Современные тенденции развития образования
" - V
Гуманистическая направленность подготовки педагогов в условиях трансформации педагогического образования
В. В. НИКОЛИНА, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО (Нижний Новгород) [email protected]
Аннотация: В условиях трансформации педагогического образования актуализируется роль воспитания будущих педагогов, основанного на гуманистической направленности образовательного процесса, признания ценности человеческой личности как социокультурного императива. Данные положения определяют проблему исследования. Исходя из вышеуказанного, целью данной статьи является теоретико-методологическое обоснование и разработка педагогических условий успешной реализации гуманистической направленности будущих педагогов. В статье раскрывается опыт исследования, проводимого в НГПУ им. К. Минина. Методами исследования стали теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ предмета исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы, моделирования и конструирования. В качестве эмпирических методов использованы анкетирование, беседы, метод экспертных оценок. В исследовании приняли участие 148 бакалавров. В статье раскрываются сущность и особенности гуманистической направленности подготовки будущих педагогов в контексте гуманистической парадигмы образования, суть которой — воспитание не только интеллектуальной личности педагога, но и духовной, раскрывающей в себе общечеловеческие ценности. Описан комплекс педагогических условий, способствующих гуманистической направленности будущих педагогов. Выводы исследования позволяют актуализировать образовательный процесс в педагогическом вузе в контексте гуманистической направленности; реализовывать педагогические условия для гуманистического воспитания будущих учителей; выступают предпосылкой закрепления и удержания в профессии молодых педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке будущих учителей, что обусловлено требованиями ФГОС ВО.
Annotation: In the context of the pedagogical education transformation the role of educating future teachers based on the humanistic orientation of the educational process recognizing the value of the human person as a sociocultural imperative is being updated. These
provisions define the research problem. Based on the above the purpose of this article is the theoretical and methodological substantiation and development of pedagogical conditions for the successful implementation of the future teachers' humanistic orientation. The article reveals the experience of the research conducted at the Minin University. The research methods were theoretical and empirical ones. Theoretical methods included the analysis of the subject of research based on the study of philosophical, psychological and pedagogical literature, modeling and design. Questioning, conversations, the method of expert assessments were used as empirical methods. The study involved 148 bachelors. The article reveals the essence and features of the humanistic orientation of the future teachers' training in the context of the humanistic paradigm of education, the essence of which is the education of not only the intellectual personality of the teacher but also the spiritual one which reveals universal human values. The complex of pedagogical conditions that contribute to the future teachers' humanistic orientation is described. The conclusions of the study make it possible to update the educational process in a pedagogical university in the context of a humanistic orientation; to implement pedagogical conditions for the humanistic education of future teachers; are a prerequisite for the consolidation and retention of young teachers in the profession. The results of the study can be used in the training of future teachers which is due to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистическое образование, гуманистические ценности, гуманистическая направленность будущих педагогов, педагогические условия, реализующие гуманистическую направленность будущих педагогов, гуманистическая методология
Keywords: humanism, humanistic education, humanistic values, humanistic orientation of future teachers, pedagogical conditions that implement the pedagogical orientation of future teachers, humanistic methodology
Современная реальность постиндустриального мира представлена растущей сложностью, неоднозначностью и неопределенностью процессов, явлением «ускользающей реальности» (З. Бауман, Э. Гидденс), системного кризиса во всех сферах жизнедеятельности человека. В условиях разрушения одно-полярного мира, политической напряженности, в ситуации рисков, военных действий, терроризма, различных форм агрессии и жестокости мир «находится в отчужденных социальных формах» [15, с. 333]. Для мира, в котором мы живем, характерны дегуманизация человека, его отчуждение от себя самого, природы, культуры, девальвация человеческих ценностей бытия, нормативно-функциональный подход к жизни. Поэтому прагматическое взаимодействие между людьми изменяет характер отноше-
ний между участниками образовательного процесса.
Современный человек не имеет готовой ментальной картины мира и ясной системы ценностей, поэтому из-за динамических многозадачных преобразований постоянно переформатирует и картину мира, и систему ценностей. Все это приводит, с одной стороны, к развитию индивидуальности, демассификации личности, а с другой — к размытости ценностных ориентиров, освобождению себя от нравственных императивов. В данных условиях используются технологии гибридной войны, особенностями которых являются пропаганда чуждых российскому этносу ценностных ориентиров и взглядов, что изменяет сознание, формирует у детей и молодежи управляемую модель мышления и поведения, при которой основополагающим
становится прагматический бездуховный контекст. По мнению В. И. Слободчикова, «сегодня совершается своеобразный антропологический поворот: все происходящее с человеком приобретает решающую роль в бытии общества и культуры, в глобальной динамике современного мира» [13, с. 15]. Действительность, в которой оказался мир, ориентирует российское общество и его систему образования на глубокое переосмысление роли и значения человека, на признание его важнейшей общественной и личностной ценности. «Народ, — по мнению патриарха Кирилла, — становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, создает связь с прошлым и солидарно открыт к будущему» [5, с. 47].
В современном образовании осуществляются сложные трансформации — динамические изменения его фундаментальных установок, обусловленных процессами:
•/ глобализации, охватывающей все сферы жизни людей;
■/ цифровизации, изменяющей образовательный процесс и обеспечивающей новое качество деятельности обучающихся;
■/ опережающей модернизации инструментов, технологий, механизмов, обеспечивающих России лидерство в образовании.
Направление развития педагогического образования в России должно учитывать все изменения для подготовки современных педагогов. В этих условиях обращается внимание на подготовку будущих учителей как «хранителей нравственности и человеколюбия» (Н. Н. Моисеев). В концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. и в Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных цен-
Поэтому ориентация российского образования на реализацию гуманистических идей, гуманизацию всех форм образования и воспитательных программ рассматривается как важная педагогическая задача.
ностей» обращается внимание на актуализацию роли воспитания, обеспечение единых походов к процессу воспитания [6; 10] на основе традиционных ценностей. В современных ФГОС ВО усилена воспитательная составляющая подготовки будущих педагогов на основе воспитательного потенциала предметной, методической, психолого-педагогической подготовки — для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций коллектива. Разработанные модули, программы подготовки будущих учителей должны быть ориентированы на приобщение их к культуре и истории России, на формирование компетенций для выполнения функций классного руководителя и вожатого — как для работы в детском коллективе, так и для организации творческой деятельности с родителями [10].
В связи с этим именно гуманизация является одной из национальных и мировых тенденций реформирования образования и системы ценностей, изменяющих мир, поскольку будущее цивилизации связывается с внутренним преобразованием человека, его духовностью. Поэтому ориентация российского образования на реализацию гуманистических идей, гуманизацию всех форм образования и воспитательных программ рассматривается как важная педагогическая задача. Гуманизация образования тесно связана с культурой, духовностью, имеет универсальное значение и приобретает характер парадигмы современного образования. Гуманистическая парадигма предъявляет новые требования к подготовке учителей. Эти требования также обусловлены особенностями социализации детей и молодежи поколений Z и альфа, изменениями всего социокультурного контекста образования, когда именно гуманистические ориентиры становятся исходными при разрешении военных конфликтов и других глобальных проблем. Они дают энергию на ценностно-смысловую деятельность.
В центре внимания гуманистической парадигмы образования, прежде всего, стоит целостная личность педагога, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. При этом основным началом в гуманизме является человек как ценность, как «мера всех вещей», и выступает общечеловеческим критерием личностной и социальной рефлексии. Поэтому целью данной статьи является теоретико-методологическое обоснование и разработка педагогических условий успешной реализации гуманистической направленности будущих педагогов. Основной идеей статьи является идея о том, что гуманистическая направленность подготовки будущего педагога формируется на основе гуманистических ценностей и предопределяет гуманистический характер его деятельности.
Проблемы гуманизации изучались учеными с античных времен. Современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки педагога и его непрерывного образования раскрыты в исследованиях В. П. Бездухова, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревской, Р. А. Валеевой, А. А. Касьяна, З. Г. Нигма-това, И. А. Колесниковой, Ю. Н. Кулюткина, Е. В. Кулешовой, Н. Д. Никандрова, Е. Б. Попова, Ю. В. Сенько, Г. С. Сухобской, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, Н. Е. Щурко-вой и др. В их исследованиях гуманизация образования «предстает перед учителем в форме социального императива, который задает направленность решения многообразных социально-педагогических проблем» [7, с. 4]. В их работах обращается внимание на гуманистическую направленность образовательного процесса подготовки учителя как ценностную его основу. По мнению Г. С. Сухобской, главными признаками направленного гуманитарного сознания учителя является «способность любые знания соотносить с человеком» [14, с. 22]. На значимость гуманистической направленности подготовки будущих учителей обратили внимание В. П. Зинченко и
В. П. Моргунов, отметив, что гуманистическая направленность предполагает, что в центре образовательных отношений оказывается будущий педагог и его духовное развитие, основанное на внутренней деятельности ума и серд раскрытию личностных человеческих качеств [4]. Выявлено, что гуманистическая направленность педагогической деятельности исходит из гуманистической природы педагогического труда. Гуманистическая направленность педагогического образования предполагает «прикладное воплощение в жизнь главных принципов гуманизма в сферу повседневной социальной практики» [12, с. 27]. В этой связи гуманистическая направленность становится ключевым фактором подготовки педагога, поскольку качество системы педагогического образования определяется системой ценностных приоритетов.
В современных условиях гуманистическая направленность рассматривается как альтернатива технократизму, тоталитаризму, национализму. Мы в контексте идей Е. Н. Шиянова гуманистическую направленность личности будущего педагога рассматриваем как высший уровень развития личности, мировоззрения и убеждения, которые сформированы системой общечеловеческих ценностей, основным критерием которых является гуманистическое отношение к другим людям [11, с. 478; 17]. Система общечеловеческих ценностей ориентирована на проявление человеколюбия, включает такие ценности, как достоинство, добро, милосердие, Человек, детство.
В основе методологии в данном контексте лежит гуманистическая методология. Ее эпицентром, как свидетельствует теоретический анализ научной литературы, является личность обучающегося в ее целостности как субъекта собственной жизни и культуры. Мы солидарны с Е. В. Бон-
, приводящая к
В центре внимания гуманистической парадигмы образования, прежде всего, стоит целостная личность педагога, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
даревской в том, что главными идеями гуманистической методологии являются:
■/ обоснование развития личности как главной цели;
■/ реализация гуманистического подхода как важнейшего подхода современного образования;
■/ ценностное отношение к воспитанию и актуализация его человекообразующих и смыслопорождающих функций [3].
Методологическими ориентирами гуманистической направленности подготовки будущих педагогов выступают антропологический, социокультурный, аксиологический, субъектный подходы, синергия которых обеспечивает поиск ценностных смыслов, конструирование значимых исследовательских стратегий в ситуации «текучести» современного сознания в постиндустриальном мире, задают направление целеобразованию и ценностным ориентациям.
Опираясь на методологические ориентиры, мы исходим из идеи о том, что ценность человека должна быть признана абсолютной (безусловной), она основывается «на признании самоценности жизни человека как таковой в силу его бытийно-сти» [12, с. 55]. Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя в педагогическом вузе предполагает антропологическую, мировоззренческую установку, ориентацию будущих учителей на развитие многогранной личности, постоянное саморазвитие для реализации себя как Человека, патриота, профессионала. В качестве основных методов исследования выступают теоретические методы, связанные с анализом научной литературы, моделирование, конструирование, а также беседы, анкетирование студентов, экспертная оценка, контент-анализ.
Раскрывая понятийное поле проблемы, отметим, что родовым понятием является «гуманизм». При множестве толкований
Идеи гуманизации образования обусловлены также реакцией на формальное отношение к учащимся, на бездуховность, обезличен-ность в их обучении и воспитании.
главная суть гуманизма, по нашему мнению, заключается в признании абсолютной ценности человека на планете Земля; приоритете его права на жизнь, свободное и мирное развитие, полноценную реализацию своего личностного потенциала, возможностей, интересов. Гуманизм обеспечивает «чувство блага в отношении с другими» (И. Кант). При этом мерой гуманизма становится мера свободы и воли человека, а также его самостоятельности социального участия и ответственности перед лицом современного многополярного мира. Все гуманистические идеи направлены на культивирование в педагогическом сообществе гуманистических ценностей, основанных на добре, любви, мире, милосердии, сопереживании, заботе и помощи, уважении Другого, толерантном отношении, понимании разнообразия образов жизни людей как цивилизационной нормы. Именно гуманность как осознанное, заботливое, отзывчивое отношение к Другому, выражающееся в уважении человеческого достоинства личности обучающихся, нетерпимость к злу, насилию, агрессии, отличают гуманного педагога и являются смыслообразующей характеристикой его жизни.
Возрастание роли воспитания в современных условиях остро ставит вопрос о подготовке педагога, предъявлении новых требований к нему, к его будущему профессионализму, принятию ответственности за результаты воспитания обучающихся и их целостного гуманистического мировоззрения. Идеи гуманизации образования обусловлены также реакцией на формальное отношение к учащимся, на бездуховность, обезличенность в их обучении и воспитании.
Гуманизация педагогического образования — феномен, обусловленный тем, что избравшие профессию педагога берут на себя ответственность за тех, кого они будут воспитывать, обучать и обеспечивать ценностный синтез нравственных миров учителя и обучающихся. В этой связи
целостный процесс подготовки будущих учителей должен осуществляться в контексте гуманистической направленности педагогического образования, приводящей к раскрытию у них гуманистических личностных качеств. Для уточнения понятия «гуманистическая направленность» подготовки будущих педагогов мы опираемся на концептуальные идеи, изложенные в работах В. П. Бездухова, Е. В. Кулешовой, Л. П. Разбегаевой, Г. С. Сухобской, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.
Гуманистическая направленность представлена в сознании будущего педагога переживаниями, отзывчивостью, соучастием, состраданием и реализуется в общении, деятельности в таких гуманистических действиях, как содействие, сопричастность, соучастие, сотрудничество, взаимопомощь. Важно при этом «обращать внимание на свое внутреннее состояние, воспитывая в себе изменение состояния своей души к доброму. Мы считаем, что главным средством изменения внутреннего состояния является милосердие. Через добрые дела, соучастие, поддержку, доброе слово обучающиеся проявляют себя во вне» [8, с. 65]. Гуманистическая направленность будущего педагога обеспечивает ему нравственное опережающее ориентирование в пространстве и во времени, в построении траектории гуманистического воспитания учащихся [9].
В связи с этим личностное бытие будущего педагога представляет собой, по мнению В. И. Слободчикова, ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших ценностей родового бытия человека в многообразии родового бытия человека как своих собственных [15, с. 64]. В данном случае будущий учитель как субъект культуры, морали, являя себя перед обучающимися в процессе педагогической практики как человека нравственного, формирует у них
гуманистическую направленность, тем самым осуществляя нравственное обновление общества через образовательный процесс. Таким образом, будущий учитель как значимый Другой помогает обучающимся осознать гуманистические ценности, а ценности организуют деятельность, придавая ей гуманистический ценностный смысл.
Гуманистическая направленность будущего педагога в ходе его подготовки реализуется в трех взаимосвязанных контекстах: знаниевом, обеспечивающим освоение содержания гуманистической педагогики; деятельност-ном, ориентированном на включение студентов в решение педагогических проблем, гуманистических задач, в непрерывную педагогическую практику, позволяющую в процессе обучения осваивать педагогический опыт, опыт взаимодействия учителя и учащихся; ценностно-ориентационном, связанном с гуманистическими ценностными ориентирами, эмоциями, чувствами, обусловленными любовью и уважению к детям. Гуманистические ценности при этом обогащены и наполнены национальными традициями, наследием этноса.
Универсальными гуманистическими ценностями, по нашему мнению, являются ценности, обусловленные смысловыми константами педагогической культуры (любовь к детям, добро, эмпатия, забота, соучастие, милосердие, уважение детей, коллег, родителей, альтруизм, этические кодексы педагога), создающие «ценностную ось» педагогического сознания, образующие сопряженность системы ценностей «учитель —учащиеся» как важнейший залог гуманистической направленности. Однако, как показывает анализ бесед и анкетирование 148 студентов 1—4-х курсов Мининского университета, в системе их ценностей доминируют материальные ценности и ценности, ориентирующие на успех, карьеру, богатство. Вместе с тем сту-
Гуманистическая направленность будущего педагога обеспечивает ему нравственное опережающее ориентирование в пространстве и во времени, в построении траектории гуманистического воспитания учащихся.
денты участвуют в социальных практиках (74 %), акциях (65 %). На вопрос анкеты, какие десять ассоциаций у Вас возникают
Результаты к
в контексте позиции «Я гуманный педагог», были получены результаты, представленные в таблице.
Таблица
тент-анализа
Классификационные группы с указанием ассоциаций Количество человек, в %
Обусловлены положительным эмоциональным состоянием и чувствами (любовь, сердечность, нежность, дружба, милосердие, мягкость) 32,6
Психологические, в том числе нравственные качества личности (доброта, бескорыстие, порядочность, справедливость, честность, альтруизм, человечность, внимание) 22,5
Обусловлены отношениями и взаимодействиями с обучающимися (забота, сопереживание, опека, сочувствие, сострадание, великодушие) 23,4
Обусловлены эгоистическим (прагматическим) содержанием, связанным с получением пользы, выгоды (польза, расчет, приятность, неагрессивность) 9,2
Обусловлены культурно-нормативной стороной отношений (уважение, вежливость, интеллигентность, отзывчивость) 12,3
Проведенный анализ и обработка результатов этого вопроса анкеты осуществлялся на основе контент-анализа. Всего мы зафиксировали 92 ассоциации, которые разделили на пять групп (таблица). Из таблицы видно, что основные ассоциации «Я гуманный педагог» связаны с положительным эмоциональным состоянием, необходимым педагогу (32,6 %); нравственными качествами личности (22,5 %); гуманным отношением к обучающимся (23,4 %). Вместе с тем 9,2 % ассоциаций обусловлены прагматичностью.
Таким образом, образовательный процесс при подготовке будущих педагогов должен быть ориентирован на гуманистическую направленность, пути повышения нравственного уровня личности, в данном случае — на гуманистические ценности. Они выступают как системообразующее начало педагогической деятельности, обеспечивая гуманистическую направленность всей педагогической деятельности. По мнению В. П. Бездухова, Е. В. Кулешовой, особенностью «профессиональной педаго-
гической деятельности учителя в процессе ее гуманистической направленности является то, что она соотносится с целями развития школьника, его потребностями и интересами общества по формированию гуманистически ориентированной личности школьника» [1, с. 802]. Поэтому подготовка будущего учителя должна быть связана с их возможностью осуществлять профессиональную деятельность на основе современных гуманистических требований к педагогической профессии, включением студентов в непосредственную педагогическую практику, «выращиванием» у них гуманистических качеств.
С опорой на анализ психолого-педагогических концепций в области гуманизации, изучение педагогического опыта, актуализацию анализа педагогических средств и технологий была сформулирована совокупность педагогических условий на основе идей гуманизации отечественного образования, обеспечивающих формирование гуманистической направленности будущих педагогов. Реализуемый ФГОС
ВО является методологической базой, который в контексте компетентного подхода ориентирует подготовку будущих педагогов на основе гуманистических ценностей.
В первую очередь важным условием является то, что подготовку будущих педагогов в контексте гуманистической направленности мы рассматриваем как их вовлеченность в многоаспектную ан-тропопрактику. Она обеспечивает встречу с новым гуманистическим педагогическим содержанием, которое студенты присваивают в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, их взаимодействия во время решения педагогических задач. Педагогическое образование как антропо-практика предполагает ценностно-смысловое освоение мира и педагогической профессии через «человеческое измерение» собственной деятельности. Реализация ФГОС ВО предполагает не только усвоение знаний, способов действий, составляющих инструментальную основу компетенций студентов, но и процесс развития их личности, обретения гуманистических ценностей, опыта общекультурных и профессиональных компетенций, взаимоотношений с миром духовно-нравственных ценностей, человеческих отношений.
Антропопрактика как процесс подготовки будущих педагогов представляет собой совокупность развивающихся сред, институтов, процессов, обеспечивающих различное использование многообразных технологий и средств приобщения студентов к вершинам гуманизма, обеспечивая в процессе практической деятельности превращение индивидуального в общественное, гуманистических «ценностей в себе» — в «ценности для другого» (В. П. Бездухов). В процессе обучения будущие учителя включаются в решение педагогических задач, определяющих гуманистическую направленность личности педагога:
■/ задачи на признание ценности и самобытности личности каждого ученика;
■/ задачи на понимание ценностного смысла образования;
■/ задачи на признание ценности гуманистических отношений между субъектами образовательного процесса;
■/ задачи на понимание значимости самообучения, самоопределения обучающихся;
■/ задачи на понимание гуманистической миссии профессии педагога;
•/ задачи на решение «золотого правила нравственности»;
■/ задачи на организацию поиска, оценку, выбор и проектирование ценностного «потребного будущего» и т. д.
Эти задачи решаются с помощью привлечения видеофрагментов фильмов, кейсов, дискуссий, игровых ситуаций, презентаций, информационных технологий, анализа опыта квалифицированных практикующих учителей и преподавателей педагогики. В данной связи включение будущих педагогов в различные виды непрерывной профессиональной практики (клинической, педагогической и т. д.) наполняет их гуманистическими смыслами при взаимодействии с обучающими различных возрастов. Педагогическая практика позволяет им понять и построить «возрастно-ориентированную» (В. И. Слободчиков) воспитательную деятельность, развертывая их персональные ситуации развития [13]. Учет возрастно-нормативной модели развития позволяет выстроить последовательный и преемственный образовательный процесс, учитывая возможности развития студентов на основе определенной ступени индивидуализации как ступени их развития в рамках студенческого возраста.
Включение студентов в практическую деятельность представляет собой особый этап в их духовной жизни и направлен на их приобщение к значимым ценностям, становление авторства в определении и реализации собственного вклада в
Включение будущих педагогов в различные виды непрерывной профессиональной практики наполняет их гуманистическими смыслами при взаимодействии с обучающими различных возрастов.
жизнь, ценностного самоопределения в профессии, помощь и поддержку педагогов-наставников. Овладение проектированием жизненных смыслов обучающихся во временной перспективе позволяет будущим учителям обеспечить развитие современного педагогического опыта и опыта преодоления различных проблем в «действие для людей и на людях» (М. К. Мамардашвили) в контексте гуманистической рефлексии.
Другим важным условием является то, что образовательный процесс в педагогическом вузе изначально задает гуманистический контур деятельности обучающихся в предметной подготовке и основан на реализации синтеза различных способов человеческой деятельности (проектной, исследовательской, игровой, познавательной, информационно-коммуникативной, волонтерской), порождающей разнообразие форм самовыражения студентов, ориентированных на их самоопределение, саморазвитие. Гуманистическая направленность реализуется на основе включения студентов в современные гуманистические интерактивные технологии, обеспечивающие активность их личности, ценностные гуманистические отношения в системе «студент — преподаватель», проектирование развития ценностных потребностей личности, опору на опыт студента. Поэтому организация гуманистически направленного образовательного процесса во взаимосвязи теории и практики и устранения разрыва между ними, обеспечивает понимание будущим учителем ценностного смысла профессии педагога, включение их личностного опыта в создание и разрешение образовательных ситуаций, раскрытие гуманистической культурно-исторической миссии педагога; способствует развитию педагогической эмпатии и педагогической рефлексии.
Возникает и реализуется новая воспитательная функция современного педагога — гуманистическое посредничество между виртуальным и реальным мирами — которая наполняет многозначный виртуальный контекст аксиологическим содержанием.
В связи с этим педагогическое образование следует рассматривать в двух аспектах: как стабилизирующий фактор современного образования, вобравший в себя весь положительный гуманистический социокультурный опыт, обусловленный обучением, воспитанием и развитием индивида, и как фактор, взращиваемой гуманистической стратегии будущего образования, основанный на инновациях, патриотических гуманистических тенденциях в контексте идей «потребного будущего».
Следующим педагогическим условием является то, что формированию гуманистической направленности будущего педагога способствует создание в вузе открытого воспитательного пространства как «потока» ценностно значимых событий, взаимоотношений, влияний,ориентированных на становление у студента гуманистических ценностей, «включенных» в созидательную деятельность, основанную на понимании, заботе, служении, поддержке как ценностного процесса обретения будущими учителями ценностных смыслов. Этому содействует включение студентов-бакалавров и магистров в реальные жизненные и профессиональные ситуации. Такое открытое воспитательное пространство вуза объединяет архитектонику спортивных залов, научных лабораторий и центров, проектных офисов, библиотек, пространств «точек кипения», музеев, аудиторий. При этом заполнение воспитательного пространства значимыми артефактами, атрибутами ориентирует обучающихся на командную стратегическую, проектную, исследовательскую работу с использованием электронных образовательных ресурсов, что позволяет реализовать многообразие гуманитарных технологий, обеспечивает взаимодействие обучающихся и преподавателей в контексте формирования гуманистической направленности подготовки будущих учителей. Из этого возникает и реализуется новая воспитательная функция современного педагога — гуманистическое посредничество между виртуальным
и реальным мирами — которая наполняет многозначный виртуальный контекст аксиологическим содержанием.
Образовательное пространство вуза как «многофункциональный открытый образовательный кластер» (А. А. Федоров) обеспечивает возможность для персонального развития будущих педагогов, воздействует на развитие будущих учителей на основе сервисных электронных образовательных систем. Значимость открытого воспитательного пространства в развитии гуманистической направленности подготовки будущих педагогов определяется и тем, что оно является «саморазвивающейся системой за счет непрерывной деятельности его субъектов и агентов, направленной на развитие личностных компетенций, формирование системы ценностных ориентаций, мировоззрения, взглядов, воспитания личностных качеств обучающихся и педагогов» [16, с. 33], способствует вовлеченности студентов в различные события вуза, города, обеспечивает их выбор из существующего многообразия в соответствии с их интересами, творческими способностями, гуманистической позицией.
Важным педагогическим условием также является включение студентов (бакалавров и магистров) в волонтерскую деятельность, которая дает возможность осознать то, что гуманистическая (помогающая) направленность является миссией педагога. Волонтерская деятельность задается ценностными ориентациями, формирующими у педагогов ценностную профессиональную позицию, реализуемую в разнообразной деятельности, а также в общении, когда «содержание гуманистической направленности учителя образуют такие ценности, которые фиксируют отношение между людьми, человеком и обществом... Такие ценности имеют статус нравственной нормы» [16, с. 95]. Гуманистическая направленность, обусловленная волонтерской деятельностью, связанная с заботой, поддержкой, служением, основана на встрече студента с детьми в условиях
детского дома, больницы, поддержкой ветеранов. Эта деятельность как гуманистическая практика воспитывает в будущих учителях добродетели, связанные с милосердием, альтруизмом, заботой о ближнем, уважением к личности и ловека, формирует жизненный опыт. Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя выстраивается в логике индивидуального образовательного маршрута как персонального способа реализации профессионально-личностного потенциала, основанного на гуманистических отношениях связанных с реализацией ценностей во благо и ради ребенка, которые создают перспективы личностного нравственного развития, образа «потребного будущего», к которому надо стремиться. При этом индивидуальный образовательный маршрут каждым студентом персонально проживается в контексте значимых событий. За время обучения студент должен быть «насыщен и напитан» аксиологическими событиями индивидуального (персонального) образовательного маршрута, в которые будущий учитель включен. Именно они и способы их реализации обеспечивают саморазвитие личности студента. Вместе с тем каждый персональный образовательный маршрут основан на доверии и сотрудничестве с преподавателями, учителями школ, наставниками, учащимися и другими студентами, что помогает преодолеть риски, барьеры, с которыми студенты сталкиваются в процессе движения по маршруту. Реализация индивидуального (персонального) образовательного маршрута осуществляется в контексте становления студентов как субъектов ответственного социокультурного действия.
В заключение отметим, что проведенное теоретическое исследование актуализировало и расширило знание о гуманистической направленности педагогов
достоинству че-
За время обучения студент должен быть «насыщен и напитан» аксиологическими событиями индивидуального образовательного маршрута, в которые будущий учитель включен.
в условиях современной трансформации педагогического образования. Выявленная категориальная сущность гуманистической направленности будущего педагога на основе гуманистической парадигмы образования отражает отношение педагога к миру, людям, самому себе как интегрально-дифференцированному мехнизму, формирующему гуманистическую профессионально-педагогическую позицию будущего педагога. Она обеспечивает единство деятельности, общения, позиции, отражает профессионализм педагога и генеральную позицию современного педагогического образования. В данном контексте гуманистическая направленность подготовки будущего педагога основана на системе ценностных ориентаций, «культивирования собственных сил» (И. Кант), образующих содержание направленности гуманистических ценностей и нравственных ценностей, выполняющих статус гуманистических [6]. Как профессионал, будущий педагог ориентирован на созидание гуманистической практики как пространства становления индивидуальности и самореализации обучающихся. В этой связи он способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического гуманистического преобразования. Гуманистическая направ-
ленность подготовки будущих учителей определяется миссией педагогического образования, воссоздающего целостную ценностно-смысловую картину обучения и воспитания в вузе, формирующего у них механизмов самореализации, самовоспитания, психологического комфорта межличностных отношений. Гуманистическая направленность педагогического образования предстает в форме императива и ждет своего практического осуществления.
Таким образом, в современных динамично изменяющихся условиях, в ситуации рисков и угроз, во время проведения военной операции, гуманистическая направленность подготовки будущих учителей формирует у них профессионально-педагогическую позицию, являет новый профессионализм педагога, воспитывает у них человечность. В условиях «расчеловечивания», когда потенциал антигуманизма в мире заметно превосходит потенциал гуманизма [14, с. 132] гуманистическая направленность подготовки будущих педагогов ориентирует их на добро, бережное отношение к обучающимся, сочувствие, участие, сопричастность, способствует возвышению личности учащихся, ориентируют на конструктивный смысл жизни, качество образования.
Список литературы
1. Бездухов, В. П. Аксиологические основания ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования / В. П. Бездухов, Е. В. Кулешова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2015. — Том 17. — № 1(4). — С. 802—806.
2. Бездухов, В. П. О подходах к формированию гуманистической направленности будущего учителя / В. П. Бездухов, О. М. Семенова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2017. — № 4. — С. 93—96
3. Бондаревская, Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе / Е. В. Бондаревская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2011. — № 1. — С. 21—30.
4. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — Москва : Тривола, 1994. — 333 с. — ISBN 5-88415004-0.
5. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Диалог с историей / Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Москва : Абрис, 2019. — 256 с. — ISBN: 978-5-00111-559-5.
6. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.22 №1688-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения 25.05.2023).
7. Кулешова, Е. В. Ориентация будущих учителей на реализацию идей гуманизации образования : монография / Е. В. Кулешова. — Самара : ПГСГА, 2010. —180 с. — ISBN 978-5-8428-0802-1.
8. Николина, В. В. Духовное наследие как условие воспитания у детей и молодежи ценностного видения мира / В. В. Николина // Православие и Русский мир : XXXI Рождественские православно-философские чтения (Нижний Новгород, 12—13 января 2022 г.) / под редакцией Л. Е. Шапошникова. — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2022. — С. 59—69.
9. Николина, В. В. Отечественное духовное наследие как условие воспитания у детей и молодежи ценностного видения мира / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2022. — № 3. —
С. 4—15.
10. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. — // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404830447/ (дата обращения 25.05.2023).
11. Психология и педагогика развития личности : монография / под редакцией Е. Н. Шияно-ва. — Москва : Илекса, 2002. — 568 с. — ISBN 5-93078-103-6.
12. Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования : монография / Л. П. Разбегаева. — Волгоград : Перемена, 2001. — 289 с. — ISBN 5-88234-513-8.
13. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. — Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
14. Сухобская, Г. С. Гуманистическая направленность обучения будущего педагога / Г. С. Сухоб-ская // Человек и образование. — 2010. — № 1 (22). — С. 22—41.
15. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии : сборник / М. Б. Туровский. — Москва : РОССПЭН, 1997. — 440 с. — ISBN 5-86004-091-1.
16. Фролова, С. В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации : монография / С. В. Фролова, Е. Ю. Илалтдинова, Ф. В. Повшедная. — Москва : ФЛИНТА ; Нижний Новгород : Мининский университет, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-9765-3016-4 (Флинта).
17. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. — Москва ; Ставрополь, СГПУ, 2001. — 206 с.
С \
В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовится к выгходу в свет издание:
Яшина Н. Ю. Родники: гражданско-патриотическое воспитание юных нижегородцев: учебно-методическое пособие. 240 с.
В учебно-методическом пособии представлены материалы по организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников в Нижегородской области. Рассмотрены организационно-методические условия реализации воспитания юных нижегородцев. Раскрыты возможности региональных программ внеурочной деятельности в формировании гражданственности и патриотизма учащихся начальных классов. Даны практические материалы в форме методических рекомендаций по проведению внеурочных занятий, проектов и классных часов, в том числе по направлению внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Издание адресовано учителям начальных классов, классным руководителям, педагогам дополнительного
образования. Пособие может быть полезно при организации воспитательной работы с учащимися 5-го класса.
^--у