Т.А. ЯГУПОВА, ассистент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики художественно-графического факультета Орловского государственного университета
Тел.: 89051675452, 89536142203
ВЛИЯНИЕ СТИЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
В статье рассматривается стилизация как одно из средств развития творческих способностях студентов, ее влияние на развитие восприятия, воображения, наглядно-образного мышления. Обозначаются проблемы разработки и создания новых методик.
Ключевые слова: творческие способности, методика, восприятие, воображение, инновационное образование, декоративно-прикладное искусство, стилизация.
В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко применяемых психологических понятий в сфере образования.
Широко рассматривается вопрос о развитии уровня творческих способностей студентов художественно-графических факультетов. Проблема развития творческих способностей требует решения ряда вопросов по разработке и созданию новых методик.
Данная проблема приобрела острый характер, т.к. методик по развитию креативности очень мало, а накопленный опыт в этой области психологии используется недостаточно эффективно.
Современная образовательная система, обращаясь к личности студента, пытается формировать личностное видение мира через творчество.
В центре системы дисциплин образования будущего учителя изобразительного искусства выступает обучение декоративно-прикладному искусству.
Обучение декоративно-прикладному искусству немыслимо без постижения техники языка в данном виде деятельности. Поэтому на первом этапе обучения имеет большое значение ознакомительный процесс, который осуществляется через восприятие. Восприятие для студента - это процесс активного изучения и исследования окружающего мира, воспринимаемого объекта и визуальное овладение изобразительными средствами. Этот этап - одно из первых условий развития творческих способностей студентов. Следующим этапом является совершенствование изобразительной способности, которая выступает своего рода средством творческой самореализации. Ё.С. Выготский считал, что обучение технике искусства должно быть введено в известные рамки, сокращено до минимума и, главное, должно согласовываться с собственным творчеством человека и с культурой его художественного восприятия (1).
Связь между творческой и изобразительной деятельностью должна быть сбалансирована: изобразительные способности не должны мешать практическому воплощению художественного замысла, образа и не должны иметь преимущества.
В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства преподавание декоративно-прикладного искусства имеет определенное значение для развития таких качеств, как потребность в творческой деятельности (творческая активность), формирование профессионально-педагогической направленности, форми© Т.А. Ягупова
рование специальных художественно-графических и практических навыков.
В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображения более выразительными.
Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка. Стилизация - это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов. Принципы: упрощение формы, её усложнение, применение цвета, фактуры, добавление деталей, отсутствующих в натуре.
При стилизации не передается объемно-пространственное построение. Конечно, учащийся должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само «дорисовывает» его в воображении. В роли пространства выступает бумага. Учащийся может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него - незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности. Стилизация используется не только в декоративноприкладном искусстве, но и в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах. Здесь наиболее задействована стилизация как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют современные художники. Не зацикливаясь на воспроизведении действительности «документально», они прибегают к упрощению -стилизации и главным образом передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть в передаче не только форм, но и цвета. Здесь можно вспомнить работы Микеланджело и работы Кандинского. Насколько упрощена передача действительности у последнего, но никто не посмеет назвать его «не художником», искусством стилизации тоже нужно владеть.
Существует два пути стилизации: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в
дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов.
В качестве объектов стилизации используются объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные. В процессе декоративного изображения возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью. Цвет и колорит композиции тоже подлежат преобразованию. Определившись, какой будет композиция - статичной или динамичной, учащийся начинает работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается (например, цветка). При этом характерные особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.
Стилизация выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса и развития творческих способностей. Занятия по стилизации растительных мотивов представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных возрастных групп. На занятиях по декоративно-прикладному искусству, работая над стилизацией, студенты пытаются творчески подойти к заданиям. Стилизуют природные формы, включая в стилизацию различные декоративные элементы; создают целостную декоративную композицию. Разрабатывают оригинальные образы; самостоятельно составляют цветовое решение композиции; грамотно применяют композиционные средства, такие как симметрия, асимметрия, статика, динамика, контраст, нюанс, ритм, тождество, композиционный центр; используют различные техники для оригинального решения композиции.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный вид творчества требует от исполнителя большого абстрактного мышления, творческого воображения и внимания при стилизации и составлении декоративных композиций из геометрических элементов и растительных мотивов.
Декоративно-прикладное искусство развивается по своим законам и в то же время взаимодействует с искусством профессиональным. В связи с этим в рамках обучения стилизации студентов художественно-графических факультетов необходимо учитывать межпредметные связи с такими предметами, как «Формообразование», «Основы композиции», «Цветоведение».
Сталкиваясь с задачей декорирования художественной вещи или предмета декоративно-при-
кладного искусства, студенты зачастую испыты- но-графических факультетов педагогических уни-
вают затруднения при выполнении стилизации, не верситетов не вызывает сомнения значимость
имеют должного опыта стилизации природных изучения стилизации на занятиях декоративно-
мотивов. Поэтому в практике работы художествен- прикладного искусства.
Примечание:
1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 240.
Библиографический список
1. Алпатова И.А. Набойка. Русское декоративное искусство. - М., 1962. - С. 215.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М., 2000.
3. Ерошкин В.Ф. Изображение орнаментальных тканей и растительных мотивов: метод. указания. - Омск, 1992. - С. 123.
4. Ерошкин В. Ф. Принципы стилизации: метод. указания. - Омск, 1993. - С. 172.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 245.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 2000. - С. 177.
7. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959. - 235 с.
8. Некрасов А.И. Русское народное искусство. - М., 1924.
9. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 1983.
T.A. YAGUPOVA
INFLUENCE OF STYLIZATION ON DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS ARTLY -
GRAPHIC FACULTIES
In article stylization, as one of means of development creative abilities of students is considered. Its influence on development of perception, imagination, is evident - figurative thinking. Problems of working out and creation of new techniques are designated.
Key words: creative abilities, technique, perception, imagination, innovative education, it is decorative - applied art, stylization.