УДК 378:796.07-052
Глазина Т.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается педагогическая технология внедрения комплекса педагогических условий, способствующих развитию гуманистической направленности студентов. Уточнено понятие «гуманистическая направленность студента», анализируется возможность ценностного потенциала физической культуры.
Ключевые слова: гуманистическая направленность, педагогические условия, физическая культура.
Осуществляемая в нашей стране реформа отечественного образования базируется прежде всего на принципах гуманизма, которые предполагают приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, гуманистический характер образования.
Актуальность проблемы развития гуманистической направленности студента в процессе физкультурного образования обусловлена потребностью общества в личности педагога физической культуры, обладающего чувством моральной ответственности, умением использовать гуманистический потенциал физической культуры и спорта в интересах своих воспитанников, готового осуществлять своевременную, конкретную помощь и психологическую защиту во взаимодействии с учащимися, спортсменами, коллегами [1].
В современной теории и методике физкультурного образования приоритетным является формирование и развитие физических качеств обучающихся. Вместе с тем в ряду социокультурных ценностей, позволяющих судить о сфор-мированности личности профессионала, находятся и ценности физической культуры, имеющие гуманистический смысл.
Наше исследование посвящено проблеме развития гуманистической направленности личности студентов - будущих преподавателей физической культуры и спорта.
Целью исследования явилась разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие гуманистической направленности студентов в образовательном процессе вуза.
Краткий психологический словарь трактует направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личнос-
ти. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, ценностями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Исходя из этого определения и на основе анализа других психологических источников, мы попытались уточнить ключевое понятие нашего исследования. По нашему мнению, гуманистическая направленность личности студента представляет собой интегратив-ное качество, устойчивость системы доминирующих мотивов и ценностей, определяющих поведение и деятельность будущего специалиста, проявляющихся в системе гуманистических интересов, убеждений, стремлений, установок, влияющих на избирательность действий и поступков в отношениях с другими людьми [3, с. 46, 47].
На первом этапе нашего исследования мы попытались выяснить, насколько готов сегодня будущий педагог физической культуры к реализации принципа гуманизма, к приобщению учеников к системе гуманистических ценностей в учебно-тренировочном процессе.
Для выяснения этого вопроса нами применялись такие исследовательские методы, как беседа и письменный опрос. Работа проводилась в вузах Уральского региона (Уральском государственном университете физической культуры, Оренбургском государственном педагогическом университете). Всего в опросе участвовало 185 студентов старших курсов - будущих преподавателей физической культуры. Приведем лишь некоторые результаты:
- только 28% из опрошенных считают своей первоочередной задачей заботу о физическом и психическом здоровье своих учеников;
- 37% студентов считают оправданным в случае крайней необходимости применение к своим воспитанникам физической силы;
- наиболее эффективным стилем педагогического руководства является авторитарный (директивный) стиль - так думают 45% респондентов;
- 51% опрошенных нормально относятся к применению различных химических препаратов, допинга, опасного для здоровья, если это необходимо в целях спортивной победы;
- в то же время постоянное проявление добрых чувств, заботы, участия, поддержки и помощи своим ученикам считают необходимым 44%; допустимым в отдельных случаях - 30%; излишним (видя в этом демонстрацию собственной слабости) - 26%;
- около 55% в своей спортивной практике подвергались психологическому давлению, физическому насилию, моральному унижению со стороны своих наставников, однако осуждают такие факты только 29%; считают их допустимыми «в воспитательных целях» - 28%; а 33% готовы использовать элементы насилия в своей спортивно-педагогической деятельности.
Объяснением столь тревожной ситуации в вопросе готовности студентов - спортсменов к реализации в учебном процессе социально-гуманистической функции является, помимо всего прочего, и позиция определенной части преподавателей и тренеров по вышеуказанным вопросам.
Об этом свидетельствуют результаты опросов преподавателей физической культуры вузов (всего - 50 человек), которые считают проблему воспитания у студентов нравственных и гуманистических качеств: приоритетной - 37%; достаточно важной, но не ключевой - 32%; малоактуальной - 31% [2].
Мы предположили, что для исправления сложившейся ситуации и повышения эффективности процесса приобщения студентов к гуманистическим ценностям необходимо создание системы воспитательной работы, которая объединяла бы усилия всего преподавательского состава вуза.
По нашему мнению, основными направлениями такой работы в процессе физкультурно-педагогического образования студентов должны стать следующие направления.
1. Гуманизация и гуманитаризация всех дисциплин спортивно-педагогического цикла.
2. Расширение спецкурсов, курсов по выбору, посвященных пониманию роли гуманизма
и нравственности в деятельности спортивного педагога.
3. Расширение возможностей применения диалоговых форм работы преподавателя и студентов, направленных на разрешение проблемных задач и ситуаций, предполагающих необходимость нравственного выбора, зачастую не имеющих однозначного бесспорного решения.
4. Активизация рефлексивных процессов студентов, направленных на самопонимание, самоисследование, самореализацию и построение позитивных жизненных перспектив.
5. Включение студентов в научно-исследовательскую работу, посвященную анализу передового опыта воспитательной деятельности спортивных педагогов в различных образовательных учреждениях.
6. Предупреждение дезадаптивного поведения будущих спортивных педагогов. Формирование активной позиции в борьбе с асоциальными, аморальными проявлениями в различных сферах жизни, деятельности, в быту будущих специалистов физической культуры; методическая подготовка педагогов к эффективной работе с «трудными», дезадаптивными детьми.
7. Формирование культуры здорового образа жизни, психологической готовности к организации здоровьесберегающих процессов, заботы о состоянии здоровья своих воспитанников [2, с. 6-8].
Воспитание у студентов компонентов гуманистической направленности в физкультурном образовании в вузе, как развивающаяся система, требует подбора педагогических условий, которые бы способствовали развитию данных характеристик. В нашем случае специфика педагогических условий заключается в том, что они намеренно создаются в образовательном процессе вуза, прежде всего самим преподавателем.
Первое педагогическое условие мы сформулировали так: необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях.
Мы учитывали тот факт, что специфика физической культуры заключается в формировании ее культурообразующей функции, которая выступает наполняющей частью образования, индикатором практической деятельности, способной перевести мотивы профессионального поведения в устойчивую систему образа жизни личности.
Второе педагогическое условие предполагает субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решение студентами гуманно-ориентированных задач и ситуаций.
Мы убеждены, что в основе эффективного процесса развития гуманистической направленности в физическом воспитании должен быть диалогический подход. Он позволяет определять субъект-субъектное взаимодействие между участниками педагогического процесса, способствует увеличению меры свободы между ними, обеспечивает самоактуализацию и самопрезентацию личности студентов. Основная задача преподавателя - не только и не столько учить и воспитывать, сколько актуализировать, стимулировать студента к саморазвитию, создавая условия для самодвижения.
На разных этапах коммуникативной деятельности в физкультурном образовании вуза посредством встречных условий преподавателя и студентов, а также студентов между собой происходит освоение гуманистических ценностных позиций студента и различных функций его как субъекта в новых ролях диалогового типа (как соучастника, партнера, инициатора новых целей, конструктивного критика, организатора и т. д.).
Гуманно-ориентированное педагогическое взаимодействие должно строиться на основе гуманистической педагогической поддержки. В процессе такого взаимодействия как фактора становления гуманистических характеристик происходит и развитие рефлексивных способностей студента, накопление опыта гуманистических отношений и совершенствование человеческих качеств.
Третье педагогическое условие предполагает использование возможностей внеаудиторной деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента.
Особенность внеучебной (внеаудиторной) образовательной среды состоит в том, что она базируется на абсолютной добровольности участия и соучастия студента, свободе выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора, свободном выходе из деятельности без последствий. Здесь исключена ситуация насилия.
В процессе внеаудиторной деятельности для каждого студента ситуация развития имеет свой
индивидуальный вариант и разворачивается как микросреда, как возможность расширения рамок ситуации гуманистического выбора.
Реализация первого педагогического условия (необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях) способствует обучению студентов основам гуманистических отношений педагога физической культуры в рамках специально разработанного спецкурса «Гуманистический характер деятельности спортивного педагога».
Обучающая функция спецкурса заключается в развитии базовых понятий гуманистической психопедагогики, повторении морально-нравственных норм и категорий.
Особое внимание в содержании спецкурса уделяется обучению студентов способам самообразования, самопознания и самореализации в области гуманно-ориентированного общения.
Задачи апробируемого спецкурса состояли в углублении гуманистических знаний и развитии гуманистического мировоззрения; в изучении нравственно-этических норм, регулирующих взаимодействие педагога физической культуры с другими участниками образовательного процесса.
В рамках реализации второго педагогического условия (субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решения студентами гуманно-ориентированных задач и ситуаций) на практических занятиях разыгрывались ситуационные игры, создавались ценностно-значимые проблемные ситуации с решением задач гуманистического характера («Конфликт в спортивном коллективе», «Нарушение спортивного режима», «Наказание как метод воспитания» и др.).
Внедрение в процесс физкультурного образования третьего педагогического условия предполагает использование возможностей внеаудиторной (внеучебной) деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента.
С этой целью в процессе целенаправленно организованной педагогической практики на базе детско-юношеских спортивных школ, физ-культурно-спортивных центров, в работе с тренерами, родителями и учащимися, а также в рамках внеаудиторной деятельности создавались условия накопления гуманистического опыта студентов. С этой целью были разработаны направления гуманистического воспита-
ния студентов и учащихся, которые являлись естественным продолжением спецкурса по развитию гуманистической направленности студентов. В этих рамках предоставляется возможность для развития нравственной, эмоциональной, волевой сфер всех субъектов физкультур-но-образовательного процесса; обеспечивается развитие организационно-творческих умений студентов по применению гуманистических знаний и принципов в решении практических заданий; выработка толерантного отношения студентов к различным стремлениям, мнениям, взглядам, суждениям, позициям окружающих [4].
Реализация данных направлений в образовательном процессе вузов, занимающихся профессиональной подготовкой студентов, явилась приоритетной задачей нашего исследования. По ее окончании с помощью диагностических методов (наблюдение, метод независимых характеристик, беседа, самооценка и др.) был выявлен целый ряд существенных позитивных изменений в части развития гуманистической направленности студентов. Изменения выражались в следующем:
- произошли качественные сдвиги в восприятии студентами других людей с их проблемами и заботами;
- развились и укрепились умения отождествлять себя с другими людьми и ставить себя на место другого (способность к эмпатии);
- повысилась направленность на освоение методов межличностного познания, чуткость и терпимость к экспрессивным и нестандартным проявлениям своих однокурсников, товарищей по спортивной команде, потенциальных воспитанников;
- уменьшилось число сторонников разрешения конфликтных ситуаций в физкультурном образовательном процессе с помощью манипулирования, психологического давления, использования грубой силы;
- увеличился круг людей из окружения студента, нуждающихся в помощи, поддержке и сострадании;
- определились круг проблем и пути их дальнейшего разрешения на основе выработки собственной стратегии гуманно-ориентированного поведения;
- стало более глубоким осознание гуманистического потенциала физической культуры и спорта [4, с. 197, 198].
В подтверждение вышеуказанного говорят и результаты повторных опросов студентов.
Так, если в начале исследования только 28% опрошенных считали своей первоочередной задачей заботу о физическом и психическом здоровье своих воспитанников, то в конце работы таких студентов было уже 77%.
Применение в случае необходимости физической силы по отношению к своим ученикам оправдывали 37% будущих спортивных педагогов; на заключительном этапе эта цифра сократилась до 3,5% .
Наиболее эффективным стилем является авторитарный (директивный) стиль педагогического руководства - так думали 45% опрошенных; в конце исследования сторонников данного стиля осталось только 11%.
Нормально относились к применению различных вредных и опасных для здоровья препаратов (если это необходимо в целях спортивной победы) 51% студентов. Осознали пагубность подобного подхода на заключительном этапе исследования 86% (остались при своем мнении 14% респондентов).
Посчитали проявление добрых чувств, заботы, участия, поддержки и помощи по отношению к своим воспитанникам необходимым постоянно на начальном этапе исследования 44%, в конце - 79%; допустимым в отдельных случаях: в начале - 30%, в конце - 18%; излишним: в начале - 26%, в конце - 3% студентов.
Анализ результатов исследования показал положительную динамику в развитии гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования.
Педагогическими условиями развития гуманистической направленности студентов являются: необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях; субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решение студентами гуманно-ориентированных педагогических задач и ситуаций; использование возможностей внеаудиторной деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента. Наиболее эффективными педагогическими средствами работы со студентами явились ролевые игры, рефлексивные беседы, дискуссии.
17.12.2012
Список литературы:
1. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / В. Л. Бенин. - Уфа : Изд-во БГПИ, 1994. - 274 с.
2. Глазина, Т. А. Развитие гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования в вузе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т. А. Глазина. - Челябинск, 2009. - 23 с.
3. Найн, А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования / А. Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 10. - С. 46-47.
4. Акимова, Е. А. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика : монография / Е. А. Акимова, Е. Н. Алдашова, Т. А. Глазина ; под общей ред. проф. О. И. Кирикова - Книга 4. - Воронеж : ВГПУ, 2009. - С. 192-203.
Сведения об авторе:
Глазина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел. 8 (3532) 340635, e-mail: [email protected]
UDC 378:796.07-052 Glazina T. A.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF STUDENTS
In article the pedagogical technology of introduction of a complex of the pedagogical conditions promoting development of a humanistic orientation of students is considered. The concept «a humanistic orientation of the student» is specified, possibility of valuable potential of physical training is analyzed. Key words: a humanistic orientation, pedagogical conditions, physical training.
Bibliography:
1. Benin, B. L. Pedagogical culture : its contents and specifics / B. L. Benin. - Ufa : BGPI publishing house, 1994. - 274 p.
2. Glazina, T. A. Development of a humanistic orientation of students in the course of sports education in higher education institution: author's abstract of dissertation ... edging. ped. sciences / T. A. Glazina. - Chelyabinsk, 2009. - 23 p.
3. Nayn, A. Ya. Prognostic paradigm of a humanization of continuous multilevel higher sports education / A. Ya. Nayn // Theory and practice of physical culture. - 1995. - № 10. - P. 46-47.
4. Akimova, E. A. Educational and innovative technologies : theory and practice : monograph / E. A. Akimova, E. N. Aldashova, T. A. Glazina ; under the general editorship of prof. O. I. Kirikova. - Book 4. - Voronezh : VGPU, 2009. - P. 192-203.