Пластилинография как педагогическая технология развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тюмеева Гиляна Леонидовна,
студент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Решетникова Татьяна Дмитриевна,
студент, Калмыцкий государственный университет
имени Б.Б. Городовикова
E-mail: [email protected]
Ниязова Камила Гафуровна,
студент, Калмыцкий государственный университет
имени Б.Б. Городовикова
E-mail: [email protected]
Сабирова Ирода Юрьевна,
студент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Кардаполова Надежда Александровна,
студент, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
В статье рассматривается пластилинография как эффективная технология развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе тематического кружка лепки в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе. Обозначена сущность пластилинографии как одной из педагогических технологий комплексного характера, оказывающей положительное влияние на развитие творческих способностей детей посредством реализации целенаправленной работы на базе кружка или в рамках тематических занятий по лепке. Проанализирована специфика пластилинографии как педагогической технологии, призванной развивать творческий потенциал детей на разных ступенях образовательного процесса за счет вовлечения в творческую деятельность. Определены возможности применения пластилинографии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для успешной активизации и развития творческого потенциала с ориентиром на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: пластилинография, педагогические технологии, творческие способности, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста.
На современном этапе развитие общества во многом зависит от каждого отдельного человека, так как все люди вносят свой вклад, что позволяет человечеству двигаться вперед по пути активного развития. Центральное место в обществе занимает человек, его способности, возможности, потенциал. По этой причине на данный момент времени создают оптимальные условия для того, чтобы каждый человек получил возможность для самореализации. Данная позиция нашла свое отражение и в образовательном процессе. Принятые государственные стандарты, регламентирующие деятельность образовательных организаций и педагогов, выдвигают на первый план потребность в комплексном развитии детей на всех ступенях образования. Такой подход ставит своей целью формирование личности, которая сможет найти свое место в обществе, внести вклад в его развитие посредством реализации личностного и творческого потенциала.
Современному человеку, которые стремится стать частью прогрессивного общества, необходимо быть творчески ориентированной, креативной личностью, способной быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. С учетом этого уделяется особое внимание развитию творческих способностей ребенка с ранних лет, что в долгосрочной перспективе позволит ему составить достойную конкуренцию на рынке труда, реализоваться в профессиональном плане, достичь социального и материального благополучия. Данная работа проводится на базе образовательных учреждений и регламентирована положениями образовательных стандартов, на которые опираются педагоги [6, с.51].
Развитие творческие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста является комплексной задачей, которая реализуется по разным направлениям за счет применения широкого спектра технологий, методов и форм работы с воспитанниками. Одной из такой технологий, которая на данный момент времени доказала свою эффективность в контексте развития творческих способностей детей обозначенных возрастных периодов, является пластилинография.
Пластилинография - это современная технология комплексного характера. В основе данного понятия лежит два смысловых корня: «графия» -подразумевает под собой создание, изображения, и «пластилин», в данном случае речь идет о материале, использование которого помогает реализо-вывать задумку автора посредством осуществления определенных манипуляций. Практическая ре-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ализация рассматриваемой техники предполагает совершение действий, направленных на формирование лепной картины в соответствии с обозначенным педагогом заданием. Результатом является композиция, созданная руками ребенка при непосредственном участии педагога, который оказывает помощь, если возникает такая необходимость.
Пластилинография реализуется в формате практических занятий, на которых дети осуществляют изобразительную деятельность посредством применения нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства. На данный момент времени данная технология широко применяется на базе образовательных учреждений разного профиля, включая дошкольные образовательные учреждения и начальную школу, что определяет ее актуальность и эффективность в контексте выполнения поставленной задачи -развить творческие способности детей [5, с.88].
Занятия лепкой с детьми проводятся в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагога, после перехода в начальную школу занятия не теряют своей актуальности, так как их эффективность в обозначенном возрасте не снижается. На занятиях по пластилинографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста у них формируется представление и практические навыки по применению совокупности приемов совершения манипуляций с пластилином. В результате у детей улучшается мелкая моторика, при грамотном подходе можно выявить талант ребенка к ручной работе творческой направленности.
Ребенок, который системно посещает занятия по пластилинографии, получает возможность развить у себя навыки, которые позволят создавать сложные лепные композиции, что даст возможность проявить творческое начало в практической деятельности. Все внимание на занятиях уделяется освоению совокупности приемов, каждый из которых помогают в выполнении поставленной задачи, осваивая их, дети постепенно начинают создавать более качественные композиции. Много внимания уделяется цвету пластилина, речь идет о средстве, которое позволяет обозначить признаки предметов. Дети учатся смешивать цвета, создавать собственные комбинации и применять их при создании лепных картин, тем самым получая уникальные творения, что дает возможность в полной мере реализовать творческое начало.
В рамках каждого занятия педагог ставит перед детьми не только практически ориентированные цели, но и реализует воспитательную функцию, результатом такого подхода является комплексное развитие личности ребенка, включая творческие способности. По мере освоения умений дети 5 получают первые результаты своей работы на за-§ нятиях по пластилинографии, что приводит к фор-й мированию устойчивого интереса к дальнейшему ° углублению в работу. На занятиях дети становят-ав ся авторами собственных тематических картин,
на начальных этапах активное участие в процессе принимает педагог, реализующий функции наставника. По мере развития навыков ребенок начинает выполняться задания самостоятельно, используя творческие способности как основу для получения необходимого результата. На занятиях у детей развивается воображение и фантазия, что дает им возможность реализовывать на практике собственные задумки [1, с. 108].
Технология пластилинографии, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, помогает им формировать практические навыки. Одновременно с этим дети получат возможность для сближения с природой, что поможет сформировать у них представление о необходимости бережного отношения к окружающему миру. В современных условиях, когда на первый план уделяется защите окружающей среды, такое понимание, сформированное у детей, дает возможность сформировать предпосылки для решения экологических проблем.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста познает мир посредством игры, в рамках которой реализуются разные виды деятельности, одной из них является изобразительная деятельность. В рамках изобразительной деятельности дети обозначенного возрастного периода усваивают совокупность графических и живописных умений и навыков, учатся подвергать анализу предметы и явления, которые происходят в окружающей действительности. В контексте работы, целью которой является развитие творческих способностей воспитанников, выполняется множество действий различного характера, включая манипуляции с пластилином, благодаря этому дети учатся создавать композиции, используя этот материал, чтобы создавать предметы, которые они видят вокруг себя. Рассматриваемая техника уже нашла свое применение на базе многих образовательных учреждений в отечественной и зарубежной практике, что обуславливает ее актуальность и эффективность в контексте развития творческих способностей детей [8, с. 40].
Техника пластилиновой живописи своеобразна и эффективна, что подтверждается многолетним опытом ее применения в работе с детьми разных возрастов. Посещая занятия, дети открывают для себя цвета, постепенно они начинают создавать свои собственные оттенки, в этом им помогает пластилин разных цветов. Технология совмещает в себе элементы лепки, при этом имеется неразрывная связь с изобразительной деятельностью. В результате дети учатся не только лепить фигуры из пластилина, но и создавать композиции с определенной цветовой палитрой. Педагог в свою очередь выступает в качестве помощника, заполняет пробелы, направляет детей, ставит перед ними задачи, передает знания, является проводником в мир пластилинографии.
Содержательная часть художественно-творческой деятельности, реализуемой посредством применения технологии пластилинографии на заняти-
ях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, предполагает выполнение определенного набора предварительно подобранных изделий, каждое из которых имеет свои отличительные особенности с точки зрения исполнения и характеризуется возрастающей сложностью. С каждым занятием задачи усложняются, что дает детям возможность идти по пути прогресса, улучшать свои навыки, осваивать новые приемы, дополнять композиции, реализовывать собственные задумки под чутким руководством педагога. Одновременно с этим сочетается с новыми элементами, освоение которых помогает ребенку улучшить свои навыки в пластилинографии. Рассматриваемая технология художественно-изобразительной деятельности появилась не так давно, и уже нашла свое применение в образовательном процессе при работе с детьми разных возрастов, что определило ее универсальность и эффективность, особенно в контексте развития творческих способностей [3, с.71].
В качестве основного материала используется пластилин, инструментом является рука, дети используют свои руки для создания изделий. Отличительная особенность этой технологии заключается в том, что она может быть использована на практических занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с ее помощью можно за относительной короткий срок получить необходимый результат и создать предпосылки для активизации творческого потенциала учащихся, вовлеченных в созидательную деятельность.
Занятия пластилинографией являются универсальными и эффективным инструментом, которые широко применяется педагогами, так как позволяет получить результат в виде комплексного развития детей.
Комплексный эффект от занятий пластилинографией находит свое выражение в следующих проявлениях:
• У детей происходит активное развитие совокупности психических процессов, включая внимания, память и мышление;
• У детей развивается воображение;
• У детей развивается восприятие, возможности ориентации в пространстве, сенсомоторная координация;
• Дети становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, закрепляют формы поведения;
• Наблюдается реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в творчестве [10, с.92].
Воспитанники реализуют инициативу по планированию содержательной части той деятельности, которую они осуществляют на занятиях. Постепенно у детей улучшается умелость рук, сила рук увеличивается, движения, выполняемые руками, обретают сформированные черты, также положительные тенденции затрагивают движения пальцев. По этой причине многие педагоги рассматривают занятия с пластилином как один из способов
подготовки ребенка к письму, которое он будет осваивать после перехода в начальную школу. Переход в начальную школу не является преградой для дальнейших занятий, поэтому дети посещают их в свободное от учебы время и улучшают свои навыки.
Пластлинография - это технология, польза которой заключается не только в развитии творческих способностей, но в ярко выраженном образовательном, социальном, психологическом эффекте, что определяет ее комплексность.
Реализация этой технологии в контексте образовательного процесса открывает доступ к интеграции различных образовательных сфер.
Основываясь на всем выше сказанном, можно прийти к выводу о том, что система обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, одной из основных задач которой является развитие творческих способностей, должна включать в себя современные технологии, одна из них - это пла-стилинография, применение которой актуально в разных возрастах и приносит результат с ориентиром на долгосрочную перспективу. По этой причине наблюдается возрастание интереса к этой технологии со стороны педагогов.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. С 320.
2. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин. М.: Педагогика, 2002. С 224.
3. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. М., 2014. С 235.
4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская. М.: Скрипторий, 2008. С 152.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись: Конспекты занятий/Г.Н. Давыдова. М.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012. С 305.
6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. С 255.
7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. М.: Карапуз, 2007. С 144.
8. Хакимова Г.А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С 192.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
9. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко. М.: ТИТУЛ, 2003. С 176.
10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие/ Т.Н. Яковлева. М.: ТЦ Сфера, 2010. С 171.
PLASTICINEOGRAPHY AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE
Tyumeeva G.L., Reshetnikova T.D., Niyazova K.G., Sabirova I. Yu., Kardapolo-va N.A.
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
The article considers plasticineography as an effective technology for developing the creative abilities of preschool and primary school children on the basis of the thematic circle of modeling in preschool educational institutions and elementary school. The essence of plasticineography is indicated as one of the pedagogical technologies of a complex nature, which has a positive impact on the development of children's creative abilities through the implementation of purposeful work on the basis of a circle or as part of thematic modeling classes. The specifics of plasticineography as a pedagogical technology designed to develop the creative potential of children at different stages of the educational process through involvement in creative activities are analyzed. The possibilities of using plas-ticineography when working with children of preschool and primary school age for the successful activation and development of creative potential with a long-term focus are determined.
Keywords: plasticineography, pedagogical technologies, creativity,
preschool children, primary school children.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. / D.B. Epiphany. Moscow: Academy, 2002. P. 320.
2. Vaynerman, S.M. Sensorimotor development of preschool children in the classroom for fine arts / S.M. Weinerman, A.S. Bol-shev, Yu.R. Silkin. Moscow: Pedagogy, 2002. P. 224.
3. Vygotsky L.S. imagination and creativity in childhood / L.S. Vy-gotsky. M., 2014. P. 235.
4. Gribovskaya, A.A. Teaching preschoolers decorative drawing, modeling, applications: lesson notes / A.A. Gribovskaya. Moscow: Scriptorium, 2008. P. 152.
5. Davydova G.N. Plasticineography. Animal painting: Notes of classes / G.N. Davydov. Moscow: Scriptorium 2012 Publishing House, 2012. P. 305.
6. Kazakova T.G. Theory and methodology for the development of children's fine arts: textbook. manual for university students studying in the specialties "Doshk. Pedagogy and psychology", "Pedagogy and methods of preschool. education" / T.G. Kazakov. M.: Humanitarian. ed. center VLADOS, 2011. P 255.
7. Lykova, I.A. Visual activity in kindergarten: Planning, class notes, methodological recommendations / I.A. Lykov. M.: Kara-puz, 2007. P. 144.
8. Khakimova G.A. Methods of introducing children to the fine arts // Pedagogical excellence: materials of the IX Intern. scientific conf. (Moscow, November 2016). M.: Buki-Vedi, 2016. P. 192.
9. Shvaiko, G.S. Classes in visual activity in kindergarten / G.S. Shvaiko. M.: TITUL, 2003. P. 176.
10. Yakovleva T.N. Plasticine painting. Methodological guide / T.N. Yakovlev. M.: TC Sphere, 2010. P. 171.
о с
u
CM CO