ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
РЕГИОНАМ НЕОБХОДИМО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
в.И. дворцов,
кандидат экономических наук, доцент, ректор дальневосточного института управления, бизнеса и права, президент Академии региональной экономики, экологии и природопользования дальневосточного федерального округа
Как известно, в ноябре 2005 г. состоялась поездка министра экономического развития и торговли РФ — Г. Грефа, министра транспорта РФ
— И. Левитина и министра природных ресурсов РФ
— Ю. Трутнева по субъектам Российской Федерации Дальнего Востока страны. По результатам этой поездки намечается проведение целого комплекса организационно-хозяйственных мер по активизации развития данных регионов. На это также указывает и недавно назначенный полномочный представитель Президента России в ДФО — К. Исхаков.
итоги визита трех федеральных министров можно оценить весьма положительно. Еще бы, за многие годы безразличия к дальневосточным регионам — повышенное внимание федерального центра. Только за один год объем инвестиций вырос в 2,5 раза и составил в 2005 г. 7,8 млрд руб. против 2,9 млрд руб. в 2004 г., а в 2006 г. объем федеральных инвестиций, как обещают, составит почти 17,5 млрд руб.
Такой интерес к Дальнему Востоку страны со стороны центральных органов власти вполне оправдан. Сегодня перед различными ветвями власти, и прежде всего федеральной, стоит задача сведения к минимуму количества депрессионных регионов и выведения дальневосточных территорий из кризисного состояния. Для решения подобной задачи требуются поиск и реализация новых, неординарных подходов ко всему организационно-хозяйственному обустройству жизни. Помимо этого, в последние годы в соответствии с изменяющимся курсом реформирования хозяйства России во многих регионах страны усиливаются тенденции к стремлению ряда субъектов РФ к административно-территориальному объединению. Уже объединены Пермская область с Коми-Пермятским автономным округом.
На рассмотрение Иркутского законодательного собрания передан пакет документов по объединению Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским АО. Принято решение о слиянии Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Прошел референдум по объединению Корякского АО и Камчатской области. Высказываются предложения по объединению Магаданской области с Чукотским АО, а также идеи по ряду других субъектов РФ. Разрабатываются проекты объединения и других субъектов РФ. По заявлениям ряда аналитиков, претендентами на укрупнение являются еще более 15 субъектов РФ.
Отдельные субъекты хозяйствования ищут пути дальнейшего объединения усилий по совместному освоению и экономическому развитию своих территорий, исходя из того, что перед ними часто стоят общие ресурсные, энергетические, экологические, миграционные и другие проблемы, решить которые эффективно поодиночке они сегодня не в состоянии.
Советом по изучению производительных сил при МЭ РФ и РАН РФ (СОПС) разработана Концепция реформирования государственно-территориального устройства России, которая предусматривает образование на территории нашей страны 28 укрупненных хозяйственных субъектов из существующих 89 субъектов Российской Федерации [1]. При этом авторы концепции особо подчеркивают, что при реформировании существующего деления страны, в первую очередь, нужно исходить из административно-экономической целесообразности объединения, а также одновременно руководствоваться территориальными и социо-национальными факторами и только потом учитывать национально-культурные особенности
того или иного региона. Несомненно, при определенной правомерности такого подхода он все же не лишен целого ряда негативных аспектов.
Так, в частности, в Тихоокеанскую «губернию» предлагается включить существующие сегодня Приморский край, Камчатскую и Сахалинскую области с особым выделением Курильских островов. При этом вне пределов данной «губернии» остаются Магаданская область, Корякский и Чукотский автономные округи, которые также тяготеют на северо-востоке к Тихоокеанскому региону, имеют близкие ресурсные возможности и хозяйственные проблемы, решать которые целесообразно объединенными усилиями всех названных субъектов РФ, находящихся в прибрежной зоне Тихого океана.
Используемый в Концепции подход, заключающийся в присоединении к региону-донору несколько слабых регионов, в расчете на взаимовыгодную передачу части собственных ресурсов региону-донору, вызывает ряд сомнений, так как на практике часто более сильный регион всегда стремится максимально использовать ресурсы более слабых, мало что давая взамен.
Как показывает мировой опыт, одновременного эффективного развития территорий на больших пространствах не бывает. Развитие начинается с точек концентрации ресурсов, а затем созданные на их базе инновации идут в другие регионы, втягивая их в общий процесс реформирования и модернизации. Это некий закон «хозяйственного тяготения» и его надо учитывать при проведении изменений в хозяйственном и административно-территориальном делении страны.
В современных условиях геоэкономического глобализированного развития хозяйства мира приоритетным часто становится коммерческая или социально-экономическая целесообразность межрегиональной концентрации, а не только административно-территориальное взаимодействие.
При рациональном хозяйственном объединении жизнь сама создает инновационные узлы, бизнес-центры и зоны развития. Поэтому главная задача объединения регионов состоит в том, чтобы коллективно помочь, подправить, убрать барьеры, поддержать друг друга за счет объединения имеющихся ресурсов. В итоге возникает возможность получения существенного синергетического эффекта от совместной деятельности, что особенно важно при выходе регионов на международный хозяйственный уровень.
Происходящее административное объединение субъектов РФ при создании Пермского
или Красноярского края — это удачные примеры укрупнения хозяйств, но в других случаях к данной проблеме надо подходить более обоснованно. Теоретический и практический подходы к формированию многоотраслевых экономических систем должны сыграть свою роль в эффективном межрегиональном объединении субъектов РФ.
На наш взгляд, в 2005 г. был совершен «идейный переворот» в хозяйственном развитии регионов. Так как уже достигнут предел эффективности политики выравнивания, то на правительственном уровне предложено отказаться от практики механического подтягивания проблемных территорий до уровня «передовиков» [1].
В июне 2005 г. Министерство регионального развития России представило Правительству страны новую Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в которой упор делается на дифференцированное развитие регионов, на фактическое закрепление их места и роли в экономике страны и территориальной структуре ее хозяйства. Таким образом, современное организационно-экономическое управление совместным развитием территорий становится сегодня в России основой межхозяйственного руководства в нынешних рыночных условиях.
Как известно, в качестве приоритетных регионов развития сегодня выступают территории Дальнего Востока России. В качестве субъектов геоэкономического прибрежного тихоокеанского мегарегиона можно назвать Сахалинскую область с Южным, Центральным и Северным районом Курильских островов; Камчатскую область с Корякским АО; Магаданскую область и Чукотский АО.
Природно-географический и геоэкономический потенциал этих регионов внушителен. Общая площадь составляет — 1 758,5 тыс. км2, численность населения — около 1,3 млн чел., внутренний региональный продукт (ВРП) — свыше 80 млрд руб. В регионе находятся 28 городов, 80 поселков городского типа, 184 сельских поселков. В то же время на территории имеется только 5,6 тыс. км автодорог с изношенным твердым покрытием и около 1 000 км — железных дорог. В недрах территорий выявлено свыше 70 видов полезных ископаемых, в том числе редкоземельные и драгоценные металлы. Велики лесные, водные, гидроэнергетические и моребио-логические ресурсы. Значительны промышленный потенциал и размеры сельскохозяйственных угодий. Важное место занимают внешнеэкономические связи. экономика данных регионов в целом по своим геоэкономическим возможностям сопоставима с
Хабаровским или Приморским краем. Названные регионы — одни из наиболее проблемных в России. С одной стороны, переход к рынку здесь сопровождался частичной реструктуризацией хозяйства и значительно большим, чем в других регионах Дальнего Востока, сокращением производственного и демографического потенциалов. С другой стороны, именно здесь потенциально имеются весьма благоприятные природно-ресурсные, экономико-географические условия, которые могли бы оказать серьезное влияние на развитие внешнеэкономических связей, приток иностранных инвестиций и, в конечном итоге, на реализацию самодостаточности регионального воспроизводства и превращения их за короткий промежуток времени на основе межрегионального сотрудничества в экономически благоприятный регион не только Дальнего Востока, но и России в целом.
В целом хозяйственное развитие рассматриваемых регионов характеризуется их социально-экономическим расслоением, на что, в частности, указывает увеличение различий по душевому производству ВРП на душу населения (в 3,2 раза), финансовой обеспеченности (в 3,7 раза) и объему инвестиций в основной капитал на душу населения (в 17 раз) [2]. Показательными являются основные экономические результаты развития хозяйства северо-восточных субъектов РФ (см. таблицу).
Как видно из анализа экономических показателей, в последние годы упал спрос на производимые в регионе виды продукции, возросли прямые и косвенные расходы, прежде всего из-за существенного повышения цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование, а также из-за транспортных тарифов. Резко возрос дефицит топлива и электроэнергии, увеличились затраты на поддержание в эксплуатационном состоянии в условиях сурового климата объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Произошел резкий спад производства практически во всех профилирующих отраслях, при этом среднегодовая численность занятых в экономике региона за 5 лет в целом увеличилась с 602,4 тыс. чел. до 607 тыс. чел. Это произошло за счет Сахалинской области, причем доля работающих в перерабатывающей промышленности упала на 22%. Общая численность безработных достигла 69,1 тыс. чел., из них в Чукотском АО — 2,2 тыс. (4,6%), Камчатской области — 26,1 тыс. (11,6%), Магаданской области — 11,3 (8,2%), Сахалинской области - 29,5 тыс. (9,5%). [2].
Долговременная стратегия развития хозяйства северо-восточных территорий должна быть направлена на восстановление и наращивание хозяйственного потенциала и социальной сферы, закрепление постоянно проживающего населения, а также создание необходимых экономических
Основные показатели хозяйственного развития северо-восточных субъектов Дальнего Востока России в 2004 г.
Субъекты Российской Федерации Валовой региональный продукт, млн руб. Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости на конец года), млн руб. Объем промышленной продукции, млн руб. Продукция сельского хозяйства - всего, млн руб. Оборот розничной торговли, млн руб. Внешнеторговый оборот, млн дол. Инвестиции в основной капитал, млн руб.
Камчатская область, включая Корякский АО 32 800 85 900 26 580 2 519 12 530 198,5« 3 870
Магаданская область 28 100 78 100 19 080 1 018 5 950 161,4 4 000
Сахалинская область 74 900 164 900 39 100 3 347 24 400 1 780 56 260
Чукотский АО 24 700 16 300 4 430 378 2 133 27,2 8 250
Итого по данным регионам 160 500 345 200 89 190 7 262 45 013 2 167,1 72 380
Примечание: Таблица составлена с учетом данных Дальневосточного таможенного управления и данных территориального органа федеральной службы государственной статистики по Камчатской области об экспорте (импорте) товаров, не пересекающих таможенной границы России (рыбы и морепродуктов, добытых и отгруженных в нейтральных водах; топлива, приобретенного транспортными средствами внешнеторговый оборот в 2004 г. составил 451,5 млн дол. («О внешней торговле Камчатской области в 2004 г.». Пресс-выпуск № 11 от 20.05.2005 г.)
Источники: 1) Регионы России. «Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2004»: Стат.сб./Росстат. — М./ 2004; 2) «Россия в цифрах, 2005». Краткий стат.сб./Росстат. — М., 2005.
предпосылок для привлечения квалифицированных специалистов и рабочих из западных регионов России, государств СНГ и других стран. Привлекательность работы в рассматриваемых субъектах РФ в значительной мере будет зависеть от повышения жизненного уровня постоянно проживающего населения, и прежде всего сохранения выплат по районным коэффициентам, надбавок за стаж, северных льгот, развития социальной сферы.
В ближайшей перспективе за Дальним Востоком сохраняется роль одного из ведущих регионов страны по развитию цветной металлургии, базирующейся на уникальных минерально-сырьевых ресурсах. Современный уровень их добычи и комплексного использования пока отстает от потенциальных возможностей. Одна из важнейших задач сегодня — это развитие геологических исследований и геологоразведочных работ, повышение темпов и масштабов подготовки новых месторождений к эксплуатации, что позволит приостановить процесс отставания прироста промышленных запасов от объема добычи полезных ископаемых.
Реальная оценка прогнозных запасов энергоресурсов (угля, нефти и газа) позволяет рассчитывать на определенное развитие топливно-энергетической базы до полного обеспечения потребностей региона и экспортировать часть топлива и электроэнергии, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Будет усиливаться значение региона в области добычи и переработки рыбы и морепродуктов. Его удельный вес в общем улове рыбы и морепродуктов страны может увеличиться до 75%.
Это потребует более рационального комплексного использования и охраны биологических ресурсов дальневосточных морей, дальнейшего расширения океанического лова наряду с наращиванием мощностей рыболовецких организаций и рыбопереработки. Имеются значительные предпосылки для развития подотраслей лесной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности.
Устойчивый спрос на продукцию отрасли обеспечивается за счет увеличивающихся потребностей в ней малолесных стран (АТР). Приморское положение северо-восточных субъектов РФ объективно требует активного развития судостроительной промышленности, судоремонтной базы и других машиностроительных комплексов.
Сделать это можно, только активизируя все стороны экономической жизни в северо-восточном регионе, путем последовательного создания плацдарма в виде центров активного производственного
развития. Важнейшим организационным условием устойчивого развития хозяйства территорий становится корпоратизация, т.е. создание сети корпораций, объединяющих капиталы и деятельность различных участников. Государственные структуры должны играть лидирующую роль в формировании таких хозяйственных субъектов. Успех может быть обеспечен путем согласования интересов государственных структур и бизнеса, объединения усилия практиков и ученых, предпринимателей и власти.
Перевод хозяйства в новое качество может осуществляться путем перехода к особому производственно-хозяйственному укладу в виде групп взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность, обладающих не только потенциалом роста, но и достаточной «критической массой» для осуществления качественных экономических преобразований.
В рамках формируемой хозяйственной стратегии необходим поиск гармонично сочетающихся интересов субъекта Федерации и бизнеса на территории конкретного субъекта или их группы.
При этом возникает концентрация материальных, финансовых и других экономических ресурсов, что следует использовать при реализации основополагающих направлений развития экономики региона с выявлением «центров роста» и «точек затрат». При разработке и внедрении механизмов саморазвития необходимо предусмотреть накопление и возможное перераспределение между приоритетными направлениями производства особенно дефицитных ресурсов, поступающих по разным каналам. Надо при этом отметить, что механизмы саморазвития региональной экономики не могут обойтись без опоры на многоуровневую поддержку федеральных и местных органов власти, при полной взаимоувязке регулятивных действий региональных органов власти в сфере местной экономики.
Сегодня можно констатировать, что в рамках действующего российского законодательства отдельные субъекты РФ уже на протяжении ряда лет выдвигают инициативы и осуществляют определенные шаги по межхозяйственной интеграции экономики своих регионов. Заключаются межрегиональные соглашения, подписываются межотраслевые договора, разрабатываются совместные программы, и реализуются международные проекты. Однако данные соглашения между администрациями субъектов РФ, как правило, выполняются медленно и не в полном объеме, хотя действительность все активнее заставляет интегрироваться и консолидироваться.
В последние годы в различных регионах страны, в том числе и на Дальнем Востоке, предпринимались неоднократные попытки разработки специальных региональных программ по социально-экономическому, внешнеэкономическому, отраслевому развитию по субъектам РФ и их межрегиональному сотрудничеству. При этом в подготавливаемых документах по каждому из субъектов РФ, и в частности дальневосточного региона, рассматриваются и решаются близкие по содержанию хозяйственные задачи при одинаковых целях перспективного развития.
Решение поставленных проблем часто наталкивается на недостаток финансовых средств, отсутствие корпоративных и кооперационных связей как внутри хозяйств субъектов РФ, так и на уровне межсубъектных отношений при слабой поддержке федерального центра.
В целом хозяйство северо-восточных территорий сегодня требует ускоренного формирования полицентричного экономического пространства с несколькими мощными экономическими центрами, обладающими достаточно широкими местными правовыми полномочиями в организации хозяйственной жизни, включая внешнеэкономическое сотрудничество.
Стратегия активного межрегионального геоэкономического развития включает широкий спектр организационных мер самого разного уровня и порядка. Геоэкономическая основа объединения территорий заключается в выборе оптимальной модели их хозяйственного развития, которая учитывала бы огромные пространства с суровым климатом, большой разряженностью культурных урбанизированных центров, значительной протяженностью коммуникаций, высокой степенью инфраструктурных затрат, рискового земледелия, замедленностью рыночных операций. В современных условиях назрела необходимость создания экономических округов, что, по нашему мнению, может явиться тем действенным организационным механизмом, который позволит на системной и комплексной основах сформировать новые высокоэффективные межрегиональные хозяйственные объединения.
Методической основой формирования экономических округов должны выступать специально структуризированные регион-системы, позволяющие определять и реализовывать межрегиональные и международные стратегии развития территорий. Главная цель создания и функционирования таких регион-систем заключается в существенном росте капитализации хозяйства регионов, то есть в прира-
щении стратегического капитала. Следует, однако, отметить, что научная теория и практика построения крупных «регион-систем» еще только формируется [3]. В то же время уже сегодня необходимо определить роль и место регион-систем в общегосударственной хозяйственной стратегии России.
В основе создания единого хозяйственного пространства для некоторой совокупности регионов, например северо-восточных территорий Дальнего Востока страны, должны лежать организационно-экономические критерии, подтверждающие целесообразность и возможность объединения в регион-систему отдельных территорий, отраслей, причем не обязательно в жестких рамках установленных административных границах.
Для организации межрегиональных экономических округов на первом этапе могли бы стать:
1) выявление заинтересованности конкретных регионов в хозяйственном объединении с учетом географических и отраслевых особенностей их развития;
2) выделение приоритетных пакетов инвестиционных проектов и программ;
3) разработка программы содействия взаимодействию государственных органов и частного бизнеса;
4) внедрение необходимых финансовых инструментов для межрегионального развития;
5) выработка общей технической политики;
6) унификация внешнеэкономических процедур;
7) информатизация бизнес-процессов;
8) подготовка управленческих и профессиональных кадров.
Исходя из этого, субъекты РФ могли бы образовать межрегиональный хозяйственный союз и создать локальную межсубъектную хозяйственную зону-округ. Данная хозяйственная координация и кооперация в результате усилит инвестиционную привлекательность регионов, в том числе и для иностранных инвестиций; позволит сконцентрировать внутренние резервы и собственные инвестиции для их рационального использования в реализации наиболее перспективных инновационных проектов; оптимизировать использование природной и ресурсной базы региона; улучшить использование производственного потенциала, включая трудовые ресурсы; создать эффективную инженерную инфраструктуру и т.д.
Практической основой создания межрегионального экономического округа северо-восточных субъектов РФ на Дальнем Востоке страны выступа-
ют специальные хозяйственные структуры в виде территориальных кластеров [5].
По своей экономической сути территориальный кластер представляет собой особую форму региональной организации с коллективной структурой управления, включающей в себя взаимосвязанные элементы единой промышленно-торговой инфраструктуры, основных производителей и потребителей, а также сопутствующих и обслуживающих ее компаний, как в рамках одного, так и нескольких регионов. Такой кластер может являться региональной экономической подсистемой особого типа, выступающей участником мировой конкуренции и обладающей достаточно высокой степенью конкурентоспособности.
Теоретически и практически можно включить в территориальный кластер многие регионы, в том числе состоящие из нескольких районов других государств. В частности, во внешнеэкономической деятельности страны создание регион-систем на основе кластеров позволяет целенаправленно интернационализировать национальную экономику, а также интегрировать ее в мировое хозяйство на более сильных и выгодных для России условиях.
Таким образом, с теоретической и с организационно-практической точек зрения экономический округ будет представлять собой системно сформированный мегакластерный комплекс развития территорий в виде единой регион-системы. В этом аспекте необходимо подчеркнуть важность осознания самими участниками возможностей реализации совместных кластерных стратегий во взаимосвязи со своими собственными стратегиями. Правительство же всех уровней может привлекать внимание к потенциальным опасностям и возможностям, а также в той или иной мере поддерживать инициативы в этом направлении.
В рамках политики кластерного развития центральное внимание уделяется комплексу взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационно-инвестиционной деятельности. При использовании кластерных систем формируются, в том числе, и горизонтальные сети, в которых осуществляется сотрудничество крупных, средних и малых фирм, действующих на рынке одного и того же продукта или принадлежащих к одной территориально-промышленной группе.
Сегодня для экономики России формирование мегакластеров с охватом территорий нескольких субъектов РФ является новой организационной бизнес-моделью, построенной на совместных методах хозяйственного управления.
Совместное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов позволит, концентрируя их на приоритетных направлениях, оперативно влиять на эффективность развития хозяйства и снижение уровня омертвления региональных капиталов. Не предусматривая жесткого административного объединения субъектов РФ, можно констатировать, что активная хозяйственная интеграция регионов позволит не только объединить усилия в успешном решении целого ряда межрегиональных проблем социального и промышленно-торгового развития северо-восточных территорий Дальнего Востока, но и поднять на новую ступень внешнеэкономическое сотрудничество с близлежащими странами.
Кроме того, усиление хозяйственных межрегиональных связей, в частности Сахалинской области с другими указанными субъектами РФ, позволит более тесно привязать к ним экономику Курильских островов, и особенно района Южных Курил, на которые до сих пор потенциально претендует Япония.
Хозяйственное объединение и активизация внешних и внутренних связей регионов ведут к формированию крупных межрегиональных хозяйственных центров внутри локального геоэкономического национального пространства. Дальнейшее расширение внешнеэкономических и межрегиональных связей, попадающее в сферу тяготения экономических округов, ведет к образованию макрорегионов, а распространение влияния их экономических инфраструктур — к полирегиональному развитию национальной экономики, ориентированной на международное экономическое сотрудничество страны.
В этой связи каждый регион, в частности северо-восточные территории Дальнего Востока, представляет собой локальные ареалы активного формирования производственной, торговой, управленческой, коммуникационной и других инфраструктур, нацеленных, исходя из общенациональных интересов, на развитие регионального международного сотрудничества и создание проблемно-программных систем развития территорий в первую очередь инфраструктурного типа. Отсюда целесообразность хозяйственной децентрализации Дальневосточного Федерального округа, с одной стороны, и активного усиления хозяйственной кооперации и интеграции его отдельных субъектов — с другой.
В подтверждение актуальности такого подхода можно отметить, что в 2005 г. в аппарате Правительства РФ и в Минэкономразвитии России
подготовлены предложения по изменению состава федеральных округов. В основе их положены принципы обеспечения экономической безопасности страны. В частности, предусматривается вместо существующих федеральных округов создание 15 новых. При этом должна быть сохранена большая часть нынешних субъектов РФ (но далеко не всех) [4]. Такой стратегический подход имеет своей целью в первую очередь усиление экономической основы территориально-географического деления страны.
В дальнейшем может быть сформирована регион-система в виде экономического округа в составе: Камчатской области с Корякским АО, Чукотским АО, Магаданской области и Сахалинской области с особым развитием Курильских островов. В рамках данного объединения будет создан крупный мегакластерный комплекс с широкими внешнеэкономическими связями. Совместная реализация потенциальных возможностей в рамках такой регион-системы должна дать уже в среднесрочной перспективе существенный синергетический эффект.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие базовые условия хозяйственного развития северо-восточных территорий России на основе создания единого межрегионального экономического округа:
1) включение их в систему мировых хозяйственных связей вообще, и в систему международного разделения труда в частности, путем экономической интеграции со странами СевероВосточной Азии (долгосрочные иностранные инвестиции в производства и инфраструктуру территорий);
2) более широкое использование ресурсного потенциала для собственного развития;
3) осуществление структурной перестройки управления на базе корпоратизма, а также реформирования и реструктуризации экономики регионов;
4) создание благоприятного бизнес-климата и надежных гарантий для инвестиций, особенно из-за рубежа;
5) объединение усилий регионов на формировании и развитии региональных рынков капитала, товаров, инвестиций, рабочей силы и др. Кроме того, в числе приоритетных общерегиональных проблем, требующих своего совместного разрешения, можно выделить и ряд общих для субъектов РФ направлений потенциального инфраструктурного развития. К числу важнейших направлений следует также отнести усиление хо-
зяйственного сотрудничества и с другими российскими регионами, а также международных связей с региональными администрациями США, Японии, Северной и Южной Кореи, Китая.
Предлагаемая постановка проблемы формирования в ближайшее время на Дальнем Востоке крупного локального экономического округа в форме регион-системы могла бы укрепить позицию указанных субъектов как в национальном развитии России, так и на международной арене, исходя из вхождения России в глобальные мировые хозяйственные процессы на основе международного разделения труда, специализации и кооперации производства.
Практической базой такого объединения могло бы стать юридически закрепленное образование межрегионального северо-восточного экономического округа, на территории которого действовали бы общие стратегические принципы, правила и нормы совместного хозяйствования, позволяющие сформировать локальное экономическое пространство и с единых позиций выступать на внешнеэкономической арене.
Для осуществления такого подхода потребуется создание субъекта управления в виде координационного Совета участников и рабочего органа — управляющей компании. В этом случае федеральный центр в основном должен поддерживать межрегиональную хозяйственную стратегию и создать необходимое правовое поле, способствующее достижению данными регионами общенациональных целей.
Таким образом, уже сегодня необходима выработка специальной системной и комплексной экономической стратегии, адаптированной к сложной современной хозяйственной ситуации и одновременно нацеленной на решение долгосрочных геоэкономических и геополитических задач. На осуществление этой стратегии потребуется довольно длительное время, поэтому, прежде всего, необходимо сохранить и упрочить ресурсную базу будущего совместного развития. Иными словами, речь идет о необходимости совместного вовлечения ресурсов в экономический оборот на рассматриваемых территориях.
Для этих целей необходимо создание мощных административно-экономических центров экономического округа и закрепление за ними широких полномочий в организации хозяйственной жизни. Такими центрами могли бы быть города Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан. Действующие меры государственной поддержки позволяют уже в ближайшей перспективе обеспечить переход к новому состоянию региональной экономики и стабилизации социально-экономичес-
кого положения северо-восточных регионов страны на основе введения специального режима хозяйствования на данной территории на 15—20 лет.
В ближайшие годы представляется возможным осуществление совместной хозяйственной деятельности данных субъектов РФ, начиная с объединения Корякского АО и Камчатской области. В частности, совместную деятельность можно начать с развития обрабатывающих и машиностроительных производств на базе судостроительных и судоремонтных предприятий; реконструкции предприятий рыбной промышленности на базе современных технологий; развития производств по комплексному извлечению и переработке руд цветных металлов и горно-рудного сырья, в том числе обеспечивающих получение принципиально новых материалов; использования уникального лекарственного сырья растительного, моребиоресур-сного и животного происхождения; обеспечения комплексных транспортных услуг на современном уровне и ряд других направлений.
Сформулированные направления возможного развития объединенного хозяйства данных субъектов РФ являются структурообразующими на долгосрочную перспективу. При этом не следует забывать, что существует целый ряд объективных ресурсных, организационных, технологических и других ограничений (возможные масштабы вылова рыбы в Охотском море и прибрежной зоне, уровень добыч и полезных ископаемых, запасы нефти, возможности снижения энергоемкости в различных отраслях экономики и т.д.), которые также предопределяют возможные характеристики перспективного производства. В итоге возможен весьма широкий спектр прогнозных вариантов организационной структуры совместного развития экономик северо-восточных регионов.
Проводимые в стране организационно-экономические преобразования хозяйства и усиление роли и самостоятельности регионов во всех сферах жизни позволят в перспективе провести необходимые реформирование и реструктуризацию хозяйства и вывести экономику большинства субъектов РФ на уровень саморазвития, самодостаточности и самообеспеченности, но для этого необходимо изменение существующей нормативно-правовой базы хозяйствования субъектов РФ.
Формирование в России системы экономических округов параллельно с действующим административно-территориальным делением страны может стать основой усиления местного самоуправления хозяйством территорий, что позволит вывести эко-
номику страны на новый уровень развития.
По мнению автора, изменение законодательной базы сегодня должно касаться реализации сферы совместного ведения, изменения определения конституционного статуса субъектов Российской Федерации, определения субординации нормативно-правовых актов и ряда других вопросов. Кроме того, как уже отмечалось выше, при формировании регион-системы важное место отводится анали-тическо-информационной поддержке функций управления совместной хозяйственной деятельности. В соответствии с этим на организационно-структурную модель регион-системы должна быть наложена адекватная ей функционально-управленческая модель, а на нее, в свою очередь, накладывается соответствующая им информационно-аналитическая модель, отражающая и поддерживающая бизнес-процесс в объединенном регионе.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что избранные регионы Дальнего Востока являются одними из наиболее проблемных регионов России. Переход к рынку здесь в максимальной мере сопровождается спонтанной реструктуризацией народного хозяйства и значительно большим, чем в других регионах Дальнего Востока, сокращением производственного и демографического потенциалов. С другой стороны, именно здесь, на территории названных регионов, имеются весьма благоприятные природно-ресурсные, экономико-географические условия, оказывающие серьезное влияние на развитие внешнеэкономических связей, приток иностранных инвестиций и, в конечном итоге, на реализацию самодостаточности регионального воспроизводства и превращения их за короткий промежуток времени на основе межрегионального сотрудничества в крупный, экономически благоприятный регион не только Дальнего Востока, но и России в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марченко Г., Мачульская О. Инструмент новой региональной политики. Эксперт, № 44, 2000. С. 128-129.
2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2004: Стат.сб./Росстат. — М./2004.
3. Дворцов В.И. «Регион-система» как новое геоэкономическое инфраструктурное деление — проблемы становления. // Безопасность Евразии. Москва. № 2. 2005. С. 443-453.
4. Букин А. Малая Родина крупной формы / Деловые люди, № 165, 2004, С. 10-12.
5. Дворцов В.И. Северо-восточный ход России (локальная кластеризация территорий) // Безопасность Евразии, № 4. 2005. С. 365-374.