Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственный университет,
Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., директор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PRIORITY APPLICATION OF THE METHOD OF THE CIRCULAR TRAINING ON CLASSES IN PHYSICAL TRAINING IN LIBERAL ARTS COLLEGES
V.P. Guba, M.S. Leontyeva, S.A. Arkhipova, V.N. Egorov
In article specifics of the organization of classes in physical training in liberal arts colleges on the basis of priority application of a method of a circular training are considered. Dynamics of indicators of physical development of students of liberal arts colleges taking into account the organization of classes in a method of a circular training on classes in physical training is presented.
Key words: student's youth, physical training, physical development, circular training.
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, smolguba67@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,
Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, С.С. Русакова
Рассмотрено формирование интереса студентов неспортивных направлений к физическому воспитанию. Разработаны и внедрены организационно-педагогические условия, способствующие формированию интереса студентов к прикладной физической культуре. Обоснованы уровни интереса студентов неспортивных направлений к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура», способствующих отслеживать изменения в заинтересованности студентов к столь важному аспекту при современном развитии гиподинамии человека.
Ключевые слова: прикладная физическая культура, студенты неспортивных направлений, интерес, мотив, формирование.
В современном становлении страны, в условиях преобразования всех сторон жизни общества увеличиваются требования к красоте тела, здоровью, физической подготовке и подготовленности граждан.
Роль дисциплины «Прикладная физическая культура» в вузе способствует физическому становлению и совершенствованию, а также формированию социально-активной личности студентов, что становится актуальным в современном, постоянно усложняющемся высшем образовании и будущей профессиональной деятельности.
Очень часто, особенно студенты неспортивных направлений, владея элементарными понятиями необходимости занятий физической культурой, не занимаются во внеучебное время, они еще и зачастую пропускают занятия дисциплины «Прикладная физическая культура». Что вызывает беспокойство, так как практические занятия - это последние бесплатные занятия в цепочке физкультурного образования, которые имеют регулярную основу и способны компенсировать гиподинамию современности, повышая уровень физической подготовленности, двигательную активность, укрепляя здоровье.
В связи с вышесказанным, на наш взгляд, необходимо формирование устойчивого интереса к дисциплине «Прикладная физическая культура» студентов неспортивных направлений.
Цель исследования: экспериментально проверить влияние педагогических условий формирования устойчивого интереса у студентов неспортивных направлений к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура», а также выяснить причины низкого уровня интереса.
Объект исследования: профессионально-личностное развитие студента неспортивных направлений в образовательном процессе по дисциплине «Прикладная физическая культура» в вузе.
Предмет исследования: процесс формирования интереса студентов неспортивных направлений.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование устойчивого интереса студентов неспортивных направлений к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура» будет повышаться, если в основе ее организации и реализации лежат следующие организационно-педагогические условия:
- привлечение студентов в качестве волонтеров на спортивно-зрелищные мероприятия;
- посещение студентами во внеурочное время различных форм физической культуры, привлечение в качестве проводящего подготовительной части занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура»;
- высказывание студентами мнения по формированию модулей дисциплины «Прикладная физическая культура» с предложением, какие спортивные и подвижные игры включить, а также новые формы организации занятий, такие, как аквааэробика, степаэробика, стретчинг, фитбол и т. д.;
- взаимодействие преподавателя и студента на основе взаимодействия при осуществлении занятий;
- проведение занятий в различных залах и спортивных комплексах, оснащенных инвентарем.
Интерес, по мнению С.Л. Рубинштейна, это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным [2].
Л.С. Выготский трактовал интерес как специфический человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность [1].
В «Психологии развития человека» Л.С. Выготского интерес определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на какую-либо деятельность или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к предмету» [1].
Если рассматривать интерес как эмоционально окрашенную установку, то в образовательном пространстве при помощи дисциплины «Прикладная физическая культура» необходимо формировать положительную установку на занятия физическими упражнениями, что влечет положительный настрой на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Для оценки эффективности использования организационно-педагогических условий в 2014-2016 гг. проведено экспериментальное исследование на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» г. Барнаул (в дальнейшем АлтГПУ) и ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» г. Казань (в дальнейшем ПГАФКСиТ). В исследовании участвовало 242 студента неспортивных факультетов.
На формирующем этапе эксперимента участники были разделены на две сопоставимые группы: экспериментальную (121 чел.) ПГАФКСиТ и контрольную (121 чел.) АлтГПУ. Количество студентов в группах соответствовало требованиям формирования выборки и обеспечивало репрезентативность данных.
В результате исследования установлено, что до начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы по составу студентов с различными уровнями сформированности интереса к занятиям дисциплине «Прикладная физическая культура» статистически достоверны и не различались (табл.).
На базе АлтГПУ проводилось анкетирование 121 студента неспортивных направлений второго курса Института педагогики и психологии с целью выявления уровня интереса к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура». Затем в 2015/16 учебном году занятия
по дисциплине «Прикладная физическая культура» осуществлялись стандартно (при авторитарном стиле преподавателя, в спортивном зале, стадионе, лыжной базе).
На базе ПГАФКСиТ также проведено анкетирование студентов второго года обучения неспортивных направлений. В 2015/16 учебном году на базе ПГАФКСиТ проводился эксперимент с участием 121 студента второго курса неспортивных факультетов, посредством внедрения организационно-педагогических условий при проведении занятий дисциплины «Прикладная физическая культура». Занятия по дисциплине были спланированы с учетом пожеланий студентов и проводились на различных специализированных объектах: бассейн «Буревестник», тренировочный стадион «Буревестник», тренажерный зал, кардиозал, дворец водных видов спорта (спортивный зал и бассейн), лыжная база «Чишмале», центр бадминтона.
В течение года студенты привлекались в качестве волонтеров на спортивно-зрелищные мероприятия, такие, как открытие спортивного объекта - Центр Бадминтона, Чемпионат России 2015 по плаванию на короткой воде, Матч Кубка Дэвиса между Россией и Швецией (март 2016), Чемпионат Европы по бадминтону 2016, Этап Мировой серии по прыжкам в воду 2016, Чемпионат Европы по дзюдо 2016, Фестиваль Спорта (между вузов) 2016 и др.
Студенты ПГАФКСиТ неспортивных направлений в течение года готовились и выполняли нормы ГТО, выступали в роли волонтеров при приеме норм ГТО у студентов различных направлений академии.
На каждом занятии освещалась методика применений и выполнения упражнений; осуществлялось силами студентов хронометрирование, судейство, инструктаж; студенты, подготовленные во внеурочное время по различным видам занятий физическими упражнений, привлекались к проведению различных частей занятий в группе. Организованы индивидуальные консультации со студентам по вопросам, касающихся физической культуры.
В процессе формирования устойчивого интереса к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура» большое внимание было уделено взаимодействию студент - педагог, характеризующее нами как субъект - субъектные взаимоотношения. Такой процесс отличается свободой в общении, диалогизацией, самообразованием.
Процесс взаимодействия на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура» становится интересным в том случае, если преподаватель обладает определенным уровнем педагогического мастерства, имеет разнообразный объем упражнений, владеет умением организовать обучение и совершенствование спортивных и подвижных игр. Являясь неким универсалом, должен обладать способностью, не только показывать элементы вышеперечисленных физических упражнений, но и участвовать в любых двигательных действиях.
В процессе внедрения организационно-педагогических условий установлены три уровня сформированности интереса студентов к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура»:
1. Отсутствие интереса - характеризуется неустойчивым отношением к физкультурно-оздоровительной деятельности, незнанием простейших методических основ выполнения физических упражнений, частые пропуски, выполнение упражнений без старания, отсутствием глубоких теоретических и практических знаний, умений и навыков использования средств физической культуры, отсутствие положительных эмоций во время занятий.
2. Неустойчивый интерес - отличается положительным отношением к физкультурно-оздоровительной деятельности, проявлением эпизодического интереса, мотивация - на уровне выполнения элементарных требований для получения зачета по дисциплине и не более, способностью использовать типовые рекомендации по выполнению двигательных действий.
3. Устойчивый интерес - отличается высокой мотивацией к занятиям физическими упражнениями; желанием провести подготовительную часть занятия дисциплины с использованием упражнений и форм физической культуры, полученных во вне учебное время; студент отличается ярко выраженным познавательным и профессиональным характером, с твёрдой убеждённостью в важности дисциплины «Прикладная физическая культура», её необходимости и практическом применении в будущем.
В процессе эксперимента установлено, что у большинства студентов экспериментальной группы ПГАФКСиТ произошли существенные положительные изменения по каждому уровню сформированности интереса (табл.). Так, доля студентов с низким уровнем интереса по окончанию эксперимента снизилась с 39,7 до 8,3 %, с неустойчивым уровнем количество студентов увеличилось - с 43,8 до 52 %.
Динамика распределения студентов по уровням сформированности
интереса (%)
Уровень сформированности интереса Группа АлтГПУ Группа ПГАФКСиТ
До После До После
1. Низкий уровень 42,2 44,6 39,7 8,3
2. Неустойчивый уровень 41,3 39,7 43,8 52,0
3.Устойчивый уровень 16,5 15,7 16,5 41,3
Соответственно увеличилось число студентов с устойчивым уровнем интереса - с 16,5 до 41,3 %. Полученные изменения уровней сформированности интереса к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура» является достоверным, статистически подтвержденное критерием X Пирсона (Р<0,05).
По окончании эксперимента, оценив динамику уровней сформированности интереса студентов к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура», можно констатировать, что в экспериментальной группе ПГАФКСиТ отмечены положительные изменения, в то время как в контрольной группе АлтГПУ они существенно не изменились.
Выявлено и экспериментально доказано, что эффективность использования организационно-педагогических условий, позволяют сформировать устойчивый интерес у студентов не спортивных направлений к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура».
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
2. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб, 2002. 720 с.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, старший преподаватель, bmv300904@yandex. ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Русакова Светлана Сергеевна, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
THE FORMATION OF STEADY INTEREST TO CLASSROOM DISCIPLINE "APPLIED PHYSICAL EDUCATION" STUDENTS HA VE RECEIVED DIRECTIONS
M.V. Dedlovskaya, I.A. Zolotukhina, S.S Rusakova
The article discusses the formation of students interest is not sports fields for physical education. Developed and implemented organizational-pedagogical conditions promoting formation of students interest in applied physical education. Justified by the interest levels of the students received referrals to the classes of the discipline "Applied physical culture" conducive to track changes in the interest of the students to such an important part in the modern development of the physical inactivity of the person.
Key words: applied physical training, students received directions, interest, motive formation.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Zolotukhin Inna Anatolievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Rusakova Svetlana Sergeevna, candidate of biological Sciences, associate professor, [email protected] Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism