Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГИБКОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / РАВНОВЕСИЯ / СЕРИИ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова О.П., Коричко Ю.В., Красова А.А., Коричко А.А.

Цель исследования - разработка и обоснование применения серии специальных упражнений для развития гибкости с учетом последовательного освоения юными гимнастками элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения. Методика и организация исследования. Разработана серия специальных упражнений на гибкость и подвижность в суставах для поэтапного обучения элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения в художественной гимнастике. В эксперименте приняли участие юные гимнастки 6-7 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки, которые составили контрольную и экспериментальную группы. Результаты исследования и выводы. Процесс развития гибкости авторами представлен тремя этапами. Направленность первого этапа (суставная гимнастика) предполагала преимущественное развитие пассивной подвижности в голеностопных, тазобедренных и плечевых суставах, необходимых для формирования «школы» движений. Второй этап (специализированная подвижность в суставах) включал применение специальных упражнений на гибкость с выполнением их по амплитудам, направлению движений в соответствии с осваиваемыми элементами из структурной группы «Равновесия». На третьем этапе одним из направлений реализации освоенных элементов из структурных групп являлось исполнение композиций без предмета, применяемых юными гимнастками в соревновательной деятельности. Разработанная серия упражнений позволила в короткие сроки повысить качество выполнения гимнастками различных видов равновесий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова О.П., Коричко Ю.В., Красова А.А., Коричко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY IN THE PROCESS OF MASTERING BALANCES BY YOUNG GYMNASTS AT THE STAGE OF INITIAL EDUCATION

Objective of the study was to develop and justify the use of a series of special exercises for the development of flexibility, taking into account the consistent mastering by young gymnasts of elements from the structural group "Balance" at the stage of initial training. Methods and structure of the study. A series of special exercises for flexibility and mobility in the joints has been developed for the stage-by-stage training of elements from the "Balance" structural group at the stage of initial training in rhythmic gymnastics. The experiment involved young gymnasts 6-7 years old, who are engaged in groups of initial training, which made up the control and experimental groups. Results and conclusions. The process of flexibility development is presented by the authors in three stages. The orientation of the first stage (articular gymnastics) assumed the predominant development of passive mobility in the ankle, hip and shoulder joints, necessary for the formation of a "school" of movements. The second stage (specialized mobility in the joints) included the use of special exercises for flexibility with their implementation in terms of amplitudes, direction of movements in accordance with the mastered elements from the structural group "Balance". At the third stage, one of the directions for the implementation of the mastered elements from the structural groups was the performance of compositions without an object used by young gymnasts in competitive activities. The developed series of exercises made it possible in a short time to improve the quality of performance by gymnasts of various types of balances.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАВНОВЕСИИ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.412.

Поступила в редакцию 15.07.2022 г.

4 ш

I W

ъ

Информация для связи с автором: trener.vlasova@rambler.ru

Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Власова1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2 Магистрант А.А. Красова2 А.А. Коричко2

1 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY IN THE PROCESS OF MASTERING BALANCES BY YOUNG GYMNASTS AT THE STAGE OF INITIAL EDUCATION

PhD, Associate Professor O.P. Vlasova1 PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko2 Master student A.A. Krasova2 A.A. Korichko2

1Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Аннотация

Цель исследования - разработка и обоснование применения серии специальных упражнений для развития гибкости с учетом последовательного освоения юными гимнастками элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения.

Методика и организация исследования. Разработана серия специальных упражнений на гибкость и подвижность в суставах для поэтапного обучения элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения в художественной гимнастике. В эксперименте приняли участие юные гимнастки 6-7 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки, которые составили контрольную и экспериментальную группы. Результаты исследования и выводы. Процесс развития гибкости авторами представлен тремя этапами. Направленность первого этапа (суставная гимнастика) предполагала преимущественное развитие пассивной подвижности в голеностопных, тазобедренных и плечевых суставах, необходимых для формирования «школы» движений. Второй этап (специализированная подвижность в суставах) включал применение специальных упражнений на гибкость с выполнением их по амплитудам, направлению движений в соответствии с осваиваемыми элементами из структурной группы «Равновесия». На третьем этапе одним из направлений реализации освоенных элементов из структурных групп являлось исполнение композиций без предмета, применяемых юными гимнастками в соревновательной деятельности. Разработанная серия упражнений позволила в короткие сроки повысить качество выполнения гимнастками различных видов равновесий.

Ключевые слова: художественная гимнастика, гибкость, обучение, равновесия, серии упражнений.

Abstract

Objective of the study was to develop and justify the use of a series of special exercises for the development of flexibility, taking into account the consistent mastering by young gymnasts of elements from the structural group "Balance" at the stage of initial training.

Methods and structure of the study. A series of special exercises for flexibility and mobility in the joints has been developed for the stage-by-stage training of elements from the "Balance" structural group at the stage of initial training in rhythmic gymnastics. The experiment involved young gymnasts 6-7 years old, who are engaged in groups of initial training, which made up the control and experimental groups.

Results and conclusions. The process of flexibility development is presented by the authors in three stages. The orientation of the first stage (articular gymnastics) assumed the predominant development of passive mobility in the ankle, hip and shoulder joints, necessary for the formation of a "school" of movements. The second stage (specialized mobility in the joints) included the use of special exercises for flexibility with their implementation in terms of amplitudes, direction of movements in accordance with the mastered elements from the structural group "Balance". At the third stage, one of the directions for the implementation of the mastered elements from the structural groups was the performance of compositions without an object used by young gymnasts in competitive activities. The developed series of exercises made it possible in a short time to improve the quality of performance by gymnasts of various types of balances.

Keywords: rhythmic gymnastics, flexibility, training, balance, series of exercises.

Введение. Художественная гимнастика - это артистический вид спорта, где изящно и грациозно должны выполняться сложные динамические и статические равновесия, требующие высокой гибкости для создания и передачи эстетического образа оцениваемого элемента. На сегодняшний день существует современная и эффективная модель последователь-

ного обучения юных спортсменов сложнокоординационным упражнениям от «школы» движений к базовым навыкам, а далее к профилирующим элементам. Как отмечают ведущие специалисты в области художественной гимнастики, это позволяет создать прочный фундамент базовой подготовки для становления технического мастерства спортсменов [1, 4].

В соответствии с правилами соревнований, при оценке соревновательного результата в художественной гимнастике отдается предпочтение гибким, амплитудным и выразительным гимнасткам. Именно гибкость, координация и скоростно-силовые качества занимают ведущее место по значимости для освоения динамических и статических равновесий [3, 5].

Недостаток гибкости может существенно влиять на формирование простейших базовых равновесных навыков. Так, недостаток подвижности в голеностопных суставах снижает «чистое», с точки зрения «школы» движений, выполнение специфических видов движений с сохранением высокого подъема стопы при удержании равновесий на «релеве», эффективность выталкивания в динамических упражнениях [2, 6]. Большое значение для освоения двигательных действий с выполнением заданных амплитуд в равновесных элементах имеет уровень подвижности в тазобедренных суставах и подвижность во всех отделах позвоночника. Следовательно, на этапе начального обучения необходимо целенаправленно развивать гибкость и подвижность в суставах, участвующих в освоении высокоамплитудных статических и динамических равновесий для эффективного процесса обучения юными гимнастками.

Обобщение материала, изученного в процессе длительного времени, и анализ литературных данных показали, что воспитанию гибкости в тренировке гимнасток уделяется огромное внимание. Однако вопрос о подборе серии специальных упражнений на гибкость и применении их в структуре учебно-тренировочных занятий с юными спортсменками при освоении высокоамплитудных равновесий на этапе начального обучения нуждается в детальном изучении.

Проблема исследования заключается в ранней специализации детей в технико-эстетическом виде спорта, с одной стороны, и необходимости закладывания базы для развития всех компонентов спортивного мастерства - с другой стороны, что обуславливает тщательный подбор средств и методов спортивной тренировки для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые должны не только создавать фундамент для эффективного обучения движений, но и решать такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья и формирование правильной осанки.

Цель исследования - разработка и обоснование применения серии специальных упражнений для развития гибкости с учетом последовательного освоения юными гимнастками элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения.

Методика и организация исследования. Разработана серия специальных упражнений на гибкость и подвижность в суставах для поэтапного обучения элементов из структурной группы «Равновесия» на этапе начального обучения в художественной гимнастике. В эксперименте приняли участие юные гимнастки 6-7 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки, которые составили контрольную и экспериментальную группы.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании анализа проведенных исследований процесс развития гибкости нами представлен тремя этапами, которые легли в основу последовательного освоения элементов структурных

групп без предмета на этапе начального обучения в художественной гимнастике. Направленность первого этапа (суставная гимнастика) предполагает преимущественное развитие пассивной подвижности в голеностопных, тазобедренных и плечевых суставах, необходимых для формирования «школы» движений, а также освоения и совершенствования частей двигательных действий, характерных для структурной группы «Равновесия».

Второй этап (специализированная подвижность в суставах) предполагает применение специальных упражнений на гибкость с выполнением их по амплитудам, направлению движений в соответствии с осваиваемыми элементами из структурной группы «Равновесия». Упражнения на гибкость необходимо располагать перед изучаемыми элементами, обеспечивая структурное сходство с двигательными действиями в стадии реализации статических и динамических равновесий.

При переходе на третий этап учитывается тот факт, что в специализированных спортивных школах предусматривается выполнение юными гимнастками спортивных разрядов. Поэтому одним из направлений реализации освоенных элементов из структурных групп, является исполнение композиций без предмета, применяемых юными гимнастками в соревновательной деятельности. Процесс развития гибкости реализуется сопряженно с технической подготовкой юных гимнасток на этапе начального обучения. Для рационального применения серии специальных упражнений при построении тренировочных занятий пассивные упражнения на подвижность суставов необходимо применять перед упражнениями, которые выполняются активно, для эффективной реализации мышц в работе.

В подготовительной части занятия упражнения на подвижность в голеностопных суставах применяются между упражнениями в ходьбе пассивно-статического, затем пассивно-динамического выполнения перед беговыми и прыжковыми упражнениями. Это обосновано тем, что пассивные элементы должны предшествовать активным, такое сочетание выполнения серии специальных упражнений укрепляет суставы и усиливает эффективность работы мышц.

Также в подготовительной части занятия отводилось время на выполнение серии специальных упражнений, направленных на увеличение подвижности в плечевых суставах.

Упражнения пассивно-динамические выполнялись преимущественно с гимнастической палкой или скакалкой. Это связано с тем, что последующая работа на правильную постановку рук в элементах требует активной гибкости в статическом и динамическом исполнении.

В блоке танцевально-хореографических шагов планировалось время на выполнение серии пассивно-динамических и пассивно-статических упражнений, направленных на увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Это связано с тем, что для освоения двигательных действий и последующего выполнения заданных амплитуд в элементах, выполняемых в разминке, необходима подвижность в тазобедренных суставах.

В основной части занятия выполнялись серии статических и динамических упражнений на гибкость, обеспечивающие

Выполнение специальных упражнений на гибкость в структуре учебно-тренировочных занятий для обучения равновесиям

Части занятия

Подготовительная Основная Заключительная

Пассивно-статические упражнения на гибкость. Пассивно-динамические упражнения на гибкость Активно-статические упражнения на подвижность в тазобедренных суставах с последующим выполнением базового (профилирующего) равновесия Пассивно-статические упражнения на гибкость. Пассивно-динамические упражнения на гибкость

структурное сходство с двигательными действиями в формообразующей фазе выполнения элементов из структурной группы «Равновесия» (требующих проявления гибкости). Обосновано это в специальных исследованиях, показавших эффективность осваиваемых упражнений, имеющих сходство по режиму выполнения и по пространственно-временным параметрам движений. В основной части занятия активно-динамические упражнения на гибкость и подвижность в суставах выполняются между предметными, игровыми и танцевальными заданиями.

В заключительной части занятия применялись пассивно-статические упражнения на подвижность в тазобедренных, плечевых и голеностопных суставах. Направленность их позволяет восстановить организм после нагрузки и стабилизировать психоэмоциональное состояние занимающихся. В практике работы с юными гимнастками возможно применять различные варианты серии статических и динамических упражнений на гибкость при освоении базовых и профилирующих равновесий в учебно-тренировочных занятиях. Применение специальных упражнений на гибкость в структуре занятия представлено в таблице.

Представленная серия специальных упражнений (активно-статических, активно-динамических, пассивно-статических, пассивно-динамических) для развития гибкости и подвижности в суставах, которые задействованы в осваиваемом элементе, способствует эффективности выполнения упражнений художественной гимнастики. В подготовительной части занятия работа направлена на увеличение амплитуды в конкретном суставе, в основной части - на реализацию максимальной амплитуды в осваиваемом элементе, в заключительной части упражнения носят восстановительный характер. Применение упражнений на гибкость к осваиваемым статическим и динамическим равновесиям, требующих проявления гибкости, позволяет в более короткие сроки повысить качество их выполнения.

Выводы. Таким образом, процесс последовательного развития гибкости по этапам (суставная гимнастика, специализированная подвижность в суставах, поддержание достигнутого уровня гибкости) позволяет создать благоприятные предпосылки для развития пассивного и активного видов гибкости, на основе которых эффективно осваиваются элементы «школы движений», базовые и профилирующие элементы из структурной группы «Равновесия».

Показатели физической и технической подготовленности гимнасток экспериментальной группы достоверно превосходят (р<0,05) показатели гимнасток контрольной группы. Разработанная серия специальных упражнений в сочетании с освоением элементов без предмета позволяет оптимизировать

тренировочный процесс юных гимнасток на этапе начального обучения. Это выражается в достоверном улучшении показателей развития гибкости и качества освоения элементов структурных групп без предмета в художественной гимнастике.

Литература

1. Власова О. П. Последовательность обучения базовым и профилирующим элементам без предмета спортсменок 6-7 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / О. П. Власова // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2009. - № 6. - С. 174-179.

2. Давыдова С. А. Функции физическом культуры в формировании стратегии здоровьесбережения личности / С. А. Давыдова // Дискуссия. - 2012. - № 4. - С. 146-148.

3. Пащенко Л. Г. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников с различным уровнем развития / Л. Г. Пащенко, О. С. Красникова, Ю. В. Коричко и др. // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 41-43.

4. Пшеничникова Г. Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова. - Омск: СибГУФК, 2013. - 189 с.

5. Солодянников В. А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодянников // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 41-44.

6. Станевко С. Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Станевко. - Малаховка, 1981. - 23 с.

References

1. Vlasova O.P. Posledovatelnost obucheniya bazovym i profiliruyushchim elementam bez predmeta sportsmenok 6-7 let na etape nachalnoy podgotovki v khudozhestvennoy gimnastike [The sequence of teaching basic and profiling elements without a subject to female athletes 6-7 years old at the stage of initial training in rhythmic gymnastics]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremen-nost». 2009. No. 6. pp. 174-179.

2. Davydova S.A. Funktsii fizicheskom kultury v formirovanii strategii zdorovyesberezheniya lichnosti [Functions of physical culture in the formation of the strategy of health saving of the individual]. Diskussiya. 2012. No. 4. pp. 146-148.

3. Pashchenko L.G., Krasnikova O.S., Korichko Yu.V. et al. Optimizatsiya protsessa fizicheskogo vospitaniya mladshikh shkolnikov s razlichnym urovnem razvitiya [Optimization of the process of physical education of junior schoolchildren with different levels of development]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2014. No. 12. pp. 41-43.

4. Pshenichnikova G.N., Vlasova O.P. Obucheniye elementam bez predmeta na etape nachalnoy podgotovki v khudozhestvennoy gimnastike [Teaching elements without a subject at the stage of initial training in rhythmic gymnastics]. Study guide. Omsk: SibGUFK publ., 2013. 189 p.

5. Solodyannikov V.A. ekhnologiya obucheniya gimnasticheskim uprazh-neniyam [Technology of teaching gymnastic exercises]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1996. No. 12. pp. 41-44.

6. Stanevko S.N. Osobennosti razvitiya podvizhnosti v tazobedrennykh sustavakh i metody yeye sovershenstvovaniya u sportsmenok, zani-mayushchikhsya khudozhestvennoy gimnastikoy [Features of the development of mobility in the hip joints and methods for its improvement in athletes involved in rhythmic gymnastics]. PhD diss. abstract. Malak-hovka, 1981. 23 p.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.