Научная статья на тему 'Формирование творческой деятельности в дошкольном возрасте'

Формирование творческой деятельности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕМЬЯ / PRESCHOOL AGE / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / DIFFERENT TYPES OF CHILDREN''S ACTIVITY / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысова С. Д.

В статье раскрывается важная педагогическая задача на современном этапе это формирование творчества в дошкольном возрасте, которое формируется в процессе обучения и с самого раннего возраста. Особую роль в вопросах творческого развития дошкольников играет семья, которая отдает приоритет умственному развитию, а не развитию чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысова С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of creative activity in preschool age

The article reveals an important pedagogical task at the present stage the formation of creativity in preschool age, which is formed in the learning process and from an early age. A special role in the creative development of preschoolers is played by the family, which gives priority to mental development, not the development of feelings.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой деятельности в дошкольном возрасте»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 413-417

Формирование творческой деятельности в дошкольном возрасте

С.Д. Лысова

Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia

e-mail: lysovasuper@yandex.ru

Ключевые слова: дошкольный возраст, творчество, творческая деятельность, разные виды детской деятельности, семья.

Key words: preschool age, creativity, creative activity, different types of children's activity, family.

Резюме: В статье раскрывается важная педагогическая задача на современном этапе - это формирование творчества в дошкольном возрасте, которое формируется в процессе обучения и с самого раннего возраста. Особую роль в вопросах творческого развития дошкольников играет семья, которая отдает приоритет умственному развитию, а не развитию чувств.

Abstract: The article reveals an important pedagogical task at the present stage - the formation of creativity in preschool age, which is formed in the learning process and from an early age. A special role in the creative development of preschoolers is played by the family, which gives priority to mental development, not the development of feelings.

[Lysova S.D. Formation of creative activity in preschool age]

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А творческая деятельность в дошкольном возрасте имеет огромное значение: развивает данные природой способности ребенка - чувственную сферу и кругозор ребенка, психические процессы, способы передачи впечатлений и т.д. В процессе творческой деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих природных задатков. Занимаясь разными видами детской деятельности, дети приобщаются к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент внутреннего мира ребенка (Выготский, 1991). Творческое развитие личности дошкольника является приоритетной задачей воспитания и формируется в процессе обучения, потом дети переносят полученные знания и умения в

самостоятельную деятельность. Задача взрослых (педагогов и родителей) помочь ребенку в овладении знаниями, умениями, т.е. постоянно обогащать его опыт. Ребенка важно научить образному видению окружающего при знакомстве с различными явлениями в жизни, природе, искусстве - это источник «питания» творчества. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное, обогащают мир его душевных переживаний и способствуют зарождению художественных образов для творчества. Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Детское творчество - одна из форм и самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Считаем, что творчество является важнейшей характеристикой личности ребенка, которое необходимо формировать с самого раннего возраста на основе восприятия окружающего мира и практической деятельности. Участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности развивает его способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. Непростительно было бы пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте - этот период характеризуется возрастной чувствительностью ребенка. Поэтому, чем раньше маленький человек попадает в сферу целенаправленного воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Великий психолог Л.С Выготский утверждал, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Комарова,

2009; Лыкова, 2009).

Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всем людям, но в жизни редко можно встретить человека с хорошо развитым чувством прекрасного. Проблема заключается в том, что формирование эстетического вкуса надо начинать с раннего детства. Вместе с тем, художественные и эстетические чувства, так же, как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Особую роль в художественно-эстетическом воспитании ребенка играет семья как первый социальный институт, призванный заложить основы разностороннего развития ребенка. Во многих семьях наблюдается четко выраженное стремление родителей преимущественно к интеллектуальному развитию детей, в то время как воспитанию и развитию эмоциональной сферы, в том числе эстетической культуры личности, уделяется недостаточно внимания. Зачастую родители отдают приоритет обучению детей грамоте, начиная уже с самого раннего возраста, а не развитию чувств. Такая ориентация постепенно подменила эстетическое развитие умственным воспитанием. Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении можно сделать вывод, что ранний возраст - период наиболее интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям, одной из которых является художественно-эстетическое воспитание ребенка. Для гармоничного развития ребенка родителям необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста. Наиболее действенной формой взаимодействия является совместное творчество ребенка и родителей, которое позволяет объединить их интересы, предоставляет возможность для общения. Важное место в организации творческого общения родителей с детьми занимает дошкольное учреждение, педагоги которого направляют, помогают родителям правильно организовать данную деятельность. Понимая огромную роль художественно-эстетического воспитания детей раннего

возраста, признавая роль взрослого в руководстве их деятельностью, мы полагаем, что систематическая работа по приобщению к художественной деятельности поможет сформировать устойчивый интерес к творчеству.

На примере продуктивной деятельности дошкольника можно наблюдать, как творчество ребенка развивается в процессе этой деятельности и влияет на его всестороннее развитие. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника, осуществляется связь с развитием познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нравственным, эстетическим и физическим его воспитанием. Одновременно развиваются качества личности ребенка, как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать определенного результата. Занятия творческими видами деятельности: изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию чувственного опыта детей, побуждают малыша осваивать новые действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным, целостно воспринимать окружающий их мир, эмоционально сопереживать, выражая себя в деятельности. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Общаясь с эстетическими явлениями в жизни и искусстве, ребенок эстетически и художественно развивается.

Проблема развития детского творчества имеет достаточно широкий диапазон в истории научных исследований, и волновала ученых разный областей и направлений, как отечественных, так и зарубежных. Проблема развития детского творчества и сейчас является достаточно актуальной. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды

знаменитых ученых и находить новые пути решения данной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. 1991. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 166 с.

Комарова Т.С. 2009. Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез. 189 с.

Лыкова И.А. 2009. Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в изостудии. М.: Карапуз. 224 с.

Получена / Received: 17.09.2018 Принята/Accepted: 01.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.