УДК 796.412
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕВОЧЕК 8-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, Мария Александровна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, (ВГАФК)
Аннотация
В результате проведенного эксперимента определялись особенности развития гибкости на этапе начальной специализации в эстетической гимнастике. В статье описана методика развития гибкости для спортсменок 8-10 лет, занимающихся эстетической гимнастикой на основе рассредоточенного применения специальных упражнений.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, девочки 8-10 лет, физические качества, гибкость, учебно-тренировочный процесс.
DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY AT GIRLS AGED 8-10 YEARS WORKING IN
AESTHETIC GYMNASTICS
Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Daria Ildarovna Degtyareva, the candidate of pedagogical sciences, Maria Aleksandrovna Terekhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academia
Annotation
As a result of the experiment, the specifics of the development of flexibility at the initial specialization stage in aesthetic gymnastics were determined. The article describes the methodology for the development of flexibility for athletes 8-10 years of age, engaged in aesthetic gymnastics on the basis of the dispersed application of special exercises.
Keywords: aesthetic gymnastics, girls 8-10 years old, physical qualities, flexibility, training process.
Эстетическая гимнастика - это вид спорта, который предъявляет значительные требования к проявлению гибкости, что обусловлено, прежде всего, биомеханической структурой основных элементов. В тоже время неотъемлемым компонентом качественного выполнения упражнения является высокий уровень проявления гибкости, так как именно это дает возможность гимнастке продемонстрировать легкость, плавность, грациозную координацию, общую свободу, а также самоконтроль при выполнении сложных технических элементов. В настоящее время необходим поиск методик повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузок. Особую актуальность этот вопрос приобретает на начальном этапе специализации, когда все более повышаются требования к амплитуде выполнения базовых технических элементов соревновательных композиций [1, 2]. Одним из путей решения этой проблемы является оптимизация процесса развития гибкости путем рассредоточенного применения упражнений на развитие гибкости в тренировочном процессе, т.е. чередовать средства на развитие гибкости с упражнениями, требующими проявления силы, быстроты, ловкости и с упражнениями на расслабление. Исходя из вышесказанного было решено провести педагогический эксперимент.
На первом этапе наших исследований в ходе педагогического наблюдения был выявлен объём и распределение средств, направленных на развитие гибкости у гимнасток 810 лет, занимающихся эстетической гимнастикой. Полученные сведения позволяют утверждать, что продолжительность выполнения упражнений на гибкость в основном сосредоточенны в подготовительной части тренировочного занятия и сопровождаются многократными повторениями. Поэтому для эффективного развития гибкости у юных гимнасток мы сочли возможным рассредоточено использовать упражнения на гибкость в структуре
учебно-тренировочных занятий.
Для решения экспериментальной проблемы были разработаны специальные задания для развития гибкости и подвижности в суставах у девочек 8-10 лет, подобраны соответствующие средства и методы.
Целью экспериментальных занятий явилось развитие гибкости у спортсменок 8-10 лет, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе начальной специализации.
Для решения поставленных задач были подобранны следующие упражнения: статические (удержание позы в максимально возможной точке растяжения мышцы); статодина-мические (пружинные движения с удержанием поз растягивания); динамические (маховые, круговые, рывковые движения). В структуре учебно-тренировочного занятия упражнения выполнялись каждые 4-6 минут: в подготовительной части они в среднем составляли от 2 до 10 упражнений; в основной - от 12 до 25 упражнений; в заключительной - от 2 до 5 упражнений. Все упражнения были доступны для юных спортсменок и практически не требовали специальных технических средств.
Процесс развития гибкости проводился в три этапа:
- на первом этапе применялась «суставная гимнастика» (с целью увеличения подвижности в голеностопных суставах). При этом соотношение движений пассивного и активного характера составляет - 70% к 30%.
- на втором этапе движения на гибкость распределялись соответственно первому этапу, но соотношение движений активного и пассивного характера составляло по 50%.
- на третьем этапе уменьшался объем рассредоточенного применения упражнений на гибкость, выполняемых в основной части тренировочного занятия.
С целью определения влияния разработанной нами методики было проведено педагогическое тестирование уровня развития гибкости девочек 8-10 лет контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента и после 3-х месяцев непрерывных занятий с целью выявления уровня ее развития (таблица 1). Необходимо отметить, что до начала эксперимента результаты тестирования детей контрольной и экспериментальной групп, отличаются незначительно и статистически недостоверны (р>0,05).
Таблица 1 - Показатели развития гибкости гимнасток в ходе педагогического эксперимента, Х±т_
Показатели ЭГ (п=20) КГ(п=20) Достоверность различий (ЭГ/КГ)
До После До После
1. Мост с колен (бал.) 3,2±1,04 4,3±1,06 3,4±0,67 3,7±1,1 р<0,001/р>0,05
2. Мост с захватом голени руками (бал.) 3,9±1,16 4,4±1,3 4,0±1,05 4,1±1,3 р<0,05/р>0,05
3. Шпагат на правую ногу с высоты (см) 16,9±2,41 8,2±0,6 16,3±1,01 15,1±0,9 р<0,01/р>0,05
4. Шпагат на левую ногу с высоты (см) 15,9±1,7 9,1±2,0 16,6±1,13 14,3±1,3 р<0,05/р>0,05
5. Шпагат поперечный с высоты (см) 20,8±2,81 11,8±1,4 17,9±0,86 16,1±0,8 р<0,01/р>0,05
6. Выкрут руками с палкой (см) 45,3±2,2 37,1±0,9 45,5±1,05 40,8±1,75 р <0,01/р <0,05
Примечание: t при р>0,05 = 2,09, при р>0,01 =2,85, при р>0,001 = 3,85
Как следует из таблицы 1, в ходе педагогического эксперимента в экспериментальной группе испытуемых произошли существенные изменения по всем тестам. Следует отметить, что в экспериментальной группе также произошли положительные сдвиги в ходе тренировочного процесса. Однако статистически значимые показатели выявлены только в тесте «выкрут руками с палкой» (при р <0,05), характеризующем подвижность в плечевых суставах. Подводя итог проведенного исследования можно заключить, что разработанная нами методика, направленная на развитие гибкости, эффективна и может быть внедрена в подготовку юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова, О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Власова
О.П. - Омск, 2011. - 24 с.
2. Прописнова, Е.П. Методика занятий эстетической гимнастикой с использованием детских танцев / Е.П. Прописнова, М.А. Терехова, Д.И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 13.
REFERENCES
1. Vlasova, O. P. (2011), Development of flexibility in teaching elements without a subject at the stage of initial training in rhythmic gymnastics, dissertation, Omsk.
2. Propisnova, E.P., Degtyareva, D.I. and Terekhova, M.A. (2017), "Teaching methods of aesthetic gymnastics using the children's dance", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 13.
Контактная информация: winston555@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.02.2019
УДК 796.011
ДИНАМИКА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, Москва; Людмила Александровна Сергеева, доцент, Московский архитектурный институт (академия); Жанна Борисовна Егорова,
старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Аннотация
В статье анализируется методика дальнейшего обучения, закрепления и совершенствования плавательных навыков, основанных на сформированной двигательной готовности на суше и в условиях водной среды. В ходе исследования предполагалось выявить положительный перенос физических качеств с суши на воду, который обусловливает закономерность перестроения привычных двигательных автоматизмов наземной среды на водные. Была определена взаимосвязь функции дыхательной системы с точностью пространственной ориентировки, что позволяет с улучшением этих показателей добиваться совершенствования аэробных возможностей. Выработка специфики положительного взаимодействия функциональных систем организма с формированием двигательных навыков способствует более эффективному процессу дальнейшего обучения студентов плаванию.
Ключевые слова: физические качества, плавательные навыки, аэробные способности.
DYNAMICS OF FURTHER TRAINING AND CONTROL OVER SWIMMING READINESS OF STUDENTS Dmitry Aleksandrovich Raevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Va-dim Petrovich Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, State University of Management, Moscow; Lyudmila Aleksandrovna Sergeeva, the senior lecturer, Moscow Architectural Institute (Academy); Zhanna Borisovna Egorova, the senior teacher, Sechenov
First Moscow State Medical University
Annotation
A method for further training, strengthening and improvement of swimming skills, based on the formed physical readiness on land and in water, is analyzed in the article. Positive transfer of physical qualities from land to water is the result of the pattern change for the habitual automatic actions on land to water environment. The correlation between the respiratory system function and preciseness of spatial orientation makes it possible to substantially improve the aerobic endurance and these characteristics. Development of specificity of positive interaction between functional systems of a human organism with formation of physical skills ensures more effective process of training students in swimming.
Keywords: physical qualities, swimming skills, aerobic abilities.