Научная статья на тему 'Развитие хозяйственного партнерства в прибрежных зонах'

Развитие хозяйственного партнерства в прибрежных зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИБРЕЖНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / REGIONAL DEVELOPMENT / GOVERNMENT AND BUSINESS INTERACTION / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / COASTAL AREAS / MANAGEMENT SYSTEMS / SOCIAL AND ECOLOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворцова Елена Николаевна

Базовой основой эффективного развития хозяйства прибрежных территорий является интенсивное межрегиональное и международное сотрудничество, которое подразумевает создание различных стратегических хозяйственных альянсов всех заинтересованных сторон. Это позволяет улучшить весь процесс принятия решений по их комплексному социально-экономическому развитию через управление выбором современных мировых технологий, а также за счет создания конкурентных альтернативных направлений будущего хозяйственного развития, включая мотивировку выбора или изменения направлений развития с учетом возможных рисков, опасностей и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic faindation of efficient development of the economy of the coastal areas is an intensive interregional and international cooperation, which means creation of different alliances of all interested parties. It allows to improve the decision-making process on their integrated social and economic development through managing the choice of modern techniques and by creating competitive alternative directions of economic development, including motivation of the choice or changing direction of development, considering possible future risks, threats or dangers.

Текст научной работы на тему «Развитие хозяйственного партнерства в прибрежных зонах»

Развитие хозяйственного партнерства в прибрежных зонах

Е.Н. Дворцова

В последние годы даже лидеры транснациональных корпораций все больше осознают, что загрязнение окружающей среды, бедность, а также отрицательные воздействия глобализации, в частности мировые кризисы, могут иметь серьезные негативные последствия для результатов их хозяйственной деятельности, и поэтому стараются включиться в процесс принятия социально-экономических решений, выработки правил и их исполнения. Результатом понимания этой проблемы является усиления их участия в программах межрегиональных союзов и международных организаций, а также в реализации общественных обязательств корпоративной и социальной ответственности.

Кроме того, международные корпорации играют важную роль в мировой системе глобального управления, которая включает экономическую деятельность, сотрудничество с национальными и иностранными правительствами, возрастающее значение международных связей, влияние на экологические и социальные условия в тех районах, где они функционируют. В тоже время, анализ хозяйственного управления в условиях процесса глобализации часто упускает или преуменьшает роль даже наиболее крупных представителей частного сектора как участников или как исполнителей при реализации определенных природохозяйственных функций. Изменения в общественном сознании и достижение консенсуса среди представителей бизнес-элиты в отношении вопросов защиты окружающей среды, борьбы с бедностью, охраны труда, негативных последствий глобализации способствовали тому, что международные корпорации стали чаще участвовать в государственной и общественной деятельности по этим проблемам.

Корпорации уже осознали, что они должны решить еще целый ряд вопросов, помимо тех, которые касаются международных стандартов, связанных с производством, и международных торговых режимов. Сегодня для них загрязнение среды обитания, изменение климата, уровень жизни, а также социальной защищенности населения в совокупности могут повлечь снижение ожидаемых экономических результатов и исполнения принимаемых решений.

Крупные международные компании осознают необходимость быть включенными в решение большинства социальных и экологических проблем в силу того, что условия частного сектора имеют два наиболее существенных преимущества для влияния на решение следующих социальных проблем - это гибкость в действиях по реагированию на изменяющиеся условия, а также возможность использования человеческих и капитальных ресурсов, не доступных для государственного и общественного неправительственного секторов.

Необходимая сегодня ответственность компаний может быть охарактеризована как обязательство бизнеса по управлению и содействию улучшению экономической, экологической и социальной составляющей его деятельности на уровне отдельных фирм, а также в местном, региональном и глобальном масштабе. Важным компонентом в осуществлении корпоративной и социальной ответственности является совершенствование норм регулирования конкурентоспособности компаний с тем, чтобы способствовать формированию частных партнерств, а также осуществлению взаимодействия с государством и представителями гражданского общества по реализации этого обязательства.

Они имеют реальную экономическую и конкурентную необходимость реагировать на положительные и отрицательные эффекты своих действий для обеспечения экономической устойчивости общества, которые могут иметь в целом негативное влияние на уровень их прибыли. Кроме того, в регионах экономический итог их деятельности является более широким понятием традиционного измерения результатов деловой активности, включая параметры устойчивости ведения бизнеса и человеческого капитала.

Для этого, во-первых, при измерении общерегиональной экономической результативности, как правило, оценивается воздействие бизнеса на сообщество, в котором осуществляются хозяйственные действия. Второй итог учитывает экологические последствия воздействия производства и хозяйственной деятельности для окружающей среды, состав выбросов и вредных выделений, а также формирует способы управления этими процессами. В-третьих, социальный итог подразумевает способ управления, выбранный компанией для решения таких вопросов, как этнический и тендерный состав, продолжительность рабочего дня и оплата труда, безопасность труда, а также вклад компании в оказание социальных и других общественных услуг.

Именно в таком понимании сегодня используется современный термин - «прибрежная зона», рассматриваемая как некое единое пространство, в котором происходит активное взаимодействие природных, экономических и социальных процессов, определяемых наличием береговой (прибрежной) и морской деятельности. Однако при таком комплексном и системном подходе к развитию прибрежных (береговых) территорий возникает целый ряд проблем, решению которых следует придать приоритетное национальное и международное значение.

Так, например, выделяемые сегодня приоритеты распространяются, прежде всего, на проблемы охраны и защиты природной среды от последствий хозяйственной деятельности, а также среды обитания человека. Однако при этом необходимо отметить, что до сих пор в России отсутствует даже «узаконенный» статус самой береговой зоны, не говоря уже об организационной основе всего ведения хозяйственной прибрежной деятельности, а также

распределения освоения земельного фонда рассматриваемых территорий и, наконец, ведения экологического мониторинга береговой зоны и окружающих её морских акваторий.

Дальнейшее развитие нашей национальной экономики настоятельно требует определить правовой статус береговой зоны и зоны морей и разграничить полномочия органов государственной власти для создания особой организационной структуры, которая позволила бы более эффективно управлять использованием, защитой и охраной этой особо важной, с точки зрения развития хозяйства страны, прибрежной зоны в целом.

Социально-экономическая характеристика развития таких макротерриторий может быть построена на исследовании четырех основных сфер, имеющих наиболее важное значение для определения проблем и перспектив дальнейшего развития. Речь идет о географическом положении, экономическом профиле, социальной ситуации и инфраструктурной обеспеченности территории. Результатом является типология региональных и муниципальных образований, входящих в макротерриторию, в соответствии с базовой типологической матрицей и определение структуры макрорегиона с точки зрения логики перспективного развития. Сценарии развития всех прибрежных районов должны быть представлены, по крайней мере, в виде двух основных вариантов развития событий, т.е. инерционного и инновационного.

Первый, в целом, предполагает стагнацию, консервацию современных тенденций и технологий, углубление существующих проблем, и, зачастую, дальнейшее нарастание кризисных тенденций (рецессии развития). В рамках же оптимистичного инновационного сценария рассматриваются перспективы развития ситуации с учетом целенаправленного регулирования процессов самодостаточного устойчивого развития и реализации ряда мер, способных смягчить существующие территориальные диспропорции и оптимизировать пространственную организацию макротерритории в целом. В соответствии с выбранным вариантом сценария должна формироваться особая система управления прибрежными территориями с определением места, роли и значимости участия в решении данных проблем иностранных и национальных партнеров.

При этом частным компаниям и государству необходимо сосредоточить внимание на методах, позволяющих нейтрализовать как постоянно действующие, так и временные внутренние и внешние факторы неустойчивости развития прибрежного хозяйства. Причем, в этой связи было бы целесообразным определить и использовать соответствующие организационно-правовые способы их преодоления. В этой связи для решения проблем «временных» можно было бы использовать программные методы, а для решения проблем «постоянных» - методы законодательные.

Необходимо при этом задействовать внутренние источники финансирования, накопления, скрытые в жесткой системе государственной поддержки. Государство, предоставляя регионам финансовые ресурсы, часто не передает им право собственности на них, что резко уменьшает эффективность их использования. Один из примеров — дотирование завоза продукции в отдаленные регионы России со строгими целевыми ограничениями на использование полученных средств. В ряде случаев многие российские прибрежные регионы также могли бы воспользоваться своим правом на соответствующую государственную поддержку для получения льготных кредитов и финансирования социальных проектов, способных обеспечить общественные потребности в поддержке в ближайшей перспективе.

Для этого, в частности, потребуется усовершенствовать схему предоставления государственной централизованной помощи, а также превращения обязательств государства о финансовых гарантиях поставок продукции в ценные бумаги. Следует также иметь в виду, что сам метод выбора вариантов использования централизованных ресурсов с течением времени будет меняться под влиянием развития реального федерализма, то есть по мере осознания регионами своих интересов и развития организационных и правовых форм их защиты.

Как показывают прогнозы развития мирового хозяйства, в будущем в прибрежных территориях ожидается значительное повышение роли экспортных сырьевых отраслей и, как следствие, дальнейшее усиление антропогенной нагрузки на прибрежные экосистемы. Расчет на использование западных экологически чистых технологий не всегда оправдан, так как

инвесторы, как правило, заинтересованы в получении максимальной прибыли за счет сокращения непроизводственных расходов. Вот почему социо- эконо- экологическая политика на прибрежных территориях должна вобрать в себя определенные механизмы более жесткого, чем в других регионах страны, кон-троля и ответственности за нарушения в природопользовании на основе четкого взаимодействия всех участвующих сторон.

В России в условиях возрастающей внешней конкуренции с одной стороны, и при необходимости развития внутренних регионов с другой, необходимо активное расширение внутри страновых и углубление всесторонних внешних деловых связей. Формирование таких связей является сложной теоретической и практической задачей, в силу того, что желаемая цель, например, способствование успешному развитию региона через установление международных деловых связей, часто либо слишком не ясно, либо слишком законодательно и административно ограничено.

Наиболее сложной проблемой является формирование неформальных взаимоотношений между участниками, вовлечение их в хозяйственную деятельность частного бизнеса, а также взаимодействие с государственными и общественными организациями. Причем следует учитывать, что практические результаты внедрения новой системы управления пока трудно прогнозируемы и особенно сложной задачей является перевод работы от формулировки общих взглядов в плоскость конкретных методических и технологических управленческих и организационных решений.

Если сравнить структуру приоритетов Российской Федерации в целом и отдельных регионов, то видно, что структура региональных приоритетов гораздо ближе к сложившейся в настоящее время типовой смешанной структуре управления, которая включает не только вопросы прогнозирования объемного развития, но и перспективы освоения рынков высоких технологий, решение важнейших экономических, социальных, экологических и управленческих проблем, которые у нас принято обозначать как «госнужды».

В соответствии со стратегией развития страны до 2020 года, экономика Российской Федерации напрямую связана с увеличением инвестиций в региональную инфраструктуру, а

также с последовательным увеличением добычи нефте- углеводородного сырья из донных недр территориального моря и участков континентального шельфа. При этом особо быстрыми темпами увеличиваются размеры инвестиций и в некоторые портово-промышленные комплексы.

Например, в Камчатском крае, наряду с развитием и управлением зоной рыбного хозяйства (вылов и переработка морепродуктов), транспортной системой по перевозке и перевалке грузов и транспортировки пассажиров. В приоритетном плане, надо иметь в виду, и «северный завоз», и международные перевозки.

Также особенностью управления в прибрежных зонах в ближайшее время станет развивающийся туризм, включая строительство и эксплуатацию гостиниц, здравниц и санаториев на территории всей рекреационной зоны Края для отдыха населения России и зарубежных гостей. Ежегодно полуостров посещают около 40 тысяч туристов, в том числе - 15 тыс. иностранных, значительная часть которых прибывает из США, Японии, Великобритании, Кореи и Германии.

Реализация стратегии развития в прибрежной зоне туристической отрасли позволит к 2025 году сделать Камчатский край одним из самых привлекательных туристско-рекреационных центров Дальнего Востока, мировым хайтеком оздоровительного туризма. Число прибывающих в Камчатский край иностранных и российских туристов к данному сроку может быть увеличено почти в 10 раз, а объем реализации туристских услуг может возрасти более чем в 10 раз. При этом налоговые поступления в бюджеты всех уровней вырастут почти на 500 млн рублей по сравнению с настоящим временем. Все это, вместе взятое, позволит улучшить качество жизни жителей, привлечь дополнительные частные, в том числе и иностранные инвестиции и реализовать инвестиционные проекты, способствующие развитию инфраструктуры и росту инвестиционного дохода. Важным аспектом этой деятельности является то, что её осуществляет частный бизнес.

Для решения существующих проблем одной из таких технологий, которая могла бы уже сейчас активно внедряться, например, на территории Камчатского края, это технология

стратегических альянсов. Поэтому одним из направлений совершенствования регионального управления в части обеспечения эффективного взаимодействия между властью, бизнесом и обществом является внедрение такой инновационной формы ведения бизнеса, как общерегиональная кластеризация ведущих производств.

Как показывает мировой опыт за счет оптимизации процесса производства, снижения транзакционных издержек, наличия высоких стандартов качества и эффективного внедрения инновационных методов в производство товаров или услуг, международные альянсы достаточно конкурентоспособны как на внутрирегиональном рынке, так и при широких внешнеэкономических связях.

Несмотря на то, что в российской экономической науке до настоящего времени нет достаточно четкого определения стратегического альянса и не выражена их роль во внешнеэкономических связях России, тем не менее, следует обратить на них особое внимание при формировании международных межрегиональных связей субъектов РФ. В данном аспекте прибрежные территории могут выступить в качестве особого пилотного полигона, который позволит отработать как методическую, так и прикладную сторону совместной хозяйственной деятельности в прибрежных зонах, что будет способствовать расширению всесторонних (экономических, экологических, социальных и других) связей как между прибрежными регионами России, так и с аналогичными регионами других стран.

Прибрежным регионам России международный стратегический альянс нужен для того, чтобы улучшать процесс принятия решений по их комплексному социально-экономическому развитию через управление выбором современных мировых технологий, а также для создания конкурентных альтернативных направлений будущего хозяйственного развития, включая мотивировку выбора или изменения направлений развития с учетом возможных рисков, опасностей и угроз.

В целом же, такой альянс на базе прибрежных зон выступает в качестве важного инструмента выявления новых технологических возможностей и их оценки всеми субъектами хозяйствования, для формирования национальных хозяйственных приоритетов и, в конеч-

ном счете, для создания организационной и технологической платформы развитием всех секторов региональной экономики, для повышения качества жизни, а также для обеспечения экономической, оборонной, технологической, экологической безопасности страны.

Однако в своей методической и прикладной основе, стратегический альянс сегодня пока плохо укладывается в существующие рамки вспомогательных средств разработки программ социально-экономического развития любого российского региона. Его создание потребует внесения поправок в национальное законодательство. Признание стратегического альянса как специфического метода хозяйственного управления означает признание особой роли нового вида международной экономической деятельности в виде общемировой инновационной управленческой системы.

Исходя из этого, прибрежные территории (зоны) России могут рассматриваться как составные элементы крупных международных альянсов стран, составляемых по общим стратегическим целям и тактическим задачам отраслей и регионов в составе национальных экономик и под юрисдикцией российского законодательства. В основе каждого такого альянса, с позиции общегосударственных интересов, должна быть заложена региональная стратегия взаимодействия отечественных и зарубежных хозяйственных субъектов.

Таким образом, в организационно-правовую основу признания альянсов прибрежных территорий предлагается положить принцип местного административно-территориального деления в субъектах РФ, как это делается в целом ряде стран мира, но с дополнительным хозяйственным хинтерландом, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон.

С позиции субъекта РФ он сможет выступать полноправным участником международ -ного стратегического альянса близлежащих стран по развитию прибрежных территорий. Такой альянс может быть сформирован в виде международной общерегиональной квазисистемы, в которой руководство взаимодействием будет осуществляться по принципам проектного управления хозяйством, экологией и социаль-

ной сферами. Осуществляя общую политику прибрежного развития хозяйства территорий, страны-участники альянса могли бы получить синергетический (организационный, экономический и правовой) эффект от своего развития и значительно укрепить внешнеэкономические связи стран.

Для практической реализации данного подхода автором была разработана общая структура международного хозяйственного альянса прибрежных территорий России и других стран, приведенная на рисунке.

Для воплощения его в жизнь могут быть использованы следующие организационные механизмы:

^ включение деятельности российских и иностранных частных компаний в общегосударственную стратегию развития;

^ составление единых общерегиональных программ управления, планов развития и конкретных проектов (проектное управление и управление проектами) в своей деятельности, также сопутствующих производств товаров и услуг;

^ развитие частно-государственного и государственно-частного партнерства в решении экономических, экологических и социальных проблем;

^ расширение кооперационных и корпоративных отношений, с сопряженными по основной деятельности, компаниями, фирмами, организациями и т.д. в рамках отраслевого и регионального прибрежного сотрудничества;

^ создание производственных, торговых и социальных объединений, способствующих усилению капитализации ресурсного и особенно человеческого фактора;

^ формирование условий для повышения привлекательности компании с позиции непосредственных работников, жителей прибрежных территорий, а также региональных и местных администраций.

Таким образом, главной целью регионального бизнеса в среднесрочной перспективе должно являться вживание в социально-хозяйственный механизм отдельных отраслей в прибрежных регионах и в экономике страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.