Научная статья на тему 'Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации'

Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / гуманизм / гуманистическая направленность / образование / образовательная среда / педагог / профессиональная направленность / система образования / upbringing / humanism / humanistic orientation / education / educational environment / teacher / professional orientation / education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеревская Марина Олеговна

В систему образования входят основные социальные институты, выполняющие функции воспитания и образования. Общей характеристикой любой системы образования является ориентация на передачу знаний и формирование умений с целью развития обучающихся. Вместе с тем каждому этапу общественного развития соответствует система образования, удовлетворяющая требованиям к результатам и целям образования в конкретном обществе. Исторически эволюция образовательных систем взаимосвязана с трансформацией социально-политического устройства. Потребность в серьезном реформировании образовательной системы России возникла под влиянием двух взаимосвязанных факторов: распада Советского Союза и его системы образования и отказа от существовавшей в СССР идеологии воспитания подрастающего поколения. Затянувшееся реформирование системы образования России вызывает в настоящее время множество нареканий специалистов и общественности. Особое беспокойство при этом вызывает отклонение от гуманистических традиций в педагогической практике. Предметом анализа в статье выступают условия, обеспечивающие реализацию идеи развития гуманистической направленности современной системы образования России. У истоков реализации любой идеи стоит человек, нововведения в образовательную практику воплощает педагог. Следовательно, системообразующими компонентами, способными обеспечить воплощение идеи гуманистической направленности современной системы образования России, выступают созвучные данной направленности цели воспитания и педагогические кадры, обеспечивающие их достижение. Вместе с тем реформы отечественного образования в постсоветский период привели к утрате первенства воспитательного компонента в образовательном процессе. В настоящее время общество и государство предпринимают усилия для исправления этой ошибки. Однако существенным препятствием решения этой задачи нередко оказывается неготовность педагогов к реализации воспитательной функции образования с опорой на гуманные принципы педагогики, основой которых является учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей воспитанника. Внедрение новых форм и методов работы с обучающимися не обеспечит долговременных результатов, если не будет затрагивать основы системы образования. Цель статьи — систематизировать и дополнить сведения об условиях, содействующих развитию гуманистической направленности современной системы образования России. Автор оценивает эволюцию двух идей: гуманизации образования и формирования профессиональной направленности в системе подготовки педагогических кадров. Гуманистическая направленность обоснована автором как часть профессиональной направленности. Проанализированы истоки, проблемы и подходы к научному анализу идеи формирования и развития гуманистического ориентира будущих педагогов в условиях вузовского обучения. Для получения обоснованных научных результатов используются анализ нормативной документации системы образования России, диссертационные исследования, актуальная периодика и разбор образовательной среды вуза. Указаны причины, препятствующие массовому распространению гуманистических идей в современном российском образовании. Автор обосновывает выводы о совокупности условий, необходимых для развития гуманистической направленности системы образования современной России. К числу условий, опосредованных системой подготовки педагогических кадров, отнесено следующее: уважительные отношения субъектов образовательного процесса; отбор содержания образования; использование активных форм и методов обучения и воспитания; участие студентов в волонтерской деятельности, в том числе вожатской; создание особой образовательной среды вуза. Общим выводом статьи стал акцент на зависимости воплощения идеи развития гуманистической направленности российской системы образования от организационно-педагогических условий современной системы подготовки педагогических кадров. Педагогические кадры в данный исторический период являются системообразующим компонентом системы образования России, от которого зависят результаты ее преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеревская Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Humanistic Orientation of the Modern Russian Education System: Conditions for Implementation

The education system includes the main social institutions that perform the functions of upbringing and education. A common characteristic of any education system is the orientation towards the transfer of knowledge and the formation of skills in order to develop students. At the same time, each stage of social development corresponds to an education system that meets the requirements for the results and goals of education in a particular society. Historically, the evolution of educational systems is interconnected with the transformation of the socio-political structure. The need for a serious reform of the Russian educational system arose under the influence of two interrelated factors: the collapse of the Soviet Union in December 1991 and its education system, and the rejection of the existing ideology of educating the younger generation. The protracted reform of the Russian education system is currently causing a lot of criticism from experts and the public, one of which is the deviation from humanistic traditions in teaching practice. The subject of analysis in the article is the conditions that ensure the implementation of the idea of developing the humanistic orientation of the modern education system in Russia. At the origins of the implementation of any idea is a person, innovations in educational practice are embodied by a teacher. Consequently, the backbone components capable of ensuring the embodiment of the idea of a humanistic orientation of the modern education system in Russia are the goals of education that are consonant with this orientation and the pedagogical staff that ensure their achievement. At the same time, the reforms of domestic education in the post-Soviet period led to the loss of the primacy of the educational component in the educational process. Currently, society and the state are making efforts to make up for this mistake. However, a significant obstacle to solving this problem is often the unpreparedness of teachers to implement the educational functions of education based on the humane principles of pedagogy, the basis of which is to take into account the individual characteristics and personal needs of the pupil. The introduction of new forms and methods of working with students will not provide long-term results if it does not affect the foundations of the education system. The purpose of the article is to systematize and supplement information about the conditions that contribute to the development of the humanistic orientation of the modern education system in Russia. The author evaluates the evolution of two ideas: the humanization of education and the formation of a professional orientation in the system of teacher training. The humanistic orientation is substantiated by the author as part of a professional orientation. The origins, problems and approaches to the scientific analysis of the idea of the formation and development of the humanistic orientation of future teachers in the conditions of university education are analyzed. To obtain substantiated scientific results, the author analyses the normative documentation of the Russian education system, dissertation research, current periodicals and the educational environment of the university. The paper also indicates the reasons preventing the mass dissemination of humanistic ideas in modern Russian education. Thus, the author draws reasonable conclusions about the set of conditions necessary for the development of the humanistic orientation of the education system of modern Russia. Among the conditions mediated by the system of training of pedagogical personnel are: respectful relations of the subjects of the educational process; selection of the content of education; use of active forms and methods of training and education; participation of students in volunteer activities, including leader activities; creation of a special educational environment of the university. The general conclusion of the article is the emphasis on the dependence of the embodiment of the idea of developing the humanistic orientation of the Russian education system on the organizational and pedagogical conditions of the modern system of training teachers. The teaching staff in this historical period is a system-forming component of the Russian education system, on which the results of its transformation depend.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-183-202 УДК 378 + 37.017.924

Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации

Кучеревская Марина Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе Института искусств

Новосибирского государственного педагогического университета — НГПУ, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 ORCID: 0000-0003-2885-4932 keymarina@mail.ru

Аннотация

В систему образования входят основные социальные институты, выполняющие функции воспитания и образования. Общей характеристикой любой системы образования является ориентация на передачу знаний и формирование умений с целью развития обучающихся. Вместе с тем каждому этапу общественного развития соответствует система образования, удовлетворяющая требованиям к результатам и целям образования в конкретном обществе. Исторически эволюция образовательных систем взаимосвязана с трансформацией социально-политического устройства. Потребность в серьезном реформировании образовательной системы России возникла под влиянием двух взаимосвязанных факторов: распада Советского Союза и его системы образования и отказа от существовавшей в СССР идеологии воспитания подрастающего поколения. Затянувшееся реформирование системы образования России вызывает в настоящее время множество нареканий специалистов и общественности. Особое беспокойство при этом вызывает отклонение от гуманистических традиций в педагогической практике. Предметом анализа в статье выступают условия, обеспечивающие реализацию идеи развития гуманистической направленности современной системы образования России.

У истоков реализации любой идеи стоит человек, нововведения в образовательную практику воплощает педагог. Следовательно, системообразующими компонентами, способными обеспечить воплощение идеи гуманистической направленности современной системы образования России, выступают созвучные данной направленности цели воспитания и педагогические кадры, обеспечивающие их достижение. Вместе с тем реформы отечественного образования в постсоветский период привели к утрате первенства воспитательного компонента в образовательном про-

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

цессе. В настоящее время общество и государство предпринимают усилия для исправления этой ошибки. Однако существенным препятствием решения этой задачи нередко оказывается неготовность педагогов к реализации воспитательной функции образования с опорой на гуманные принципы педагогики, основой которых является учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей воспитанника. Внедрение новых форм и методов работы с обучающимися не обеспечит долговременных результатов, если не будет затрагивать основы системы образования. Цель статьи — систематизировать и дополнить сведения об условиях, содействующих развитию гуманистической направленности современной системы образования России.

Автор оценивает эволюцию двух идей: гуманизации образования и формирования профессиональной направленности в системе подготовки педагогических кадров. Гуманистическая направленность обоснована автором как часть профессиональной направленности. Проанализированы истоки, проблемы и подходы к научному анализу идеи формирования и развития гуманистического ориентира будущих педагогов в условиях вузовского обучения. Для получения обоснованных научных результатов используются анализ нормативной документации системы образования России, диссертационные исследования, актуальная периодика и разбор образовательной среды вуза. Указаны причины, препятствующие массовому распространению гуманистических идей в современном российском образовании.

Автор обосновывает выводы о совокупности условий, необходимых для развития гуманистической направленности системы образования современной России. К числу условий, опосредованных системой подготовки педагогических кадров, отнесено следующее: уважительные отношения субъектов образовательного процесса; отбор содержания образования; использование активных форм и методов обучения и воспитания; участие студентов в волонтерской деятельности, в том числе вожатской; создание особой образовательной среды вуза. Общим выводом статьи стал акцент на зависимости воплощения идеи развития гуманистической направленности российской системы образования от организационно-педагогических условий современной системы подготовки педагогических кадров. Педагогические кадры в данный исторический период являются системообразующим компонентом системы образования России, от которого зависят результаты ее преобразования.

Ключевые слова: воспитание, гуманизм, гуманистическая направленность, образование, образовательная среда, педагог, профессиональная направленность, система образования.

Development of Humanistic Orientation of the Modern Russian Education System: Conditions for Implementation

Marina Kucherevskaya,

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Educational Systems,

Institute of Culture and Youth Policy,

Novosibirsk State Pedagogical University — NSPU,

28 Viluyskaya Street, 630126, Novosibirsk, Russian Federation

ORCID: 0000-0003-2885-4932

keymarina@mail.ru

Abstract

The education system includes the main social institutions that perform the functions of upbringing and education. A common characteristic of any education system is the orientation towards the transfer of knowledge and the formation of skills in order to develop students. At the same time, each stage of social development corresponds to an education system that meets the requirements for the results and goals of education in a particular society. Historically, the evolution of educational systems is interconnected with the transformation of the socio-political structure.

The need for a serious reform of the Russian educational system arose under the influence of two interrelated factors: the collapse of the Soviet Union in December 1991 and its education system, and the rejection of the existing ideology of educating the younger generation. The protracted reform of the Russian education system is currently causing a lot of criticism from experts and the public, one of which is the deviation from humanistic traditions in teaching practice. The subject of analysis in the article is the conditions that ensure the implementation of the idea of developing the humanistic orientation of the modern education system in Russia.

At the origins of the implementation of any idea is a person, innovations in educational practice are embodied by a teacher. Consequently, the backbone components capable of ensuring the embodiment of the idea of a humanistic orientation of the modern education system in Russia are the goals of education that are consonant with this orientation and the pedagogical staff that ensure their achievement.

At the same time, the reforms of domestic education in the post-Soviet period led to the loss of the primacy of the educational component in the educational process. Currently, society and the state are making efforts to make up for this mistake. However, a significant obstacle to solving this problem is often the un-preparedness of teachers to implement the educational functions of education based on the humane principles of pedagogy, the basis of which is to take into account the individual characteristics and personal needs of the pupil. The introduction of new forms and methods of working with students will not provide long-term results if it does not affect the foundations of the education system. The purpose of the article is to systematize and supplement information about

the conditions that contribute to the development of the humanistic orientation of the modern education system in Russia.

The author evaluates the evolution of two ideas: the humanization of education and the formation of a professional orientation in the system of teacher training. The humanistic orientation is substantiated by the author as part of a professional orientation. The origins, problems and approaches to the scientific analysis of the idea of the formation and development of the humanistic orientation of future teachers in the conditions of university education are analyzed. To obtain substantiated scientific results, the author analyses the normative documentation of the Russian education system, dissertation research, current periodicals and the educational environment of the university. The paper also indicates the reasons preventing the mass dissemination of humanistic ideas in modern Russian education.

Thus, the author draws reasonable conclusions about the set of conditions necessary for the development of the humanistic orientation of the education system of modern Russia. Among the conditions mediated by the system of training of pedagogical personnel are: respectful relations of the subjects of the educational process; selection of the content of education; use of active forms and methods of training and education; participation of students in volunteer activities, including leader activities; creation of a special educational environment of the university. The general conclusion of the article is the emphasis on the dependence of the embodiment of the idea of developing the humanistic orientation of the Russian education system on the organizational and pedagogical conditions of the modern system of training teachers. The teaching staff in this historical period is a system-forming component of the Russian education system, on which the results of its transformation depend.

Keywords: upbringing, humanism, humanistic orientation, education, educational environment, teacher, professional orientation, education system.

Библиографическое описание для цитирования:

Кучеревская М.О. Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации // Идеи и идеалы. — 2023. — Т. 15, № 4, ч. 1. - С. 183-202. - DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-183-202.

Kucherevskaya M. Development of Humanistic Orientation of the Modern Russian Education System: Conditions for Implementation. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 4, pt. 1, pp. 183-202. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-183-202.

Введение

Система образования служит базовой подсистемой современного общества, идеологическим инструментом любого государства. В ее состав входят основные социальные институты, выполняющие функции воспитания и образования. Система подготовки педагогических кадров — тоже подсистема системы образования, которая, в свою очередь, является частью социальной системы. Поэтому изменения в социальной системе, воз-

действуя на систему образования, задают ее новые цели, в том числе в подготовке педагогических кадров.

Современный этап развития системы российского образования характеризует возрастание значения воспитательного компонента педагогического процесса. Большое влияние на воспитание каждого человека оказывает семья, именно в этом социальном институте формируются нравственные основы личности. Вместе с тем гарантированное получение бесплатного государственного школьного и дополнительного образования позволяет системе российского образования через отбор содержания, средств и методов воспитания существенно влиять на подрастающее поколение. У образовательных учреждений различных уровней профессионального образования также сохраняется значительный ресурс влияния на воспитание молодых граждан, формирование как профессиональных, так и личностных характеристик. На этом фоне социальный запрос общества и государства к подготовке педагогов, способных качественно осуществлять не только процесс обучения, но и процесс воспитания, приобретает важное значение.

На внимание государства к проблеме гуманизации образования в последние годы указывают ведущие нормативно-правовые документы, регулирующие систему образования Российской Федерации. Так, еще в 2000 году в Национальной доктрине российского образования на период до 2025 года в числе основных задач государства в сфере образования указывались задачи «воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону», «сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур», «развития высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий» [10]; в изменениях 2021 года к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» важнейшим приоритетом называется подготовка будущих учителей, а для создания единого воспитательного пространства во всех образовательных организациях (в том числе реализующих образовательные программы высшего образования) внедряются программы воспитания и календарные планы воспитательной работы [11].

Воспитание — базовая категория педагогики. Процесс воспитания направлен на целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общественной жизни, нравственных общечеловеческих ценностей. Формирование у детей и молодежи гуманистических ценностей является важнейшим направлением воспитательной деятельности. Воспитание при сохранении своей направленности в условиях системы подготовки педагогических кадров прежде всего связано с организацией разнообразной целенаправленной деятельности, способствующей

развитию личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Поэтому справедливо утверждать, что задача формирования профессионально значимых качеств будущего педагога не может быть решена в ходе изучения той или иной дисциплины, ее решение обеспечивается множеством условий.

Формирование профессиональной направленности в психологии и педагогике изучалось сторонниками личностно-деятельностного, аксиологического, целостного подходов (С.И. Архангельский, Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, И.А. Колесникова, А.Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн, Е.Н. Шиянов, П.Г. Щедровицкий, др.). «Сформированность профессионально-педагогической направленности такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, определяют как основу функциональной и личностной готовности к педагогической деятельности, как основу, вокруг которой компонуются главные качества личности учителя. Вслед за данными исследователями направленность личности педагога понимается нами не только как его личностная характеристика и условие положительного отношения к педагогической профессии, но и как ориентированность на индивидуальность каждого воспитанника» [6, с. 49-50].

По мнению Л.Н. Разинковой, «направленность на профессиональную деятельность появляется на определенном этапе развития личности, чаще всего в юности, и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате многомерного социально-нравственного, профессионального, личностного самоопределения и в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности, а с другой, само обусловливает и самоопределение, и деятельность» [12, с. 18]. Студенческий возраст в силу присущих особенностей развития психических процессов, по мнению исследователей Б.Г. Ананьева, Б.С. Гершунского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, является сензитивным для формирования и развития профессиональной направленности личности.

Гуманизм - человеколюбие, система взглядов, выражающая признание ценности человека как личности. «Главная цель гуманизма — гармоничное развитие свойственных человеку способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и всему творению» [16]. Идеи гуманизации образования рассматриваются в науке в единстве с эволюцией общей теории гуманизма (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Е.С. Заир-Бек, Е.Н. Шиянов и другие). Проблематика формирования гуманистической направленности студентов — относительно новая идея философии образования, в данной статье будет пониматься как характеристи-

ка профессиональной направленности, формируемая в системе подготовки педагогических кадров в результате специально организуемой разнообразной целенаправленной деятельности в учебное и внеучебное время для реализации будущими педагогами идей гуманизма в своей профессионально-педагогической деятельности.

Роль и значение педагогических кадров в развитии гуманистической направленности будущих педагогов

Итак, достижение гуманистических целей воспитания, зафиксированных в законодательстве российской системы образования, прежде всего обеспечивают педагогические кадры. Проанализируем истоки, проблемы, подходы к научному анализу и организационно-педагогические условия формирования и развития гуманистической направленности будущих педагогов в условиях вузовского обучения.

Известно, что подъем и спады в развитии гуманистической мысли обусловлены общественными и государственными преобразованиями. Задолго до того, как стать актуальной задачей профессиональной подготовки педагогов, проблема гуманизации возникла как философская проблема. Педагогическая практика под влиянием гуманистических воззрений преобразовывала формы и методы влияния на ребенка, реорганизовывала педагогическую деятельность. Однако вплоть до эпохи Возрождения и характерного для нее взгляда на человека как гуманистическую ценность в образовании гуманистические традиции не имели широкого распространения.

Аристотель в Античности, сторонники идеи «свободного воспитания» (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель) и гуманистической психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу) указывали на необходимость в работе с воспитанником исключать принуждение и опираться на его природные задатки и способности, активность. Центром реформаторской педагогики Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского становилась личность воспитанника, право на свободное развитие, вера в силы ребенка и его способность к самоорганизации. Отличительная особенность взглядов этих авторов — акцент на коллективные формы работы воспитанников, где роль взрослого сводится к содействию ребенку в развитии его индивидуальности.

В советской педагогике исследованием проблемы гуманизации образования занимались Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, С.Л. Соловейчик, А.И. Тубельский. Эти представители педагогической науки прежде всего занимались разработкой методик для выявления, развития индивидуальных особенностей личности и их апробацией в учебных заведениях.

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

Актуальным вопросам гуманизации современного российского обра

зования посвящены научные работы Ш.А. Амонашвили, Л.И. Новиковой, Е.А. Ямбурга. В современном образовании гуманизация является средством формирования человека свободного, инициативного, обладающего достоинством, нравственными качествами, общественным сознанием и личностным потенциалом; основу гуманизации учебно-воспитательного процесса могут создать только гуманные отношения между педагогом и воспитанниками, при которых каждый участник становится субъектом развития своей индивидуальности.

Затяжные реформы в системе российского образования серьезно усложняют широкое воплощение гуманистических идей в педагогическую практику. Причин несколько, они различны по характеру. Наиболее распространенной экономической является невысокая заработная плата педагогов при большой эмоционально-психологической и временной загруженности. Социальные причины связаны с так называемым тройным отбором, в ходе которого лучшие выпускники школ не связывают свое профессиональное будущее с педагогической профессией, лучшие выпускники педагогического вуза находят применение своим дипломам в иных отраслях, а пришедшие работать в школу зачастую оказываются не готовыми преодолевать трудности профессии и увольняются. Причины организационно-управленческого характера связаны со всё возрастающим объемом времени, затрачиваемым педагогами на бумажную работу, то есть, по сути, со временем, украденным бумагами у воспитанника. Совокупность названных причин актуализирует научный интерес к выявлению организационно-педагогических условий формирования и развития гуманистической направленности будущих педагогов, поскольку именно на педагоге лежит вся ответственность за создание гуманистических отношений общения и взаимодействия в образовательном процессе.

Опыт формирования и развития гуманистической направленности студентов в процессе их профессиональной подготовки изучается в различных аспектах:

1) развитие нравственных качеств студентов (С.Г. Вершловский, С.И. Иконников, В. Т. Лисовский и др.);

2) отбор содержания образования и увеличение доли гуманитарных дисциплин (Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаева, Р.Б. Рогачев, В.А. Сла-стенин и др.);

3) использование активных форм и методов обучения (А.А. Вербицкий, В.Н. Кругликов, С.Ф. Масленникова, А.М. Смолкин и др.);

4) участие студентов в волонтерской деятельности как части воспитательной работы вуза (С.Г. Екимова, Л.Ф. Козодаева, Е.А. Первушина и др.);

5) создание образовательной среды вуза (М.А. Ерофеева, В. А. Ясвин и др.).

Вместе с тем, концентрируя внимание на одном из аспектов, все исследователи аргументируют в своих подходах влияние на формирование и развитие гуманистической направленности будущих педагогов комплекса организационно-педагогических условий. Для их обобщения кратко выделим суть вышеприведенных аспектов формирования и развития гуманистической направленности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Формирование нравственных качеств личности начинается задолго до студенческого возраста. Нравственные основы личности прежде всего закладываются в семье: с ранних лет родители ведут со своими детьми разговоры о добре и зле, правах и обязанностях, честности и лживости и т. п. То есть ребенок входит в социум с базовыми нравственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, а формирование нравственных качеств личности в социуме — это всегда надстройка к нравственному воспитанию в семье.

Вместе с тем педагогика выделяет два сензитивных периода для формирования нравственных качеств школьника. Первый период связан с вхождением ребенка в школьную жизнь (6—7 лет) и опосредуется, с одной стороны, огромным авторитетом нового значимого взрослого — учителя начальных классов, а с другой — конкурентной средой образовательного процесса, в которой академическая успеваемость одних учащихся выступает распространенным средством стимулирования академически менее успешных учеников. Второй сензитивный период для формирования нравственных качеств школьника связывают с юношеским возрастом (15—17 лет) и такими факторами, как адаптация сложившихся собственных представлений о явлениях социальной жизни к реальной действительности; переживание первой влюбленности, когда нравственные представления о добре и зле впервые соотносятся с личностью не кровного родственника; выбор профессии как основы жизненного самоопределения. В своих работах Д. И. Фельдштейн формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов называет важнейшими новообразованиями юношеского возраста.

Как следствие, у вузовской педагогики главенствует цель не столько формирования, сколько развития нравственных качеств студентов, а ведущим средством достижения цели исследователи называют организацию гуманистического воспитательного процесса в вузе. Базовым требованием к организации такого процесса в педагогических вузах является уважительное отношение ко всем субъектам образовательного процесса, и прежде всего в парах «студент — преподаватель», «студент — студент», «преподаватель — преподаватель». Гуманистический характер отношений в этих парах, создавая особую образовательную среду педагогического вуза, суще-

ственно влияет и на личностные черты будущих педагогов (эмпатийность, аутентичность, осознание самоценности человека, рефлексивность, коммуникабельность, креативность, критичность и целостность мышления, способность руководить и подчиняться, ориентация на положительное в людях и другие), каждая из которых будет востребована не только в жизни, но и при осуществлении профессионально-педагогической деятельности с опорой на гуманистические принципы.

Уважительное отношение субъектов гуманистического воспитательного процесса предполагает при таком подходе прежде всего следующее:

• признание уникальности каждой личности и содействие ее индивидуальному развитию с опорой на сильные стороны личности;

• диалогичное общение субъектов (право иметь, высказывать и отстаивать собственное мнение);

• взаимодействие в продвижении к диплому (в котором желание одного субъекта научить дополняется готовностью второго субъекта учиться, в котором преподаватель лишь предлагает варианты индивидуальной образовательной траектории ответственному за свое образование студенту);

• регулирование возникающих проблемных ситуаций нравственными общечеловеческими ценностями (истина, справедливость, свобода, добро и др.) и законодательством.

Теоретики и практики вузовской педагогики отмечают, что опора на уважительное отношение регулирует поведение студентов: независимо от контроля, возможного поощрения или наказания из общения исчезают бестактность и равнодушие, конфликтность с окружающими, а из учебной деятельности — невыполнение заданий и пропуски занятий. В целом, уважительное отношение субъектов образовательного процесса при развитии таких нравственных качеств, как человеколюбие, уважение к достоинству и свободе личности, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, формирует гуманистическую направленность личности. Исследователь С.Ф. Масленникова дает следующую развернутую характеристику нравственных качеств студента с гуманистической направленностью: «____эмоциональная стабильность, самообладание, адекватная самооценка, высокая степень социальной адаптации в сфере взаимоотношений, толерантность, активность в социальных контактах, способность к эмпатии и пониманию других людей; высокая степень самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности за свою деятельность и поведение; способность к творческим проявлениям во всех сферах жизнедеятельности; устойчивость мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на идеалы и ценности гуманизма» [7, с. 15].

Большинство исследований по проблеме формирования и развития гуманистической направленности студентов так или иначе акцентируют

внимание на отборе содержания образования и увеличении доли гуманитарных дисциплин (в том числе посредством введения в образовательный процесс курсов по выбору, повествующих о развитии теории и практики гуманистической мысли в образовании, о гуманизме в произведениях литературы, о воспитательном потенциале искусства). Например, В.А. Сла-стенин относит изучение гуманитарно-художественных дисциплин в вузе к предметам по «человековедению», а стандарты нового поколения прямо указывают на отход от репродуктивного воспроизведения знаний о культуре. Оставляя за рамками нашего повествования перечень наименований такого рода курсов по выбору в вузе, определим главное с точки зрения обсуждаемой в статье проблемы: организационно-педагогическим условием формирования и развития гуманистической направленности будущих педагогов является отбор содержания образования, в том числе усиливающий межпредметные связи дисциплин гуманитарного и художественного цикла.

Использование активных форм и методов обучения в высшей школе обосновано в ХХ веке и не утратило своей актуальности и поныне. Проблематика отбора содержания образования при формировании и развитии гуманистической направленности студентов часто рассматривается в современной науке в совокупности с проблемой ухода в образовательном процессе от традиционного, репродуктивного способа получения знаний. В частности, в диссертационных исследованиях по проблеме гуманистической направленности студентов, указывающих на отбор содержания образования и внедрение курсов по выбору в образовательный процесс, передача содержания предполагает использование активных форм и методов обучения (С.Ф. Масленникова, А.А. Ниязова, Т.И. Петракова, Р.Б. Ро-гачев и другие [7—9, 14]).

Независимо от содержания дисциплины большое внимание при переходе к активным формам обучения исследователи уделяют лекционному методу. Вариативность использования данного метода позволяет внедрять в образовательный процесс, направленный на формирование и развитие гуманистической направленности студентов, и бинарные лекции (когда изложение материала ведут два и более преподавателя, отстаивающих различные научные подходы), и проблемные лекции (стимулирующие высказывание противоречивых точек зрения у студентов), и лекции-визуализации (связанные с демонстрацией и анализом презентаций, роликов, иллюстраций, слайдов, видеофильмов).

Р.Б. Рогачев к числу обязательных методов и приемов воспитания гуманистической направленности относит: «обсуждение ситуаций нравственного выбора, которое целесообразно организовывать на занятиях по гуманитарным дисциплинам», «дискуссии по прочитанным литератур-

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

ным произведением или фрагментам таких произведений, которые мо

гут включать в себя чтение и анализ небольших прозаических и поэтических фрагментов, игровые элементы, может проводиться в форме викторины, ток-шоу и т. д.», «письменное рецензирование произведений литературы, кинофильмов (или кинофрагментов), музыкальных композиций (например, песен, посвященных актуальным темам)» [13, с. 13—14]. Исследователь С.Ф. Масленникова в свою модель включает активные методы обучения (ролевые игры, творческие задания в форме индивидуальных и групповых проектов), контроля и диагностики (анкетирование, опрос, тестирование, защита творческой работы, реферата, практических заданий) с целью «задействования» студентами имеющихся знаний и навыков художественного восприятия, способностей к ценностному обобщению художественных явлений, к сопереживанию и самоанализу в процессе общения с ними» [7, с. 19].

При формировании и развитии гуманистической направленности студентов использование активных форм и методов оправдано и за рамками процесса обучения. Считаю наиболее доступным средством в воспитательной деятельности вуза выставочную деятельность. Совместное посещение студентами и преподавателем музеев, выставочных площадок, творческих мастерских художников создает дискуссионное поле для дальнейшего анализа предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Увлеченные найдутся в каждой студенческой группе. Прекрасно, если вузом организуется выставочная деятельность, участниками которой становятся сами студенты. Тематика подобных выставок может быть сопряжена с торжествами вуза, города, страны; посвящена достижениям студентов-участников различных творческих конкурсов; связана с визуализацией отношения студентов к родному вузу (наиболее распространены сегодня фотовыставки «Я и мой вуз», «Я любою свой вуз» и т. п.). Иными словами, выставочная деятельность может выступать и как способ ценностного освоения окружающего мира, и как способ включения студентов в активную художественно-творческую деятельность с целью формирования и развития гуманистических знаний, умений и навыков.

Целенаправленная работа по развитию гуманистической направленности студентов педагогического вуза может включать и такие активные формы, как встречи с интересными людьми, участие в ролевых играх, в научных мероприятиях по проблемам духовно-нравственного воспитания, в разборе педагогических ситуаций и поиске их решений (кейс-метод) и иные. В целом, использование активных форм и методов обучения и воспитания относится к организационно-педагогическим условиям формирования и развития гуманистической направленности будущих педагогов.

Результатом формирования и развития гуманистической направленности студента педагогического вуза должны стать не только знания о гуманистических ценностях, умение оценивать события с точки зрения воплощения в них гуманистических ценностей, но и способы гуманистического освоения действительности. Поэтому студенты в ходе целенаправленной работы вуза по развитию гуманистической направленности должны получать опыт такой деятельности. Наибольшее распространение в воспитательной работе вузов в последние годы получила волонтерская деятельность как форма, способствующая получению такого опыта. Привлечение студентов к социально значимым видам волонтерской деятельности (различным социальным проектам вуза и его партнеров) является надежным источником развития их коммуникативных навыков и получения нового социального опыта, средством проявления гражданской позиции. Д.О. Бухаров отмечает, что особой популярностью у студентов «пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку» [2, с. 29]. Безусловно, существует взаимосвязь между готовностью и способностью человека тратить личные ресурсы на благое дело и развитием гуманистической направленности личности.

У педагогических вузов есть особая форма организации социально значимой деятельности студентов — вожатская деятельность. «Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л.Е. Никитина, Н.И. Никитина, Т.А. Ромм, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, М.В. Шакурова) позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников» [1, с. 115]. По мнению Н.В. Кошман, участие будущих педагогов в организации каникулярного времени детей и молодежи является обязательной частью процесса профессионального становления [5]. С другой стороны, такое участие может проходить за рамками учебной педагогической практики и выступать добровольной площадкой (в том числе волонтерской), позволяющей студентам оттачивать профессиональные навыки педагога. В частности, Н.Ю. Ульянова относит участие студентов в деятельности волонтерских педагогических отрядов к «особой практико-ориентированной технологии получения дополнительного педагогического образования» [15, с. 203]. Поскольку вожатская деятельность сопряжена с отдыхом детей и молодежи, она основывается на гуманистических принципах понимания, признания и принятия ребенка. Поэтому следование гуманистическим принципам педагогики в процессе

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

доброжелательного включения в отрядную работу с учетом личных инте

ресов каждого воспитанника оттачивает такие составляющие гуманистической направленности будущего педагога, как наблюдательность, вера в воспитанника и его возможности, принятие его таким, каков он есть. Результаты анкетирования 459 студентов из Новосибирской, Пермской, Ростовской и Тюменской областей, проведенного Б.А. Дейч и Е.В. Киселевой, указывают, что вожатская деятельность развивает «гуманистический настрой: умение поддержать и успокоить детей, оптимизм, открытость, эм-патия, эмоциональная привязанность к детям» [3, с. 63]. Значительная выборка этого и других исследований позволяет отнести участие студентов в волонтерской деятельности к организационно-педагогическим условиям формирования и развития гуманистической направленности будущих пе-

Волонтерская деятельность студентов является частью образовательной среды вуза. По мнению В.И. Слободчикова, «среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося — и где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностя-ми начинают выстраиваться определенные связи и отношения» [4, с. 31]. Моделирование образовательной среды вуза с различными целями предпринималось множеством исследователей начиная с 70-х годов ХХ столетия (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Н.Л. Селиванова и другие). Общей характеристикой таких моделей является идея опосредованного управления через среду процессами личностного и профессионального формирования и развития студентов. «Задача педагога — в рамках средово-го подхода дать обучаемому средствами среды новые возможности, которые он преобразует в свой потенциал» [4, с. 43].

Образовательная среда любого вуза создает возможности для личностного и профессионального развития студентов посредством участия в конференциях, конкурсах, грантах, студенческих олимпиадах и студенческих научных сообществах, обучения по программам переподготовки и дополнительным профессиональным программам. Научно доказана следующая зависимость: чем лучше насыщена образовательная среда вуза разнообразными ресурсами, чем разнообразнее способы организации деятельности студентов в учебное и внеучебное время, тем качественнее образовательная среда учреждения. На примере Новосибирского государственного педагогического университета (далее — НГПУ) проанализируем новые возможности образовательной среды вуза, которые, появившись сравнительно недавно, на наш взгляд, наиболее полно отвечают задаче формирования и развития гуманистической направленности будущего педагога.

дагогов.

Во-первых, отметим безопасность и доступность среды вуза, в том числе с учетом обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В НГПУ при создании доступной среды для студентов-инвалидов руководствуются принципом «адаптивной среды жизнедеятельности», согласно которому на входных группах здания имеются пандусы и звонок вызова на уровне кресла-коляски, графические изображения буквенных обозначений форм инвалидности; для подъема на этаж имеются переносные аппарели (накладная конструкция на лестничный марш); по пути движения внутри здания есть тактильные плитки шрифтами по Брайлю; предусмотрены туалетные комнаты для инвалидов-колясочников. Помощь в решении возникающих вопросов у данной категории студентов в вузе оказывается и в Ресурсном центре сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Уверены, что приведенная совокупность элементов образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в НГПУ не на словах, а на деле демонстрирует следование гуманистическому принципу доступности образования для всех категорий граждан, а также позволяет здоровым студентам получать опыт общения, взаимодействия и взаимопомощи с особой категорией студентов.

Во-вторых, вернувшийся в вузы институт кураторства позволяет первокурсникам получать систематическую поддержку и своевременную помощь в период адаптации к образовательной среде и обучению в вузе. Уже первоначальное анкетирование студентов группы позволяет куратору решать воспитательные задачи через выявление личностных особенностей студентов, их интересов за границами профиля обучения. К числу таких воспитательных задач, прежде всего, относится сплочение коллектива студенческой группы и помощь в формировании навыков самообразования и саморазвития. Деятельность куратора важна и для семьи студента (особенно иногороднего), который нередко выполняет роль посредника между семьей и вузом, становится первым взрослым для обсуждения и решения возникающих у студента проблем. Возрождение института кураторства отвечает гуманистическим ценностям, поскольку ставит в центр образовательного процесса личность студента: совместное с преподавателем решение проблем, верный и своевременный выбор воспитательного воздействия создают платформу для личностного и профессионального роста будущих педагогов. На наш взгляд, увеличение сроков пребывания детей и молодежи в образовательных учреждениях делает актуальным кураторство студенческих групп и на старших курсах, когда вслед за адаптацией к вузу необходима помощь наставника в адаптации к избранной профессии.

В-третьих, в помощь кураторам и в ответ на возрастание значения гуманистического воспитательного процесса в НГПУ функционирует Центр

практической психологии. Как следствие, в ситуациях затруднений у каждого студента появилась реальная возможность совместно со специалистами осуществить поиск причин своих неудач и затруднений, выработать критическое отношение к используемым средствам, продумать алгоритмы решения проблем. Деятельность психолого-педагогической службы НГПУ поможет научиться: «тайм-менеджменту (планировать время и расставлять свои приоритеты, чтобы успевать не только учиться, но и общаться с друзьями, заниматься спортом, работать, вести активную общественную жизнь); приемам эффективного общения, которые позволят наладить межличностные контакты с окружающими; управлять своими эмоциями (страхами, тревогой, раздражением и др.); навыкам взаимопомощи, стрес-соустойчивости, ответственности и уверенности в себе, самоуправлению и самоорганизации» [17].

Особенно с точки зрения формирования гуманистической образовательной среды вуза стоит отметить уже ставшие традицией опросы студентов об удовлетворенности образовательным процессом. Налаженная таким образом обратная связь является прекрасным источником информации, позволяющим вузу реагировать на персональные запросы, а в ситуациях множественных повторов в содержании студенческих откликов своевременно вносить изменения в образовательную среду вуза. Реагирование вуза на результаты таких опросов, поддержка иных студенческих инициатив насыщает гуманистическими характеристиками образовательную среду, в которой ответственность за процесс и результат обучения возлагается на каждого субъекта образовательного процесса.

Заключение

Таким образом, задача формирования и развития гуманистической направленности будущих педагогов выходит за рамки изучения конкретной дисциплины и становится результатом разнообразной целенаправленной работы вуза в учебной и внеучебной деятельности. Организационно-педагогическими условиями, способствующими формированию и развитию данной направленности, являются следующие: уважительное отношение всех субъектов образовательного процесса; отбор содержания образования, в том числе усиливающий межпредметные связи дисциплин гуманитарного и художественного цикла; использование активных форм и методов обучения и воспитания; участие студентов в волонтерской деятельности, в том числе вожатской; создание особой образовательной среды вуза, в которой субъектная позиция студентов культивируется поддержкой их инициатив и налаженной обратной связью в системе «студент — преподаватель — вуз».

Вышеприведенная совокупность организационно-педагогических условий служит базовым основанием развития гуманистической направленности современной российской системы образования, поскольку затрагивает ее системообразующие компоненты — цели воспитания и педагогические кадры. Государство фиксирует законодательством важность этих компонентов в данный исторический период развития России.

Предложенный подход к реализации идеи развития гуманистической направленности системы образования современной России не является исчерпывающим, перспективными направлениями дальнейшего исследования могут стать теоретический анализ содержания программ воспитания и календарных планов воспитательной работы учреждений системы подготовки педагогических кадров и практика их осуществления.

Литература

1. Богданова Е.В. Формирование готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 4 (53). - С. 108-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бухаров Д.О. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов через вовлечение их в волонтерскую деятельность // Вестник научных конференций. - 2018. - № 12-3 (40). - С. 29-30.

3. Дейч Б А., Киселева Е.В. Потенциал детского оздоровительного лагеря в личностном развитии вожатого // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 6. -С. 55-65. - DOI: 10.15293/1813-4718.2206.05.

4. Котова НА. Историко-логический анализ становления понятия «образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - Т. 20, № 11 (151). - С. 29-46.

5. Кошман Н.В. Возможности педагогической практики в профессиональном становлении обучающихся // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина. - Новосибирск, 2019. -С. 112-116.

6. Кучеревская М.О. Формирование в вузе готовности педагогов к организации досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Российский государственный социальный университет. -М., 2013. - 245 с.

7. Масленникова С.Ф. Воспитание эколого-гуманистических ценностей у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2010. - 26 с. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19339057 (дата обращения: 17.11.2023).

8. Ниязова АА. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 /

Тобольский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2003. — 179 с. — URL: кир8://еНЬгагу.ш/кет.а8р?1ё=16010575_(дата обращения: 17.11.2023).

9. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М.,

1999. — 440 с. — URL: Ы1р8://еНЬгагу.т/кет.а8р?1ё=15974716_(дата обращения: 17.11.2023).

10. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» / / Российская газета. —

2000. - 11 октября (№ 196).

11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. — URL: https://base.garant. ru/71848426 (дата обращения: 17.11.2023).

12. Разинкова Л.Н. Формирование педагогической направленности личности в системе «Школа — вуз»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Елецкий государственный университет. — Елец, 2006 — 216 с. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=16106653 (дата обращения: 17.11.2023).

13. Рогачев Р.Б. Воспитание в военном вузе: возможности развития гуманистического компонента // Военное обозрение. — 2019. — № 2 (6). — С. 11—14.

14. Рогачев Р.Б. Формирование гуманистических убеждений студентов вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере преподавания литературы): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Пензенский государственный педагогический университет. — Пенза, 2011. — 252 с. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19269379_(дата обращения: 17.11.2023).

15. Ульянова Н.Ю. Волонтерская педагогическая деятельность студентов как уникальная образовательная технология // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2009. — № 5-2. — С. 201—204. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21140086 (дата обращения: 17.11.2023).

16. Философия образования: словарь-справочник / сост.: И.В. Яковлева, Т.С. Косенко, Б.О. Майер; Новосибирский государственный педагогический университет. — Новосибирск: НГПУ, 2022. — 339 с.

17. Новосибирский государственный педагогический университет. Центр практической психологии: сайт. — URL: https://nspu.ru/students/tsentr-prakticheskoy-psikhologii/ (дата обращения: 17.11.2023).

References

1. Bogdanova E.V Formirovanie gotovnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov k organizatsii volonterskoi deyatel'nosti shkol'nikov [Formation of readiness of fUture social teachers to organize volunteer activities of schoolchildren]. Pedagogicheskii %hurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2014, no. 4 (53), pp. 108—115.

2. Bukharov D.O. Formirovanie obshchikh i professional'nykh kompetentsii stu-dentov cherez vovlechenie ikh v volonterskuyu deyatel'nost' [Formation of general and professional competencies of students through their involvement in volunteer activities]. Vestnik nauchnykh konferentsii = Bulletin of Scientific Conferences, 2018, no. 12-3 (40), pp. 29-30.

3. Deich B.A., Kiseleva E.V Potentsial detskogo ozdorovitel'nogo lagerya v lich-nostnom razvitii vozhatogo [The potential of a children's health camp in the personal birth of a counselor]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2022, no. 6, pp. 55-65. DOI: 10.15293/1813-4718.2206.05.

4. Kotova N.A. Istoriko-logicheskii analiz stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v nauchno-pedagogicheskoi literature v kontekste metodologicheskogo bazisa [Historical and logical analysis of the formation of the concept of "educational environment" in the scientific and pedagogical literature in the context of the methodological basis]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, vol. 20, no. 11 (151), pp. 29-46.

5. Koshman N.V [Possibilities of pedagogical practice in professional formation of students]. Pedagogicheskoe obra%ovanie: vyzovy XXI veka [Pedagogical education: challenges of the 21st century]. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of Academician V.A. Slastyonin. Novosibirsk, 2019, pp. 112-116. (In Russian).

6. Kucherevskaya M.O. Formirovanie v vu^e gotovnostipedagogov k organi%atsii dosugovoi deyatel'nosti v uchre%hdeniyakh dopolnitel'nogo obra%ovaniya. Diss. kand. ped. nauk [Formation in the university of readiness of teachers to organize leisure activities in institutions of additional education. PhD of pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2013. 245 p.

7. Maslennikova S.F. Vospitanie ekologo-gumanisticheskikh tsennostei u studentov vu%a. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Education of environmental and humanistic values among university students. Author's abstract of PhD of pedagogical sci. diss.]. Ekaterinburg, 2010. 26 p. Avialable at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19339057 (accessed 17.11.2023).

8. Niyazova A.A. Vospitanie gumanisticheskoi napravlennosti lichnosti uchashchikhsya v protsesse ekologicheskogo obra%ovaniya. Diss. kand. ped. nauk [Education of the humanistic orientation of the personality of students in the process of environmental education. PhD of pedagogical sci. diss.]. Ekaterinburg, 2003. 179 p. Avialable at: https://elibrary. ru/item.asp?id=16010575 (accessed 17.11.2023).

9. Petrakova T.I. Gumanisticheskie tsennosti obra%ovaniya v protsesse dukhovno-nravstvennogo vospitaniyapodrostkov. Diss. dokt. ped. nauk [Humanistic values of education in the process of spiritual and moral education of adolescents. Dr. of pedagogical sci. diss.]. Moscow., 1999. 440 p. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15974716 (accessed 17.11.2023).

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 g. № 751 «O natsional'noi dok-trine obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.10.2000 N 751 "On the National Doctrine of Education in the

НАУЧНЫЙ ^Whf ЖУРНАЛ

Russian Federation"]. Rossiiskayagazeta = Russia's Newspaper, 2000, October 11 (N 196). (In Russian).

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 g. N 1642 «Ob utverzhdenii gos-udarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniya"» (s izmeneni-yami i dopolneniyami) [Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2017 N 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation 'Development of Education' " (with amendments and additions)]. Avialable at: https:// base.garant.ru/71848426 (accessed 17.11.2023).

12. Razinkova L.N. Formirovaniepedagogicheskoi napravlennosti lichnosti v sisteme «Shkola — vu%>>. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the pedagogical orientation of the individual in the "School-university" system. PhD of pedagogical sci. diss.]. Elec, 2006, 216 p. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16106653 (accessed 17.11.2023).

13. Rogachev R.B. Vospitanie v voennom vuze: vozmozhnosti razvitiya gumanis-ticheskogo komponenta [Upbringing at the military college: opportunities for the development of the humanistic component]. Voennoe obo%renie, 2019, no 2 (6), pp. 11—14. (In Russian).

14. Rogachev R.B. Formirovanie gumanisticheskikh ube%hdenii studentov vu%a v protsesse professional'noipodgotovki (na primere prepodavaniya literatury). Diss. kand. ped. nauk [Formation of humanistic beliefs of university students in the process of professional training (on the example of teaching literature). PhD of pedagogical sci. diss.]. Penza, 2011. 252 p. Avialable at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19269379_(accessed 17.11.2023).

15. Ul'yanova N.Yu. Volonterskaya pedagogicheskaya deyatel'nost' studentov kak unikal'naya obrazovatel'naya tekhnologiya [Volunteer activity of students as a unique educational technology]. Psikhologiya ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprim-eneniya, 2009, no. 5-2, pp. 201—204. (In Russian). Avialable at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21140086 (accessed 17.11.2023).

16. Yakovleva I.V, Kosenko T.S., Maier B.O., comp. Filosofiya obrazovaniya: slovar'-spravochnik [Philosophy of Education]. Novosibirsk, NSPU publ., 2022. 339 p.

17. Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. Tsentr prakticheskoi psikhologii [Novosibirsk State Pedagogical University Center for Practical Psychology]. Website. Avialable at: https://nspu.ru/students/tsentr-prakticheskoy-psikhologii/ (accessed 17.11.2023).

Статья поступила в редакцию 12.08.2023. Статья прошла рецензирование 29.08.2023.

The article was received on 12.08.2023. The article was reviewed on 29.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.