Научная статья на тему 'Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов'

Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается педагогическая технология внедрения комплекса педагогических условий, способствующих развитию гуманистической направленности студентов. Уточнено понятие «гуманистическая направленность студента», анализируется возможность ценностного потенциала физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF STUDENTS

In article the pedagogical technology of introduction of a complex of the pedagogical conditions promoting development of a humanistic orientation of students is considered. The concept «a humanistic orientation of the student» is specified, possibility of valuable potential of physical training is analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов»

УДК 378:796.07-052

Глазина Т.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается педагогическая технология внедрения комплекса педагогических условий, способствующих развитию гуманистической направленности студентов. Уточнено понятие «гуманистическая направленность студента», анализируется возможность ценностного потенциала физической культуры.

Ключевые слова: гуманистическая направленность, педагогические условия, физическая культура.

Осуществляемая в нашей стране реформа отечественного образования базируется прежде всего на принципах гуманизма, которые предполагают приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, гуманистический характер образования.

Актуальность проблемы развития гуманистической направленности студента в процессе физкультурного образования обусловлена потребностью общества в личности педагога физической культуры, обладающего чувством моральной ответственности, умением использовать гуманистический потенциал физической культуры и спорта в интересах своих воспитанников, готового осуществлять своевременную, конкретную помощь и психологическую защиту во взаимодействии с учащимися, спортсменами, коллегами [1].

В современной теории и методике физкультурного образования приоритетным является формирование и развитие физических качеств обучающихся. Вместе с тем в ряду социокультурных ценностей, позволяющих судить о сфор-мированности личности профессионала, находятся и ценности физической культуры, имеющие гуманистический смысл.

Наше исследование посвящено проблеме развития гуманистической направленности личности студентов - будущих преподавателей физической культуры и спорта.

Целью исследования явилась разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие гуманистической направленности студентов в образовательном процессе вуза.

Краткий психологический словарь трактует направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личнос-

ти. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, ценностями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Исходя из этого определения и на основе анализа других психологических источников, мы попытались уточнить ключевое понятие нашего исследования. По нашему мнению, гуманистическая направленность личности студента представляет собой интегратив-ное качество, устойчивость системы доминирующих мотивов и ценностей, определяющих поведение и деятельность будущего специалиста, проявляющихся в системе гуманистических интересов, убеждений, стремлений, установок, влияющих на избирательность действий и поступков в отношениях с другими людьми [3, с. 46, 47].

На первом этапе нашего исследования мы попытались выяснить, насколько готов сегодня будущий педагог физической культуры к реализации принципа гуманизма, к приобщению учеников к системе гуманистических ценностей в учебно-тренировочном процессе.

Для выяснения этого вопроса нами применялись такие исследовательские методы, как беседа и письменный опрос. Работа проводилась в вузах Уральского региона (Уральском государственном университете физической культуры, Оренбургском государственном педагогическом университете). Всего в опросе участвовало 185 студентов старших курсов - будущих преподавателей физической культуры. Приведем лишь некоторые результаты:

- только 28% из опрошенных считают своей первоочередной задачей заботу о физическом и психическом здоровье своих учеников;

- 37% студентов считают оправданным в случае крайней необходимости применение к своим воспитанникам физической силы;

- наиболее эффективным стилем педагогического руководства является авторитарный (директивный) стиль - так думают 45% респондентов;

- 51% опрошенных нормально относятся к применению различных химических препаратов, допинга, опасного для здоровья, если это необходимо в целях спортивной победы;

- в то же время постоянное проявление добрых чувств, заботы, участия, поддержки и помощи своим ученикам считают необходимым 44%; допустимым в отдельных случаях - 30%; излишним (видя в этом демонстрацию собственной слабости) - 26%;

- около 55% в своей спортивной практике подвергались психологическому давлению, физическому насилию, моральному унижению со стороны своих наставников, однако осуждают такие факты только 29%; считают их допустимыми «в воспитательных целях» - 28%; а 33% готовы использовать элементы насилия в своей спортивно-педагогической деятельности.

Объяснением столь тревожной ситуации в вопросе готовности студентов - спортсменов к реализации в учебном процессе социально-гуманистической функции является, помимо всего прочего, и позиция определенной части преподавателей и тренеров по вышеуказанным вопросам.

Об этом свидетельствуют результаты опросов преподавателей физической культуры вузов (всего - 50 человек), которые считают проблему воспитания у студентов нравственных и гуманистических качеств: приоритетной - 37%; достаточно важной, но не ключевой - 32%; малоактуальной - 31% [2].

Мы предположили, что для исправления сложившейся ситуации и повышения эффективности процесса приобщения студентов к гуманистическим ценностям необходимо создание системы воспитательной работы, которая объединяла бы усилия всего преподавательского состава вуза.

По нашему мнению, основными направлениями такой работы в процессе физкультурно-педагогического образования студентов должны стать следующие направления.

1. Гуманизация и гуманитаризация всех дисциплин спортивно-педагогического цикла.

2. Расширение спецкурсов, курсов по выбору, посвященных пониманию роли гуманизма

и нравственности в деятельности спортивного педагога.

3. Расширение возможностей применения диалоговых форм работы преподавателя и студентов, направленных на разрешение проблемных задач и ситуаций, предполагающих необходимость нравственного выбора, зачастую не имеющих однозначного бесспорного решения.

4. Активизация рефлексивных процессов студентов, направленных на самопонимание, самоисследование, самореализацию и построение позитивных жизненных перспектив.

5. Включение студентов в научно-исследовательскую работу, посвященную анализу передового опыта воспитательной деятельности спортивных педагогов в различных образовательных учреждениях.

6. Предупреждение дезадаптивного поведения будущих спортивных педагогов. Формирование активной позиции в борьбе с асоциальными, аморальными проявлениями в различных сферах жизни, деятельности, в быту будущих специалистов физической культуры; методическая подготовка педагогов к эффективной работе с «трудными», дезадаптивными детьми.

7. Формирование культуры здорового образа жизни, психологической готовности к организации здоровьесберегающих процессов, заботы о состоянии здоровья своих воспитанников [2, с. 6-8].

Воспитание у студентов компонентов гуманистической направленности в физкультурном образовании в вузе, как развивающаяся система, требует подбора педагогических условий, которые бы способствовали развитию данных характеристик. В нашем случае специфика педагогических условий заключается в том, что они намеренно создаются в образовательном процессе вуза, прежде всего самим преподавателем.

Первое педагогическое условие мы сформулировали так: необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях.

Мы учитывали тот факт, что специфика физической культуры заключается в формировании ее культурообразующей функции, которая выступает наполняющей частью образования, индикатором практической деятельности, способной перевести мотивы профессионального поведения в устойчивую систему образа жизни личности.

Второе педагогическое условие предполагает субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решение студентами гуманно-ориентированных задач и ситуаций.

Мы убеждены, что в основе эффективного процесса развития гуманистической направленности в физическом воспитании должен быть диалогический подход. Он позволяет определять субъект-субъектное взаимодействие между участниками педагогического процесса, способствует увеличению меры свободы между ними, обеспечивает самоактуализацию и самопрезентацию личности студентов. Основная задача преподавателя - не только и не столько учить и воспитывать, сколько актуализировать, стимулировать студента к саморазвитию, создавая условия для самодвижения.

На разных этапах коммуникативной деятельности в физкультурном образовании вуза посредством встречных условий преподавателя и студентов, а также студентов между собой происходит освоение гуманистических ценностных позиций студента и различных функций его как субъекта в новых ролях диалогового типа (как соучастника, партнера, инициатора новых целей, конструктивного критика, организатора и т. д.).

Гуманно-ориентированное педагогическое взаимодействие должно строиться на основе гуманистической педагогической поддержки. В процессе такого взаимодействия как фактора становления гуманистических характеристик происходит и развитие рефлексивных способностей студента, накопление опыта гуманистических отношений и совершенствование человеческих качеств.

Третье педагогическое условие предполагает использование возможностей внеаудиторной деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента.

Особенность внеучебной (внеаудиторной) образовательной среды состоит в том, что она базируется на абсолютной добровольности участия и соучастия студента, свободе выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора, свободном выходе из деятельности без последствий. Здесь исключена ситуация насилия.

В процессе внеаудиторной деятельности для каждого студента ситуация развития имеет свой

индивидуальный вариант и разворачивается как микросреда, как возможность расширения рамок ситуации гуманистического выбора.

Реализация первого педагогического условия (необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях) способствует обучению студентов основам гуманистических отношений педагога физической культуры в рамках специально разработанного спецкурса «Гуманистический характер деятельности спортивного педагога».

Обучающая функция спецкурса заключается в развитии базовых понятий гуманистической психопедагогики, повторении морально-нравственных норм и категорий.

Особое внимание в содержании спецкурса уделяется обучению студентов способам самообразования, самопознания и самореализации в области гуманно-ориентированного общения.

Задачи апробируемого спецкурса состояли в углублении гуманистических знаний и развитии гуманистического мировоззрения; в изучении нравственно-этических норм, регулирующих взаимодействие педагога физической культуры с другими участниками образовательного процесса.

В рамках реализации второго педагогического условия (субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решения студентами гуманно-ориентированных задач и ситуаций) на практических занятиях разыгрывались ситуационные игры, создавались ценностно-значимые проблемные ситуации с решением задач гуманистического характера («Конфликт в спортивном коллективе», «Нарушение спортивного режима», «Наказание как метод воспитания» и др.).

Внедрение в процесс физкультурного образования третьего педагогического условия предполагает использование возможностей внеаудиторной (внеучебной) деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента.

С этой целью в процессе целенаправленно организованной педагогической практики на базе детско-юношеских спортивных школ, физ-культурно-спортивных центров, в работе с тренерами, родителями и учащимися, а также в рамках внеаудиторной деятельности создавались условия накопления гуманистического опыта студентов. С этой целью были разработаны направления гуманистического воспита-

ния студентов и учащихся, которые являлись естественным продолжением спецкурса по развитию гуманистической направленности студентов. В этих рамках предоставляется возможность для развития нравственной, эмоциональной, волевой сфер всех субъектов физкультур-но-образовательного процесса; обеспечивается развитие организационно-творческих умений студентов по применению гуманистических знаний и принципов в решении практических заданий; выработка толерантного отношения студентов к различным стремлениям, мнениям, взглядам, суждениям, позициям окружающих [4].

Реализация данных направлений в образовательном процессе вузов, занимающихся профессиональной подготовкой студентов, явилась приоритетной задачей нашего исследования. По ее окончании с помощью диагностических методов (наблюдение, метод независимых характеристик, беседа, самооценка и др.) был выявлен целый ряд существенных позитивных изменений в части развития гуманистической направленности студентов. Изменения выражались в следующем:

- произошли качественные сдвиги в восприятии студентами других людей с их проблемами и заботами;

- развились и укрепились умения отождествлять себя с другими людьми и ставить себя на место другого (способность к эмпатии);

- повысилась направленность на освоение методов межличностного познания, чуткость и терпимость к экспрессивным и нестандартным проявлениям своих однокурсников, товарищей по спортивной команде, потенциальных воспитанников;

- уменьшилось число сторонников разрешения конфликтных ситуаций в физкультурном образовательном процессе с помощью манипулирования, психологического давления, использования грубой силы;

- увеличился круг людей из окружения студента, нуждающихся в помощи, поддержке и сострадании;

- определились круг проблем и пути их дальнейшего разрешения на основе выработки собственной стратегии гуманно-ориентированного поведения;

- стало более глубоким осознание гуманистического потенциала физической культуры и спорта [4, с. 197, 198].

В подтверждение вышеуказанного говорят и результаты повторных опросов студентов.

Так, если в начале исследования только 28% опрошенных считали своей первоочередной задачей заботу о физическом и психическом здоровье своих воспитанников, то в конце работы таких студентов было уже 77%.

Применение в случае необходимости физической силы по отношению к своим ученикам оправдывали 37% будущих спортивных педагогов; на заключительном этапе эта цифра сократилась до 3,5% .

Наиболее эффективным стилем является авторитарный (директивный) стиль педагогического руководства - так думали 45% опрошенных; в конце исследования сторонников данного стиля осталось только 11%.

Нормально относились к применению различных вредных и опасных для здоровья препаратов (если это необходимо в целях спортивной победы) 51% студентов. Осознали пагубность подобного подхода на заключительном этапе исследования 86% (остались при своем мнении 14% респондентов).

Посчитали проявление добрых чувств, заботы, участия, поддержки и помощи по отношению к своим воспитанникам необходимым постоянно на начальном этапе исследования 44%, в конце - 79%; допустимым в отдельных случаях: в начале - 30%, в конце - 18%; излишним: в начале - 26%, в конце - 3% студентов.

Анализ результатов исследования показал положительную динамику в развитии гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования.

Педагогическими условиями развития гуманистической направленности студентов являются: необходимость развития у студентов способности ориентироваться в гуманистических ценностях; субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия, включающий диалогические формы педагогического общения и решение студентами гуманно-ориентированных педагогических задач и ситуаций; использование возможностей внеаудиторной деятельности в обогащении гуманистического потенциала студента. Наиболее эффективными педагогическими средствами работы со студентами явились ролевые игры, рефлексивные беседы, дискуссии.

17.12.2012

Список литературы:

1. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / В. Л. Бенин. - Уфа : Изд-во БГПИ, 1994. - 274 с.

2. Глазина, Т. А. Развитие гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования в вузе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т. А. Глазина. - Челябинск, 2009. - 23 с.

3. Найн, А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования / А. Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 10. - С. 46-47.

4. Акимова, Е. А. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика : монография / Е. А. Акимова, Е. Н. Алдашова, Т. А. Глазина ; под общей ред. проф. О. И. Кирикова - Книга 4. - Воронеж : ВГПУ, 2009. - С. 192-203.

Сведения об авторе:

Глазина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел. 8 (3532) 340635, e-mail: [email protected]

UDC 378:796.07-052 Glazina T. A.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE HUMANISTIC ORIENTATION OF STUDENTS

In article the pedagogical technology of introduction of a complex of the pedagogical conditions promoting development of a humanistic orientation of students is considered. The concept «a humanistic orientation of the student» is specified, possibility of valuable potential of physical training is analyzed. Key words: a humanistic orientation, pedagogical conditions, physical training.

Bibliography:

1. Benin, B. L. Pedagogical culture : its contents and specifics / B. L. Benin. - Ufa : BGPI publishing house, 1994. - 274 p.

2. Glazina, T. A. Development of a humanistic orientation of students in the course of sports education in higher education institution: author's abstract of dissertation ... edging. ped. sciences / T. A. Glazina. - Chelyabinsk, 2009. - 23 p.

3. Nayn, A. Ya. Prognostic paradigm of a humanization of continuous multilevel higher sports education / A. Ya. Nayn // Theory and practice of physical culture. - 1995. - № 10. - P. 46-47.

4. Akimova, E. A. Educational and innovative technologies : theory and practice : monograph / E. A. Akimova, E. N. Aldashova, T. A. Glazina ; under the general editorship of prof. O. I. Kirikova. - Book 4. - Voronezh : VGPU, 2009. - P. 192-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.