Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальное исследование процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин'

Опытно-экспериментальное исследование процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / EXPERIMENTAL WORK / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / TRAINING OF BACHELORS / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HUMANITARIAN DISCIPLINES / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тажеев А.А., Найн А.Я.

Исследование процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин является приоритетной проблемой системы подготовки кадров высшей школы. В статье приведена концептуальная идея исследования, которая заключается в создании ценностей, актуализирующих цели личностного развития бакалавров средствами гуманитарных дисциплин. Анализируются основные подходы к организации опытноэкспериментального исследования. Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование и статистическая обработка материалов исследования. Материалы. В опытной работе апробированы авторский спецкурс и основные технологические характеристики (методы, формы и педагогические приемы). Содержание и смысл педагогического потенциала гуманитарных дисциплин повышает эффективность процесса развития профессиональных компетенций. Использованные методы мониторинга сбора и обработки учебнонаучной информации по проблеме исследования повышают объективность полученных результатов. Результаты. Данные, полученные в процессе организации опытно-экспериментальной работы, подтвердили эффективность авторской концептуальной идеи исследования, обеспечивающей достаточно высокий уровень развития профкомпетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин. Полученные результаты объективно обобщают материалы исследования процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин. Методика использования средств гуманитарных дисциплин в процессе развития профессиональных компетенций бакалавров позволяет реализовать основополагающий принцип дидактики: принцип индивидуального подхода в обучении. Заключение. Использование инновационных подходов к развитию профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин повышает эффективность профессиональной подготовки выпускников образовательной организации, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тажеев А.А., Найн А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental research of the process of bachelors'' professional competencies development by means of humanitarian disciplines

The study of the process of bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines is a priority problem of system of specialists' training in higher school. The article gives a conceptual idea of the research work, which is in creation of the values, actualizing the aims of bachelors' personal development by means of humanitarian disciplines. The main approaches to an experimental research work organization are analyzed. Research methods: psychologic-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, observation, testing and a statistical analysis of a research work materials. Materials. The author's special course and the main technological characteristics (methods, forms and pedagogical techniques) are approved in an experimental work. The content and the essence of a pedagogical potential of the humanitarian disciplines increases the effectiveness ofprofessional competencies development. The use of the method of educational-scientific information on the problem of a research work gathering and treatment monitoring increases the objectivity of the received results. Results. The data, received during the process of an experimental work organization, confirmed the effectiveness of the author's conceptual idea of the research, which provides a high level of bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines. The received results reasonably summarize the materials on bachelors' professional competencies development process study by means of humanitarian disciplines. The methodology of the means use of humanitarian disciplines during the process of bachelors' professional competencies development allows to realize the main principle of didactics: the principle of an individual approach in education. Conclusion. The use of innovative approaches to bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines increases the effectiveness of demanded on labour-market graduates' professional training.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальное исследование процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47

УДК 378.147

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН A.A. Тажеев - аспирант А. Я. Найн - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

EXPERIMENTAL RESEARCH OF PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT PROCESS BY MEANS OF HUMANITARIAN DISCIPLINES A. A. Tazheev - post-graduate student A. Y. Nayn - doctor of pedagogical sciences, professor Honored Scientist of the Russian Federation Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia e-mail: twist-2505@yandex.ru

Ключевые слова: исследование, опытно-экспергшентальная работа, развитие, профессиональные компетенции, подготовка бакалавров, гуманнтарные дисциплины.

Аннотация. Исследование процесса развития профессиональных компетенгщгО бакалавров средствами гуманитарных дисгщплин является приоритетного проблемогt системы подготовки кадров высшего школы. В статье приведена концептуальная идея исследования, которая заключается в создании ценностей, актуализирующих цели личностного развития бакалавров средствами гуманитарных дисциплин. Анализируются основные подходы к организагщи опытно-экспериментального исследования.

Методы: анализ и обобщение психолого-педагогтескогО литературы, педагогтескгш эксперимент, наблюдение, тестирование и статистическая обработка материалов исследования.

Материалы. В опытног! работе апробированы авторский спецкурс и основные технологические характеристики (методы, формы и педагогические приемы). Содержание и смысл педагогического потенгщала гуманитарных дисгщплин повышает эффективность процесса развития профессиональных компетенцгш. Использованные методы мониторинга сбора и обработки учебно-научной информсщии по проблеме исследования повышают объективность полученных результатов.

Результаты. Данные, полученные в прогрессе организсщии опытно-эксперименталъногО работы, подтвердили эффективность авторского конг\ептуалъной идеи исследования, обеспечивающего достаточно высокий уровень развития профкомпетенцигО бакалавров средствами гуманитарных дгюгщплин. Полученные результаты объективно обобщают материалы исследования процесса развития профессиональных компетенгщгО бакалавров средствами гуманитарных дгюгщплин.

Методика использования средств гуманитарных дисгщплин в прогрессе развития профессиональных компетенцгш бакалавров позволяет реализовать основополагающий прингщп дидактики: прингщп индивидуального подхода в обучении.

Заключение. Использование инновсщионных подходов к развитию профессиональных компетенгщгО бакалавров средствами гуманитарных дисгщплин повышает эффективность профессионального подготовки выпускников образовательной организагщи, востребованных на рынке труда.

Keywords: research work, experimental work, development, professional competencies, training of bachelors, humanitarian disciplines.

Annotation. The study of the process of bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines is a priority problem of system of specialists' training in higher school. The article gives a conceptual idea of the research work, which is in creation of the values, actualizing the aims of

bachelors' personal development by means of humanitarian disciplines. The main approaches to an

experimental research work organization are analyzed.

Research methods: psychologic-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, observation, testing and a statistical analysis of a research work materials.

Materials. The author's special course and the main technological characteristics (methods, forms and pedagogical techniques) are approved in an experimental work. The content and the essence of a pedagogical potential of the humanitarian disciplines increases the effectiveness ofprofessional competencies development. The use of the method of educational-scientific information on the problem of a research work gathering and treatment monitoring increases the objectivity of the received results.

Results. The data, received during the process of an experimental work organization, confirmed the effectiveness of the author's conceptual idea of the research, which provides a high level of bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines. The received results reasonably summarize the materials on bachelors' professional competencies development process study by means of humanitarian disciplines.

The methodology of the means use of humanitarian disciplines during the process of bachelors 'professional competencies development allows to realize the main principle of didactics: the principle of an individual-approach in education.

Conclusion. The use of innovative approaches to bachelors' professional competencies development by means of humanitarian disciplines increases the effectiveness of demanded on labour-market graduates' professional training.

Актуальность исследования. Анализ пристатейного списка литературы [1-17] и собственный опыт преподавательской деятельности позволяют констатировать, что образовательные организации физической культуры в своем большинстве все еще хранят традиции и стиль обучения специалистов традиционной подготовки. В лучшем случае, многие педагоги физической культуры ждут методические технологии нового уклада организации обучения студентов [4; 7; 11; 17]. Это вполне объяснимо, поскольку «действия по образцу» всегда легче.

Но число педагогов-исследователей, так же как и количество научных образовательных концепций растёт, выбор наиболее подходящего образца усложняется.

Соответственно, как верно отмечает С.П. Ирхин, возникает потребность искать опору в самом себе, в том, чтобы повышать свою профессиональную компетентность,

проектировать и реализовывать модели инновационного обучения [6, с. 19-24].

Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными

преобразованиями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь, ставит личность с её интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы физкультурного образования: направленность

профессионального образования на

«опережающую подготовку»; установка на непрерывное образование; переход от ориентации на получение «готового знания» к формированию компетенций и развитию

самостоятельной активности личности студентов; обеспечение свободного доступа к необходимой инновационной информации [9, с. 34]. Этот тренд, как отмечают такие исследователи, как Ф.И. Блиева [2], М.Н. Котова [7], Н. Луман [8], Г.В. Смолина [14], Т. Шанин [17], является основой интеграции общечеловеческих норм и ценностей, являющихся характеристиками современного этапа модернизации образования, подводя исследователей к выводу об эффективности подготовки специалистов любой

профессиональной направленности средствами гуманитарных дисциплин. Последнее является одним из непреложных посылов системы Болонского образования [17]. Отмеченное позволяет констатировать, что такой подход в системе российского физкультурного образования является весьма актуальным.

Цель исследования. Обосновать

педагогический потенциал гуманитарных дисциплин образовательного стандарта как эффективное средство подготовки бакалавров юридических направлений.

«Потенциал» в философии трактуется как источник, возможность, средство, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Педагогический потенциал гуманитарных дисциплин заложен в ключевых идеях гуманитаризации образования [5; 8; 12]. Его приоритетный смысл и сущность одновременно направлены на ориентацию развития творческого, критического гуманитарного мышления личности; увеличение доли и значимости гуманитарной составляющей

профессионального образования и

формирования гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности субъекта [3, с. 14].

Использование понятия «педагогический потенциал гуманитарных дисциплин» определяется традиционными ценностями, характерными для обучающихся

образовательных организаций физкультурной направленности. Реализация потенциала происходит через прояснение, переживание, присвоение, созидание ценностей. Это в концентрированном виде выражается в образе жизни и поведения обучающихся. Процесс воздействия педагогического потенциала настолько эффективен, насколько глубоко интериоризованы ценности субъекта в приобретении профессиональных компетенций будущей профессиональной деятельности [2, с. 132-135].

Использование понятия «педагогический потенциал гуманитарных дисциплин» позволяет расширить границы интересов педагогики, включая в нее окружающую образовательную действительность в качестве источника, движущих сил развития и педагогического средства личности. Его правомерно рассматривать при выделении единой функциональной системы «человек -образовательная среда». Основным

системообразующим принципом выступает средовая жизнедеятельность.

Структуроформирующей связью является отношение студента к его окружению, в результате чего возникает взаимосвязь и между составляющими учебно-образовательной

среды.

Концептуальная идея исследования

заключается в создании ценностей, актуализирующих цели личностного развития бакалавров средствами гуманитарных дисциплин.

В современных сложившихся ситуациях в качестве методологической основы

профессиональной подготовки будущих выпускников вуза физической культуры может выступать высокий уровень профессионализма вне контекста получаемой профессии. Такой подход, как правомерно считает Н. Лукман, не лишён смысла в силу обширности получаемого образования и возможности дальнейшей специализации обучения [8, с. 196]. Высокий уровень профессионализма как ценность, терминальная и инструментальная

одновременно, может быть принят в качестве цели личностного развития студента вуза физической культуры безотносительно к

получаемой специальности и по следующим причинам. Далеко не все выпускники работают в системе образования. В системе социально-профессионального взаимодействия диплом о высшем образовании выпускников

физкультурного вуза даёт право выполнять функции специалиста в достаточно большом диапазоне специальностей, к числу которых относятся многие подразделения МВД, органы муниципального управления, подразделения, косвенно связанные с профилем высшего физкультурного образования и т.п. Во всех обозначенных областях у выпускников физкультурного вуза засчитывается полученное образование. Это позволяет считать непосредственными заказчиками системы высшего физкультурного образования достаточно широкий перечень социальных институтов.

Для достижения поставленной цели нами организовано целенаправленное опытно-экспериментальное исследование процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин. Эксперимент представляет собой общий эмпирический метод исследования, суть которого, по мнению В. П. Зинченко, заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. В науке эксперимент определяется как «специально организованное воспроизведение и изменение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях» [5, с. 113-114].

И. В. Жуланова под экспериментом понимает метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных

(экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными [4].

По мнению Н. Луман, роль эксперимента состоит в выявлении объективно существующих связей, явлений, в установлении тенденции их развития. Эксперимент выступает не только как средство познания процессов, но и как инструмент, с помощью которого отыскиваются новые пути в практике обучения и воспитания [8, 119-120]. Эксперимент помогает совершенствовать содержание, методы, организацию процессов воспитания и обучения.

В исследовании мы придерживаемся определения, предложенного в «Современном словаре-справочнике молодого исследователя», которое представляется нам более полным и наукоемким. «Эксперимент - это

исследовательская деятельность,

предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности» [10, с. 93-94].

Исходя из данного определения, под экспериментом следует понимать путь исследования от абстрактного к конкретному (гипотеза - факты). Это позволяет, как показывает опыт, успешнее оперировать полученными измеряемыми величинами для формирования теоретических подходов к организации опытно-экспериментального

исследования.

В разработанной нами методике создан и апробирован спецкурс для преподавателей и студентов вуза «Формирование ключевых компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин», объемом 36 часов, 12 часов лекций и 24 часов других форм активных занятий (семинары, дискуссии, учебно-деловые игры, коллоквиум,

телеконференция, веб-конференция, вебинар, полемика, мультимедийные презентации, научные сообщения, доклады и др.). Основная цель спецкурса: изучить содержание и педагогические приёмы формирования основных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин (педагогика, психология, философия, интегрированный элективный курс, социология и др.).

В качестве обследуемых были выбраны две группы - экспериментальная (21 чел.) и контрольная (20 чел.), далее - ЭГ и КГ. Соблюдение одного из важных требований к проведению педагогического эксперимента -идентичность групп, уравнивание его условий -заключалось в том, что ЭГ и КГ подбирались с примерно одинаковым количеством

участников, уровнем учебной успешности, возрастного ценза.

При целенаправленной адаптации системы гуманитарных предметов в авторской методике остро встала проблема перехода на инновационные технологии обучения - отхода от словесно-мелового (в качестве основного) дидактического метода и перехода на современные методы, предполагающие активизацию самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов с использованием лабильных источников информации. Роль преподавателя как транслятора информации себя уже изжила.

Наступает время преподавателей

«детонаторов» и консультантов (тьюторов) образовательной деятельности студентов (Г. Райтман, Ф. Тодель, А. Томас).

Как показала опытно-экспериментальная работа, гуманитарные дисциплины достаточно эффективно выступают важным средством обучения бакалавров юридической

направленности.

Изучение предметов гуманитарного цикла позволяет будущему выпускнику вуза физической культуры получать новые знания о профессиональной деятельности, обогащать, усваивать и закреплять их, корректировать умения. Гуманитарные знания, по мнению И. В. Жулановой, выступают соединительным звеном духовного и материального мира будущего специалиста, а в профессиональной деятельности - теории с практикой [4].

Опираясь на опыт ряда исследований [2; 3; 9; 11; 12; 14], можно подтвердить, что педагогический потенциал гуманитарных дисциплин наиболее эффективно раскрывается в следующих направлениях:

- содержательном - знание особенностей гуманитарных дисциплин, практическое владение литературным языком, знание национально-культурных особенностей и реалий изучаемого предмета и умение ими пользоваться в различных сферах речевого и культурного общения;

- деятельностном - общекультурные умения, рациональные приемы умственного и духовного труда;

- коммуникативном - межличностное общение студента с другими участниками образовательного процесса; способность воспринимать и порождать информацию в соответствии с поставленной или возникшей коммуникативной задачей, владение способами взаимодействия;

- эмоциональном - положительное отношение к явлениям с точки зрения социально и личностно значимых ценностей, эмпатия, создание благоприятного психологического климата;

- мотивационно-ценностном - ценностное отношение к профессии, осваиваемой обучающимися, осознанная положительная мотивация к профессиональной деятельности, стремление к творческой самореализации;

- культурном - поэтапная реализация «диалога культур» посредством включения студентов в межкультурную коммуникацию с учетом социокультурных отличий современного мира [3,с. 14].

Реализация педагогического потенциала гуманитарных дисциплин, как верно отмечает М. П. Волощук, в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза предполагает моделирование будущей деятельности в ее предметном и социальном плане, чтобы студент не только усваивал определенное содержание, но и воспитывался как личность [3, с. 14-15].

В нашей опытно-экспериментальной работе уровень сформированности профессиональных компетенций бакалавров юридических направлений средствами гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза определялся по результатам двух взаимосвязанных процессов - диагностики и мониторинга. Педагогический мониторинг в работе рассматривался как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об эффективном использовании в учебном процессе апробированного спецкурса, а педагогическая диагностика - как процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развития, общения, освоении профессии, а

также полезности (целесообразности и эффективности) функционирования и развития технологий, методик и педагогических проектов [10, с. 22-23].

Система мониторинга и диагностики включала в себя следующие содержательные компоненты: объекты, в отношении которых собирается информация; способы сбора, хранения и обработки информации; каналы (пути) сбора информации; критерии и показатели, в соответствии с которыми идет сбор информации; процедуры обработки информации в целях формирования теоретических подходов к организации опытно-экспериментального исследования.

В качестве объектов мониторинга в нашей опытно-экспериментальной работе выступали студенты, преподаватели, виды деятельности, содержание контрольно-оценочных средств, результаты усвоения обучающимися знаний и умений по основным гуманитарным

дисциплинам.

В таблице 1 показаны используемые в опытно-экспериментальной работе способы сбора и обработки информации.

Таблица 1 - Основные методы мониторинга сбора и обработки учебно-научной информации по _проблеме исследования_

Теоретические С оцио логические Эмпирические (практические) Методы математической статики

теоретический анализ научной литературы; систематизация и обобщение материала; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретическое моделирование анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование; рейтинг, независимые характеристики (экспертная оценка); контент-анализ и статистический подсчет частоты встречаемости данных наблюдение, опрос, сравнение, самоанализ; эксперимент; метод изучения документов и результатов педагогической деятельности обучаемых статистические методы (регистрация, ранжирование); методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов эксперимента; математические методы (подсчет коэффициентов эффективности, заполнение таблиц)

Эффективность опытно-экспериментального исследования процесса развития

профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных дисциплин следует связывать, в первую очередь, с повышением активности студентов в образовательном процессе. Это достигается путём реализации возможностей педагогического контроля и индивидуализации в обучении, расширения самостоятельной работы, которая должна быть организована и управляема, иметь методическое обеспечение с обозначением сроков и форм педагогического контроля над её результативностью.

Студенты, как показал опыт, более активно вовлекаются в педагогический процесс в качестве его организаторов и консультантов. В процессе учебно-методических занятий, где студенты выступают в качестве субъекта

педагогического процесса, происходит интеграция знаний, совершенствуются межпредметные связи, знания приобретают практическую значимость. Такому обучению присущи и характерные черты индивидуально-дифференцированного, а именно, отход от поточного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов, перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу обучающихся. Причем, дидактическая система, как справедливо отмечает группа ученых в учебном пособии, способна аккумулировать в себе достоинства интегрируемых теорий и одновременно гасить и нивелировать их недостатки» [11, с. 106-108].

Планирование образовательного процесса развития профессиональных компетенций бакалавров средствами гуманитарных

дисциплин позволяет реализовать один из основополагающих принципов дидактики -принцип индивидуального подхода в обучении. У студента появляется возможность самостоятельно сформировать траекторию образовательного маршрута. Безусловно, мы отдаём себе отчёт в том, что реализация возможностей такого обучения потребует кардинального переосмысления и осознанного принятия такой позиции, при которой студент становится не накопителем (даже активным) знаний и умений, а активным участником (субъектом) образовательного процесса и профессионального становления. Данный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования, введение ЕСТ8 и применение Европейской структуры квалификаций высшего профессионального образования.

В настоящее время, как показало исследование, сдерживающим фактором в деле реализации идеи подготовки специалистов средствами гуманитарных дисциплин является ментальность профессорско-

преподавательского состава. Для преодоления этих рисков в спецкурс для педагогов включались такие вопросы: повышение научно-методической подготовленности

преподавателей к реализации педагогического потенциала гуманитарных дисциплин; проблемы философии образования в процессе повышения квалификации педагога; изучение педагогического опыта отечественной и зарубежной школы; интеграция инновационных

Литература

1. Богданова, Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е. В. Богданова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 185-190.

2. Блиева, Ф. И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста / Ф. И. Блиева // Вестник АТУ. -2007. - № 3 (27). - С. 132135.

3. Волощук, М. П. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога средствами гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. П. Волощук. -Оренбург : ОПТУ 2012. - 24 с.

4. Жуланова И. В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pss-

идей в практику подготовки выпускников вуза физической культуры.

Выводы. Апробированный в изыскании комплекс гуманитарных дисциплин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представляет собой содержательно

наполненную совокупность объединенных смысловым и методическим контекстом учебных предметов, взаимосвязанных между собой и представляющих целостный объект, направленный на достижение поставленной цели (М. П. Волощук, 2012). Использованная нами технология организации опытно-экспериментальной работы отличается разнообразием эффективных приёмов исследования, корректностью обработки полученных данных. В нашем случае экспериментатор прибегает к важному приему: сравнивает результаты обучения по предложенной методике с результатами, полученными в контрольной группе. Для этого был использован критерий «хи-квадрат», который позволил установить, существуют ли значимые различия в изменении уровней профкомпетенций ЭГ и КГ. Различия между ЭГ и КГ на начало опытно-экспериментального исследования статистически незначимы (Х2 наб. = 0,96 < Х2 крит., X крит.= 6,94 при 95 % уровне значимости). В конце исследования Х2 наб. = 8,19, что превышает критическое значение. Из этого следует вывод, что изменения, произошедшие в уровнях развития профкомпетенций бакалавров в ЭГ, вызваны не случайными причинами, а являются следствием реализации комплекса гуманитарных дисциплин. Это подтверждает объективную картину и результат, который, как показал опыт, можно успешно тиражировать.

w.vspu.ru/other/science/publications/julpred.htm. (дата обращения 13.11.2013).

5. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика. -Часть 1. Живое знание / В. П. Зинченко. - Самара : «Самарский дом печати», 1998. - 296 с.

6 Ирхин, С. П. Технологии обучения в процессе формирования готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности / С. П. Ирхин // Актуальные проблемы качества педагогического образования : материалы регион, науч.-практ. конф. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2009. - С. 19-24.

7. Котов, М. Н. Проблемы готовности педагога физической культуры к воспитанию волевых качеств юных спортсменов / М. Н. Котов // Педагогическая наука и образование : тематич. сб. науч. тр. - Выпуск 10 / отв. ред. А. Я. Найн. -Челябинск : УралГУФК, 2010. - С 23-28.

8. Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. - М. : Издательство «Логос», 2004. - 232 с.

9. Мухаметзянова, Ф. Е. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения : теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ф. Е. Мухаметзянова. - Киров : ЕГПИ, 2002. - 42 с.

10. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А. Я. Найн, 3. М. Уметбаев. - Челябинск-Магнитогорск : УралГУФК-МаГУ, 2010.-116 с.

11. Найн, А. Я. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры : учеб. пособие (спецкурс по выбору) / А. Я. Найн, О. Л. Назарова, В. И. Кондрух. - Челябинск : УралГУФК, 2011. - 158 с.

12. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа

http://mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc. (дата обращения 10.02.2014).

13. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. - М. : Минспорт, 2010.-38 с.

14. Смолина, Г. В. Практико-ориентированная подготовка бакалавров-юристов / Г. В. Смолина // Материалы XIX научно-практической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2010 г. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. - С. 96-99.

15. Тажеев, А. А. Педагогическое моделирование процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров юридических направлений в учебной деятельности студентов вуза / А. А. Тажеев // Педагогическая наука и образование : сб. науч. тр. - Выпуск 14 / отв. ред. А. Я. Найн. -Челябинск : УралГУФК, 2014. - С. 304-316.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 года. - М. : Минобрнауки РФ, 2013. - 97 с.

17. Шанин, Т. Западные и российские подходы к подготовке специалистов / Т. Шанин // Преподавание социально-педагогических дисциплин в высшей школе : национальные ориентиры и мировой опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://csocman.ihse.ru/text/19200986. (дата обращения 08.09.2013).

References

1. Bogdanova, E.V. Pedagogical conditions for a pedagogical University students' volunteer work organization / E.V. Bogdanova // Siberian pedagogical journal, 2013.-No 1.-P. 185-190.

2. Blieva, F.I. The structure of a professional subject position of the future specialist / F.I. Blieva // Alma-Ata Technological University Bulletin. 2007. - No 3 (27). -P. 132-135.

3. Voloshuk, M.P. A future teacher's professional competence formation by means of humanitarian disciplines: abstract of a thesis of a candidate of

pedagogics / M.P. Voloshuk. - Orenburg : Orenburg State Pedagogical University Publishing House, 2012. -24 p.

4. Zhulanova, I.V. The problem of practice-oriented teaching organization in a higher educational establishment [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pss-

w.vspu.ru/other/science/publications/julpred.htm. (access date 13.11.2013).

5. Zinchenko, V.P. Psychological pedagogics. - Part 1. A living knowledge / V.P. Zinchenko. - Samara : Samara Printing House, 1988. - 296 p.

6. Irkhin, S.P. Training technologies in the process of readiness formation of the future physical culture teachers to experimental activity / S.P. Irkhin // Urgent problems of the quality of pedagogical education : Proceedings of the regionional scientific-practical conference. - Novosibirsk : Novosibirsk State Pedagogical University Publishing House, 2009. - P. 1924.

7. Kotov, M.N. The problems of physical culture teacher's readiness to volitional qualities upbringing among young sportsmen / M.N. Kotov // Pedagogical science and education : thematic collection of scientific works. - Issue 10 / executive editor A.Y. Nayn. -Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2010.-P. 23-28.

8. Luman, N. Society as a social system / N. Luman.

- Moscow : Publishing house "Logos", 2004. - 232 p.

9. Mukhametzyanova, F.E. Student's subjectivity of a higher educational establishment: theory and practice : abstract of a thesis of a doctor of pedagogics / F.E. Mukhametzyanova. - Kirov : ESPI, 2002. - 42 p.

10. Nayn, A.Y. A modern dictionary-reference book of a young researcher / A.Y. Nayn, Z.M. Umetbaev. -Chelyabinsk-Magnitogorsk : Ural State University of Physical Culture - Magnitogorsk State University, 2010.

- 116 p.

11. Nayn. A.Y. Professionally significant qualities development of the future physical culture specialists : a manual (an optional special course)/ A.Y. Nayn. O.L. Nazarova, V.I. Kondrukh. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2011. - 158 p.

12. A modern model of education, oriented to solving objectives of innovative development of pedagogics [Electronic resource]. - Access mode: http ://mon. gov. ru/files/materials/4674/avgust08. doc. (access date 10.02.2014).

13. The strategy of physical culture and sports development within the period up to 2020. - Moscow : Ministry of Sports, 2010. - 38 p.

14. Smolina, G. V. Practice-oriented training of bachelors-lawyers / G.V. Smolina // Materials of the XIX th scientific-practical conference on the results of the teaching staff work of North Caucasian State Technical University for 2010. - Stavropol : North Caucasian State Technical University, 2010. - P. 96-99.

15.Tazheev, A.A. Pedagogical modeling of the process of bachelors' professional competencies formation in the sphere of jurisprudence in educational activity of a University students / A. A. Tazheev // Pedagogical science and education : compilation of

scientific works. - Issue 14 / executive editor A.Y. Nayn. - Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2014.-P. 304-316.

16. Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 01.09.2013. - Moscow : Russian Ministry of Education, 2013. - 97 p.

17. Shanin, T. Western and Russian approaches to the training of specialists / T. Shanin // Teaching social-pedagogical disciplines in higher education: national benchmarks and world experience [Electronic resource]. - Access mode: http://ssocman.ihse.ru/text/19200986. (access date 08.09.2013).

Статья поступила в редакцию: 07.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.