Научная статья на тему 'Основные направления геоэкономического развития северо-восточных территорий России на Дальнем Востоке'

Основные направления геоэкономического развития северо-восточных территорий России на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
397
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления геоэкономического развития северо-восточных территорий России на Дальнем Востоке»

Основные направления геоэкономического развития северо-восточных территорий России на Дальнем Востоке*

В.И. Дворцов

Ректор Дальневосточного института управления, бизнеса и права (г. Петропавловск-Камчатский), кандидат экономических наук

В январе 2003 г. Государственный совет РФ, рассматривая вопросы международной деятельности Российской Федерации, отметил в качестве важнейшего условия работу в области международных связей регионов, которые при этом должны обладать и использовать реальные, практические и эффективные инструменты этой работы. Сегодня можно констатировать, что субъекты РФ в целом уже достаточно эффективно пользуются имеющимися у них ресурсами и полномочиями.

В результате прагматизм, равноправие и взаимовыгодное внешнеэкономическое партнерство уже стали принципами не только федеральной внешней политики, но и характеристиками региональных подходов в международных делах. Особенно важным является факт совместного использования территориями внешних ресурсов для решения своих внутренних задач развития хозяйства.

В то же время в ближайшие годы роль регионов в международных связях может и должна быть повышена. В частности, в выступлениях руководителей страны звучит

идея о том, что в случае продвижения интересов российских компаний за рубежом можно ставить вопрос о целевой поддержке и о дипломатическом "сопровождении" региональных экономических интересов. Приоритетная задача субъектов Российской Федерации иметь четкие ориентиры международной деятельности на тех или иных территориях и влиять на формирование эффективной международной стратегии и практики России в целом1.

Еще один из важнейших вопросов -это защита отечественных производителей, являющийся ключевым и для внешнеэкономической стратегии страны. Очевидно, что в современном мире обеспечить максимально благоприятные внешние условия устойчивого социально-экономического развития страны можно лишь путем активной интеграции России в мировую экономику. Только так можно обеспечить достойное место России в общемировых внешнеэкономических связях. Отсюда выделяется постоянно растущее в мире значение "экономической дипломатии". На этом направлении уже получены ощутимые результаты, среди

* Статья печатается в порядке обсуждения.

них "прорыв" в сторону США и Евросоюза, в части признания рыночного статуса российской экономики, неоднократное повышение кредитного рейтинга России, начало развертывания многомиллиардных проектов глобального партнерства в рамках "восьмерки".

При этом принципиально важно то, что развитие отношений на евроатлантическом направлении не мешает России активно проводить многовекторную внешнюю политику, наращивать динамику сотрудничества с ключевыми партнерами в Азии.

В целом развитие межрегиональных и приграничных связей стало в последние годы одним из очень серьезных факторов социально-экономического развития нашей страны и её отдельных регионов, неотъемлемым элементом наших отношений с широким кругом государств ближнего и дальнего зарубежья. Во многом благодаря развитию этих связей Россия смогла существенно продвинуться вперед в деле формирования пояса добрососедства по всему периметру своих границ. Многие, причем весьма крупные, экономические проекты с зарубежными странами являются результатом прямых контактов на

межрегиональном уровне.

Представляется, что участие окраинных северо-восточных регионов (ОСВР) может быть полезным в различных

субрегиональных структурах.

Весьма перспективные возможности открываются в связи с организацией

комплексного представления за рубежом групп регионов, входящих в ОСВР. Первые такие мероприятия уже прошли в Лондоне, Берлине (Центральный округ), Вене

(Уральский), Бишкеке (Сибирский) и т.д.

При поддержке МИД России состоялась презентация в Москве для иностранных представителей уже 1 7 российских регионов.

Другое перспективное направление это совместные встречи руководителей России и соседних государств с участием глав приграничных регионов.

Все эти шаги призваны способствовать более плотному вовлечению регионов в международные контакты для их интеграции в мирохозяйственные связи.

Таким образом, сегодня назрела настоятельная необходимость вовлечения регионов ОСВР в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество с отдельными странами АТР. По сути, эта необходимость диктуется, с одной стороны, усилением потенциальной возможности разрешения ещё существующей кризисной экономической ситуации, сложившейся в окраинных северо-восточных регионах Дальнего Востока России, а с другой стороны, возможностями быть проводниками и участниками достижения стратегических целей России на занятие достойного места в Азиатско-Тихоокеанском регионе 3.

Без налаживания постоянных конструктивных деловых связей со странами АТР (прежде всего, с дальневосточными соседями: Китаем, Индией, Японией, странами Корейского полуострова, Монголией, государствами, объединенными в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве, включая США, а также странами Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии), рассчитывая лишь на собственные силы, крайним северо-восточным территориям будет трудно поднять до современного уровня экономику хозяйства на огромных, относительно малозаселенных пространствах.

Для перехода к рыночной экономике необходимо разработать новый механизм учета природных, экономических, социальных, национальных и других условий развития субъектов РФ. Пока же ОСВР из-за недооценки регионального подхода к проведению федеральной государственной политики особенно проигрывают и оказываются в более тяжелом социальноэкономическом и финансовом положении, чем многие другие регионы России. Необходимо учитывать, что чем сильнее экономически будут субъекты РФ, в особенности в области внедрения в производство высоких технологий, а также в международных экономических отношениях, тем быстрее и сильнее возрастет мощь России в целом.

В последние годы как северовосточные окраинные территории Дальнего Востока России находятся в зоне экономических интересов стран Азиатско-

Тихоокеанского сообщества, обладающего реальным финансовым капиталом, технологическими возможностями. Именно эти государства имеют определенные намерения инвестировать в освоение природных ресурсов региона. В свою очередь, названные регионы, входящие в ОСВР хотели бы со своей стороны наладить многостороннее экономическое сотрудничество со странами АТР. В рамках международного разделения труда они готовы предоставить им возможность использовать свои природные ресурсы, накопленный научный потенциал, морское портовое хозяйство. Иными словами, они могут предложить крупные инвестиционные проекты развития.

Пока окраинные северо-восточные территории не способны справиться со своими проблемами в одиночку, поэтому необходимо объединиться, преодолеть территориальную разобщенность, экономически консолидироваться, развиваться на основе общей субрегиональной стратегии 4.

Геоэкономическая основа ОСВР заключается в выборе оптимальной модели хозяйственного развития, которая учитывала бы огромные пространства с суровым климатом, большой разряженностью культурных урбанизированных центров, значительной протяженностью коммуникаций, высокой степенью инфраструктурных затрат, рискованным земледелием, замедленностью рыночных обменных операций. Кроме того, сегодня и пока в обозримой перспективе не предвидится возможности кардинального улучшения экономической ситуации на всем Дальнем Востоке России, в том числе в ОСВР, за счет централизованных инвестиций, субсидий и преференций.

В то же время, потенциально, ОСВР может обеспечивать прямой выход России в Тихий океан и АТР в сфере внешнеэкономических связей, взять на себя транспортное и таможенное обслуживание значительной части восточного экспорта и импорта страны. Одновременно ОСВР является основной транзитной базой жизнеобеспечения районов Крайнего Севера. Кроме того, ОСВР уже являются крупными поставщиками минеральных и рыбных ресурсов в центральные регионы РФ и на

экспорт, однако из-за несогласованности действий регионов уникальный ресурсный потенциал региона используется недостаточно эффективно 2.

Так, в отсутствие единой национальной внешнеэкономической стратегии российские компании-экспортеры зачастую конкурируют друг с другом на зарубежных рынках, в результате чего снижаются экспортные цены и происходит недополучение запланированной экспортной выручки.

Основу экономики ОСВР составляют сырьевые отрасли, которые получили свое развитие на базе богатого ресурсного потенциала. Однобокое развитие сырьевого комплекса не могло не сказаться на других отраслях экономики и привело к слабому развитию обрабатывающей промышленности, средств транспорта, связи и телекоммуникации, банковской сферы и сферы услуг. Наиболее важной отраслью ОСВР остается рыбное хозяйство, поскольку оно имеет экспортную направленность и является важным источником получения иностранной валюты.

Рассматриваемые территории (за исключением Сахалина) в настоящее время не имеют железнодорожной связи с южными регионами и центром России. Относительная транспортная труднодоступность и вытекающие из этого высокие издержки транспортировки - это характерная общая черта этих территорий.

В перспективе потенциально возможно частичное преодоление этой транспортной изолированности северовосточных регионов в результате развития Северного морского пути, строительства железной дороги до Якутска и дальнейшего продолжения ее до Магадана, а также развития международных авиасообщений, чему в немалой степени может способствовать введение международных кроссио-лярных авиамаршрутов и превращение северо-восточных территорий России в мост между Северо-Американским континентом и странами Юго-Восточной Азии.

Кроме того, рынки стран АТР больше всего заинтересованы в поставках российских энергоносителей. Необходимо утвердить позиции энергетики как главного

звена экономики ОСВР и налаживать межтерриториальные связи с целью эффективного использования имеющегося энергетического потенциала.

Как показывает проведенный анализ, важнейшим источником финансирования экономической деятельности предприятий региона являются инвестиции, включая иностранные.

Как известно, иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций: прямых и

портфельных, а также в форме кредитов и займов. Как показывает анализ развития внешнеэкономического сотрудничества, субъекты РФ, входящие а ОСВР, потенциально являются наиболее привлекательными в плане иностранных инвесторов. Геополитическое, географическое, территориальное положение ОСВР можно определить как " мост", соединяющей европейскую часть России со странами АТР, а богатые, но неосвоенные природные ресурсы, энергетический потенциал и другие уникальные возможности Дальнего Востока являют собой материальную базу, необходимую для его динамичного развития3.

В своей основе данные территории весьма привлекательны для иностранных инвесторов по многим позициям: близости к японскому, корейскому, китайскому рынкам, высоким образовательным уровнем населения и специальной подготовкой рабочих и инженеров; развитой судостроительной, судоремонтной, оборонной промышленностью; высоким потенциалом рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии; значительными возможностями добычи полезных ископаемых, включая драгоценные металлы, и многим другим. В то же время от других регионов Дальнего Востока, в первую очередь Хабаровского и Приморского краёв, ОСВР отличаются транспортной недоступностью. Таким образом, стратегические цели и приоритетные направления совместной предпринимательской деятельности в ОСВР, по мнению автора, следует направить на строительство транспортной инфраструктуры, требующей серьезных инвестиций и значительного временного периода воплощения и окупаемости.

С другой стороны, можно сосредоточить внимание на региональном развитии экспортоориентированного производства, включающего совершенствование его технико-технологического уровня. Это приведет к структурному изменению экономики названных территорий, а также к повышению конкурентоспособности, выпускаемой продукции и услуг.

Представляется, что еще одним условием развития территорий является создание механизма регионального стимулирования экспорта и импорто-замещения, прежде всего на уровне предприятий, посредством предоставления налоговых льгот экспортерам и льготного долгосрочного кредитования развития экспортных и импортозамещающих производств при создании залоговых и страховых фондов, защищающих от коммерческих и политических рисков.

Давно уже назрела в регионе необходимость в рационализации структуры и объемов импорта. При этом, необходимо рассматривать его с точки зрения общей структурной перестройки экономики, включающей модернизацию основных производств экспортной направленности.

Местным администрациям необходимо предоставлять успешно работающим предпринимателям налоговые "каникулы" с освобождением их от уплаты налогов на безвозвратной основе, в частности, на условиях коммерческого кредита на период достижения названными территориями средних общероссийских основных экономических показателей, в течение которых ставки налогов могут быть снижены, либо полностью отменены. Подобный подход позволил бы создать более благоприятные условия для инвестирования и более эффективного использования иностранных инвестиций в интересах экономики территорий.

Для серьезного улучшения социально-экономической ситуации в ОСВР особо необходимо развитие финансового рынка. Государство в лице местной администрации должно позаботиться о поиске и расширении количества приоритетных объектов для коллективного, в том числе международного, инвестирования.

С этой точки зрения, видимо, потребуется дополнительно принять недостающие законодательные акты, в которых в полной мере нужно учесть современные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений .

В стремлении к созданию благоприятного инвестиционного климата следует ориентироваться не только на иностранных, но и на отечественных инвесторов. Российскому частному капиталу также нужны гарантии, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы, включая получение стабильной прибыли и обеспечения вывоза капитала.

В последние годы зарубежных инвесторов больше всего привлекают богатые природные ресурсы окружающих ОСВР морей (в прибрежной зоне можно добывать более 20 млн т продуктов моря), наличие значительного отряда высококвалифицированной рабочей силы, прежде всего на Камчатке, Сахалине, в Магаданской области, а также возможность создания особых экономических зон и перспективы предоставления льгот для иностранных инвесторов 4.

Как показало исследование, наилучшие реальные перспективы взаимовыгодного международного экономического сотрудничества ОСВР просматриваются в следующих областях:

□ разработка и реализация крупных сырьевых проектов, требующих значительных инвестиций (разработка рудных месторождений, нефти, рыбопромышленный комплекс);

□ разработка и внедрение высоких технологий и наукоёмких производств, особенно в энергетической отрасли, переработка рыбы и морепродуктов, добыча золота, развитие транспортной, коммуникационной и информационной инфраструктуры;

□ участие в инвестициях,

направленных на развитие особых экономических зон;

□ участие в инвестировании сферы рекреационных услуг, особенно гостиничного и туристского сервиса;

□ производство дешевых

потребительских товаров повышенного спроса (пищевые продукты, одежда, обувь, мебель, бытовая электроника и т.п.);

□ фармакология, заготовка сырья и производство лекарственных и пищевых добавок на основе марикультуры.

Современный этап проработки направлений долгосрочного хозяйственного развития окраинных северо-восточных территорий включает в себя, помимо уточнения складывающейся геоэконо-мической и геополитической ситуации в регионе, целый ряд принципиально новых методических подходов, приемов и положений. Среди них важнейшим методическим приемом при подготовке предложений по совершенствованию текущей экономической политики является проекция долгосрочных целей и структурных задач будущего на настоящее 5.

Таким образом, не подчинив текущее экономическое развитие задачам формирования высокоэффективной рыночной экономики XXI века, невозможно преодолеть те разрывы, которые образовались между "континентальной" Россией, ее ОСВР и наиболее развитыми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Как показывают региональные исследования, в числе новых приемов и положений следует также провести:

- количественную оценку последствий для ОСВР темпов развития всего Дальнего Востока в рамках умеренноинерционной динамики и пассивной экономической политики;

- сознательную постановку долгосрочных стратегических целей развития, где, в частности, речь должна идти о достижении в избранных регионах типовых для Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) темпов экономического роста.

Только при такой изначальной стратегической постановке задач возможно добиться в будущем экономического прорыва в Азиатско-Тихоокеанском регионе и

упрочения положения России на Дальнем Востоке. Кроме того, необходима подробная сценарная проработка образа будущего экономики ОСВР в тесной увязке с геополитической и макроэкономической составляющих долгосрочного прогноза развития с соответствующими прогнозами развития России и стран АТР.

На протяжении последних десятилетий АТР, прежде всего в результате бурного экономического роста стран его азиатской части, превратился в наиболее динамично развивающийся регион мирового хозяйства. Значительно возросла доля АТР в мировом продукте и мировой торговле, межстрановых потоках инвестиционного и банковского капитала. Многочисленные отечественные и зарубежные прогнозы сходятся на том, что АТР и в долгосрочной перспективе будет развиваться опережающими темпами. Еще большего отрыва экономической динамики от среднемировых тенденций следует ожидать для стран азиатской части АТР и в первую очередь Китая | 2].

Глобальная макроэкономическая идея действительного экономического и геополитического прорыва России в АТР предполагает совершенно особые динамические и структурные характеристики развития в долгосрочной перспективе как России, так и ее ОСВР.

Смещение вектора не только политических, но и, в первую очередь, экономических интересов России на Дальний Восток может принести огромные геоэкономические и геополитические выгоды. К их числу в первую очередь можно отнести следующие:

□ предотвращение экономической изоляции ОСВР от "континентальных" регионов России;

□ сохранение потенциальных возможностей и преимуществ, связанных с территориальными ресурсами, разнообразием экономической среды и среды обитания, с которыми сопряжено обладание большой территорией.

□ поддержание важнейшего для ОСВР регионального ресурсного потенциала как условия для долгосрочного экономического развития и сотрудничества, создавая

благоприятные предпосылки для освоения и вовлечения в хозяйственный оборот региональных природных богатств;

□ сохранение стратегического выхода России к Тихому океану, что является важным фактором формирования широкого геополитического равновесия в АТР, открывая большие возможности для экономического международного сотрудничества страны.

□ внедрение на товарные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе за счет экспорта энергетических ресурсов;

□ формирование нового массированного потока технологий и инноваций в направлении "восток-запад".

Сформулированные задачи реструктуризации и развития ОСВР можно представить в виде общенационального проекта "Прорыва ОСВР в мировую экономику". Прежде всего, необходимо сформулировать и определить ключевые параметры стратегии такого рода прорыва.

При этом в стратегических положениях "прорыва" следует предусмотреть:

□ устранение либо нейтрализация основных геоэкономических и геополитических угроз;

□ увеличение доли России во внешнеторговом обороте АТР за счет высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей промышленности, удельный вес которой необходимо довести до половины экспорта России в АТР;

□ обеспечение опережающего развития экономики ОСВР на новой энергетической базе региона за счет освоения ресурсов углеводородов российского тихоокеанского шельфа на Сахалине.

□ привлечение значительных свободных капиталов АТР для инвестирования развития инфраструктуры и обрабатывающей промышленности ОСВР и других регионов Дальнего Востока России;

□ превращение региона в крупнейшую торговую и промышленную зону с центрами в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске и Магадане.

При этом системный метод, положенный в основу развернутого анализа текущей социально-экономической ситуации развития ОСВР, свидетельствует о нарастании тенденций деиндустриализации и снижения экономической плотности региона. В данной ситуации это ведет к необходимости создания противодействия не только потенциальной угрозе безопасности страны на Дальнем Востоке, но и оказывает через воздействие стратегии социальноэкономического развития региона влияние на ускоренный рост экономического потенциала ОСВР и реализацию общенациональных интересов России в АТР.

Для осуществления прорыва России в АТР потребуются целенаправленные и долговременные усилия, а это в свою очередь предполагает наличие субъекта, способного их обеспечить. В случае если субъектом внешнеэкономической политики становится ОСВР в целом как межрегионального объединения, Федеральный Центр должен поддерживать такую межрегиональную политику и создать правовое поле, способствующее реализации через ОСВР национальных интересов страны. В этой связи формирование позитивных экономических процессов в ОСВР и на Дальнем Востоке в целом требует достаточно активного участия Центра и его заинтересованной поддержки в организации экономического прорыва России. Это означает, что проект "Прорыв ОСВР в мировую экономику" . должен быть не только многофункциональным, но и предусматривать эффективное разграничение и взаимодополнение полномочий между участниками хозяйственной деятельности.

В ближайшее время необходима выработка специальной национальной стратегии, адаптированной к сложной современной российской экономической ситуации и одновременно нацеленной на решение долгосрочных геоэкономических и геополитических задач в стране.

В современных российских условиях первый принцип при реализации такого рода замысла состоит в разработке ресурсоэкономной стратегии дальнейшего освоения ОСВР. Главное состоит в том, чтобы

сохранить и упрочить ресурсную базу будущего развития. Иными словами, речь идет о необходимости существенного уплотнения экономического пространства на ОСВР. Очевидно, что на осуществление этой стратегии потребуется не менее 15-20 лет.

Еще один важнейший принцип формулируется как принцип "встречного движения" 3. Впервые это предположение было высказано относительно освоения отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока. Естественно полагать, что этот принцип относится и к ОСВР. В этом случае могут быть задействованы три направления инвестиционных и инновационных потоков, питаемых ресурсами континентальных регионов, Федерального правительства, местных предпринимателей и стран АТР.

Необходимо также иметь в виду, что современные проблемы государственного строительства еще раз подтвердили то, что огромная протяженность России требует ускоренного формирования полицентричного экономического пространства. Необходимо наличие нескольких мощных экономических центров на Дальнем Востоке, причем центров с достаточно широкими полномочиями в организации хозяйственной жизни и внешнеэкономического сотрудничества. Такими центрами могли бы стать города Петропавловск - Камчатский, Южно-Сахалинск, Северо-Курильск, Магадан.

Стратегия геоэкономического прорыва России на Дальнем Востоке включает широкий спектр организационных мер самого разного уровня и порядка. В то же время, основу стратегии прорыва составляет повышение правового статуса и увеличение реальных полномочий органов государственной (местной) власти в ОСВР, опора на программу саморазвития и долговременного экономического роста, а также реализация программ федерального уровня, поддерживающих создание и функционирование в льготном режиме различного типа особых экономических зон, включая технополисы.

Несмотря на наличие в России единого хозяйственного пространства, все же можно отметить, что экономика ОСВР уже в значительной степени потеряла свойство быть структурной частью целого организма

экономики России в результате территориальной и хозяйственной её отдаленности. Более того, экономика, территория и выгодное ее местоположение уже сейчас используются различными силами и субъектами хозяйствования, расположенными как внутри страны, так и за ее пределами, в интересах, часто далёких от стратегических интересов России.

Действующая в настоящее время нормативная база хозяйственного нрава, полномочий и прав органов государственного управления субъектов Федерации исходит из общего положения о равенстве субъектов Федерации в области прав и средств экономического регулирования хозяйственной деятельности на их территориях. В то же время в хозяйственном праве не учитываются исторические региональные особенности субъектов Федерации. Между тем мировой опыт показывает необходимость применения государственной протекционистской политики (налоговые, тарифные, бюджетные и другие меры государственной поддержки) по отношению к отдельным территориальным образованиям.

Как показывает хозяйственная практика, специфические меры государственной поддержки позволяют обеспечить переход к новому состоянию экономики и стабилизации социально-экономического положения регионов на основе введения специального режима хозяйствования на территории минимум на 15-20 лет. При этом возникает несколько "срезов", без которых эффективное хозяйствование практически будет невозможным. Среди них следует выделить следующие.

Во-первых, речь идет об использовании природных ресурсов суши и прибрежной полосы окружающих ОСВР морей, для чего необходимо провести разграничение в рамках Федерального договора сфер регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов на данных территориях.

Во-вторых, назрела необходимость изменения правового режима деятельности морских портов, создав для этого органы управления (администрации) двойного подчинения с целью повышения эффектив-

ности использования оборудования и гидротехнических сооружений, а также прилегающих акваторий морских портов.

В-третьих, направить на развитие внешнеэкономической инфраструктуры и обустройство пограничных пунктов пропуска всю сумму таможенных сборов, собираемых на территории ОСВР.

В-четвертых, закончить реструктуризацию основных отраслей экономики ОСВР - рыбной, добычи полезных ископаемых, цветной металлургии и т.д.

Перечисленные направления должны быть положены в разработку региональной концепции развития ОСВР с осуществлением кардинальной структурной перестройкой системы управления хозяйством данных территорий.

В концепции особое внимание следует сконцентрировать на создании пусковых комплексов, импортозамещающих и экспортоёмких производств, обеспечивающих валютные поступления, привлечение современных технологий, перестройку существующей производственной базы и создание новых высокоэффективных производств.

В этом контексте представляется возможным начать с:

- развития обрабатывающих и машиностроительных производств на базе судостроительных и судоремонтных предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реконструкции предприятий рыбной промышленности на базе современных технологий;

- развития производств по комплексному извлечению и переработке руд цветных металлов и горно-рудного сырья, в том числе обеспечивающих получение принципиально новых материалов;

- использования уникального лекарственного сырья растительного и животного происхождения;

- обеспечения транспортных услуг на современном уровне.

Специального внимания заслуживают проекты размещения и создания на территории ОСВР предприятий, которые производят продукцию на базе сырья,

полуфабрикатов, материалов и комплектующих изделий, поступающих сюда из разных стран, и производят продукцию, потребляемую как в регионе, гак и на российском и мировом рынках. Представляется, что подобные проекты могут сыграть роль пусковых комплексов, повышая значение региона в качестве контактной зоны России в развитии экономического сотрудничества со странами АТР.

В результате это может существенно повлиять па улучшение экономических показателей регионального хозяйствования, а именно на увеличение чистой продукции на одного занятого в основном за счет развития производств с достаточно высокой рыночной эффективностью.

Прежде всего, необходимо оценить возможность и целесообразность сооружения машиностроительных предприятий (сборочных или полнопрофильных), ориентированных как на мировые рынки, так и других регионов России. При этом, следует рассмотреть возможности организации новых эффективных производств в регионе с продукцией в значительной мере ориентированной на спрос соседних стран. В качестве практических решений это может быть, в частности:

- диверсификация судостроения с развитием производства металлических конструкций различного назначения;

- организация сборки электрических и дизельных погрузчиков и кранов;

- кооперация с иностранными фирмами в изготовлении медицинского оборудования;

- создание трикотажных и швейных предприятий с современным оборудованием и использованием сырья из стран АТР;

- создание предприятий с современным ассортиментом производства моющих средств, косметических изделий, медикаментов и другие направления.

В развитии промышленности региона обязательно должны сочетаться тенденции сооружения: новых межрегиональных высокопроизводительных производственных комплексов, ориентированных на массовую или крупносерийную продукцию; новых

мелкосерийных производств на базе действующего машиностроительного оборудования; новых малокапиталоёмких малых и средних предприятий, нацеленных на оперативное заполнение локальных рыночных ниш; создание временных полукустарных предприятий для занятия населения в условиях острой нехватки капитала, ориентированных на дефицитную продукцию в основном полуфабрикатов.

В то же время без внедрения основ корпоратизации в управление территориями и получения целого ряда дополнительных полномочий местные власти просто не в состоянии будут справиться и решить назревшие проблемы, не говоря уже о мобилизации каких-то ресурсов для активизации своей хозяйственной позиции.

Для экономического прорыва северовосточных территорий необходимо изменить общую стратегию России в этом регионе мира в сторону активизации всей внешнеэкономической политики, в основе которой лежит ориентация на динамичное наращивание экспорта и улучшение его структуры, рациональное использование импорта из стран региона в целях модернизации производственной базы хозяйства и удовлетворения спроса населения на качественные потребительские товары, а также на привлечение предпринимательского иностранного капитала.

В принципе, как свидетельствует мировой опыт, такая поддержка отечественной промышленности и развитие внешней торговли совместно с использованием местных возможностей является составной частью единой стратегии "прорыва".

Сформулированные направления возможного развития хозяйства ОСВР являются структурообразующими на долгосрочную перспективу для обеспечения экономического и геополитического прорыва России на рынки АТР через участие в этом процессе ОСВР. При этом не следует забывать, что существует целый ряд объективных ресурсных, организационных, технологических и других ограничений (возможные масштабы вылова рыбы в Охотском море и прибрежной зоне, уровень добычи полезных ископаемых, запасы нефти,

возможности снижения энергоёмкости в различных отраслях экономики и т.д.), которые также предопределяют возможные характеристики перспективного производства. В итоге возможен весьма широкий спектр прогнозных вариантов структуры развития экономики данных регионов.

Необходимо также подчеркнуть, что фундаментальной предпосылкой форсированного роста экономики является предположение, что в экономике России в целом должен произойти принципиальный переход от жесткой бюджетно-кредитной политики к политике, ставящей во главу угла поддержку отечественного, особенно экспортоориентированного производства.

Исходя из изложенного, можно сформулировать базовые условия экономического развития северо-восточных территорий России:

- во-первых, включение ОСВР в систему мировых хозяйственных связей вообще и в систему международного разделения труда, в частности, путем экономической интеграции со странами Северо-Восточной Азии (долгосрочные иностранные инвестиции в производства и инфраструктуру территорий);

- во-вторых, более широкое использование для развития собственного ресурсного потенциала;

- в-третьих, осуществление структурной перестройки управления на базе корпоратизма, а также реформирования и реструктуризации экономики регионов;

- в-четвертых, создание благоприятного климата и надежных гарантий для инвестиций, в том числе зарубежных;

- в-пятых, объединение усилий регионов на формировании и развитии региональных рынков капитала, товаров, инвестиций, рабочей силы и т.д., ибо в силу переживаемых социально-экономических трудностей они не в состоянии развиваться в полном объеме, опираясь лишь на собственные силы.

Ускоренное развитие северовосточных территорий и превращение их на базе использования богатейших природных ресурсов в новый центр развития в АТР

немыслимо без налаживания сотрудничества всех рассмотренных регионов между собой и со странами АТР, финансовых вливаний в экономику, в том числе, иностранных, перестройки всей системы управления на базе корпоративизма.

Современное экономическое положение и административный статус ОСВР затрудняет выполнение этой управленческой миссии. Административный потенциал территории не позволяет собственными силами создать принципиально новую управляющую инфраструктуру, которая соответствовала бы требуемому уровню, достигнутому за последние два десятка лет развитыми странами мира.

Решение этих задач сложнее тех, которые способно взять на себя государство. Потенциал региона несопоставим с масштабом региональных проблем, даже при наделении его соответствующими руководящими полномочиями с приданием региону статуса особой территории. В то же время, без целенаправленной, последовательной и системной деятельности государства задача экономического подъема ОСВР не осуществима. Сегодня у России есть исторический шанс выйти в АТР за счет широкомасштабного и интенсивного экономического подъема локальных территорий, в том числе и северо-восточных регионов Дальнего Востока. Их развитие будет стимулировать активизацию экономической деятельности многих других российских территорий, а в конечном счете придаст мощный импульс развитию новой России.

Сделать это можно только через существенную активизацию всех сторон жизни в этом регионе, путем последовательного создания плацдарма в виде отдельных центров в регионах ОСВР. Следуя логике основных мировых тенденций, долгосрочную стратегию развития ОСВР автор видит именно в этом направлении. Важнейшим организационным условием устойчивого развития хозяйства территорий становится корпоратизация, т.е. создание сети корпораций, объединяющих капиталы различных участников. При этом важно, чтобы субъект федерации, как государственная структура, сыграл лидирующую роль в формировании таких хозяйственных субъек-

тов. Успех обеспечивается через согласование интересов государственных структур и бизнеса при объединении усилий практиков и ученых, предпринимателей и власти.

Кроме того, главной формой объединения финансового капитала и бизнеса является укрупнение рыночных субъектов. Однако, интересам региона отвечает не любой процесс укрупнения рыночных субъектов. В этом контексте речь может идти лишь об объединении капиталов, которые в свою очередь, работая на экономику, обогащают бизнес, и усиливают государство.

Задача же государственных структур

- активно участвовать в процессе выстраивания национального капитала с конечной целью создания экономических частнопредпринимательских систем, в том числе и межрегиональных, и международных.

Формирование крупных финансовопромышленных частнопредпринимательских структур в первую очередь являются важным условием преодоления межрегиональной разобщенности. Только корпоративные структуры способны обеспечить инновационный прорыв, а значит дать необходимый импульс развитию технологий. Модель экономического роста одновременно выступает в качестве модели инноваций и повышения эффективности .

Перевод хозяйства в новое качество осуществляется путем перехода к особому производственно-хозяйственному укладу в виде групп взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность, обладающих не только потенциалом роста, но и достаточной

"критической массой" для осуществления качественных экономических преобразований.

В рамках формируемой общерегиональной стратегии необходим поиск гармонически сочетающихся интересов национального хозяйства и интересов региона, сопряжения интересов субъекта федерации с интересами различного бизнеса на территории данного субъекта федерации или их группы. При этом принципиально важной задачей является уход от стереотипа периферийной модели экономики.

Литература:

1. Вступительное слово В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации с повесткой дня "О текущих вопросах международной деятельности Российской Федерации" 21 января 2003 г.

2. Стратегия экономического и геополитического прорыва России на Дальнем Востоке. "Проблемы прогнозирования", №5, 1996, с.3-38.

3. Авдеев Ю.А. О стратегии России в АТР. "Восточный базар", июнь 2003.

4. Назарук Р.А. О роли иностран-ных инвестиций на Дальнем Востоке. "Восточный базар", декабрь 2003.

5. Пилипенко И.В. Новая геоэко-номическая модель развития страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов//"Безопасность Евразии", № 3 (13), 2003. С. 580-604.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.