УДК 796
М. Ф. Шарапов
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Рассматриваются теоретические аспекты моделирования процесса развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Представлена и обоснована структурно-функциональная модель данного процесса. Дано описание и краткое содержание входящих в модель блоков - целевого, содержательного, процессуального, оценочного и результативного.
Ключевые слова: моделирование, развитие, готовность, бакалавр физической культуры, спортивно-педагогический менеджмент
Современный выпускник вуза физической культуры согласно социальному заказу, закрепленному в нормативных документах, должен иметь универсальную подготовленность, позволяющую ему осуществлять профессиональную деятельность на разных звеньях отрасли физической культуры и спорта - от общеобразовательной школы до спортивной федерации или отраслевых органов государственной власти. В связи с этим возрастает актуальность исследований, направленных на оптимизацию различных сторон образовательного процесса бакалавра физической культуры, особенно если указанные труды рассматривают те или иные аспекты его подготовки не в отдельности, а комплексно. Это находит отражение в работах многих ученых [1; 3-5; 7-9]. Вместе с тем в условиях продолжающейся модернизации системы высшего образования проблема развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту остается не полностью разработанной в современной педагогической науке, что определило выбор темы данного исследования.
Действующий образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает, что бакалавр физической культуры должен быть готов в числе прочих видов деятельности к педагогической, тренерской и организационно-управленческой [2]. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что подготовку бакалавра физической культуры по данным направ-
лениям можно оптимизировать в процессе развития его готовности к спортивно-педагогическому менеджменту.
Как и любой другой педагогический процесс, развитие готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту является сложным и многоаспектным. Для целостного осмысления подобных сложных процессов в современной педагогике используется такой метод научного познания, как построение моделей, или моделирование.
Г. В. Суходольский предложил, на наш взгляд, одну из наиболее удачных трактовок понятия моделирование, рассматривая его «как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [10, с. 96]. Очевидно, что это своего рода способ изучить объект в целом, используя только те его части, которые несут интересующую исследователя информацию. С точки зрения науковедения, моделирование представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения [6, с. 78]. Данный объект и является моделью.
Анализ учебного процесса бакалавра физической культуры в Уральском государственном университете физической культуры позволил спроектировать модель развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту, представленную на рис.
155
И о
Ч
о «
о п и
и
о
Ч о
л Ч и н ев
н в и
ч о
и
И о
Ч о
^
о и о
я о в В
\ V
И о
ч
о
Т о я и я О
Социальный заказ - бакалавр физической культуры, готовый к управленческой и педагогической деятельности
Цель - развитие готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту
О
Мотивационно-ценностный компонент
Содержательный компонент
Деятельност-ный компонент
Рефлексивный компонент
Компетенции
общекультурные компетенции (ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10); педагогическая деятельность (ПК-4, ПК-6); тренерская деятельность (ПК-11, ПК-13); организационно-управленческая деятельность (ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23); научно-исследовательская деятельность (ПК-31)
Результатвный Д Результат: готовность бакалавра физической культуры к блок | спортивно-педагогическому менеджменту
"V
Подходы: интегративно-развивающий, компетентностный, партисипативный
Формы Аудиторные, внеаудиторные, индивидуальные, групповые Методы Методы активного обучения: проблемные лекции, деловые игры, метод проектов Средства Электронные средства, учебные пособия, видео- и фотоматериалы
V
Критерии
Мотивацион- Содержательный Деятельност- Рефлексив-
но- компонент ный компонент ный компо-
ценностный нент
компонент
Мотивация и Система профес- Склонность к Способность к
ценностное сионально значи- практической адекватной
отношение к мых знаний в об- реализации спор- самооценке в
спортивно- ласти спортивно- тивно- педагогиче-
педагогиче- педагогического педагогического ской и управ-
скому менедж- менеджмента менеджмента ленческой дея-
менту тельности
О
Уровни: интуитивно-адаптивный; репродуктивный; продуктивный; креативный
И
Педагогические условия
ль е
тя
тва
о
00
03 р
б о о
ц
а з и в и кт
<
и щ
ач
у
и т с о н ь л е т я
е д
й о н
в
а пр
у
о г о н в и ат
п и с и
т ар
п е в о н с о
в
а
рп
у
е ы
м
и
д
о
ы X
нб бо ее
£ * я и
аци гр
е
нте
К
г о г
а д
е п и е
в о т о г
а к
ка
т о б
а р
з а Р
о
и
о и и
ё ар
ре
§ и ,н мо
а, ко
й
и ц
н
с
Структурно-функциональная модель развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту
156
Разработанная модель предусматривает соблюдение триединства педагогических условий развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Первым условием является активизация самообразовательной деятельности учащихся на основе партисипативного управления. Вторым -необходимость интеграции учебных дисциплин, развивающих требуемые управленческие и педагогические компетенции. Наконец, третье условие - разработка и использование вариативного спецкурса, направленного на развитие необходимых компетенций, определяющих готовность к спортивно-педагогическому менеджменту. Указанные педагогические условия подробно рассматривались автором в соответствующей публикации [11, с. 263-268], поэтому в данной статье останавливаться на них не целесообразно.
В представленной модели обозначено пять блоков: целевой, содержательный, процессуальный, оценочный и результативный.
Целевой блок отражает идеальный образ развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Цель определена социальным заказом, который предполагает подготовку бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту на уровне не ниже креативного.
Содержательный блок отражает основное содержание процесса развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту, т. е. необходимые знания, умения, навыки и качества личности, что в целом формирует требуемые для реализации спортивно-педагогического менеджмента компетенции. Кроме того сюда относятся выделенные компоненты готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту - мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностный и рефлексивный.
Процессуальный блок отражает содержание процесса развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. В данном блоке отражены организационно-педагогические формы, методы, средства и педагогические приемы, используемые в процессе развития готовности к спортивно-
педагогическому менеджменту. Выбор форм, средств, методов, педагогических приемов, а также характер и содержание педагогических условий определены подходами, которые выбраны в качестве методологической позиции - ком-петентностным, интегративно-развивающим и партисипативным.
Оценочный блок отражает такие структурные элементы педагогической системы, как критерии оценивания, уровни и шкалы оценок. В соответствии с четырехкомпонентной структурой готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту выделено четыре критерия, характеризующие уровень развития каждого компонента: мотивация и ценностное отношение к спортивно-педагогическому менеджменту; наличие системы профессионально значимых знаний; склонность к практической реализации спортивно-педагогического менеджмента; способность к адекватной самооценке в педагогической и управленческой деятельности. Уровни определены в соответствии с методикой оценивания готовности к педагогическому менеджменту, предложенной О. В. Баян-киным, - интуитивно-адаптивный, репродуктивный, продуктивный и креативный [1, с. 17].
На основе выделенных уровней и критериев определяется наличие положительного результата процесса развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту, который закреплен в результативном блоке.
Предлагаемая модель, согласно результатам нашего теоретического анализа, должна способствовать повышению эффективности процесса развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту.
Таким образом, в ходе теоретического анализа была спроектирована структурно-функциональная модель развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту. Модель отражает уже существующие стороны процесса развития управленческой и педагогической готовности бакалавра физической культуры и авторское видение того, что нужно в него привнести в целях повышения эффективности.
157
1. Баянкин, О. В. Подготовка будущего учителя физической культуры к педагогическому менеджменту: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Баянкин. - Барнаул, 2000. - 27 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm121-1.pdf (дата обращения 10.01.2012).
3. Коробейникова, Е. Н. Формирование основ педагогического менеджмента у студентов педвуза в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Коробейникова. - Москва, 2003. - 29 с.
4. Коробков, А. М. Теоретические основы педагогического менеджмента спортивной федерации / А. М. Коробков // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - № 11. -С.99-102.
5. Круглова, Т. Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе в должности менеджера / Т. Э. Круглова, В. Б. Мяконьков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. -C. 23-25.
6. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев; УралГУФК. - Челябинск; Магнитогорск: УралГУФК: МаГУ, 2007. - 115 с.
7. Пахтусов, М. А. Подготовка менеджеров в условиях вуза физической культуры / М. А. Пахтусов // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: сб. материалов. - Ижевск, 2002. - С. 160-162.
8. Пильщукова, Т. Н. Менеджерская подготовка учителя физической культуры в педвузе: реальность, проблемы, решение / Т. Н. Пильщукова // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 10. - С. 23-25.
9. Починкин, А. В. Изучение менеджмента и экономики профессионального спорта в системе высшего физкультурного образования / А. В. Починкин // Вестник учебных заведений физической культуры. -2006. - № 1. - С. 13-15.
10. Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. -Ленинград: ЛГУ, 1976. - 120 с.
11. Шарипов, М. Ф. Педагогические условия развития готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту / М. Ф. Шарипов // Педагогическая наука и образование: темат. сб. науч. тр. Вып. 14 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2014. - С. 263-268.
Сдано 04.02.2014 M. Sharipov
MODELING OF DEVELOPMENT OF READINESS OF BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE
TO SPORT-PEDAGOGICAL MANAGEMENT
Abstract. The article deals with theoretical aspects of modeling the process of development of readiness Bachelor of Physical Education to sport-pedagogical management. Presented and justified structural-functional model of this process. A presented description and summary of the units included in the model - the target, substantial, procedural, evaluation and effective.
Keywords: modeling, development, readiness, bachelor of physical education, sport-pedagogical management
References
1. Bayankin, O. V Podgotovka budushchego uchitelya fizicheskoy kul'tury k pedagogicheskomu menedzhmentu [Preparation of the future teachers of physical culture to pedagogical management] / O. V. Bayankin. - Barnaul, 2000. - 27 p.
2. State educational standard of higher education in the direction of preparing 034300 - Physical culture (qualification (degree) "bachelor") [Electronic resource] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm121-1.pdf (date accessed 10.01.2012).
158
3. Korobeinikova, E. N. Formirovanie osnov pedagogicheskogo menedzhmenta u studentov pedvuza v sovremen-nykh usloviyakh [Formation of bases of pedagogical management training students of pedagogical schools in modern conditions] / E. N. Korobeinikova. - Moscow, 2003. - 29 p.
4. Korobkov, A. M. Theoretical bases of pedagogical management of sports federations / A. M. Korobkov // Vest-nik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the Immanuel Kant Russian State University]. - 2009. - № 11. - P. 99-102.
5. Kruglov, T. E. Preparation of students of high schools of physical training to work as a manager / T. E. Kruglov, V. B. Myakonkov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2000. -№ 12. - P. 23-25.
6. Nayn, A. Ya. Sovremennyj slovar'-spravochnik molodogo issledovatelya [Modern dictionary-directory for young researcher] / A. Ya. Nayn, Z. M. Umetbaev. - Chelyabinsk; Magnitogorsk: UralGAFK: MaGU, 2007. - 115 p.
7. Pakhtusov, M. A. Training managers in conditions of high school of Physical Culture / M. A. Pakhtusov // Pedagogicheskie innovacii po pedagogike, fizicheskoj kul'ture, sportu i turizmu [Pedagogical innovations in pedagogy, Physical Culture, Sports and Tourism]. - Izhevsk, 2002. - P. 160-162.
8. Pilschukova, T. N. Management training of teachers of physical education in pedagogical high school: reality, problems, solutions / T. N. Pilschukova // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. - 2001. - № 10. - P. 23-25.
9. Pochinkin, A. V. Study of management and economics of professional sports in high sports educational system / A. V. Pochinkin // Vestnik uchebnyh zavedenij fizicheskoj kul'tury [Bulletin of educational institutions of physical culture]. - 2006. - № 1. - P. 13-15.
10. Sukhodolskiy, G. V. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez deyatel'nosti [Structural-algorithmic analysis and synthesis of activities] / G. V. Sukhodolskiy. - Leningrad: Leningrad State University, 1976. - 120 p.
11. Sharipov, M. F Pedagogical conditions of development of readiness Bachelor of Physical Culture to sport-pedagogical management / M. F. Sharipov // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education] / editor-in-chief A.Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2014. - P. 263-268.
Received 04.02.2014
159