастными особенностями [2], только начинают овладевать навыками стилизации, нами было уточнено понятие: Навык стилизации у детей младшего школьного возраста понимается нами: как качество, основанное на многократных повторениях творческих упражнений и направленное на формирование понимания специфики стилизации и ее особенностей, позволяющее учащимся анализировать объект и использовать приемы стилизации при выполнении трансформации форм.

На основе уточненного понятия мы выделили следующие составляющие его компонента:

• когнитивный;

• деятельностно-творческий;

• рефлексивный ;

Компоненты, показатели и диагностические методы исследования сформированности навыков стилизации у младших школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Компоненты, показатели и диагностические методы исследования формирование навыков стилизации у детей младшего школьного возраста»

Компоненты Показатели Диагностические методы

Когнитивный компонент Понимание термина стилизации и ее принципов Диагностический тест «Стилизация»

Деятельностно-творческий компонент Способность создать продукт используя принципы Метод творческого задания

стилизации

Рефлексивный компонент Способность оценивать собственные навыки Метод опроса

Для каждого показателя в таблице 2 представлены уровни сформированности навыков стилизации у детей младшего школьного возраста (высокий, средний, низкий), которые оцениваются в баллах

Таблица 2

«Уровни сформированности навыков стилизации у детей младшего

школьного возраста»

Компоненты Уровни

Низкий (1 Балл) Средний (2 Балла) Высокий (3 Балла)

Когнитивный компонент Имеет косвенное представления о понятии стилизация не знает ее принципы Имеет определенные представления о понятии стилизации ее принципах Четко понимает смысл и может дать определение стилизации, понимает его содержания и знает ее принципы

Деятельностно- творческий компонент Не получается создать продукт используя принципы стилизации Способен создать продукт используя не более двух принципов стилизации Способен создать качественный продукт с использованием не менее трех принципов стилизации

Рефлексивный компонент Не может оценить уровень своих знаний умений и навыков, не отвечает на наводящие вопросы. Дает оценку уровню своих знаний умений и навыков приукрашая или недооценивает собственный результат, может Может дать сбалансированную самооценку уровню знаний умений и навыков, может оценить себя без помощи учителя и

оценить себя при помощи наводящих вопросов учителя. ответить на вопросы.

Исходя из количества баллов по уровням каждого компонента, обозначим общий уровень формирование навыков стилизации у детей младшего школьного возраста можно выделить:

Низкий уровень - 2 - 3 баллов

Средний уровень - 4 - 5 баллов

Высокий уровень - 6 - 7 баллов

Обратимся к описанию диагностики исследуемого качества младших школьников по компонентам (и показателям).

Когнитивный компонент выражается в показателе «Понимание термина стилизации и ее принципов».» оценивался с помощью диагностического теста. Тест можно проводить как устной, так и письменной форме. В процессе проведения педагог может использовать презентацию, или распечатанный иллюстрированный материал.

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задание во второй части теста.

Часть 1

1. Что такое стилизация?

Ответ:

Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность -главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета ими могут служить объём предмета деталей и формы.

2. Характерные черты стилизации?

Ответ:

Характерные черты стилизации: упрощенность, четкость, простота, лаконизм, узнаваемость.

3. Принципы стилизации?

Ответ:

Принципы стилизации

• превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции

• обобщение формы с изменением абриса

• обобщение формы в её границах

• обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре

Часть 2

Составление изображений

Задание: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур:

круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.

В каждом изображении можно несколько раз использовать предложенные фигуры, варьировать их положение и размеры. Все образы нужно создать только из предложенных фигур.

Выполни рисунки трех предложенных элементов, четвертое изображение выполни на свое усмотрение. Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

Лицо Дом Клоун Своя картинка

Результаты диагностики возможно интерпретировать согласно предлагаемым показателям. Часть 1

3 балла - Исчерпывающее, грамотное и логически стройное определение. Четко выделаны характерные черты стилизации, и перечислены все принципы стилизации.

2 балла - Некоторые неточности в формулировке понятия, выделены не все характерные черты стилизации, перечислены не все ее принципы.

1 балл - Существенные ошибки в изложении понятия или не дано верное определение, выделены не все характерные черты стилизации, принципы не определены.

Максимальное количество баллов по первой части - 9 баллов, минимальное - 3 балла.

При оценивании Часть 2 представленной диагностик и целесообразно опираться на следующие показатели:

3 балла- если в рисунках присутствует несколько оригинальных изображений, необычное использование элементов, их оригинальное расположение относительно друг друга, гармоничное слияние элементов в единую форму.

2 балла- если в рисунках присутствует одно оригинальное изображение, использование нескольких элементов необычно, в нескольких рисунках элементы расположен не гармонично, не уместно либо создается эффект «переполненности».

1 балл - если в рисунках обычные изображения, присутствует оригинальное расположение элемента относительно других, в рисунке он расположен не гармонично, не уместно либо создается эффект «переполненности».

Максимальное количество баллов по второй части - 3 баллов, минимальное -1 балла.

Оценка результатов учащихся проводится по представленным показателям при выполнении заданий. Максимальное количество баллов - 12, минимальное количество баллов - 4.

Таким образом, были определены следующие уровни показателя «Понимание термина стилизации и ее принципов».

(9 - 12) Высокий - верно понимает принципы и характерные черты стилизации, и может дать определение «Стилизации». Имеет представление о создании «стилизованных образов», так же без затруднения выполняет обобщение на практике.

(5 - 8) Средний - верно обосновывает понятие «Стилизации», его черты и принципы, но возникают затруднение при создании стилизованного образа. Либо же возникают проблемы в представлении, не может дать верное определение «Стилизации», но верно выполняет на практике.

(1 - 4) Низкий - Имеет поверхностное представление о том, что такое «Стилизация», а так не может выполнить задание связанное с навыками стилизации.

Деятельностно-творческий компонент выражается в показателе «способность создать продукт используя принципы стилизации»

Для оценки деятельностно-творческого компонента навыков стилтзации у младших школьников мы использовали методы творческого задания. Содержание задания:

1. Выполнить стилизацию предмета (чайник) используя принципы стилизации.

2. Выполнить стилизацию животного/птицы используя принципы стилизации.

Критерии оценки компонента по уровням представлены в Таблице 2. Для оценки третьего, рефлексивного компонента формирования навыков стилизации по показателю «способность оценивать собственные навыки стилизации», нами был составлен авторский опросник на выявление способности оценивать собственные навыки стилизации. В Таблице 2 представлены уровни данного компонента.

Учащимся необходимо выбрать один из вариантов ответа и при необходимости пояснить его. Школьникам были заданы следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты, что такое стилизация?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

2. Умеешь ли ты стилизовать?

а)Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б)Нет

в)Затрудняюсь ответить

3. Как ты считаешь, пригодится ли тебе навык стилизации в дальнейшем творчестве?

а) Да ( Если да, то напиши почему_)

б) Нет ( Если нет, то напиши почему_)

в) Затрудняюсь ответить

4. Выполнял ли ты сам стилизованное изображение?

а) Да ( если да, то перечисли_)

б) Не выполнял

в) Затрудняюсь ответить

5. Оцени на сколько ты владеешь навыком стилизации?

а) Хорошо

б) Не очень

в) Затрудняюсь ответить

По составленному диагностическому инструментарию, нами была сгенерирована таблица 3, по результатам диагностики уровня сформированности навыков стилизации у младших школьников.

ТаблицаЗ

«Результаты начальной диагностики уровня сформированности навыков

стилизации у младших школьников»

№ Ученик Способность Понимание Способность Общий

создать термина оценивать балл

творческий стилизации и собственные

продукт используя способы стилизации его виды навыки стилизации

1

2

3

4

Представленая диагностика наряду с тестом и опросом включает ряд творческих заданий, как форму развивающего контроля, способствующих формированию понимания специфики стилизации и ее принципов. Применение представленного диагностического материала оценивающего уровни и критерии когнитивного, деятельностно-творческого и рефлексивного компонентов, поможет достаточно достоверно определить, как текущий уровень сформированности навыков стилизации, так и на последующих корректирующих и формирующих занятиях определиться с выбором эффективных педагогических методов.

Литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

2. Косминская. В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей / В. Б. Косминская. М. : Дрофа, 2008. - 111 с.

3. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Логвиненко . - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2005 . -144 с. : ил.

4. Примерная программа по учебному предмету Композиция прикладная :— Текст : электронный // Министерство культуры Российской Федерации :

официальный сайт. — URL : https://culture. gov.ru/documents/primernaya-programma-po-po-uchebnomu-predmetu-kompozitsiya-prikladnaya/ — (дата обращения: 19.04.2021).

5. Федеральные государственные требования к минимуму содержания,

структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и сроку обучения по этой программе.: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г № 159 :— Текст : электронный // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. — URL : https://culture.gov.ru/documents/ob utverzhdenii federalnykh gos352757/ — (дата обращения: 19.04.2021).

Literature

1. Concept for the development of additional education for children (Order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r);

2. Kosminskaya. VB Fundamentals of Fine Arts and Methods of Guiding the Fine Arts of Children / VB Kosminskaya. M.: Bustard, 2008 .-- 111 p.

3. Logvinenko, G.M. Decorative composition: textbook. manual for university students / G.M. Logvinenko. - Moscow: Humanities. ed. center VLADOS, 2005. -144 p. : ill.

4. Approximate curriculum for academic subject Composition applied: - Text: electronic // Ministry of Culture of the Russian Federation: official website. -URL: https://culture.gov.ru/documents/primernaya-programma-po-po-uchebnomu-predmetu-kompozitsiya-prikladnaya/ - (date of access: 19.04.2021).

5. Federal state requirements for the minimum content, structure and conditions for the implementation of an additional pre-professional general educational program in the field of decorative and applied arts "Decorative and applied art" and the duration of training for this program .: Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated March 12, 2012 No. 159: - Text: electronic // Ministry of Culture of the Russian Federation: official website. - URL:

https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352757/ (date of access: 19.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.