УДК 796.01
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Л.Т. Миннахметова
Рассмотрено развитие физкультурно-спортивной компетентности студентов неспортивных направлений на примере факультета менеджмента. Особое внимание уделено теоретической модели и педагогическим условиям, способствующим получению положительного результата - компетентного бакалавра в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, физкультурно-спортивная деятельность, спорт, студент, неспортивное направление.
Постоянно меняющиеся Федеральные государственные образовательные стандарты, основным звеном которых являются развитие и формирование компетенций с целью получения компетентного бакалавра, способного в дальнейшей профессиональной деятельности проявлять себя как компетентный работник, требуют внимательного подхода к осуществлению образовательного процесса [1]. Выпускник вуза должен отвечать требованиям современной действительности, а также иметь сформированную компетентность в сфере физической культуры, способствующую поддержанию двигательной активности, социальной значимости индивидуума, ведению здорового образа жизни и поддержания здоровья.
Современная действительность требует от человека правильной ориентации относительно сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни. На сегодняшний день, при желании, возможно обеспечить себя двигательной активностью, поучаствовать в различных массовых мероприятиях, организовать себе правильное питание [3]. Однако для этого мало просто знаний, необходимы умения и навыки. В связи с этим, на наш взгляд, значимость формирования физкультурно-спортивной компетентности является важнейшим аспектом, особенно для студентов неспортивных направлений.
Проблема формирования физкультурно-спортивной компетенции студентов в процессе обучения на неспортивном направлении в высшем учебном заведении является сложным вопросом.
Физкультурно-спортивная компетентность выражается в различных гранях физкультурно-спортивной деятельности: спорт, оздоровительно-реабилитационные виды, физкультурная рекреация и др. [2].
Физкультурно-спортивная компетентность - это наличие знаний, умений и навыков у студента, касающихся отрасли физической культуры и спорта, позволяющие эффективно решать вопросы, связанные с собственной жизнедеятельностью и вышеупомянутыми аспектами.
Нами разработана модель и педагогические условия, влияющие на формирование физкультурно-спортивной компетентности, на примере студентов Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (ПГАФКиС), факультета «Сервис и туризм», направление «Менеджмент».
Теоретическая модель формирования физкультурно-спортивной компетентности студентов непрофильных вузов состоит из четырех компонентов (когнитивный, содержательный, деятельностный, рефлексивный), имеющих градацию в три ступени, в соответствии с их развитием (ситуативный, базовый, осмысленный).
Первостепенным, на наш взгляд, является - когнитивный компонент. Характеристика которого подразумевает способность студента к теоретической готовности студента, обеспечивающая и стимулирующая изучение и освоение новых знаний, касающихся физкультурно-спортивной деятельности.
Фундаментальным является содержательный компонент модели, основанный на осознании целей процесса обучения и значимости приобретаемых знаний, умений и навыков.
Самый объемный компонент - деятельностный, позволяющий обеспечить студентов практическими умениями и навыками, связанных с физкультурно-спортивной деятельностью.
Заключительный компонент - рефлексивный, отражающий оценку результатов подготовки студентов к формированию физкультурно-спортивной компетентности, в виде самоанализа и коррекции полученных знаний, умений, навыков и способностей осуществлять саморегулирование деятельности.
В процессе внедрения модели, апробировался комплекс педагогических условий, способствующий успешному формированию физкультурно-спортивной компетентности студентов высших учебных заведений.
Основные педагогические условия, используемые в процессе эксперимента:
- разработка теоретического блока по дисциплине «Физическая культура», тесно соприкасающегося образовательного процесса на дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»;
- выбор различных форм организации практических занятий;
- вовлечение в соревновательную деятельность;
- взаимодействие «преподаватель - студент» на основе субъект-субъектных отношениях.
Эксперимент по проверке эффективности модели формирования физкультурно-спортивной компетентности студентов непрофильных вузов проводился на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, в котором участвовали студенты 1-го и 2-го курсов направления «Менеджмент», в количестве 68 чел. Далее были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые соответствовали условиям выборки и обеспечивали репрезентативность данных.
На начало эксперимента в рассматриваемых группах, по составу студенты с различными уровнями формирования компонентов физкультурно-спортивной компетентности статистически достоверно не различались (табл. 1).
Выявление уровней развития компонентов осуществлялось на основе проведения анкетирования и наблюдения за деятельностью студентов во время занятий на дисциплинах «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре». Развитие компонентов в обеих группах схожи в процентном соотношении по всем уровням развития.
Таблица 1
Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням развития компонентов (%) до эксперимента
Компоненты Группы Уровни развития компонентов
Ситуативный Базовый Осмысленный
Когнитивный ЭК 70,5 23,7 5,8
КГ 67,6 23,7 8,7
Содержательный ЭК 75,6 21,5 2,9
КГ 78,4 15,7 5,9
Деятельностный ЭК 88,2 8,9 2,9
КГ 82 15,7 2,9
Рефлексивный ЭК 64,9 29,2 5,9
КГ 70,5 26,6 2,9
В контрольной группе занятия по дисциплине «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» проводились традиционно по рабочим программам дисциплин. В экспериментальной группе - на основе разработанной нами модели и с соблюдением выбранных педагогических условий.
Для студентов разработаны и внедрены письменные и творческие работы, способствующие активному осмыслению новых знаний, умений и
навыков, а также преобразование их в личное - внутреннее убеждение и формирование личностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Изучение результатов эксперимента показали у большинства студентов экспериментальной группы существенные положительные изменения по каждому из компонентов (табл. 2). Согласно полученным данным, нами отмечено уменьшение студентов с ситуативным уровнем когнитивного компонента с 70,5 до 41,3 %, с базовым уровнем увеличение -с 23,7 до 40,7 %. Так же увеличилось количество студентов осмысленного уровня когнитивного компонента (на 11,7 %).
Таблица 2
Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням развития компонентов (%) после эксперимента
Компоненты Группы Уровни развития компонентов
Ситуативный Базовый Осмысленный
Когнитивный ЭК 41,3 40,7 17,4
КГ 66,2 24,7 9,1
Содержательный ЭК 48,1 39,7 12,2
КГ 79,6 16,1 4,3
Деятельностный ЭК 53,1 34,7 12,2
КГ 82 15,7 2,9
Рефлексивный ЭК 27,9 54,3 17,4
КГ 64,6 29,5 5,9
Отмечена положительная динамика и по другим компонентам готовности к физкультурно-спортивной деятельности. Статистическое подтверждение полученных данных осуществлялось при помощи критерия X 2 Пирсона (Р<0, 05).
Оценив данные по динамики готовности студентов к физкультурно -спортивной деятельности, (путем суммирования баллов оценки отдельных компонентов), можно констатировать, что в экспериментальной группе отмечены положительные сдвиги всех показателей, в то время как в контрольной группе они существенно не изменились.
Таким образом, по окончанию эксперимента были получены данные, позволяющие говорить об эффективности разработанной модели и правильном выборе педагогических условий, позволяющих формирование физкультурно-спортивной компетентности студентов неспортивных направлений.
Список литературы
1. Гилазиева С.Р. Формирование физкультурно-спортивной компетентности будущих менеджеров: дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 232 с.
2. Дедловская М.В., Золотухина И.А. Физкультурно-спортивная деятельность как условие здоровьесбережения // Вестник научных конференций. 2016. № 7-3 (11). С. 29-30.
3. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 248-252.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, старший преподаватель, bmv300904@yandex. ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., zolotuxina1979@rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Миннахметова Лариса Тагировна, канд. биол. наук, доц., minnlarisa@,mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
EXPERIMENTAL STUDY OF FORMATION OF PHYSICAL AND SPORTS COMPETENCE OF THE STUDENTS OF UNSPORTSMANLIKE DIRECTIONS
M.V. Dedlovskaya, I.A. Zolotukhina, L.T. Minnahmetova
The development of sports and athletic competence of students of non-sports schools is considered, on the example of the faculty of management. Particular attention is paid to the theoretical model and pedagogical conditions, which contribute to obtaining a positive result -a competent bachelor in the field of physical culture and sports.
Key words: competence, competence, physical culture and sports activity, sport, student, unsportsmanlike direction.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, bmv300904@yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Zolotukhina Inna Anatolievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, zolotuxina1979@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Minnakhmetova Larisa Tagirovna candidate of biological Sciences, associate professor, minnlarisa@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism