Научная статья на тему 'Развитие прибрежного рыболовства Камчатского края на основе партнерства государства и частного сектора'

Развитие прибрежного рыболовства Камчатского края на основе партнерства государства и частного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНОЕ РЫБОЛОВСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЙ ФЛОТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ / ЭКОНОМИКА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Алексей Валерьевич

В статье дается обзор проблем, связанных с рыбной промышленностью Камчатского края. Автором намечены пути их решения на основе развития прибрежного рыболовства края и в результате использования механизма государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пак Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие прибрежного рыболовства Камчатского края на основе партнерства государства и частного сектора»

Пак Алексей Валерьевич - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

Развитие прибрежного рыболовства Камчатского края на основе партнерства государства и частного сектора

А.В. Пак

В статье дается обзор проблем, связанных с рыбной промышленностью Камчатского края. Автором намечены пути их решения на основе развития прибрежного рыболовства края и в результате использования механизма государственно-частного партнерства.

In the artical there is a review of problems concearning fishing industry of Kamchatskii territory. The current situation of fishionery complex fully analysed, the most significant obstacals of its development lined out. The author suggest the ways out of such situation by off-shore fishing development in Kamchatskii territory on principals ofpublic and private partnership.

Ключевые слова: прибрежное рыболовство, государственно-частное партнерство, рыбная промышленность, экспорт рыбной продукции, рыбопромысловый флот, налогообложение в рыбной отрасли, экономика Камчатского края.

Key words: off-shore fishing, public and private partnership, fishing industry, fishery fleet, the taxation in fish branch, economy of the Kamchatka.

Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

Морская акватория Дальневосточного федерального округа является крупнейшим промысловым районом России, ежегодно общедопустимый улов рыбы и морепродуктов колеблется в пределах 3 млн. тонн.

На долю камчатских рыбаков приходится более 30 процентов вылова рыбы и морепродуктов по Дальневосточному региону, что составляет около 20 процентов общей добычи водных биологических ресурсов Российской Федерации.

Рыбная промышленность является основой моноструктурной экономики Камчатского края, единственной значимой отраслью специализации Камчатки в территориальном разделении труда. В ней занято 51% работающих в промышленности, создается 55% общего объема промышленного производства, 21,4% валового регионального продукта, более 95 экспорта.

Организационная структура рыбохозяйственного комплекса, ее управляемость и координационные функции за последние 18 лет претерпели под влиянием приватизации и либерализации экономической деятельности, кардинальные изменения. Причем, эти изменения коснулись как государственной, так и кооперативно-колхозной собственности. Основные изменения произошли в численности субъектов хозяйственной деятельности, их подчиненности территориальным органам, распаде государственной вертикали управления и контроле за единым производственным процессом: добыча - обработка - производство продукции - сбыт. Причем увеличение числа предприятий, которые преобразовывались в акционерные компании разного типа, не сопровождалось увеличением выпуска ими рыбы и рыбопродукции и повышением эффективности работы новых собственников. Более того, наблюдалось последовательное снижение этих показателей.

Таблица 1

Улов рыбы и добыча других морепродуктов, производство товарной пищевой рыбной продукции в 1965 - 2007 гг.

ГОДЫ Улов рыбы, тыс. тонн Товарная пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), тыс. тонн Производство рыбных консервов, муб

1965 418,5 267,0 51,9

1970 753,0 314,9 49,7

1975 1017,2 228,1 107,6

1980 994,6 369,1 211,1

1985 1241,9 480,7 300,2

1990 1348,1 575,0 262,1

1991 1210,9 491,3 210,0

1992 907,6 438,5 132,6

1993 798,3 359,9 63,9

1994 598,0 244,1 32,9

1995 771,1 292,3 19,8

1996 840,9 310,1 20,6

1997 781,7 314,7 10,5

1998 748,0 335,7 15,7

1999 707,0 309,5 11,8

2000 675,1 483,3 14,3

2001 637,8 480,8 8,0

2002 563,4 438,2 9,9

2003 672,1 493,2 5,7

2004 563,3 433,1 9,6

ГОДЫ Улов рыбы, тыс. тонн Товарная пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), тыс. тонн Производство рыбных консервов, муб

2005 586,6 469,3 8,1

2006 613,2 553,6 9,5

2007 690,1 663,5 10,3

Как показывает статистика, улов рыбы и других морепродуктов в Камчатском крае, начиная с 1990 года, снизился почти в 2 раза и составил в 2007 году 690,1 тыс. тонн. Производство рыбных консервов за этот же период сократилось почти на 100% и составило в 2007 году 10,3 миллион условных банок (далее - муб).

В то же время, количество предприятий рыбной промышленности в крае растет с каждым годом.

Таблица 2

Данные по количеству предприятий рыбной промышленности в

Камчатском крае

1995 1999 2000 2001 2005 2006 2007

Число действую щих организаций 258 300 298 240 252 330 324

В случае дальнейшего падения уловов последствия для экономики Камчатки будут гораздо разрушительнее, чем для других субъектов РФ, поскольку на Камчатке, в отличие от других регионов, роль рыбной промышленности регионообразующая.

Сложившаяся схема добычи и обработки водных биологических ресурсов, когда 80% выловленной рыбы перерабатывается на бортах рыбоперерабатывающих судов и сразу же направляется на экспорт, не способствует формированию условий для устойчивого развития экономики региона и ускорения промышленного роста.

Таблица 3

Экспорт рыбной продукции из Камчатского края (тонн)

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рыба свежая или охлажденная 11548 6672 216 983

Рыба мороженая 207205 213326 205812 230508 213882 250418

из нее:

лосось тихоокеанский 20718 13278 12654 19555 25305 29801

камбала 1968 12199 10723 12379 6349 7093

сельдь 2852 8590 6471 4575 3381 6933

треска 10681 17569 21560 18833 14626 14031

окунь 413 246 - - - 262

минтай 91826 130005 111524 117518 113446 153904

палтус 4774 4864 4739 4260 3951 3022

печень, икра и молоки 6324 7200 8438 11316 14093 9416

Филе рыбное и фарш 10994 10761 4058 5934 4845 2877

Рыба сушеная, соленая, копченая 312 249 376 472 145 227

Ракообразные 4928 6486 5819 4674 4677 7275

Моллюски 4206 1797 1520 743 1404 281

Готовая или

консервированная рыба 125 124 100 211 358 172

Готовые или

консервированные ракообразные,

моллюски и прочие

водные беспозвоночные 1752 83 0,0

Мука из мяса, рыбы

и морепродуктов, не

пригодных для употребления в пищу 10098 9484 9930 11721 8831 10691

Анализ товарной номенклатуры экспортных поставок рыбопродукции свидетельствует о том, что основная доля рыбной продукции за рубеж направлена в виде сырья и полуфабрикатов низкой степени переработки (рыба мороженая, мороженые ракообразные). Годы структурных преобразований так и не создали условий для развития глубокой переработки на территории края.

К ускоренному развитию экономики может привести радикальное изменение структуры рыбопереработки с предоставлением приоритета в использовании природных ресурсов прибрежной зоны прикамчатских морей береговой переработке и прибрежному рыболовству.

В период с 1990 по 2006 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства.

Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате, физический и моральный износ основных фондов отрасли достигает критического уровня. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.

Таблица 4

Степень износа основных фондов рыбной промышленности по

Камчатскому краю

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Степень

износа 56,8 41,6 43,6 55,7 52,7 53,1

основных

фондов в %

Рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате, основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов. Износ основных фондов в рыбной промышленности увеличивает расходы, а это сказывается на себестоимости продукции отрасли и делает ее неконкурентоспособной.

Высокий (по сравнению с другими отраслями) уровень налогообложения. Если в 2005 г. на одного работающего в рыбной промышленности в Камчатской области приходилось 230,2 тыс. рублей, то по всем остальным отраслям экономики (исключая рыбную промышленность) - 101,14 тыс. руб., в том числе в производстве электроэнергии - 85,5 тыс. руб., в добыче полезных ископаемых - 141,3 тыс. руб., в оптовой и розничной торговле - 185,5 тыс. руб., в финансовой деятельности - 185,5 тыс. руб., в операциях с недвижимостью и предоставлении услуг - 78,1 тыс. руб. Более высокое налогообложение в рыбной отрасли возникает за счет высоких ставок за право пользования водно-биологическими ресурсами (далее - ВБР). Высокий уровень налогообложения снижает возможности капитальных вложений и модернизации производства.

Существенным резервом, использование которого позволит улучшить экономическое положение рыбохозяйственной отрасли и, соответственно, экономики Камчатского края, а также насытить внутренний рынок России качественной рыбопродукцией по доступным ценам, может стать возрождение на современной экономической и технической основе прибрежного рыболовства - промышленного рыболовства, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации.

Анализ мирового и отечественного исторического опыта показывает, что во многих приморских регионах прибрежное рыболовство является весьма важным, а зачастую и ведущим компонентом экономики. Помимо экономического аспекта прибрежного рыболовства, чрезвычайно важным

является аспект социальный. Создание каждого рабочего места на рыбодобывающем предприятии автоматически влечет за собой создание, как минимум, 6 - 8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, рыбообработки, судоремонта, и т. д. Суммарный социально-экономический эффект этой цепочки настолько велик, что во многих странах государством оказывается прямая или косвенная финансовая поддержка рыбакам в тех случаях, когда первое звено, то есть сам промысел, оказывается нерентабельным.

В настоящее время, в той или иной форме, программы и планы развития прибрежного рыболовства создаются в большинстве приморских регионов России. Однако не будучи должным образом скоординированными на федеральном уровне и объединенными единой концепцией, они, зачастую, противоречат друг другу, федеральному законодательству и не приносят значимых позитивных результатов.

Сегодня основной объем добываемой в стране рыбы приходится на Охотское и Берингово моря. Камчатский промысловый район - один из самых богатейших не только в нашей стране, но и в мире. Именно отсюда и вывозится за рубеж львиная доля рыбных ресурсов нашей страны. Чтобы остановить этот сырьевой поток, рыба должны пойти на береговую переработку и остаться в стране для внутреннего потребления. Для этого государство должно создать соответствующие условия, выработать свои требования, установить правила, предоставить (при необходимости) льготы. То есть создать такой механизм взаимодействия бизнеса, власти и общества, который принесет соответствующий результат - рост внутреннего потребления рыбопродукции.

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля над их деятельностью. С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей - в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты - не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство.

Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership - РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В современном понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и

бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг.

Сегодня взаимоотношения между государством и рыбаками строятся на основе платности. И до сих пор между сторонами возникает серьезное непонимание. С одной стороны, государство как собственник ресурсов заинтересовано в повышении рентной платы за пользование своими ресурсами, с другой стороны, рыбаки рассчитывают на помощь государства как предприятия отрасли, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Для вывода рыбной отрасли Камчатского края из длительного кризиса необходим пересмотр экономической политики государства в регионе, что может воплотиться в развитии прибрежного рыболовства на основе партнерства государства и частного сектора.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т. п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что, в конечном итоге, выигрывает общество как глобальный потребитель более качественной продукции. В любом случае за государством остаются основные рычаги регулирования и контроля. К их

числу относятся: тарифная политика (она всегда и во всех странах остается у государства), контроль за безопасностью, контроль за экологичностью.

В ГЧП по развитию прибрежного рыболовства требуется создать необходимые условия для бизнеса:

- приоритет при закреплении промысловых участков отдается тем пользователям, продукция которых проходит более глубокую переработку;

- для стимулирования развития береговой рыбопереработки необходимо освободить пользователей водных биологических ресурсов от уплаты ставки за право пользования водными биологическими ресурсами за уловы, переданные предприятиям рыбоперерабатывающего комплекса Камчатского края;

- ввести льготный режим налогообложения для предприятий, которые выпускают продукцию с наибольшей степенью переработки;

- развитие при поддержке государства системы лизинга рыбопромысловых судов, а также орудий лова, перерабатывающего оборудования;

- введение субсидирования части процентных ставок по кредитам, используемым рыболовецкими организациями для приобретения топлива, оборудования по выпуску готовой продукции с высокой добавленной стоимостью;

- внести изменения в Административный и Уголовный кодексы Российской Федерации в части ужесточения санкций за правонарушения и преступления в сфере рыболовства и оборота продукции;

- разработать законодательную базу, регулирующую прибрежное рыболовство;

- действия должны быть направлены на защиту камчатского производителя мерами тарифной (тарифы на энергоносители) и иной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Развитие прибрежного рыболовства на основе партнерства государства и частного сектора будет способствовать росту социально-экономического развития региона, устойчивому снабжению населения рыбопродукцией по доступным ценам, сохранению и воспроизводству запасов водных биоресурсов, притоку инвестиций в регион, созданию новых рабочих мест и значительному пополнению налоговых поступлений в бюджет края.

Литература и источники:

1. Бобров, А. Л. Роль государства в достижении устойчивого развития / А. Л. Бобров, К. В. Папенов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2005. - № 1. - С. 106 - 120.

2. Варнавский, В. Г. Партнерство государства и частного сектора : теория и практика / В. Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 7. - С. 28 - 37.

3. Варнавский, В. Г. Концессионные формы управления государственной собственностью / В. Г. Варнавский // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 4. - С. 66 - 71.

4. Дерябина, М. А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства.

5. Дворка, Г. Ф. Рыболовство, переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов в Камчатском крае: статистический сборник / Г. Ф. Дворка, М. В. Завадская. - г. Петропавловск-Камчатский, 2008. - 43 с.

6. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

7. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года. - г. Петропавловск-Камчатский, 2008. - С. 108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.