УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ ГИМНАСТОК 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ УПРАЖНЕНИЙ
хДерусова А.И., 2Мухаметзянова Ф.Г.
Anastasia. [email protected]
'Поволжская государственная академия физической культуры и спорта г. Казань, Россия 2Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия
Аннотация: в статье представлен анализ опроса среди тренеров г. Сочи по использованию технологии воспитания гибкости гимнасток 6-7 лет средствами изометрический упражнений. Цель исследования заключается в описании педагогической технологии и условий ее реализации на основе использования методики развития гибкости на начальном этапе обучения девочек 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Автором разработаны упражнения, направленные на развитие гибкости и педагогические условия их реализации. В комплексе упражнений для развития гибкости у девочек 6-7 лет учитывались возрастные особенности. Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах проводилось этапное исследование развития гибкости. Выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости в экспериментальной группе достоверно выше (р<0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики с использованием изометрический комплекса. Педагогическая технология и условия воспитания гибкости гимнасток 6-7 лет средствами изометрический упражнений могут быть использованы в деятельности тренера в детской группе.
Ключевые слова: спорт, гимнастика, комплекс упражнений, изометрические упражнения, гибкость, педагогическая технологий.
Введение
Художественная гимнастика в настоящее время - один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Она предъявляет достаточно высокие требования к подготовке спортсменов, к технике выполнения гимнастических упражнений, а соответственно и к физической подготовленности гимнасток, которая необходима им для овладения всем арсеналом средств. В художественной гимнастике для овладения техникой большинства гимнастических упражнений необходим достаточно высокий уровень развития гибкости [1].
В исследованиях отечественных ученых рассматривается проблема специфического воздействия статических упражнений и их влияние на воспитание гибкости человека. Выполнение некоторых статических упражнений, которые предполагают сохранение определенной позы тела человека, ведет к постепенному растягиванию мышц, в процессе которого преодолевается их рефлекторное сокращение.
Актуальность данной темы состоит в том, что, в гимнастике в последнее время предъявляются высокие требования к выполнению отдельных элементов. Для многих из них необходим высокий уровень развития гибкости. Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте предполагает, что первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые будут обладать высоким уровнем развития гибкости и смогут активно сочетать её с другими физическими качествами. Поэтому требуется еще более качественный подход к специальной подготовке гимнасток [8; 11].
В исследованиях некоторых авторов подчеркивается проблема необходимости воспитывать гибкость для наиболее успешного освоения сложно координационных двигательных действий в разных видах спорта, а особенно в художественной гимнастике [10].
Научно-методическое обеспечение воспитания статической гибкости в современной художественной гимнастике раскрыто недостаточно.
Методы
Для решения поставленных задач работы были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, анализ математической статистики.
Результаты анкетного опроса специалистов и их обсуждение
Для решения первой задачи, выявления представленных изометрические упражнения в традиционной методике, мы провели анкетирование развития гибкости у гимнасток 6-7 лет.
Специалистам были предложены вопросы:
1 вопрос: «Сколько времени на тренировке Вы используете на растягивание?»
На данный вопрос 30% респондентов ответили, что 20 минут уделяют на воспитание гибкости, 50% - 40 минут, 20% - 1 час.
2 вопрос: «Вы используете для воспитание гибкости изометрические упражнения?»
На данный вопрос 10% опрошенных ответили - ДА, 90% - НЕТ.
3 вопрос: «Сколько раз в неделю Вы их используете?»
На данный вопрос 10% респондентов ответили 1 раз, 90% ответили, что не используют.
4 вопрос: «По вашему мнению повысится ли уровень гибкости за счет изометрических упражнений у гимнасток?»
На данный вопрос 70% опрошенных ответили ДА, 30% НЕТ
В ходе проведенного нами анкетирования было выявлено, что изометрические упражнения на воспитание гибкости используют 10% тренеров, во время своей тренировочного занятия. Большинство этих тренеров их используют 1 раза в неделю. Уровень гибкости у гимнасток повышается в результате использования изометрических упражнений.
2020, том 4,
Казанский вестник молодых ученых №о 3
Результаты за период эксперимента
Для решения третьей задачи выпускной квалификационной работы, мы провели анализ результатов тестирования уровня воспитания гибкости у гимнасток 6-7 лет. Тестирование проводили по следующим упражнениям: 1) подвижность позвоночного столба. Результаты изменений показателей контрольного теста «Подвижность позвоночного столба» за время эксперимента в экспериментальной группе(ЭГ )и контрольной группах (КГ) отражены в табл. 1 и рис. 1.
Таблица 1
Изменение показателей контрольного теста «Подвижность позвоночного столба» за время эксперимента в ЭГ и КГ
Этап эксперимента Подвижность позвоночного столба, см
КГ ЭГ t tкр р
В начале эксперимента 9,8±0,76 9,8±0,75 0 2,1 <0,05
В конце эксперимента 11,45±0,50 17,3±1,06 4,9 2,1 >0,05
20 15 10 5 0
17,3
11,45
9,8
9,8
□ Первое тестирование (до эксперимента)
□ Второе тестирование (после
эксперимента)
КГ ЭГ
Рис. 1. Показатели теста «Подвижность позвоночного столба» до и после эксперимента в ЭГ и КГ
Как видно из рисунка прирост в показателях по данному тесту в ЭГ составил 37,6%, а в КГ - 14,4%. Также в конце педагогического эксперимента выявлены достоверно значимые различия между показателями данного теста по сравнению с началом в экспериментальной группе.
Далее нами использовалось упражнение на изучении подвижности в плечевом суставе. Динамика результатов за время эксперимента в ЭГ и КГ отражена в табл. и рис. 2.
Таблица 2
Изменение показателей контрольного теста «Подвижность в плечевом суставе» за время эксперимента в ЭГ и КГ
Этап эксперимента Подвижность в плечевом суставе, см
КГ ЭГ t tкр Р
Первое тестирование (в начале эксперимента) 52,6±4,06 51,9±3,24 0,13 2,1 <0,05
Второе тестирование (в конце эксперимента) 47,5±2,76 44,7±1,70 0,86 2,1 >0,05
□ Первое тестирование(до эксперимента)
КГ ЭГ
Рис. 2. Показатели теста «Подвижность в плечевом суставе» до и после эксперимента в ЭГ и КГ
Как видно из рисунка 2 прирост в показателях по данному тесту составил в КГ - 10,7%, в ЭГ - 16,1%.
В процессе педагогического эксперимента выявлены достоверно значимые различия между показателями теста «подвижность в плечевом суставе» по сравнению с началом в экспериментальной группе и результаты представлены в табл. и рис. 3.
Как видно из табл. и рис. 3, прирост по тесту составил в КГ 7,3%, а в ЭГ - 12,5%.
Таблица 3
Изменение показателей контрольного теста «Пассивная статическая подвижность в тазобедренных суставах» за время эксперимента в ЭГ и КГ
Этап эксперимента Пассивная статическая подвижность в тазобедренных суставах, градусы
КГ ЭГ t tкр Р
Первое тестирование (В начале эксперимента) 163,5±4,06 163,5±3,37 0,02 2,1 <0,05
Второе тестирование (В конце эксперимента) 176,5±2,84 183,5±2,84 2,48 2,1 >0,05
190 185 180 175 170 165 160 155 150
□ Первое тестирование (до эксперимента)
□ Второе тестирование (после эксперимента)
КГ
ЭГ
Рис. 3. Показатели теста «Пассивная статическая подвижность в тазобедренных суставах»
до и после эксперимента ЭГ и КГ
Казанский вестник молодых ученых
Также в контрольной и экспериментальной группах выявлены достоверно значимые различия между показателями теста «пассивная статическая подвижность в тазобедренных суставах» в конце педагогического эксперимента по сравнению с началом. Результаты отражены в табл. и рис. 4.
Таблица 4
Изменение показателей контрольного теста «Подвижность в голеностопном суставе» за время эксперимента в ЭГ и КГ
Эксперимент Подвижность в голеностопном суставе, см
КГ ЭГ Т Ткр Р
Первое тестирование ( В начале эксперимента) 8,4±0,33 8,3±0,36 0,02 2,1 <0,05
Второе тестирование (В конце эксперимента) 7,45±0,34 6,13±0,30 2,93 2,1 >0,05
Как видно из рисунка 4, прирост по тесту составил в КГ 11,6%, а в ЭГ - 34,5%.
10 8 6 4 2 0
Рис. 4. Показатели теста «Подвижность в голеностопном суставе» до и после эксперимента КГ, ЭГ
Также в экспериментальной группе выявлены достоверно значимые различия между показателями теста «подвижность в голеностопном суставе» в конце педагогического эксперимента по сравнению с началом.
Выводы
1. В ходе анализа научно-методической литературы определено, что гибкость является значимым физическим качеством в художественной гимнастике. Но методическое обеспечение тренировочного процесса гимнасток в современных условиях, требует дополнительные разработки средств и методов воспитания гибкости.
2. В ходе проведенного анкетирования можно сделать вывод, что большинство опрошенных тренеров не уделяют внимание на начальной подготовке изометрическим упражнениям. Растяжка с изометрическими упражнениями не является самым актуальным традиционным подходом, используемым тренерами, для повышения гибкости. Повысился уровень гибкости у гимнасток с помощью изометрических упражнений.
19
КГ
ЭГ
□ Первое тестирование (до эксперимента)
□ Второе тестирование (после
эксперимента)
3. Для определения развития гибкости мы провели тестирование в результате которого установили что группы однородны и могут быть взяты для дальнейшего тестирования Прирост в тесте «Подвижность позвоночного столба» в КГ составил 14,4%, в ЭГ - 37,6%; по тесту «Подвижность в плечевом суставе» в КГ - 10,7%, в ЭГ - 16,1 %; «Пассивная статическая подвижность в тазобедренных суставах» в КГ - 7,3%, в ЭГ - 12,5%; «Подвижность в голеностопном суставе» в КГ - 11,6%, в ЭГ - 34,5%;
4. Проанализировав результаты тестирований, установлено, что усовершенствованная методика, направленная на развитие гибкости у гимнасток 6-7 лет эффективна. В результате межгруппового анализа показателей гибкости у гимнасток определено, после педагогического эксперимента в экспериментальной группе в сравнении с контрольной были выявлены достоверно значимые различия, до педагогического эксперимента группы были статистически однородны.
Литература
1. Анцыперов В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий: автореф. дис. . д-ра пед. наук / В.В. Анцыперов. Волгоград, 2008. 53 с.
2. Баёва Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста: учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева; СибГУФК. Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. 72 с.
3. Бакулина Е.Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики: дис... канд. пед. наук / Е.Д. Бакулина. M., 2006.
4. Варанина Т.Т. Художественная гимнастика: уч. пос. для институтов физической культуры / Т.Т. Варанина [Электронный ресурс] // http://r-gymnastics.com/pravila-po-khudozhestvennoi-gimnastike-2013-2016.
5. Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / И.А. Винер // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 28-29.
6. Гурулёва Т.Г. Воспитание координационных способностей в спортивно-оздоровительных группах детей 6-7 лет: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.Г. Гурулёва. Улан-Удэ, 2006. 25 с.
7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. M.: СпортАкадемПресс, 2001. 444 с.
8. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич. M.: Издательский центр «Академия», 2002. 384 с.
9. Журавина M.n Гимнастика: учебник / M.n Журавина, Н.К. Mеньшикова. M.: Издательский центр «Академия», 2001. 448 с.
10. Зациорский ВЖ. Физические качества спортсменов / ВМ. Зациорский. M.: Физкультура и спорт, 2009. 96 с.
11. Mухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В.Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. - Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ». Казань, 2016. - 252 с.
12. Hubley C.L., Kozey J.W. Testing flexibility // Physiological testing of the highperformance athlete. Human kinetics, 1991. P. 309-359.
13. Belanger A.Y. Extent of motor unit activation during effort / A.Y. Belanger, Sc.Mc. Comas // Journal ofApplied Physiology. 1991. Vol. 51. P. 1131-1135.
14. Deuxieme partie exercices individuals (execution) // Code de pointage Gymnastique rythmique / FIG. S. 1., 2005. P. 15-20.
Казанский вестник молодых ученых
15. Deuxieme partie exercices individuals (difficulté) // Code de pointage Gymnastique rythmique / FIG. S. 1, 2005. P. 44-46.
16. Dowsing G.S. Partner exercise / G.S. Dowsing // Coaching Women's Athletics. 1978. 4 (2). P. 18-20.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AND CONDITIONS OF EDUCATION OF FLEXIBILITY OF GYMNASTS 6-7 YEARS BY MEANS OF ISOMETRIC EXERCISES
'A. Derusova, 2F. Mukhametzyanova
'Povolzhsk State Academy of Physical Culture and Sports Kazan, Russia 2Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia
Abstract: the article presents an analysis of a survey among the coaches of Sochi on the use of the technology of upbringing the flexibility of gymnasts of 6-7 years old by means of isometric exercises. The aim of the research is to describe the pedagogical technology and the conditions for its implementation based on the use of the methodology for the development of flexibility at the initial stage of training for girls 6-7 years old, going in for rhythmic gymnastics. The author has developed exercises aimed at developing flexibility and pedagogical conditions for their implementation. Age characteristics were taken into account in the complex of exercises for the development of flexibility in girls 6-7 years old. To determine the effectiveness of training sessions in the control and experimental groups, a stage study of the development of flexibility was carried out. The effectiveness of the use of exercise complexes at the stage of initial training in rhythmic gymnastics was revealed and confirmed. The indices of flexibility in the experimental group are significantly higher (p <0.05) than in the control group, which indicates a positive effect of the method developed by us using the isometric complex. The pedagogical technology and conditions for training the flexibility of 6-7 year old gymnasts by means of isometric exercises can be used in the activities of a trainer in a children's group.
Keywords: sports, gymnastics, a set of exercises, isometric exercises, flexibility, pedagogical technologies.
Сведения об авторах
Дерусова Анастасия Игоревна, тренер по художественной гимнастике, мастер спорта России по художественной гимнастике. Чемпионка и призёр областных, региональных и всероссийских соревнований. Образованее высшее. В 2018 году окончила Поволжскую Государственную Академию физической культуры, спорта и туризма.
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна,
доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Authors of the publication
Anastasia Derusova, coach in rhythmic gymnastics, master of sports of Russia in rhythmic gymnastics. Champion and prize-winner of regional, regional and all-Russian competitions. Higher education. In 2018 she graduated from the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism.
Flera Mukhametzyanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.
Дата поступления 16.04.2020