Научная статья на тему 'Уровень знаний студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 "Фармация", в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры'

Уровень знаний студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 "Фармация", в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТКИ 1-5 КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Письменный Сергей Анатольевич, Ахметов Султан Меджидович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены данные, характеризующие достоверность изменения и темпы прироста параметров уровня развития интеллектуального компонента физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры студенток, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». Анализ полученных результатов свидетельствует о позитивном достоверном изменении уровня знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры в годичном учебном цикле только у студенток 3 курса. В ходе исследований выявлена иерархия показателей темпов прироста уровня теоретической подготовленности, характеризующей степень развития интеллектуального компонента их личностной физической культуры. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной эффективности педагогических воздействий в плане освоения студентками знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры. В связи с этим целесообразно модернизировать в данном контексте проективные, содержательные, технологические и контрольно-учетные компоненты учебного процесса по физическому воспитанию в ходе всего периода профессиональной подготовки будущих фармацевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Письменный Сергей Анатольевич, Ахметов Султан Меджидович, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of 1-5 courses students'' s knowledge, mastering training direction 33.05.01 "Pharmacy", in the field of physical culture and professionally-applied physical culture

The article presents the data characterizing the reliability of the changes and rates of growth in the parameters of the level of development of the intellectual component of physical culture and the professionally applied physical culture of female students mastering the direction of training 33.05.01 "Pharmacy". The analysis of the obtained results testifies to the positive significant change in the level of knowledge in the field of physical culture and professionally applied physical culture in one-year training cycle only for third-year students. During the research the hierarchy of indicators of the growth rates of the theoretical preparedness level, which characterizes the degree of development of the intellectual component of their personal physical culture, was revealed. The received results testify to insufficient efficiency of the pedagogical influences in terms of mastering by student's the knowledge in the field of physical culture and professionally applied physical culture. In this regard, it is advisable to modernize in this context the projective, contents, technological and control and accounting components of the educational process for physical education during the entire period of future pharmacists' training.

Текст научной работы на тему «Уровень знаний студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33. 05. 01 "Фармация", в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры»

5. Nokhrin, M. and Medvedkov, V. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, monograph, Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Perm.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2018

УДК 796.011.3

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОК 1-5 КУРСОВ, ОСВАИВАЮЩИХ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ», В ОБЛАСТИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сергей Анатольевич Письменный, преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградский государственный медицинский университет, г. Пятигорск; Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО КрУ МВД России), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие достоверность изменения и темпы прироста параметров уровня развития интеллектуального компонента физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры студенток, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». Анализ полученных результатов свидетельствует о позитивном достоверном изменении уровня знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры в годичном учебном цикле только у студенток 3 курса. В ходе исследований выявлена иерархия показателей темпов прироста уровня теоретической подготовленности, характеризующей степень развития интеллектуального компонента их личностной физической культуры. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной эффективности педагогических воздействий в плане освоения студентками знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры. В связи с этим целесообразно модернизировать в данном контексте проективные, содержательные, технологические и контрольно-учетные компоненты учебного процесса по физическому воспитанию в ходе всего периода профессиональной подготовки будущих фармацевтов.

Ключевые слова: уровень знаний, физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, студентки 1-5 курсов.

LEVEL OF 1-5 COURSES STUDENTS' S KNOWLEDGE, MASTERING TRAINING DIRECTION 33.05.01 "PHARMACY", IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL CULTURE

Sergey Anatolyevich Pismenny, the teacher, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute, branch of Volgograd State Medical University, Pyatigorsk; Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Rector, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogic science, senior teacher, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation

Annotation

The article presents the data characterizing the reliability of the changes and rates of growth in the parameters of the level of development of the intellectual component of physical culture and the

professionally applied physical culture of female students mastering the direction of training 33.05.01 "Pharmacy". The analysis of the obtained results testifies to the positive significant change in the level of knowledge in the field of physical culture and professionally applied physical culture in one-year training cycle only for third-year students. During the research the hierarchy of indicators of the growth rates of the theoretical preparedness level, which characterizes the degree of development of the intellectual component of their personal physical culture, was revealed. The received results testify to insufficient efficiency of the pedagogical influences in terms of mastering by student's the knowledge in the field of physical culture and professionally applied physical culture. In this regard, it is advisable to modernize in this context the projective, contents, technological and control and accounting components of the educational process for physical education during the entire period of future pharmacists' training.

Keywords: level of knowledge, physical culture, professionally applied physical culture, students of 1-5 courses.

ВВЕДЕНИЕ

В исследованиях Ю.К. Чернышенко [16], В. А. Баландина [2], Р. А. Магомадова [13], Л.И. Кузьменко [11], и других отмечается зависимость интереса к физической культуре от уровня знаний о физкультурно-спортивной деятельности и профессионально-прикладной физической культуре. По их мнению, знания не всегда преломляются в личностном отношении детей и подростков к физкультурным занятиям. В то же время К.К. Кардялис [8] считает, что знания занимающихся о спорте в 5,5 раз превосходят знания об оздоровительной функции физической культуры.

В исследованиях В.К. Бальсевича [4] и Л.И. Лубышевой [12] доказано, что фундаментом новой организационной стратегии в сфере физического воспитания должно стать преодоление противоречий между законами становления и развития физического потенциала, уровнем знания в области физической культуры и современной практикой физкультурной подготовки различных половозрастных групп населения.

В рамках такого подхода в содержании физкультурного воспитания выделяют три основных компонента: социально-психологический, интеллектуальный и, собственно-биологический, [4, 16].

Содержание интеллектуального компонента предполагает комплексное освоение обучающимися теоретических сведений, отражающих основы формирования личностных характеристик занимающихся физической культурой и спортом, которые обеспечивают основные виды их жизнедеятельности и интерпретированы с учетом общих закономерностей развития трудовой деятельности человека, а также отдельных групп ее профессий и специальностей [1, 5, 13, 17]. В данной формулировке подчеркнуто фундаментальное значение общепедагогических и специфических для процесса физического воспитания представителей различных половозрастных групп населения в контексте формирования и развития ППФК [6, 7, 9, 10].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Каждый вопрос, позволяющий выявить уровень знаний студенток в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры, оценивался экспертами по общепринятой пятибалльной системе. Всего за 10 вопросов респондент мог получить максимальную оценку 50 баллов. Математическая обработка результатов, полученных в ходе исследований, осуществлялась по общепринятым методикам. При этом рассчитывались: средняя арифметическая (М), стандартные отклонения (±5), ошибка средней арифметической (±m). Оценка достоверности различий параметрических статистических характеристик проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.

Темпы прироста показателей (Тпр., %) вычислялись по унифицированной формуле S. Brody [3].

Исследования проводились на базе Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Волгоградского государственного медицинского университета. В них приняли участие 898 студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В структуре общей и профессионально-прикладной физической культуры специалистов значительную роль играют знания о закономерностях физкультурно-спортивной деятельности. Данные, характеризующие достоверность изменений интегрального показателя интеллектуального компонента физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры студенток 1-5 курсов в годичном учебно-воспитательном цикле в условиях реализации традиционных программ физического воспитания, представлены в таблице.

Таблица- Достоверность изменений уровня знаний студенток 1-5 курсов в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры в годичном учебно-воспитательном цикле_

Показатели Курсы Этапы п М ±т г Р

Уровень знаний в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры 1 Н 118 26,5 0,80 1,29 >0,05

К 115 28,0 0,85

2 Н 150 27,5 0,75 1,38 >0,05

К 148 29,0 0,79

3 Н 190 28,5 0,69 2,44 <0,05

К 184 31,0 0,76

4 Н 205 27,0 0,63 1,63 >0,05

К 201 28,5 0,67

5 Н 235 30,0 0,65 1,58 >0,05

К 230 31,5 0,69

Примечание: Н - начало учебного года; К - конец учебного года.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать существенное позитивное изменение уровня знаний только у студенток 3 курса (Р <0,05). У всех остальных обучающихся достоверные изменения теоретической подготовленности не установлены.

Анализ параметров темпов прироста уровня теоретической подготовленности студенток позволяет выявить следующую иерархию значений интегрального показателя по основанию их снижения в годичном учебно-воспитательном цикле (рисунок): 3 курс -8,7%; 1 курс - 5,5%; 4 курс - 5,4%; 2 курс - 5,3%; 5 курс - 4,9%.

Тпр.,%

10 1

9

7 -

6 -

5 -

4

3

2

1

0

5,5

5,3

5,4

4,9

1

5

2 3 4

Курсы

Рисунок - Темпы прироста показателей уровня знаний студенток 1-5 курсов в области физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры в годичном учебно-воспитательном цикле

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные многолетних исследований свидетельствуют о недостаточной эффективности педагогических воздействий в связи с освоением студентками 1, 2, 4 и 5 курсов -

будущих фармацевтов - знаний по базовым закономерностям процесса формирования и развития физической культуры и профессионально-прикладной физической культуры.

Выявленные научные факты обусловливают необходимость совершенствования проективных, содержательно-технологических и контрольно-учетных компонентов процесса физического воспитания в ходе всего периода обучения будущих фармацевтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, Р.С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р. С. Ахметов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 3 (97). - С. 25-29.

2. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 466 с.

3. Баландин, В.А. Темпы прироста физической подготовленности студентов в течение года с учетом сезонных периодов / В.А. Баландин, О.О. Бриллиантова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 14-19.

4. Бальсевич, В.К. Пути развития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия / В.К. Бальсевич // Ценности спорта и пути его гуманизации. - М., 1996. - С. 181-186.

5. Борисов, А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Борисов А.Б. - Краснодар, 2012. - 24 с.

6. Волкова, Н. Л. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки специалистов вневедомственной охраны : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Волкова Н. Л. - СПб., 2005. - 21 с.

7. Жидких, В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Жидких В.П. - Омск, 2000. -47 с.

8. Кардялис, К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Кардялис К.К. - М., 1990. - 47 с.

9. Кашин, Н.И. Содержание и методика ППФП курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кашин Н.И. - СПб., 2005. - 23 с.

10. Кочкаров, А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших курсов по подготовке сержантского состава академии МВД РУЗ : учеб. пособие / А.А. Кочкаров ; Академия МВД Республики Узбекистан. - Ташкент : [б.и.], 2006. - 56 с.

11. Кузьменко, Л.И. Формирование социально-психологического и интеллектуального компонентов физической культуры детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кузьменко Л.И. - Краснодар, 2004. - 24 с.

12. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубы-шева ; Гос. Центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1992. - 120 с.

13. Магомадов, Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Магомадов Р.А. - Краснодар, 2013. - 293 с.

14. Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений / Е. А. По-лухин, А.Б. Борисов, В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 3. - С. 7-10.

15. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 392 с.

16. Чернышенко, Ю.К. Теоретико-прикладные предпосылки разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде / Ю.К. Чернышенко, В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 186-190.

REFERENCES

1. Ahmetov, R.S. (2013), "Model of the process formation of the basic professionally-applied physical culture of cadets of the first and third year of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future employees of special police units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 25-29.

2. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.

3. Balandin, V.A. and Brilliantova, O.O. (2008), "The speed of the increase of the physical preparation of the students in the course of one year based on seasonal periods", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 14-19.

4. Balsevich, V.K. (1996), "Ways of development of physical culture at the turn of the third millennium", Values of sport and ways of its humanization, pp. 181-186.

5. Borisov, A.B. (2012), Formation ofprofessionally applied physical education of cadets of marine colleges, mastering the direction "Operation of water transport and transport equipment", dissertation, Krasnodar.

6. Volkova, N.L. (2005), Means and methods of professionally-applied physical training of private security experts, dissertation, St. Petersburg.

7. Zhidkih, V.P. (2000), Professionally-applied physical culture in the system of specialists-builders training, dissertation, Omsk.

8. Kardyalis, K.K. (1990), Pedagogical bases of information influence on the attitude of schoolchildren to physical culture and sports activity, dissertation, Moscow.

9. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology of PPFP cadets of high schools of law enforcement agencies at the initial stage of training (on the example of the Ministry of Internal Affairs institutions), dissertation, St. Petersburg.

10. Kochkarov, A.A. (2006), Professional and applied physical training of cadets of higher courses for the training of sergeants of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan.

11. Kuzmenko, L.I. (2004), Formation of socio-psychological and intellectual components of physical education of primary school age children, dissertation, Krasnodar.

12. Kuzmenko, L.I. (1992), The concept offorming a person's physical culture, Moscow.

13. Magomadov, R.A. (2013), Formation of basic professionally-applied physical culture of cadets of marine universities, mastering swimming specialties, dissertation, Krasnodar.

14. Poluhin, E.A., Borisov, A.B., Balandin, V.A. and Chernyshenko, Yu.K. (2009), "Priority of factors and pedagogical conditions affecting the effectiveness of future professional activities of graduates of higher maritime educational institutions", Physical Education, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 7-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system ofphysical education of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.

16. Chernyshenko, Yu. K. and Kuznetsova, V.E. (2016), "Theoretical and applied backgrounds of experimental model of 4-5 years old children's personal physical education development on the basis of their substantive work in the developing physical training and sports environ", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 186-190.

Контактная информация: pismenfrb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

УДК 796.412

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕВУШЕК 12-14 ЛЕТ, ВЫСТУПАЮЩИХ В КОМАНДЕ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Илдаровна Дегтярева, кандидат педагогических наук, Мария Александровна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград

Аннотация

В ходе проведенного эксперимента определялся уровень групповой сплоченности в командах гимнасток, выступающих в категории «девушки 12-14 лет»; также были выявлены психологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.