Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой'

Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕСПОРТСМЕНЫ / СПОРТСМЕНЫ / MOTIVES / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / NOT SPORTSMEN / SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопова Е.А., Постольник Ю.А.

Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студентов показывают, что современная молодёжь становится физически слабее, а развитие двигательных способностей молодых людей не соответствует уровню современных требований. На наш взгляд, низкая двигательная активность студентов связана с отсутствием у них мотиваций к занятиям теми видами физической активности, которые предлагает учебное заведение. Материал. Настоящая статья посвящена изучению мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой и спортом, а также причин, снижающих их двигательную активность. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, наблюдение. Результаты. В статье приводится сравнение результатов исследования отношения к физической культуре и спорту студентов неспортивного вуза и двух спортивно-педагогических вузов (МГПУ ПИФКиС и РГУФКСМиТ). Выявлены различия в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой в неспортивных и спортивно-педагогических вузах. Основной причиной пассивного отношения студентов к занятиям физической культурой в неспортивном вузе является однообразие учебного процесса, что делает необходимым внесение изменений в содержание и организацию занятий физической культурой в неспортивных вузах с учетом интересов студентов. Заключение. Для студентов спортивно-педагогических вузов характерен ранний переход на педагогическую деятельность в ущерб спортивной деятельности, что связано с отсутствием перспектив в спортивной карьере. Все это требует совершенствования образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура" в спортивно-педагогических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Распопова Е.А., Постольник Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMINANT MOTIVES INDUCING STUDENTS FROM DIFFERENT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS TO GO IN FOR PHYSICAL CULTURE LESSONS

Great amount of research works in the sphere of physical upbringing of students show that modern young people become physically weaker, their motional abilities development doesn’t correspond with the level of modern demands. In our opinion, a low level of students’ physical activity is connected with the absence of motivation to go in for kinds of physical activity, which are offered by the educational establishment. Material. This article studies the motives, which induce students from different higher educational establishments to go in for physical culture and sport and also the reasons, which decrease their physical activity. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, observation. Results. The article presents the results comparison of the attitude to physical culture and sport study among students from not sports higher educational establishment and two sports-pedagogical higher educational establishments (Moscow Municipal Pedagogical University (MMPU), Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport (PIPCS) and Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (RSUPCSYT)).The differences in motives, which induce to go in for physical culture at not sports and sports-pedagogical establishments, are revealed. The main reason of students’ passive attitude to physical culture lessons at a not sports higher educational establishment is monotony of the educational process, which demands changes introduction into physical culture lessons content and organization at not sports higher educational establishments, taking into account students’ interests. Conclusion. For the students of sports-pedagogical higher educational establishments it is typical to go in for pedagogical activity in prejudice of sports activity, which is connected with the prospects absence in sports career. All these facts demand educational process improvement concerning the discipline “Physical culture” at sports-pedagogical higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой»

DOI 10/14526/01_2018_291 УДК 796.011:378.172

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВОВ, ПОБУЖДАЮЩИХ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Е.А. Распопова - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма», Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122 Ю.А. Постольник - кандидат педагогических наук, старший преподаватель ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1, Москва, Россия, 129226

E-mail: raspopova48@mail.ru

Аннотация. Многочисленные исследования специалистов в области физического воспитания студентов показывают, что современная молодёжь становится физически слабее, а развитие двигательных способностей молодых людей не соответствует уровню современных требований. На наш взгляд, низкая двигательная активность студентов связана с отсутствием у них мотиваций к занятиям теми видами физической активности, которые предлагает учебное заведение. Материал. Настоящая статья посвящена изучению мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой и спортом, а также причин, снижающих их двигательную активность. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, наблюдение. Результаты. В статье приводится сравнение результатов исследования отношения к физической культуре и спорту студентов неспортивного вуза и двух спортивно-педагогических вузов (МГПУ ПИФКиС и РГУФКСМиТ). Выявлены различия в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой в неспортивных и спортивно-педагогических вузах. Основной причиной пассивного отношения студентов к занятиям физической культурой в неспортивном вузе является однообразие учебного процесса, что делает необходимым внесение изменений в содержание и организацию занятий физической культурой в неспортивных вузах с учетом интересов студентов. Заключение. Для студентов спортивно-педагогических вузов характерен ранний переход на педагогическую деятельность в ущерб спортивной деятельности, что связано с отсутствием перспектив в спортивной карьере. Все это требует совершенствования образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура" в спортивно-педагогических вузах. Ключевые слова: мотивы, студенты, физическая культура, неспортсмены, спортсмены.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMINANT MOTIVES INDUCING STUDENTS FROM DIFFERENT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS TO GO IN FOR PHYSICAL

CULTURE LESSONS

Evgenya A. Raspopova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

House 4, Sirenevyi Boulevard, Moscow, 105122, Russia Yliya A. Postolnik — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Moscow Municipal Pedagogical University, House 4, Block 1, the 2nd Selskokhozyaistvennyi Passage, Moscow, 129226, Russia

E-mail: raspopova48@mail.ru

Annotation. Great amount of research works in the sphere of physical upbringing of students show that modern young people become physically weaker, their motional abilities development doesn't correspond with the level of modern demands. In our opinion, a low level of students' physical activity is connected with the absence of motivation to go in for kinds ofphysical activity, which are offered by the educational establishment. Material. This article studies the motives, which induce students from different higher educational establishments to go in for physical culture and sport and also the reasons, which decrease their physical activity. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, observation. Results. The article presents the results comparison of the attitude to physical culture and sport study among students from not sports higher educational establishment and two sports-pedagogical higher educational establishments (Moscow Municipal Pedagogical University (MMPU), Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport (PIPCS) and Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (RSUPCSYT)).The differences in motives, which induce to go in for physical culture at not sports and sports-pedagogical establishments, are revealed. The main reason of students' passive attitude to physical culture lessons at a not sports higher educational establishment is monotony of the educational process, which demands changes introduction into physical culture lessons content and organization at not sports higher educational establishments, taking into account students' interests. Conclusion. For the students of sports-pedagogical higher educational establishments it is typical to go in for pedagogical activity in prejudice of sports activity, which is connected with the prospects absence in sports career. All these facts demand educational process improvement concerning the discipline "Physical culture " at sports-pedagogical higher educational establishments.

Keywords: motives, students, physical culture, not sportsmen, sportsmen.

Введение. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем современного общества. Сегодня средства массовой информации призывают к укреплению здоровья подрастающего поколения, однако социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечнососудистых заболеваний и других хронических и инфекционных

заболеваний.

Как показывают многочисленные исследования специалистов в области воспитания студентов, молодёжь становится слабее, а развитие способностей молодых соответствует уровню требований. Основной причиной снижения уровня физической подготовленности молодежи является хронический «двигательный голод», что связано с высоким уровнем урбанизации, комфорта и научно-технического

физического

современная

физически

двигательных

людей не

современных

прогресса, особенно в отношении жителей мегаполисов.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, - часть общества, наиболее нуждающаяся в повышении двигательной активности. Студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие являются залогом здоровья и благополучия всей нации [1,7].

В первые годы обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с большой учебной нагрузкой, проблемами в социальном и межличностном общении, а также с невысокой двигательной активностью.

На наш взгляд, низкая двигательная активность студентов связана с отсутствием у них мотиваций к занятиям теми видами физической активности, которые предлагает учебное заведение.

Мотивации определяют отношение студентов к занятиям физической культурой, формируют потребность в повседневных физических упражнениях, способствуют физическому и

профессиональному совершенствованию,

создают предпосылки для организации позитивной коммуникативной среды, а также положительного эмоционального статуса [2,6].

Мотивация - это движущая сила человеческого поведения, она содержится во всех его основных структурных образованиях: направленности личности и характера, эмоциях, способностях, психических процессах и деятельности. Мотивация определяет содержательную избирательность процессов, динамику побуждения, интенсивность и

длительность процесса. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы [3,5].

Одним из постоянных

сильнодействующих мотивов

человеческой деятельности является интерес.

Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент потребностью [3,5,8]. В связи с этим, по нашему мнению, возникает необходимость изучения мотивов, интересов и потребностей современной молодежи, удовлетворение которых наиболее эффективно отразится на состоянии их здоровья и физическом совершенствовании, а также на эффективности обучения в системе высшего профессионального образования.

Цель исследования - выявить мотивы, определяющие отношение студентов к физической культуре и спорту, для совершенствования организации дисциплины «Физическая культура».

Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Выявить отношение студентов к физической культуре и спорту как явлениям общественной жизни.

2. Выявить доминирующие мотивы, побуждающие студентов заниматься физической культурой.

3. Выявить причины пассивного отношения к занятиям физической культурой студентов различных вузов.

Методы и организация исследования. Для выявления отношения студенток к дисциплине «Физическая культура» как явлению общественной жизни и определения приоритетных мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, нами был проведен анкетный опрос студентов МГПУ (неспортивных специальностей) в количестве 150 человек, студентов МГПУ ПИФКиС - 50 человек и РГУФКСМиТ -50 человек.

Студенты должны были определить своё отношение к дисциплине «Физическая культура» как

положительное, отрицательное или «затрудняюсь ответить», написав свое суждение.

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследование показало (рисунок 1), что основная масса студентов неспортивных специальностей (74%) положительно относится к физической культуре, 3% относятся отрицательно, а 23% затруднялись ответить на этот вопрос. Студенты спортивно-педагогических вузов МГПУ ПИФКиС и РГУФКСМиТ ответили на данный вопрос положительно, соответственно, 88 и 99%, и затруднились ответить - 12 и 1 % опрошенных студентов.

По мнению опрошенных студентов неспортивных специальностей, причины негативного (отрицательного) отношения к занятиям физической культурой были сформированы ещё в школьные годы. Как следствие этого назывались плохая физическая подготовленность и убеждение, что физическая культура -второстепенный учебный предмет.

У студентов спортивно-

педагогических вузов, посвятивших большую часть своего свободного времени занятиям спортом, негативного отношения

к физической культуре выявлено не было. Ответ "затрудняюсь ответить" был связан с затруднениями студентов в их спортивной деятельности на данный момент.

Основными мотивами студентов неспортивных специальностей,

обучающихся в педагогическом вузе, к занятиям физической культурой и спортом явились: эстетический мотив - 34% и оздоровительный мотив - 23%, далее следует двигательно-деятельностный

мотив - 19% и административный мотив (получить зачет) - 17%. Наименьшей популярностью у студентов пользовался соревновательно-конкурентный мотив -7%.

Студентам спортивно-

педагогических вузов предлагалось отметить несколько мотивов,

побуждающих их к физкультурно-спортивной деятельности. По результатам опроса было выявлено, что 50% опрошенных студентов ПИФКиС отметили как значимый оздоровительный, двигательно-деятельностный и

соревновательно-конкурентный мотивы, а 33% опрошенных отметили как значимый административный и эстетический мотивы.

Для 70% опрошенных студентов РГУФКСМиТ наиболее значимыми мотивами являются соревновательно-конкурентный и двигательно-

деятельностный мотивы, 34% отмечают значение эстетического мотива, а 20% -оздоровительного и административного мотивов Для 50% опрошенных студентов РГУФКСМиТ причинами снижения интереса к занятиям физической культурой является неудобное расписание занятий и тренировок, 20% опрошенных отметили невнимательное отношение к личности студента как основную причину снижения интереса к занятиям физической культурой.

Студенты спортивных вузов также отмечали, что одной из причин снижения интереса к занятиям спортом является отсутствие перспективы достижения высокого результата в своем виде спорта и

желание переключиться на

преподавательскую деятельность.

Сравнение причин пассивного отношения студентов различных вузов к занятиям физической культурой и спортом показывает, что для студентов ПИФКиС основными причинами являются неудобное расписание занятий и неудачная территориальная расположенность мест занятий, что понятно, поскольку в спортивные залы и бассейны расположены в разных районах Москвы. В спортивных вузах полностью отсутствует такая причина, как "однообразие учебного процесса", которая является основной в неспортивном вузе. По-видимому, следует вносить изменения в содержание и организацию занятий физической культурой и спортом в неспортивных вузах с учетом интересов студентов. Для студентов спортивно-педагогических вузов характерно раннее переключение студентов с активных занятий спортом на педагогическую деятельность. Можно предположить, что ранний переход на педагогическую деятельность студентов спортивно-педагогических вузов связан с другими причинами, такими как отсутствие перспективы в спорте. Во многих видах спорта, в особенности в видах со сложной координацией движений, существует положение, что если спортсмен не попал в состав сборной страны, то для СДЮШОР он становится неинтересен. Отсутствуют соревнования для спортсменов студенческого возраста. Все это требует организационных изменений в области физической культуры и спорта. Выводы 1. Сравнение отношения студентов различных вузов к физической культуре и спорту в целом показало, что в основном студенты положительно относятся к занятиям. Наибольший процент положительного отношения к физической культуре и спорту показали студенты РГУФКСМиТ. Это закономерно, поскольку они выбрали ведущий вуз по физической культуре и спорту. 2. Сравнение мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой и

спортом, показывает, что значение эстетического мотива по всех вузах является одинаковым. Это свидетельствует о том, что все студенты понимают значение занятий физической культурой и спортом для улучшения своего внешнего вида, подчеркивания «выигрышных» особенностей фигуры, улучшения пластичности движений. Это связано с современной модой на занятия физической культурой и спортом. 3. Для студентов ПИФКиС ведущими являются

оздоровительный, двигательно-

деятельностный, соревновательно-

конкурентный мотивы, в то время как в РГУФКСМиТ наиболее значимыми мотивами считают соревновательно-конкурентный и двигательно-

деятельностный мотивы, что косвенно отражает более высокий уровень спортивной подготовленности студентов РГУФКСМиТ. 4. Основной причиной пассивного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в неспортивном вузе является "однообразие учебного процесса", что делает необходимым внесение изменений в содержание и организацию занятий физической культурой и спортом в неспортивных вузах с учетом интересов студентов. 5. Для студентов спортивно-педагогических вузов характерен ранний переход на педагогическую деятельность, что связано с отсутствием перспектив в спортивной карьере.

120 100 80 60 40 20 0

I Непортсмены ПИФКиС РГУФКСМиТ

Положительно

Отрицательно. затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Отношение студентов к физической культуре и спорту

Рисунок 2 - Основные мотивы, побуждающие студентов различных вузов к занятиям

физической культурой

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Л J

" S У / У

# & ж .❖<?

а?

S У У У

J? sf J>

г л

if

J /

s У

Ö

ъ

Непортсмены

ПИФКиС

РГУФКСМиТ

Рисунок 3 - Причины пассивного отношения студентов различных вузов к занятиям

физической культурой

Литература

1. Андрюшенко Л. В. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. В. Андрюшенко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-54.

2. Афтимичук, О.Е.. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки [электронный ресурс] / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10. - № 2. - С. 28-38. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/magazine/11 .html. DOI 10.14526/01_1111_04.

3. Закурин Л. В. Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Закурин Л. В. -Шуя, 2005. - 188 с.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - С. 182.

5. Кузнецова З.М. Биомеханика движений в основных фазах двигательного действия (на примере игры в дартс) [электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.Д. Овчинников, Н.А. Назаренко // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. -№2. - С. 58-67. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/781.html. DOI 10.14526/01_2017_205.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 2005. - 304 с.

7. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постольник Ю. А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой / Ю. А. Постольник, Е. А. Распопова //SochiJournalofEconomy. - 2013. - № 1-1. - С. 114117.

9. Стрельников Р. В. Организация физического воспитания студенческой молодёжи на основе альтернативного выбора содержания занятий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стрельников Р. В. - Волгоград. - 2009. -148 с.

10. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 478 с.

11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In

Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus) References

1. Andryushenko L. V. Sports-oriented technology of teaching students concerning the discipline "Physical culture". Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2002, no 2, pp. 47-54. (in Russian).

2. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2015, Vol. 10. no 2, pp. 28-38. Availed as: http://www.journal-science.org/en/magazine/11 .html. DOI 10.14526 / 01 1111 04.

3. Zakurin L. V. The need formation for physical culture lessons among students of technical higher educational establishment on the basis of rating system of estimation use. Candidate's thesis. Shuya. 2005, 188 p. (in Russian).

4. Ilin E. P. Motivaciya I motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg, Piter. 2012, pp. 182. (in Russian).

5. Kuznetsova ZM, Ovchinnikov Yu.D., Nazarenko N.A. Biomechanics of movements in the main phases of motor action (using the example of darts). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2017, Vol. 12, no 2, pp. 58-67. Availed as: http://www.journal-science.org/en/article/781 .html. DOI 10.14526/01_2017_205.

6. Kholodov Z. K., Kuznetsov V.S. Teoriya I metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical upbringing and sport: manual for the students of higher educational establishments]. Moscow, Publishing center "Academy". 2008, 478 p. (in Russian).

7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

8. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).

9. Leontev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat. 2005, 304 p. (in Russian).

10. Piloyan R. A. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti [Motivation of sports activity]. Moscow, Physical culture and sport. 2005, 104 p. (in Russian).

11. Postolnik Y. A., Raspopova E.A. Motivational-axiological guiding lines, which condition students' attitude to physical culture lessons.

Socinskij zhurnal economiki [Sochi Journal of Economy]. 2013, no 1-1, pp. 114-117. Strelnikov R. V. Physical upbringing organization among students on

Подано: 21.01.2018 Принято: 23.01.2018

the basis of alternative choice of lessons content. Candidate's thesis. Volgorad. 2009, 148 p. (in Russian).

Распопова Евгения Андреевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122, , e-mail: raspopova48@,mail.ru Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1, Москва, Россия, 129226

Для цитирования: Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - №1. - С. 125-132. DOI 10/14526/01 2018 291

DOI 10/14526/01_2018_292 УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО УСПЕШНЫХ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ: АНАЛИЗ МЕЖПОЛОВЫХ

РАЗЛИЧИЙ

М.С. Севостьянова - медицинский психолог высшей квалификационной категории,

директор Центра современных психологических технологий ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-

биологического агентства», ул. Коломенская, дом 26, г. Красноярск, Россия, 660037 E-mail: SevostyanovaMS(a yandex. ru

И.О. Логинова - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой клинической

психологии и психотерапии с курсом ПО ФГБОУ «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф.

Войно-Ясенецкого», ул. Партизана Железняка, дом 1, г. Красноярск, Россия, 660022 E-mail: loginova70 70@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска психологических условий эффективной профессионализации в спорте высших достижений. Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей, отличающих профессионально успешных спортсменов и спортсменок высокой квалификации от других атлетов своего пола. Приводится сравнительный анализ психологических профилей профессионально успешных спортсменов - мужчин и женщин. Материалы. Объективные медико-психологические данные об уровне психической адаптации 354 спортсменов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.