Научная статья на тему 'Факторы и приоритеты долгосрочного развития территориальных структур хозяйства Тихоокеанской России'

Факторы и приоритеты долгосрочного развития территориальных структур хозяйства Тихоокеанской России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2123
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бакланов Петр Яковлевич, Романов Матвей Тихонович

В статье дается анализ территориально-структурных трансформаций экономики Дальнего Востока в связи с взаимодействием со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; выделяются типы территориальных и акватерриториальных структур хозяйств сетевого типа; показаны долгосрочные факторы развития Тихоокеанской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и приоритеты долгосрочного развития территориальных структур хозяйства Тихоокеанской России»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

П.Я. БАКЛАНОВ, М.Т. РОМАНОВ

Факторы и приоритеты долгосрочного развития территориальных структур хозяйства Тихоокеанской России

В статье дается анализ территориально-структурных трансформаций экономики Дальнего Востока в связи с взаимодействием со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; выделяются типы территориальных и акватерриториальных структур хозяйств сетевого типа; показаны долгосрочные факторы развития Тихоокеанской России.

Ключевые слова: территориальные структуры, природные ресурсы, экономико-географическое положение, геополитический потенциал.

Тихоокеанская Россия, особенности территориальных и акватерриториальных структур хозяйства. Географическое положение и объективные процессы глобализации становятся ведущими факторами того, что восточные районы России в своем долгосрочном развитии все более ориентируются на взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также на разнообразные природные ресурсы и транспортный потенциал Тихого океана. С точки зрения экономико-географического тяготения к Тихому океану в целом в пределах России можно выделить три зоны [9].

1. Субъекты Российской Федерации, непосредственно выходящие к побережью Берингова, Охотского и Японского морей и Тихому океану: Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. Здесь развиваются различные звенья морехозяйственной деятельности. В перспективе значение океанических, морских факторов

БАКЛАНОВ Петр Яковлевич — доктор географических наук, профессор, академик РАН, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток,

РОМАНОВ Матвей Тихонович — доктор географических наук, зав. лабораторией территориальнохозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток.

в социально-экономическом развитии будет существенно возрастать. Этот регион можно рассматривать как непосредственно Тихоокеанскую Россию.

2. Республика Саха (Якутия), Амурская область и Еврейская автономная область непосредственно не выходят к побережью морей Тихого океана, но экономико-географически, в том числе через бассейн р. Амур, Транссиб и БАМ, существенно тяготеют к нему. В этой связи весь Дальневосточный регион (далее — ДВР) в составе Дальневосточного федерального округа можно рассматривать как Тихоокеанскую Россию. В целом этот регион включает в себя и 200-мильную морскую экономическую зону общей площадью около 5 млн кв. км (включая восточную часть Арктического сектора).

3. Байкальский регион в составе Иркутской области, республики Бурятия и Забайкальского края можно рассматривать как зону, экономически тяготеющую к Тихоокеанской России. Особенно с учетом Байкало-Амурской магистрали и строящегося крупнейшего нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан.

Субъекты первой зоны, непосредственно выходящие к морскому побережью, являются приморскими районами [5, 26].

В основе специфики приморских районов лежат контактные географические структуры и функции. Они формируются в процессе взаимодействия компонентов суши и океана в природно-ресурсной и социально-экономической сферах, для них характерны следующие особенности:

— широкий выход к морям и Тихому океану (береговая линия более 20 тыс. км);

— резкая природно-климатическая и социально-экономическая дифференциация северных и южных районов;

— значительное развитие морехозяйственных структур (на основе добычи и переработки рыбы и морепродуктов, судоремонта и судостроения, морского транспорта);

— развитие морской нефтегазодобычи (сахалинский, в перспективе — магаданский, камчатский шельфы);

— наличие крупных портово-железнодорожных узлов (Находка, Восточный, Владивосток, Посьет, Советская Гавань, Ванино, Холмск и другие) с выходом на Транссиб и БАМ;

— основные морские выходы России к странам Азиатско-Тихоокеанского региона;

— формирование трансграничных экономико-географических структур, пересекающих границу: транспортные переходы с приграничной инфраструктурой; пересекающих государственную границу нефтегазопроводов; пересекающих государственную границу линий электропередач; трансграничные сочетания особо охраняемых природных территорий (Приханкайских, Берингийских, Южно-Приморских, китайских и корейских, и др.).

В приморских районах Тихоокеанской России размещены разнообразные природные ресурсы: угольные, нефтегазовые, лесные, земельные, руды черных и цветных металлов, гидроэнергетические, рекреационные, и др. В основе приморских районов различного ранга, городских поселений лежат территориальные структуры хозяйства (ТСХ), а отдельные их звенья вынесены в море и являются акваториальными [2, 4, 7].

Территориальные структуры хозяйства рассматриваются нами как двухуровневые, двухслойные образования [7]. Первый уровень образуют узлы (отдельные предприятия, компании, промышленные и экономические центры), а также линейные элементы (потоки ресурсов и готовой продукции узла как точки отсчета структуры). Второй уровень — территориальные зоны влияния отдельных узлов: территории их размещения, социально-инфраструктурные зоны, ресурсно-экологические зоны, а также рыночные зоны, в пределах которых формируются ресурсные и потребительские структуры. Если структурное звено вынесено в море, например, установка по добыче нефти или газа, то последнее с нефтепроводом и береговой базой образует акватерриториальное структурное звено хозяйства.

В Тихоокеанской России выделяются следующие типы территориальных и акватерриториальных структур хозяйства:

1. Развитые ТСХ сетевого типа; сформировались на основе связей и сопряжений отдельных предприятий и их сочетаний в экономических центрах и дробных районах, расположенных вдоль крупных железнодорожных магистралей (Транссиб, БАМ) и вдоль р. Амур. Все эти структуры имеют железнодорожные выходы и входы в свои рыночные зоны, расположенные как в России, так и в других странах, в основном — Азиатско-Тихоокеанского региона.

2. Экономические центры; сформировались в районах добычи цветных металлов и полиметаллов: золота, серебра, вольфрама — в удалении от основных транспортных магистралей. Это небольшие промышленные центры Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Якутии, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Их рыночные потребительские структуры большей частью выходят в страны АТР.

3. Акватерриториальные структурные звенья; сформировались от прибрежных узлов и экономических центров.

Выделяются следующие типы акватерриториальных звеньев:

1) береговые рыбоперерабатывающие предприятия, для которых рыбо-добыча осуществляется небольшими судами, в основном в прибрежной морской зоне;

2) предприятия марикультуры, расположенные в некоторых заливах и бухтах южного Приморья, Сахалина и южной Камчатки, связанные с береговыми базами;

3) морские установки по добыче нефти и газа на северо-восточном шельфе Сахалина, связанные трубопроводным транспортом с береговыми базами, перегрузочными терминалами, газосжижающими предприятиями, электростанциями;

4) морские нефтегазоперегрузочные терминалы от сухопутных трубопроводов (на юге Приморья, в Хабаровском крае и на о. Сахалин).

Специфические акватерриториальные звенья представляют собой морские порты с их акваторией и обслуживающим хозяйством и обустройством. В перспективе подобные акватерриториальные структурные звенья в Тихоокеанской России имеют большой потенциал развития. Увязываясь и взаимодействуя с территориальными структурными звеньями, они формируют сложные сетевые структуры, выходящие как в другие российские регионы, так и через морские и океанические акватории — в страны АТР.

Факторы и ограничения развития. К настоящему времени в Дальневосточном регионе накопились проблемы социально-экономического характера, такие как слабая освоенность региона, недостаточно развитые звенья инфраструктуры (транспортной, энергетической, экологической), низкий демографический потенциал (в регионе проживает около 6,5 млн человек) с продолжающимся снижением численности населения. На всех этапах освоения здесь были слабо развиты обрабатывающие производства. Очень серьезной проблемой, сдерживающей экономическое развитие в рыночных условиях, является узость внутреннего рынка, который во многом определяется общим низким социально-экономическим потенциалом региона. Наконец, постоянным негативным фактором являются сложные, а порой и экстремальные, сейсмические и природно-климатические условия в сочетании с их высокой пространственно-временной изменчивостью.

Основными долгосрочными факторами развития Тихоокеанской России являются природно-ресурсный потенциал (ПРП), экономико-географическое положение (ЭГП) и геополитическое положение (ГПП).

Природные ресурсы Дальнего Востока России. Для Дальневосточного региона характерно богатство и разнообразие природных ресурсов; это, в первую очередь, — полезные ископаемые (среди которых выделяются рудные), а также лес и рыба. Так, Дальний Восток является основным районом добычи олова в России (крупные месторождения в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Приморском крае). К зоне оловорудных месторождений тяготеют месторождения вольфрама и молибдена, свинцово-цинковых руд. Также в регионе открыты месторождения ртути (в Чукотском и Корякском АО, на северо-востоке Якутии, а также в Хабаровском крае).

Богат Дальний Восток месторождениями драгоценных металлов и камней (основные районы добычи золота и алмазов располагаются в Якутии и на прилегающих территориях Магаданской области); имеются запасы железной руды (Алданский железорудный бассейн, Приамурье).

Высокий потенциал у Дальнего Востока в области добычи топливноэнергетических ресурсов. Так, Ленский угольный бассейн по запасам входит в десятку крупнейших в мире. Наиболее перспективным является расположенный на юге Республики Саха (Якутия) каменноугольный Южно-Якутский бассейн. Имеется ряд месторождений и в других районах. Регион обладает сравнительно высокими запасами нефти и газа. Крупные нефтегазоносные провинции выявлены в Сахалинской, Магаданской областях, Якутии, Камчатском крае, Чукотском АО. Однако в значительных масштабах добыча нефти ведется только на Сахалине, в меньших объемах — на юго-западе Якутии.

Дальневосточный регион представляет собой одну из важнейших минерально-сырьевых баз страны, общая структура которой включает промышленные концентрации черных, цветных, благородных и редких металлов, множество видов нерудного и прочего сырья; по некоторым оценкам, он занимает второе место по потенциалу природных промышленных ресурсов среди других районов России, уступая только Восточно-Сибирскому.

В реформенный период возникла необходимость переоценки минеральносырьевой базы (МСБ), которая была выполнена в 1997-1999 гг. с целью выделения той части балансовых запасов, отработка которой в настоящее время рентабельна. Переоценка показала, что более жесткие требования рыночной экономики 90-х годов уменьшили потенциал минеральных ресурсов страны на 27-30 % [12]. Перспективными для дальнейшего развития горнодобывающей промышленности остаются в той или иной степени все территории ДВР. При этом многие месторождения по-прежнему могут составить основу развития российской минерально-сырьевой базы.

ДВР располагает крупным потенциалом практически всех известных коммерческих природных энергоресурсов. Общее количество суммарных запасов и ресурсов нефти оценивается здесь в 11,4 млрд т, природного газа — 26,8 трлн м3, угля — 1,2 трлн т. Однако их геологическая изученность остается недостаточной. Отношение выявленных запасов (категории А + В + С^ + С2) к величине потенциальных ресурсов составляет: по нефти — 6,2 %, природному газу — 14,5 %, углю — 2,6 %.

Потенциальными ресурсами нефти и газа обладают все субрегионы ДВР. Наибольший интерес, с точки зрения возможных масштабов развития и влияния на ситуацию на внутреннем и внешнем рынках энергоносителей, представляют нефтегазовые ресурсы Сахалина, юго-западной и центральной Якутии. Крупными геологическими ресурсами углеводородов располагают акватории восточно-арктических (Восточно-Сибирское, Чукотское) и дальневосточных (Берингово, Охотское, Японское) морей, в большей части примыкающих к административным границам ДВР.

Большинство субрегионов ДВР располагает значительными запасами гидроэнергии, позволяющими сооружать ГЭС различной мощности. Полный гидроэнергетический потенциал крупных и средних рек ДВР оценивается

в 1 008 млрд кВт-ч (115,2 ГВт установленной мощности), с учетом малых рек — 1 139 млрд кВтч среднегодовой выработки (130,1 ГВт). Более половины гидроэнергетического потенциала ДВР приходится на Якутию, крупные ресурсы также размещаются в Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях. Технические условия освоения гидроэнергоресурсов считаются в целом благоприятными.

Дальневосточный регион является преимущественно горной территорией, где самые большие горные системы идут в том же направлении, что и береговая линия Тихоокеанской акватории. Это затрудняет прямой обмен воздушных масс между океаном и континентом, вызывая тем самым частые климатические инверсии. Сложные горные системы делают многие территории региона труднодоступными и создают серьезные транспортные проблемы. Ровные пространства занимают не более четверти региона. Эти участки, наиболее удобные для жизнедеятельности и экономической активности, на ДВР представлены небольшими равнинами, долинами рек и межгорными котловинами, в Якутии, кроме того, — плато. Именно на них концентрируется большая часть населения и экономического потенциала. Например, в наиболее освоенной южной части ДВР (Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область) пригодные и относительно пригодные для полномасштабной экономической деятельности земли занимают не более одной трети.

Основную часть земельного фонда Дальневосточного региона занимают леса. Под лесным пользованием находятся 503,2 млн га, или 81,0 % площади региона, из них 280,4 млн га — земли, покрытые лесом, на которых сосредоточен запас древесины 20,6 млрд м3. Леса ДВР на 63 % территории являются горными. Наименьшая гористость присуща Республике Саха (Якутия), где горные леса составляют 34 % площади. Около трех четвертей лесов приходятся на зону вечной мерзлоты, остальные леса растут на почвах с длительной сезонной мерзлотой, что является причиной относительно небольшого среднего прироста.

Масса биологических ресурсов в российской экономической зоне Тихого океана и его морей оценивается в 26 млн т рыбы и морепродуктов, в том числе 16 млн т тресковых рыб (минтай, треска, макрурус, навага, хек и др.); 3 млн т сельди; по 0,7 млн т камбалы, окуня, сардин, лососей и сайры; нерыбных видов морской флоры и фауны — 2,5 млн т. По районам акватории эти ресурсы распределены следующим образом: Западно-Берингийский — 11 %, ВосточноКамчатский — 7, Северо-Курильский — 6, Южно-Курильский — 18, Охото-морский — 46 и Япономорский — 12 [11]. Исключительно продуктивным водоемом является Охотское море — главный рыбопромысловый бассейн России [27]. Японское море в рыбохозяйственном отношении значительно беднее Охотского. По величине биомассы на единицу площади первое место занимает район юго-западного побережья Сахалина — 21,4 т/км2. В настоящее

время основным видом для рыболовства является минтай, на долю которого приходится 30-48 % общей массы рыб и 46-86 % биомассы тресковых. Затем следуют камбаловые — в среднем 22 %, керчаковые — 6 и терпуговые — 5. Восточно-Сибирское и Чукотское моря по биологическим ресурсам — самые бедные в России. Биомасса бентоса в них составляет менее 25 г/м2, в то время как в достаточно холодном Баренцевом море этот показатель превышает 300 г/м2. Количество видов рыб в Восточно-Сибирском и Чукотском морях не превышает 60, в Беринговом и Охотском морях их около 300, в Японском море — 600 [13, 35].

Основные рыбные ресурсы внутренних водоемов ДВР связаны с Амуром. Это вторая (после Миссисипи) по биоразнообразию река Северного полушария, здесь обитают 104 вида рыб, промысловое значение имеют 36 видов рыб, из которых 25 видов представлены рыбами высокой товарной ценности — тихоокеанскими проходными лососями, осетровыми и некоторыми видами крупного частика — щукой, сазаном, желтощеком, налимом, и др.

Экономико-географическое положение (ЭГП) Тихоокеанской России. Основной особенностью географического положения российского Дальнего Востока является его широкий выход к Тихому океану и странам Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 1). Следовательно, его вполне правомерно называть Тихоокеанским регионом России, или Тихоокеанской Россией (ТР), подчеркивая тем самым не удаленное от европейской России, а притихоокеанское географическое положение.

Экономико-географическое положение Дальнего Востока России часто оценивают как уникальное, содержащее в себе как благоприятные, так и неблагоприятные предпосылки регионального развития [3, 6, 15, 18, 34].

Отдельные составляющие экономико-географического положения Тихоокеанской России можно представить в следующем виде:

1. Окраинность положения в России, большая удаленность от центральных, наиболее индустриально развитых районов страны. Окраинность региона усиливается и резким снижением здесь социально-экономического потенциала — численности и плотности населения, общих объемов производства и т. п. по сравнению с европейскими, уральскими и западно-сибирскими районами, т. е. окраинность ТР в географическом отношении дополняется ее периферийностью в социально-экономическим смысле.

2. Широкомасштабное приморское, приокеаническое положение ТР. На протяжении почти 20 тыс. км морских побережий ТР выходит к шести морям (Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, Берингову, Охотскому и Японскому) и Тихому океану с их огромными транспортным и природно-ресурсным потенциалами. Расположение на стыке двух океанов — Северного Ледовитого и Тихого — с их весьма контрастными географическими особенностями, наличие современного ледокольного и подводного флотов позволяют осуществлять круглогодичную навигацию почти ко всем пунктам морского

побережья региона. Однако более благоприятные судоходные условия имеют южные и юго-восточные районы Приморья, Хабаровского края, Сахалина и Камчатки.

3. Тихоокеанская Россия непосредственно граничит лишь с ВосточноСибирским регионом, который также является недостаточно освоенным, но в сравнении с рассматриваемой территорией он все-таки более освоен и обладает весьма богатыми и разнообразными природными ресурсами. Следует отметить, что Восточно-Сибирский регион своими ведущими производствами — металлов, электроэнергии, лесоматериалов, других товаров — экономически «развернут на Запад», к западнее от него расположенным регионам страны, и мало связан с восточным, отчасти структурно сходным Дальним Востоком. Поэтому сейчас ТР остается экономически более связанной с Западно-Сибирским, чем с соседним Восточно-Сибирским регионом. Хотя в перспективе строительство магистральных нефте- и газопроводов от Восточной Сибири к Тихому океану усилит и связи ТР с этим регионом.

4. Через Восточно-Сибирский регион ТР связана с другими регионами страны транспортными входами и выходами — прежде всего, Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожными магистралями, верховьями рек Лены, Шилки и Аргуни, Амуром, а также Северным морским путем. Основные транспортные связи с другими районами России у Дальнего Востока сконцентрированы на юге. Достаточно существенные межрегиональные связи осуществляются в летнее время и на Севере, через Северный морской путь, а также благодаря многочисленным авиалиниям широтного направления. Важной чертой экономико-географического положения ТР является то, что обе железнодорожные магистрали — Транссиб и БАМ — пересекают с запада на восток весь регион и выходят к морскому побережью четырьмя основными выходами: к портам Ванино, Владивосток, Находка-Восточный, Зарубино-Посьет.

5. Специфической составляющей ЭГП определенного района является его транзитный потенциал. Транспортная сеть позволяет развивать устойчивые экономические связи между соседними регионами, а внешние грузоперевозки для данной территории становятся экономически значимыми. Таким образом, транзитный потенциал района, с одной стороны, определяется ЭГП данной территории, а с другой, отражая соответствующие его аспекты, является составляющей ЭГП.

6. Регион выходит к сухопутным и морским государственным границам четырех стран: КНР, КНДР, Японии и США, причем Китай, США и Япония — крупнейшие страны не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и мира. Уникальность экономико-географического положения ТР состоит в том, что если в России этот регион является окраинным и очень удаленным от центральных наиболее освоенных районов, то в АТР он расположен в непосредственной близости от многих развитых и развивающихся стран с их огромным социально-экономическим потенциалом. С этими странами Тихоокеанская

Россия связана сухопутными (железнодорожными и автодорожными), речными, морскими видами транспорта, а также авиалиниями. Одновременно через ТР проходят многие транспортные коридоры (железнодорожные, речной через Амур, авиационные), связывающие как другие регионы России со странами АТР, так и АТР с Европой, Центральной Азией и т. д. В последнее время появляются новые проекты выхода из ТР в соседние страны энергетических линий, нефте- и газопроводов.

7. Важной составляющей экономико-географического положения ТР являются различия, а в ряде случаев и определенная структурная взаимодополняемость в следующих сочетаниях: 1) природные ресурсы ТР и соседних регионов зарубежных стран; 2) производства и виды деятельности в ТР и соседних регионах зарубежных стран [1, 10, 21, 22, 28].

Рис. 1. Оценка ЭГП Тихоокеанской России

Таким образом, многие составляющие экономико-географического положения ТР способствуют перспективному развитию региона. Это возможности социально-экономического взаимодействия с другими регионами России и зарубежными странами, использования природно-ресурсного и социальноэкономического потенциала этих стран и их приграничных регионов, широкого использования разнообразных ресурсов морей и океанов. Хотя следует подчеркнуть, что в экономико-географическом положении любого региона, в том числе и ТР, всегда имеются реализованные (материализованные) и нереализованные возможности социально-экономического развития региона. В этом смысле можно говорить об общем потенциале ЭГП региона как о некоторой сумме реализованных и еще нереализованных, потенциальных возможностей, выгод (либо потерь) (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная оценка экономико-географического положения дальневосточных районов как фактора регионального развития

Район Степень благоприятности ЭГП (в баллах):

Выход к морскому побережью Выход к границе, соседство с зарубежными странами Наличие железнодорожных выходов в другие регионы Наличие автодорожных выходов в другие регионы Наличие рынков ресурсов и товаров в соседних регионах Наличие природных ресурсов в соседних регионах Все- го

Амурская область 2 3 5 5 3 5 23

Республика Саха (Якутия) 1 1 2 3 3 4 14

Еврейская автономная область 2 3 4 4 4 4 21

Хабаровский край 4 4 5 5 4 5 27

Приморский край 5 5 4 4 3 4 25

Сахалинская область 5 4 1 0 2 5 17

Магаданская область 3 1 0 2 1 3 10

Камчатский край 4 1 0 0 0 3 8

Чукотский автономный округ 2 2 0 0 0 2 6

Итого 28 24 21 23 20 35

Как следует из суммарных оценок, наиболее благоприятное ЭГП имеют Хабаровский и Приморский края, у которых высокие оценки получили все соотношения ЭГП. Достаточно благоприятное ЭГП имеют Амурская и Еврейская автономная области, менее благоприятное ЭГП — у Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). Наконец, Магаданская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ имеют в целом неблагоприятное ЭГП.

Экономико-географическое положение представляет собой прежде всего систему потенциальных отношений с внешними структурами. Возможность их использования, фактическая их реализация зависят от конкретных политикоэкономических условий в рассматриваемом регионе в конкретный исторический период. Например, периферийность российского Дальнего Востока относительно центральных регионов страны как важнейшая составляющая ЭГП в связи с либерализацией транспортных тарифов еще более усилилась, но в то же время такая составляющая ЭГП, как центральность относительно сопредельных стран в качестве экономически значимых объектов, новых рынков в условиях демонополизации внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, несомненно, улучшилась. В конечном итоге ЭГП проявляется в более эффективном функционировании одних субъектов (имеющих более благоприятное ЭГП) и менее эффективном — других (имеющих менее благоприятное ЭГП). Механизм его влияния реализуется через экономические связи, в том числе и внешние, через географическое разделение труда и специализацию, формирование соответствующих звеньев территориально-хозяйственных структур.

Геополитическое положение Тихоокеанской России. Геополитическое положение Тихоокеанского региона России определяется, прежде всего, его уникальным географическим положением в контактной зоне крупнейшего материка и крупнейшего океана вблизи наиболее значительных «центров силы»: 1) Китая, Северной Кореи и Южной Кореи; 2) Японии; 3) США — самой мощной сегодня в военном и экономическом отношении державы мира.

Признак «соседства», геополитический потенциал сопредельных стран, их политические системы, наличие взаимных претензий, проблем — факторы, определяющие геополитическое положение страны, региона. Учет «непосредственности» границ становится особенно важным, если соседом первого порядка является такая нарождающаяся «сверхдержава», как Китай. Поэтому при оценке геополитического положения помимо общности границ необходимо учитывать наличие или отсутствие значительных естественных рубежей вдоль границы в виде прежде всего морских акваторий или крупных горных систем, наличие которых между соседствующими странами в отдельных случаях позволяет избежать пограничных проблем или более адекватно решать их. Подобные значительные естественные рубежи в определенной мере могут выполнять «буферные» функции, подобно малым «буферным» государствам между крупными странами.

Геополитический потенциал региона определяется размерами его составляющих (военный потенциал, территория, население, валовой региональный продукт), возможностями его внешних взаимодействий (географическое положение, морские выходы, транспортная освоенность), степенью внешнеэкономического влияния региона (уровень финансово-экономической самодостаточности, техническая, технологическая развитость, его природно-ресурсный, внешнеэкономический, инфраструктурно-интеграционный потенциалы, золото-валютные резервы).

С учетом большой территории и природно-ресурсного потенциала Тихоокеанской России и достаточного военного потенциала, по-видимому, можно говорить о том, что во второй половине ХХ в. геополитические потенциалы регионов Дальнего Востока СССР и приграничных регионов других стран сохранялись в целом как равные или сопоставимые. Однако к концу ХХ в., после распада СССР и последующего системного кризиса в России, общий геополитический потенциал приграничных районов Китая, США стал выше, чем российский в сопредельных регионах. По отдельным параметрам различия геополитических потенциалов усиливаются. Особенно это касается демографических процессов, темпов экономического развития, динамики военных потенциалов.

В 90-е годы существенно возросли геополитические интересы практически всех сопредельных стран к Тихоокеанской России в виде устойчивой заинтересованности, стремления использовать эту территорию и прилегающие к ней морские и океанические акватории как сферу природных ресурсов, рынка товаров, капитала, труда, транзитных перевозок грузов и пассажиров сухопутным, морским и авиационным транспортом. В то же время резко возросла роль дальневосточных районов в выполнении ими особых контактных функций в связях России со странами АТР.

Геополитическое положение является важнейшим фактором долгосрочной стратегии развития региона. Дальневосточный регион и в перспективе останется российским регионом, граничащим с крупнейшими странами мира: КНР, США, Японией. Их геополитические интересы на Дальнем Востоке могут только усиливаться. Возрастают и геополитические потенциалы этих стран, включая их военную составляющую. После объединения КНДР с Республикой Корея (предпосылки к этому появляются) геополитический потенциал объединенной Кореи также существенно возрастет и её геополитические интересы на российском Дальнем Востоке усилятся.

Таким образом, исследования показывают, что в Дальневосточном регионе имеются благоприятные предпосылки устойчивого развития [5].

Специфическими факторами устойчивого развития приморских районов в целом являются:

— использование разнообразных морских природных ресурсов, их возможное комплексирование с ресурсами суши;

— значительная часть морских природных ресурсов — возобновимые (водные, морские, биологические, в том числе — рыбные, энергетические и др.);

— большие возможности диверсификации структуры экономики за счет развития морехозяйственных структур;

— расширение рыночного пространства за счет большого потенциала морского транспорта;

— развитие эффективных контактных структур и функций;

— привлекательность приморских районов традиционно выше (для населения и инвестиций).

Важным специфическим фактором устойчивого развития районов Тихоокеанской России является трансграничность. Так, бассейны Берингова, Охотского и Японского морей, бассейн реки Амур, озеро Ханка и некоторые другие являются трансграничными, так как в них входят территории и акватории разных стран. При этом трансграничные географические системы Охотского и Японского морей и бассейн Амура тесно связаны между собой.

Важнейшим условием устойчивого развития трансграничных регионов является устойчивое природопользование при тесной международной координации на межправительственной основе [8]. Подобная координация должна учитываться в научных исследованиях и при подготовке международных программ долгосрочного социально-экономического развития трансграничных регионов [24, 25].

Основные тенденции и приоритеты развития Тихоокеанской России.

В последние годы проведены крупные исследования по оценке перспективных направлений развития Дальневосточного региона, в том числе с учетом возможностей его интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион [5, 9,

14, 23]. Можно выделить следующие приоритеты в долгосрочном развитии Тихоокеанской России:

— развитие контактных, в том числе трансграничных структур и функций: транзитных транспортных, нефтегазопроводов, энергосетей и др.;

— морехозяйственный комплекс, в том числе рыбное хозяйство, мари-культура, морской транспорт, судостроение, судоремонт, производство оборудования и приборов для изучения и освоения ресурсов океана;

— лесохозяйственный комплекс, в том числе глубокая переработка низкосортной древесины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нефтегазовый комплекс, в том числе добыча нефти и газа, их транспортировка, переработка, экспорт;

— горнодобывающий комплекс;

— образовательно-инновационные центры;

— туризм, в том числе экологический и морской;

— рыночная инфраструктура, в том числе международные логистические центры, банки, выставочные центры; и т. п.

Ведущую роль, несомненно, будет играть морехозяйственный комплекс в виде различных видов деятельности, связанных с освоением ресурсов моря, океана (табл. 2).

Таблица 2

Прогнозные оценки состояния морехозяйственного комплекса Тихоокеанской России

Составляющие морехозяйственного комплекса Состояние комплекса (на 2005 г.) Прогнозные оценки (на 10 лет)

Численность занятых, тыс.чел. Объем ВРП, млн руб. Численность занятых, тыс.чел. Объем ВРП, млн руб.

Рыбное хозяйство (рыбный промысел и переработка)/ в том числе добыча морских ресурсов (улов рыбы и др. морепродуктов) 75 / 64 38 840 / 33 014 145 / 104 76 404 / 53 900

Морской транспорт и морские торговые порты 257 22 260 420 36 260

Судостроение и судоремонт 36 2 361 64 4 230

Рекреационная сфера 3 390 5 760

Итого 371 96 865 738 171 454

Таким образом, ведущую роль в долгосрочном социально-экономическом развитии Тихоокеанской России будут играть морское природопользование и тесно сопряженные с ним виды деятельности. Следовательно, и в устойчивом развитии ТР в целом базисную роль играет устойчивое природопользование. Под устойчивым природопользованием понимается формирование и развитие таких пространственно-временных структур природопользования, которые позволяют длительное время сохранять природно-ресурсный потенциал и высокие качества окружающей среды — необходимые и достаточные для устойчивого развития региона. В целом для достижения и поддержания устойчивого развития в приморских районах необходима разработка стратегической региональной программы с учетом всех их особенностей, а в последующем — мониторинг регионального развития с контролем экономического, социального и экологического качеств регионального развития и их динамики.

Эффективным инструментом, определяющим развитие территориальных структур хозяйства в «новых» или слабоосвоенных регионах, может стать экономическое районирование в случае, если оно проводится «в связке» с формированием сети магистральных (полимагистральных) дорог (железных,

автомобильных), нефте- и газопроводов, энергосетей. Поэтому на Дальнем Востоке, как слабоосвоенном регионе, концепция взаимосвязанного формирования укрупненной сетки экономических районов и магистральной (поли-магистральной) сети дорог должна быть положена в основу его территориального устройства, организации территориально-хозяйственных структур. Эта концепция должна быть положена в основу территориального устройства хозяйства, выделения экономических районов на всех иерархических уровнях.

Выделение экономических районов следует рассматривать также как основу формирования сетки административно-территориальных единиц (АТЕ) соответствующего уровня. В рыночных условиях экономические районы, если они не лежат в основе административно-территориального деления и, в силу этого, не являются объектом территориального управления, могут стать не востребованными, и наоборот, идентичность границ экономических и административно-территориальных районов делает такую схему членения территории более функциональной и эффективной.

Формулируя новые подходы (принципы) к экономическому районированию весьма специфичного российского Дальнего Востока в изменившихся политико-экономических условиях в стране исходим из того, что сетка районов должна обеспечивать приближение их к финансовой, ресурсной, структурной самодостаточности в целях устойчивого функционирования и повышения уровня жизни населения. Она должна быть унифицированной и обеспечивать интегральную «равновесность» формируемых в их пределах субъектов по основным характеристикам: размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам.

Нами выполнено новое многоуровневое (трехуровневое — в пределах страны и двухуровневое — в пределах Дальнего Востока) экономическое районирование (рис. 2).

Для успешного развития приокеанического Дальневосточного макрорегиона не менее важен принцип обеспечения всем экономическим районам (и субъектам) выхода к морю». Этого можно достигнуть в результате корректировки сетки экономических районов мезоуровня по предложенной нами схеме [31, 32]. Тогда все Дальневосточные субъекты станут приморскими. При этом Приморский, Хабаровский, Амурский, Сахалино-Курильский, Охотский (Магаданский), Камчатско-Берингийский районы будут иметь достаточно широкие выходы к морям Тихого океана (от 680 до 4250 км) и лишь Якутский — к морям Северного Ледовитого. В этих условиях приморское географическое положение для всех дальневосточных субъектов станет одним из важнейших факторов развития территориально-хозяйственных структур в их пределах.

В условиях сложного финансово-экономического положения в стране необходимо концентрировать финансовые средства, инвестиционные ресурсы на приоритетном развитии крупных центров внешнеэкономического сотрудничества, расположенных на тихоокеанском побережье России [10, 17, 19, 20,

23, 29, 30]. Развитию таких центров и тяготеющих к ним приморских зон во многом способствуют геополитические факторы, направленные на укрепление геополитических интересов и потенциала России на тихоокеанском побережье.

Рис. 2. Вариант экономического районирования и развития сети магистральных дорог на российском Дальнем Востоке (с учетом транспортных сетей сопредельных стран)

В настоящее время в ТР имеется несколько городов с развитой транспортной инфраструктурой, осуществляющих внешнеэкономические связи и имеющих таможенные службы. Наиболее крупными являются Владивосток и Хабаровск. Они сформировали обширные зоны социально-экономического влияния, поэтому в перспективе должны развиваться как наиболее крупные

региональные центры внешнеэкономического сотрудничества с концентрацией здесь и соответствующих геополитических функций.

Основным экономическим центром на тихоокеанском побережье в силу уникального ЭГП и имеющегося потенциала является Владивосток. В настоящее время на тихоокеанском побережье России ему нет значимых альтернатив для выполнения важнейших контактных геополитических, внешнеэкономических функций России в АТР. Уровень развития во Владивостоке производственной, транспортной, социальной и научно-образовательной инфраструктуры (включая вузы, НИИ, театры, объекты торговли и пр.) несопоставимо выше, чем в других городах тихоокеанского побережья России. О большей привлекательности Владивостока для иностранных граждан, в сравнении с прочими городами, можно судить и по численности иностранных рабочих (около 40 % от всех работающих в Приморском крае).

Стратегическое значение владивостокской агломерации будет еще более усилено за счет подготовки и проведения здесь крупных международных мероприятий, начиная с саммита АТЭС-2012. С этой целью реализуется новый этап развития Владивостока (включая о. Русский) как крупного центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Значительный прирост экономического потенциала связан со строительством второй очереди нефтяной трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан (НТС ВСТО) и нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в районе Находки; развитием системы связи и телекоммуникаций во Владивостоке и на о. Русский. В крае предусматривается также развитие деревообрабатывающих предприятий, строительных, машиностроительных производств (прежде всего судостроения), а также структур, обслуживающих основные профилирующие производства.

Значительны перспективы и приграничных с Китаем таких крупных городов, как Хабаровск и Благовещенск, которых отделяет от сопредельной страны лишь одна из крупнейших в Азии судоходная река Амур. Она же связывает эти центры с Тихим океаном. Растет значимость и других приморских центров внешнеэкономического сотрудничества, прежде всего Находки, Советской Гавани, Ванино, Петропавловска-Камчатского, Холмска, Корсакова, Зарубино, Ольги, как наиболее развитых и перспективных на тихоокеанском побережье России. Эти центры в своем большинстве формируют территориальные зоны влияния на побережье. Последние выполняют и определенные функции геополитического влияния России в зоне Тихого океана.

В Тихоокеанском регионе России нами выделяются четыре наиболее геополитически важных с учетом геополитического положения субрегиона, которые следует рассматривать как ключевые контактные зоны: 1) Приморский; 2) Курило-Сахалинский; 3) Камчатско-Берингийский; 4) Приамурский. Их особая геополитическая значимость обусловливается, во-первых, широким выходом к Тихому океану и его ресурсам, а во-вторых, — соседским

(контактным) географическим положением относительно наиболее мощных мировых «центров силы».

Собственный геополитический потенциал тихоокеанских районов России, граничащих с мировыми «центрами силы», пока несопоставимо мал, особенно по таким его составляющим, как экономический и демографический потенциалы. В результате происходящих в АТР демографических процессов, на российском Дальнем Востоке и в сопредельных странах сложилась крайне контрастная плотность населения — в среднем по сопредельным странам АТР 139,6 чел./кв.км, а на юге российского Дальнего Востока — 3,7 чел./кв.км.

В этих условиях необходимо устойчиво наращивать демографический и экономический потенциалы геополитически важных территорий Тихоокеанской России в целях обеспечения соответствующих форм контроля над собственным, в том числе морским, пространством.

Осуществление различных форм контроля над собственным пространством в складывающихся геополитических условиях может быть крайне затруднительным, если в стратегически наиболее важных регионах Тихоокеанской России не будут достаточно весомыми собственные демографический, экономический и оборонный потенциалы. Поэтому важны оценки собственных ресурсных и иных возможностей, проблем и предпосылок для их приоритетного наращивания.

Список литературы

1. Адмидин А.Г. Международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии / А.Г. Адмидин, Е.И. Деваева. Владивосток: Дальнаука, 1998. 92 с.

2. Бакланов П.Я. Территориально-акваториальные экономические районы // Социальные и гуманитарные науки : Тихоокеанский XIV науч. конгресс (Хабаровск, 1979, август). М., 1979. С. 108-110.

3. Бакланов П.Я. Изменения в территориальных структурах хозяйства и расселения Дальнего Востока при переходе к рыночной экономике / П.Я. Бакланов [и др.]. Владивосток: Зов тайги, 1996. 195 с.

4. Бакланов П.Я. Особенности комплексообразования в приморских районах // География океана: теория, практика, проблемы. Л.: Наука, 1988. С.131-148.

5. Бакланов П.Я. Дальневосточный регион России: проблемы и предпосылки устойчивого развития. Владивосток: Дальнаука, 2001. 144 с.

6. Бакланов П.Я. Контактные географические структуры и их функции в Северо-Восточной Азии // Известия РАН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 31-39.

7. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. 239 с.

8. Бакланов П.Я. Трансграничные территории: Проблемы устойчивого природопользования / П.Я. Бакланов, С.С. Ганзей. Владивосток: Дальнаука,

2008. 216 с.

9. Бакланов П.Я. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России / П.Я. Бакланов, М.Т. Романов. Владивосток: Дальнаука,

2009. 168 с.

10. Быстрицкий С.П. Дальний Восток России: становление новой экономики / С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев, А.В. Хорошавин. Хабаровск: Изд-во ДВГАС, 2008. 346 с.

11. Дальний Восток России: экономическое обозрение / под ред. П.А. Ми-накира . М.: Экопрос, 1993. Т. 1. 156 с.

12. Дауев Ю.М. Результаты переоценки минерально-сырьевой базы металлических полезных ископаемых Российской Федерации / Ю.М. Дауев, П.Я. Бакланов В.П. Василенко, М.Н. Денисов // Минеральные ресурсы России 2000. № 4.

13. Зенкевич Л.А. Моря СССР, их фауна и флора. М.: Гос. уч. пед. изд-во, 1956. 424 с.

14. Ишаев В.И. Перспектива экономической интеграции Дальнего Востока России с АТР // Вестник ДВО РАН. 2003. № 4. С. 10-18.

15. Каракин В.П. Экономико-географическое положение СВА как условие интеграционных процессов // Дальний Воток России: плюсы и минусы экономической интеграции: материалы международ. науч. конф. 25-26 ноября 2003 г. Хабаровск: РИОТИП, 2004. С. 133-138.

16. Кляшторин Л.Б. Тихоокеанские лососи: климат и динамика запасов // Рыбное хозяйство. 2000. № 4. С. 32.

17. Левинталь А.Б. Экономика Хабаровского края: проблемы и перспективы развития. Владивосток: Дальнаука, 2004. 324 с.

18. Маергойз И.М. Уникальность экономико-географического положения советского Дальнего Востока и некоторые проблемы его использования в перспективе // Вестник Моск. ун-та. География. 1974. № 4. С. 3.

19. Меламед И.И. Стратегия развития Дальнего Востока. М.: Совр. экономика и право, 2008. 464 с.

20. Минакир А.П. Об экономическом и социальном развитии Дальнего Востока и Забайкалья: программы и реалии (корректировка «Президентской программы)» // Дальневосточный ученый. 2002. № 7. 10 апр.

21. Минакир П.А. Стратегия регионального развития. Дальний Восток и Забайкалье // Стратегия развития: материалы семинара. 27 октября 2003 г. М.: ТЕИС, 2003. 60 с.

22. Минакир П.А. Тихоокеанская Россия в АТР и СВА: вызовы и возможности // Пространственная экономика. 2005. № 4. С. 5-20.

23. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2006. 848 с.

24. Михайличенко Ю.Г. Адаптация и освоение комплексного управления прибрежными зонами морей в России // Известия РАН. Сер. геогр. 2004. № 6. С. 33-42.

25. Природопользование в прибрежной зоне: проблемы управления на Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2003. 251 с.

26. Прибрежно-морское природопользование: теория, индикаторы, региональные особенности / И.С. Арзамасцев [и др.]. Владивосток: Дальнаука,

2010. 306 с.

27. Природопользование: Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации и в Хабаровском крае: учеб. пособие для вузов. Хабаровск: Дальневосточная академия гос. службы, 2000. 567 с.

28. Прокапало О.М. Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) : автореф. дис. ... докт. экон. наук. Хабаровск, 2007. 46 с.

29. Романов М.Т. Направления территориального развития хозяйства Приморского края // Стратегия территориальной организации хозяйства Приморского края. Владивосток: ДВО РАН, 1991. С. 228-239.

30. Романов М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2004. 232 с.

31. Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых условиях // Известия Рос. академии наук. Сер. геогр. 2006. № 3. С. 57-66.

32. Романов М.Т. Территориальная организация хозяйства слабоосвоен-ных регионов России: монография. Владивосток: Дальнаука, 2009. 318 с.

33. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Ч. 1-4. М., 2009.

34. Трейвиш А.И. Роль экономико-географического положения Дальнего Востока в формировании его территориально-хозяйственной структуры // Территориально-хозяйственные структуры Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1982. С. 119-135.

35. Шунтов В.П. Куда уходит рыба // Экология. Культура, Общество. — 2003. № 3. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.