УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
© 2015 Е.С.Сачкова
Самарский государственный институт культуры
Статья поступила в редакцию 30.04.2015
В статье рассматривается психолого-педагогическая сторона понятия «Композиционные способности» в декоративно-прикладном искусстве и предлагается структура композиционных способностей в сфере декоративно-прикладного искусства с учетом ее специфики.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, композиция, ритм, симметрия, способности, стилизация, структура, целостность.
В настоящее время наблюдается возрождение интереса населения к различным видам искусства и в частности к декоративно-прикладному творчеству. Возрастает популярность студий декоративно-прикладного творчества, в которых люди разных возрастов и профессий желают найти возможность самовыражения и реализации потребности в креативной деятельности. Степень успешности такой деятельности зависит от уровня мастерства педагога - руководителя студии декоративно-прикладного творчества. Одной из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества является формирование у них композиционных способностей -комплекса специфических творческих способностей, оказывающих влияние на качество протекания процесса замысла и практического исполнения произведения искусства. Изучению различных сторон сложного комплексного феномена композиционных способностей посвящен ряд публикаций психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Е.П.Торренс). педагогов (И.Б.Ветрова, Н.Н.Волков, Е.А.Григорян, В.К.Ле-бедко, А.А.Мажуга, А.Е.Терентьев, В.А.Фаворский, Е.В.Шорохов), художников (Г.В.Беда, А.Д.Гончаров, Е.А.Кибрик, Н.Г.Козлов, А.С.Пучков, А.В.Триселев, А.П.Ящухин) и ученых, исследующих проблемы творчества (Ю.М.Алиев, С.Н.Данилушкина, В.Н.Еси-пов, В.В.Иванченко, Н.А.Коротков, А.И.Лобанов, Ю.Н.Окунев, В.В.Седых).
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) бакалавр) (утвержден Приказом Минобрнауки от 22.12.2009г. № 791) и ФГОС
Сачкова Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
ВО по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) бакалавр) (утвержден Приказом Минобрнауки от 13.01.2010г. № 11) показывает, что композиционные способности связаны с формированием и входят в состав профессиональных компетенций, реализующихся в различных видах профессиональной деятельности (ПК-1, ПК-2 - педагогическая деятельность (квалификация (степень) бакалавр); ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 - художественно-творческая деятельность; ПК-1. ПК-2 - научно-исследовательская деятельность; ПК-7 - педагогическая деятельность (квалификация (степень) магистр); ПК-9, ПК-10, ПК-11 - научно-методическая де-ятельность)1, чем определяется актуальность выбранной темы. Основными вопросами в связи с этим являются: 1) раскрытие сушности понятия «композиционные способности»; 2) рассмотрение специфики композиционных способностей в декоративно-прикладном искусстве с точки зрения педагогики и психологии; 3) определение примерной структуры композиционных способностей в сфере декоративно-прикладного искусства.
Композиция в наиболее общем смысле определяется как построение целостного произведения, все элементы которого находятся в гармоническом единстве. В изобразительном искусстве композиция - это строение художественного произведения, структурная взаимосвязь его элементов, обусловленная содержанием, характером и назначением художественного произведения и во мно-
1 Курина, В.А. Ресурсное обеспечение основных образовательных программ ФГОС ВПО в Институте культурологи и социально-культурных технологий / В.А.Курина // Научные исследования: от теории к практике: матер. межд. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2014г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.] -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.- С. 107 - 109.
Педагогика
гом определяющая целостность его восприятия2. С одной стороны, композиция - процесс построения художественного произведения, а с другой стороны - организующий компонент художественной формы, создающий упорядоченное соединение соподчиненных друг другу и целому элементов художественного произведения, придающий ему единство и целостность. Ощущение упорядоченности создается некоторыми объективно существующими разновидностями формальных соотношений элементов, которые называются формальными законами композиции. Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве.
По вопросу определения термина «способности» существует несколько формулировок, разработанных различными авторами. Проанализировав и суммируя мнения различных исследователей (В.С.Кузин, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Те-плов, В.Д.Шадриков), можно определить способности как совокупность индивидуальных врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые проявляются в успешности обучения, реализации и совершенствования в каком-либо определенном или различных видах общественно-полезной деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам и умениям3. Классификация способностей может осуществляться двояко: 1) по видам психических функциональных систем (сенсо-моторные, перцептивные, аттенционные, мне-стические, лингвистические, имажитивные, мыслительные); 2) по основным видам деятельности (математические, технические, музыкальные, научные, литературные, художественные, организа-ционные)4. Различают также общие и специальные способности. Общие способности - это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важных для многих видов
2 Шорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.В.Шорохов.- М.: Просвещение, 1979.- 303 с.- С. 12.
3 Кузин, B.C. Психология: учебник / В.С.Кузин.- M.: Агар, 1997.- 304 с.- С. 217; Платонов, К.К. Психология: учеб. пособ. / К.К. Платонов, Г.Г.Голубев [Электронный ресурс] - Режим доступа: bookre.org/reader?file=771342; Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1976.- 416 с.- С. 93; Теплов, Б.М. Избранные труды.- Т. 1 / Б.М.Теплов [Электронный ресурс]- Режим доступа: utracker.org/forum/viewtopic.php?t=4273860: Шадриков, В.Д. К проблеме развития способностей / В.Д. Шадриков // Проблемы способностей в советской психологии: сб. науч. тр. / АПН.- М., 1984. - С. 33 - 44.
4 Кузин, B.C. Психология: учебник ....- С. 221.
деятельности и имеющихся у большинства людей данной возрастной категории. Специальные способности соответствуют требованиям, определяющим успехи человека в специфических видах деятельности, и не являются широко распространенными. Их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования5.
Анализ литературы (Ю.М.Алиев, Г.В.Беда, И.Б.Ветрова, Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, А.Д.Гончаров, Е.А.Григорян, С.Н.Данилушкина, В.Н.Есипов, В.В.Иванченко, Е.А.Кибрик, Н.Г.Козлов, Н.А.Ко-ротков, В.К.Лебедко, А.Н.Леонтьев, А.А.Мажуга, Ю.Н.Окунев, А.С.Пучков, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.В.Седых, А.Е.Терентьев, Е.П.Торренс, А.В.Триселев, В.А.Фаворский, Е.В.Шорохов А.П.Ящу-хин) позволяет говорить о том, что проблеме формирование композиционных способностей уделено недостаточное внимание.
Композиционные способности можно определить как художественно-изобразительные способности, определяющие создание целостной структуры художественного произведения, единство которой обеспечивается установлением пространственно-смысловых связей между ее элементами6. Формирование композиционных способностей должно производиться в процессе обучения последовательно, по принципу движения от простого к сложному, и может осуществляться в системе четырёх основных этапов: 1) Дифференцированное освоение элементарных основ создания композиционного изображения. 2) Освоение взаимодействия композиционных закономерностей и средств создания изображения. 3) Освоение закономерностей и средств в системе передачи эмоционально-эстетических особенностей композиционного изображения. 4) Освоение композиционных закономерностей и средств создания целостного художественного образа в изображении7.
Можно выделить следующие особенности декоративной композиции: значительное разнообразие видов, техник и технологий декоративно-прикладного искусства; разнообразие применяемых материалов и инструмента; ограниченность цветовой палитры и изобразительных средств; влияние свойств материала (фактура поверхности, текстура; пластичность, твердость, прочность, плотность и др.); влияние способа обработки материала; пространственный характер изделий; воз-
5 Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.- М.: Норма, Инфра-М, 1999. -624 с.- С. 209 - 210.
6 Есипов, В.Н Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Есипов Владимир Николаевич. - М., 1986. - 283 с.- С. 18.
можность пластической композиции; наличие утилитарных функций изделия; большее значение композиционных приемов с использованием ритма; возможность использования композиционных приемов, не применяемых в академических видах искусства (например, при пластическом декорировании керамических изделий).
Соответственно описанным особенностям декоративной композиции и опираясь на работы авторов, исследовавших закономерности развития художественных композиционных способностей (С.Н.Данилушкина, В.Н.Есипов, А.И.Лобанов, С.А.Никитенков, В.В.Седых), структуру композиционных способностей в области декоративно-прикладного искусства можно представить следующим образом: 1) Четкость зрительного и тактильного восприятия. 2) Зрительная и тактильная память. 3) Точность оценки пространственных форм и их взаимного расположения. 4) Способность к восприятию и отображению предметов, явлений, идей. 5) Способность определять точку и угол зрения. 6) Способность различать оттенки цвета. 7) Способность к разграничению форм. 8) Комбинаторные способности. 9) Способность к целостному восприятию. 10) Способность к контролю и концентрации внимания. 11) Способность к целенаправленному наблюдению. 12) Способность к различению главных (определяющих, характеристических) и второстепенных (дополнительных) признаков.
13) Способность к детализации - типизации.
14) Способность к анализу - синтезу. 14) Способность к конкретизации - абстрагированию.
15) Точность и координация движений руки.
16) Способность к оценке и организации: симметрии, расположения центров, осей, плоскостей симметрии; контраста; баланса; пропорции; перспективы; проекции; движения; ритма; направления; вращения; акцента; регулярности; угла наклона (поворота) плоскости, прямой, оси простран-
ственного тела; кривизны поверхности; фактуры и текстуры поверхности; яркости; масштаба; соотношений и градации цвета и тона; соотношений и градаций света и тени; соотношений форм (пространственных, плоскостных); соотношений формы и фона; взаимосвязи и взаимообусловленности элементов изделия; степени упорядоченности; гармонии и дисгармонии; выразительности; реалистичности и стилизации8.
Таким образом, можно сказать, что композиционные способности - это сложное синтетическое образование, охватывающее свойства, без которых невозможна продуктивная художественная деятельность, такая как декоративно-прикладное творчество.
7Зубко, А.Ю. Формирование композиционной культуры в системе профессиональной подготовки художника-педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Зубко Анна Юрьевна.- Курск, 2011.- 385 с.- С. 273 - 275.
8Данилушкина, С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагоги-ческих вузов на занятиях по композиции: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Данилушкина Светлана Николаевна. - Алматы, 1999. - 216 с. - С. 121 - 123, 128; Есипов, В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов .... - С. 27; 78 - 79; Лобанов, А.И. Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции (на примере студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Лобанов Артём Иванович. - М., 2007. - 200 с. - С. 34; Никитенков, СА. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. ... кан. пед. наук : 13.00.02 / Сергей Алексеевич Никитенков. - Липецк, 2000. - 196 с. -С. 26, 31; Седьх, В.В. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.08 / Вадим Викторович Седых. - М., 2010 - 228 с. - С.151, 169 - 171.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF FORMATION OF COMPOSITIONAL ABILITIES OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS DEPARTMENT STUDENTS
© 2015 Y.S.Sachkova°
Samara State Institute of Culture and Art
The psychological and pedagogical aspect of "compositional abilities" conception in decorative and applied arts is considered in this article. The structure of compositional abilities in decorative and applied arts (with reference to its specificity) is proposed here.
Key words: decorative and applied arts, composition, rhythm, symmetry, abilities, stylization, structure, integrity.
о
Yekaterina Sergeevna Sachkova, Postgraduate of Department of pedagogy and psychology. E-mail: [email protected]