Волкова Анастасия Николаевна, педагог, соискатель, [email protected], Россия, Москва, Дворец творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова»; Московский педагогический государственный университет,
Степанова Ольга Николаевна, д-р пед. наук, проф., stepanova. [email protected], Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет
THE PROGRAM OF POPULARIZATION OF OLYMPIC SPORTS IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT
A.N. Volkova, O.N. Stepanova
The program of popularization of Olympic sports among teenagers is presented. Methods and methods are described: propaganda and agitation, winning positioning, improving and promoting the image of popularized sports, and forming interest in them from adolescents. The results of the program of popularization of Olympic sports (on the example of handball) are described in the Palace of Creativity of Children and Youth "Undiscovered Islands" in Moscow.
Key words: program of popularization, Olympic sports, teenagers.
Volkova Anastasia Nikolaevna, teacher of additional education, a post graduate student, [email protected], Russia, Moscow, Palace of Children and Youth "Undiscovered Island", Moscow State Pedagogical University,
Stepanova Olga Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University
УДК 796.91
КРИТЕРИИ ОТБОРА ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Т.Ф. Мифтахов
Проведен анализ научно-методической литературы по спортивному отбору в конькобежный спорт. Выявлены основные причины массового отсева детей из ДЮСШ. Разработаны и апробированы критерии отбора конькобежцев на этапе начальной подготовки. Подобраны тесты для развития физических качеств конькобежцев на основе программно-нормативных документов.
Ключевые слова: спортивный отбор, физическое развитие, этап начальной подготовки, тренер, юные конькобежцы.
На сегодняшний день спорту присущ мощный рост рекордов, существенное нарастание тренировочных и соревновательных нагрузок, напряженная борьба эквивалентных по силе соперников.
Спортивный отбор является важным критерием при взращивании эффективного спортсмена. Но до сих пор не выведена формула отбора, способствующая получению стопроцентного результата в отборе успешного
спортсмена. В данном вопросе основным из аспектов является роль тренера, который на основе своего опыта, знаний особенностей, присуще их данному виду спорта, учитывая персональный темп развития, формирует спортивные способности, превращая их в талант [1, 4].
Для поиска и привлечения одаренного спортсмена необходимы научно-обоснованные методы, объективные критерии спортивного отбора на начальном этапе спортивной подготовки. Спортивный отбор в конькобежном спорте как проблема нуждается в обобщении опыта квалифицированных тренеров, научных работ, практических экспериментов.
Поэтому, на наш взгляд, тема является актуальной, поскольку неверный спортивный отбор вызывает потерю заинтересованности у занимающихся, замедление роста индивидуальных спортивных результатов, травмирование психики.
Цель исследования - разработать критерии отбора юных конькобежцев на этапе начальной подготовки с учетом их морфофункциональных показателей и уровня развития физических качеств.
Нами сделано предположение, что определение информативных показателей, характеризующих уровень морфо-функционального развития и основных физических качеств, позволит создать критерии отбора по определению способностей юных конькобежцев на этапе начальной подготовки.
Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ №4 г. Зеленодольска в течение года в количестве 312 часов учебно-тренировочных занятий. В исследовании приняло участие 20 чел. Для проверки эффективности внедрения критериев отбора были сформированы две идентичные группы конькобежцев 9-10 лет.
Контрольная группа была отобрана тренером ДЮСШ № 4 самостоятельно (в начале года число испытуемых составляло 10 чел., к концу года - 8 чел.). Экспериментальная группа была отобрана по разработанным нами критериям (состав испытуемых не изменялся за весь период исследования и составлял 10 чел.). Обе группы занимались по общепринятой программе для юных конькобежцев.
Нами на основе анализа научно-методической литературы отмечено отсутствие единого подхода к решению проблемы отбора юных конькобежцев.
Для проведения качественно-количественного анализа результатов экспериментальной работы был разработан критериальный аппарат, предполагающий оценку изменений при отборе на основании уровня физического развития с помощью антропометрии (измерение роста, массы тела), индекса Руфье (показание работоспособности сердца), теста Бондаревского (исследование состояния вестибулярного аппарата) [2, 3].
Данные критерии выбраны, исходя из специфики конькобежного спорта и, на наш взгляд, будут оптимальны в использовании.
В табл. 1, 2 представлены динамика и темпы прироста показателей физического развития юных конькобежцев. Показатели конькобежцев, измеренные в начале года, сравниваются и проходят обработку на основе критерия Стьюдента с показателями, измеренными в конце года.
Таблица 1
Показатели физического развития юных конькобежцев контрольной группы (М±т)
№ Показатели В начале года В конце года Прирост за год
п/п M m M m M m
1 Рост, см 138,9 1,2 142,5 1,1 3,6 0,4
2 Масса тела, кг 32,5 0,61 34,3 0,93 1,8 0,4
3 Индекс Руфье 5,47 0,67 4,16 0,54 1,31 0,54
4 Тест Бондаревского, с 11,7 1,8 14,4 1,5 2,7 0,36
Таблица 2
Показатели физического развития юных конькобежцев экспериментальной группы (M±m)
№ Показатели В начале года В конце года Прирост за год
п/п M m M m M m
1 Рост, см 143,3 1,1 145,9 1,16 2,6 0,37
2 Масса тела, кг 35,8 0,7 37,6 0,73 1,8 1,8
3 Индекс Руфье 4,58 0,53 3,86 0,48 0,72 0,4
4 Тест Бондаревского, с 16,2 1,8 18,4 1,6 2,2 0,51
Из табличных данных видно, что первый критерий при отборе рост, так же как и масса тела, с возрастом занимающихся увеличивался во всех возрастных группах, это обусловлено закономерным процессом естественного роста организма детей и подростков.
С помощью индекса Руфье мы определили, что у детей контрольной группы средний уровень, который свидетельствуют о хорошей работоспособности сердца. У детей экспериментальной группы этот же показатель выше, что говорит об их быстрой приспособленности к значительным нагрузкам. Это свидетельствует о том, что данные дети в будущем могут стать мастерами спорта и добиться высоких результатов.
Тест Е.Я. Бондаревского необходимо применять при отборе юных конькобежцев, так как они должны уметь сохранять равновесие при скольжении на льду на одном коньке (с закрытыми глазами оно составляет 16 с и выше).
Данные физического развития свидетельствуют о том, что все отобранные дети могут заниматься в секции по конькобежному спорту и добиться хороших результатов.
Далее определялся уровень развития физических качеств конькобежцев комплексом соответствующих тестов. Подбор тестов осуществлялся на основе программно-нормативных документов ДЮСШ. В качестве критерия также использовался результат, показанный спортсменами в беге на коньках на определенную дистанцию. Длина дистанции определялась возрастом конькобежцев. В контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента результаты юных конькобежцев были примерно одинаковые, существенные расхождения обнаружены лишь в беге на дистанции 60 м со старта.
По окончании опытно-экспериментальной работы было проведено повторное тестирование для определения достоверности различий в обеих группах по тем же тестам. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика физической подготовленности юных конькобежцев контрольной и экспериментальной групп
в конце эксперимента
№ Тесты КГ ЭК Ъ ^кр Р
п/п м т А м т А
1 Бег на 30 м сходу, с 6,05 0,100 0,245 5,76 0,093 0,222 2,60 <0,05
2 Бег на 60 м со старта, с 10,91 0,046 0,152 10,46 0,044 0,143 6,81 <0,05
3 Челночный бег 3*10 м, с 9,69 0,058 0,179 9,35 0,023 0,071 5,58 <0,05
4 Прыжок в длину с места, см 158,0 0,755 9,672 168,1 0,571 7,445 2,62 <0,05
5 Прыжок вверх с места, см 32,9 0,333 1,912 39,7 0,198 1,252 9,41 2,10 <0,05
6 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 10,5 0,307 0,972 12,9 0,197 0,738 6,22 <0,05
7 Бег на коньках 100 м, с 14,01 0,138 0,509 13,24 0,114 0,409 3,73 <0,05
8 Бег на коньках 300 м, с 43,06 0,074 0,488 42,05 0,095 0,619 4,05 <0,05
Из представленных данных видно, что у конькобежцев в беге на 30 м сходу в контрольной группе прирост составил 4,27 %, а в экспериментальной группе - 7,1 %, что на 2,83 % больше.
При рассмотрении динамики результатов прыжка в длину с места было выявлено преимущество в темпах его прироста в экспериментальной группе, где годовой прирост этого показателя составил в среднем 10,23 %, против 4,36 % в контрольной группе.
В беге на коньках на дистанции 100 м у спортсменов контрольной группы был равен 6,97 % (в начале года - 15,06±0,068 с; в конце -14,01±0,138 с), а у конькобежцев экспериментальной группы на этой дистанции показывали в начале года в среднем 15,01±0,039 с, в конце года -
13,24±0,114 с. Прирост спортивного результата, по сравнению с контрольной группой, значителен и составил в среднем 4,83 %.
Аналогичная тенденция наблюдалась и при анализе результатов в беге на коньках на дистанции 300 м, где конькобежцы экспериментальной группы сохранили за собой достоверное преимущество над контрольной, прирост этого показателя составил в среднем на 2,14 %.
По итогам учебно-тренировочного года был проведен анализ отсева из опытных групп. Численность экспериментальной группы осталась постоянной, а в контрольной группе отсев составил 20 %. Такой большой отсев обусловлен разными причинами, но в большинстве случаев он является следствием неудачного отбора занимающихся, подменой его простым набором всех детей, а не таких, которые соответствуют требованиям самого конькобежного спорта.
Таким образом, проведённое исследование показало, что для более качественного отбора в конькобежный спорт рекомендуется использовать следующие критерии отбора юных конькобежцев на начальном этапе подготовки: индекс Руфье, тест Бондаревского, бег на 30 м сходу, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, бег на коньках 100 и 300 м.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физ. культуры. 1980. № 1. С. 31-33.
2. Куликов К.С. Обоснование критериев отбора юных конькобежцев // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 08 февраля 2013. URL: http://portalus.ru/modules/sport/rus (дата обращения: 01.08.2017).
3. Лебединский В.М. Анализ систем отбора многолетней подготовки юных спортсменов в училищах олимпийского резерва: сб. науч. тр. СПб, 2006. С. 8.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 480 с.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, bmv300904@yandex. ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Мифтахов Тимур Фаритович, ст. преподаватель, miftahov-timur@,mail. ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
CRITERIA FOR THE SELECTION OF YOUNG SKATERS AT THE STAGE
OF INITIAL TRAINING
M. V. Dedlovskaya, I.A. Zolotukhina, T.F. Miftakhov
The analysis of scientific and methodological literature on sports selection in speed skating is carried out. The main reasons for the mass dropout of children from the Children's Sports School are revealed. The criteria for the selection of skaters at the stage of initial training have been developed and approved. Tests have been selected for the development of physical qualities of skaters on the basis of program-normative documents.
Key words: sports selection, physical development, initial training, coach young
skaters.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Zolotukhina Inna Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Miftakhov Timur Faritovich, senior lecturer, miftahov-timur@,mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
УДК 796.01:612
ОСОБЕННОСТИ АЭРОБНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ
Ф.А. Мавлиев, А.В. Орлов, Ю.В. Болтиков, А.С. Назаренко
Показано, что у пловцов, так же как и у легкоатлетов и ориентировщиков, имеются сходные показатели относительного потребления кислорода во время нагрузочного тестирования на беговой дорожке, но эффективность бега у первых статистически значимо ниже. Доказано, что характерной особенностью работы респираторной системы у пловцов является большая ее эффективность, на фоне меньшей частоты и большей глубины дыхания.
Ключевые слова: максимальное потребление кислорода, респираторная система, специфичность тестирования, плавание, легкая атлетика, спортивное ориентирование.
Оценка аэробной работоспособности организма позволяет определить предельную интенсивность физической нагрузки, энергообеспечение которой достигается преимущественно аэробным путем. Системы, выполняющие оценку аэробной работоспособности, позволяют получить корректные показатели максимального потребления кислорода и, используя различные методики, определить примерное время аэробно-анаэробного перехода [1, 3].