УДК 378:796.062
Шарипов Марат Фоатович
Старший преподаватель кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования Уральскогогосударственногоуниверситета физической культуры, girewik1987@bk.ru, Челябинск
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Отражены основные результаты опытно-экспериментальной работы по данной проблеме. Дано описание и экспериментальное обоснование комплекса педагогических условий данного процесса, а также пути их реализации. Приводятся сравнительные данные, полученные на основе обеспечения в образовательном процессе бакалавра физической культуры комплекса педагогических условий, а также их отдельных пар. Отражено влияние педагогических условий на мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности к спортивно-педагогическому менеджменту. При помощи математической статистики и сравнительного анализа, доказывается, что изучаемый педагогический процесс в наибольшей степени эффективен при реализации всего комплекса разработанных педагогических условий.
Ключевые слова: развитие, готовность, бакалавр физической культуры, спортивно-педагогический менеджмент.
Sharipov Marat Foatovich
Lecturer of department of the History ofPhysical culture, sport and Olympic Education of the Ural State University of Physical Culture, girewik1987@bk.ru, Chelyabinsk
DEVELOPMENT OF READINESS OF BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION TO SPORT-PEDAGOGICAL MANAGEMENT
Abstract. The article discusses the process of development regarding the readiness of students with a Bachelor of Physical Culture to sport-pedagogical management. An experimental study was conducted to explore this issue further. The article opens with the description and experimental justification of the complex of pedagogical conditions regarding the process of development to readiness, as well as ways to implement them. The data used in the study was based of a comparison of various complex pedagogical conditions versus individual pedagogical conditions upon the educational process of the Bachelor of Physical Education. With the help of mathematical statistics and comparative analysis, it is proved that an entire complex of developed pedagogical conditions is most effective for implementing the studied pedagogical process. The results founded reflects the influence of pedagogical conditions on motivational, evaluative, cognitive, operational, and reflective components of readiness for sport-pedagogical management.
Keywords: development, readiness, bachelor of physical education, sport-pedagogical management.
В последнее время в Российской Федерации продолжается интенсивная модернизация высшего профессионального образования. Это связано с объективными изменениями, происходящими под влиянием информационных технологий в познавательных процессах человека и различных аспектах жизни общества, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. В рамках модернизации в 2010 году Мини-
стерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 034300 «Физическая культура», который определил основные требования, предъявляемые к выпускникам [3]. Данный стандарт закрепил организационно-управленческую деятельность как один из основных видов деятельности будущего
бакалавра физической культуры. Наше исследование показало, что подготовка к этому и другим видам деятельности бакалавра физической культуры может быть реализована в процессе развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту, так как это предполагает педагогическую и организационно-управленческую подготовку. Это следует из анализа понятия «спортивно-педагогический менеджмент», которое было рассмотрено в опубликованной нами ранее статье [10, с. 205].
В настоящее время существует ряд исследований, предметом которых является изучение различных сторон профессиональной подготовки выпускников вузов физической культуры [1; 5; 6; 9]. Вместе с тем, как отмечает А. М. Коробков [5, с. 99], вопросы менеджерской подготовки бакалавров физической культуры остаются недостаточно изученными. Исходя из этого исследования, затрагивающие различные аспекты организационно-управленческой подготовки бакалавра физической культуры, сегодня являются актуальными.
В связи с вышеизложенным, в данной статье рассматриваются результаты опытно-экспериментального исследования одного из аспектов профессионального подготовки бакалавров физической культуры, а именно - развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту.
Исследование включало в себя три основных этапа - теоретический, теоретико-экспериментальный и экспериментальный. На теоретическом уровне использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, и абстрагирование. На данном этапе происходило исследование структуры готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту.
На теоретика-экспериментальном этапе основными методами выступили педагогическое наблюдение, моделирование и научное прогнозирование. Основным результатом данного этапа стало выявление педагогических условий оптимального развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту.
На экспериментальном этапе исследование осуществлялась в условиях организации
педагогического эксперимента. Эксперимент имел классическую схему: констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный этапы.
Для оценки уровня развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту в констатирующем и контрольно-оценочном экспериментах использовалась адаптированная методика определения уровня готовности к педагогическому менеджменту, предложенная О. В. Баянкиным [2, с. 145]. Данная методика содержит 40 эталонных критериев, характеризующих развитие основных компонентов готовности, в зависимости от выраженности которых респондент получает от нуля до одного балла. Далее рассчитывалась доля от максимально возможного количества набранных баллов (30) и определялся общий уровень готовности респондента к спортивно-педагогическому менеджменту, а также отдельно по каждому компоненту. Всего в диагностической методике автором предусмотрено четыре уровня - креативный (0,9-1 балл), продуктивный (0,6-0,89 баллов), репродуктивный (0,3-0,59 баллов) и интуитивно-адаптивный (менее 0,3 балла). Должный уровень развития составляет продуктивный и креативный уровни - то есть 0,6-1 балл.
На теоретическом этапе исследования было выявлено, что готовность бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту имеет четырехком-понентную структуру, включающую в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты (далее МЦК, КК, ДК и РК). Анализ литературных источников [2; 4; 5; 6], изучение опыта коллег-преподавателей и эмпирические данные, полученные в ходе собственной педагогической деятельности, позволили сформулировать предположение о том, что развитие всех четырех компонентов готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту будет наиболее эффективным, если данный процесс осуществляются с соблюдением комплекса определенных педагогических условий. Далее рассмотрим их.
Первое педагогическое условие - активизация самообразовательной деятельности студентов на основе партисипативного
управления. Реализация данного условия предполагает высокую степень участия студентов в собственном обучении, что является основой партисипативного подхода [11; 12; 13]. Сущность партиспативного подхода в педагогике обобщена в специальной работе Е. В. Яковлева и Н. О. Яковлевой. Партисипация, лежащая в основе данного подхода, трактуется авторами как принцип управления, предполагающий ориентацию совместной деятельности на сотрудничество, обеспечение коллективной ответственности, соуправления [11, с. 122]. Таким образом, суть партисипативного подхода заключается в том, что педагогический процесс организуется на принципах сотрудничества и взаимодействия, путем принятия совместных решений, направленных на выбор средств, форм и содержания учебной деятельности. Не вызывает сомнений целесообразность использования данного подхода в развитии готовности к организационно-управленческой и педагогической деятельности, так как участие в организации собственного обучения требует развития компетенций, которые будут в дальнейшем обеспечивать способности организовывать педагогические процессы и иную деятельность, связанную с ними, уже в роли учителя, преподавателя тренера или управленца.
Второе педагогическое условие - интеграция учебных дисциплин, развивающих необходимые управленческие и педагогические компетенции. Подразумевается, что те или иные компетенции, освоение которых предполагает процесс развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту, формируются у студентов на различных дисциплинах. Второе педагогическое условие предполагает их последующее развитие на основе междисциплинарной интеграции.
Понятие «интеграция» трактуется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В педагогике интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целое образование с появлением качественно новых свойств [8, с. 201].
Междисциплинарная интеграция может быть реализована практически на всех дисциплинах, входящих в образовательный про-
цесс бакалавра физической культуры. Многие компетенции, составляющие готовность бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту, формируются и развиваются на разных дисциплинах, составляющих его образовательный процесс. Процесс взаимной интеграции данных дисциплин, несомненно, должен усилить эффект развития данных компетенций.
Третье педагогическое условие - разработка и использование вариативного спецкурса, направленного на развитие необходимых компетенции, составляющих готовность к спортивно-педагогическому менеджменту. Данное педагогическое условие способствует тому, что компетент-ностная модель бакалавра физической культуры, подготовленного к спортивно-педагогическому менеджменту, приобретает законченный вид. Для этого нами был разработан и внедрен спецкурс - «Основы спортивно-педагогиче ского менеджмента». Назначение данного спецкурса - развивать готовность бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Это подразумевает, что определенный базис (который и необходимо развивать) уже заложен на других дисциплинах. В связи с этим спецкурс необходимо внедрять на старших курсах обучения бакалавра физической культуры, то есть на четвертом курсе.
Пути реализации каждого из трех педагогических условий представлены в таблице 1.
Каждое педагогическое условие находится в тесной взаимосвязи с другими, то есть в комплексе.
Для проверки эффективности комплекса педагогических условий развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту были выбраны три экспериментальные площадки: Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), г. Челябинск, филиал УралГУФК, г. Екатеринбург и Стерлитамакский институт физической культуры, г. Стерлитамак.
Каждому из педагогических условий был присвоен условный код: ПУ-1, ПУ-2 и ПУ-3 в соответствии с порядком их описания. Данные педагогические условия в комплексе были привнесены в учебный процесс бакалавров физической культуры. Всего было скомплектовано три экспериментальные
_VOCATIONAL TRAINING_
Таблица 1 - Пути реализации комплекса педагогических условий
Педагогическое условие Пути реализации
Активизация самообразовательной деятельности студентов на основе партиси-пативного управления (ПУ-1) - использование методов активного обучения - проведение мониторинга наиболее интересных для студентов форм обучения - использование элементов «кейз-стади» и проектных методов с учетом мнения самих студентов о теме и характере работы
Интеграция учебных дисциплин, развивающих необходимые управленческие и педагогические компетенции (ПУ-2) - разработка рекомендаций для преподавателей по дисциплинам, формирующим компетенции, входящие в готовность к спортивно-педагогическому менеджменту - стимулирование студентов в направлении выявления общих аспектов различных дисциплин в образовательном процессе вуза - разработка и использование практико-ориентированных комплексных проектов
Разработка и применение спецкурса, направленного на развитие необходимых компетенций, составляющих готовность к спортивно-педагогическому менеджменту (ПУ-3) - разработка спецкурса «основы спортивно-педагогического менеджмента» для восьмого семестра обучения бакалавра физической культуры; - составление компетентностной модели развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту - мониторинг компетентностного содержания учебных дисциплин, входящих в образовательный процесс бакалавра физической культуры - выбор содержания, средств, форм и методов в соответствии с необходимостью развития недостающих или развитых в недостаточной степени компетенций
и одна контрольная группы (ЭГ-1-3 и КГ). Комплектование экспериментальных и контрольной групп отражено в таблице 2.
Проведенные замеры исходного уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту во всех группах дали следующие результаты (Рисунок 1).
Результаты измерений, представленные на рисунке 1, показывают, что все четыре компонента во всех группах имеют приблизительно одинаковый уровень развития -размах результатов не превышает одного балла. Также очевидно, что уровень развития каждого компонента, и, соответственно, общий уровень развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту не выходит за границы зоны репродуктивного уровня. Расчеты, проведенные на основе компьютерной программы «Статистика
в педагогике», рекомендованной в пособии по математической статистике Д. А. Новикова [7, с. 6], с применением непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни, показали, что различия носят статистические незначимый характер. Это касается как разницы в развитии отдельных компонентов, так и общего уровня во всех четырех группах. На основании этого, данные группы можно считать статистически идентичными и использовать их для проверки эффективности разработанных педагогических условий.
Реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялась в трех экспериментальных группах. Контрольная группа продолжала заниматься без изменений.
В конце второго семестра учебного года (согласно нагрузке спецкурса «Основы спортивно-педагогического менеджмента»)
Таблица 2 - Организация опытно-эксперименталънойработы
Группа Площадка Контингент Педагогические условия
ЭГ-1 УралГУФК, Челябинск 4 курс, 30 человек ПУ-1, ПУ-2, Пу-3
ЭГ-2 УралГУФК, Екатеринбург 4 курс, 25 человек ПУ-1; ПУ-3
ЭГ-3 СИФК, Стерлитамак 4 курс, 27 человек ПУ-2, ПУ-3
КГ УралГУФК, Челябинск 4 курс, 30 человек -
Рисунок 1 - Гистограмма результатов измерений на констатирующем этапе
были проведены повторные измерения уровня развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту.
На рисунке 2 показана динамика развития общего уровня развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту и отдельных ее компонентов у первой экспериментальной группы. В результате формирующего эксперимента общий уровень вырос до 7,30 баллов, то есть достиг зоны продуктивного уровня, что является достаточным исходя из целей нашего исследования. Развитие каждого компонента также достигает продуктивного уровня, что подтверждает комплексность воздействия внедряемых педагогических условий. Расчеты подтверждают статистическую значимость наблюдаемых положительных изменений.
Во второй и третьей экспериментальных группах также были зарегистрированы определенные положительные изменения,
но не настолько выраженные.
На рисунке 3 показано, что общий уровень развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту и большинства ее компонентов также вырос до продуктивного уровня, но существенно ближе к нижней ее границе. Уровень развития рефлексивного компонента остался в зоне репродуктивного уровня. Расчеты показали, что изменения общего уровня носят статистически значимый характер, но не обеспечена должная комплексность развития. Об этом свидетельствует отсутствие статистически значимых изменений в уровне развития рефлексивного, деятельностного и когнитивного компонентов. Основные изменения произошли в мотивационно-ценностном компоненте. В третьей экспериментальной группе (рисунок 4) изменения общего уровня практически совпадают с динамикой результатов второй экспериментальной группы. Наибольший прирост наблюдается в уровне развития мотивационно-ценностного и когнитивно-
Рисунок 2 - Гистограмма динамики результатов констатирующего и контрольно-оценочного измерений (ЭГ-1)
Рисунок 3 - Гистограмма динамики результатов констатирующего и контрольно-оценочного измерений (ЭГ-2)
го компонентов. Прирост деятельностного и рефлексивного компонента носит статистически незначимый характер.
В контрольной группе (рисунок 5) изменения общего уровня и отдельных компонентов оказались статистически незначимыми.
Произведенные расчеты показали, что наиболее эффективным и единственно достаточным является внедрение именно комплекса педагогических условий развития готовности бакалавра физической культуры
к спортивно-педагогическому менеджменту. Это было также подтверждено в результате наблюдений в процессе занятий на спецкурсе «Основы спортивно-педагогического менеджмента».
Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования было установлено, что процесс развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту наиболее эффективен, если протекает при соблюде-
Рисунок 4 - Гистограмма динамики результатов констатирующего и контрольно-оценочного измерений (ЭГ-3)
Рисунок 5 - Гистограмма динамики результатов констатирующего и контрольно-оценочного измерений (КГ)
нии комплекса разработанных педагогических условий. Статистические расчеты с использованием непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни показали, что реализация отдельных педагогических условий, без обеспечения их комплексности, менее эффективна и не позволяет достичь должного (продуктивного) уровня развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Продуктивный уровень достигается только при условии их комплексной реализации.
Библиографический список
1. Анисимова В. А., Драговоз Л. А. Реализация комиетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 76-81.
2. Баянкин О. В. Подготовка будущего учителя физической культуры к педагогическому менеджменту: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 155 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] режим доступа : http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm121-1.pdf (дата обращения 10.07.2014).
4. Колосов Б. М. Готовность к деятельности в психологии // Psychology OnLine.net : Материалы по психологии [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/
doc-1408.html (дата обращения 13.11.2012).
5. Коробков А. М. Теоретические основы педагогического менеджмента спортивной федерации // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - № 11. -С. 99-102.
6. Наин А. Я., Назарова О. Л., Кондрух В. И. Развитие профессионально-значимых качеств будущих специалистов физической культуры: учеб. пособие (спецкурс по выбору). - Челябинск: УралГУФК, 2006. - 158 с.
7. НовиковД. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). -М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
8. РапацевичЕ. А. Педагогика: большая современная энциклопедия. - М. : ACT, 2005 - 720 с.
9. Романова Н. Н. Содержание методики развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 88-91.
10. Шарипов М. Ф. Исследование уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 1. - С. 205-209.
11. Яковлев Е. В., Яковлева О. Н. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с.
12. Brophy J Classroom management as instruction : Socializing Self-Guidance in Students // Theory info Practice. - 1985. - № 4. - S 164-165.
13. Locke E. A. The Ideals of Frederick W. Taylor: An Evaluation // Academy of Management Review. - 1982. - № 7. - S. 23-29.