Научная статья на тему 'Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия'

Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2056
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / INTERNATIONAL FOREIGN ECONOMIC COOPERATION / INTERREGIONAL INTERACTION OF BOUNDARY REGIONS / EXTERNAL ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Подшувейт Ольга Викторовна

Рассматривается развитие межрегиональных взаимосвязей между граничными территориями. В международной внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия многие годы наблюдаются одинаковые проблемы, для ликвидации которых необходимо принятие кардинальных решений в сфере регионального стратегического планирования. Одним из механизмов эффективной международной внешнеэкономической деятельности может стать объединение конкурентных преимуществ граничных регионов. Анализ перспективных документов развития регионов показывает, что вопрос межрегионального взаимодействия недостаточно проработан как в теоретическом, так и практическом отношении. Поэтому необходимо усилить внимание не только к трудностям укрепления внешнеэкономического потенциала регионов, но и к сотрудничеству последних в широком спектре отношений. От этого во многом зависит интеграция регионов России в единое экономическое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Подшувейт Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SAINT PETERSBURG, THE LENINGRAD REGION, AND THE REPUBLIC OF KARELIA: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT

This article analyses the problems of development of interregional connections between border territories. The international foreign economic activity of Saint Petersburg, the Leningrad region, and the Republic of Karelia has been facing similar problems over many years; the resolution of these problems requires major decisions in the field of regional strategic planning. One of the mechanisms of efficient international foreign economic activity can be combining the competitive advantages of border regions. The analysis of long-term regional development documents shows that the problem of interregional cooperation is poorly studied, both in theoretical and practical terms. Thus, it is necessary to pay attention not only to the strengthening of external economic potential of regions, but also to their cooperation within a wide spectrum of relations. It is a factor the integration of Russian regions into a common economic space largely depends on.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия»

УДК 339.92(470.23+ 470.23—25+470.22)

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Ю. Н. Баженов О. В. Подшувейт

* Санкт-Петербургский государственный университет.

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9.

Поступила в редакцию 21.09.2011 г.

Рассматривается развитие межрегиональных взаимосвязей между граничными территориями. В международной внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия многие годы наблюдаются одинаковые проблемы, для ликвидации которых необходимо принятие кардинальных решений в сфере регионального стратегического планирования. Одним из механизмов эффективной международной внешнеэкономической деятельности может стать объединение конкурентных преимуществ граничных регионов. Анализ перспективных документов развития регионов показывает, что вопрос межрегионального взаимодействия недостаточно проработан как в теоретическом, так и практическом отношении. Поэтому необходимо усилить внимание не только к трудностям укрепления внешнеэкономического потенциала регионов, но и к сотрудничеству последних в широком спектре отношений. От этого во многом зависит интеграция регионов России в единое экономическое пространство.

Ключевые слова: международное внешнеэкономическое сотрудничество, межрегиональное взаимодействие граничных регионов, внешнеэкономический потенциал региона.

Одной из актуальных проблем региональной политики является определение эффективных механизмов регулирования социальноэкономического развития, а также реализации различного рода стратегий, программ и концепций. Перефразируя М. Портера, регионы, с одной стороны, конкурируют друг с другом за привлечение бизнеса, инвестиций, средств федерального бюджета, а с другой — находятся в

тесных кооперированных связях совместных экономик. Нами сделана попытка рассмотреть развитие интеграционных взаимосвязей между Санкт-Петербургом и Республикой Карелия, а также Ленинградской областью как контактным регионом между ними.

Данные субъекты Федерации в качестве объекта исследования взяты не случайно. Во-первых, Санкт-Петербург — эпицентр формирования общерегиональных тенденций социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Во-вторых, все они граничат со странами ЕС и отличаются большим опытом ведения активной внешнеэкономической деятельности. В-третьих, эти регионы являются прибрежными территориями, имеют выход к морю, перспективный для развития не только транспортно-транзитных коридоров, но и трансграничных международных связей. В-четвертых, эти регионы обладают мощным промышленно-производственным комплексом, разнообразием природных ресурсов и потенциальными возможностями межрегионального и внешнеэкономического взаимодействия.

Внешние связи субъекта Российской Федерации — это торговоэкономические, научные и культурно-гуманитарные связи региона с другими субъектами Российской Федерации, а также зарубежными регионами и странами мира. Управление внешней деятельностью региона является неотъемлемой задачей региональной политики. Международные внешнеэкономические и политические интеграционные проекты, в которых принимает участие Российская Федерация, в большей или меньшей степени влияют на жизнедеятельность регионов, создают новые условия для социально-экономического развития хозяйственного комплекса не только страны, но и регионов, заставляют быстро и эффективно реагировать на новые условия и вызовы внешней среды.

Интеграционные процессы, в которых задействованы приграничные регионы Северо-Западного федерального округа, разделяются на международное приграничное и трансграничное сотрудничество с соседними странами. Не менее важное значение для российских регионов имеют интеграционные процессы, происходящие внутри страны. Межрегиональное сотрудничество субъектов РФ, рассматриваемое как взаимодействие между регионами по всем направлениям жизнеобеспечения административно-территориальных единиц государства, предполагает наличие механизмов управления системой внешних связей региона внутри страны. Современные проблемы и задачи социально-экономического развития регионов России, наличие огромной приграничной территории, стремительное развитие процессов глобализации и регионализации обусловливают необходимость сбалансированного и целесообразного участия регионов как в международных интеграционных процессах, так и межрегиональных.

Международная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) приграничных, прибрежных регионов с высоким социально-экономическим потенциалом является одним из важных индикаторов качества регионального развития. Так, по официальным данным Госкомстата РФ, доля валового регионального продукта Санкт-Петербурга в последние го-

ды составляет около 4%, а доля объема товарооборота со странами дальнего зарубежья и странами СНГ — больше 10% в общероссийских показателях.

Санкт-Петербург и Ленинградская область находятся на лидирующих позициях во внешнеэкономической деятельности среди других приграничных регионов СЗФО. Несмотря на то что Республика Карелия занимает приграничное положение с Европейским союзом по показателям внешнеэкономической деятельности, она значительно уступает Санкт-Петербургу и Ленинградской области по основным показателям ВЭД, таким, как товарооборот со странами СНГ и дальнего зарубежья, объем иностранных инвестиций, диверсифицированность структуры товарооборота.

Экспорт в вышеуказанных регионах характеризуется высокой долей сырьевой продукции и товаров низкой стадии переработки. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области характерно преобладание в структуре экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, для Республики Карелии — продукции отраслей лесопромышленного комплекса. Импортируемыми товарами являются в основном машины, оборудование, транспортные средства, товары химической промышленности и продовольственные товары.

Во внешнеэкономической деятельности рассматриваемых субъектов существует немало проблем, основными из которых являются:

• высокая доля импорта продовольственных товаров, что ставит под угрозу продовольственную безопасность регионов, а Санкт-Петербурга в первую очередь;

• дисбаланс в структуре товарооборота. Это свидетельствует о неэффективном использовании внешнеэкономических ресурсов, не способствует наращиванию внешнеэкономического потенциала;

• неэффективность механизмов развития межрегиональной производственной кооперации;

• отсутствие скоординированной позиции во внешнеэкономической деятельности приграничных регионов СЗФО России;

• отсутствие условий для привлечения качественных иностранных инвестиций, которые могли бы способствовать структурным изменениям не только во внешнеэкономической деятельности регионов, но и их экономике в целом.

Надо полагать, что вышеперечисленные негативные последствия ВЭД приграничных регионов в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации, неэффективных региональных интеграционных процессов и отсутствия региональной концепции наращивания внешнеэкономического потенциала приграничных регионов будут прогрессировать.

В последнее время много внимания уделяется международному региональному сотрудничеству, участию регионов в международных проектах, процессах приграничного сотрудничества со странами Европейского союза. Регионы Северо-Западного федерального округа по своему потенциалу не уступают соседним странам, обладают преимуществами по территориальной доступности и отсутствию барьерных

функций государственных границ. Поэтому, на наш взгляд, развитие многостороннего сотрудничества, укрепление научно-производственных связей граничных регионов России является актуальной темой исследования и насущной задачей региональной политики, тем более что ВЭД регионов СЗФО характеризуется рядом положительных изменений. К ним следует отнести:

• относительно быстрое развитие транспортной инфраструктуры;

• ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей;

• активизацию освоения арктических территорий;

• положительный эффект от притока иностранных инвестиций.

Однако эти положительные качества развивались в гипертрофированном виде. Развитие транспортной инфраструктуры не сбалансировано, основные грузопотоки сконцентрированы в Санкт-Петербурге, что создает серьезные проблемы перегруженности города; арктические территории осваиваются под экспорт углеводородного сырья и загрузки газопровода «Северный поток»; иностранные инвестиции представлены категорией «прочие», т. е. торговыми и иными кредитами.

Стоит отметить, что условием успешного ведения внешнеэкономической деятельности и сбалансированного формирования внешнеэкономического потенциала каждого из рассматриваемых регионов выступает самодостаточность территориально-хозяйственных комплексов. Особенно стоит подчеркнуть, что с точки зрения национальной безопасности вопрос межрегионального взаимодополнения, укрепления хозяйственных связей имеет немаловажное, даже первостепенное значение. Необходимо понимание, что залогом успешной внешнеэкономической деятельности приграничных регионов, федеральных округов и России в целом является не только наличие минимального внешнеэкономического потенциала, на данный момент представленного природно-сырьевыми товарами. Принципиальным становится понимание того, что для решения насущных проблем социально-экономического развития, следовательно, и ВЭД регионов необходимо укрепление кооперационных связей между соседними приграничными регионами, формирование скоординированной позиции региональных органов власти по основным направлениям межрегионального сотрудничества, более эффективное использование конкурентных преимуществ.

Документом, определяющим стратегическое направление региональной политики и межрегиональных отношений Северо-Западного федерального округа, должна стать Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 г. В проекте, представленном на официальном сайте Министерства регионального развития Российской Федерации, в пункте 2.15 межрегиональное сотрудничество рассматривается как один из важнейших факторов развития экономики, решения экологических и социальных проблем.

Основной механизм стимулирования развития региональной экономики — создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения на конкретную территорию инвестиционных, финансовых

и трудовых ресурсов. Гораздо большего эффекта можно достичь через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования хозяйственной интеграции.

В качестве механизма согласования интересов Федерации, округов и регионов предлагается разработка долгосрочных программных документов — стратегий. В рассматриваемых регионах утверждены или находятся на стадии утверждения концепции и стратегия развития на период до 2020—2025 гг., однако они не предполагают согласованного межрегионального развития кооперационных производственных связей, формирования совместного внешнеэкономического потенциала и максимально эффективного использования конкурентных преимуществ.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития до 2025 г., утвержденной Постановлением Правительства города № 884 от 20.07.2007 г., Санкт-Петербург позиционируется как крупнейший не только в Европе, но и в мире центр международного сотрудничества, соответствующий законам городской агломерации с высокими показателями качества жизни населения. Предполагается развитие сектора услуг и сохранение традиционных направлений производственной специализации города. Достижение городом поставленной цели зависит не только от качества и интенсивности международного сотрудничества, важным условием становится эффективное межрегиональное сотрудничество с соседними северо-западными регионами.

Ленинградская область является единственным регионом, непосредственно граничащим с Санкт-Петербургом, что естественным образом оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие области, востребованность ресурсов, развитие инфраструктуры в соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей развития мегаполиса. Среди ключевых направлений взаимодействия предполагается согласованное развитие транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области: строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, федеральных автомобильных дорог; организация скоростного движения пассажирских поездов между Санкт-Петербургом и Хельсинки, Москвой и другими экономическими центрами СЗФО и Восточной Европы; развитие морских торговых портов в акватории Финского залива.

Постепенное развитие совместной транспортной инфраструктуры будет способствовать маятниковой миграции населения, возникновению новых производственных комплексов, изменению системы расселения, созданию более комфортной загородной среды обитания, что предполагает развитие сферы услуг и жизнеобеспечения более отдаленных от Санкт-Петербурга районов Ленинградской области. Политика образования автомобильно-строительного, фармацевтического, судостроительного кластеров сформировала многочисленные связи двух субъектов Федерации.

По данным Петростата, торговый оборот Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 г. составил 87,7 млрд рублей. В 2009 г. в

Ленинградскую область вывезено продукции, произведенной предприятиями города на сумму 6,2 млрд рублей, причем более 70 % — продовольственные товары. Из Ленинградской области в Санкт-Петербург ввезено продукции на сумму 81,5 млрд рублей, среди которой потребительских товаров на 54,2 млрд рублей.

В Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 г., утвержденной законом Ленинградской области от 22.09.2011 г. № 72-оз, вопрос развития межрегионального сотрудничества Ленинградской области с соседними регионами Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербургом практически не раскрыт. Концепция содержит сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию области на период до 2013 г. и на стратегическую перспективу до 2025 г. В пункте 26 о внешнеэкономических и межрегиональных связях в качестве стратегической цели указано повышение вовлеченности области в процесс международной интеграции, создание условий для достижения регионом лидирующих позиций, а в качестве основных задач — развитие и укрепление экономических и гуманитарных связей Ленинградской области с зарубежными регионами-партнерами. В то же время проблемам кооперации с граничными территориями в концепции места не нашлось. Есть лишь тезис о том, что область должна более целенаправленно использовать потенциал, заложенный в механизме межрегионального сотрудничества.

Программные документы развития Республики Карелия определяют не только основные направления совершенствования хозяйственной деятельности, но и принципы активного международного сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья, а также межрегионального — с регионами России. В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. проблемы и приоритеты межрегионального сотрудничества сформулированы предметно. Подобные связи предполагается строить с учетом политических, экономико-политических и хозяйственно-экономических аспектов. Причем Санкт-Петербург и Ленинградская область относятся к числу приоритетных как с позиций торгово-экономических отношений, инвестиций, так и развития инфраструктуры туризма, социальной сферы и карельской национальной культуры.

Географическое положение и наличие самой протяженной границы с Евросоюзом выделено как одно из главных конкурентных преимуществ Республики Карелия. Использование приграничного положения и позиционирование региона в качестве активного участника международного и межрегионального сотрудничества обусловливает необходимость совершенствования ее внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей как ключевых направлений социально-экономического развития.

Изначально, обладая значительным потенциалом востребованных ресурсов, выгодным геополитическим и геоэкономическим положением, туристическо-рекреационной привлекательностью территории, благоприятной экологической обстановкой, Республика Карелия является взаимовыгодным и перспективным партнером Санкт-Петербурга.

Примером успешного сотрудничества регионов стало участие холдинговой компании «Ленинец» в мероприятиях по оздоровлению финансовохозяйственной деятельности на АО «Петрозаводский радиозавод». Санкт-петербургское ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги» построило и реконструировало в Республике Карелия около 40 км автомобильных дорог на сумму 187 млн рублей. Кроме того, в Республике разработана программа повышения роли возобновляемых источников энергии. Это прежде всего строительство малых гидроэлектростанций и ветроэнергетических установок. В Карелии создано ООО «Гранат-Трак» в качестве регионального представителя петербургского ООО АК «Гранат». Основным направлением инвестиций петербургских компаний в Республике Карелия является разработка месторождений строительных материалов (гранитного щебня). За последнее время открылись десять современных горнодобывающих карьеров с участием предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Помимо этого предприятия Санкт-Петербурга осуществляли строительство судов для Беломорско-Онежского пароходства, а также торговых и гостиничных комплексов на территории республики. В 2009 г. петербургская компания «Охта Групп» приступила к реализации масштабного проекта развития территории Онежского тракторного завода, находящегося в историческом, культурном и деловом центре Петрозаводска. На территории более 20 га будет построен многофункциональный комплекс площадью свыше 100 тыс. м2, в создание которого планируется инвестировать более 5 млрд рублей.

Существенный вклад в развитие республики вносит и научный комплекс Санкт-Петербурга. В частности, специалистами Института урбанистки разработана Генеральная схема размещения объектов инфраструктуры туризма. В результате должен быть укреплен и повышен потенциал и имидж стратегической отрасли.

Санкт-Петербург — крупнейший потребитель продукции карельских производителей. На его долю приходится 60 % всей вывезенной из Карелии в регионы России бумаги, 65 % — пиломатериалов, 16 % — щебня, 25 % — мебели, 80 % — ликероводочных изделий и 90 % рыбных консервов. Чтобы придать новый импульс сотрудничеству и вывести его на новый уровень, правительства Санкт-Петербурга и Карелии подписали крупномасштабный договор, который включает около 50 совместных проектов.

Межрегиональные связи между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Республикой Карелия интенсивно расширяются наряду с процессами международного сотрудничества. В ближайшей перспективе эффективность социально-экономического развития соседних приграничных регионов во многом будет зависеть от качества кооперационных связей между ними, понимания общности проблем и интересов в различных сферах экономики и политики, готовности совместными усилиями решать общие проблемы международной внешнеэкономической деятельности.

В результате исследования существующих программ долгосрочного развития Северо-Западного федерального округа и регионов выявлен ряд

проблем. Основной проблемой является отсутствие согласованного долгосрочного видения общего внешнеэкономического потенциала, улучшения инвестиционного климата и эффективного использования конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия. Стратегические цели и задачи свидетельствуют о том, что регионы будут развиваться по типу производственно-торговой зоны прибрежно-приграничной территории, что предполагает их активное участие в международной торгово-экономической деятельности. Мировой опыт управления хозяйством прибрежных территорий — это наличие специальных нормативных актов, специализированного берегового законодательства, действие комплексной системы параметров оценки и развития прибрежных территорий [2]. Таким образом, перед органами исполнительной и законодательной власти регионов стоит задача формирования согласованного подхода к управлению интегрированным хозяйственным комплексом. Существующие системные проблемы социально-экономического развития регионов требуют разработки специальной методики оценки проектов и программ межрегионального приграничного и международного внешнеэкономического сотрудничества, что позволит использовать современные механизмы и принципы территориально-хозяйственного управления и взаимодействия.

Проблема эффективной региональной политики в сфере приграничного сотрудничества регионов России с сопредельными государствами достаточно активно обсуждается. Однако проведение углубленных теоретических исследований и разработка эффективных предложений по модификации внешнеэкономического комплекса сдерживается отсутствием общепризнанных, четко сформулированных определений «внешнеэкономический комплекс» и «внешнеэкономическая стратегия региона» [3]. Внешнеэкономическая деятельность региона требует постоянного мониторинга основных ее компонентов: состава, структуры, базовых свойств и потенциала развития. Современные теоретические разработки по определению состояния межрегионального приграничного сотрудничества предполагают систематизированное исследование ситуации, включая все виды оценки [4].

Учитывая современные теоретические и методологические постулаты в области приграничного межрегионального взаимодействия и внешнеэкономической деятельности, а также результаты анализа состояния международной внешнеэкономической деятельности рассматриваемых регионов и их межрегионального взаимодействия можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо проведение комплексного исследования межрегиональных хозяйственно-кооперационных связей, на данный момент затрудненное открытостью и прозрачностью информации об их состоянии и динамике развития. Однако по имеющимся данным уже можно сделать вывод о наличии взаимовыгодного сотрудничества между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Республикой Карелия.

2. Рассматриваемые регионы имеют высокий потенциал внешнеэкономической международной деятельности. В силу прибрежно-пригранич-

ного положения между социально-экономическим развитием и международной внешнеэкономической деятельностью регионов существует и будет усиливаться взаимозависимость. Конкурентные преимущества регионов на международном рынке разделения труда могут быть многократно увеличены за счет формирования единой позиции ВЭД и общего внешнеэкономического потенциала по следующим направлениям:

— создание высокотехнологичного транспортно-логистического комплекса, конкурентоспособного, в первую очередь по отношению к портам и транспортно-транзитным зонам стран Балтийского моря, обеспечивающего хорошее транспортное сообщение между внутрирегиональными территориями, как основы развития промышленно-хозяйственного комплекса;

— максимально эффективное использование научно-технического потенциала Санкт-Петербурга в процессах модернизации промышленности Ленинградской области и Республики Карелия, создание объединенных высокотехнологичных предприятий, работа которых была бы основана на наиболее рациональном расходовании всех видов имеющихся природных ресурсов. Формирование группы экспортных товаров и совместное продвижение их на внешних рынках;

— согласованная позиция в сфере создания качественной среды обитания, соблюдение основных принципов экологической безопасности и рационального природопользования;

— снижение уровня продовольственной зависимости Санкт-Петербургской агломерации от импорта за счет развития и потребления продукции агропромышленного комплекса соседних регионов, не только Ленинградской области и Карелии, но и Псковской, Новгородской областей. Принципиальным моментом является производство высококачественных продуктов питания как одного из важнейших факторов здоровья населения, а также конкурентного преимущества на внешних рынках.

3. Основным принципом ВЭД рассматриваемых регионов должен быть принцип самодостаточности территории и снижение зависимости социально-экономического развития регионов от внешних факторов. Параллельно с внешними рынками должны осваиваться и внутрирос-сийские региональные рынки. Первостепенным вектором развития ВЭД должно стать направление в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Учитывая общероссийскую значимость регионов Северо-Запада, модель ВЭД рассматриваемых регионов и основные принципы ее формирования могут быть востребованы и другими прибрежно-приграничными регионами России.

4. Программные документы регионального развития должны включать разделы, в которых будут четко прописаны согласованные направления и механизмы межрегионального сотрудничества. Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти регионов также должно быть направлено на выявление и устранение барьеров межрегионального сотрудничества, создание совместных проектов, оказание административной поддержки предприятиям, производящим высокотехнологичную экспортную продукцию.

Список литературы

1. Чуб А. А. К вопросу о формировании трансграничных регионов на территории Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 27—34.

2. Дворцова Е. Н. Отечественный и зарубежный опыт управления хозяйством прибрежных территорий // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 48—55.

3. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 11. С. 18—29.

4. Павлов К. В. Разработка методики оценки состояния проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 6. С. 2—8.

5. Вардомский Л. Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М., 2009.

Об авторах

Баженов Юрий Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной политики и политической географии факультета географии и геоэкологии, Санкт-Петербургский государственный университет.

E-mail: bajenov@politreg.pu.ru

Подшувейт Ольга Викторовна, ассистент кафедры региональной политики и политической географии факультета географии и геоэкологии, Санкт-Петербургский государственный университет.

E-mail: ovp_2007@inbox.ru

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SAINT PETERSBURG,

THE LENINGRAD REGION, AND THE REPUBLIC OF KARELIA: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT

Yu. N. Bazhenov, O.V. Podshuvejt

Saint Petersburg State University 7-9, Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 199034, Russia

Received 21 September 2011

This article analyses the problems of development of interregional connections between border territories. The international foreign economic activity of Saint Petersburg, the Leningrad region, and the Republic of Karelia has been facing similar problems over many years; the resolution of these problems requires major decisions in the field of regional strategic planning. One of the mechanisms of efficient international foreign economic activity can be combining the competitive advantages of border regions. The analysis of long-term regional development documents

ф

shows that the problem of interregional cooperation is poorly studied, both in theoretical and practical terms. Thus, it is necessary to pay attention not only to the strengthening of external economic potential of regions, but also to their cooperation within a wide spectrum of relations. It is a factor the integration of Russian regions into a common economic space largely depends on.

Key words: international foreign economic cooperation, interregional interaction of boundary regions, external economic potential of the region.

References

1. Chub, A. A. 2011, Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, no. 25, pp. 27—34.

2. Dvorcova, E. N. 2011, Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 2, pp. 48—55.

3. Pahomov, A. 2010, Problemy teorii ipraktiki upravlenija, no. 11, pp. 18—29.

4. Pavlov, K. V. 2011, Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, no. 6, pp. 2—8.

5. Vardomskij, L.B. 2009, Rossijskoe porubezh'e v uslovijah globalizacii, Moscow, Knizhnyj dom «Librokom», 216 p.

About authors

Dr Yury N. Bazhenov, Department of Regional policy and Political Geography, Faculty of Geography and Geoecology, Saint Petersburg State University.

E-mail: bajenov@politreg.pu.ru

Olga V Podshuvejt., Lecturer, Department of Regional policy and Political Geography, Faculty of Geography and Geoecology, Saint Petersburg State University.

E-mail: ovp_2007@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.