УДК 378+37.035
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Мария Алексеевна БОЛГОВА
Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Экономика и управление», e-mail: [email protected] © Екатерина Александровна ВЕТРОВА Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», e-mail: [email protected]
Рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения высшего образования. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болон-ского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-воспитательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях. В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества руководства, преподавателей со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в т. ч. со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает значимости целенаправленного воздействия штатных преподавателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.
Ключевые слова: социальная направленность; современная рыночная экономика; модернизация высшего образования; социальное воспитание; социализация; малая группа.
На пути становления рыночных отношений перед учебно-воспитательной системой высшего образования все более актуальной становится проблема воспитания квалифицированного специалиста и руководителя, социально компетентной личности с демократическим мировоззрением, личности, стремящейся к самообразованию, саморазвитию и являющей конкурентоспособной на рынке труда. Среди компонентов, присущих современной модели воспитания специалиста, особое значение приобретает становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эф-
фективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях.
Решению этих задач должна помочь высшая школа, которая осуществляет подготовку качественно нового поколения специалистов. На фоне названных конкретных изменений, требующих педагогического обеспечения, проблема позитивной социальной направленности приобретает наибольшую актуальность на всех уровнях: от студенческой академической группы до масштабов государства. Рост социальной роли человека, возможностей влияния на социум и одновременно зависимости от социума столь значительны, что возникает потребность в квалифицированных специалистах, социально-ориентированных, культурно развитых и ответственных гражданах с развитым чувством
собственного достоинства и коллективного сознания, с развитыми коммуникативными навыками. Это подтверждает неразрывность воспитания у студенческой молодежи глубокого осознания взаимосвязи между идеями личных прав и свобод человека и гражданина и гражданской ответственностью. Тем не менее, очевидно наличие противоречия между общественными потребностями по обеспечению прав и свобод, основными условиями их удовлетворения, состоянием социального сознания современного общества и моральными ценностями каждого человека. Данные противоречия объясняются длительным пренебрежением общечеловеческими ценностями, невниманием преподавателей к студентам как к личностям, распространением технократического мышления, чрезмерной и навязываемой его стандартизацией, неправомерным игнорированием коллективистского воспитания. Ситуация усугубляется недостаточным вниманием к воспитательной роли высшего учебного заведения [1].
Высшая школа осуществляет определяющее влияние на качество и средства реализации социальной политики. Это влияние отражается не только в обеспечении научного прогресса, но и в общекультурном развитии, становлении гражданских добродетелей, формировании высокой морали интеллектуальной элиты страны, ответственном отношении к общественным ценностям, росте личной творческой активности, активном участии в самоуправлении, деятельности общественных организаций, в т. ч. волонтерских [2].
В корне изменились цели и задачи воспитания студенческой молодежи, содержание, методы и условия социального становления личности. Эффективность студента во время обучения и по окончании обучения определяется системой компетентностей, которые он (студент) приобретает в стенах учебного заведения и во время внеаудиторной деятельности. В таких условиях особое значение приобретает формирование положительной направленности личности студентов как объективный социально-педагогический процесс. Позитивная направленность личности определяет ее стремление (мотивацию) к получению высокого уровня квалификации, который включает оптимальный уровень знаний, умений и навыков как спе-
циалиста (музыканта, инженера, металлурга, педагога), так и не менее высокий уровень компетентности коммуникативной и корпоративной. Будущий выпускник обязан не только отлично разбираться в базовых принципах своей профессии, но и быть социально компетентным - быть инженером-руководителем, организатором производства, владеющим основами создания и развития коллектива [3].
Формирование направленности личности - многоаспектный процесс, включающий в себя педагогические (воспитание и самовоспитание), социальные (объективные условия жизнедеятельности, социальная среда), психические (особенности психической организации, психического типа), социально-педагогические воздействия. Эти влияния определяют сущностные характеристики и динамику изменений во взглядах, ориентирах, поведении студентов, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на становление личности студента [4].
Следует отметить, что непосредственной средой, в которой происходит формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности, выступает сфера прямого общения студентов. В данном исследовании определяющим в формировании позитивной социальной направленности студентов во внеаудиторной деятельности признаны те малые социальные группы, в которых студент осуществляет социальные коммуникации. Такими малыми группами в контексте социально-педагогического исследования выступают академическая группа, учебный курс, факультет, студенческое самоуправление, волонтерские молодежные объединения, малые группы по интересам, а также само учебное заведение. Именно эта разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития личности в направлении позитивной направленности. Эта трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия сотрудников учебного заведения на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи [5].
Несмотря на масштабность проведенных исследований, актуальной остается проблема
оптимизации социального и педагогического опыта, теоретического обоснования и практической апробации новых воспитательных методик, направленных на формирование позитивных социальных ориентиров студенческой молодежи. Реализовать эту стратегическую задачу высшего образования возможно через активное включение личности в социально значимую деятельность.
Исследование показало, что в современной научной литературе нет однозначного определения термина «социальная направленность» (англ. "personal trend"). Многообразие существующих концептуальных подходов и направлений изучения обусловливают некоторые различия в основных определениях этого понятия. Более фундаментальной является характеристика с точки зрения отношения человека к системе и к обществу в контексте противоречий «альтруизм - эгоизм». В зависимости того, что в большей степени побуждает человека (мотивы личной заинтересованности - эгоизм, или мотивы, связанные с интересами других людей, - альтруизм), формируются и другие особенности его личности: интересы, черты характера, желания и переживания. Другой стороной, характеризующей социальную направленность личности, является ее отношение к проблемам соотношения коллектива и индивидуализма [6].
У каждого студента развит баланс интересов, который позволит отстаивать собственную позицию, учитывая интересы коллектива, мотивировать личность к положительной деятельности, направленной как на развитие собственной личности, так и поддержку общественных взаимодействий.
На наш взгляд, направленность личности можно определить как специфический компонент структуры внутреннего мира личности, ее «внутреннюю позицию» через выяснение таких составляющих, как роль индивида, социальный опыт и социальные условия. Именно из этого соотношения возникает и внутренняя позиция, т. е. та система потребностей и стремлений, которая, преломляя и опосредствуя воздействие среды, становится непосредственной движущей силой развития новых психических качеств [7].
Таким образом, направленность личности определяет целостность этой личности и обеспечивает устойчивость видения мира и
соответствующей деятельности в контексте преобразования социальной среды и одновременно адаптации к общественным законам.
Направленность - установка практического поведения. Сами поведенческие планы и программы, реализация целей жизнедеятельности и основных средств их достижения формируются на уровне социальных установок и ценностных ориентаций, требуют рационального согласования с коллективом и соответствующего планирования действий в определенной последовательности, т. е. предполагают формирование программы социального поведения [2].
Установка не является чисто субъективным фактором, она возникает в личности под влиянием определенных объективных условий, в первую очередь отвечает требованиям коллектива. При изменении объективных условий действие установки проявляется в том, что новые условия воспринимаются в свете предыдущего опыта и выступают своеобразной призмой, которая преломляет вплавь новым условиям.
Таким образом, направленность личности трактуется как относительно устойчивое образование в мотивационной системе личности, которое определяет доминирующее отношение человека к себе (становление самостоятельности), а также к процессам и результатам собственной деятельности в социуме. Направленность характеризуется как специфическое целостно-личностное состояние человека, отвечающее как его потребностям, так и ситуации внешней социальной среды.
Социальная направленность предполагает особую концентрацию внимания к значимым для личности общественным символам, личностно детерминированным мотивам и соответствующим действиям, ориентированным на достижение определенной цели, которая имеет актуальное для данной личности значение. Тем самым социальная направленность определяет как восприятие личностью социальной ситуации, так и выбор соответствующего образа действий и поведения [8].
Важно отметить, что ценностные ориентации в значительной степени определяют направленность личности, поскольку они являются реальным отражением ее внутреннего мира, составной частью и базовой де-терминантой ее формирования. Исходя из
того, что содержанием направленности является комплекс социально обусловленных отношений личности к действительности, можно сделать вывод, что ценностные ориентации занимают не только значимое место в становлении сознания, но и определяют поведение.
Социальную направленность личности можно рассматривать как систему сформированных в процессе воспитания и процедуре межличностного общения личностных ценностных ориентаций, жизненных установок и предпочтений. Такая система представляет собой не просто определенную сумму внеличностных и внеморальных знаний, а целостную систему представлений, понятий, идей, связанных с конкретными эмоциями и утверждениями в их сознании и поведении морально-ценностных ориента-ций, связанных с воспитанием высокой культуры, разумных потребностей, всесторонним развитием личности. В зависимости от собственной ориентации на определенные духовные ценности человек выбирает и цели для своей деятельности в той или иной сфере общественных отношений. Социальное воспитание (воспитание в коллективе и через коллектив) немыслимо без передачи личности через воспитательную систему базовых моральных установок человеческого общества, базирующихся на осознании необходимости выполнения общеобязательных законов человеческого бытия. Такое понимание обеспечивает позитивность социальной направленности личности [9].
Проведенное исследование позволило применить теоретическую базу в практике учебных заведений. Организация студенческого самоуправления, проведение системных тренингов социальной направленности, диалоги со студентами по актуальным политическим, экономическим, социальным проблемам, участие в волонтерских акциях, направленных на обеспечение здорового образа жизни студентов, решение экологических и экономических проблем позволили в значительной мере оптимизировать позитивный характер социальной направленности студенческой молодежи. Исследование носило лонгитюдный характер. Экспериментальные группы наблюдались не только в процессе обучения, но и после его завершения с целью определения эффективности проведенного
педагогического взаимодействия со студентами. Проведенные исследования полностью подтвердили как адекватность теоретического обоснования, так и результативность предложенных практических технологий. Анализ процесса формирования позитивной социальной направленности студентов позвал оптимизировать учебно-воспитательный процесс и способствовать формированию будущего квалифицированного специалиста и управленца-руководителя [10-13].
В результате исследования была выявлена сущность социальной направленности личности как совокупность знаний и убеждений человека, которые обусловливают его деятельность. Направленность личности формируется в результате сложной системы постоянных взаимодействий: в социальном взаимодействии в малых группах и целостной взаимной концепции воздействия на них квалифицированных преподавателей и сотрудников высшего учебного заведения. Такая система саморазвития и воспитания определяет формулу социальной направленности, определяется как соотношение альтруизма, ориентированного на достижение личного успеха, и коллективизма во имя поддержания общественного понимания и порядка. Правильное понимание социальной направленности включает взаимовлияние и заимствование личностного для общественного. На наш взгляд, позитивный характер социальной направленности для студенческой молодежи непосредственно зависит от сложившейся атмосферы среди сотрудников высшего учебного заведения.
1. Болгова М.А., Авдеева А.Н. Развитие студенческого самоуправления на примере факультета управления и дизайна РГУТиС // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2013. С. 41-44.
2. Болгова М.А. Технологии социальной работы с молодежью // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2014. С. 28-30.
3. Болгова М.А. Человеческий потенциал проблемы трудовых ресурсов (на примере туризма и гостеприимства) // Актуальные про-
блемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 116-120.
4. Дубицкий В.В. Преподавателю нужно быть социологом? // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 134-137.
5. Банников С.А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации // Вестник Академии. 2008. № 3. С. 66-67.
6. Крюкова Е.М., Макеева Д.Р. Роль экспертов в оценке и сертификации квалификаций персонала сферы сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 9-14.
7. Болгова М.А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 4-8.
8. Гаврилов А.Ю., Титова Т.В. Управление и самоуправление в образовательной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 64-71.
9. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 119-123.
10. Крюкова Е.М. Апробация методики использования индекса эффективности системы управления // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 36. С. 91-107.
11. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 62-66.
12. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 9 (56). С. 81-88.
13. Федулин А.А. Профессионализм - требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 12-13.
1. Bolgova M.A., Avdeeva A.N. Razvitie studencheskogo samoupravleniya na primere fakul'teta upravleniya i dizayna RGUTiS // Molodezhnaya politika, vospitatel'naya i patrioticheskaya rabota: praktika XXI veka: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2013. S. 41-44.
2. Bolgova M.A. Tekhnologii sotsial'noy raboty s molodezh'yu // Molodezhnaya politika,
vospitatel'naya i patrioticheskaya rabota: praktika XXI veka: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M., 2014. S. 28-30.
3. Bolgova M.A. Chelovecheskiy potentsial problemy trudovykh resursov (na primere turizma i gostepriimstva) // Aktual'nye problemy rossiyskogo zakonodatel'stva. 2015. № 9. S. 116-120.
4. Dubitskiy V.V. Prepodavatelyu nuzhno byt' sotsiologom? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2002. № 6. S. 134-137.
5. Bannikov S.A. Strategii resheniya konfliktnykh situatsiy v organizatsii // Vestnik Akademii. 2008. № 3. S. 66-67.
6. Kryukova E.M., Makeeva D.R. Rol' ekspertov v otsenke i sertifikatsii kvalifikatsiy personala sfery servisa // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2013. № 1. S. 9-14.
7. Bolgova M.A. Upravlenie organizatsionnoy kul'turoy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya (zanyatykh v podgotovke kadrov dlya industrii turizma i gostepriimstva) // Aktual'nye problemy rossiyskogo zakonodatel'stva. 2015. № 9. S. 4-8.
8. Gavrilov A.Yu., Titova T.V. Upravlenie i samoupravlenie v obrazovatel'noy deyatel'nosti // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2012. № 2. S. 64-71.
9. Dubitskiy V.V. O motivatsii deyatel'nosti prepodavateley vuza // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2004. № 1. S. 119-123.
10. Kryukova E.M. Aprobatsiya metodiki ispol'zovaniya indeksa effektivnosti sistemy upravleniya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2012. T. 36. S. 91-107.
11. Novikova N.G., Mukhomorova I.V. Problemy formirovaniya i realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya i puti ikh resheniya // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2013. № 1. S. 62-66.
12. Novikova N.G., Mukhomorova I.V. Razvitie vysshego obrazovaniya v usloviyakh sovremennoy ekonomiki // Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. T. 8. № 9 (56). S. 81-88.
13. Fedulin A.A. Professionalizm - trebovanie vremeni // Turizm: pravo i ekonomika. 2013. № 1. S. 12-13.
Поступила в редакцию 2.04.2015 г.
UDC 378+37.035
THE FORMATION OF A POSITIVE SOCIAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION
Manya Alekseevna BOLGOVA, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Postgraduate Student, "Economics and Management" Department, e-mail: [email protected]
Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economics and Management" Department, e-mail: [email protected] The problem of forming positive social orientation of students in the educational process of educational institutions of higher education is revealed. The urgency of this process in the conditions of market economy and the introduction of the Bologna process, which generates significant changes in the organization, goals, objectives of the educational process. In the context of socio-pedagogical research shows the dominant role in shaping the student body in a positive direction. The importance of the impact of the educational system focused on the formation of a coherent, positive oriented person. An essential component of a modern model of education professionals is becoming a creative person, based on social, humanistic and universal values that can make an independent choice to work in a team and lead them to make effective decisions in a variety of industrial and real-life situations. The study demonstrated that, if the effectiveness of cooperation management, teachers with students and small groups of students (academic groups, courses, faculty, including those with student government, volunteer youth associations, and small interest groups) the formation of a positive social focus is optimized. This extensive and complex hierarchy of small groups defines the system of social and pedagogical influences that ensure an efficient development of the individual towards positive attitudes. This interpretation does not preclude the possibility and importance of targeting staff "educators" of the institution (the curators of groups) on the formation of a positive social orientation of students. The efficiency of the work is confirmed by a longitudinal nature of the study.
Key words: social orientation; modern market economy; modernization of higher education; social education; socialization; small group.