Научная статья на тему 'Проблемы и возможности формирования хозяйства прибрежныхтерриторий России (на примере Камчатского края)'

Проблемы и возможности формирования хозяйства прибрежныхтерриторий России (на примере Камчатского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
417
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНЫЕ ЗОНА ГОСУДАРСТВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА "СУША-МОРЕ" / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дворцова Е.Н.

Прибрежные зоны государства развиваются более быстрыми темпами по сравнению с остальными за счет активизации и ускоренного развития инвестиционнопривлекательных отраслей хозяйства. Природные ресурсы прибрежных регионов не просто природные объекты, вовлекаемые в хозяйственный оборот, внутри них существует человеческая популяция. В своем единстве береговая и морская зоны должны восприниматься как единый сложный хозяйственный комплекс, включающий географическую, экологическую, экономическую и социальную системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности формирования хозяйства прибрежныхтерриторий России (на примере Камчатского края)»

проблемы и возможности формирования хозяйства прибрежных территорий России

(на примере Камчатского края)

е. н. дворцова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры международного права, директор дальневосточного филиала Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России г. Петропавловск-Камчатский E-mail: rectordvf@pochta. ш

Прибрежные зоны государства развиваются более быстрыми темпами по сравнению с остальными за счет активизации и ускоренного развития инвестиционно привлекательных отраслей хозяйства. Природные ресурсы прибрежных регионов — не просто природные объекты, вовлекаемые в хозяйственный оборот, внутри них существует человеческая популяция. В своем единстве береговая и морская зоны должны восприниматься как единый сложный хозяйственный комплекс, включающий географическую, экологическую, экономическую и социальную системы.

Ключевые слова: прибрежные зоны государств, социально-экономическое развитие регионов, природно-хозяйственная система «суша-море», охрана окружающей среды.

Как известно, благодаря своим богатым ресурсам прибрежные зоны во всем мире исторически являются районами с высокой плотностью населения (около 60 % населения планеты проживает в 60-километровой прибрежной полосе) и развитой экономической деятельностью.

Развитие прибрежных зон государств свидетельствует о важной роли, которую они играют в общем процессе социально-экономического развития регионов каждой страны. При этом прибрежные территории, как правило, развиваются более быстрыми темпами по сравнению с остальными за счет активизации и ускоренного развития инвестиционно привлекательных отраслей хозяйства, взаимосвязанных с использованием морских и сухопутных прибрежных ресурсов. Это связано с

тем, что природные объекты выполняют множество различных функций, а одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов имеют различные области их эффективного использования. Следовательно, природные ресурсы прибрежных регионов представляют собой нечто большее, чем просто природные объекты, вовлекаемые в хозяйственный оборот, — это элементы природной системы жизнеобеспечения, внутри которой существует человеческая популяция.

Несмотря на то, что прибрежные территории занимают относительно малую часть земной поверхности, большинство людей живут и работают именно здесь. В результате этого прибрежные территории находятся под постоянно увеличивающимся хозяйственным, социальным и природным давлением.

Прибрежная зона сегодня является местом концентрации экономической и социальной деятельности, их взаимного влияния друг на друга и на окружающую среду. Этот факт особенно важен, поскольку численность населения в прибрежных зонах постоянно растет, а, следовательно, значимость этих территорий в будущем будет только увеличиваться. Любая прибрежная зона, как правило, чрезвычайно богата различными ресурсами. Она предоставляет человеку жизненное пространство, живые и неживые ресурсы, а также обладает регу-ляторной функцией для естественной и антропогенной окружающей среды.

В своей основе различные территории предполагают наличие различных требований и путей

к их освоению и всестороннему развитию. В некоторых прибрежных зонах эти требования проистекают из высокого давления урбанистического и туристического развития, а в других они, наоборот, являются результатом стремления территорий к более динамичному экономическому развитию при одновременной защите окружающей среды [2]. Хозяйственные границы осваиваемых морской и береговой частей могут меняться в больших пределах. Выделение прибрежной территории и ее деление на зоны управления также могут зависеть от регионального масштаба и уровня хозяйствования в них.

Часто специфической чертой прибрежных зон является их сильная связь с районами, удаляющимися вглубь стран от прибрежной полосы. При этом многие проблемы окружающей среды прибрежных территорий бывают вызваны загрязнением рек, происходящим на значительном расстоянии от побережья.

В своем единстве береговая и морская зоны должны восприниматься как единый сложный хозяйственный комплекс, включающий географическую, экологическую, экономическую и социальную системы [1].

Сегодня для России могут быть сформулированы основные принципы, этапы и задачи построения концепции комплексного управления прибрежной зоной, в частности для Камчатского края, с учетом воздействия местных факторов природно-хозяйственной системы «суша — море». В то же время при развитии прибрежных территорий возможны и конфликты, которые могут быть «вертикального» типа (происходят между пользователями различных уровней), или «горизонтального» типа (происходят между пользователями одного уровня, но различных хозяйственных отраслей или экономических направлений).

Примером первого типа является конфликт между национальным правительством, которое, например, хочет создать природный заповедник в рамках национальной природной политики, и местными органами власти, которые хотят инвестировать в промышленное развитие, чтобы повысить доход людей, проживающих на данной территории. Примером второго типа является конфликт между людьми, например, добывающими песок с пляжа для строительства новых домов во внутренних районах страны, и людьми, живущими около побережья и протестующими против добычи песка, так как в результате их дома оказываются подверженными прибрежной эрозии.

Кроме того, регионы, экономика которых находится в процессе стагнации или спада (к

которым, в частности, относится и Камчатский край), стремятся развивать специфические виды деятельности, включая туризм, транспорт и другие услуги. В этом стремлении они ограничиваются требованиями защиты окружающей среды, однако механизмы, призванные установить и поддерживать равновесие между экологией и различными хозяйственными потребностями, часто бывают очень слабыми. Поэтому для поддержания при-родно-хозяйственного равновесия необходимо исследовать и оценивать ресурсную базу побережья, социальную организацию данной территории, уже существующие экологические и ресурсные структуры, а также организационные, правовые и финансовые возможности развития территорий.

Особое место среди прибрежных территорий России занимает Камчатский край. К 2015 г. планируется, что на Камчатке будут жить более 210 тыс. человек, а еще через 10—15 лет это количество увеличится еще на 40 тыс. жителей. В настоящее время Камчатский край является регионом с уровнем развития ниже среднего. Он характеризуется более низкими по сравнению со среднероссийскими основными макроэкономическими показателями на душу населения, значениями финансовой обеспеченности, покупательной способности населения и уровнем потребления товаров и услуг. Кроме того, вошедший в край Корякский автономный округ является территорией с крайне слабым уровнем хозяйственного развития. Действительно, уровень дотационности края в настоящее временя составляет до 50 % используемых средств.

С другой стороны, именно здесь имеются весьма благоприятные природно-ресурсные, экономико-географические условия, оказывающие серьезное влияние на развитие экономики России, ее внешнеэкономических связей, на приток иностранных инвестиций и, в конечном итоге, на реализацию принципов самодостаточности регионального воспроизводства и превращения края за 10—15 лет в экономически благоприятный регион.

Протяженность береговой линии морей и океанов России составляет 28,8 тыс. км, что в 2,6 раза больше сухопутной границы страны. Что же касается Камчатского края, то по своему географическому положению он относится к российской Тихоокеанской экономической зоне. В составе края находится весь Камчатский полуостров, южная часть Чукотки, Карагинский и Командорские острова. Протяженность открытой береговой линии вместе с островами составляет 5 500 км. В Камчатский край входит акватория Западно-Кам-

- 19

чатского и Срединно-Охотского шельфа площадью 180,5 тыс. км2, Северо-Восточного шельфа (Берингово море) — 75 тыс. км2, Восточно-Камчатского и Командорского шельфов (Тихий океан) — 33 тыс. км2. Всего в пределах 200-мильной экономической зоны к территории и акватории Камчатки примыкает около 2,5 млн км2 [4].

Анализ формирования и хода реализации многих «береговых» программ показывает, что на практике в пределах прибрежных территорий имеет место несогласованность интересов субъектов хозяйственной деятельности в отношении использования ресурсов и пространств этих зон. Недооценивается также негативное влияние хозяйственной деятельности на флору и фауну, состояние водной среды, атмосферы, земельных ресурсов, на ландшафтные характеристики и т. д. При этом в должной мере часто не учитываются и федеральные интересы в сфере реализации общегосударственных приоритетов социально-экономического развития конкретных прибрежных районов.

После создания Камчатского края территориально-административная структура его, как субъекта РФ, состоит из 11 районов, в том числе 9 из которых могут считаться прибрежными территориями. Таким образом, практически вся территория Камчатского края представляет собой прибрежные территории, за исключением Мильковского и Быстринского районов края, которые не имеют выхода на побережье. Исходя из данного деления, формируется и вся морская и сухопутная хозяйственная деятельность в крае, а также все другие нехозяйственные виды деятельности (социальная, экологическая, природоохранная, инфраструктур-

ная и т. д.). Основные экономические показатели развития края приведены в таблице.

Реальные возможности развития экономики края в целом связаны с добычей и переработкой морских биологических ресурсов, ресурсов недр суши и прилегающего шельфа. Энергетические ресурсы недр Камчатки представлены запасами и прогнозными ресурсами газа, каменного и бурого угля, геотермальных вод и парогидротерм, прогнозными ресурсами нефти. В прибрежных зонах и на островах имеется крупный потенциал ветровой энергии. Уникальным приливно-отливным гидроэнергетическим потенциалом располагает район Пенжинской губы Охотского моря.

Весь углеводородный потенциал суши Камчатки оценивается в 1,4 млрд т в нефтяном эквиваленте, в том числе извлекаемых — около 150 млн т нефти и около 800 млрд м3 газа. Из них даже при существующих технологиях рентабельными промышленной добычи могут быть около 50 % всех ресурсов, а при применении инновационных технологий выход ресурса может быть значительно увеличен. Однако, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики края, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народном хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние края пока нельзя признать благоприятным. И это несмотря на то, что намеченный на Камчатке перспективный комплекс мер по модернизации производственных отраслей и усилению энергетики, развитию добычи полезных ископаемых и разработки других региональных

Основные экономические показатели Камчатского края

Показатель 2008 г. 2008 г. в % к 2007 г.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам деятельности, в том числе, млн руб.:

добыча полезных ископаемых 3 031,4 88,8

обрабатывающие производства 9 665,5 108,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 13 080,1 91,1

Индекс промышленного производства — 105,0

Производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств 3 725,8 97.4

Реализовано сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств 2 609,2 100,5

Инвестиции в основной капитал (оценка), млн руб. 15 913,2 101,5

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млн руб. 9 736,3 123,3

Грузооборот предприятий транспорта, млн т-км 1 021,4 125,5

Объем услуг связи, млн руб. 3 507,8 110,4

Оборот розничной торговли, млн руб. 26 588,8 109,4

Оборот общественного питания, млн руб. 2 393,1 101,8

Объем платных услуг, млн руб. 12 100,9 100,3

Экспорт рыбной продукции, млн долл. 497,8 119,7

Источник: Социально-экономическое положение Камчатского края: доклад. Петропавловск — Камчатский: Камчатстат. 2009.

ресурсов в системе «суша — море» может привести к удвоению производства ВРП и повышению почти в 2 раза уровня бюджетной обеспеченности собственными доходами. Конечно, это может приостановить отток населения и создать условия для значительного роста смежных отраслей — транспорта, строительства, сферы услуг, туризма и т. п.

В то же время анализ и оценка потенциала роста рыбной, лесной, спортивно-туристической, сельскохозяйственной и ряда других отраслей традиционной экономики показывает, что при сложившемся финансировании и управлении максимально возможное увеличение ими производства ВРП не будет превышать 25—30 % даже после осуществляемой оптимизации структуры энергетики. При этом для перехода региона в разряд самодостаточных необходимо увеличить добавленную стоимость в 4—5 раз.

Сегодня использование значительных объемов потенциала различных видов ресурсов и разнообразная хозяйственная деятельность на берегу и в море (в сочетании с необходимостью охраны окружающей среды) настоятельно требуют включать в комплексное рассмотрение проблем экономического развития не только собственно берег, но и прилегающую к нему часть морской акватории. Однако на протяжении уже многих лет охране морской среды и рациональному использованию природных ресурсов на Камчатке не уделяется достаточного внимания. В то же время Камчатку называют «естественным музеем под открытым небом», где функционируют 2 государственных биосферных заповедника, 20 государственных заказников, 161 памятник природы — всего 27 % территории края отнесено к категории охраняемых.

Для Камчатского края основными показателями, характеризующими воздействие хозяйственной деятельности на загрязнение суши и морской среды, являются: выбросы веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, загрязнение с судов и целым рядом других видов деятельности человека. Выбросы загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения, в атмосферу составляют ежегодно примерно 53 тыс. т, в том числе 45—47 тыс. т загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу без очистки. Неочищенных сточных вод сбрасывается 30 млн м3 ежегодно, что составляет до 12—14 % от общего объема сброса сточных вод с территории [5].

В ближайшее время перед Камчатским краем стоят непростые задачи активного возрождения

хозяйства (особенно в посткризисный период), возникновение которых связано с тем, что:

• имеющаяся производственная, транспортная, социальная инфраструктуры безнадежно морально и физически устарели, сильно изношены и в, принципе, они не могут экстенсивно успешно развиваться, поскольку останутся на долгое время неконкурентоспособными даже в случае привлечения значительных дополнительных финансовых ресурсов;

• для края сегодня характерен (хотя и небольшой) отток населения, причем в первую очередь квалифицированных кадров, что снижает потенциальную конкурентоспособность региона в сфере разделения труда;

• для привлечения и закрепления необходимых кадров требуется активное развитие среды обитания (инфраструктуры, сферы социальных и бытовых услуг, рекреации и т. п.);

• во многих районах перспективного освоения края необходимая транспортная инфраструктура практически отсутствует;

• в крае сосредоточен большой сырьевой потенциал, интерес к использованию которого проявляют как государство, так и частный бизнес других регионов страны и из-за рубежа, но он осваивается слабо;

• логистическая инфраструктура края все еще недостаточно ориентирована на обеспечение мобильности человеческого ресурса и на доступность территорий потенциального роста для бизнеса из других регионов страны;

• отсутствие эффективных управленческих стратегий освоения территории края, а также слабое использование имеющихся природных богатств увеличивают долгосрочные риски, включая экономическую деградацию и депопуляцию;

• недостаточна природоохранная деятельность.

Как известно, при формировании различных программ социально-экономического развития целого ряда прибрежных субъектов Федерации особое место занимает решение задач, поставленных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Президентом РФ 27.07.2001, где также речь идет и о хозяйственном использовании прибрежных территорий. В то же время анализ инвестиционного развития прибрежных территорий (в частности районов Камчатского края) показал, что в данном вопросе еще далеко не все так благополучно, как хотелось бы. Низкий рейтинг инвестиционной привлекательности края

- 21

тормозит привлечение даже отечественных инвестиций и выступает одним из главных факторов замедления общего регионального развития.

Повышение уровня хозяйствования и качества жизни населения наиболее трудно достижимо именно на Камчатке. Разовая адресная помощь, оказываемая из федерального бюджета через федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Забайкалья и Дальнего Востока», ориентирована пока в основном на локальные объекты инфраструктуры и социальной сферы. Она в определенной мере улучшает экономическое положение в регионе, так как способствует снижению индекса бюджетных расходов, некоторому повышению уровня бюджетной обеспеченности собственными налоговыми доходами. Однако без ускоренного общего развития экономики и введения льготной налогооблагаемой базы регион будет оставаться в числе высокодотационных еще несколько десятилетий.

Помимо поддержки федерального центра, Камчатский край сможет сделать главную ставку самостоятельно — на оптимальное и эффективное использование эндогенных факторов, а именно природных, материальных и финансовых. При этом немаловажную роль должны играть и нематериальные ресурсы, такие как рабочая сила, предпринимательский потенциал и его аккумулированный на местном уровне капитал, общее образование, специфические знания производственного процесса и возможности выполнения соответствующих профессиональных задач, уровень менеджмента и т. д. Это позволит жителям края оценить и преодолевать трудности обеспечения баланса интересов различных пользователей ресурсов (например рыболовства и охраны природы).

Только в этом случае будет достигнута цель — добиться устойчивого развития региона, что означает поддержание хорошего состояния экологической ситуации, сохранение природных ресурсов, наряду с достижением высоких экономических и социальных показателей развития.

Кроме того, из-за разного исторического развития, различных социальной и административных культур, различных экономических условий в каждом районе края должна быть разработана своя природно-хозяйственная контрольно-мониторинговая система. Необходимо также задействовать внутренние источники частного финансирования накопления, скрытые в жесткой системе государственной поддержки региона. Государство, предоставляя регионам финансовые ресурсы, не передает им права собственности на них, что резко уменьшает эффективность их использования.

22

Один из примеров — дотирование завоза продукции со строгими целевыми ограничениями на использование полученных средств или временное снижение энерготарифов. В ряде случаев прибрежные регионы могли бы воспользоваться своим правом на государственную поддержку для получения льготных кредитов и финансирования проектов, способных уменьшить потребности в государственной поддержке в ближайшей перспективе. С другой стороны, было бы целесообразно при развитии прибрежных территорий края широко использовать механизм государственно-частного партнерства. При таком партнерстве взаимодействие государства и бизнеса с точки зрения применяющихся методов их разработки и реализации может рассматриваться как дальнейшее развитие классических методов и процедур проектного регионального управления.

В этом случае региональные органы осуществляют финансирование проведения необходимых исследований и мониторинговых наблюдений, а средства для финансирования формируются за счет отчислений от хозяйственной деятельности пользователей ресурсами, т. е. всех организаций, деятельность которых связана с прибрежной зоной. Однако этот процесс сегодня сдерживается несовершенством действующего российского законодательства по использованию региональных ресурсов. Также это связано с несколькими базовыми правовыми аспектами. Во-первых, отсутствует законодательная база, относящаяся к статусу названных территорий. Во-вторых, отсутствует определение самого термина «прибрежные территории». Наконец, в-третьих, нет четкого понимания, подпадают ли территории прибрежных районов под статус «прибрежных территорий».

Кроме того, существуют экономические вопросы и проблемы, имеющие принципиальное значение для хозяйственного развития названных территорий. В этом случае речь идет об экономическом потенциале прибрежных территорий и его эффективного использования.

В последние годы зарубежных инвесторов все больше привлекают богатые российские природные ресурсы морей (в прибрежной зоне России можно добывать более 20 млн т продуктов моря), с учетом того, что во многих районах существует наличие значительного отряда высококвалифицированной рабочей силы, а также правовая возможность создания специальных производственных зон и перспективы предоставления в них льгот для иностранных инвесторов. В круг их потенциальных интересов входит и Камчатка. Однако необходимо

отметить, что эффективное решение многих задач на федеральном уровне для большинства прибрежных регионов в настоящий момент невозможно по ряду причин, в первую очередь из-за отсутствия достаточных инвестиций и слабого государственного субвента, особенно в период кризиса.

Поэтому наиболее рациональным путем построения федеральной системы помощи прибрежными зонами является создание сначала опытных региональных управленческих систем на «экспериментальных территориях», на которых будут разработаны и опробованы новые нетрадиционные подходы к механизму хозяйственного руководства, введены законодательные новации, определены инновационные и инвестиционные приоритеты. Это даст возможность свести к минимуму цену ошибки, быстро накапливать опыт реализации региональных хозяйственных моделей на прибрежных территориях, активно привлекать частный капитал.

Как показывает опыт развития ряда российских дальневосточных регионов при определении степени внешнего участия государства и частных компаний, основной акцент должен делаться на активизацию общественного, экономического и социального факторов в формировании хозяйства прибрежных зон. Исходя из этого, любая отечественная и иностранная компания должна иметь своей целью расширение региональных интеграционных процессов в отношениях с другими компаниями, а также с коммерческими и некоммерческими государственными структурами в рамках отдельных локальных территориальных образований. При этом делимитация прибрежных зон (разграничение территорий прибрежных зон) важна не только для отдельного субъекта Дальнего Востока, но и для остального побережья России. Там тоже можно использовать общие методические принципы выделения границ прибрежных территорий (зон, районов, акваторий и т. д.).

Одним из основных юридических противоречий, затрудняющих создание требуемого нормативно-правового обеспечения комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ), является то обстоятельство, что в соответствии с существующим российским законодательством береговая часть прибрежной зоны (собственно берег) может являться частью различных форм собственности (федеральной, региональной, местной и даже частной). В то же время морская часть (как часть шельфовой зоны) должна являться объектом федеральной собственности. Таким образом, при создании управленческих систем на

региональном и местном уровнях существующее сегодня законодательство приводит к появлению противоречия в уровнях управления на различных участках прибрежной зоны (морской и береговой), которая в рамках концепции КУПЗ должна рассматриваться как единый объект руководства [3]. Это противоречие, отсутствующее в целом для федеральной системы, является типичным для любого прибрежного региона, в том числе и для прибрежной зоны Камчатского края.

В рамках разрешения проблемы местного самоуправления прибрежными ресурсами необходимо разработать и реализовать проект, который был бы направлен на привлечение муниципальных образований и населения к развитию хозяйства прибрежной зоной. В России местное население и предпринимательство на протяжении многих лет было отчуждено от принятия решений, связанных с использованием природных ресурсов в прибрежной зоне. Результатом этого стала деградация природных комплексов во многих прибрежных районах. Браконьерский лов рыбы, неконтролируемый туризм, разрушительные для прибрежных ландшафтов промышленные проекты — вот последствия отсутствия участия местного населения в управлении своей территорией.

Помочь в сложившейся тревожной ситуации должна разработка современной стратегии и концепции региональной системы развития, которая должна сопровождаться рядом практических мер, включающих:

1) инвентаризацию природопользователей прибрежной зоны;

2) выявление потребностей в природных ресурсах существующих природопользователей прибрежной зоны;

3) выявление планируемых потребностей в природных ресурсах прибрежной зоны;

4) анализ экономических и социальных последствий хозяйственной деятельности в прибрежной зоне;

5) разработку обеспечения подготовки специалистов в области управления береговой зоной на базе междисциплинарного подхода (гидрометеорологического, экологического, социально-экономического и правового).

Поэтому новая прибрежная стратегия, с одной стороны, должна быть увязана с международными и национальными планами и программами, а с другой — должна быть направлена на согласование целей различных природопользователей и действий различных отраслей хозяйства по использованию ограниченных участков береговой зоны; сглаживание

- 23

противоречий между национальными, региональными и местными интересами в процессе выбора приоритетов и принятия решений по развитию тех или иных участков береговой зоны; предотвращение нецелевого использования ценных участков побережья; формирование интегрированной системы социально-экономического и экономико-экологического развития с учетом изменения состояния прилегающих акваторий и их ресурсного потенциала.

Изложенные выше позиции целесообразно реализовать в виде Камчатской краевой подпрограммы, включающей меры поддержки и призванной содействовать достижению таких подчиненных целей, как восстановление хозяйственно-природного равновесия в нарушенных системах воспроизводства, условий жизнедеятельности, работоспособности механизмов устойчивого развития, а также созданию на федеральном уровне механизмов преодоления факторов, дестабилизирующих развитие края как прибрежного региона. Часто правильное определение приоритетов хозяйственного развития региона уже само по себе дает большую пользу для планирования дальнейших управленческих действий и поэтому является не менее важной и полезной задачей.

Исходя из этого, может быть предложена общая структура концепции экологически устойчивого социально-экономического развития прибрежной зоны Камчатского края, которая включает в себя:

• организационную консолидацию и формирование административного самоуправления региона для решения свойственных ему типовых и общих задач — экономических, социальных и экологических;

• создание Совета (комитетов) по координации развития прибрежных районов;

• формирование многоотраслевого территориально-производственного комплекса региона для социального обеспечения населения;

• развитие существующих и новых отраслей материального производства и сферы услуг при условии их взаимной заинтересованности и соблюдения требований охраны окружающей среды;

• архитектурное и производственное обновление городов и поселков, обустройство зон отдыха в их пределах, реализация других мероприятий по увеличению рекреационной емкости региона в интересах основной — рекреационной отрасли;

• концентрацию усилий, направленных на снижение вероятности наступления экологических и хозяйственных чрезвычайных ситуаций.

24 -

Переход России на модель КУПЗ включает формирование представления о прибрежной зоне как о едином общерегиональном природно-эконо-мическом комплексе, создание системы правовых, экономических, нравственно-этических механизмов, позволяющих регулировать отношения различных природопользователей, а также использование различных инструментов и процедур для обоснования и принятия решений, связанных с развитием прибрежной зоны в целом. Россия обладает чуть ли не самой протяженной береговой линией среди европейских стран, поэтому обеспечение рационального управления побережьями так актуально для нашей страны.

Усилия федерального центра должны быть направлены на развитие и совершенствование всей национальной системы КУПЗ, которое может быть достигнуто путем разработки методик и технологий выработки и принятия решений, оценки кумулятивных последствий воздействия на окружающую среду, разработки рекомендаций по совершенствованию правовой базы, системы мониторинга, системы планирования, направленных на рациональное использование природных ресурсов прибрежной зоны в интересах развития экономической и социальной сфер.

Реализация данного подхода в конкретном регионе может происходить в несколько стадий. Укрупненно можно выделить следующие этапы — инициация деятельности, планирование, реализация, мониторинг, контроль и оценка. Каждый этап состоит из нескольких задач, которые являются частью этого этапа. Однако четкого определения того, что на какой стадии должно быть сделано, и даже точного количества этапов пока не существует. В целом же прибрежная зона должна управляться исходя из государственных задач и национальных приоритетов, установленных в рамках некоторого стратегического плана развития региона.

В результате использование ресурсного потенциала прибрежной зоны в глобальных, региональных и локальных масштабах должно обеспечиваться такой системой комплексного государственно-частного управления, чтобы государство имело бы право на вовлечение своих природных ресурсов в региональный хозяйственный оборот, но при обеспечении принципа их неистощаемости (возобнов-ляемости). Однако роль природопользования как стержневого процесса освоения сухопутной территории и морской акватории как эффективного объекта управления пространством «суша — море», сегодня не до конца осознана ни государственной практикой управления, ни российской наукой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Централизованное государственное управление рассматривает пока природопользование как набор локальных экономических проблем, отягощенных социально-экологическими ограничениями, при том, что коммерческое управление воспринимает природопользование в регионе как «неистощимый» хозяйственный ресурс. В то же время предприниматели, реализующие сегодня проекты даже только на морском побережье, при согласовании своих проектов сталкиваются с максимальным количеством государственных органов, регулирующих те или иные аспекты охраны, защиты и использования окружающей среды. Поэтому создание четкой системы государственно-частного управления прибрежными территориями и введение института комплексной лицензии на использование названных территорий поможет бизнес-сообществу существенно снизить его издержки, уменьшить бизнес-риски, увеличить надежность бизнеса и его эффективность.

Эффективное управление различными видами хозяйственной деятельности, даже только приморской, может быть достигнуто лишь в случае комплексного ее рассмотрения и взаимодействия с другими сопряженными береговыми сферами хозяйственной деятельности, так как сегодня, как правило, не учитывается значительный социально-экономический мультипликативный вклад, связанный с воздействием морской деятельности на другие «сухопутные» отрасли. В результате дальнейшее комплексное развитие отдельных ведущих видов прибрежной деятельности приведет (за счет синергетического эффекта) к положительному воздействию на всю экономику региона. Но надо констатировать, что в рамках подсистемы только морской экономики этот процесс часто оказывается слабоуправляемым, что не гарантирует на конечном этапе оптимального результата по использованию потенциала береговых и морехо-зяйственных комплексов.

В самой общей постановке управленческий блок в прибрежных зонах должен предусматривать совокупность руководящих мер по управлению бизнесом, управлению территориями, управление использованием ресурсов, управление природоохранной деятельностью, управление социальным развитием.

Наиболее важным, особенно на начальном этапе развития методологии развития таких территорий, является разработка принципов горизонтальной и вертикальной интеграции различных элементов системы комплексного управления прибрежной зоной с целью создания непрерывного

и динамичного процесса выработки и принятия управленческих решений, направленных на рациональное использование морских природных ресурсов как основы для развития природно-эконо-мической сферы. Таким образом, функционально общерегиональная интеграция прибрежных районов на разном уровне должна проходить по пяти основным направлениям:

1) пространственная интеграция, направленная на развитие комплексного подхода к изучению природных процессов (море — суша — атмосфера);

2) межрегиональная и международная хозяйственная интеграция, направленная на накопления положительного опыта, взаимодействие в области охраны окружающей среды и создание возможности решения социально-экономических проблем побережья и морского пространства;

3) интеграция управления различного уровня с целью создания условий для взаимодействия органов управления различного подчинения (международных, федеральных, региональных, местного самоуправления) — создания управленческой вертикали;

4) интеграция естественных и гуманитарных наук, направленная на более полный учет взаимодействия природных и социально-экономических аспектов функционирования прибрежной зоны;

5) интеграция различных дисциплин и областей знаний, направленная на формирование у специалистов в области управления навыков комплексного решения задач природопользования, способности к анализу на базе междисциплинарного подхода.

В целом же цели прибрежного развития можно представить в виде перечня стратегических и первоочередных задач, а также мер, обеспечивающих их осуществление. Приоритетная задача — это создание условий для дальнейшего совершенствования и корректировки регионального плана развития. Поскольку все процессы динамичны, то необходимо вовлечение всех действующих лиц в систему мониторинга и создание возможностей для обсуждения хода выполнения целей, их корректировки для улучшения и повышения эффективности всей экономики региона. Конкретно для развитии Камчатки целесообразно сосредоточиться на следующих актуальных задачах:

• разработка механизмов противодействия объективным природно-климатическим особенностям, препятствующим устойчивому развитию районов Камчатского края. Обеспечить его законодательное оформление, с выделением прибрежных зон;

- 25

• ускорение формирования более устойчивой структуры народнохозяйственного комплекса в районах Камчатского края;

• поддержка качества жизни на уровне, обеспечивающем воспроизводство населения, а также его дополнительный приток в регион;

• предотвращение недопустимого ухудшения природной среды как среды обитания не только нынешнего, но и будущих поколений;

• обеспечение более рационального, не истощи-тельного использования ресурсов прибрежной зоны, вовлечение нетрадиционных ресурсов для экономического развития края;

• создание условий для воспроизводства и развития инновационно-инвестиционного процесса;

• организация контроля в режиме мониторинга за основными параметрами развития и действием механизмов обеспечения его устойчивости в крае.

В заключение хотелось бы также отметить, что прибрежные территории Камчатского края могут выступить в качестве особого полигона, который позволит отработать как методическую, так и прикладную сторону совместной хозяйственной деятельности в прибрежных зонах страны. Это будет способствовать не только расширению всесторонних (экономических, экологических, социальных и других) связей, между прибрежными

регионами России, но и с аналогичными регионами других стран.

Если весь Камчатский край принять за единую прибрежную зону с определенным статусом хозяйствования, то с позиций субъекта РФ он может выступать полноправным участником международного стратегического альянса близлежащих стран по развитию прибрежных территорий.

Список литературы

1. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровень: зарубежный опыт и проблемы России: сборник статей. К 10-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992. М.: КМК, 2002.

2. Повестка 21. Материалы Всемирной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, 1992.

3. Плинк Н. Л., Кузнецова Е. А. Оценка состояния и перспектив перехода на модель комплексного управления прибрежными зонами в России. М.: РГГМУ. URL: www. rshu. ru/coastproject/coast report. pdf.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. М.: Госкомстат России. 2008.

5. Социально-экономическое положение Камчатского края за 2008 г.: доклад. Петропавловск-Камчатский: Камчатстат. 2008.

издательские услуги

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.