Научная статья на тему 'Организация предметно-развивающей среды в продуктивной деятельности для развития воображения старших дошкольников'

Организация предметно-развивающей среды в продуктивной деятельности для развития воображения старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюмаева Н. Б.

Воображение включено в процессы самых различных видов детской деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами продуктивной деятельности – в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюмаева Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация предметно-развивающей среды в продуктивной деятельности для развития воображения старших дошкольников»

ного обслуживания, системообразующим признаком которой является использование технологии опережающего обучения.

Список литературы:

1. Аниськина Н.Н. Качество профессионального образования: тенденции и перспективы [Текст] / Н.Н.Аниськина // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - N 3. - С. 1-4.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебник для вузов. - М.: Гар-дарики, 1999. - 37 п.л.

3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности: монография. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - 24 п.л.

4. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям 030000 / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Дюмаева Н.Б.*

Детский сад № 1, г. Белгород

Воображение включено в процессы самых различных видов детской деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами продуктивной деятельности - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

Воображение, это не что иное как отражение действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. А продуктивные виды деятельности позволяют создавать новые, необычные образы.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды в продуктивной деятельности, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные. Например: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги, скотч и т.д.); рисование не только карандашами и красками, но и рисование свечой, солью, песком, зубной пастой; аппликация не только бумагой и картоном, а так же макаронными изделиями, скорлупой, нитками и т.д. Действуя с такими предметами, наде-

* Воспитатель.

ляя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, у ребенка интенсивно работает воображения.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу и т.д., внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует воображение ребенка.

Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении подобраны и используются нетрадиционные художественные техники, которые реали-зовываются на занятиях продуктивной деятельность.

Некоторые нетрадиционные художественные техники и технология их выполнения представлены в таблице.

Таблица 1

Нетрадиционные художественные техники и техника их выполнения

№ п/п Название нетрадиционных художественных техник Техника выполнения

Рисование нетрадиционными художественными техниками

1. Рисование солью Техника выполнения заключалась в следующем - предварительно на бумаге делали наброски, мочили их водой с помощью кисти, сверху посыпали солью, ждали пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль удаляли (ссыпали). Когда всё подсохнет, нарисовали недостающие элементы и раскрашивали. Солью, мы рисовали стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

2. Рисование молоком Технология выполнения заключалась в следующем - на листе белой бумаги рисовали молоком. Когда молоко высохнет, рисунок исчезнет. Для того, чтобы узнать что было нарисовано достаточно прогладить бумагу утюгом или поддержать ее над включенной настольной лампой.

3. Рисование свечой Суть этого способа заключалась в том, что краска скатывается с поверхности, по которой предварительно провести свечой. Технология выполнения была следующей - кистью или тампоном с краской, проводили по листу - на цветном фоне появлялся рисунок.

4. Рисование зубной пастой Для данного необычного способа рисования нужны зубная паста и шприц (без иголки). Зубная паста может быть как белого цвета, так и цветная, в зависимости содержания рисунка. Шприц использовали вместо карандаша. В шприц набирали зубную пасту и постепенно выдавливали на лист бумаги, оставляя за собой след.

Аппликация нетрадиционными художественными техниками

1. Аппликация на воздушном шаре Основой данной аппликации являлся воздушный шарик, который обматывали нитками (нитки можно использовать различной толщины), каждый слой смазывали клейстером, или клеем ПВА. Давали просохнуть. Удаляли шарик. Из цветной или бархатной бумаги, ткани различной фактуры вырезали и приклеивали детали.

Продолжение табл. 1

№ п/п Название нетрадиционных художественных техник Техника выполнения

2. Квиллинг (бумагок-ручение) Это техника работы со скрученной бумагой, в результате которой получаются необычные узоры, придающие изделию легкость и воздушность. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Сформировав сердцевину спирали, продолжается работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга (спицы, шила). Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

3. Объемная аппликация Объемной аппликации добиваются разными способами. Можно использовать бумажные листочки, сложенные гармошкой несколько раз, можно использовать двухсторонний скотч. Также можно использовать пластилин, но он промасливает бумагу и может испортить работу. Объем можно обеспечить, свернув бумагу в трубочки, наклеивая надрезанную бумагу слоями и т.д..

4. Аппликация из круп и семян Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры, краски (по необходимости). На картоне рисуем изображение будущей картины. Смазываем клеем ПВА и густо посыпаем крупами, укладываем семена. Можно использовать как один вид крупы, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.

Лепка нетрадиционными художественными техниками

1. Пластилиновая живопись Техника выполнения очень проста: смешиваем необходимые цвета, отщепляем маленький кусочек, скатываем в руках шарик и сплющиваем и размазываем с одной стороны шарик по картону Чем разнообразнее по цвету будут шарики в пределах одной плоскости, тем живописнее будет выглядеть картина. Дальние формы делайте проще по цвету, т.е. используя один-два оттенка. Таким образом, картина будет казаться более объемной. Детали сложной конфигурации (уши, щеки, глаза и т.п.) можно выполнить расплющенным пятном, от которого стеком отсекаются излишки.

2. Лепка из воска Воск очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми старшего дошкольного возраста. Воск разрезают на кубики 3х3 см, погружают в горячую воду и лепят, пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.

3. Лепка из соленого теста Соленое тесто для лепки готовится так: нужно взять 2 чашки муки, 1 чашку соли и, понемногу добавляя горячую воду замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, зеленку, свекольный сок. Готовое тесто можно 1-2 недели хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом воздухе до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.

Продолжение табл. 1

№ п/п Название нетрадиционных художественных техник Техника выполнения

4. Техника обмазывания Для выполнения данной техники необходим бросовый материал. Можно обмазывать стаканчики от сметаны и йогурта, спичечные коробки, орехи, коробочки и др. Потом украшать их крупами, пуговицами, перышками и т.п.

Техническая сторона в применении нетрадиционных художественных техник изображения подчинена задаче создания в рисунке необычного образа. Именно эта цель определяла выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, мы подбирали тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно. Так же учитывали то, что это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоили изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Используя нетрадиционные художественные техники в продуктивных видах деятельности были подготовлены следующие материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; пастель; уголь; сангина; восковые свечи; нитки разной фактуры; трубочки разного диаметра; засушенные листья, печатки из поролона, пенопласта, ластика; пробки от бутылок (железные, из пластика, из пробкового дерева); зубной порошок; жидкое мыло; палочки с заточенными концами, зубная паста, морская соль, крупы, макаронные изделия и т.д.

Вместо традиционных карандашей и кисточек предлагалось детям использовать для рисования собственные пальцы, ладонь, нитки, свечи, поролон и т.д. Тем самым, порождая необыкновенные решения, создавая необычные рисунки. Переходя от одного аспекта проблемы к другому, дети не ограничивали работу своего воображения, а делали определенный логический анализ.

В аппликации использование семян и круп для создания картин и поделок всегда привлекало детей. Дети получали удовольствие при работе с таким материалом. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы, необыкновенные работы. Дети проявляют инициативу, фантазируют и сами удивляются тому, что у них получается. Кроме семян и круп в аппликации использовали и иные материалы: хвою, веточки, перья, мох, маленькие камешки, ракушки, засушенные ягоды (рябина, шиповник), специи (перец-горошек, гвоздику, кориандр и т.д.

Обобщенный анализ педагогической литературы позволил выделить разнообразные нетрадиционные техники в лепке дошкольников, которые нами были использованы наряду с традиционными: лепка из соленого теста; техника папье-маше; лепка из фольги; лепка из колючек репейника; лепка из снега; лепка из песка.

Вылепливая различные поделки из соленого теста, дети фантазировали о том, что поделки после просушивания, можно использовать в играх. Соз-

давая картины из пластилина с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или размазывая их по поверхности основы, тем самым получая сюжет, дети воображали, как они будут украшать групповую комнату картинами изготовленными ими.

Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показало, что условия для освоения детьми нетрадиционных художественных техник в продуктивных видах деятельности созданы. В групповом помещении создана специально оборудованная и эстетично оформленная зона для продуктивной детской деятельности, что способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду деятельности. Художественные материалы и необходимое оборудование, используемое в продуктивной деятельности, соответствует возрастным возможностям детей и располагается на стеллажах - ярко оформленных, доступных детям. Специальная полка отведена под разнообразный природный материал. В ярких разноцветных коробочках хранится различная крупа, палочки для коктейля, пуговицы, бусины и т.п. Групповые помещения оформлены детскими фото и лепными работами в различных нетрадиционных техниках, оборудованы специальные стенды (выставочные) и полка для хранения продуктов самостоятельной детской продуктивной деятельности.

Список литературы:

1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М., 2004. - 128 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008. - 160 с.

3. Лыкова И.А. Нетрадиционные художественные техники в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 112 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

© Зимин А.В.*, Зимина Н.С.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск Сеяхинская школа-интернат, ЯНАО, с. Сеяха

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в

* Аспирант ТГСПА им. Д.И. Менделеева.

* Учитель МБОШ-И «Сеяхинская школа-интернат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.