педагогические науки
Тутушкина Валерия Газизяновна АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
УДК 378:612
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
© 2018
Тутушкина Валерия Газизяновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ГСЭД по дисциплине «Физическая культура» Трехгорный технологический институт (456080, Россия, Трёхгорный, ул. Мира, 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная работа содержит развернутый анализ эффективности круговой тренировки как организационно-методической формы физического воспитания студентов на занятиях физической культурой. В контексте данной статьи круговая тренировка рассматривается как мелкогрупповой метод, нацеленный на достижение плотности занятия. Подробно рассмотрены проблемы современной системы образования, препятствующие эффективному внедрению метода в ход занятий физической культурой, среди которых рост гиподинамии студентов, сокращение часов занятий физической культурой, недостаточная материальная база и массовое снижение интереса студентов к физической культуре. В статье подробно описаны образовательные и воспитательные задачи, реализуемые по-средствам использования метода круговой тренировки. В частности, речь идет о самостоятельности студентов в приобретении знаний и физическом развитии, совершенствовании отдельных навыков и умений, высокой работоспособности организма студента, формировании чувств ответственности, добросовестности и честности, а также о мотивации студентов к дальнейшему физическому самосовершенствованию. В качестве положительных особенностей использования метода круговой тренировки рассматриваются следующие: возможность задействовать большое количество студентов, повышение плотности и динамики занятия, снижение утомляемости студентов, вариативность построения занятия. Среди наиболее распространенных вариантов использования метода круговой тренировки на занятиях физической культурой со студентами описаны такие формы деятельности как фронтальная работа и работа по отделениям.
Ключевые слова: круговая тренировка, метод круговой тренировки, физическая культура, студент, плотность занятия, динамика занятия, фронтальная работа, работа по отделениям, снаряд, «станция».
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF CIRCULAR TRAINING FOR STUDENTS IN THE CLASSROOM PHYSICAL CULTURE
© 2018
Tutushkina Valeria Gazizyanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Gised for the course "Physical culture" Trekhgorny Institute of Technology (456080, Russia, Trekhgorny, Mira str., 17, e-mail: [email protected])
Abstract. This work contains a detailed analysis of the effectiveness of circuit training as an organizational and methodical form of physical education of students in physical education classes. In the context of this article, circuit training is considered as a small group method aimed at achieving a lesson density. The problems of the modern education system that impede the effective implementation of the method in the course of physical education, including the increase in students 'physical inactivity, reduced hours of physical education, insufficient material resources and a massive decline in students' interest in physical culture, are considered in detail. The article describes in detail the educational and educational tasks implemented through the use of the method of circuit training. In particular, we are talking about students' independence in acquiring knowledge and physical development, improving individual skills and abilities, high performance of the student's body, developing feelings of responsibility, honesty and honesty, as well as motivating students to further physical self-improvement. The following are considered as positive features of using the circuit training method: the ability to use a large number of students, increasing the density and dynamics of the lesson, reducing student fatigue, variation in the construction of the lesson. Among the most common options for using the method of circuit training in physical education classes with students are described such forms of activity as frontal work and work in departments.
Keywords: circular training, the method of circular training, physical education, student, density of classes, the dynamics of classes, frontal work, work in the departments, projectile, "station".
Недостаточная эффективность и качество физического воспитания студентов является достаточно острой проблемой, активно обсуждаемой педагогическим сообществом. Современные специалисты в качестве одного из возможных вариантов разрешения данных проблем рассматривают применение на занятиях физической культурой организационно-методической формы физического воспитания, получившей название круговой тренировки.
Круговая тренировка является эффективной для физического развития студентов, однако, только при условии ее правильного применения. Круговая тренировка представляет собой поточный мелкогрупповой метод, который нацелен на достижение плотности занятия. Проблема качественного использования метода для занятий физической культурой со студентами заключается в том, что современная система физического воспитания в целом не отвечает необходимым образовательным требованиям по ряду объективных причины:
- возрастает гиподинамия студентов, связанная с одновременно происходящими процессами интенсифи-каций умственного труда и снижения физической активности; как результат - студенты могут быть склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушению осан-
ки, ожирению и так далее;
- сокращение количества занятий физической культурой;
- недостаточная материальная база для занятий;
- массовое снижение интереса студентов к физической культуре.
Для того чтобы минимизировать негативное воздействие выше перечисленных факторов на качество и эффективность занятия физической культурой, преподавателю необходимо разрешить непростое противоречие. С одной стороны, преподавателю необходимо придерживаться принципа многофункциональности занятия, с другой стороны - следует соблюдать оптимальные условия здоровьесбережения студентов [1, с. 12].
Круговая тренировка как метод построения занятия физической культурой способствует снятию данного противоречия, позволяя реализовывать ряд задач. Во-первых, студенты могут самостоятельно приобретать знания и развивать качество физической подготовки, во-вторых, совершенствуются отдельные навыки и умения, в-третьих, достигается высокая работоспособность организма студента. Наряду с данными преимуществами, круговая тренировка решает ряд воспитательных задач:
- у студентов формируется чувство ответственности
Tutushkina Valeria Gazizyanovna pedagogical
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS ... sciences
за порученное им дело;
- на пути к достижению цели формируется настойчивость обучающихся;
- укрепляются чувства добросовестности и честности;
- в рамках занятия закладывается фундамент дальнейшего стремления студентов к физическому самосовершенствованию.
Круговая тренировка не только увеличивает моторную плотность урока, но и позволяет преподавателю сочетать в ходе занятия такие формы воздействия на студентов как направленное комплексное, вариативное и строгое упорядоченное.
Метод круговой тренировки заключается в том, что студенты проходят через все спортивные снаряды, имеющиеся в расположении учебного заведения, совершенствуя разнообразные аспекты физической культуры. В основе метода лежит важное требование - соблюдение техники безопасности - студент не должен выполнять упражнения самостоятельно без страховки. Данный метод зачастую применяется в рамках занятий гимнастикой.
Базой для метода круговой тренировки служит выполнение упражнений сериями на, так называемых, «станциях». Круговая тренировка позволяет преподавателю разделить группу студентов на отделения, что знаменует собой постепенный переход от традиционной и малоинтенсивной работы на занятиях к более прогрессивной деятельности. При этом количество студентов в каждом отделении зависит от поставленных преподавателем целей [2, с. 102].
Юноши и девушки выполняют упражнения на разных снарядах, что способствует комплексному физическому развитию студентов и позволяет преподавателю достичь стопроцентной активности обучаемых, их высокой работоспособности и оптимального уровня эмоционального состояния [3, с. 60]. Опытные преподаватели отмечают, что систематическое применение метода круговой тренировки в рамках занятий физической культурой со студентами позволяет отметить ряд позитивных особенностей метода:
- является эффективным и универсальным инструментом для различных видов программы;
- позволяет единовременно задействовать максимальное количество студентов;
- повышает плотность и динамику занятия физической культурой;
- способствует снижению утомляемости студентов посредствам их переключения с одного вида упражнений на другой;
- предполагает вариативность построения занятия;
- допускает комплексное применение различных методов, в том числе, индивидуальных и коллективных [4, с. 55].
Среди наиболее распространенных вариантов использования метода круговой тренировки на занятиях физической культурой можно выделить такие формы деятельности как фронтальная работа и работа по отделениям. Не менее эффективным является занятие, в ходе которого данные формы физической деятельности комбинируются.
В рамках фронтальной работы одно и то же упражнение выполняется одновременно сразу всем студентами. Такой подход к организации круговой тренировки, во-первых, способствует повышению эффективности работы студентов, во-вторых, упрощает контроль преподавателя за качественным выполнением упражнений и дифференцировкой отдыха. Кроме того, фронтальная работа студентов над общей задачей способствует высокой степени интенсивности выполнения упражнений [5, с. 214].
Работа по отделениям предполагает несколько вариантов построения занятия:
1) несколько отделений одновременно выполняют
218
одно и то же упражнение на одинаковых снарядах;
2) несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на различных снарядах или «станциях»;
3) несколько отделений одновременно выполняют различные упражнения на различных снарядах или «станциях» (одновременная разнородная работа с отделениями). Как правило, основное внимание преподавателя фокусируется на одой из «станций», в то время как другие служат для закрепления полученных навыков и их дальнейшего совершенствования [6, с. 205; 7, с. 67].
Для достижения максимальной эффективности круговой тренировки, основанной на работе по отделениям, преподавателю необходимо грамотно подойти к выбору командиров отделений.
Особенность круговой тренировки заключается в том, что не может быть проведена четкая граница между отдельными методами и вариантами их применения - возможны самые различные комбинации построения занятия. Однако важным условием эффективности занятия физической культурой является сочетание способа выполнения упражнений и количества повторений таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было вынужденных пауз [8, с. 87].
Желаемые результаты достигаются, во-первых, при самостоятельном определении повторений студентами, назначенными капитанами отделений, во-вторых - при одновременной слаженной работе нескольких студентов на одной и той же «станции», в-третьих - при «поточном» выполнении упражнений.
Подводя итоги анализа эффективности метода круговой тренировки для студентов на занятиях физической культурой, следует отметить его главные преимущества над другими методами:
- улучшает успеваемость студентов;
- повышает моторную и общую плотность занятия;
- усиливает динамику роста физической подготовки студентов;
- стимулирует интерес студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой [9, с. 183].
Обобщение современной практики обучения в системе физического воспитания и анализ научно-методической литературы показывает, что занятия по программе круговой тренировки являются научно обоснованной системой физических упражнений, она совмещает эффективные гимнастические упражнения с тренировкой и отягощениями, упражнениями на сопротивление и гибкость, использование принципов перегрузок, повторений и специфичности нагрузок [10, с. 125].
Таким образом, главной задачей метода круговой тренировки является комплексное воспитание физических способностей студентов при условии их активной самостоятельной работы. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для дисциплины и организации к систематическим занятиям, развитию физических качеств необходимых при выполнении контрольных упражнений по программе: «Физическая культура».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ДиябМустафа Мохаммед. Исследование эффективности применения круговой тренировки в процессе изучения практического раздела курса баскетбола в институтах физической культуры: Автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 1979. -16 с.
2. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2002 г. — 180 с.
3. Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения легкой атлетики /Х.М. Муртазин // Физвоспитание студентов. - Казань, 2007. — С. 56 - 64.
4. Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. - Лондон, 2008. - 78 с.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Тутушкина Валерия Газизяновна АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
5. Макаров А.Н. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 Физическое воспитание / А.Н. Макаров, П.З. Сирис и др. — М.: Просвещение, 2007 г. — 304 с.
6. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 2010. - 253 с.
7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Минск: Выш. школа, 1985. - 255 с.
8. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. - М., 2007 г. - 157 с.
9. Матвеев А.П. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физической культуры /А.П. Матвеев, А.Д. Новиков. — М.: Физкультура и спорт, 2006 г. — 360 с.
10. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 356 с.
Статья поступила в редакцию 01.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018