Статья/Article
УДК 159.9
DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-4
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
И. С. Ганишина1, В. В. Сундукова1
1 Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия ФСИН
России, Рязань, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогического эксперимента по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Данные современной статистики свидетельствуют о неуклонном увеличении количества коррупционных преступлений в РФ, что в свою очередь обуславливают необходимость формирования у курсантов силовых ведомств, в том числе курсантов образовательных организаций ФСИН России, антикоррупционной направленности. Считаем, что антикоррупционная направленность - интегративное личностное образование курсантов, включающее в себя мотивы, ценности, потребности, ценностные ориентации, психологические установки, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства в процессе обучения за счет развития мотивационно-ценностного, когнитивно-познавательного, духовно-нравственного и эмоционально-волевого компонентов. Одним из способов решения задач по формированию антикоррупционной направленности является создание авторских психолого-педагогических программ и их реализация в рамках формирующего эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент по формированию антикоррупционной направленности осуществлялся нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента применялось наблюдение, тестирование, беседа, а также пакет психодиагностических методик, направленных на изучение уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности. Задачей констатирующего этапа являлось изучение уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. По итогам эмпирического исследования курсанты были разделены на три группы, в зависимости от уровня сформированности антикоррупционной направленности (высокий, средний, низкий). На формирующем этапе эксперимента была реализована авторская психолого-педагогическая программа, которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России. На контрольном этапе оценивалась эффективность авторской психолого-педагогической программы по формированию антикоррупционной направленности и проводился сравнительный анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах.
Материалы и методы. Для проведения психодиагностического обследования применялись следующие методики: «16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл)», «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнов)», «Диагностика
социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина)», «Опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова)», «Личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов)», «Шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл)».
Результаты исследования. С целью проверки эффективности авторской программы по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была проведена повторная психодиагностика структурных компонентов антикоррупционной направленности при помощи используемого ранее пакета психодиагностических методик. Установлено, что у курсантов после проведения формирующего этапа эксперимента наблюдаются позитивные личностные изменения, которые подтверждают сформированность структурных компонентов антикоррупционной направленности. Диагностировано повышение уровня самоконтроля эмоций и поведения, уверенности, установление межличностных контактов, развитие конструктивности в построении взаимоотношений с окружающими, умение адекватно строить свое поведение в зависимости от условий окружающей действительности, формирование четкой иерархии мотивов, умеренное стремление в отстаивании своих взглядов и принципов, желание достигать целей и проявлять настойчивость. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что авторская психолого-педагогическая программа оказывает положительное влияние на развитие личности курсантов: наблюдается развитие ответственности за собственное поведение; формирование устойчивости к ситуациям, носящим провокационный характер, развитие нравственно-правовой надёжности курсантов. В ходе сравнительного анализа контрольной и экспериментальных групп наблюдалось повышение уровня показателей структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов, что подтверждает эффективность используемой психолого-педагогической программы.
Обсуждение и заключения. Проведенный нами психолого-педагогический эксперимент по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы, показал свою эффективность. Диагностирована положительная динамика антикоррупционной направленности. Установлено, что в процессе реализации психолого-педагогической программы происходит формирование структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: направленность, антикоррупционная направленность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, программа по формированию антикоррупционной направленности, констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента.
Благодарности: выражаем благодарность рецензентам.
Для цитирования: Ганишина И.С., Сундукова В.В. О психолого-педагогическом эксперименте по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С.4.
ABOUT THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE FORMATION OF ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF CADETS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA
I. S. Ganishina1, V. V. Sundukova1
1Federal State Educational Institution of Higher Education Academy of the Federal Penitentiary
Service of Russia, Ryazan, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The article is devoted to the psychological and pedagogical experiment on the formation of anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The data of modern statistics indicate a steady increase in the number of corruption crimes in the Russian Federation, which in turn determines the need for the formation of anti-corruption orientation among cadets of law enforcement agencies, including cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. We believe that the anti-corruption orientation is an integrative personal education of cadets, including motives, values, needs, value orientations, psychological attitudes, ensuring compliance with the norms of anti-corruption legislation in the learning process through the development of motivational-value, cognitive-cognitive, spiritual-moral and emotional-volitional components. One of the ways to solve the problems of forming an anti-corruption orientation is to create author's psychological and pedagogical programs and implement them within the framework of a formative experiment. The psychological and pedagogical experiment on the formation of anti-corruption orientation was carried out by us in three stages: ascertaining, forming and control. At the ascertaining stage of the experiment, observation, testing, conversation, as well as a package of psychodiagnostic techniques aimed at studying the level of formation of structural components of the anti-corruption orientation were used. The task of the ascertaining stage was to study the level of formation of the structural components of the anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. According to the results of the empirical study, the cadets were divided into three groups, depending on the level of formation of anti-corruption orientation (high, medium, low). At the formative stage of the experiment, the author's psychological and pedagogical program was implemented, which was introduced into the educational process of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. At the control stage, the effectiveness of the author's psychological and pedagogical program for the formation of anticorruption orientation was evaluated and a comparative analysis of the results obtained in the control and experimental groups was carried out.
Materials and Methods. The following methods were used to conduct a psychodiagnostic examination: "16-factor personality questionnaire (R.B. Kettell)", "Diagnostics of the real structure of personality value orientations (S.S. Bubnov)", "Diagnostics of socio-psychological attitudes of personality in the motivational and need sphere (O.F. Potemkina)", "Locus of control questionnaire (E.G. Ksenofontova)", "Personality questionnaire of moral and legal reliability (E.Y. Strizhov)", "Scale personal strategies for overcoming life difficulties (S. Hobfall)".
Results. In order to test the effectiveness of the author's program for the formation of anticorruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of
Russia, we conducted a repeated psychodiagnostic of the structural components of the anticorruption orientation using the previously used package of psychodiagnostic techniques. It is established that the cadets after the formative stage of the experiment have positive personal changes, which confirm the formation of the structural components of the anti-corruption orientation. The authors diagnosed an increase in the level of self-control of emotions and behavior, confidence, the establishment of interpersonal contacts, the development of constructiveness in building relationships with others, the ability to adequately build their behavior depending on the conditions of the surrounding reality, the formation of a clear hierarchy of motives, a moderate desire to defend their views and principles, the desire to achieve goals and perseverance. The analysis of the obtained data shows that the author's psychological and pedagogical program has a positive impact on the development of the cadets ' personality: there is a development of responsibility for their own behavior; the formation of resistance to situations of a provocative nature, the development of moral and legal reliability of cadets. During the comparative analysis of the control and experimental groups, an increase in the level of indicators of the structural components of the anti-corruption orientation of cadets was observed, which confirms the effectiveness of the psychological and pedagogical program used.
Discussion and Conclusions. Our psychological and pedagogical experiment on the formation of anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, including the ascertaining, forming, control stages, has shown its effectiveness. Positive dynamics of anti-corruption orientation was diagnosed. It is established that in the process of implementing the psychological and pedagogical program, the structural components of the anticorruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are formed.
Keywords: orientation, anti-corruption orientation, cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, experiment, psychological and pedagogical experiment, program for the formation of anti-corruption orientation, stating, forming, control stages of the experiment.
Acknowledgments: Thanks to the reviewers.
For citation: Ganishina I.S., Sundukova V.V. About the psychological and pedagogical experiment on the formation of anti-corruption orientation of cadets educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 1. Р.4.
Введение
Согласно статическим данным в последние годы в Российской Федерации в структуре преступности наблюдается рост коррупционных преступлений: 2010 - 37 774, 2011 - 38 600, 2012 - 38 078, 2013 - 42 506, 2014 - 42 690, 2015 - 43 356, 2016 - 43 924, 2017 - 44 234, 2018 - 44 495, 2019 - 45 114, 2020 - 46 412 [48]. Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении численности лиц, преступивших закон, в том числе среди сотрудников силовых ведомств. Поэтому особую значимость приобретает профилактика коррупционной преступности среди сотрудников правоохранительных органов, в число
которых входят курсанты образовательных организаций ФСИН России, что и определяет важность формирования антикоррупционной направленности курсантов [21].
Термин «антикоррупционная направленность личности» является производным от понятия «направленность личности». Данное понятие отражено в работах отечественных ученых (С.Л. Рубинштейн [35], А.Ф. Лазурский [20], А.Н. Леонтьев [23], В.Н. Мясищев [29], Б.Г. Ананьев [2], Б.Ф. Ломов [24], Л.И. Божович [5], Н.Ф. Добрынин [13], Б.И. Додонов [14], К.К. Платонов [33], В.С. Мерлин [26], В.Д. Шадриков [46]).
Анализ исследований различных видов направленности личности в учебно-воспитательном процессе (В.В. Хорольский [44], Ю.А. Афонькина [3], Е.М. Никиреев [30], Л.В. Муравьева [27], О.Н. Борисова [6], О.Н. Доронина [15], А.В. Фадеев [41]) позволил сделать вывод о возможности формирования направленности в процессе обучения.
В современной психологии антикоррупционная направленность рассматривалась в рамках шести базовых подходов: 1) компетентностный - формирование антикоррупционных компетенций (В.А. Печёнкин [31], Э.С. Будагов [8], Ю.С. Алексеева [1]); 2) поведенческий -развитие поведенческих особенностей личности (Д.А. Рыбалкин [36], Т.М. Безубяк [4], В.В. Киселев [17]); 3) культурный - формирование антикоррупционной культуры (А.М. Хамдеев [38]); 4) психологическая устойчивость - формирование антикоррупционной устойчивости (О.Н. Манолова [25], О.И. Лаптева [22], А.Н. Пастушеня [31], А.А. Костылева [30], Е.Н. Костылев [30], Л.В. Шмелькова [30]); 5) правосознательный - формирование особого вида правого сознания (А.А. Ботанов [7], Р.Р. Муслумов [28], Д.В. Пшеничнюк [34]); 6) мировоззренческий - формирование антикоррупционной направленности как особого мышления (О.Н. Журавлева [16], Д.Р. Китова [18], Е.А. Шарапова [46]).
Полагаем, что «антикоррупционная направленность - интегративное личностное образование курсантов, включающее в себя мотивы, ценности, потребности, ценностные ориентации, психологические установки, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства в процессе обучения за счет развития мотивационно-ценностного, когнитивно-познавательного, духовно-нравственного и эмоционально-волевого компонентов» [40, с. 31]. Структурные элементы антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России представлены на рисунке 1.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя целенаправленную деятельность, движимую личностными потребностями и мотивами, целями, интересами и влечениями курсантов. Данный компонент включает в себя ориентацию на процесс (значимым является непосредственный процесс реализации деятельности, достижение цели малозначимо) и превалирование нематериальных благ (доминирование в иерархии нематериальных мотивов, социально одобряемых ценностей, на которых личность строит свою деятельность) [11].
Когнитивно-познавательный компонент содержит убеждения, знания, профессиональные компетенции, ориентированные на развитие их антикоррупционного поведения. Он включает в себя знание правопослушных и моральных норм поведения, что подразумевает под собой построение поведения в полном соответствии с принятыми социальным нормами и моральными устоями социума [9].
Рисунок 1 - Структура антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России
Figure 1 - Structure of anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia
Духовно-нравственный компонент - мировоззрение, морально-нравственные установки личности курсантов, подразумевающие под собой высокий уровень нравственно-правовой ответственности за собственное поведение. Этот компонент представлен устойчивостью к негативному влиянию (стабильность, неизменность личности к отрицательным воздействиям социальной среды) и соблюдению моральных норм поведения (следование антикоррупционным стандартам поведения, построенным на идеалах и принципах общества) [9].
Эмоционально-волевой компонент представляет собой субъективные отношения курсантов к различным сторонам действительности, включающие в себя высокий уровень эмоциональной устойчивости и самоконтроля поведенческих реакций. Он содержит в себе следующие элементы: эмоциональная устойчивость (качество личности, заключающееся в умении управлять своим эмоциональным состоянием); уровень самоконтроля (способность регулировать эмоции, потребности и поведение, оказывающая позитивное влияние на результативность деятельности); самостоятельное планирование (способность личности, связанная с самостоятельной постановкой целей, задач и действий для успешного выполнения служебной деятельности); ответственность в сфере межличностных отношений (сознательное предпочтение определенной линии поведения, направленной на поддержание конструктивных межличностных отношений с окружающими) [39, с. 32-33].
Нормативно-правовая база по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года, важнейшим направлением деятельности является «повышение уровня мотивации прохождения службы и формирования здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» [19].
Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ установлены правовые и организационные основы предупреждения коррупции, в том числе в уголовно-исполнительной системе и борьбы с ней, определены профилактические мероприятия [43].
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в части, касающейся служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, «сотрудник должен соблюдать требования антикоррупционного законодательства» [40].
Поэтому возрастают требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, направленные на повышение престижа службы и построение правовых отношений между гражданами и государством. Особое значение приобретает подготовка курсантов в образовательных организациях ФСИН России, включающая в себя формирование антикоррупционной направленности [44].
Материалы и методы
К методам диагностики антикоррупционной направленности относится следующие тестовые методики: «16-факторный личностный опросник» (Р.Б. Кеттелл), «Диагностика
реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнов), «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл) [11].
Процедура психолого-педагогического эксперимента
Психолого-педагогический эксперимент по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России осуществлялся нами путем реализации трех последовательных этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Остановимся на их рассмотрении более подробно.
Констатирующий этап представлял собой организацию и проведение исследования уровня развития структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов при помощи исходного пакета психодиагностических методик. Нами был осуществлен подбор испытуемых для экспериментальной и контрольной групп. Главной задачей данного этапа стало проведение эмпирического исследования, в ходе которого были применены психодиагностические методы для изучения структурных компонентов антикоррупционной направленности. Полученные результаты обрабатывались и интерпретировались при помощи методов математической статистики (корреляционный, факторный и кластерный анализ).
Для реализации констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента в качестве диагностических методов были использованы следующие группы методов:
1. Обсервационные: включенное и опосредованное наблюдение. Данный метод позволял нам отслеживать динамику личностных изменений у курсантов образовательных организаций ФСИН России и оценивать эффективность воспитательных мероприятий. Основой задачей наблюдения являлось выяснение отношения курсантов к проводимым психодиагностическим мероприятиям и авторской психолого-педагогической программе.
2. Опросные методы: индивидуальные и групповые беседы, основной целью которых являлось выяснение субъективного отношения курсантов к коррупционным преступлениям. Данный метод позволил нам оценить уровень ответственности курсантов за свои поступки перед собой и обществом, проанализировать основные мотивы и причины, которые могут побудить сотрудника к совершению коррупционного преступления.
3. Психологическое тестирование - позволило нам измерить степень сформированности/несформированности отдельных компонентов антикоррупционной направленности личности курсантов при помощи пакета психодиагностических методик.
Для проведения психодиагностического обследования применялась следующие тестовые методики: «16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл), «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнов), «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова), личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов), шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл) [11].
4. Математико-статический анализ данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, корреляционный, факторный и кластерный анализ), позволил выделить три группы курсантов в зависимости
от уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности (высокий, средний, низкий). В соответствии с данными психологической диагностики нами были определены направления реализации психолого-педагогической программы.
Таблица 1 - Уровни антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России / Table 1 - Levels of anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia
Уровни / Levels Характеристика / Characteristics
Высокий уровень / High level Выражены такие качества, как настойчивость, стремление к независимости, способность конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции / Such qualities as perseverance, the desire for independence, the ability to constructively get out of conflict situations, a high level of self-control and self-regulation are expressed
Средний уровень / Intermediate level Отличаются низкой общительностью, эмоциональной неустойчивостью и склонностью к завышенной самооценке, находятся под влиянием чувств, могут быть переменчивы в настроениях и неустойчивы в интересах. Самооценка себя и своих возможностей носит незрелый характер и имеет тенденцию к преувеличению / They are characterized by low sociability, emotional instability and a tendency to high self-esteem, are influenced by feelings, can be changeable in moods and unstable in interests. Self-assessment of yourself and your abilities are immature and tend to exaggerate
Низкий уровень / Low level Отличаются выраженной ориентацией на конкретную деятельность, в контактах с другими они проявляют более выраженную прямолинейность, вплоть до бестактности / They are characterized by a pronounced focus on specific activities, in contacts with others they show a more pronounced straightforwardness, up to tactlessness
Анализ результатов констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента позволил нам изучить уровень сформированности антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, что позволило распределить всех испытуемых по группам в зависимости от сформированности ее структурных компонентов. Пакет психодиагностических методик, используемый для диагностики респондентов, позволил нам всесторонне изучить уровень сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности, оценить иерархию мотивов и степень осознанности ответственности за свое поведение, что свидетельствует об уровне готовности личности к антикоррупционному поведению [37].
Формирующий этап эксперимента подразумевал под собой реализацию авторской психолого-педагогической программы, направленной на формирование антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Психолого-педагогический эксперимент проводился нами на базе образовательных организаций ФСИН России (Академия ФСИН Рязани (г. Рязань), Владимирский юридический институт ФСИН России, Самарский юридический институт ФСИН России) в период с 2018 по 2019 годы. Для его реализации были сформированы рандомизированные экспериментальная и контрольная группы курсантов. В эксперименте участвовали 50 курсантов, обучающиеся на психологическом факультете Академии ФСИН России, по 50 человек в контрольной и экспериментальной группах.
В ходе реализации формирующего этапа эксперимента были выделены его цели и задачи. В качестве основных целей психолого-педагогической программы были выделены следующие:
- формирование у курсантов представления о понимании коррупции как социально-правового явления;
- формирование стратегии конструктивного реагирования в ситуациях коррупционного риска;
- развитие негативного отношения к ситуациям коррупционного риска.
Реализация целей программы была возможна в ходе осуществления следующих задач:
- развитие ценностных установок, необходимых для формирования гражданской позиции;
- повышение уровня правого сознания и правовой культуры;
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в ситуациях коррупционного
риска;
- формирование антиманипулятивных навыков общения.
Психолого-педагогическая программа состояла из трех функциональных блоков: диагностического, профилактического и психокоррекционного.
Задачей диагностического блока выступало апробирование пакета психодиагностических методик, направленных на изучение сформированности антикоррупционной направленности личности, а также непосредственный анализ полученных данных и распределение респондентов по уровню сформированности структурных компонентов.
Базовой задачей профилактического блока являлось проведение мероприятий с целью формирования и развития компонентов направленности личности, характеризующих готовность личности к антикоррупционному поведению. Профилактический блок включал в себя проведение лекционных, семинарских, тренинговых занятий в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России по тематике, направленной на формирование антикоррупционной направленности.
Психокоррекционный блок подразумевал использование психокоррекционных технологий, техник и приёмов воздействия на личность с целью формирования устойчивости к ситуациям коррупционного риска. В данном блоке нами использовались индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, индивидуальные беседы, консультации и разработка программ индивидуального сопровождения.
Контрольный этап эксперимента подразумевает под собой оценку эффективности авторской психолого-педагогической программы [10], которая проводилась нами в рамках повторного психодиагностического исследования экспериментальной и контрольной групп. В ходе психодиагностического исследования были использованы методики, применяемые на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента.
Результаты эксперимента и их обсуждение
Диагностика антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России осуществлялась нами с учетом мотивационно-ценностного, когнитивно-познавательного, духовно-нравственного и эмоционально-волевого компонентов. Рассмотрим их более подробно.
Мотивационно-ценностный компонент антикоррупционной направленности характеризовался ориентированностью на свой внутренний мир; развитым чувством долга и ответственностью, настойчивостью при достижении цели, самостоятельностью и независимостью в принятии решений, курсанты имеют четкое представление об общепринятых моральных нормах, правилах и традициях. Наиболее выраженной установкой курсантов являлась установка на процесс. В служебной деятельности курсантами движет интерес к делу, а также в большинстве ситуаций, когда курсанты достигают успеха в каком-либо событии они считают свершившийся факт собственным достижением.
Когнитивно-познавательный компонент антикоррупционной направленности подразумевал под собой наличие у курсантов выраженной способности работать в коллективе, способности прислушиваться к групповому мнению, ориентированности на социальное одобрение. К индивидуально-личностным качествам курсантов относились собранность, энергичность, повышенная мотивация и беспокойство, раздражительность. В своей учебно-профессиональной деятельности курсанты проявляют выраженную склонность к принятию ответственности на себя. Однако в ряде ситуаций они приписывают особое значение внешним обстоятельствам - руководству, педагогам, сокурсникам, везению/невезению; затрудняются в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; избегают возложения на себя какой-либо ответственности.
Духовно-нравственный компонент антикоррупционной направленности отражался в следующих ценностях: значимость для индивидуума признания и уважения людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, общение, здоровье, поиск и наслаждение прекрасным; помощь другим людям и милосердие к ним. В неоднозначных, провоцирующих ситуациях курсантам может не хватить морально-нравственной устойчивости и принципиальности, чтобы соблюдать морально-правовые нормы и правила, это может быть связано с их склонностью к авантюризму.
Эмоционально-волевой компонент антикоррупционной направленности характеризовался выраженностью у курсантов способности к контролю эмоций и поведения, умением выстраивать стратегию поведения, опираясь на социально одобряемые нормы. К индивидуально-типологическим особенностям относились предприимчивость, активность; готовность к риску и склонность к авантюризму, способность принимать самостоятельные решения и тенденция к проявлению лидерских качеств, при этом способность контролировать свое психоэмоциональное состояние. Курсанты склонны проявлять рассудительность при выборе партнеров по общению, стремятся объективно оценивать окружающую обстановку и при построении своего поведения ориентироваться на внешние условия. Способны проявлять гибкость в суждениях и поведении, но если возникшая ситуация является значимой, то принятые решения могут носить импульсивный характер. Выражена способность курсантов к контролю своих эмоций и поведения, умение выстраивать стратегию поведения, опираясь на социально одобряемые характеристики.
Оценка эффективности психолого-педагогического эксперимента проводилась с помощью диагностики структурных элементов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России в контрольной и экспериментальной группах после формирующего воздействия. В таблице 2 представлена значимость различий между курсантами контрольной и экспериментальной группы по методике «16-факторный личностный опросник» (Р.Б. Кеттелл).
Таблица 2 - Значимость различий между курсантами контрольной и экспериментальной групп по факторам Р.Б. Кеттелла / Table 2 - Significance of differences between cadets of the control and experimental groups by R. B. Kettell factors
Факторы / Factors ЭГ/ EG КГ/ KG Уровень значимости p / Significance level p
А (отчужденность - доброта) / (aloofness is kindness) 9,60 11,08 0,15878600
B (низкий интеллект - высокий интеллект) / (low intelligence - high intelligence) 4,48 5,64 0,16857900
C (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) / (emotional instability - emotional stability) 17,56 14,56 0,00813500 **
E (конформность - доминантность) / (conformity -dominance) 11,60 14,40 0,00145400 **
F (озабоченность - беспечность) / (concern -carelessness) 12,00 14,24 0,12046000
G (недобросовестность - совестливость) / (bad faith -conscientiousness) 13,36 10,16 0,00175900 **
H (робость - смелость) / (timidity is courage) 19,60 14,48 0,00097500 ■kit it
I (жестокость - мягкосердечность) / (harshness - soft-heartedness) 9,64 9,64 0,99217000
L (доверчивость - подозрительность) / (credulity -suspicion) 9,24 9,52 0,92199500
М (практичность - мечтательность) / (practicality -dreaminess) 12,80 12,20 0,08325600 +
N (безыскусственность - проницательность) / (artlessness - insight) 9,12 10,80 0,03318100 *
O (гипертимия - гипотимия) / (hyperthymia -hypothymia) 13,32 11,68 0,06099900 +
Q1 (консерватизм - радикализм) / (conservatism -radicalism) 8,72 10,52 0,08948800 +
Q2 (социабельность - самодостаточность) / (sociability - self-sufficiency ) 9,64 9,64 0,73990800
Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) / (low self-control - high self-control) 13,80 10,88 0,00266900 **
Q4 (расслабленность - напряженность) / (relaxation -tension) 11,32 11,80 0,98437700
MD 4,52 4,88 0,95331500
Примечание:
* - различия на уровне значимости p<0,05 ** - различия на уровне значимости p<0,01 *** - различия на уровне значимости p<0,001
+ - тенденции достоверных различий на уровне значимости р<0,10/ Note:
* - differences at the significance level p<0.05 ** - differences at the significance level p<0.01 *** - differences at the significance level p<0.001
+ - trends of significant differences at the significance level p<0.10
Отметим, что у курсантов контрольной группы наиболее выраженными личностными чертами являлись: доминантность (фактор Е), мечтательность (фактор М), нонконформизм (фактор Q2). Они отличаются склонностью к авторитарному поведению, своенравием и напористостью, стремлением к утверждению собственного «Я». Так же, как и курсанты экспериментальной группы, они проявляли приверженность собственным решениям и отсутствие потребности в одобрении окружающих. В данном случае важно подчеркнуть ключевое различие в сочетании личностных черт курсантов контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе независимость и самостоятельность курсантов сопровождается развитой «силой Я» и высоким самоконтролем. В контрольной группе те же качества сопряжены с выраженным стремлением к лидерству, власти и самоутверждению.
Согласно результатам проведенной проверки, статистически значимые различия между курсантами фиксируются по следующим личностным чертам: эмоциональная стабильность, доминантность, знание правопослушных и моральных норм поведения, смелость, дипломатичность, самоконтроль. Курсанты экспериментальной группы отличались более высоким уровнем эмоциональной стабильности и уравновешенности, знанием правопослушных и моральных норм поведения, ответственностью, активностью, смелостью и самоконтролем. Курсанты контрольной группы характеризовались более выраженным стремлением к доминированию и авторитаризму, а также более развитой дипломатичностью, расчетливостью и проницательностью в социальных контактах.
Данные, полученные по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций, личности» (С.В. Бубнова) позволили изучить реализацию ценностных ориентаций курсантов в реальных условиях жизнедеятельности и служебной деятельности. К числу приоритетных ценностных ориентаций курсантов первого курса до психолого-педагогического эксперимента относились следующие: материальное благосостояние, поиск и наслаждение приятным, помощь и милосердие к другим, любовь, признание и уважение, социальный статус и здоровье. Менее значимыми ценностными ориентациями курсантов являются отдых, познание нового и социальная активность. Так же, как и на этапе первичной диагностики, структура ценностей курсантов обеих групп на послеэкспериментальном этапе характеризовались относительной гармоничностью, сбалансированностью и отсутствием существенной разницы в значимости отдельных ценностей (таблица 3).
К наиболее значимой ценности в контрольной и экспериментальной группах относились ценность признания и уважения людей, влияния на окружающих. Для курсантов важно, чтобы друзья и сослуживцы их уважали за личностные качества, профессиональные знания, обращались к ним за помощью в профессиональном и в личном плане. В контрольной группе курсантов можно было отметить выраженность ценностей материального благосостояния, любви и здоровья.
К наиболее значимой ценности в контрольной и экспериментальной группах можно отнести ценность признания и уважения людей, влияния на окружающих. В контрольной группе курсантов также можно отметить выраженность ценностей материального благосостояния, любви и здоровья. После участия в психолого-педагогической программе у курсантов экспериментальной группы повысилась ценность уважения и признания окружающих. Эта система формируется на пересечении личностных мотивов, потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий социальной, культурной, образовательной среды. Для существенного изменения структуры ценностей требуется более продолжительное время. Однако уже достигнутые изменения дают основания полагать, что
проведенная нами работа активизировала необходимые внутриличностные процессы по перестройке системы ценностных ориентаций. Это позволяет говорить о достигнутых позитивных изменениях в сформированности духовно-нравственного и мотивационно-ценностного компонентов антикоррупционной направленности личности.
Таблица 3 - Значимость различий между курсантами контрольной и экспериментальной группы по показателям ценностных ориентаций / Table 3 - Significance of differences between the cadets of the control and experimental groups in terms of value orientations
Ценностные ориентации / Value orientations ЭГ/ EG КГ/KG Уровень значимости p / Significance level p
Отдых / Rest 2,52 3,08 0,14110500
Материальное благосостояние / Material well-being 2,68 3,36 0,22844700
Поиск и наслаждение прекрасным / Search and enjoy the beautiful 2,72 2,88 0,89673100
Помощь и милосердие к другим / Help and mercy to others 2,68 3,00 0,62929800
Любовь / Love 2,56 3,28 0,13011200
Познание нового / Learning new things 2,52 2,80 0,68301900
Социальный статус / Social status 2,84 3,24 0,46389300
Признание и уважение / Recognition and respect 3,72 3,68 1,00000000
Социальный статус / Social status 2,28 2,96 0,10723300
Общение и здоровье / Communication and health 2,84 2,84 1,00000000
Здоровье / Health 2,68 3,28 0,15761100
Примечание:
*** - различия на уровне значимости p<0,001
Note:
*** - differences at the significance level p<0.001
Анализ результатов по методике «Личностный опросник нравственно-правовой надежности» (Е.Ю. Стрижов) показал, что наблюдалась положительная динамика в развитии нравственно-правовой ответственности у курсантов экспериментальной группы (таблица 4).
По итогам психолого-педагогического эксперимента общий уровень нравственной надежности курсантов экспериментальной группы составил 513,32 баллов, контрольной группы - 460,92 баллов (из 732 возможных) и в обеих группах может быть обозначен как выше среднего. Как видно из таблицы, подавляющее большинство показателей нравственно-правовой надежности у курсантов экспериментальной группы выражены несколько выше. Особенно яркие различия среднегрупповых оценок фиксируются по пониманию необходимости соблюдения норм и устойчивости к негативным нормам. Уровень выраженности этих показателей в экспериментальной группе характеризуется как высокий. В целом по всем показателям нравственной надежности курсанты обеих групп демонстрировали средний и выше среднего уровень выраженности.
Таблица 4 - Значимость различий средних показателей нравственно-правовой надежности курсантов экспериментальной группы до и после эксперимента по методике «Личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов)» / Table 4 - Significance of differences in the average indicators of moral and legal reliability of cadets of the experimental group before and after the experiment according to the method " Personal questionnaire of moral and legal reliability (E.Yu. Strizhov)»
Показатели нравственно-правовой надежности / Indicators of moral and legal reliability ЭГ/ EG КГ/KG Уровень значимости p / Significance level p
Признание ответственности перед нормами / Recognition of responsibility to the norms 47,00 47,16 0,59217787
Понимание необходимости соблюдения норм / Understanding the need for compliance 54,24 63,28 0,00002702 ***
Учет моральных норм в поведении / Consideration of moral norms in behavior 56,88 56,64 0,39424650
Устойчивость к негативным нормам/ Resistance to negative norm 63,92 71,92 0,00002702 ***
Отрицание обмана и мошенничества / Denial of deception and fraud 47,20 47,04 0,50669335
Отношение к деньгам и богатству / Attitude to money and wealth 48,28 48,32 0,83613879
Авантюризм/отсутствие авантюризма / Adventurism/lack of adventurism 78,44 78,72 0,38487992
Эгоизм/альтруизм / Egoism/altruism 77,72 77,40 0,37544574
Нравственное отношение к труду / Moral attitude to work 78,16 77,48 0,16270855
Общий уровень нравственно-правовой надежности / General level of moral and legal reliability 473,48 513,32 0,00001822 ***
Примечание: *** - различия на уровне значимости p<0,001 Note:
*** - differences at the significance level p<0.001
Для курсантов характерен высокий уровень понимания необходимости соблюдения и учета моральных норм поведения, а также средние показатели по критериям устойчивости к негативным нормам, а также признанию ответственности перед нормами. Это свидетельствует о том, что курсанты обладают осознанием и пониманием ответственности за свои поступки, имеют социально приемлемые нравственные идеалы и ориентиры, обладают достаточно сформированным уровнем правосознания и правой культуры, которые позволяют курсантам адекватно оценить условия реальности при возникновении ситуаций коррупционного риска. Для курсантов характерен средний уровень понимания своей ответственности за соблюдение моральных и правовых норм. При этом необходимым условием формирования антикоррупционной направленности является развитие у курсантов на протяжении всего периода обучения устойчивости к негативным нормам, а также повышение осознания и признания значимости в своем поведении общепринятых норм.
Установлено, что после участия в программе по формированию антикоррупционной направленности у курсантов экспериментальной группы усилилось понимание
необходимости соблюдения норм, повысилась устойчивость к негативным нормам, а также возрос общий уровень нравственно-правовой надежности. Полученные данные позволяют говорить о достигнутом повышении сформированности духовно-нравственного компонента антикоррупционной направленности курсантов.
Анализ результатов по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина) показал, что в числе доминирующих ориентаций у курсантов выступают ориентация на процесс, эгоизм, свободу. Было диагностировано, что для курсантов при выполнении служебных обязанностей важным элементом является непосредственный интерес к деятельности. Над достижением цели курсанты мало задумываются, поэтому им легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс. Они более сосредоточены на своих личных интересах и потребностях, в ситуации принятия решения они склонны к детальному анализу собственного поведения, чтобы для них было меньше негативных последствий. Средние показатели характерны для следующих шкал: ориентация на труд, ориентация на результат, ориентация на альтруизм (таблица 5).
После формирующего эксперимента установлено, что наиболее выраженной установкой курсантов является ориентация на процесс. Для курсантов при выполнении служебных обязанностей важным является непосредственный интерес к служебной деятельности. Курсанты способны использовать свой потенциал и внутренние резервы для достижения своих целей. Они более сосредоточены на своих личных интересах и потребностях и в ситуации принятия решения склонны к детальному анализу собственного поведения, чтобы было меньше негативных последствий.
Таблица 5 - Значимость различий выраженности социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере курсантов экспериментальной группы до и после эксперимента / Table 5 - Significance of differences in the severity of socio-psychological attitudes in the motivational-
need sphere of cadets of the experimental grou 3 before and after the experiment
Социально-психологические установки / Socio-psychological attitudes ЭГ/ EG КГ/KG Уровень значимости p / Significance level P
Процесс / Process 9,86 10,00 0,66028180
Результат / Result 6,04 7,08 0,00029310 ***
Альтруизм / Altruism 5,36 5,40 0,82028024
Эгоизм / Selfishness 7,48 7,68 0,33915614
Труд / Labour 6,24 6,08 0,40797884
Деньги / Money 3,72 3,88 0,34637399
Свобода / Freedom 6,72 6,72 1,00000000
Власть / Power 4,08 4,36 0,11176973
Примечание: *** - различия на уровне значимости p<0,001 Note:
*** - differences at the significance level p<0.001
Результаты проверки показали, что после участия в авторской программе у курсантов экспериментальной группы усилилась выраженность установки на результат. У курсантов стало более выраженным стремление достичь результата своей работы, вопреки помехам и препятствиям. Таким образом, с учетом высокой выраженности ориентации на процесс,
можно отметить достигнутое повышение сформированности мотивационно-ценностного компонента антикоррупционной направленности курсантов.
Результаты исследования курсантов по методике «Опросник локуса контроля» (Е.Г. Ксенофонтова) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Средние значения по результатам исследования курсантов по методике «Опросник локуса контроля) (Е.Г. Ксенофонтова)» до и после формирующего эксперимента /
Figure 2 - Average values according to the results of the study of cadets using the method "Questionnaire of the locus of control) (E.G. Ksenofontova)" before and after the formative experiment
Примечание:
Иж - интернальность при описании жизни вообще; Ия - интернальность при описании личного опыта; Ид - интернальность в сфере достижений; Ин - интернальность в сфере неудач; Псоб -предрасположенность к самообвинениям; Ип - интернальность в профессиональной деятельности; Ипс - профессионально-социальный аспект интернальности; Ипп - профессионально-процессуальный аспект интернальности; Им - интернальность в межличностном общении; Имк -компетентность в сфере межличностных отношений; Имо - ответственность в сфере межличностных отношений; Ис - интернальность в сфере семейных отношений; Из - интернальность в сфере здоровья; Оа - отрицание активности; Дт - готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей; Дс - готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё. Note:
Ij - internality in the description of life in general; Ij - internality in the description of personal experience; Id - internality in the field of achievements; In - internality in the field of failures; Psob - predisposition to self-blame; Ip - internality in professional activity; Ips - professional and social aspect of internality; Ip -professional and procedural aspect of internality; Im - internality in interpersonal communication; Imk -competence in the field of interpersonal relations; Imo - responsibility in the field of interpersonal relations; Is - internality in the field of family relations; Iz - internality in the field of health; Oa - denial of activity; Dt - readiness for activities related to overcoming difficulties; Ds - readiness for independent planning, implementation of activities and responsibility for it.
Анализ субшкал по методике «Опросник локуса контроля» (Е.Г. Ксенофонтова) позволял предполагать, что несколько больший контроль и ответственность курсанты демонстрируют при описании личного опыта, а не жизни вообще. Другими словами, происходящие в их жизни события, осуществление своих планов и целей курсанты склонны связывать с собственными усилиями и действиями, контролируя и управляя ими по своему
усмотрению. Показатели шкал интернальности в сфере достижений и неудач говорят о том, что чуть более высокий уровень субъективного контроля курсанты ощущают над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Оценки по шкале склонности к самообвинениям говорят о средней выраженности данного показателя. Шкала интернальности в профессиональной деятельности охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели. Показатель по данной шкале свидетельствует о том, что в своей учебно-профессиональной деятельности курсанты проявляют довольно выраженную склонность к принятию ответственности на себя. У курсантов экспериментальной группы отмечаются более высокие оценки по следующим субшкалам: интернальность в описании личного опыта, интернальность в сфере неудач, интернальность в профессиональной деятельности, профессионально-процессуальный аспект интернальности, готовность к деятельности по преодолению трудностей и готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности. Также можно отметить несколько более выраженную у них склонность к самообвинениям. Данные особенности полностью согласуются с ранее описанными личностными чертами курсантов данной группы.
Для курсантов характерен высокий уровень субъективного контроля над большинством жизненно важных ситуаций. Они считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и они чувствуют свою собственную ответственность за эти события. Показатели выше среднего по шкале «интернальность в профессиональной деятельности» свидетельствуют о том, что курсанты считают себя значимыми элементами в процессе функционирования организации и складывающихся отношений в коллективе. Повышение показателей шкал интернальности в сфере достижений и неудач говорят о том, что у курсантов повысился уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. То есть при возникновении ситуаций коррупционного характера, курсанты способны проявить достаточный уровень контроля и готовы принимать на себя ответственность. Повышение показателей по шкале «готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей» свидетельствует о повышении их готовности к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за неё. Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что в целом курсанты характеризуются довольно выраженной склонностью к интернальности, обладают относительно выраженным внутренним локусом контроля.
Результаты по методике «Шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей С. Хобфолла» до эксперимента свидетельствовали о том, что в качестве доминирующей копинг-стратегии у курсантов первых курсов образовательных организаций ФСИН России выступает «поиск социальной поддержки». Это свидетельствует о том, что в кризисной ситуации они начинают искать поддержку у старших коллег, офицеров воспитателей, командиров взводов или более авторитетных личностей, так как они не всегда способны самостоятельно преодолевать сложные жизненные ситуации. В подобной ситуации возможно проявление состояния тревожности, беспокойства и замешательства (рисунок 3).
25
20 15 10 5 0
Асс/Дее Кон/Соп Под/Sub Ост/Ost Имп/Ost Изб/Isb Ман/Мап Асд/Asd
Рисунок 3 - Средние значения по результатам иоследования курсантов по методике «Шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолла)»
до и после формирующего эксперимента / Figure 3 - Average values according to the results of the study of cadets using the method "Scale of personal strategies for overcoming life difficulties (S. Hobfall)" before and after the formative experiment
Примечание:
Асс - ассертивные действия, Кон - вступление в социальный контакт, Под - поиск социальной поддержки, Ост - осторожные действия, Имп - импульсивные действия, Изб - избегание, Ман -непрямые (манипулятивные) действия, Асд - асоциальные действия, Агр - агрессивные действия. Note:
Acc - assertive actions, Con - entering into social contact, Sub - search for social support, Ost - cautious actions, Uti - impulsive actions, Isb - avoidance, Man - indirect (manipulative) actions, Asd - associal actions, Agr - aggressive actions.
Показатели выше среднего характерны для таких шкал, как «агрессивные действия», «осторожные действия», «вступление в социальный контакт», «ассертивные действия», «непрямые (манипулятивные» действия» - возможно предположить, что проявление копинг-стратегии напрямую зависит от индивидуально-личностных особенностей, факторов окружающей действительности и уровня психического напряжения. Наиболее редко встречающимися стратегиями поведения являются «избегание» и «асоциальные действия», это говорит о способности курсантов справляться с критическими ситуациями социально приемлемыми действиями и поступками. Необходимо отметить, что наименее характерным для них является поиск социальной поддержки. Выраженность этой модели находится на низком уровне. Это говорит о том, что курсанты в стрессогенных ситуациях не склонны делиться своими травмирующими переживаниями, искать совета, помощи и эмоциональной поддержки у других людей. При этом, решая проблемы, они склонны выходить из себя, проявлять вспыльчивость, резкость, агрессивность, нетерпимость к препятствиям и несогласию.
Согласно полученным данным, подавляющее большинство моделей копинг-поведения у курсантов обеих групп выражено на среднем уровне. В различных ситуациях курсанты прибегают к разнообразным моделям совладающего поведения. Проведенная проверка подтвердила наличие достоверных различий между курсантами по таким шкалам, как: импульсивные действия, избегание, агрессивные действия, активная стратегия. Курсанты экспериментальной группы в напряженных ситуациях менее склонны прибегать к
необдуманным и интуитивным решениям, избегать принятия решений и надеяться на саморазрешение ситуации, а также «выходить из себя» и терять самообладание. Кроме того, курсанты экспериментальной группы проявляют большую активность и инициативность при необходимости урегулирования ситуации и демонстрируют большую устойчивость в ситуациях эмоционального давления.
Проверка значимости различий показала, что по сравнению с доэкспериментальным этапом курсанты экспериментальной группы в напряженных ситуациях реже прибегают к импульсивным и агрессивным действиям, избеганию решений. При этом активная стратегия поведения, напротив, стала для них более характерной. Таким образом, результаты показывают позитивные изменения в уровне сформированности мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов антикоррупционной направленности личности курсантов.
На основании психолого-педагогического эксперимента можно сделать вывод о произошедших изменениях уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России в результате применения психолого-педагогического программы. В процессе анализа и сравнения полученных данных до и после формирующего эксперимента наблюдается повышение уровня показателей структурных компонентов сформированности антикоррупционной личностной установки курсантов образовательных организаций ФСИН России, что свидетельствует о положительной динамике развития личности.
Обсуждение результатов и заключение
Проведенный анализ показал, что после эксперимента контрольная и экспериментальная группы характеризуются наличием статистически значимых различий по сформированности следующих структурных элементов антикоррупционной направленности: эмоциональная устойчивость (U=176; p<0,01), знание правопослушных и моральных норм поведения (U=152; p<0,01), уровень самоконтроля (U=158,5; p<0,01), соблюдение моральных норм поведения (U=95,5; p<0,001), устойчивость к негативному влиянию (U=134,5; p<0,001). Данные показатели свидетельствуют о развитии духовно-нравственного и эмоционально-волевого компонента антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Однако по следующим структурным элементам: ориентация на процесс (U=272,5; p>0,1), превалирование нематериальных благ (U=278,5; p>0,1), ответственность в сфере межличностных отношений (U=267,5; p>0,1) и самостоятельное планирование (U=245,5; p>0,1) -статических значимых различий не выявлено. Это объясняется тем, что указанные элементы, на наш взгляд, достигают своего формирования только лишь к завершению обучения в образовательных организациях ФСИН России, а авторская программа применялась с курсантами младших курсов.
Таким образом, в ходе психолого-педагогического эксперимента по формированию антикоррупционной направленности в экспериментальной группе наблюдаются позитивные изменения уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. После проведенного эксперимента в обобщенном личностном профиле курсантов ФСИН можно выделить такие ярко выраженные черты, как: интеллект выше среднего, эмоциональная стабильность, дипломатичность, тревожность, нонконформизм, напряженность и высокая
самооценка. К числу приоритетных ценностных ориентаций курсантов первого курса до формирующего эксперимента можно отнести следующие: материальное благосостояние, поиск и наслаждение приятным, помощь другим и милосердие к ним, любовь, признание и уважение, социальный статус и здоровье. К группе наименее значимых (по сравнению с остальными) можно отнести такие ценности, как поиск и наслаждение прекрасным, познание нового, социальный статус и социальная активность. Наиболее сильно выраженной социально-психологической установкой курсантов является установка на процесс. Вторую группу социально-психологических установок, имеющих выраженность выше среднего, составляют ориентация на свободу, результат и труд. Наименьшую выраженность (по сравнению с другими) в мотивационно-потребностной сфере курсантов имеют такие категории, как «власть» и «деньги». Данные по шкале общей интернальности соответствует среднему уровню внутреннего локуса контроля. Это говорит о том, что часть важных событий в своей жизни курсанты рассматривают как результат их собственных действий, считают, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события. Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что в целом курсанты характеризуются довольно выраженной склонностью к интернальности, т.е. обладают относительно выраженным внутренним локусом контроля. Курсанты по всем показателям нравственной надежности демонстрируют средний и выше среднего уровень выраженности. Они признают свою ответственность перед нормами и понимают их необходимость, в своем поведении курсанты учитывают моральные нормы и в большинстве ситуаций придерживаются принципов честности, справедливости, внутреннего долга, совести и т.п. , которые позволяют курсантам адекватно оценить условия реальности при возникновении коррупциогенных ситуаций. На протяжении формирующего этапа эксперимента происходит последовательное развитие структурных компонентов антикоррупционной направленности личности, что в дальнейшем положительным образом скажется на эффективности их профессиональной деятельности.
Результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России свидетельствуют об эффективности применения психолого-педагогической программы.
Список использованных источников
1. Алексеева Ю.С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С. 933-939.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2010. 288 с.
3. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. СПб, 2003. 33 с.
4. Безубяк Т.М. Формирование готовности учащихся профессионального лицея к антикоррупционному поведению // Человек и образование. 2010. №3. С. 66-69.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / вст. ст. Д.И. Фельдштейна; под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
6. Борисова О.Н. Развитие этической направленности личности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. 175 с.
7. Ботанов А.А. Психологические особенности развития и проявления правого сознания учащихся младших и средних классов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Самара, 2011. 21 с.
8. Будагов Э.С. Психолого-правовые механизмы формирования антикоррупционной компетентности сотрудников УВД: автореф. дис. ... канд. психол. наук; 19.00.06. Москва, 2012. 26 с.
9. Ганишина И.С., Сундукова В.В. О концептуальной модели антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №6. С. 433-436.
10. Ганишина И.С., Сундукова В.В. О программе формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2019. №8. С. 186-188.
11. Ганишина И.С., Сундукова В.В. Психолого-педагогическая диагностика антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Глобальный научный потенциал. 2019. №3. С. 27-30.
12. Ганишина И.С., Сундукова В.В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: монография / под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск, 2019. С. 190-201.
13. Добрынин Н.Ф. Внимание // Общая психология / под ред. проф. А.В. Петровского. М., 1976.
14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
15. Доронина О.Н. Содержание и методы формирования нравственной направленности студента - будущего инженера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2008. 225 с.
16. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 кл.: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010. 141 с.
17. Киселев В.В. Анализ результатов исследования психологических детерминант антикоррупционного поведения в деятельности сотрудников Росреестра // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014. №8. С. 169-196.
18. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2, №3(7). С 6-38.
19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года утвержденной Правительством Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №1138-р.
20. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг.: Госиздат, 1925.
21. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров: монография. Тамбов, 2020.
22. Лаптева О.И. Некоторые аспекты антикоррупционной устойчивости личности // МНКО. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-antikorruptsionnoy-ustoychivosti-lichnosti (дата обращения: 26.03.2021).
23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
24. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
25. Манолова О.П. Развитие антикоррупционной устойчивости личности в системе госзакупок // Государственные и муниципальные закупки - 2010: материалы V Всероссийской научно-практической конференции-семинара. М., 2010. С. 216-223.
26. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
27. Муравьева Л.В. Формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Белгород, 2005. 182 с.
28. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правого сознания будущих учителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2009. 23 с.
29. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения, как проблеме общей и специальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: тезисы симпозиума. М., 1970.
30. Никиреев Е.М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности. учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 80 с.
31. Пастушеня А.Н. Антикоррупционная устойчивость личности: психологическая характеристика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №6(56). С. 25-28.
32. Печёнкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.06. Москва, 2012. 25 с.
33. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: 1986. 256 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001. 720 с.
35. Рыбалкин Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.05. Казань, 2015. 195 с.
36. Пшеничнюк Д.В. Роль когнитивного компонента в формировании антикоррупционной компетенции у студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. №6А. С. 204-211.
37. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1(30). С. 10.
38. Сундукова В.В. Психолого-педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. №9. С. 89-91.
39. Сундукова В.В. Взаимосвязь факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №1. С. 277-282.
40. Сундукова В.В. Личностные детерминанты антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России: дис.канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2020. 185 с.
41. Фадеев А.В. Формирование социально-профессиональной направленности личности будущих специалистов правоохранительных органов посредством физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2012. 22 с.
42. Федеральный закон от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
43. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
44. Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С. 9.
45. Хорольский В.В. Развитие гражданской направленности личности курсанта вуза МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2003. 207 с.
46. Шарапова Е.А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2016. 180 с.
47. Щадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
48. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия (Transparency lntemational). URL: http://tran.sparencv.org.m/research/v-rossii/ (дата обращения: 15.04.2021).
References
1. Alekseeva YU.S. Formation of anti-corruption culture among students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 1-1, pp. 933-939. (In Russ.)
2. Anan'ev B.G. Man as an object of knowledge. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 288 p. (In Russ.)
3. Afon'kina YU.A. Genesis of professional orientation: the author's abstract of the dissertation of the doctor of psychological sciences: 19.00.13. St. Petersburg, 2003. 33 p. (In Russ.)
4. Bezubyak T.M. Formation of readiness of students of a professional lyceum for anti-corruption behavior. CHelovek i obrazovanie, 2010, no. 3, pp. 66-69. (In Russ.)
5. Bozhovich L.I. Problems of personality formation / introductory article DI. Feldstein; ed. DI. Feldstein. 2nd ed. Moscow, Institut prakticheskoj psihologii Publ., Voronezh, NPO «MODEK» Publ., 1997. 352 p. (In Russ.)
6. Borisova O.N. Development of the ethical orientation of the student's personality in the educational process: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Orenburg, 2007. 175 p. (In Russ.)
7. Botanov A.A. Psychological features of the development and manifestation of the right consciousness of primary and secondary school students: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.07. Samara, 2011. 21 p. (In Russ.)
8. Budagov E.S. Psychological and legal mechanisms for the formation of anti-corruption competence of police officers: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.06. Moscow, 2012. 26 p. (In Russ.)
9. Ganishina I.S., Sundukova V.V. On the conceptual model of the anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2020, no. 6, pp. 433-436. (In Russ.)
10. Ganishina I.S., Sundukova V.V. On the program for the formation of an anti-corruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Perspektivy nauki, 2019, no. 8, pp. 186-188. (In Russ.)
11. Ganishina I.S., Sundukova V.V. Psychological and pedagogical diagnostics of the anticorruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal
Penitentiary Service of Russia. Global'nyj nauchnyj potencial, 2019, no. 3, pp. 27-30. (In Russ.)
12. Ganishina I.S., Sundukova V.V. Formation of the anti-corruption and anti-drug orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Professional'naya podgotovka budushchih specialistov razlichnogo profilya: monografiya/podred. A.YU. Nagornovoj. Ulyanovsk, 2019. Pp. 190-201. (In Russ.)
13. Dobrynin N.F. Attention. Obshchaya psihologiya / pod red. prof. A.V. Petrovskogo. Moscow, 1976. (In Russ.)
14. Dodonov B.I. Emotion as a value. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 272 p. (In Russ.)
15. Doronina O.N. The content and methods of forming the moral orientation of the student - the future engineer: the dissertation of the doctor of pedagogical sciences: 13.00.01. Samara, 2008. 225 p. (In Russ.)
16. ZHuravleva O.N. Formation of the anti-corruption worldview of schoolchildren in the lessons of history and social science. 5-11 cells: methodological guide. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2010. 141 p. (In Russ.)
17. Kiselev V.V. Analysis of the results of a study of the psychological determinants of anticorruption behavior in the activities of Rosreestr employees. Vestnik Instituta mirovyh civilizacij, 2014, no. 8, pp. 169-196. (In Russ.)
18. Kitova D.A., ZHuravlev A.L., Sosnin V.A., YUrevich A.V. Corruption as an object of socio-psychological research: state and prospects. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskayapsihologiya, 2017, vol. 2, no. 3(7), pp. 6-38. (In Russ.)
19. The concept of development of the penitentiary system for the period up to 2030 approved by the Government of the Russian Federation of April 29, 2021 No. 1138-r. (In Russ.)
20. Lazurskij A.F. Classification of personalities. St. Petersburg, Gosizdat Publ., 1925. (In Russ.)
21. Laptev A.A., Sorokoumova S.N. Theoretical and practical aspects of the formation of professional values of future officers: monograph. Tambov, 2020. (In Russ.)
22. Lapteva O.I. Some Aspects of Anti-Corruption Stability of a Personality. MNKO, 2010, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-aspekty-antikorruptsionnoy-ustoychivosti-lichnosti (accessed: 26.03.2021). (In Russ.)
23. Leont'ev A.N. Activity, consciousness, personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (In Russ.)
24. Lomov B.F. Personal orientation. Subjective relations of personality. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov / sost. L.V. Kulikov. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. (In Russ.)
25. Manolova O.P. Development of anti-corruption sustainability of the individual in the public procurement system. Gosudarstvennye i municipal'nye zakupki - 2010: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii-seminara. Moscow, 2010. Pp. 216-223. (In Russ.)
26. Merlin V.S. Essay on integral research of individuality. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 254 p. (In Russ.)
27. Murav'eva L.V. Formation of the humanistic orientation of the personality of the future lawyer in the educational process of the university: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Belgorod, 2005. 182 p. (In Russ.)
28. Muslumov R.R. Psychological and pedagogical conditions for the development of the right consciousness of future teachers: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.07. Ekaterinburg, 2009. 23 p. (In Russ.)
29. Myasishchev V.N. On the relationship of communication, relationship and reflection as a problem of general and special psychology. Social'no-psihologicheskie i lingvisticheskie harakteristiki form obshcheniya i razvitiya kontaktov mezhdu lyud'mi: tezisy simpoziuma. M., 1970. (In Russ.)
30. Nikireev E.M. Psychological features of professional and pedagogical orientation: textbook. Moscow, Moskovskij psihologo-social'nyj institute Publ., 2005. 80 p. (In Russ.)
31. Pastushenya A.N. Anti-corruption stability of personality: psychological characteristics. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013, no. 6(56), pp. 2528. (In Russ.)
32. Pechyonkin V.A. Formation of anti-corruption competence of civil servants: 19.00.06. Moscow, 2012. 25 p. (In Russ.)
33. Platonov K.K. Structure and development of personality. Moscow, 1986. 256 p. (In Russ.)
34. Rubinshtejn S.L. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 720 p. (In Russ.)
35. Rybalkin D.A. Formation of the anti-corruption position of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of social and cultural activities: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.05. Kazan, 2015. 195 p. (In Russ.)
36. Pshenichnyuk D.V. The role of the cognitive component in the formation of anti-corruption competence among students. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2016, no. 6A, pp. 204-211. (In Russ.)
37. Sorokoumova S.N., Elshanskij S.P., Puchkova E.B., Suhovershina YU.V. Cognitive styles and personalization of teaching psychology students. VestnikMininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 1(30), p. 10. (In Russ.)
38. Sundukova V.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of an anticorruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki,
2019, no. 9, pp. 89-91. (In Russ.)
39. Sundukova V.V. The relationship of factors in the structure of the anti-corruption orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2020, no. 1, pp. 277-282. (In Russ.)
40. Sundukova V.V. Personal determinants of the anti-corruption orientation of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: the dissertation of the candidate of psychological sciences: 19.00.01. Moscow, 2020. 185 p. (In Russ.)
41. Fadeev A.V. Formation of the socio-professional orientation of the personality of future law enforcement specialists through physical culture: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Kaliningrad, 2012. 22 p. (In Russ.)
42. Federal Law of July 19, 2018 No. 197-FZ "On Service in the Penitentiary System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing Criminal Punishments in the Form of Deprivation of Liberty". (In Russ.)
43. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption". (In Russ.)
44. Honelidze D.S., Rodin YU.I., Sorokoumova S.N. The state of physical and mental health of students at the initial stage of education at the university. Vestnik Mininskogo universiteta,
2020, vol. 8, no. 4, p. 9. (In Russ.)
45. Horol'skij V.V. Development of the civic orientation of the personality of a cadet of the higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Barnaul, 2003. 207 p. (In Russ.)
46. SHarapova E.A. Formation of the anti-corruption orientation of the individual in the professional education of a university student: dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Krasnodar, 2016. 180 p. (In Russ.)
47. SHCHadrikov V.D. Psychological analysis of activity. Yaroslavl, 1979. (In Russ.)
48. Official website of Transparency International Russia (Transparency International). Available at: http://tran.sparencv.org.rn/research/v-rossn/ (accessed: 15.04.2021). (In Russ.)
© Ганишина И.С., Сундукова В.В., 2022
Информация об авторах Ганишина Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета Академии ФСИН России, Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Сундукова Виктория Викторовна - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, Рязань, Российская Федерации, e-mail: [email protected]
Information about the authors Ganishina Irina S. - doctor of psychology, associate Professor, head of the Department of legal psychology and pedagogy of the psychological faculty of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected] Sundukova Viktoriya V. - adjunct of the faculty of training of scientific and pedagogical personnel Of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Вклад соавторов
Ганишина Ирина Сергеевна - критический анализ литературы; доработка текста; развитие методологии; формализованный анализ данных.
Сундукова Виктория Викторовна - теоретический анализ литературы и результатов эмпирического исследования; проведение эмпирического исследования, систематизация и представление авторского аналитического материала
Contribution of authors Ganishina Irina S. - critical analysis of the literature; revision of the text; development of methodology; formalized data analysis.
Sundukova Viktoriya V. - theoretical analysis of literature and results of empirical research; conducting empirical research, systematization and presentation of the author's analytical material
Поступила в редакцию: 09.09.2021 Принята к публикации: 10.12.2021 0публикована:25.02.2022