Сергеева Г.Ю. ©
Магистрант, кафедра дошкольного образования, Крымский инженерно-педагогический университет
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Аннотация
В статье исследуются общие положения процесса развития творчества детей дошкольного возраста с помощью ознакомления с природой, ее возможности в раскрытии детских способностей.
Ключевые слова:развитие,творчество, творческие способности. Keywords: development, creation, amative skills.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы вкладываем в это понятие. Часто творческие способности отождествляются со способностями к разнообразным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? В принципе можно предположить, что творческие способности свойственны любому человеку, нужно лишь суметь раскрыть их. Многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для воплощения того потенциала, который в различной мере и в той или иной форме присущ каждому. Творческие способности не создаются, а высвобождаются [5,137].
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [4, 363]. «Развитие творческих способностей, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня» [2,65]. Известно из научных исследований, что способности человека к разным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и быстрота усвоения отличается у детей. Эта закономерность раскрывается и в творческих способностях. Практический опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения. Развитие способностей осуществляется в процессе той или иной деятельности [1,8].
Детское творчество - это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский считал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его самобытность. Важное условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, принимает развивающий характер.
Детское творчество, как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
© Сергеева Г.Ю., 2016 г.
Детство является порой познания ребенком окружающего мира, порой выявления и развития творческих способностей, порой становления личности. Природа является фактором и условием развития творческих способностей у дошкольников. Ребенок с самого детства открывает и исследует для себя окружающий мир, он тянется к красочному, яркому, чувствует радость от общения с природой. Особенностями восприятия детьми красоты природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева [3, 14]. Совершенствовать творческое развитие личности ребёнка необходимо через накопление его опыта яркими образами природы. Ознакомление детей с природой - одно из главных средств их развития. В ходе чего улучшается ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней. Одними беседами и рассказами, на занятиях, любить и ценить природу не научишь. Здесь приходит на помощь фантазия и творчество самого педагога. Взаимосвязь изобретательной деятельности и ознакомление детей с природой, обогащает знания о мире так и изобретательные творчества ребёнка, красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помогать. Главная задача в развитии творческих способностей в процессе ознакомления с природой - это пробуждение у детей эмоционально-положительного отношения к ней. Природа- неиссякаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает чрезвычайное место, способствует формированию и развитию творческих навыков. Творческая деятельность возникает постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма.
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности, вот это эмоциональное отношение к окружающей природе и должна воспитывать система образовательных учреждений. Одним из главных источников воображения по общему мнению, искусствоведов, художников, психологов и педагогов, является природа, всегда вдохновляющая поэтов, писателей, художников. С огромным интересом воспроизводят природные объекты в своём изобразительном творчестве и дети. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции,воображение, положительное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства. Искусство передаёт окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует её. Но природу необходимо познавать, она, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение её богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития природы на формирование положительных сторон характера, индивидуальности ребёнка. Поэтому природа - источник для творчества. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно приобретается лишь при постоянном общении с природой [4, 11]. Творческое развитие детей может быть организовано в разных формах. В основе методики развития творческой деятельности детей дошкольного возраста лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. В.А.Сухомлинский писал о том, что если мы
сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творением человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несёт радость или грусть [5, 19]. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, творчеству. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным. Ребенка необходимо научить видеть природу. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Большая роль в развитии творческих способностей дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Наиболее эффективная последовательность работы такова:
- непосредственное восприятие природы;
- организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на
развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручья — все это восхитительно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи так же волнуют воображение ребенка. Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая стоит перед нами.
В каждом доме есть комнатные цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых умиляется. В городах есть деревья, бульвары, скверы, парки. И здесь мы учим детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы. Ребенок выбирает в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдает за его увяданием и зимним сном. Мы показываем детям особенности поведения птиц, учим описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок; рассказывать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться замечать окружающих домашних животных.
Задачи творческого развития дошкольников можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества. Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы. Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. В рамках настоящего исследования мы укажем общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Мы используем их и при обучении детей рисованию. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес. Кроме того, творческие задания и всякое проявление творчества сочетается с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним
из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах; обучает изобразительным способам и приемам [7, 2].
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» деду морозу, смастерить игрушку и др. Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т. е. дети соединяют разное содержание, материалы, способы работы. Наша задача — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Мы развиваем самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, оценку результатов и уровня самостоятельности, вопросы, предложения, выдумки, фантазии.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективно лишь в том случае, если оно представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [6, 18].Творческие способности у детей проявляются и развиваются в процессе ознакомления с окружающей природой. Этот процесс развивает личность ребенка, побуждает к мышлению, созданию новых образов. Окружающая природа создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. Окружающая природа ценна в педагогическом отношении, она оказывает большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства, создает определённый духовный настрой, интерес к миру. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Брыкина Е.К. "Творчество детей в работе с различными материалами" Педагогическое общество России М., 2002 г.
4. Дыбина О.В. и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002.
5. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. М., 2005.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2002.