for service activity among the cadets of antiaircraft defense higher schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 78-84.
4. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 60-63.
5. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.
6. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No.5, pp. 127-130.
7. Strogas, M.V. (1998), Formation combat crew readiness command post area air defense to the profession: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Shajhullin, T.D. (2009), “The technique of complex application of physical training to improve health of pilots-instructors of Army aviation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.6, pp. 93-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2012.
УДК 796.412.2
ПОДГОТОВКА СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ К ИГРАМ ХХХ ОЛИМПИАДЫ Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, профессор, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, Заслуженный тренер России,
Москва,
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гимнастики, судья международной категории, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Андрей Андреевич Гурьев, Президент федерации художественной гимнастики г. Москвы
Аннотация
Художественная гимнастика входит в олимпийскую семью и должна развиваться по всем законам олимпизма. Олимпийский спорт - это рекорды, это высочайшие достижения. И в каждом виде спорта они разные. В художественной гимнастике рекорды это - максимальное проявление гибкости, координации, прыгучести, равновесия, вращательной подготовки, виртуозное владение предметом. Исполнение под выбранное музыкальное сопровождение должно полностью соответствовать характеру, темпу и ритму данной музыки. Все это представлено в образную художественную форму для восприятия движений гимнастки публикой. В связи с этим, подготовка спортсменок в художественной гимнастике строится в целом с учетом требований спорта высших достижений, однако, необходимо учитывать специфику конкретного вида. В данной статье раскрыты технологические компоненты интегральной подготовки в художественной гимнастике, реализуемые в этом четырехлетии при подготовке к главному старту - Играм ХХХ Олимпиады в Лондоне (2012).
Ключевые слова: художественная гимнастика, Игры ХХХ Олимпиады, перспективные модели соревновательной деятельности, техническое мастерство, организационно-управленческий аспект, научно-методическое обеспечение, интегральная система подготовки гимнасток.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p42-46
PREPARATION OF THE NATIONAL TEAM OF RUSSIA ON RHYTHMIC GYMNASTICS TO OLYMPIC GAMES XXX Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved trainer ofRussia, president of Federation of rhythmic gymnastics of the Russian Federation,
Moscow,
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, gymnastics department chairman, judge of international category,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Andrey Andreevich Guriev, President of the Moscow Federation of rhythmic gymnastics
Annotation
The rhythmic gymnastics is included into the Olympic family and should be developed under all laws of the olimpizm. The Olympic sports are records these are the highest achievements. In addition, they are different in each sport. In rhythmic gymnastics, the records are the maximum manifestation of flexibility, coordination, a spring ability, balance, rotary preparation, masterly possession of a subject. Execution under the chosen music should correspond completely to character, speed and rhythm of this music. It is presented to the public in a figurative art form for perception of movements of the gymnast. In this regard, preparation of sportswomen in rhythmic gymnastics is realized as a whole taking into account requirements of sports of the highest achievements; however, it is necessary to consider specifics of the concrete form. The technological components of integrated preparation in the rhythmic gymnastics are opened in this article, realized within these four years at preparation for the main start - to Olympic Games XXX in London (2012).
Keywords: rhythmic gymnastics, Olympic Games XXX, perspective models of competitive activity, technical skill, organizational and administrative aspect, scientific and methodical providing, integrated system of preparation of gymnasts.
Подготовка гимнасток к главному старту четырехлетия осуществлялась на основе гибкой научно обоснованной Целевой комплексной программы долговременного действия с учетом тенденций развития мирового спорта в целом и художественной гимнастики в частности [1-6]. Коррекция этой программы производилась после анализа результатов выступления российских спортсменок в чемпионатах мира и других важных стартов. Нами разработана система интегральной подготовки гимнасток высокой квалификации на основе перспективно-прогностического подхода. Компоненты интегральной подготовки включали:
1. Построение перспективных моделей соревновательной деятельности всех главных стартов четырехлетия, где были спрогнозированы:
- максимальные требования к исполнительскому мастерству гимнасток (сложность, композиция, техническое и артистическое исполнение);
- объем тренировочной нагрузки для каждой гимнастки.
-структура и содержание модельных тренировок на разных этапах подготовки.
2. Систему отбора в сборную команду России гимнасток, выступающих в индивидуальной программе и в групповых упражнениях, где учитывали:
- спортивный результат;
- степень соответствия целевой модели по содержанию и сложности упражнения , требования к композиции и артистизму;
- динамику спортивных результатов;
- стабильность выступлений;
- показатели надежности спортивных результатов;
- выполнение индивидуального плана;
- интегральный показатель здоровья;
- антропометрические данные спортсменок (вес, рост).
3. Постоянное совершенствование технического мастерства, где основными задачами являлись:
- уточнение модели оптимальной сложности элементов для программ во всех видах многоборья индивидуально для каждой гимнастки;
- качество выполненных элементов, связок и комбинаций в целом;
- поддержание оптимального, необходимого и достаточного уровня базовой технической подготовленности.
4. Поддержание необходимого уровня специальной физической подготовленности (СФП) с целью обеспечения базы для успешного решения задач технической подготовки членов сборной команды страны:
- для каждой гимнастки подобраны упражнения СФП, которые адекватны техническим действиям в рамках перспективной модели соревновательной деятельности.
5. Поддержание необходимого уровня хореографической подготовленности гимнасток за счет:
- разработки и проведения специальных уроков по классической, народнохарактерной хореографии;
- внедрения контрольных тестов по хореографии.
6. Совершенствование организационно-управленческого аспекта подготовки:
- на централизованную подготовку привлекались гимнастки вместе с их личными тренерами;
- в подготовке участвовали специалисты разных областей науки и практики, способные оказать существенную помощь во многих аспектах подготовки спортсменок сборной команды страны;
- обеспечивался необходимый объем централизованной подготовки гимнасток;
- осуществлялся тщательный выбор музыкального сопровождения для каждой композиции гимнасток;
- проводилась большая работа по совершенствованию соревновательных костюмов;
- осуществлялся систематический глубокий анализ выступления гимнасток на чемпионатах мира, и принимались необходимые меры по устранению выявленных недостатков;
- формирование группы поддержки российских гимнасток во время выступления на всех ответственных соревнованиях.
7. Оптимальная организация научно-методического аспекта, где акцент был сделан на сбалансированное сочетание психолого-педагогического и медикобиологического сопровождения учебно-тренировочного процесса:
- врачи сборной команды использовали комплекс методов лечения, реабилитации и восстановления спортсменок, основанных на принципах натуральной медицины, что позволило расширить диагностику процессов адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, выявить имеющиеся резервные возможности и факторы, лимитирующие работоспособность организма. Это способствовало совершенствованию управления подготовкой гимнасток;
- в систему подготовки внедрены методики повышения резервных возможностей гимнасток высокой квалификации с помощью пептидных биорегуляторов, разработанных специалистами Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии;
- специально организованная работа комплексной научной группы (КНГ) направлена на:
а) выявление интегрального показателя здоровья, адаптационных возможностей организма, уровня тренированности организма, уровня энергетического обеспечения,
психоэмоционального состояния с помощью программно-аппаратного комплекса «Оме-га-С»; определение состояния миокарда с помощью программного комплекса «Кардио-визор-06С», что позволяло осуществлять коррекцию всего процесса подготовки и реализовать запрограммированный объем тренировочной работы, повысить ее эффективность. Необходимо подчеркнуть, что измерения проводились на протяжении всего периода подготовки ежедневно до и после каждой тренировки (четыре раза в день), а также в дни соревнований;
б) оценку соревновательной деятельности (ОСД), где определялась результативность соревновательной деятельности, надежность выполнения соревновательных программ, выявлялся уровень сложности соревновательных программ, технического исполнения и артистичности, уровень владения предметами; регистрировались допущенные ошибки, выявлялись их причины и разрабатывались рекомендации по их устранению.
Таким образом, интегральный подход в подготовке членов сборной команды России по художественной гимнастике позволил справиться с экстремальными условиями спорта высших достижений и достойно представлять нашу страну в основных соревнованиях четырехлетия (рис.1) и одержать уверенную победу в главном старте - Играх ХХХ Олимпиады в Лондоне (2012). Гимнастки завоевали 2 золотые и 1 серебряную медаль из двух возможных комплектов медалей (многоборье - в индивидуальной программе и в групповых упражнениях).
и
т
2005 ЯПОНИЯ
т
п
01
2010 РОССИЯ
и
2011 Франция
ОИ 2012 Анптая
□Максимально возможное ттт-ко медалей
□ ТСштичество закоеканнмх медаттей
Рис. 1 Итоги выступления гимнасток в олимпийском цикле 2009-2012 гг.
(Чемпионаты мира 2009,2010,2011 и Олимпийские игры 2012)
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И. А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковская, Е. А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
2. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, М. Шишковская, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-94.
3. Винер, И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / ИА. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.
4. Винер, И. А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых
упражнениях накануне XXX Олимпийских игр I И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А. Пирожкова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
5. Плеханова, М. Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта I М.Э. Плеханова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 65-68.
6. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта I Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
REFERENCES
1. Wiener, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
2. Terekhina, R.N., Wiener, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
3. Wiener I.A. and Terekhina R.N. (2010), "System defining a parity of forces in rhythmic gymnastics at the world level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 15-18.
4. Plehanova M.E. (2010), "Complex estimation of the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 65-68.
5. Terekhina, R.N., Wiener, I.A., Tyrischeva, L.I. and Plehanova, M.E. (2008), "Es-thetical features of executive skills in gymnastically sports"Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 98-101.
6. Wiener, I.A., Terekhina, R.N. and Pirozhkova, E.A. (2012), “Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2012.
УДК 796.894.2
ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА
ТРЕНАЖЕРАХ
Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор,
Николай Андреевич Дьяченко, кандидат педагогических наук, профессор,
Иван Васильевич Косьмин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Рассматривается характер изменения усилия в системе «спортсмен-тренажер» при ступенчатом изменении внешнего отягощения (перемещаемой массы). Получены зависимости «отягощение-усилие», определены граничные значения отягощения и граничное количество повторений в специальной силовой подготовке. Разработана компьютерная программа, позволяющая определять время развития, время достижения и значение максимального усилия при выполнении локальных упражнений на тренажерах. Установлено, что увеличение граничного значения отягощения приводит к уменьшению аналогичного показателя повторений. Меньший прирост граничного значения отягощений сопровождался большим количеством повторений. Показано, что в экспериментальной