Научная статья на тему 'Исследование уровня групповой сплоченности девушек 12-14 лет, выступающих в команде по эстетической гимнастике'

Исследование уровня групповой сплоченности девушек 12-14 лет, выступающих в команде по эстетической гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ДЕВУШКИ 12-14 ЛЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прописнова Елена Павловна, Дегтярева Дарья Илдаровна, Терехова Мария Александровна

В ходе проведенного эксперимента определялся уровень групповой сплоченности в командах гимнасток, выступающих в категории «девушки 12-14 лет»; также были выявлены психологические особенности представительниц эстетической гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прописнова Елена Павловна, Дегтярева Дарья Илдаровна, Терехова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of level of group cohesion of girls aged 12-14 years performing in esthetic gymnastics team

In the course of the experiment, the level of group cohesion in the teams of gymnasts performing in the category "girls of 12-14 years" was determined; it also revealed the psychological characteristics of the representatives of aesthetic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня групповой сплоченности девушек 12-14 лет, выступающих в команде по эстетической гимнастике»

REFERENCES

1. Ahmetov, R.S. (2013), "Model of the process formation of the basic professionally-applied physical culture of cadets of the first and third year of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future employees of special police units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 25-29.

2. Balandin, VA. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.

3. Balandin, V.A. and Brilliantova, O.O. (2008), "The speed of the increase of the physical preparation of the students in the course of one year based on seasonal periods", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 14-19.

4. Balsevich, V.K. (1996), "Ways of development of physical culture at the turn of the third millennium", Values of sport and ways of its humanization, pp. 181-186.

5. Borisov, АВ. (2012), Formation ofprofessionally applied physical education of cadets of marine colleges, mastering the direction "Operation of water transport and transport equipment", dissertation, Krasnodar.

6. Volkova, N.L. (2005), Means and methods of professionally-applied physical training of private security experts, dissertation, St. Petersburg.

7. Zhidkih, V.P. (2000), Professionally-applied physical culture in the system of specialists-builders training, dissertation, Omsk.

8. Kardyalis, K.K. (1990), Pedagogical bases of information influence on the attitude of schoolchildren to physical culture and sports activity, dissertation, Moscow.

9. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology of PPFP cadets of high schools of law enforcement agencies at the initial stage of training (on the example of the Ministry of Internal Affairs institutions), dissertation, St. Petersburg.

10. Kochkarov, A.A. (2006), Professional and applied physical training of cadets of higher courses for the training of sergeants of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan.

11. Kuzmenko, L.I. (2004), Formation of socio-psychological and intellectual components of physical education of primary school age children, dissertation, Krasnodar.

12. Kuzmenko, L.I. (1992), The concept offorming a person's physical culture, Moscow.

13. Magomadov, R.A. (2013), Formation of basic professionally-applied physical culture of cadets of marine universities, mastering swimming specialties, dissertation, Krasnodar.

14. Poluhin, E.A., Borisov, A.B., Balandin, V.A. and Chernyshenko, Yu.K. (2009), "Priority of factors and pedagogical conditions affecting the effectiveness of future professional activities of graduates of higher maritime educational institutions", Physical Education, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 7-10.

15. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system ofphysical education of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.

16. Chernyshenko, Yu. K. and Kuznetsova, V.E. (2016), "Theoretical and applied backgrounds of experimental model of 4-5 years old children's personal physical education development on the basis of their substantive work in the developing physical training and sports environ", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 186-190.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

УДК 796.412

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕВУШЕК 12-14 ЛЕТ, ВЫСТУПАЮЩИХ В КОМАНДЕ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, Мария Александровна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград

Аннотация

В ходе проведенного эксперимента определялся уровень групповой сплоченности в командах гимнасток, выступающих в категории «девушки 12-14 лет»; также были выявлены психологические

особенности представительниц эстетической гимнастики.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, девушки 12-14 лет, психологические особенности, групповая сплоченность.

INVESTIGATION OF LEVEL OF GROUP COHESION OF GIRLS AGED 12-14 YEARS PERFORMING IN ESTHETIC GYMNASTICS TEAM

Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Daria Ildarovna Degtyareva, the candidate of pedagogical science, Maria Aleksandrovna Terekhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academia, Volgograd

Annotation

In the course of the experiment, the level of group cohesion in the teams of gymnasts performing in the category "girls of 12-14 years" was determined; it also revealed the psychological characteristics of the representatives of aesthetic gymnastics.

Keywords: aesthetic gymnastics, girls 12-14 years old, psychological characteristics, group cohesion.

В групповых сложнокоординационных видах спорта, к которым, несомненно, относится эстетическая гимнастика, команда должна быть единым организмом - до каждого вздоха, взгляда, до едва заметного движения. Поэтому залогом успешного выступления команды является отбор в его состав, основанный на равенстве физической, технической подготовленности, а также психологической совместимости в команде [1, 3]. Но, к сожалению, на практике в эстетической гимнастике чаще всего команды формируются из гимнасток схожих по возрасту и уровню технической подготовленности. И если этот факт не сильно влияет на детские команды, то для команд, выступающих в категории «девушки 12-14 лет», это зачастую приводит к недопониманию партнерами друг друга, конфликтам и как следствие к снижению эффективности тренировочного процесса.

С целью выяснения уровня групповой сплоченности девушек 12-14 лет, выступающих в команде по эстетической гимнастике, был проведен педагогический эксперимент. Для этого в 5 независимых друг от друга командах была проведена экспресс диагностика характерологических особенностей личности по следующим методикам: экспресс-диагностика Н. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной (http://psytests.org/eysenck/epiD.html); особенности проявлений свойств личности гимнасток по тесту W. Sikora, а также определение особенностей проявлений свойств личности гимнасток по тесту «геометрические фигуры» [1]. Исследование первой диагностики выявили 12 психологических типов из 32 у выборки, состоящей из 34 гимнасток (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение психологических типов в командах гимнасток

Психологический тип Количество гимнасток %

№ 1, 3, 8, 11, 13, 32 6 (по 1 на каждый тип) 3%

№ 2, 24, 30 6 (по 2 на каждый тип) 6%

№ 7 9 26%

№ 12 6 17%

№ 21 7 21%

Из таблицы следует, что преобладают 3 типа - 7, 12 и 21 [2]. Так, мы считаем, что наиболее «подходящими» для спортивного коллектива, могут быть спортсменки, относящиеся именно к данным типам (по исследуемой шкале). Следующим нашим шагом было исследование проявления свойств личности по тесту 81сога выявляющего оценки проявлений свойств личности по следующим индексам: целеустремленности (ИЦУ), уверенности в себе (ИУС), способности к концентрации (ИСК), способности к повышению достижений (ИСПД), способности к обучаемости (ИСО), общего поведения (ИОП) [2]. Нами было проведено сравнение результатов теста 8юога представительниц именно преобладающих психологических типов по предыдущему тесту со средними показателями всей выборки

(таблица 2).

Таблица 2 - Сравнение результатов теста 81сога представительниц психологических типов № 7, № 12 и № 21 со средними результатами остальных гимнасток_

Психологический тип Статистическая величина ИЦУ ИСУ ИСК ИСПД ИСО ИОП

№ 7 1 1,04 1,04 3,64 1,8 3,63 3,98

Р 0,33 0,33 0,005 0,11 0,006 0,003

№ 12 1 1,69 0,21 1,98 2,81 3,82 5,6

Р 0,14 0,84 0,1 0,031 0,009 0,012

№ 21 1 0,44 2,24 0,83 0,81 1,16 3,51

Р 0,67 0,06 0,43 0,44 0,28 0,008

Резюмируя полученные результаты, можно сказать, что спортсменки с психологическим типом № 7 достоверно превосходят средние показатели других гимнасток по индексам способности к концентрации, к обучению, общему поведению, а у представительниц 12 типа - индексы способности к повышению достижений, способности к обучаемости и общего поведения. Девушки с психологическим типом № 21 значительно превосходят по ИОП. Из этого можно заключить, что уверенность в себе и целеустремленность не являются достоверно значимыми свойствами личности для гимнасток, выступающих в командах. Также в нашем исследовании мы использовали «тест геометрических фигур». Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

□ квадрат

□ прямоугольник

□ треугольник

□ круг

□ зигзаг

Рисунок 1 - Распределение результатов «теста геометрических фигур»

Судя по результатам данного тестирования, у девушек, преобладают «квадраты» и «круги». То есть они трудолюбивы, усидчивы и упорны, всегда доводят начатое дело до конца, выносливы и терпеливы. А также их основные качества - доброта, отзывчивость, способность сопереживать ближнему. Далее нами был проведен анализ выбранных геометрических фигур именно теми гимнастками, которые обладают выявленными выше самыми популярными психологическими типами (по первому тесту). Так, у 60% представительниц эстетической гимнастики с психологическим типом «№ 7» выбранной фигурой был круг. Чуть меньше половины, а именно 43% спортсменок с психологическим типом «№ 12», взяли в руки квадрат. Аналогичный результат, только с разницей в 1% (44%) показали девушки с психологическим типом «№ 21».

Подводя итог можно сказать, что большинство гимнасток, по тесту Н. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной, относятся к психологическим типам «№ 7», «№ 12» и «№ 21», также по «Тесту геометрических фигур» - к «квадратам» и «кругам». К наиболее «благоприятным» свойствам личности гимнасток, можно отнести способность к концентрации, способность к повышению достижений и обучаемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пантелеева, Е.А. Оценка предполагаемой результативности выступлений юных гимнасток в групповых упражнениях по психолого-педагогическим характеристикам спортсменок / Е.А. Пантелеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 3 (121). - С. 236-239.

2. Пантелеева, Е.А. Формирование команды для групповых упражнений в художественной гимнастике, с учетом психологических особенностей спортсменок : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пантелеева Е.А. - М., 2018. - 24 с.

3. Прописнова, Е.П. Методика занятий эстетической гимнастикой с использованием детских танцев / Е.П. Прописнова, М.А. Терехова, Д.И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 13.

REFERENCES

1. Panteleeva, E.A. (2015), "Evaluation of the expected performance of young gymnasts in group exercises on the psychological and pedagogical characteristics of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 236-239.

2. Panteleeva, E.A. (2018), Forming a team for group exercises in rhythmic gymnastics, considering the psychological characteristics of athletes, dissertation, Moscow.

3. Propisnova, E.P. Degtyareva, D.I. and Terekhova, M.A. (2017), "Teaching methods of aesthetic gymnastics using the children's dance", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 13.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.08.2018

УДК 796.89

МОДЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПАУЭРЛИФТЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Александр Евгеньевич Пупышев, преподаватель, майор полиции,

Роман Яшарович Мамедов, преподаватель, старший лейтенант полиции, Владимир Георгиевич Кормин, преподаватель, лейтенант полиции, Дальневосточный Юридический Институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос эффективной организации учебно-тренировочного процесса пауэрлифтеров на этапе подготовки к ответственным соревнованиям. Авторская методика проведения силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов на учебно-тренировочном этапе построена на принципах качественного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Представленная модельная характеристика силовой подготовки может быть использована тренерами и специалистами в области пауэрлифтинга для эффективной организации тренировочного процесса с целью достижения высоких соревновательных результатов.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, силовая подготовка, методика силовой подготовки, модельная характеристика, качественные и количественные показатели, объем и интенсивность нагрузки.

MODEL FEATURES OF POWER TRAINING OF LIFTERS OF TOP QUALIFICATION AT THE STAGE OF PREPARATION FOR IMPORTANT

COMPETITIONS

Alexander Evgenyevich Pupyshev, the teacher, police major, Roman Yasharovich Mamedov, the teacher, senior police lieutenant, Vladimir Georgiyevich Kormin, the teacher, police lieutenant, Far East Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk

Annotation

The article discusses the question of effective organization of training process for the power lifters at the stage of preparation for the important competitions. The unique technique for strength training of the elite athletes at the training stage is built on the principles of the qualitative approach, given the individual characteristics of each athlete. The presented model features of strength training can be used by the trainers and experts in the field of powerlifting for the effective organization of the training process with the aim of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.