Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVITY / DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES / ABILITY / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рузиева М.Д., Алиева М.Н.

В статье речь идет о пути развитии художественно-творческих способностей и говорится что, лепка является средством развития творческих и креативных способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рузиева М.Д., Алиева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN IS AN IMPORTANT WAY IN HUMANIZING A PEDAGOGICAL PROCESS

The article deals with the development of artistic and creative abilities and states that modeling is a means of developing the child’s creative and creative abilities. Modern society is interested in raising a child as harmoniously developed in all respects, and most importantly, a creative person.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

УДК 371.012

Рузиева М.Д., н.п.н.

доцент Алиева М.Н. старший преподаватель ГОУ «Худжанский государственный университет имени академика Бабаджана Гафурова» Таджикистан, г. Худжанд

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - ВАЖНЫЙ ПУТЬ В ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: В статье речь идет о пути развитии художественно-творческих способностей и говорится что, лепка является средством развития творческих и креативных способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность.

Ключевые слова: творчество, развития, развития художественно-творческих способностей, способность, педагогический процесс.

Ruzieva M.D., n. p. n. associate professor Alieva M.N. senior lecturer

State Educational Institution "Khujand State University named after academician BabajanGafurov "

Tajikistan, Khujand

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN IS AN IMPORTANT WAY IN HUMANIZING A PEDAGOGICAL PROCESS

Annotation: The article deals with the development of artistic and creative abilities and states that modeling is a means of developing the child's creative and creative abilities. Modern society is interested in raising a child as harmoniously developed in all respects, and most importantly, a creative person.

Key words: creativity, development, development of artistic and creative abilities, ability, pedagogical process.

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.

Анализ психолого -педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с

продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.

Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению русских ученых как, О.М. Дьяченко, К.Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.

Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем. Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл - поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации педагогического процесса-усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий - приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

«Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С

ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир - маленький, игрушечный, но как настоящий» [3, с.24].

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного -тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» [2, с.14].

Техника лепки - самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); возможность создания объемных поделок; умение планировать работу и доводить ее до конца; богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке. Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей. Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении на специально организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках и в семье.

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом. Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо

формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.

Услышав слово « пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место.

«Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии. Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков» [4,

с.15].

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих и креативных способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок - это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творческих способностей.

Использованные источники:

1. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем /И.А.Лыкова//М.: Просвещение, 2000.-342 с.

2. Галанов А.С., "Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству" /А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова// М.: Просвещение, 2000.-176 с.

3. Григорьева Г.Г. "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности", М.: Наука, 1995.-215 с.

4. Григорьева Г.Г. "Развитие дошкольника в изобразительной деятельности", М., 2000.-173 с.

5. Федотов Г.Я., Посушная глина: основы художественного ремесла /Г.Я.Федотов//, М., 1999.-183 с.

6. Брыкина Е.К Творчество детей в работе с различными материалами /Е.К. Брыкина//-М.: Просвещение, 1999.-216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.