Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 413-417
Формирование творческой деятельности в дошкольном возрасте
С.Д. Лысова
Московский государственный областной университет
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А
Moscow State Regional University
Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia
e-mail: lysovasuper@yandex.ru
Ключевые слова: дошкольный возраст, творчество, творческая деятельность, разные виды детской деятельности, семья.
Key words: preschool age, creativity, creative activity, different types of children's activity, family.
Резюме: В статье раскрывается важная педагогическая задача на современном этапе - это формирование творчества в дошкольном возрасте, которое формируется в процессе обучения и с самого раннего возраста. Особую роль в вопросах творческого развития дошкольников играет семья, которая отдает приоритет умственному развитию, а не развитию чувств.
Abstract: The article reveals an important pedagogical task at the present stage - the formation of creativity in preschool age, which is formed in the learning process and from an early age. A special role in the creative development of preschoolers is played by the family, which gives priority to mental development, not the development of feelings.
[Lysova S.D. Formation of creative activity in preschool age]
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. А творческая деятельность в дошкольном возрасте имеет огромное значение: развивает данные природой способности ребенка - чувственную сферу и кругозор ребенка, психические процессы, способы передачи впечатлений и т.д. В процессе творческой деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих природных задатков. Занимаясь разными видами детской деятельности, дети приобщаются к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент внутреннего мира ребенка (Выготский, 1991). Творческое развитие личности дошкольника является приоритетной задачей воспитания и формируется в процессе обучения, потом дети переносят полученные знания и умения в
самостоятельную деятельность. Задача взрослых (педагогов и родителей) помочь ребенку в овладении знаниями, умениями, т.е. постоянно обогащать его опыт. Ребенка важно научить образному видению окружающего при знакомстве с различными явлениями в жизни, природе, искусстве - это источник «питания» творчества. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное, обогащают мир его душевных переживаний и способствуют зарождению художественных образов для творчества. Для формирования творчества важно время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Детское творчество - одна из форм и самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Считаем, что творчество является важнейшей характеристикой личности ребенка, которое необходимо формировать с самого раннего возраста на основе восприятия окружающего мира и практической деятельности. Участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности развивает его способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. Непростительно было бы пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте - этот период характеризуется возрастной чувствительностью ребенка. Поэтому, чем раньше маленький человек попадает в сферу целенаправленного воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Великий психолог Л.С Выготский утверждал, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Комарова,
2009; Лыкова, 2009).
Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всем людям, но в жизни редко можно встретить человека с хорошо развитым чувством прекрасного. Проблема заключается в том, что формирование эстетического вкуса надо начинать с раннего детства. Вместе с тем, художественные и эстетические чувства, так же, как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Особую роль в художественно-эстетическом воспитании ребенка играет семья как первый социальный институт, призванный заложить основы разностороннего развития ребенка. Во многих семьях наблюдается четко выраженное стремление родителей преимущественно к интеллектуальному развитию детей, в то время как воспитанию и развитию эмоциональной сферы, в том числе эстетической культуры личности, уделяется недостаточно внимания. Зачастую родители отдают приоритет обучению детей грамоте, начиная уже с самого раннего возраста, а не развитию чувств. Такая ориентация постепенно подменила эстетическое развитие умственным воспитанием. Проанализировав педагогическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении можно сделать вывод, что ранний возраст - период наиболее интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям, одной из которых является художественно-эстетическое воспитание ребенка. Для гармоничного развития ребенка родителям необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста. Наиболее действенной формой взаимодействия является совместное творчество ребенка и родителей, которое позволяет объединить их интересы, предоставляет возможность для общения. Важное место в организации творческого общения родителей с детьми занимает дошкольное учреждение, педагоги которого направляют, помогают родителям правильно организовать данную деятельность. Понимая огромную роль художественно-эстетического воспитания детей раннего
возраста, признавая роль взрослого в руководстве их деятельностью, мы полагаем, что систематическая работа по приобщению к художественной деятельности поможет сформировать устойчивый интерес к творчеству.
На примере продуктивной деятельности дошкольника можно наблюдать, как творчество ребенка развивается в процессе этой деятельности и влияет на его всестороннее развитие. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника, осуществляется связь с развитием познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нравственным, эстетическим и физическим его воспитанием. Одновременно развиваются качества личности ребенка, как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать определенного результата. Занятия творческими видами деятельности: изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию чувственного опыта детей, побуждают малыша осваивать новые действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным, целостно воспринимать окружающий их мир, эмоционально сопереживать, выражая себя в деятельности. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Общаясь с эстетическими явлениями в жизни и искусстве, ребенок эстетически и художественно развивается.
Проблема развития детского творчества имеет достаточно широкий диапазон в истории научных исследований, и волновала ученых разный областей и направлений, как отечественных, так и зарубежных. Проблема развития детского творчества и сейчас является достаточно актуальной. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды
знаменитых ученых и находить новые пути решения данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. 1991. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 166 с.
Комарова Т.С. 2009. Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез. 189 с.
Лыкова И.А. 2009. Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в изостудии. М.: Карапуз. 224 с.
Получена / Received: 17.09.2018 Принята/Accepted: 01.10.2018