Научная статья на тему 'Содержание и пути совершенствования физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности'

Содержание и пути совершенствования физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОСВАИВАЮЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / СОСТАВ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИМИТАЦИОННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Агафонов Сергей Валерьевич

В статье показано, что в настоящее время в теории и методике физического воспитания в системе высшего образования сформировалось научное противоречие между требованиями, предъявляемыми к степени развития профессионально важных качеств, свойств и компетенций у студентов, осваивающих управленческие специальности, и их реально низким уровнем по причине недостаточной разработанности содержания профессионально-прикладной физической подготовки. В связи с этим были проведены педагогические наблюдения на практических занятиях по физической культуре за деятельностью студентов основного отделения, осваивающих в вузе направление «Менеджмент». Сопоставляя состав и уровень развития профессионально важных для эффективной деятельности менеджера качеств с составом и объемами средств, используемых в процессе физического воспитания студентов, будущих менеджеров, были выявлены перспективные направления совершенствования их профессионально-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Агафонов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents and ways of perfection of physical education of students mastering managerial professions

The article shows that currently the theory and methods of physical education in higher education has formed a scientific contradiction between the requirements to the degree of development of professionally important qualities, properties, and competencies at students, mastering managerial skills, and they really low level due to the lack of elaboration of the contents of professionally applied physical training. In this regard, was carried out the pedagogical supervision over the activities of student’s main office, studying in the University Management in practical classes on physical culture. Comparing the composition and level of development of professionally important for the effective operation of the Manager qualities with the composition and amounts of funds used in the process of physical education of students, future managers, the authors identified promising ways of improving professional-applied physical training.

Текст научной работы на тему «Содержание и пути совершенствования физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности»

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Валерьевич Агафонов, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В статье показано, что в настоящее время в теории и методике физического воспитания в системе высшего образования сформировалось научное противоречие между требованиями, предъявляемыми к степени развития профессионально важных качеств, свойств и компетенций у студентов, осваивающих управленческие специальности, и их реально низким уровнем по причине недостаточной разработанности содержания профессионально-прикладной физической подготовки. В связи с этим были проведены педагогические наблюдения на практических занятиях по физической культуре за деятельностью студентов основного отделения, осваивающих в вузе направление «Менеджмент». Сопоставляя состав и уровень развития профессионально важных для эффективной деятельности менеджера качеств с составом и объемами средств, используемых в процессе физического воспитания студентов, будущих менеджеров, были выявлены перспективные направления совершенствования их профессионально-прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: студенты, осваивающие управленческие специальности, состав средств физического воспитания, академические занятия, профессионально-прикладная физическая подготовка, имитационно-игровые формы занятий.

CONTENTS AND WAYS OF PERFECTION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS MASTERING MANAGERIAL PROFESSIONS

Mikhail Mikhailovich Shestakov, the doctor of pedagogical science, professor, Sergey Valerievich Agafonov, the competitor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The article shows that currently the theory and methods of physical education in higher education has formed a scientific contradiction between the requirements to the degree of development of professionally important qualities, properties, and competencies at students, mastering managerial skills, and they really low level due to the lack of elaboration of the contents of professionally applied physical training. In this regard, was carried out the pedagogical supervision over the activities of student's main office, studying in the University Management in practical classes on physical culture. Comparing the composition and level of development of professionally important for the effective operation of the Manager qualities with the composition and amounts of funds used in the process of physical education of students, future managers, the authors identified promising ways of improving professional-applied physical training.

Keywords: students, mastering the management profession, structure of means of physical training, academic classes, professionally-applied physical training, simulation and gaming forms of study.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно примерной программе по дисциплине «Физическая культура» (2000) [2, с. 366], средства практического раздела академических занятий определяются кафедрами физического воспитания в каждом вузе самостоятельно. Для определения соответствия содержания физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности, решению задачи по обеспечению необходимой общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей их готовность к будущей профессиональной деятельности, был проведен анализ состава средств и хронометрирование времени их выполнения в течение одного учебного года в процессе академических

занятий физической культурой. Всего было проанализировано 68 академических занятий в группах студентов, осваивающих в вузе направление «Менеджмент».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате наблюдений за деятельностью студентов основного отделения на практических занятиях по физической культуре было установлено, что для решения содержащихся в примерной программе дисциплины задач по обеспечению необходимой двигательной активности обучающихся, достижения и поддержания оптимального уровня их физической и функциональной подготовленности, а также задачи по подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности, преподаватели кафедры физического воспитания используют преимущественно традиционные средства (таблица 1).

Таблица 1 - Состав средств физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности, и частота их использования на академических занятиях по физической культуре_

Физические упражнения Количество занятий

Упражнения для шеи 68

Упражнения для верхних конечностей 68

Упражнения для туловища (в том числе на снарядах) 68

Упражнения для спины (в том числе на снарядах) 68

Упражнения для мышц брюшного пресса (в том числе на снарядах) 68

Упражнения для нижних конечностей (в том числе на снарядах) 68

Упражнения на преодоление тяжести собственного веса 68

Упражнения на преодоление внешнего отягощения 68

Акробатические упражнения (кувырки, перевороты и др.) 48

Ходьба обычная 68

Ходьба обычная дозированная (по времени и интенсивности) 68

Ходьба спортивная 42

Бег на короткие дистанции 68

Бег на средние дистанции 68

Бег на длинные дистанции 34

Кроссовый бег 12

Многоскоки на одной или двух ногах 68

Прыжки в длину с места толчком двух ног 12

Прыжки в высоту с места толчком двух ног 12

Прыжки в длину с разбега 48

Прыжки в высоту с разбега 48

Метание теннисного мяча на дальность 48

Метание теннисного мяча на точность 48

Волейбол 23

Баскетбол 36

Баскетбол 3x3 60

Мини-футбол 24

Настольный теннис 13

Бадминтон 40

Подвижные игры 24

Тренажеры 34

В частности, у этих студентов в течение учебного года в содержание занятий включались физические упражнения из легкой атлетики (в основном ходьба, бег, прыжки, метания) и спортивные игры. Неотъемлемым средством физического воспитания студентов являлись акробатика, гимнастика с предметами и без них, элементы которой широко используются в подготовительной части занятия в виде комплексов общеразвиваю-щих упражнений, упражнений во время разминки, а также упражнения на снарядах и кроссовая подготовка.

Исследования показали, что данный состав средств физического воспитания используется преподавателями кафедры для решения задач общефизической и профессионально-прикладной физической подготовки будущих менеджеров.

При этом, занятия носят преимущественно комплексный характер, решая задачи всесторонней физической подготовки с развитием общей выносливости, быстроты, гибкости, силовых и координационных способностей, а также задачи профессионально-прикладной физической подготовки с развитием важных для эффективной деятельности менеджера специальных качеств и способностей.

Представляется, что именно по этой причине все применяемые средства используются на академических занятиях практически в равной степени (таблица 2). Лишь кроссовый бег (6,8%), силовые (3,8%) и общеразвивающие физические упражнения для различных частей тела (3,8%), ходьба (3,8%), бег на длинные дистанции (3,8%) и игра в баскетбол 3х3 на одно кольцо (3,6%) явно превосходят 58,1% остальные средства по объему использования на академических занятиях по физической культуре.

Таблица 2 - Объем времени, затраченного на выполнение физических упражнений у студентов управленческих специальностей на академических занятиях по физической культуре в течение учебного года_

Физические упражнения Объем времени, мин (%) из 6120 мин

Упражнения для шеи 167 (2,7)

Упражнения для верхних конечностей 234 (3,8)

Упражнения для туловища (в том числе на снарядах) 234 (3,8)

Упражнения для спины (в том числе на снарядах) 234 (3,8)

Упражнения для мышц брюшного пресса (в том числе на снарядах) 234 (3,8)

Упражнения для нижних конечностей (в том числе на снарядах) 234 (3,8)

Упражнения на преодоление тяжести собственного веса 234 (3,8)

Упражнения на преодоление внешнего отягощения 234 (3,8)

Акробатические упражнения (кувырки, перевороты и др.) 174 (2,8)

Ходьба обычная 234 (3,8)

Ходьба обычная дозированная (по времени и интенсивности) 234 (3,8)

Ходьба спортивная 155 (2,5)

Бег на короткие дистанции 131 (2,1)

Бег на средние дистанции 165 (2,7)

Бег на длинные дистанции 234 (3,8)

Кроссовый бег 389 (6,4)

Многоскоки на одной или двух ногах 234 (3,8)

Прыжки в длину с места толчком двух ног 151 (2,5)

Прыжки в высоту с места толчком двух ног 152 (2,5)

Прыжки в длину с разбега 153 (2,5)

Прыжки в высоту с разбега 180 (2,9)

Метание теннисного мяча на дальность 172 (2,8)

Метание теннисного мяча на точность 177 (2,9)

Волейбол 158 (2,6)

Баскетбол 177 (2,9)

Баскетбол 3х3 220 (3,6)

Мини-футбол 151 (2,5)

Настольный теннис 148 (2,4)

Бадминтон 190 (3,1)

Подвижные игры 151 (2,5)

Тренажеры 185 (3,0)

При этом они характеризуются небольшим диапазоном разброса величин объема (2,1^3,0%) их использования на занятиях по физической культуре. Поэтому в данном случае, о каком либо профессионально ориентированном использовании средств физического воспитания говорить не приходится. В связи с этим представляется очевидной целесообразность совершенствования содержания, а отсюда и методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов, осваивающих управленческие специальности.

Сопоставляя состав и уровень развития профессионально важных для эффективной деятельности менеджера качеств с составом и объемами средств, используемых в

процессе физического воспитания студентов, будущих менеджеров, были выявлены перспективные направления совершенствования их профессионально-прикладной физической подготовки:

- дополнение состава средств физического воспитания упражнениями, оказывающими преимущественное воздействие на развитие и совершенствование, важных для эффективной профессиональной деятельности менеджера качеств;

- включение в состав средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов, осваивающих управленческие специальности, имитационно-игровых деловых игр для развития и совершенствования качеств, определяющих эффективное профессиональное поведение менеджера;

- дополнение содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих менеджеров, профилированными имитационно-игровыми формами занятий, обеспечивающими направленное развитие и совершенствование качеств, определяющих эффективное профессиональное поведение менеджера;

- разработка методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов, осваивающих управленческие специальности, на основе преимущественного использования имитационно-игровых форм занятий;

- разработка модели программы профессионально-прикладной физической подготовки на основе имитационно-игровых форм занятий;

- разработка технологии реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки на основе имитационно-игровых форм занятий;

- разработка базовой игровой формы профессионально-прикладной физической подготовки;

- разработка целевого комплекса средств профессионально-прикладной физической подготовки, включающего группы упражнений по развитию важных физических качеств и психических процессов, тренировки профессионального поведения и ориентировочные схемы комплексной игры «Менеджер»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение соотношения объемов используемых средств физического воспитания в пользу эффективного развития и совершенствования, важных для эффективной профессиональной деятельности менеджера качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа содержания процесса физического воспитания в условиях академических занятий по физической культуре в вузе и эффективности развития профессионально значимых для деятельности менеджера качеств были определены перспективные направления совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов управленческих специальностей. При этом в качестве системообразующего выступает направление по разработке методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов, осваивающих управленческие специальности, на основе преимущественного использования имитационно-игровых форм занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачева, В.В. Характеристика показателей физической подготовленности, психического и функционального состояния студентов-менеджеров в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры / В.В. Горбачева // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 1 (22). - С. 109-115.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

3. Губанищева, А.А. Психофизиологическая характеристика учебной деятельности студентов - будущих менеджеров индустрии туризма / А.А. Губанищева, А.Г. Мастеров // Научно-методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма : сборник научных трудов всероссийской научно-практической

конференции. - Волгоград : [б.и.], 2013. - C. 130-135.

REFERENCES

1. Gorbacheva, V.V. (2013), "Characteristics of indexes of physical preparedness, mental and functional state of students-managers in the process of formation of professional-applied physical culture", Philosophy of social communications, No. 1 (22), pp. 109-115.

2. Ilinich, V.I. (2005), Physical education of students and life: textbook, Gardariki, Moscow.

3. Gubanischeva, A.A. and Masterov, A.G. (2013), "Psychophysiological characteristics of educational activity of students - future managers of tourism industry", Scientific-methodical bases of improvement of quality of training specialists for the sphere of physical culture, sport and tourism: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference, Volgograd, pp. 130-135.

Контактная информация: 79508572757@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 22.05.2017

УДК 796.071.4

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СПОРТА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Петров, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проведен анализ состояния кадрового потенциала тренеров, административных работников и специалистов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва по уровню профессионального образования и возрасту и системы подготовки кадров для спорта с высшим образованием. Выявлены направления совершенствования в части развития структуры подготовки кадров, условий реализации программ, в том числе повышения роли вузов Минспорта России.

Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, спортивная подготовка, кадровый потенциал, тренер, профессиональное образование, направления и специальности высшего образования.

TRAINING THE STAFF FOR SPORT: CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF

DEVELOPMENT

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article gives the analysis of the condition of personnel potential of the trainers, administrative workers and experts providing for preparation of the sports reserve by the level of professional education and age, and system of staff training for sport with the higher education. The directions of improvement regarding development of structure of training, conditions of implementation of programs, including increase in a role of higher education institutions of the Ministry of Sports of Russia are revealed.

Keywords: preparation of sports reserve, sports preparation, personnel potential, trainer, professional education, directions and specialties of the higher education.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие произошли существенные изменения нормативно-правового регулирования сферы спорта. В 2011 году в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6] введены понятия по спортивной подготовке и спортивному резерву, с 2012 года по настоящее время утверждаются и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.