К вопросу о роли преемственности в работе детского сада и школы в процессе обеспечения формирования творческой активности и культуры общения у детей
Козенцева Екатерина Александровна,
студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Утнасунова Алтана Геннадьевна,
студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Клышева Алина Исбулатовна,
студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Майранбаева Аружан Бауржанкызы,
студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: [email protected]
Настоящая статья посвящена исследованию роли преемственности в работе детского сада и школы в процессе обеспечения формирования творческой активности и культуры общения у детей. Для каждого ребёнка очень важно, когда от рождения на протяжении всего процесса образования, включая дошкольное учреждение и школу, существует стабильная высококачественная учебная среда и учебный опыт на всех этапах образовательного процесса. Формирование творческих способностей и культуры общения детей в едином педагогическом процессе является необходимым условием гармоничного развития личности. Чувственное мировосприятие увлекает ребёнка, способствует раскрытию его творческих способностей, заложенных с самого рождения. Кроме того, большую роль в таком процессе играет вопрос формирования культуры общения детей, особенно детей дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является отправной точкой всестороннего личностного развития.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью углубления и расширения представлений об адаптации детей к школьному обучению после образовательного процесса в детском саду. Одним из способов успешной адаптации является преемственности в работе дошкольного и школьного образовательных учреждений. В современной педагогике намечается тенденция повышения интереса к вопросам формирования творческой активности и культуры общения детей.
Ключевые слова: адаптация, преемственность, школьный возраст, дошкольный возраст, творческая активность, культура общения.
о с
CJ
см см
Такие понятия, как «готовность» к школе или другие показатели «готовности» ребёнка к различным уровням образования, часто не учитывают готовность педагогов и школ к поддержке учеников. Педагоги должны быть готовы распознавать, место детей в их индивидуальной траектории, и обеспечивать соответствующий учебный опыт, основанный на этих компетенциях [3, с. 124].
Педагогам необходимо выработать общее понимание ожиданий и учебных подходов, используемых в разных условиях (например, дошкольное образование, детский сад, первый класс и т.д.). Это особенно важно во время переходов между подготовительным классом и детским садом, а также между другими уровнями обучения, когда риск несоответствий наиболее высок.
Руководители системы образования должны уделять первоочередное внимание межпрофессиональной практике и сотрудничеству для устранения пробелов и недостатков в подключении детей к образованию в различных образовательных секторах [4, с. 136].
Безусловно, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности в едином механизме педагогического процесса.
Чувственное восприятие способно полностью захватить ребёнка, подтолкнуть его к созидательной деятельности, творческим поискам. Кроме того, подобное восприятие способствует раскрытию творческого потенциала, который заложен в каждом ребёнке с рождения. В целях помощи ребёнку в процессе открытия себя со всех сторон необходимо создать условия для динамики творческого роста и поддерживать активное стремление ребёнка узнать мир во всех его проявлениях и ярких красках.
Личностное начало является основой творческого процесса. При этом само творчество - это свойство человеческой личности, признак определённого этапа её сформированности. Творчество является ценным, так как оно способствует воспитанию и развитию личности. В процессе творчества человек словно создаёт самого себя.
По Я.А. Пономарёву, критерием творческого акта следует считать «уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем сознательно-рациональном уровне творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходя-
щии на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия человека с миром и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт порождается интуицией и не может быть получен на основе логического вывода» [5, с. 185].
Сказанное выше целесообразно приводит к тому, что преемственность в работе детского сада и школы должна базироваться не только на развитии тех или иных способностей ребёнка, но и на развитии системы этих способностей, которые плавно переходят в единую цель - благоприятное личностное развитие, в частности, развитие культуры общения у ребёнка.
Ю.В. Касаткина и Н.В. Клюева полагают, что «дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности» [1, с. 68].
Интересную точку зрения можно обнаружить в педагогическом словаре А.Ю. Коджаспирова и Г.М. Коджаспировой, где общение понимается как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» [2, с. 149].
Практическим материалом данной работы послужили данные анкетирования родителей и педагогов 5 детских садов и 8 школ города Элисты. Объём выборки: родители - 70 человек, педагоги -36 человек, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений - 22 человека. Общее количество информантов - 128 человек.
В частности, первый вопрос, который был предложен информантам-родителям, информантам-педагогам и информантам-руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений, выглядел следующим образом: «Считаете ли Вы важным процесс преемственности в работе детского сада и школы?». Отметим, что на этот вопрос 100% опрошенных дали положительный ответ. Такой результат говорит о том, что и родители, и педагоги, и руководители и заместители образовательных учреждений признают важность преемственности в работе детского сада и школы.
Кроме того, участникам анкетирования было предложено ответить на вопрос «Важно ли наличие преемственности в работе детского сада и школы с точки зрения формирования творческих способностей ребёнка?».
При этом была указана возможность дать несколько вариантов ответов. В связи с этим были получены следующие ответы:
• да, безусловно (55,5%);
• скорее да, чем нет (38,3%);
• в какой-то степени (б,3%);
• нет (0,0%).
Таким образом, можно констатировать, стороны образовательного процесса отмечают большую роль преемственности в работе детского са-
да и школы в процессе благополучного формирования творческих способностей у ребёнка.
Участники анкетирования ответили на вопрос «Важно ли наличие преемственности в работе детского сада и школы с точки зрения формирования культуры общения ребёнка?».
В связи с этим были получены следующие ответы:
• да, безусловно (60,9%);
• скорее да, чем нет (32,8%);
• в какой-то степени (6,3%);
• нет (0,0%).
Полученные результаты позволяют сформулировать вывод о том, что родители, педагоги, а также руководители и заместители руководителей образовательных учреждений отмечают большую роль преемственности в работе детского сада и школы в процессе благополучного формирования культуры общения у ребёнка.
Итак, всеми сторонами учебного процесса признается важность преемственности в работе детского сада и школы. Наличие такой преемственности в полной мере способствует благополучной адаптации ребёнка к школе и дальнейшему успешному обучению и развитию. Кроме того, родители, педагоги, а также руководители и заместители руководителей образовательных учреждений отмечают важную роль преемственности в работе детского сада и школы в процессе благополучного формирования творческих способностей и культуры общения.
Литература
1. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 240 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2011. - 176 с.
3. Лапцевич И.М., Сачава О.С. Единое образовательное пространство «Детский сад-школа»: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика. - № 3. - 2014. -С.122-126.
4. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: сборник научных статей и методических разработок / сост. О.А. Блохина. - Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019. -372 с.
5. Пономарёв Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990. - 302 с.
TO THE QUESTION OF THE ROLE OF CONTINUITY IN THE WORK OF KINDERGARTEN AND SCHOOL IN THE PROCESS OF ENSURING THE FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY AND A CULTURE OF COMMUNICATION IN CHILDREN
Kozentseva E.A., Utnasunova A.G., Klysheva A.I., Mayranbaeva A.B.
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
C3
о
CD "O
1=1 А —i О
сз т; о m О от
З
ы о со
This article is devoted to the study of the role of continuity in the work of kindergarten and school in the process of ensuring the formation of creative activity and a culture of communication in children. It is very important for every child to have a stable high-quality learning environment and learning experience from birth throughout the entire education process, including preschool and school, at all stages of the educational process. The formation of the creative abilities and culture of communication of children in a single pedagogical process is a necessary condition for the harmonious development of the personality. Sensual perception of the world completely captivates the child, contributes to the disclosure of his creative abilities, laid down from birth. In addition, an important role in this process is played by the issue of forming a culture of communication among children, especially children of preschool age, since it is this age that is the starting point of all-round personal development. The relevance of this study is determined by the need to deepen and expand the understanding of the adaptation of children to schooling after the educational process in kindergarten. One of the ways of successful adaptation is continuity in the work of preschool and school educational institutions. In modern pedagogy, there is a ten-
dency of increased interest in the formation of creative activity and
the culture of communication of children.
Keywords: adaptation, continuity, school age, preschool age, creative activity, communication culture.
References
1. Klyueva N.V. We teach children to communicate / N.V. Klyueva, Yu.V. Kasatkina. - Yaroslavl, 2003. - 240 p.
2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogical dictionary / G.M. Kod-zhaspirova, A. Yu. Kojaspirov. - M.: Academy, 2011. - 176 p.
3. Laptsevich I.M., Sachava O.S. Unified educational space "Kindergarten-school": from theory to practice // Education management: theory and practice. - № . 3. - 2014. - P. 122-126.
4. Organization and implementation of the continuity of preschool and primary general education: a collection of scientific articles and methodological developments / comp. O.A. Blokhin. - Kaliningrad: Publishing house of the Kaliningrad Regional Institute for the Development of Education, 2019. - 372 p.
5. Ponomarev Ya.A. Psychology of creativity: general, differential, applied. - M., 1990. - 302 p.
o d
u
CM CM