Научная статья на тему 'Исследование уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту'

Исследование уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ГОТОВНОСТЬ / БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов М. Ф.

Статья содержит данные экспериментального исследования уровня готовности бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту и результаты сравнительного анализа управленческой подготовки студентов специальности «Физическая культура» в Челябинском государственном педагогическом университете и Уральском государственном университете физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту»

УДК 378:796.062

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕНЕ-

МЕНТУ

М. Ф. Шарипов - аспирант Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

RESEARCH OF THE PHYSICAL CULTURE BACHELOR PREPAREDNESS LEVEL TO SPORT-PEDAGOGICAL MANAGEMENT

M.F. Sharipov - postgraduate Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: girewikl98 7@bk. ru

Ключевые слова: спортивно-педагогический менеджмент, готовность, бакалавр физической культуры.

Аннотация. Статья содержит данные экспериментального исследования уровня готовности бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту и результаты сравнительного анализа управленческой подготовки студентов специальности «Физическая культура» в Челябинском государственном педагогическом университете и Уральском государственном университете физической культуры.

Keywords: sport-pedagogical management, preparedness, bachelor of physical culture.

Annotation. The article contains the facts of the experimental study of the physical culture bachelor preparedness level to sport-pedagogical management and the results of the comparative analysis of the managerial training of the students of the specialty "Physical culture " in Chelyabinsk State Pedagogical University and in Ural State University of Physical Culture.

ВВЕДЕНИЕ

Современный выпускник вуза физкультурно-спортивной направленности должен быть подготовлен к педагогической, тренерской, рекреационной и организационно-управленческой деятельности. Это находит отражение в федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования [2]. Организационно-управленческая подготовка современного бакалавра физической культуры, несомненно, одна из важнейших сторон его профессиональной компетентности. На любом месте работы, связанной со сферой физической культуры и спорта, ему придется в той или иной степени выполнять управленческие функции, направленные на спортивную деятельность и педагогические процессы, будь то общеобразовательная или спортивная школа или муниципальные и общественные отраслевые органы управления. Это, по мнению некоторых исследователей [1, 5, 6], обусловило необходимость изучения теории и методики педагогического менеджмента в образовательном процессе студентов вуза физической культуры. Содержание понятия «спортивно-педагогический менеджмент» было рассмотрено автором в опубликованных ранее статьях [7, с. 219].

Содержание подготовки бакалавра физической культуры регламентируется нормативными документами, а значит эффективность отдельных ее сторон, в том числе подготовки к спортивно-

педагогическому менеджменту, не должна существенно отличаться в том или ином учебном заведении схожего профиля. Тем не менее реальная ситуация остается неизвестной, так как существующие методики мониторинга управленческой подготовки бакалавров физической культуры реализуются в их образовательном процессе достаточно редко. Это и определило цель настоящего исследования.

Методы и организация исследования. Экспериментальной базой исследования являются ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», а также ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие 42 студента четвертого курса. 20 респондентов обучались на факультете летних видов спорта УралГУФК, 22 респондента - на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ. Половозрастной состав респондентов каждого учебного заведения был приблизительно одинаковым.

Для оценки уровня использовалась методика определения уровня готовности к педагогическому менеджменту, предложенная О. В. Баянкиным [1, с. 135]. Данная методика состоит из четырех связанных блоков, каждый из которых определяет степень развития одного из четырех компонентов управленческой готовности педагога - мотивационно-ценностного, содержательного, дея-тельностного и рефлексивного. В каждом блоке содержится 10 эталонных критериев, в зависимости от выраженности которых респондент получает от нуля до одного балла. Далее рассчитывался процент от максимально возможного количества набранных баллов (30) и определялся уровень готовности респондента к спортивно-педагогическому менеджменту. Всего в методике предусмотрено четыре уровня - креативный (90-100%), продуктивный (60-89%), репродуктивный (3059%) и интуитивно-адаптивный (менее 30%).

Результаты обрабатывались методом математической статистики, с использованием Т-критерия Стьюдента. Нормальность распределения проверялась визуально посредством построением гистограммы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав труды ряда авторов по проблеме готовности, подготовленные различными учеными, мы вслед за М. Б. Колосовым пришли к выводу, что в отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается с позиции различных подходов, и самые распространенные из них-это личностный, функциональный и инте-гративно-развивающий [4]. С точки зрения науковедения, подход - это комплекс описания объектов, способов, методов, доказательств, аргументации, языка описания, объяснения и понимания стратегии и программы в науке.

При личностном подходе к готовности данное понятие определяется как проявление индивидуальных свойств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. С позиции данного подхода, исследуя готовность к педагогической деятельности, А. А. Деркач рассматривает понятие готовности как целостное проявление свойств личности [3, с. 323]. По его мнению, развитие готовности означает организацию системы из накопленной общественной информации, отношений, поведений и другой информации, которая, активизируясь, может снабдить индивида возможностью эффективно выполнять свои функции.

Функциональный подход предполагает такую методологическую позицию исследователя, при которой готовность дефинируется как некое психическое состояние индивида. Таким образом, готовность рассматривается во временном состоянии, как кратковременное или долговременное. В этом преобладающем в данный момент состоянии активируются психические функции. Таким образом, понятие трактуется как умение субъекта ситуативно мобилизовать себя психически и физически.

Обе точки зрения заслуживают самого пристального научного внимания. Однако, стоит принять во внимание, что категория готовности чаще всего раскрывается через сложную систему взаимосвязанных компонентов, изолированное воздействие на которые не представляется возможным. То есть готовность является неким интегративным образованием, характеризующим об-

щий уровень развития ее составляющих. Именно поэтому в нашем исследовании данное понятие рассматривается с позиций интегративно-развивающего подхода.

С позиций интегративно-развивающего подхода, готовность бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту - это интегральная характеристика индивидуальных свойств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным и результативным характером деятельности, направленной на управление различными организованными системами, имеющими своей целью осуществление тренировочного процесса и реализацию его результатов. Анализ литературы, посвященной исследованию структуры самого понятия «готовность» применительно к тому или иному виду профессиональной деятельности [1, 3, 4] позволил установить, что это состояние складывается в результате развития четырех компонентов - мотивационно-ценностного, деятельностного, содержательного и рефлексивного.

Готовность к спортивно-педагогическому менеджменту складывается в образовательном процессе бакалавров физической культуры на учебных дисциплинах. Изучение содержания образовательного процесса бакалавров физической культуры в учебных заведениях города Челябинска не выявило существенных отличий в его содержании, что дает возможность предположить о несущественности разницы в уровне готовности выпускников к спортивно-педагогическому менеджменту. Для проверки данного предположения был проведен эксперимент, заключающийся в измерении уровня готовности студентов выпускных курсов по направлению 034300 «Физическая культура», обучающихся в Уральском государственном университете физической культуры и Челябинском государственном педагогическом университете.

Результаты тестирования представлены на рисунке 1. Результаты, показанные в каждом учебном заведении, действительно различаются несущественно. Расчеты показали, что отличия средних носят статистически незначимый характер при вероятности 95%. Средний показатель расположен в зоне верхней границы репродуктивного и нижней границы продуктивного уровней готовности к спортивно-педагогическому менеджменту. По мнению автора методики О. В. Баяникна, в норме этот показатель должен быть в зоне продуктивного и креативного уровней [1, с. 112].

70.00 60.00 50.00 40.00 30.00 20.00 10.00 0.00

59.22 60.43

23.69 24.17

1 1

УралГУФК ЧГПУ

Сумма

% от максимально возможной суммы

Рис. 1. Гистограмма результатов тестирования уровня готовности бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту в УралГУФК и ЧГПУ Степень развития отдельных компонентов готовности к спортивно-педагогическому менеджменту можно видеть на рисунке 2. Как мы видим, в Уральском государственном университете физической культуры у респондентов наиболее развитым является рефлексивный компонент -

средняя оценка - 6,86 баллов. В наименьшей степени развит мотивационно-ценностный компонент. По-видимому, студенты УралГУФК недостаточно осознают себя как будущего педагога. Вероятно, их больше привлекают профессии, связанные с практической управленческой деятельностью, о чем говорит также относительно неплохой показатель развития деятельностного компонента.

У студентов четвертого курса факультета физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ также преобладает развитие рефлексивного компонента, хотя и в меньшей степени, чем у студентов УралГУФК. Мотивационно-ценностный компонент развит существенно лучше, чем у студентов УралГУФК, разница составляет 1,21 балла. Развитие остальных компонентов отличается несущественно, что подтверждают методы математической статистики.

8.00 7.00 6.00 5.00 4.00 3.00 2.00 1.00 0.00

■ УралГУФК (средняя сумма баллов)

■ ЧГПУ (средняя сумма баллов)

Рисунок 2 . Гистограмма результатов тестирования отдельных компонентов готовности бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту в УралГУФК и ЧГПУ

ВЫВОДЫ

1 Тестирование, проведенное в Уральском государственном университете физической культуры и Челябинском государственном педагогическом университете, показало, что в среднем студенты четвертых курсов имеют репродуктивный и продуктивный уровни развития готовности к спортивно-педагогическому менеджменту, то есть, в среднем 59-61% от максимально высокого значения. Различия в общем уровне готовности в этих учебных заведениях носят статистически незначимый характер.

2 Анализ развития отдельных компонентов готовности к спортивно-педагогическому менеджменту у студентов четвертых курсов показал, что у студентов УралГУФК и ЧГПУ преобладает рефлексивный компонент. В целом, картина развития отдельных компонентов у студентов двух учебных заведений достаточно схожая. Статистически значимый характер носят отличия только в мотивационном компоненте - у студентов ЧГПУ он развит заметно сильнее.

3 Произведенные измерения позволяют сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс определенных новаций, целенаправленно развивающих готовность бакалавров физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту.

Литература

1 Баянкин, О. В. Подготовка будущего учителя физической культуры к педагогическому менеджменту : дис. ... канд. пед. наук / О. В. Баянкин;- Барнаул, 2000. - 155 с.

2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») / Б.М. Колосов // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] режим доступа : http: //www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 10/prm121-1.pdf (дата обращения 10.01.2012).

3 Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. - М. : Воронеж, 2004. -

752 с.

4 Колосов Б. М. Готовность к деятельности в психологии // Psychology OnLine.net : Материалы по психологии [Электронный ресурс] режим доступа : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html (дата обращения 13.11.2012).

5 Коробейникова, Е. Н. Формирование основ педагогического менеджмента у студентов педвуза в современных условиях : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Коробейникова. - М., 2003. - 160 с.

6 Коробков, А. М. Теоретические основы педагогического менеджмента спортивной федерации / А. М. Коробков // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - № 11. - С. 99-102.

7 Шарипов, М. Ф. Некоторые вопросы проблемы формирования готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту : Педагогическая наука и образование : сборник научных трудов. Выпуск 12 / М. Ф. Шарипов, отв. ред. А. Я. Найн - Челябинск : УралГУФК, 2012. - С. 219-222.

Bibliography

1 Bayankin, O.V. The training of the future teacher of physical culture to pedagogical management: thesis of the candidate of pedagogics / O.V. Bayankin. - Barnaul, 2000. - 155 p.

2 State educational standard of higher professional education on the specialty 034300 Physical culture (qualification "bachelor") / B.M. Kolosov // Department of education and science of the Russian Federation [Electronic re-sources]access mode: http: // www.edu.ru / db-mon / mo / Data / d_10 / prm121-1.pdf (date of reference10.01.2012).

3 Derkach, A.A. Acmeological basis of the professional's development / A.A. Derkach. - Moscow: Voronezh, 2004. - 752 p.

4 Kolosov, B.M. Preparedness to activity in psychology // Psychology OnLine.net: Works on psycholo-gy[Electronic resources] access mode: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html (date of reference13.11.2012).

5 Korobeinikova, E.N. Formation of the pedagogical University students pedagogical management basis in modern conditions: thesis of the candidate pedagogics / E.N. Korobeinikova. - Moscow, 2003. - 160 p.

6 Korobkov, A.M. Theoretical basis of the sport federation pedagogical management / A.M. Korobkov // bulletin of I. Kant Russian State University. - 2009. - № 11. - P. 99-102.

7 Sharipov,M.F. Some questions of physical culture bachelor preparedness formation to sport-pedagogical management: Pedagogical science and education: collection of scientific papers. Issue 12 / M.F. Sharipov, editor-in-chief A.Y. Nayin - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - P. 219-222.

Статья поступила в редакцию: 11.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.