Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России'

Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформирование отечественной образовательной системы / гуманистическая направленность личности / гуманистическая направленность личности курсантов / сотрудники уголовно-исполнительной системы / принцип гуманизма / осужденные / исправление осужденных / педагогические условия формирования гуманистической направленности личности / reforming the domestic educational system / humanistic orientation of the personality / humanistic orientation of the personality of cadets / employees of the penitentiary system / the principle of humanism / convicts / correction of convicts / pedagogical conditions for the formation of the humanistic orientation of the personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Федоровна Додуева, Ольга Владимировна Евсеева

В статье рассматривается понятие гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России как значимый компонент профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Целью исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в процессе получения образования. Методологическую основу исследования составили такие методы, как системно-структурный, анализ, синтез. В результате проведенной работы авторы выделяют педагогические условия, которые можно считать эффективными для развития гуманистической направленности в личности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Федоровна Додуева, Ольга Владимировна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the formation of a humanistic orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article deals with the concept of the humanistic orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia as a significant component of professional activities of employees of the penitentiary system. The aim of the study is to determine the pedagogical conditions that ensure the effective formation of the humanistic orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of obtaining education. The methodological basis of the study was made up of such methods as system-structural, analysis, synthesis. As a result of the work carried out, the author highlights the pedagogical conditions that can be considered effective for the development of a humanistic orientation in the personality of future employees of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России»

УДК 378.12

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-239-4-38-44

ОЛЬГА ФЕДОРОВНА ДОДУЕВА

доцент кафедры теории и методики воспитания ГАОУ ДПО ВО ВИРО, кандидат педагогических наук И [email protected] Владимир

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ЕВСЕЕВА

преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России И [email protected] Владимир

Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования

ФСИН России

Аннотация. В статье рассматривается понятие гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России как значимый компонент профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Целью исследования является определение педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в процессе получения образования. Методологическую основу исследования составили такие методы, как системно-структурный, анализ, синтез. В результате проведенной работы авторы выделяют педагогические условия, которые можно считать эффективными для развития гуманистической направленности в личности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: реформирование отечественной образовательной системы, гуманистическая направленность личности, гуманистическая направленность личности курсантов, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принцип гуманизма, осужденные, исправление осужденных, педагогические условия формирования гуманистической направленности личности

Для цитирования

Додуева О. Ф., Евсеева О. В. Педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4. С. 38-44. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-38-44.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Сегодня продолжается реформирование во всех областях социальной жизни. Не осталась без внимания и система образования. Так, одним из направлений совершенствования оте-

© Додуева О. Ф., Евсеева О. В., 2022

чественной образовательной системы является идея ее гуманизации, которая базируется на реализации принципов приоритета общечеловеческих ценностей, свободного выбора траектории развития

OLGA F. DODUEVA

Assistant Professor of the Department of Theory and Methods of Education of the SAEI APE VR VIDE, Candidate of Pedagogical Sciences H [email protected] Vladimir

OLGA V. EVSEEVA

Lecturer of the Department of Management and Administrative and Legal Disciplines in VLI of the FPS of Russia H [email protected] Vladimir

Pedagogical conditions for the formation of a humanistic

orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary

Service of Russia

Abstract. The article deals with the concept of the humanistic orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia as a significant component of professional activities of employees of the penitentiary system. The aim of the study is to determine the pedagogical conditions that ensure the effective formation of the humanistic orientation of the personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of obtaining education. The methodological basis of the study was made up of such methods as system-structural, analysis, synthesis. As a result of the work carried out, the author highlights the pedagogical conditions that can be considered effective for the development of a humanistic orientation in the personality of future employees of the penitentiary system.

Keywords: reforming the domestic educational system, humanistic orientation of the personality, humanistic orientation of the personality of cadets, employees of the penitentiary system, the principle of humanism, convicts, correction of convicts, pedagogical conditions for the formation of the humanistic orientation of the personality

For citation

Dodueva O. F., Evseeva O. V. Pedagogical conditions for the formation of a humanistic orientation ofthe personality of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 4. P. 38-44. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-239-4-38-44.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

каждой личностью и гуманистического характера образования.

Рассматривая систему образовательных организаций высшего образования ФСИН России, необходимо отметить, что развитие гуманистической направленности личности курсантов в процессе получения образования можно считать актуальной проблемой. Такой вывод несложно сделать, опираясь на требования,

предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (УИС).

Обучение курсантов в вузах ФСИН России «определяется спецификой профессиональной деятельности различных структурных подразделений УИС и предусматривает приближение содержания реализуемых образовательных программ к реальным условиям служебной деятельности, подготовку выпускников,

владеющих социально-правовыми знаниями, новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, навыками работы с новыми инфокоммуни-кационными технологиями» [1].

Современный сотрудник УИС должен быть интеллектуально развит, стрессоустойчив, коммуникабелен, готовым к действиям в экстремальных ситуациях, уметь работать эффективно в соответствии с принципами законности, гуманности и уважения к правам человека. Наличие перечисленных качеств будет свидетельствовать о его сформированной личности как профессионала.

При подготовке будущих сотрудников УИС пристальное внимание следует обратить на формирование у них гуманистической направленности личности.

Нами было проведено исследование, посвященное проблеме создания педагогических условий для формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Цель исследования состояла в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в процессе получения образования. Исследование проводилось на базе в ФКОУ ВО Владимирский юридический институт ФСИН России (далее -ВЮИ ФСИН России).

В любой профессиональной деятельности важным составляющим компонентом для формирования и развития личности является ее направленность. Мы разделяем точку зрения Беспалова Т. А. [2], Воднева Г. Д. [3], Глазина Т. А. [4], Пав-ленкевич С. С. [5], которые понимают направленность личности как устойчиво

доминирующую систему мотивов, определяющих активность человека и выбор поведения.

Гуманистическую направленность личности курсанта ведомственного вуза мы определили как интегральное качество, выражающееся в сформированной системе ценностей и мотивов, определяющих поведение в будущей профессиональной деятельности, реализующихся в нравственных убеждениях, установках, стремлениях, и способствующее реализации принципа гуманизма в процессе исправления осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.

На первом этапе исследования мы попытались определить направленность личности курсантов, используя такие методы исследования, как беседа, опрос и анкетирование. Нами использовалась методика Б. Басса «Определение направленности личности». В исследовании приняли участие 100 курсантов первого курса ВЮИ ФСИН России.

Используя ориентировочную анкету, разработанную Б. Бассом в 1967 году [6], мы выявили такие виды направленности личности:

1. Направленность на себя, которая свойственна 35 % респондентов. Для них фактор личной выгоды и удовлетворения своих потребностей стоит на первом месте или хотя бы играет не последнюю роль. Опрошенные молодые люди, ориентируясь на современные условия жизни, в которых личный статус и личные достижения в социуме рассматриваются как важные составляющие успеха, нацелены на индивидуальный успех и профессиональный рост. Они могут проявлять агрессивность при достижении своих целей. Если возникают спорные вопросы, то могут прибегать к силовым методам их разрешения. Часто завидуют успехам других, что проявляется в стремлении к соперничеству.

2. Направленность на общение (взаимодействие) имеют 32 % опрошенных. Такие люди стремятся поддерживать отношения с окружающими при любых жизненных обстоятельствах. Если в процессе взаимодействия возникают сложности или проблемы, люди с направленностью на общение будут стремиться как можно быстрее решить проблему, мешающую совместной деятельности. Они нуждаются в одобрении со стороны социума, привязываются к своему окружению и испытывают эмоциональную зависимость от отношений с людьми. Их поступки напрямую определяются потребностью в общении, они искренне стремятся помочь окружающим при решении их проблем. Причем могут оказывать помощь окружающим даже в ущерб себе.

3. Направленность на дело (на задачу) присуща 33 % опрошенных. Такие люди нацелены больше всего на решение деловых задач. Они ориентируются на интересы делового сотрудничества, могут отстаивать свое собственное мнение, если оно полезно для достижения общей цели, увлечены процессом деятельности, стремятся к познанию и расширению своих знаний, умений и навыков.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что не у всех курсантов первого курса проявляется гуманистическая направленность. Возможной причиной тому являются современные взгляды молодежи на себя и на общество. Сегодня наиболее востребованы и популярны такие качества личности как предприимчивость, энергичность, нацеленность не на процесс, а на результат, агрессивность при достижении личных целей. При этом такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, стремление помочь другому человеку стали непопулярными и невостребованными. Именно современные социокультурные условия стимулируют развитие эгоцен-

тризма и эгоизма и препятствуют развитию у молодежи гуманистической направленности.

В работе сотрудников УИС важное место занимает коммуникативная деятельность. Именно навыки конструктивного общения, педагогическое мастерство, эм-патийность и гуманистическая направленность личности сотрудника являются залогом успешности в реализации профессиональных задач.

Гуманистическая направленность может быть сформирована, развита у обучающихся, если для этого будут созданы специальные педагогические условия.

Для развития гуманистической направленности у курсантов в ВЮИ ФСИН России используется целая система воспитательной работы, которая реализуется в следующих направлениях:

1. Гуманизация образовательного процесса и преподаваемых дисциплин.

2. Применение интерактивных (диалоговых) форм работы на занятиях, реализующихся через разбор проблемных ситуаций, дискуссионных вопросов, которые не имеют однозначного решения и предполагают нравственный выбор.

3. Расширение возможностей изучения курсантами передового опыта воспитательной работы с осужденными в рамках научно-исследовательской деятельности.

4. Предупреждение проявлений де-задаптивных качеств курсантов. Воспитательная работа с курсантами в рамках учебной и внеучебной деятельности, направленная на формирование позитивных жизненных установок, здорового образа жизни, гуманного отношения к людям, совершившим преступления, подготовка курсантов к проведению воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы.

Для реализации всех названных выше направлений требуется создание препо-

давателями специальных педагогических условий.

Первым педагогическим условием мы назовем развитие у курсантов системы гуманистических ценностей и формирование гуманного отношения к окружающим, в том числе к осужденным. Выделяя данное условие, мы исходили из того, что деятельность сотрудников УИС связана с организацией процесса исправления лиц, совершивших те или иные преступления и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Процесс исправления возможен при правильно организованной воспитательной работе, направленной на формирование у правонарушителей положительных, одобряемых обществом качеств и искоренение деформированных. Данные задачи могут быть решены только при условии реализации в отношении осужденных принципа гуманизма, эффективно реализовать который сможет сотрудник с развитой гуманистической направленностью личности.

Осуществление данного условия происходит в рамках освоения курсантами таких дисциплин, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осужденными», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», ««Психология профессиональной деятельности сотрудников УИС». При их изучении курсанты осваивают базовые гуманистические понятия, которые содействуют формированию гуманистической направленности личности.

Вторым педагогическим условием мы считаем использование в учебном процессе возможностей субъект-субъектного взаимодействия педагогов и курсантов.

Конечно, в рамках служебного взаимодействия преподавателей-офицеров и курсантов выстраиваются строго субординационные, подчиненные отношения.

Но мы считаем, что наиболее эффективным средством формирования гуманистической направленности личности является диалоговое общение между участниками педагогического процесса, способствующее формированию свободы выбора, возможности к самореализации и самоактуализации курсантов.

Реализация данного условия происходит в процессе педагогического общения на практических занятиях, когда необходимо разыграть ту или иную практическую ситуацию из профессиональной деятельности сотрудников УИС, которая связана с созданием ценностно-значимой проблемы и требует от курсантов нравственного (гуманного) выбора (конфликт в отряде осужденных, наказание как метод воспитания, нарушение правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении и другие).

Третье педагогическое условие связано с использованием внеучебной деятельности как способа развития возможностей курсантов проявить свой гуманистический потенциал. Внеучебная деятельность строится на добровольных началах и свободе выбора заниматься той или иной работой, а также в возможности формирования гуманистической направленности личности наиболее «экологичным» (мягким) способом.

Курсанты ВЮИ ФСИН России с большим желанием включаются во внеучеб-ную деятельность. Среди внеаудиторной работы курсантов можно выделить:

- участие в волонтерских движениях;

- проведение мероприятий для подростков и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в государственном казенном учреждении социального обслуживания Владимирской области «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

- помощь ветеранам УИС;

- помощь инвалидам города;

- участие в городских праздничных и патриотических мероприятиях;

- проведение уроков нравственности для учеников в школах города и другие.

Участие в подобных мероприятиях формирует у курсантов гуманистический опыт, который поможет им в будущей профессиональной деятельности.

Формирование педагогических условий для развития гуманной направленности личности курсантов определены приоритетной задачей нашего исследования. Чтобы доказать, что выделенные нами направления работы с курсантами являются эффективными и способствуют развитию гуманистической направленности, нами были проведены также опрос и беседа с курсантами пятых курсов, заканчивающих обучение в ВЮИ ФСИН России.

На втором этапе мы, как и на первом, использовали методику «Определение направленности личности» Б. Басса. В исследовании приняли участие 100 курсантов пятого курса ВЮИ ФСИН России.

Были получены следующие результаты:

1. Направленность на себя имеют 35 % респондентов. Этот результат кор-релируется с показателями исследования курсантов первого курса и говорит о том, что у пятикурсников сформировался здоровый эгоизм, который будет способствовать их личностному становлению и профессиональному развитию.

2. Направленность на общение (взаимодействие) выявлена у 35 % опрошенных курсантов пятого курса. Она сформирована у большего числа старшекурсников, по сравнению с первокурсниками, в отношении которых еще не были реализованы педагогические условия формирования гуманистической направленности личности. Это доказывает то, что выделенные нами педагогические условия и направления педагогической работы действительно являются эффективными. Произошли

качественные сдвиги в формировании у курсантов курса гуманистической направленности и гуманистического потенциала, которые они будут использовать в служебной деятельности. Восприятие курсантами людей, совершивших преступления, стало более толерантным, чем у первокурсников. Пятикурсники осознают потенциал воспитательной работы с осужденными с целью их исправления, знают методы воспитательного воздействия на правонарушителей, владеют навыками педагогического общения, мотивированы на работу, связанную с трудновоспитуемыми лицами;

3. Направленность на дело (на задачу) выявлена у 30 % опрошенных курсантов пятого курса, и это хороший показатель. Лишние амбиции, которые были у первокурсников (33 % курсантов первого курса ориентированы на дело), ушли, и осталась четкая настроенность не только на результат, но и на процесс профессиональной деятельности, который связан с коммуникативной деятельностью, а это направленность на взаимодействие.

Анализ результатов проведенного нами исследования показал положительную динамику в развитии гуманистической направленности курсантов ВЮИ ФСИН России.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные нами педагогические условия формирования гуманистической направленности личности курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России: формирование гуманного отношения к окружающим, и в том числе к осужденным, развивающееся в процессе освоения таких дисциплин, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осужденными», «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов», «Психология профессиональной деятельности сотруд-

ников УИС»; использование в учебном процессе возможностей субъект-субъектного взаимодействия педагогов и курсантов в процессе диалогового общения при разыгрывании ситуаций из практической деятельности сотрудников УИС; использование возможностей внеучебной деятельности в целях обогащения возможностей курсантов проявить свой гуманистический потенциал, доказали свою эффективность.

Мы уверены, что гуманистическая направленность личности обладает огромным потенциалом для любого человека, ведь она лежит в основе профессиональной успешности человека. «Гуманистическая направленность личности в конечном итоге оказывается более жизнеспособной и продуктивной, и одна из задач профессионального образования - способствовать ее становлению» [7].

1. Сорокин А. В. Профессиональные компетенции слушателей в образовательных учреждениях ФСИН России // Современные исследования социальных проблем : [электронный журнал]. 2012. № 6. С. URL: https://goo.su/CXBTLz (дата обращения: 01.11.2021).

2. Беспалова Т. А. Образование как ресурс развития личности безопасного типа // Образование в современном мире : сб. науч. ст. Саратов : Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2018. С. 211-215.

3. Воднева Г. Д. Развитие гуманистической направленности личности как акмеологического инварианта профессионализма педагога // Наука - образованию, производству, экономике : материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. (13-14 марта 2013г.). Витебск : Витебский государственный университет имени П. М. Ма-шерова, 2013. С. 10-12.

4. Глазина Т. А. Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов // Вестник ОГУ. 2013. № 2 (151). URL: https://clck.ru/dunNE (дата обращения: 01.11.2021).

5. Павленкевич С. С., Андреева М. П. Формирование гуманистической направленности личности школьников и студентов // Гуманизация образовательного пространства : сб. материалов Междунар. форума (Саратов, 27-28 февр. 2020 г.). Саратов, 2020. С. 224-230.

6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. С. 28-31; Определение направленности личности (Б. Басса) // HR PORTAL : [сайт]. URL: https://psytests.org/book/karelin-big-encyclopedia.html (дата обращения 01.11.2021).

7. Сыченко Ю. А. Гуманистическая профессиональная направленность личности как условие жизненной успешности выпускника // Электронный архив РГППУ : [сайт]. URL: https://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/27212/1/rpto_2007_117.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

1. Sorokin A. V. Professional competencies of students in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia // Modern studies of social problems [electronic journal]. 2012. No. 6. URL: https://goo.su/CXBTLz (date of access: 01.11.2021).

2. Bespalova T. A. Education as a resource for the development of a safe type of personality // Education in the modern world: Sat. Scientific Art. Saratov : Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky, 2018, pp. 211-215.

3. Vodneva G. D. The development of the humanistic orientation of the personality as an acmeological invariant of the teacher's professionalism // Science - education, production, economics: materials of All-Russia. scientific-practical. conf. (March 13-14, 2013). Vitebsk : Vitebsk State University named after P. M. Masherova, 2013, pp. 10-12.

4. Glazina T. A. Pedagogical conditions for the development of the humanistic orientation of students // Vestnik OGU. 2013. No. 2 (151). URL: https://clck.ru/dunNE (date of access: 11/01/2021).

5. Pavlenkevich S. S., Andreeva M. P. Formation of the humanistic orientation of the personality of schoolchildren and students // Humanization of the educational space: coll. materials of the International Forum (Saratov, February 27-28, 2020). Saratov, 2020, pp. 224-230.

6. Karelin A. Big encyclopedia of psychological tests. M. : Eksmo, 2007. S. 28-31. Determination of the orientation of the personality (B. Bass). URL: https://psytests.org/book/karelin-big-encyclopedia.html (accessed 11/01/2021).

7. Sychenko Yu. A. Humanistic professional orientation of a personality as a condition for a graduate's success in life // Electronic archive of RSPPU : [website]. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/27212/1/rpto_2007_117. pdf (date of access: 01.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.