Научная статья на тему 'Влияние продуктивных видов деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста'

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюмаева Н. Б.

Рассматривая развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, было отмечено что воображение, это не что иное как отражение действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюмаева Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Дюмаева Н.Б.*

Детский сад № 1, г. Белгород

Рассматривая развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, было отмечено что воображение, это не что иное как отражение действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка.

Продуктивные виды деятельности позволяют создавать новые, необычные образы. Поэтому важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды в продуктивной деятельности, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные. Например: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги, скотч и т.д.); рисование не только карандашами и красками, но и рисование свечой, солью, песком, зубной пастой; аппликация не только бумагой и картоном, а также макаронными изделиями, скорлупой, нитками и т.д. Действуя с такими предметами, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, у ребенка интенсивно работает воображения.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу и т.д., внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует воображение ребенка.

Работа по развитию воображения в продуктивных видах деятельность на основе использования нетрадиционных художественных техник изображения принесла свои плоды - дети стали более раскрепощенными, уверенными. Они легко создавали необыкновенные образы, устанавливали причинно-следственные связи между придуманным объектом и его деятельностью. Путем рассуждений и фантазирования дошкольники стали более подробно детализировать сюжеты своих работ. Тематика рисунков, аппликаций и лепных работ стала более разнообразной. Дети стали создавать оригинальные образы, выдвигать творческие идеи и замыслы, проявлять фантазию при создании того или иного образа.

* Воспитатель.

Техническая сторона в применении нетрадиционных художественных техник изображения была подчинена задаче создания в рисунке необычного образа. Именно эта цель определяла выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, мы подбирали тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно. Так же учитывали то, что это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоили изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Используя нетрадиционные художественные техники в продуктивных видах деятельности были подготовлены следующие материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; пастель; уголь; сангина; восковые свечи; нитки разной фактуры; трубочки разного диаметра; засушенные листья, печатки из поролона, пенопласта, ластика; пробки от бутылок (железные, из пластика, из пробкового дерева); зубной порошок; жидкое мыло; палочки с заточенными концами, зубная паста, морская соль, крупы, макаронные изделия и т.д.

Вместо традиционных карандашей и кисточек предлагалось детям использовать для рисования собственные пальцы, ладонь, нитки, свечи, поролон и т.д. Тем самым, порождая необыкновенные решения, создавая необычные рисунки. Переходя от одного аспекта проблемы к другому, дети не ограничивали работу своего воображения, а делали определенный логический анализ, тем самым, стимулируя работу творческого мышления которое характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений в решении изобразительных задач.

Используя в продуктивных видах деятельности нетрадиционные художественные техники убедились в том, что детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют нетрадиционными материалами. Рисунки детей получаются необычно выразительными потому что, получаются разные линии, форма, необычная цветовая гамма, зачастую сюжет, которого не планировали и т.д.

В аппликации использование семян и круп для создания картин и поделок всегда привлекало детей. Дети получали удовольствие при работе с таким материалом. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы, необыкновенные работы. Дети проявляют инициативу, фантазируют и сами удивляются тому, что у них получается.

Кроме семян и круп в аппликации использовали и иные материалы: хвою, веточки, перья, мох, маленькие камешки, ракушки, засушенные ягоды (рябина, шиповник), специи (перец-горошек, гвоздику, кориандр и т.д. вот несколько примеров, что можно сделать: крышки от бутылок - это колёса, спичечные коробки - кузов машины. Раскрашенные кусочки пенопласта могут быть чем угодно - камешками, горкой, светофором. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Всё это наклеиваем на картон - «шедевр» готов!

В настоящее время использование глины и пластилина в лепке детей дошкольного возраста может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в практику развития дошкольников. Но использование «необычных» (не только изобразительных) материалов и средств, их сочетание, а также приемов работы с ними принято называть «нетрадиционными».

Приступая к обучению детей лепке нетрадиционными материалами была изучена педагогическая литература и опыт работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений в продуктивных видах деятельности, в частности лепке. Были выделены характерные особенности нетрадиционных техник лепки:

- разнообразие нетрадиционных пластических материалов: соленого теста, фольги, плодов репейника, снега, сырого песка, бумажной массы, ваты с клейстером;

- дополнительный материал (природный, предметный): различные каркасы - полая яичная скорлупа, скорлупа орехов, палочки для скрепления деталей, спичечные коробки, бумажные стаканчики, трубочки для коктейля и другие материалы. Каркас нужен для придания изделию большей прочности, легкости, устойчивости, динамичности. Для украшения лепных работ используются бисер, цветные бусинки, камушки, ракушки, семена и плоды растений, в качестве дополнительного материала для придания работам большей выразительности могут использоваться пуговицы, колпачки от фломастеров, веревочки, сосновые иглы и прочее;

- связь лепки с другими видами детской изобразительной деятельности: рисованием, аппликацией, конструированием.

Обобщенный анализ педагогической литературы позволил выделить разнообразные нетрадиционные техники в лепке дошкольников, которые нами были использованы наряду с традиционными: лепка из соленого теста; техника папье-маше; лепка из фольги; лепка из колючек репейника; лепка из снега; лепка из песка. Вылепливая различные поделки из соленого теста, дети фантазировали о том, что поделки после просушивания, можно использовать в играх. Создавая картины из пластилина с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или размазывая их по поверхности основы, тем самым получая сюжет, дети воображали, как они будут украшать групповую комнату картинами изготовленными ими.

Создавая картины техникой «пластиковой живописи», дети учились смешивать пластилин разного цвета, размазывать один цвет пластилина на другом на границе их соединения, тем самым получая плавное «вливание» одного цвета в другой с целью получения нужного оттенка, при этом фантазируя о том, как они будут лепить необычные планеты, сказочных персонажей из мультфильмов и т.д.

Дети с большим удовольствием «рисовали» картины и вылепливали придуманных персонажей жгутиками из пластилина, которые наносили на твердую основу и создавали силуэтное изображение.

Дети создавали картины на пластилине, соленом тесте или глине при помощи «печатания». Для этого на пластическом материале, который тонким слоем наносили на основу, намечали схематический контур будущего изображения. Сам рисунок выполняли различными предметами, оставляющими на пластическом материале отпечатки.

Способом налепа на пластиковые бутылки, банки изменялась их поверхность - бросовый материал превращался в башни, терема, дворцы, а, соединив их вместе, дети создавали композиция сказочного города, фантазируя о том, что можно еще сделать.

В процессе обучения детей лепке детям предлагалось «Путешествие по стране Выдумляндии», автором которого является Т.А. Копцева. Оно позволяет активизировать интерес детей к лепке, способствует развитию их воображения, нацеливает детей на создание оригинальных, необычных образов; ведь в этой стране можно встретить то, чего нет в повседневной жизни.

Нетрадиционные техники позволяли детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к данному виду деятельности, способствовали удовлетворению потребности детей в художественном выражении, проявлении фантазии и воображения.

В качестве основного достоинства выделяет привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показал, что условия для освоения детьми нетрадиционных художественных техник созданы. В групповом помещении создана специально оборудованная и эстетично оформленная зона для продуктивной детской деятельности, что способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду деятельности. Художественные материалы и необходимое оборудование, используемое в продуктивной деятельности, соответствует возрастным возможностям детей и располагается на стеллажах - ярко оформленных, доступных детям. Специальная полка отведена под разнообразный природный материал. В ярких разноцветных коробочках хранится различная крупа, палочки для коктейля, пуговицы, крупные бусины и т.п.

Групповые помещения оформлены детскими фото и лепными работами в различных нетрадиционных техниках, оборудованы специальные стенды (выставочные) и полка для хранения продуктов самостоятельной детской художественной деятельности.

Таким образом, основу для развития воображения в продуктивных видах деятельности создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. В продуктивных видах деятельности ребенок учится способам и средствам преобразования, у него развиваются его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

© Жукова М.А.*

Детский сад № 8 «Малыш», Белгородская область, Губкинский район, с. Сапрыкино

Нравственные качества являются одними из основных, системообразующих компонентов в структуре личности человека, и обусловливают как направленность всех его отношений, так и внешние проявления его характера. Насчитывается более 200 нравственных качеств, которые в своей совокупности составляют содержание нравственного воспитания. Проанализировав их можно выделить 10 нравственных качеств, которые, наиболее важно формировать в дошкольном учреждении: гуманизм, в основе которого заложены уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку; доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру; ответственность как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой; активность как добровольное участие в общественной жизни, инициативность; бережливость, в основе которой заложено содержание в порядке личных вещей, бережное отношение к общественному имуществу; честность как искренность, правдивость, нетерпимость ко лжи, обману; бескорыстие - качество человека, который в своих поступках руководствуется не собственной выгодой, а для пользы дела и других людей; чувство товарищества как добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам; отзывчивость как сочувствие, готовность всегда прийти на помощь; вежливость - качество, характеризующее поведение человека, основывается на уважении к другому человеку, доброжелательности к людям.

* Заведующий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.