43 (178) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОКРУГА СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
В. И.ДВОРЦОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и мировой экономики, заместительдиректораДальневосточного филиала Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России по научной работе, г. Петропавловск-Камчатский E-mail: [email protected]
Е. Н.ДВОРЦОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры международного права,
директорДальневосточного филиала Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, г. Петропавловск-Камчатский E-mail: [email protected]
Предложена хозяйственная кооперация трех субъектов РФ Камчатского края, Чукотского автономного округа, Магаданской области с привлечением экономической зоны Северных Курил посредством их объединения в особую хозяйственную зону-округ. Исходя из общности целей и задач, данные субъекты Федерации могли бы образовать региональный хозяйственный союз и создать межсубъектное хозяйственное объединение в виде особого экономического округа.
Ключевые слова: глобальная хозяйственная система, устойчивая стабилизация хозяйства региона, многоотраслевой мегатерриториальный хозяйственный комплекс, особая хозяйственная зона-округ.
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ». Поправки снижают минимальный порог инвестиций в промышленные зоны в три раза и в десять раз — в портовые зоны, а также расширяют перечень возможной деятельности в портовых и технико-внедренческих зонах. Законопроект хотя и облегчает в перспективе, но пока не допускает создания региональных ОЭЗ. Кроме того, законопроект предполагает передачу части функций по управлению ОЭЗ на региональный уровень. Данным проектом закона пока не предусматривается создание региональных экономических зон, хотя такую инициативу главы Минэкономразвития России Эльвиры Набиулли-ной уже поддержал Президент Дмитрий Медведев1. Ранее, в марте 2009 г., Липецким областным советом депутатов в Государственную Думу был внесен зако-
1 «Коммерсантъ» № 185 (4240), от 06.10.2009.
нопроект, содержащий поправки к закону об ОЭЗ, предполагающие создание зон регионального уровня. Однако предложение получило отрицательный отзыв Комитета Государственной Думы по экономической политике и было направлено на доработку2. В данной статье предложен системный подход к формированию в России специальных межрегиональных зон развития на примере объединенных хозяйственных комплексов ряда экономически депрессивных субъектов РФ.
Мировое экономическое сообщество находится в стадии трансформации в глобальную хозяйственную систему, в которой национальные экономики, сохраняя территориальную целостность и суверенитет, будут представлять собой часть единого международного хозяйственного организма. Тенденция к объединению национальных экономик активно развивается и на межрегиональном уровне. Сегодня уже многие государства поставлены перед необходимостью привлечения ресурсов и средств, выходящих за пределы национальных традиционных источников, для чего они активно усиливают свою региональную экономику и расширяют международное сотрудничество.
Следует констатировать, что до настоящего времени преобразования в экономике страны, включая ее внешнеэкономические связи, еще далеки от завершения. Для развития данного сотрудничества и проведения необходимых преобразований нужна устойчивая стабилизация хозяйства страны на макро-, мезо- и микроуровнях. Этим определяется актуальность проблемы по формированию высокоэффективных межрегиональных хозяйственных образований натерритории России.
Обеспечение развития экономики страны на приоритетных направлениях может происходить через формирование крупных геоэкономических образований — мегарегионов. В этом случае происходит сбалансированная их интеграция между собой и с экономиками сопредельных стран, в результате чего может быть создана новая организационная структура геоэкономической системы России, представленная крупными экономическими хозяйственными зонами, что ведет к формированию инновационной модели хозяйственного развития территорий на корпоративных основах.
Для решения серьезнейшей и глобальной задачи интеграции регионов России необходимо формирование многоотраслевых мегатерриториальных хозяйственных комплексов для активного развития межрегиональных и внешнеэкономических связей.
2 «Коммерсантъ» № 228/П (4283), от 07.12.2009.
Прежде всего этот вопрос можно теоретически исследовать и практически апробировать в межхозяйственных отношениях субъектов Федерации. В частности, в соответствии со сложившейся экономической ситуацией в Дальневосточном регионе и на основе действующего законодательства может быть предложена хозяйственная кооперация трех субъектов Федерации: Камчатского края, Чукотского автономного округа, Магаданской области и экономической зоны Северных Курил (далее — отдаленные северо-восточные территории — ОСВТ) для проведения единой хозяйственной политики на базе добровольного объединения субъектов в особую хозяйственную «зону-округ» [2].
Методической и практической базой такого объединения могло бы стать законодательно и организационно закрепленное образование межрегионального хозяйственного экономического округа, на территории которого действовали бы общие принципы, правила и нормы совместного хозяйствования, позволяющие сформировать единое общерегиональное экономическое пространство.
Рассматриваемые дальневосточные территории расположены в относительной близости друг от друга, имеют во многом схожие природно-климатические условия, ресурсную базу, сопоставимые уровни социально-экономического развития, близкий уровень развития рыночных отношений и регионального менеджмента. Кроме того, цели и задачи, стоящие перед данными субъектами в области перспективного развития, также во многом схожи. Исходя из этого, данные субъекты Федерации могли бы образовать региональный хозяйственный союз и создать межсубъектное хозяйственное объединение в виде особого экономического округа.
При этом хозяйственные координация и кооперация по единому подходу должны:
• усилить инвестиционную привлекательность регионов, в том числе и для иностранных инвестиций;
• сконцентрировать внутренние резервы и собственные инвестиции для их рационального освоения по наиболее перспективным инновационным проектам;
• оптимизировать использование природной и ресурсной базы хозяйственного округа;
• улучшить использование производственного потенциала, включая трудовые ресурсы;
• создать эффективную инженерную инфраструктуру;
• укрепить внешнеэкономическое сотрудничество региона и повысить его конкурентоспособность в национальном хозяйстве. Выбор в качестве примера северо-восточных регионов страны, с одной стороны, оправдан большими потенциальными возможностями осуществления международных хозяйственных связей в тихоокеанском районе мировой экономики, а с другой, — определенной оторванностью экономики данных регионов отдругихтерриторий России.
Избранные регионы Дальнего Востока являются одними из наиболее проблемных регионов страны. Переход к рынку здесь в максимальной мере сопровождался спонтанной реструктуризацией народного хозяйства и значительно большим, чем в других регионах России, сокращением производственного и демографического потенциалов.
Однако именно на территории данных регионов имеются весьма благоприятные природно-ресурсные и экономико-географические условия, оказывающие серьезное влияние на развитие внешнеэкономических связей, потенциальный приток иностранных инвестиций и, в конечном итоге, на реализацию самодостаточности регионального воспроизводства и превращение этих регионов за короткий промежуток времени на основе межрегионального сотрудничества в экономически благоприятный регион не только Дальнего Востока, но и России в целом.
В основу создания межрегионального экономического округа могут быть положены организуемые в каждом из рассматриваемых регионов центры экономического развития, включающие всех заинтересованных партнеров из государственных, предпринимательских и непредпринимательских структур.
В субъектах ОСВТ сосредоточены уникальные, имеющие мировое значение минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и морские биологические ресурсы. Здесь выявлено свыше 70 видов полезных ископаемых, в том числе: платина; золото; серебро; вольфрам; сурьма; ртуть; олово; железные, свинцово-цинковые и алюминиевые руды; редкие и рассеянные элементы в комплексных рудах; горно-химическое и камнесамоцветное сырье; угли энергетические и коксующиеся; нефть; природный газ и др.
При эффективном осуществлении соответствующих хозяйственно-управленческих мероприятий в рассматриваемых субъектах РФ по привлечению финансовых средств и других ресурсов для социально-экономического развития ОСВТ становит-
ся возможным и реальным начать постепенный переход экономики к устойчивому развитию на основе прежде всего реализации управленческих принципов ее самодостаточного развития. При этом ОСВТ сегодня являются одними из регионов России, которые в ближайшее время уже смогут самостоятельно осуществлять крупномасштабное международное экономическое сотрудничество, привлекая иностранные инвестиции и инновации под свои ресурсы.
Сегодня можно констатировать, что при определенных (хотя пока и недостаточных) усилиях федеральных и местных органов власти уже активно меняется оценка геополитического и экономико-географического значений данных территорий Дальнего Востока России. Это связано с тем, что в последние годы:
1) изменилась стратегия государственной внешней геополитики в отношении бассейна Тихого океана;
2) изменилось геополитическое отношение к Северному Ледовитому океану, ибо он представляет собой выход в страны Атлантического океана;
3) открылось воздушное пространство над ОСВТ для межконтинентальных полетов;
4) ожидается открытие транзита Японии и других стран АТР по Северному морскому пути для связи Тихий—Атлантический океаны. Без налаживания постоянных конструктивных деловых связей со странами АТР (прежде всего с дальневосточными соседями — Китаем, Индией, Японией, странами Корейского полуострова, государствами, объединенными в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве, включая США), рассчитывая лишь на собственные силы, ОСВТ будет трудно поднять свою экономику до современного уровня. Направления развития рассматриваемых регионов могут быть весьма разнообразными, хотя пока следует сохранить на ближайшую перспективу сырьевую ориентацию их развития, с преодолением ее в среднесрочной перспективе на базе структурной инновационной промышленной перестройки экономики и повышения эффективности ее функционирования для социально ориентированного развития, а также усиления роли данных субъектов РФ в АТР.
В то же время глобальная макроэкономическая идея действительного геоэкономического и геополитического прорыва России в АТР предполагает совершенно особые динамические и структурные
характеристики развития в долгосрочной перспективе как России в целом, так и Дальнего Востока и ОСВТ в частности. Это предопределяет смещение вектора не только геополитических, но и в первую очередь мирохозяйственных интересов России на Дальнем Востоке.
Стратегия геоэкономического прорыва России на Дальнем Востоке включает широкий спектр организационных мер самого разного уровня и порядка. В то же время основу стратегии прорыва составляют повышение правового статуса и увеличение реальных полномочий органов местной власти с опорой на программу саморазвития и долговременного экономического роста, а также реализация программ федерального уровня, поддерживающих создание и функционирование в льготном режиме различного типа специальных (особых) экономических зон, объединенных в единый экономический округ.
Для формирования общей стратегии необходимо создать следующие базовые условия экономического развития ОСВТ:
1) правовое включение ОСВТ в систему мировых хозяйственных связей вообще и в систему международного разделения труда в частности путем экономической интеграции со странами Северо-Восточной Азии (долгосрочные государственные и частные инвестиции в производство и инфраструктуру территорий);
2) более широкое использование для развития собственного ресурсного потенциала;
3) осуществление структурной перестройки управления на базе корпоративизма, а также реформирования и реструктуризации экономики регионов;
4) создание благоприятного климата и надежных гарантий для инвестиций, в том числе зарубежных;
5) объединение усилий регионов для формирования и развития региональных рынков капитала, товаров, инвестиций, рабочей силы и т.д., ибо в силу переживаемых социально-экономических трудностей они не в состоянии развиваться в полном объеме, опираясь только на собственные силы саморазвития. Создать эти условия можно только через существенную активизацию всех сторон жизни в этом регионе путем последовательного создания хозяйственного плацдарма в виде отдельных экономических центров роста ОСВТ в соответствующих субъектах РФ. Поэтому происходящие сегодня в мире и в нашей стране глобализационные и регионализа-
ционные процессы обусловливают необходимость выработки новых теоретических и практических подходов к формированию путей стратегического хозяйственного развития территорий России в рамках отдельных субъектов РФ, особых экономических районов, специальных промышленно-торговых и портовых зон, а также их межрегиональных и международных объединений. В соответствии с этим существует возможность привлечения и использования при решении геоэкономических проблем методологических положений и принципов теории построения глобальных «полисистем», которые в последнее десятилетие достаточно широко используются в научных экономических исследованиях специалистов развитых стран мира.
При этом под рассматриваемой «регион-системой» следует понимать не только институционально изолированную межрегиональную организационную структуру, охватывающую базовую территорию, сложившееся хозяйство, проживающий на данной территории народ, организующие администрации, но также систему реализации определенных общетерриториальных экономических интересов. Таким образом, предлагаемый научно-практический подход к проблеме реструктуризации хозяйства страны в первую очередь отражает стремление перевода отношений в международной конкуренции и внешнеэкономическом сотрудничестве из сферы непосредственного межгосударственного противоборства в сферу внешнеэкономического взаимодействия (партнерства) хозяйственных территорий. В результате в дальнейшем за счет активизации внешних связей выделяются и формируются международные хозяйственные центры внутри геоэкономического национального пространства нашей страны [1].
Следует отметить, что расширенные региональные горизонты цивилизационного развития дают участникам бизнеса новый импульс хозяйствования, новые условия сотрудничества, при которых любые территории объединяются в интернационализированные воспроизводственные системы, становясь единой «регион-системой».
Методологическая основа создания и функционирования «регион-системы» заключается в росте капитализации хозяйства регионов, т. е. в приращении стратегического капитала. При этом стратегический капитал регионов может быть как реальным, т. е. промышленным и торговым, обусловленным реальными товарными потоками в «регион-системе», так и виртуальным (ссудным и трансакционным, образуемым в результате экономических трансакций на фондовом рынке,
обусловленных экономическими ожиданиями и предпочтениями их участников).
Базовым посылом прикладного развития такого межсубъектного экономического округа могут являться хозяйственные межотраслевые кластеры. Выявлено несколько методических кластерных подходов, на комбинации которых базируется выбор кластерного строительства (географический, горизонтальный, вертикальный, латеральный, технологический, фокусный, качественный). Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, которые характерны для целого комплекса отдельных фирм и отраслей в целом.
В последнее время среди отечественных и зарубежных специалистов все более укрепляется точка зрения, что регионы, на территориях которых формируются кластеры, становятся лидерами национальных экономик и их внешнеэкономических связей, а те территории, где нет кластеров, отходят на второй план и зачастую периодически переживают локальные социально-экономические кризисы.
При этом, как показывают практические разработки, стимулирование развития территориальных кластеров сегодня под силу и депрессивному региону, и тем более их определенному сообществу. Для регионального бизнеса локальный кластер — это реальная возможность обеспечить себе надежные конкурентоспособные позиции на обширных территориях внутри страны и за рубежом [3].
Кроме того, сегодня международный кластер может являться межрегиональной экономической подсистемой особого типа. Он определяется как участник мировой конкуренции и обладает достаточно высокой степенью конкурентоспособности, так как теоретически и практически в территориальный кластер можно включить различные субъекты хозяйствования в регионах, в том числе состоящие из хозяйствующих субъектов сопредельных государств.
Процесс реализации межрегиональной интеграции рассматриваемых экономически проблемных регионов ОСВТ с неизбежностью требует определенных организационно-управленческих форм, предусматривающих использование проектного подхода и корпоративного управления совместной реализацией программ развития, при которых существенно возрастает роль иностранных партнеров. Поэтому главная задача равноправного объединения регионов состоит в том, чтобы коллективно помочь, подправить, убрать барьеры, поддержать друг друга
за счет объединения имеющихся ресурсов. В итоге возникает возможность получения существенного синергетического эффекта от совместной деятельности, что особенно важно при выходе регионов на современный хозяйственный уровень.
В этих условиях предлагаемая межрегиональная структура, в отличие от существующих межхозяйственных объединений в регионах, выступает как новая управленческая и правовая парадигма взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе комплексного и системного руководства межрегиональной экономикой, ориентированной в перспективе на широкое внешнеэкономическое сотрудничество России.
Для России формирование международных кластеров с охватом территорий группы субъектов РФ — это современная бизнес-модель с особой организационной структурой и методами хозяйственного управления. Поэтому сегодня необходимо образование кластеров на основе как внутригосударственных, так и межстрановых геоэкономических моделей. В соответствии с этим возникает необходимость организационного объединения нескольких кластерных образований в общую хозяйственную структуру, которая и будет формироваться в единую «регион-систему». Таким образом, и с методологической, и с организационно-практической точек зрения, она будет представлять собой системно сформированный «мегакластерный комплекс» развития северо-восточных территорий Дальнего Востока России.
Такой подход может позволить исследователям моделировать хозяйственные процессы с учетом влияния государства (правовое, экономическое, организационное, социальное и т.д.) на предпринимательскую деятельность и, следовательно, находить совместное оптимальное управленческое решение для повышения эффективности конкретных бизнес-процессов, особенно при общерегиональном, межрегиональном развитии и межстрановом хозяйственном взаимодействии во внешнеэкономической сфере.
Функции управления в такой системе должны выполнять организации, наделенные рекомендательными полномочиями. Так, в частности, необходимо создавать управленческие центры, действующие на основе логистического подхода с использованием современных механизмов аутсорсинга, ауттаскинга, контроллинга, информационно-аналитического мониторинга, системного прогнозирования, индикативного планирования и управления и т. п.
В результате управленческие центры будут являться как бы коммерческими координаторами между структурами, входящими в «регион-систему». В итоге создается целостная территориально-хозяйственная система с замкнутым циклом хозяйственного управления, т. е. от прогнозирования и разработки стратегии до распределения результатов.
Современный подход к стратегическому управлению локальными хозяйственными процессами всегда рассматривает бизнес как сложную систему взаимоотношений между акционерами, исполнителями, пользователями и государством, ачасто и межгосударственными структурами. Традиционные подходы к управлению бизнесом уже не удовлетворяют современные требования к его организации, так как базируются только на финансовых функциях, в то время как на эффективность всего бизнес-процесса уже давно оказывают существенное влияние и нематериальные активы коммерческой деятельности, и, в первую очередь, корпоративного управления. Поэтому в основу предлагаемого концептуального подхода к корпоративному управлению положена многофункциональная и многофакторная система оценки совместной бизнес-деятельности и формирования возможной стратегии общего хозяйственного развития ОСВТ.
Для реализации изложенных положений в системе предпринимаемых мер в первую очередь необходимо:
• осуществить хозяйственное объединение в единый экономический округ Камчатский край, Магаданскую область, Сахалинскую область (в части Северных Курил) и Чукотский АО;
• в качестве организационно-правовых основ хозяйственного объединения северо-восточных территорий использовать корпоративный подход к взаимодействию заинтересованных участников при активном воздействии государственных структур управления;
• применить разработанные теоретические положения и практические рекомендации включения северо-восточных регионов России в международное разделение труда за счет активного развития их внешнеэкономических связей;
• внедрить подход к формированию «регион-системы» как нового геоэкономического структурного деления территориально-хозяйственного комплекса России и основы построения межхозяйственных отношений субъектов национального и зарубежного бизнеса;
• реализовать стратегию развития северо-вос-точныхтерриторий посредством программно-
проектного подхода к комплексному развитию данных территорий;
• примерить для формирования мегатеррито-риальных хозяйственных комплексов в виде «регион-систем» кластерный подход к взаимодействию предпринимательских структур на основе формирования сотовой модели кластерных образований;
• апробировать локальный процесс формирования организационной схемы многоотраслевых территориальных кластеров в субъектах РФ на примере объединения хозяйственных пространств районов Камчатского края. Особое внимание в изложенном аспекте необходимо уделить прибрежным районам рассматриваемых субъектов РФ.
Формирование специальных прибрежных зон как элементов общерегиональных ОЭЗ сегодня представляет собой весьма актуальный и важный процесс, широко применяемый в мировой хозяйственной практике. Этому процессу присущи свои организационные особенности, методологические подходы, законодательные и нормативно-правовые акты.
Необходимость создания системы комплексного управления прибрежными зонами вытекает из решения Всемирной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
Мировой опыт показывает, что при использовании прибрежных территорий ведущими факторами их развития выступают непосредственно природные ресурсы. Любая деятельность без природных ресурсов теряет смысл, поскольку многие хозяйственные процессы (системы) функционально связаны с окружающей природной средой, с ее элементами.
Несмотря на то, что прибрежные территории занимают относительно малую часть земной поверхности, большинство людей живут и работают именно здесь. В результате этого прибрежные территории находятся под постоянно увеличивающимся хозяйственным давлением. Разгорающийся часто конфликт интересов государства и бизнеса может привести к потерям экономически ценных природных ресурсов, объектов собственности, земельных ресурсов, морских и наземных видов биоты, объектов истории и археологии, а также общественного доступа к прибрежным ресурсам, к излишнему шуму и превышению допустимой нагрузки на окружающую среду, к загрязнению атмосферы и даже к снижению национальной безопасности страны.
Все рассматриваемые в рамках экономического образования северо-восточных территорий
Дальнего Востока страны субъекты РФ имеют значительные по протяженности прибрежные территории, в которых сконцентрировано от 80 до 100 % региональной хозяйственной деятельности. Поэтому для них формирование особых прибрежных зон имеет большую актуальность и важность для дальнейшего интенсивного развития.
Прибрежные зоны сегодня являются местом концентрации экономической и социальной деятельности и их взаимного влияния друг на друга и на окружающую среду. Этот факт особенно важен, поскольку численность населения в прибрежных зонах постоянно растет, а, следовательно, значимость этих территорий в будущем будет увеличиваться.
Как правило, прибрежные зоны чрезвычайно богаты различными ресурсами, в результате чего человек получает не только жизненное пространство, но и живые и неживые ресурсы, а также обладает регуляторной функцией для естественной и антропогенной окружающей среды.
Каждая прибрежная зона — многопользовательская система. Государственные, частные и общественные организации используют природные ресурсы для существования, экономической деятельности и рекреации.
Освоение и развитие прибрежной зоны должны быть основаны на правильном понимании процессов, происходящих на ее территориях, и поддержаны надежной инженерной технологией и социо-экономическими проектами, чтобы получить приемлемый баланс между краткосрочными выгодами и долгосрочными активами. Поэтому есть неотложная необходимость держать под контролем развитие этих территорий, тем более что конфликты между разными категориями пользователей становятся все более очевидными.
В своей социо-природно-экономической основе различные территории предполагают наличие различных требований и путей их всестороннего развития. В некоторых прибрежных зонах они проистекают из высокого давления урбанистического, инфраструктурного и туристского развития. В других они, наоборот, являются результатом стремления территорий к более динамичному хозяйственному развитию.
Кроме того, актуальная проблема охраны окружающей среды и устойчивое развитие территорий сегодня определяют необходимость создания в каждой стране или регионе, обладающими морским побережьем, эффективной системы комплексного управления процессами на прибрежных территориях.
Таким образом, развитие комплексного подхода к управлению деятельностью прибрежного региона требует в ближайшее время определенного пересмотра методических и правовых подходов к формированию национальной социально-экономической политики. Управление данной деятельностью должно быть направлено не просто на развитие различных ее отраслей, а прежде всего на устойчивое саморазвитие прибрежных территорий, которое должно обеспечиваться развитием самой деятельности, более эффективным использованием ее потенциала, развитием новых видов хозяйствования, рациональным использованием морских и сухопутных ресурсов, экологической безопасностью и т. д. Эффективным механизмом такого управления может стать механизм специальных экономических и правовых методов руководства региональным развитием на основе объединения территорий ряда субъектов РФ в особую прибрежную зону.
Для этого в правовом аспекте необходимо организационное и законодательное определение границ прибрежной зоны и придание ей определенного юридического и административного статуса без нарушения уже сложившихся территориально-административных структур.
Наиболее важной на начальном этапе развития зональной методологии является разработка принципов горизонтальной и вертикальной интеграции различных элементов системы комплексного управления прибрежной зоной с целью создания непрерывного и динамичного процесса выработки и принятия управленческих решений, направленных на рациональное использование морских и сухопутных природных ресурсов как основы для необходимого развития экономической и социальной сфер.
Специальный статус прибрежных зон должен подразумевать установление специальных организационно-экономических видов сотрудничества и взаимодействия партнеров. Для повышения инновационной и инвестиционной привлекательности прибрежных зон в них могут использоваться как традиционные, так и не совсем традиционные формы партнерства, причем для каждой из них должны быть установлены четкие рамки и сферы приложения [4].
Такое взаимодействие должно опираться на разработанную и принятую политику стратегических действий в регионе, одной из важнейших задач которой является выявление общих проблем и общих вопросов, которые, в свою очередь, могут послужить основой для развития вертикального сотрудничества
и горизонтальной интеграции государства и бизнеса. В соответствии с этим необходимо формирование на государственном уровне комплексной прибрежной стратегии, адекватных инструментов по ее реализации, предусматривающих диверсификацию экономической деятельности на ограниченном пространстве целого ряда субъектов РФ.
В результате стратегия комплексного управления прибрежной зоной должна стать основой для принятия любых решений администрацией и ее хозяйственными органами, адаптации организационной структуры управления, совершенствования правовой базы в области рационального хозяйственного природопользования.
Общая эффективность формируемой зональной системы во многом будет зависеть от того, насколько удастся сбалансировать интересы различных природопользователей и разработать правовые механизмы, отвечающие задачам устойчивого развития территорий в целом, а не интересам отдельных отраслей или хозяйствующих субъектов, даже если они являются очень важными в экономической структуре прибрежной зоны.
Существующие уже в стране экономическая и социальная структуры прибрежных регионов, стратегические планы их дальнейшего развития, правовая и законодательная база имеют свои региональные особенности и поэтому должны рассматриваться применительно к реальным условиям. Сочетание общего подхода и учета условий конкретного региона является одним из важных принципов методологии современного развития прибрежных территорий.
Учитывая комплексный и системный подход к прибрежной зоне, ее стратегическая концепция должна основываться на общеметодических логистических принципах, суть которых заключается в управлении, направленном надостижение максимального положительного эффекта для всей системы в целом, а не только для отдельных ее локальных ресурсных компонентов производств.
Методология выполнения работ должна обладать преемственностью по отношению к существующим инструментариям в области совершенствования работы с целевыми программами и базироваться на применении принципов программно-целевого управления в каждой предметной области исследования, системном подходе к оценке сложноструктурированных объектов развития, использовании существующей нормативно-правовой базы в области формирования федеральных и региональных программ как средств реализации
приоритетов государственной экономической и социальной политики.
Для этого методически необходимо, прежде всего, определиться с детальным перечнем и объемом работ, которые необходимо выполнить на различных этапах развития прибрежных территорий.
По мнению авторов, можно выделить три этапа. Первый этап — определение основных структурно-функциональных характеристик прибрежных территорий. Наданном этапе необходимо осуществить:
• выбор административно-территориальных структур, составляющих единство прибрежных территорий;
• установление функциональных взаимосвязей между элементами хозяйственной и нехозяйственной деятельности на прибрежных территориях (сухопутных и морских);
• построение базовой организационной бизнес-структуры освоения потенциала прибрежных территорий;
• формирование многополярной системы управления осуществления хозяйственной и нехозяйственной деятельности на прибрежных территориях.
Второй этап — разработка и обоснование предложений по формализованной оценке потенциала прибрежной территории. В рамках проведения программного исследования на данном этапе необходимо выполнение следующего комплекса работ:
• анализ экономического потенциала основных структурных элементов прибрежных территорий;
• анализ состава и содержания разработанных методик оценки отдельных элементов ресурсного потенциала территорий (минерально-сырьевая база, биоресурсы, рекреационный потенциал, трудовые ресурсы, инфраструктура и т.п.), а также проведение их взаимной адаптации;
• классификация факторов, отражающиххозяйс-твенный потенциал прибрежной территории и его специфику, и оценка их относительной значимости;
• оценка имеющегося состава и содержания статистических показателей и других данных, адекватных информационно-аналитическому обеспечению задач программного исследования;
• формирование общей системы оценки состояния и перспектив дальнейшего развития прибрежных территорий.
Третий этап — разработка методических рекомендаций по учету хозяйственного и нехозяйственного потенциалов прибрежных территорий при формировании специально ориентированных федеральных и региональных программ и их проектной документации. При этом необходимо особо обратить внимание на базовые аспекты, и прежде всего на такие направления:
• выбор методологии работ;
• разработка подходов к формализованной общерегиональной оценке потенциала прибрежной территории;
• разработка методических рекомендаций для разработчиков федеральных целевых и региональных программ по оценке и учету потенциала прибрежных территорий в процессе формирования соответствующих структурных разделов программы.
Реализация данного подхода потребует определенных организационных преобразований с использованием различных субъектов хозяйственной деятельности.
В результате реализации всех трех этапов должно быть получено обоснование методических подходов к оценке и учету всего потенциала прибрежных территорий Российской Федерации, а также набор программных рекомендаций по использованию потенциала прибрежных территорий при формировании и реализации конкретных локальных проектов.
Среди традиционных (классических) структур следует выделить государственные предприятия, частные компании и компании государствен-но-частного партнерства, включая совместные предприятия с участием иностранного капитала. Они могут функционировать в виде классических акционерных обществ, вертикально интегрированных холдингов, концессий, корпораций и других широко известных форм кооперационной организации бизнеса.
Возможно также использование не совсем традиционных организационных форм. Например, это могут быть международные многоотраслевые кластеры, формируемые как горизонтально интегрированные хозяйственные структуры с участием государственных и частных структур и привлечением иностранных партеров. При этом они могут создаваться после завершения концессионного договора, в виде промышленно-коммерческих предприятий, где сохраняется превалирующая роль государства (на магистральном транспорте, в энергетике, при шельфовых разработках и т. п.).
Такое частно-государственное объединение заинтересованных партнеров могло бы составить единую организационно-управляющую систему для формирования общерегиональных особых экономических зон в северо-восточных территориях Дальнего Востока страны.
Очевидно, что появляющиеся сейчас в России новые концепции организации бизнес-деятельности и менеджмента в регионах выдвигают новые требования к управляющим хозяйственным системам. Поэтому требуются дальнейшие методические и практические разработки организационно-управленческих процессов в межрегиональных связях, а также во внешнеэкономическом сотрудничестве российских и зарубежных партнеров, основанные на принципах равноправной и равноценностной бизнес-деятельности.
В заключение можно отметить, что предлагаемая общесистемная модель межрегионального управления формируется на базе двухуровневой структуры (субъекты РФ и межсубъектные образования). При этом внутри каждого уровня осуществляется свободное взаимодействие между элементами локальных хозяйственных моделей. В результате создается единая управляющая общесистемная модель развития бизнес-деятельности. Кроме того, на весь комплекс бизнес-процесса воздействуют также внешние национальная и интернациональная хозяйственные среды, которые устанавливают определенные ограничения навесь процесс и, следовательно, на порядок формирования локальных и общесистемных хозяйственных моделей в крупных межрегиональных образованиях. Однако при определенных правовых, организационных, управленческих, финансовых и хозяйственных усилиях весь потенциал процесса социально-экономического развития ОСВТ, несомненно, может быть реализован уже в обозримой перспективе.
Список литературы
1. Дворцов В. ^.«Регион-система» — как новое геоэкономическое инфраструктурное деление — проблемы становления // Безопасность Евразии. 2005, № 2. С. 443-453.
2. Дворцов В. И. Основные направления геоэкономического развития ОСВТ России на Дальнем Востоке // Внешнеэкономический бюллетень. М.:ВАВТ. 2005, № 12.
3. Дворцов В. И. Северо-восточный ход России, локальная кластеризация территорий // Безопасность Евразии. 2005, № 4.
4. Плинк Н.Л., Гогоберидзе Г. Г. Политика действий в прибрежной зоне. СПб.: Изд-во РГГМУ, 2003. 226 с.