игровой стретчинг клк средство развития гибкости у юных спортсменок в художественной гимнастике
УДК/UDC 37.037
Поступила в редакцию 28.01.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук С.Р. Шарифуллина1 Ю.К. Жесткова1
Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер Республики Татарстан О.А. Разживин1
С.Ш. Чернышова1
'Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
GAME STRETCHING TO DEVELOP FLEXIBILITY IN JUNIOR RHYTHMIC
GYMNASTS
PhD S.R. Sharifullina1
Yu.K. Zhestkova1
PhD, Associate Professor, senior trainer of the Republic of Tatarstan O.A. Razzhivin1
S.Sh. Chernyshova1
'Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga
Аннотация
Цель исследования - совершенствование методики развития гибкости на начальном этапе обучения у юных спортсменок по художественной гимнастике в возрасте 5-6 лет посредством применения элементов игрового стретчинга. Методика и организация исследования. Базой для исследования являлось муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 1» Елабуж-ского муниципального района Республики Татарстан, контингент участников - девочки в возрасте от 5 до 6 лет, занимающиеся художественной гимнастикой. Были сформированы две равновесные по показателям физического развития группы по 15 человек: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). В качестве тестов были выбраны физические упражнения, определяющие гибкость.
Результаты исследования и выводы. Прирост в тесте «Фиксация наклона в седе» в ЭГ составил 6 %, а в КГ - 4%. Второй тест «Мост из положения лежа» в группах показал одинаковый результат прироста - 3%. Тест на определение уровня гибкости тазобедренных суставов, а именно «Шпагат с правой ноги», в ЭГ показал прирост на 6%, что больше на 1% показателей КГ. Уровень гибкости в тазобедренном суставе, «шпагат с левой ноги», в ЭГ в конце эксперимента стал меньше в 2 раза по сравнению с КГ, в которой уровень гибкости в тазобедренном суставе увеличился на 4%. Показатель «поперечный шпагат» в ЭГ увеличился на 4%, в КГ - на 6%. Гибкость плечевого сустава в ЭГ выросла на 20%, что на 10% больше прироста результатов КГ. Таким образом, видно, что у двух групп произошел прирост показателей, но в ЭГ результат выше, чем в КГ, кроме теста «Шпагат». Было также замечено, что дети ЭГ проявляли больший интерес к занятиям, так как в методике «Игровой стретчинг» применялись упражнения, которые ассоциировались у них с животными и способами их передвижения. Игровая деятельность усиливала эффект учебно-тренировочного занятия. Этот факт указывает на то, что целенаправленные занятия методикой «Игровой стретчинг» положительно сказываются на развитии гибкости у юных спортсменок по художественной гимнастике.
Ключевые слова: игровой метод, гибкость, игровой стретчинг, художественная гимнастика, упражнения.
Annotation
Objective of the study was to improve the methodology of flexibility development at the initial stage of training of junior rhythmic gymnasts aged 5-6 years through the application of the game stretching elements.
Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the municipal budgetary institution "Sports School No. 1" of the Elabuga municipal district of the Republic of Tatarstan. Sampled for the study were the 5-6 year-old girls engaged in rhythmic gymnastics. The Experimental and Control Groups were made, homogeneous in terms of physical development indices, 15 subjects each. Physical exercises to determine the level of development of flexibility were selected as tests. Results and conclusions. The results of the test "Fixation of forward bend from the sitting position" increased by 6% in the Experimental Group, and by 4% in the Control Group. The second test "Crab from the lying position" showed a similar increase in the results of both groups - 3%. The test to determine the level of development of the hip joint flexibility, namely, "Right split", showed that the results of the Experimental Group increased by 6%, which exceeded those in the Control Group by 1%. The level of development of the hip joint flexibility tested in the "Left split1 at the end of the experiment decreased twofold in the Experimental Group as compare to the Control Group, where this indicator increased by 4%. The "Cross split" test rates in the Experimental Group increased by 4%, in the Control Group - by 6%. The shoulder joint flexibility in the Experimental Group increased by 20%, which exceeded the results in the Control Group by 10%. Therefore, it can be seen that there was an increase in the performance rates in both groups, but in the Experimental Group the result was higher than in the Control Group, except for the "Split1 test. It was also found that the Experimental Group children demonstrated a greater interest in the training sessions, as the game stretching method included exercises, where the girls associated themselves with the animals and showed the ways they moved. The game-like activities enhanced the effect of the training sessions. This fact indicates that the targeted game stretching trainings have a positive impact on the development of flexibility in junior female athletes engaged in rhythmic gymnastics.
Keywords: game-like method, flexibility, game stretching, rhythmic gymnastics, exercises.
Введение. Результативность в художественной гимнастике зависит от методов, которые применяют тренеры в своей практике для развития гибкости у юных гимнасток [5, с. 59]. Эффективность системы подготовки определяется современной методикой тренировки, использованием прогрессивной
техники и тактики, материально-техническим обеспечением, медико-биологическим обеспечением и т. д. [4, с. 482]. Поиском методик, решающих проблему развития гибкости у спортсменов, занимались А. В. Левацкая, А. Г. Назарова, Ю. М. Порт-нов, Г. Н. Пшеничникова и др.
Изучив различные технологии, направленные на развитие гибкости, нами была выбрана методика, применяемая в детских садах для развития гибкости у детей дошкольного возраста, А. Г. Назаровой «Игровой стретчинг». Данный методический подход основан на «спокойно-динамичных и статичных растягиваниях мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм» [1, с. 25].
Цель исследования - совершенствование методики развития гибкости на начальном этапе обучения у юных спортсменок по художественной гимнастике в возрасте 5-6 лет посредством применения элементов игрового стретчинга.
Методика и организация исследования. Базой для исследования выступило муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 1» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, контингент участников - девочки в возрасте от 5 до 6 лет, занимающиеся художественной гимнастикой. Для достижения поставленной цели исследования были сформированы две равновесные по показателям физического развития группы по 15 человек: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
В начале педагогического эксперимента было проведено предварительное контрольное тестирование в январе 2019 г В качестве тестов были выбраны следующие физические упражнения: «Фиксация наклона в седе на 5 счетов» показывает уровень развития гибкости позвоночного столба; «Мост из положения лежа» - уровень подвижность позвоночного столба; «Шпагат» (левый, правый, поперечный) - уровень гибкости тазобедренного сустава; «Выкрут со скакалкой» - уровень подвижности в плечевом суставе.
Оценка первых трех тестов оценивается в баллах: 5,0-4,5 -высокий уровень; 4,4-4,0 - выше среднего; 3,9-3,5 - средний; 3,4-3,0 - ниже среднего; 2,9 и ниже - низкий уровень. Последний тест оценивается в сантиметрах.
Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» № 40 для групп начальной подготовки существуют контрольные нормативы по ОФП и СФП (табл. 1) [3].
Эксперимент проходил с января по июнь 2019 г Учебно-тренировочные занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин.
В подготовительной части занятия юные гимнастки выполняли общеразвивающие упражнения на крупные мышечные группы для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящим упражнениям на развитие гибкости и растяжение.
Основная часть занятий в ЭГ реализовывалась в сюжетной игровой форме. В ходе одного занятия дети выполняли
по 10-11 упражнений на развитие различных групп мышц: для развития мышц брюшного пресса - 2-3 упражнения; для развития мышц спины - 4-5 упражнений; для развития мышц ног - 3-4 упражнения; для развития мышц плечевого пояса -1-2 упражнения.
В процессе проведения занятия дети проходили квест-игры «Путешествие веселых лягушат», на которых гимнастки познакомились с повадками лягушек, со способами их передвижения. Перед воспитанниками были поставлены проблемные ситуации: «Перепрыгни через канаву» (гимнастки выполняли прыжки из глубокого приседа); «Лягушата на байдарках» (гимнастки выполняли упражнение для развития плечевых суставов и связок со скакалками).
Была разыграна сюжетно-ролевая игра «Поход в зоопарк» в форме увлекательной игры-сказки. Сначала дети были озадачены: «Как страус закапывается с головой в песок?», «А можем ли мы, как ежики, свернуться в клубок?», «Как выглядит кобра?». Затем гимнастки осуществляли показ того или иного образа в двигательной деятельности.
При планировании занятия учитывалось, что юные спортсменки должны проработать не только все мышцы, но также последовательность их включения в работу. В ходе организации подвижных игр «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Самолет взлетает», «Цапля» дети принимали статичное положение в определенной позе, что позволяло развить гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.
В заключительной части выполнялись упражнения, способствующие развитию пассивной гибкости. При беседе с родителями кроме выполнения индивидуальных заданий для каждого ребенка детям рекомендовалось дома выполнять следующие упражнения ежедневно: повторные пружинящие движения; движения, выполняемые с возможно большей амплитудой; махи с постепенным увеличением амплитуды [2, с. 8].
Результаты исследования и их обсуждение. После внедрения нами методики А. Г. Назаровой «Игровой стрет-чинг» в учебно-тренировочный процесс гимнасток через полгода обе группы были повторно протестированы. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Прирост результатов в тесте «Фиксация наклона в седе 5 счетов» составил в ЭГ 0,6 балла, а в КГ - 0,4 балла. Разница в этом тесте составила: в ЭГ на 0,2 балла больше, чем в КГ. После эксперимента данные показатели «Мост из положения лежа» достигли отметки выше среднего уровня, получив в ЭГ 4,1 балла, в КГ - 4,2 балла.
Шпагат с правой ноги у юных гимнасток в КГ получил наибольшую оценку - 4,5 балла (высокий уровень), что больше по сравнению с ЭГ на 0,4 балла. Уровень развития тазобед-
Таблица 1. Нормативы общей и специальной физической подготовленности для зачисления в группы этапа начальной подготовки
Развиваемые качества и способности Контрольные упражнения Оценка
Гибкость «Фиксация наклона в седе ноги вместе 5 счетов» «5» - плотная складка, ноги выпрямлены; «4» - в наклоне, кисти находятся за линией стоп, ноги выпрямлены; «3» - в наклоне, кисти находятся на линии стоп, ноги выпрямлены
Гибкость «Мост из положения стоя» «5» - «мост» с захватом за голени; «4» - кисти рук в упоре у пяток; «3» - расстояние от кистей рук до пяток 2-6 см
Гибкость позвоночного столба «Мост в стойке на коленях с захватом за стопы и фиксацией положения» «5» - в захвате, руки выпрямлены, ноги вместе; «4» - руки согнуты; «3» - руки согнуты, ноги врозь
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов «Шпагаты с правой и левой ноги» «5» - сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза; «4» - расстояние от пола до бедра 1-5 см; «3» - расстояние от пола до бедра 6-10 см
Гибкость: подвижность тазобедренных суставов «Поперечный» шпагат «5» - сед, ноги точно в стороны; «4» - с небольшим поворотом бедер внутрь; «3» - расстояние от поперечной линии до паха 10 см
Таблица 2. Результаты внедрения методики А.Г. Назаровой «Игровой стретчинг» в учебно-тренировочный процесс гимнасток
Тесты КГ ЭГ
до после до после
«Фиксация наклона в седе» 3,900±0,687 4,167±0,556 3,833±0,488 4,233±0,530
«Мост» 3,800±0,493 4,067±0,495 3,900±0,507 4,233±0,458
«Выкруты» 22,600± 1,639 20,600± 1,502 22,800±1,740 20,867±1,598
«Шпагат с правой ноги» 3,833±0,645 4,067±0,495 4,000±0,681 4,367±0,581
«Шпагат с левой ноги» 3,633±0,442 3,833±0,309 3,467±0,399 3,8±0,414
«Поперечный шпагат» 3,867±0,55 4,333±0,362 3,833±0,673 4,4±0,387
ренных суставов в поперечном шпагате в КГ и ЭГ достигнул степени выше среднего уровня. Разница показателей в обеих группах составила 0,1 балла.
Уровень развития гибкости в плечевом суставе, а именно тест «Выкрут со скакалкой», показал, что в ЭГ у юных гимнасток улучшился результат на 2 см, что на 1 см больше, чем в КГ.
Как видно из табл. 2, прирост в тесте «Фиксация наклона в седе» в ЭГ составил 6 %, а в КГ - 4 %. Второй тест «Мост из положения лежа» группы показали одинаковый результат прироста - на 3 %о. Проведенный нами тест на определение уровня гибкости тазобедренных суставов, а именно «Шпагат с правой ноги», в ЭГ вырос на 6 0%, что больше на 1 % показателей КГ. Уровень гибкости в тазобедренном суставе, «Шпагат с левой ноги», в ЭГ меньше в 2 раза по сравнению с КГ, в КГ уровень гибкости в тазобедренном суставе увеличился на 4 %. Поперечный шпагат в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ прирост составил 6 %. Уровень гибкости плечевого сустава, а именно «Выкрут со скакалкой», в ЭГ составил 20 %, что на 10 % больше прироста в КГ.
Выводы. В обеих группах произошел прирост показателей, но в ЭГ результат выше, чем в КГ, кроме теста «Шпагат». Было также замечено, что дети ЭГ проявляли больший интерес к занятиям, так как в методике «Игровой стретчинг» применялись упражнения, которые ассоциировались у них с животными и способами их передвижения. Игровая деятельность усиливала эффект учебно-тренировочного занятия. Этот факт
указывает на то, что целенаправленные занятия методикой
«Игровой стретчинг» положительно сказываются на развитии
гибкости у юных спортсменок по художественной гимнастике.
Литература
1. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера / О.М. Назарова. - М.: РГАФК, 2011. - 39 с.
2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика: Приказ Министерства спорта РФ от 5 февраля 2013 г. № 40 // Российская газета. - 2013. - 21 октября. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/10/21/gimnastika-site-dok.html
3. Шалавина А.С. Развитие гибкости у студентов / А.С. Шалавина, Н.Ю. Шафикова, Н.Б. Сергеева. - Казань, Казанский университет, 2016. - 39 с.
References
1. Nazarova O.M. Metodika provedeniya zanyatiy po khudozhestvennoy gimnastike s detmi 5-6 let [Rhythmic gymnastics training methodology for 5-6 year-olds]. Metodicheskaya razrabotka dlya trenera. Moscow: RSAPE publ., 2011. 39 p.
2. Federalny standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta khudozhest-vennaya gimnastika: Prikaz Ministerstva sporta RF ot 5 fevralya 2013 g. no. 40 [Federal sports training standard for rhythmic gymnastics: Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 5, 2013 no. 40]. Rossiyskaya gazeta. 2013. October 21. [Electronic resource]. Available at: https://rg.ru/2013/10/21/gimnastika-site-dok.html
3. Shalavina A.S., Shafikova N.Yu., Sergeeva N.B. Razvitie gibkosti u stu-dentov [Flexibility training in students]. Kazan, Kazan University publ., 2016. 39 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
современные проблемы подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов
Аспирант Р.Т. Хуснутдинов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
УДМ^С 796.012
Ключевые слова: тяжелая атлетика, опрос, интервальный метод.
Введение. Повышение соревновательной надежности спортсменов является одной из центральных проблем современной теории и методики спортивной тренировки в тяжелой атлетике.
Цель исследования - изучить состояние и перспективы применения интервального метода тренировки в спортивной подготовке высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Методика и организация исследования. В социологическом опросе (анкета, интервью) приняло участие 19 ведущих тренеров по тяжелой атлетике трех российских регионов (17 мужчин и 2 женщины, возраст 26-60 лет). Респонденты имели разные тренерские категориии, уровень образования.
Результаты исследования и их обсуждение. Все тренеры используют авторскую методику, строя тренировочный про-
modern problems of elite weightlifter training
Postgraduate student R.T. Khusnutdinov1 PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Поступила в редакцию 21.02.2020 г.
цесс интуитивным путем, опираясь на собственный спортивный опыт и ориентируясь на опыт более успешных зарубежных коллег (Китай, Казахстан, Таиланд). При этом 89,5 % (17 человек) признали необходимость научно-методической помощи. Элементы интервального метода тренировки применяются 15 тренерами (78,9 %), остальные не слышали о таком приеме.
Выводы. Устаревшая методическая база в тяжелой атлетике диктует необходимость разработки современных подходов к подготовке и восстановлению высококвалифицированных тяжелоатлетов в связи с ужесточением контроля за использованием фармакологических средств.
Использованная литература
1. Шалманов А.А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 103-106.
Информация для связи с автором: [email protected]