Научная статья на тему 'Информативность показателей уровня развития ведущих профессиональных качеств военнослужащих войск ПВО, несущих боевые дежурства'

Информативность показателей уровня развития ведущих профессиональных качеств военнослужащих войск ПВО, несущих боевые дежурства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ВОЛЕВЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВОЙСК ПВО / НЕСУЩИЕ БОЕВЫЕ ДЕЖУРСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калоев Чермен Юрьевич, Баландин Валерий Александрович, Полуян Алексей Викторович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены данные, характеризующие показатели информативности физической подготовленности, психологических ресурсов эффективности профессиональной деятельности, волевых и профессионально важных личностных качеств военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих систематические боевые дежурства, на различных этапах годичного цикла. Информативность профессионально важных качеств определялась на основе анализа коэффициентов корреляции, рассчитанных между результатами тестирования и критерием, в качестве которого использовалась составная характеристика успешности реализации служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калоев Чермен Юрьевич, Баландин Валерий Александрович, Полуян Алексей Викторович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational content of indicators of level of development of leading professional qualities of the military personnel of Troops of Air Defense keeping the watch

The article presents the data characterizing the indicators of informativeness of physical preparedness, psychological resources of efficiency for professional activity, strong-willed and professionally important personal qualities of air defense troops, carrying systematic combat duty, at various stages of the annual cycle. The informativeness of professionally important qualities was determined on the basis of the analysis of correlation coefficients calculated between the test results and the criterion, which was used as a composite characteristic of the success of the performance of duties.

Текст научной работы на тему «Информативность показателей уровня развития ведущих профессиональных качеств военнослужащих войск ПВО, несущих боевые дежурства»

and arts, No. 4(36), pp. 157-160.

7. Ozhegov, S.I. (1987), Dictionary of Russian, Russian language, Moscow.

8. Sirotyuk, A.L. (2000), Teaching children with psychophysiology: a practical guide for teachers and parents, Sphere, Moscow.

9. Sokolovskaya, O.K. (2010), The formation of the professional position of a student-psychologist in the process of studying at university, dissertation, Yaroslavl.

Контактная информация: Liliya_idia@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2018

УДК 796

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК ПВО, НЕСУЩИХ БОЕВЫЕ ДЕЖУРСТВА

Чермен Юрьевич Калоев, преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Алексей Викторович Полуян, начальник кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Константин Юрьевич Черны-шенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГКОУ ВО КрУМВД

России), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие показатели информативности физической подготовленности, психологических ресурсов эффективности профессиональной деятельности, волевых и профессионально важных личностных качеств военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих систематические боевые дежурства, на различных этапах годичного цикла. Информативность профессионально важных качеств определялась на основе анализа коэффициентов корреляции, рассчитанных между результатами тестирования и критерием, в качестве которого использовалась составная характеристика успешности реализации служебных обязанностей.

Ключевые слова: информативность, физическая подготовленность, психологические ресурсы, волевые и профессионально важные личностные качества, военнослужащие войск ПВО, несущие боевые дежурства.

INFORMATIONAL CONTENT OF INDICATORS OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF LEADING PROFESSIONAL QUALITIES OF THE MILITARY PERSONNEL OF TROOPS OF AIR DEFENSE KEEPING THE WATCH

Chermen Yuryevich Kaloyev, the teacher, the Military Training and Scientific Center of the Air Force of Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin, Voronezh; Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Alexey Viktorovich Poluyan, the Head of the Department, the Military Training and Scientific Center of Air Force the Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and YuA. Gagarin, Voronezh; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogic science, senior teacher,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The article presents the data characterizing the indicators of informativeness of physical preparedness, psychological resources of efficiency for professional activity, strong-willed and professionally

important personal qualities of air defense troops, carrying systematic combat duty, at various stages of the annual cycle. The informativeness of professionally important qualities was determined on the basis of the analysis of correlation coefficients calculated between the test results and the criterion, which was used as a composite characteristic of the success of the performance of duties.

Keywords: informativeness, physical preparedness, psychological resources, strong-willed and professionally important personal qualities, military personnel of air defense forces, carrying combat duty.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из системных составляющих военной доктрины Российской Федерации является эффективное обеспечение противовоздушной обороны, осуществляемое специалистами высокой квалификации в условиях повышенной ответственности и достаточно сложных средовых условиях выполнения должностных обязанностей в ходе многочасовых боевых дежурств (К.В. Стоян, 2002).

В этой связи существенное внимание со стороны руководства Министерства обороны Российской Федерации уделяется повышению квалификации соответствующих категорий военнослужащих, с которыми проводятся масштабные, по сути, ежедневные, организационно-методические мероприятия, способствующие качественному выполнению служебных операций (Н.Б. Стамбулова, 1997; И.Н. Гулидов, 2005).

Известны высокие требования профессий, характеризующихся точностью и обязательной надежностью выполнения служебных обязанностей, к определенным личностным характеристикам специалистов (Н.Б. Стамбулова, 1997; А.С. Дудко, 2010; В.Л. Бочков-ская, А.Г. Горбунов, 2016).

Также известно, что сложные внешние условия выполнения служебных обязанностей в замкнутом пространстве, на фоне высоких психических нагрузок и гиподинамии, могут негативно влиять на уровень реализации профессионально важных качеств (К.В. Стоян, 2002; Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002; Д.А. Ботнев, 2005).

Особую категорию специалистов войск противовоздушной обороны составляют военнослужащие, систематически несущие боевые дежурства, условия профессиональной деятельности которых отличаются особенностями внешней среды и чрезвычайной степенью персональной ответственности за качество выполнения четко определенных служебных обязанностей (В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов, 2016).

В связи с вышеизложенным очевидной является необходимость определения информативных показателей уровня развития ведущих профессиональных качеств военнослужащих войск ПВО, несущих боевые дежурства.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной перед исследованием задачи были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, метод экспертных оценок, хронометрирование, методы математической статистики.

Определение уровня физической подготовленности военнослужащих ПВО осуществлялось на основе контрольных упражнений, которые адекватно характеризуют развитие физических качеств (Д.А. Бортнев, 2005; А.Н. Волков, С.В. Кузнецов, 2006; Р.С. Ах-метов, 2011; А.Б. Борисов, 2012; И.Г. Виноградов, А.В. Токарева, 2016).

В ходе педагогического тестирования оценивались следующие показатели:

Военнослужащие-мужчины:

- силовые способности (сгибание и разгибание рук в висе, количество);

- скоростно-силовые способности (челночный бег 10*10 м, с);

- выносливость (бег 3000 м, с);

- гибкость (наклон вперед сидя, см);

- координационные способности (рукопашный бой с оружием, балл).

В ходе психологического тестирования оценивался уровень:

- концентрации и устойчивости зрительного внимания (Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид, 2003);

- моторно-слуховой и зрительной памяти (В.Л. Марищук с соавт., 1990);

- стрессоустойчивости (Н.Е. Водопьянова, 2009);

- нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе (Р.Я. Райго-родский, 2005);

- нервно-эмоциональной устойчивости (Ю.К. Стрелков, 2003);

- волевого самоконтроля (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002);

- готовности к риску (А.Н. Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2000);

- ответственности (В.П. Прядеин, 1998);

- работоспособности (индекс монотонии) (Н.Е. Водопьянова, 2009);

- целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания (Н.Б. Стамбулова, 2009).

С помощью метода экспертных оценок получены данные, характеризующие уровень развития у военнослужащих личностных качеств (организованность, исполнительность, дисциплинированность).

В исследованиях оценки выполнения служебных обязанностей анализировались поквартально. Рассчитывалась средняя сумма теоретических и практических оценок выполнения служебных обязанностей за квартал, который соответствовал этапам обследования.

Метод хронометрирования использовался с целью определения времени, затраченного на выполнение практических действий военнослужащих в случае пожара и действий по командам боевого управления.

Данный метод использовался также при определении времени выполнения рукопашного боя с оружием и без оружия, характеризующего уровень развития координационных способностей военнослужащих.

Математическая обработка полученных результатов заключалась в расчете ранговых коэффициентов корреляции Спирмена (В.Е. Гмурман, 2007).

Исследования проводились на базе в/ч 26345, г. Новороссийск. В исследованиях приняли участие 132 военнослужащих, работающих по контракту (72 мужчины и 60 женщин).

Уровень физической подготовленности, психологических ресурсов, волевых и личностных качеств военнослужащих определялся в течение года на пяти этапах обследования: 1 этап - февраль 2015 г., 2 этап - май 2015 г., 3 этап - август 2015 г., 4 этап - ноябрь 2015 г., 5 этап - февраль 2016 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информативность профессионально важных показателей физической и психической подготовленности военнослужащих на различных этапах годичного цикла определялась на основе анализа коэффициентов корреляции, рассчитанных между результатами тестирования и критерием информативности, в качестве которого использовалась составная характеристика успешности реализации служебных обязанностей (таблица). Таблица - Информативность психофизических показателей военнослужащих-мужчин войск ПВО в течение года_

№ Показатели Группы Этапы обследования

1 (февраль) | 2 (май) | 3 (август) | 4 (ноябрь) | 5 (февраль)

Физическая подготовленность

1 Силовые способности 1 367* 423* 496** 403*

2 350* 396* 428* 387* 341*

3 362* 441* 407*

2 Скоростно-силовые способности 1 -364* -397*

2 -372* -413*

3 -403* -433*

№ Показатели Группы Этапы обследования

1 (февраль) 2(май) 3(август) 4(ноябрь) 5(февраль)

3 Выносливость 1 563** 541** 520** 507** 498**

2 488** 523** 519** 490** 432*

3 452* 430* 396* 430* 474*

4 Гибкость 1 410* 364* 387*

2 396* 411*

3 432*

5 Координационные способности 1 427* 463* 384* 402* 354*

2 419* 508** 401* 355* 343*

3 406* 452 423* 374* 362*

6 Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) 1 524** 501** 573** 530** 452*

2 537** 520** 564** 540** 470*

3 542** 527** 557** 555** 443*

Психологические ресурсы э( эфективности профессиональной деятельности

1 Концентрация и устойчивость зрительного внимания 1 507** 494** 543** 472 422*

2 468* 523** 578** 493** 408*

3 455* 423* 530** 431* 374*

2 Моторно-слуховая память 1 493* 520** 414*

2 503** 533** 426*

3 379* 413* 355*

3 Зрительная память 1 563** 521**

2 492** 511** 453*

3 481* 490* 440*

4 Стрессоустойчивость 1 -521** -492** -544** -484* -378*

2 -517** -504** -532** -473* -404*

3 -505** -483** -499** -417* -354*

5 Нервно-психическая устойчивость 1 -420* -354* -437* -404* -396*

2 -442* -398* -467* -402* -373*

3 -403* -342* -375* -349* -339*

1 2 3 4 5 6 7 8

6 Нервно-эмоциональная устойчивость:

а) индекс положительных эмоций 1 543** 532** 574** 498** 486**

2 524** 518** 553** 462* 423*

3 508** 499** 537** 452* 433*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) индекс негативных эмоций 1 -497** -480* -519** -442* -413*

2 -486** -510** -531** -460* -430*

3 -474* -451* -501** -432* -384*

в) индекс тревожно-депрессивных эмоций 1 -510** -492** -498** -450* -423*

2 -484** -452* -480** -421* -407*

3 -438* -421 -492** -402* -374*

7 Волевой самоконтроль 1 362* 493** 547** 452* 402*

2 381* 408* 460* 420* 377*

3 426* 410* 454* 391* 354*

8 Готовность к риску 1 432* 458* 406*

2 461* 398*

3 444* 408*

9 Суммарный показатель психической подготовленности (СППП) 1 498** 505** 568** 527** 501**

2 492** 483** 524** 462* 440*

3 521** 492 543** 482* 453*

Волевые качества

1 Решительность и смелость 1 376* 498** 353* 364* 391*

2 349* 354* 343* 350* 356*

3 352* 398* 377* 441* 420*

2 Выдержка и самообладание 1 353* 404* 362* 391* 411*

2 338* 348* 420* 416* 408*

3 374* 362* 394* 376*

3 Целеустремленность 1 372* 490**

2 353* 426* 483** 508** 523**

3 498** 523** 509** 542** 539**

4 Суммарный показатель 1 476* 482* 507** 520** 543**

№ Показатели волевых качеств (СПВК) Группы Этапы обследования

1 (февраль) 2(май) 3(август) 4(ноябрь) 5(февраль)

2 485** 490** 509** 544** 571**

3 520** 503** 547** 583** 550**

Профессионально важные личностные качества

1 Ответственность 1 453* 474* 496** 508** 526**

2 422* 450* 470* 534** 494**

3 473* 506** 524** 608** 572**

2 Работоспособность (индекс монотонии) 1 394* 438* 459* 524** 503**

2 426* 476** 519** 530** 515**

3 519** 524** 534** 550** 546**

3 Организованность 1 421* 473* 531** 462* 420*

2 440* 519** 508** 421* 404*

3 512** 522** 484* 408* 392*

4 Исполнительность 1 450* 498** 523** 462* 503**

2 410* 470* 492** 440* 462*

3 380* 444* 480* 402* 448*

5 Дисциплинированность 1 364* 426* 472* 489** 524**

2 382* 443* 480** 543** 504**

3 503** 542** 518** 562** 540**

6 Суммарный показатель профессионально важных личностных качеств (СППВЛК) 1 660** 680** 720** 583** 690**

2 640** 654** 710** 574** 670**

3 610** 650** 680** 561** 642**

Примечание: 1. Нули перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Недостоверные коэффициенты корреляции опущены. 3. * - Р <0,05; ** - Р <0,01.

Полученные данные (таблица) позволяют констатировать:

1. В группах военнослужащих-мужчин:

Физическая подготовленность:

а) в 100% изученных случаев, т. е. на всех этапах обследования во всех возрастных группах информативными оказались параметры уровня развития выносливости (r=0,430-0,563), координационных способностей (r=0,443-0,573);

б) в 60% изученных случаев во всех возрастных группах информативными являются параметры уровня развития скоростно-силовых способностей (П и III этапы обследования: r=-0,364; -0,433), а также показатели гибкости (II - IV этапы: r=0,364-0,432).

Психологические ресурсы эффективности профессиональной деятельности:

а) в 100% рассмотренных случаях информативными оказались параметры уровня развития показателей концентрации и устойчивости зрительного внимания (r=0,374-0,578); стрессоустойчивости (r=-0,354; - 0,544); нервно-психической устойчивости (r=-0,339; -0,467); индекса положительных эмоций (r=0,433-0,574); индекса негативных эмоций (r =- 0,384-0,519); индекса тревожно-депрессивных эмоций (r=-0,374-0,510); волевого самоконтроля (r=0,354-0,547); суммарного показателя (r=0,440- 0,568);

б) в 60% случаев во всех возрастных группах на II-IV этапах информативность проявили показатели моторно-слуховой памяти (r=0,379- 0,533);

в) в 53,3% случаев информативными оказались показатели зрительной памяти во

II и III группах на II этапе обследования (r=0,481-0,492), а также во всех возрастных группах на III и IV этапах (r=0,440-0,563);

г) в 47,0% существенный уровень информативности проявили показатели готовности к риску в I группе на II этапе обследования (r=0,432) и во всех возрастных группах на

III и IV этапах (r=0,398-0,461).

Волевые качества:

а) в 100% изученных случаев информативными оказались показатели решительности (r=0,343-0,498) и суммарного показателя (r=0,482-0,583);

б) в 93,3% изученных случаев, за исключением 3 группы военнослужащих на I этапе обследований, информативными являются показатели выдержки и самообладания

(г=0,338-0,420);

в) в 80,0% - информативность проявили показатели целеустремленности, исключая военнослужащих I группы на 1-3 этапах обследований.

Профессионально важные личностные качества - в 100% проанализированных зависимостей выявлена существенная взаимосвязь показателей профессионально важных качеств с критериями успешности выполнения служебных обязанностей (г=0,364-0,720).

Аналогичные исследования были проведены с военнослужащими - женщинами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, Р.С. Основы педагогического контроля физической подготовленности сотрудников специальных подразделений полиции на базовом этапе профессиональной подготовки в вузе МВД России : учеб.-метод. пособие / Р.С. Ахметов, И.О. Ганченко ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2011. - 53 с.

2. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001.

- 466 с.

3. Борисов, А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Борисов А.Б. -Краснодар, 2012. - 24 с.

4. Бортнев, Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бортнев Д.А. -Малаховка, 2005. - 23 с.

5. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 21-24.

6. Виноградов, И.Г. Экспериментальное тестирование уровня и динамики физической подготовленности студентов СПбГАСУ / И.Г. Виноградов, А.В. Токарева // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 30-33.

7. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009.

- 336 с.

8. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / В. Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.

9. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учеб. пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.

10. Дементий, Л.И. Психологический практикум «Внимание» : учебно-методическое пособие / сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид ; Омский гос. университет. - Омск : [б.и.], 2003. - 64 с.

11. Дудко, А.С. Формирование профессиональных двигательных способностей курсантов-летчиков средствами физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Дудко А.С. - М., 2010. - 166 с.

12. Леонтьев, А.Н. Тест жизнестойкости / А.Н. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2000. - 63 с.

13. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова - 2-е изд. доп. и испр. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

14. Прядеин, В.П. Половозрастные особенности ответственности личности / В. П. Прядеин ; Уральский гос. пед. университет. - Екатеринбург : [б.и.], 1998. - 291 с.

15. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2005. - 672 с.

16. Стамбулова, Н.Б. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» / Н.Б. Стамбулова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 13-17.

17. Стоян, К.В. Формирование мотивации физической подготовки у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стоян К.В. - Краснодар, 2002. - 249 с.

18. Стрелков, Ю.К. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека: практикум по инженерной психологии и эргономики / Ю.К. Стрелков. - М. : Академия, 2003. - 400 с.

19. Фетискин, Н.П. Диагностика волевого потенциала личности / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. - М. : Издательство Института психотерапии, 2002. - С. 54-55.

20. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 50 с.

REFERENCES

1. Ahmetov, R.S. and Ganchenko, I.O. (2011), Fundamentals of pedagogical control of physical training of special police units at the basic stage ofprofessional training at the University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar.

2. Balandin. V.A. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.

3. Borisov, A.B. (2012), Formation of professionally - applied physical culture of sea colleges cadets, studying in the direction of "Operation of water transport and transport equipment", dissertation, Krasnodar.

4. Bortnev, D.A. (2005), Professionally-applied physical training of cadets of fire-technical school, dissertation, Malakhovka.

5. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.G. (2016), "The factors determining the need for the formation of skills of University students' physical training self-organization", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 136, No 6, pp. 21-24.

6. Vinogradov, I.G. and Tokareva, A.V. (2016), "Experimental testing of level and dynamics of physical fitness of students of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No 6, pp. 30-33.

7. Vodopyanova, N.E. (2009), Psychodiagnostics of stress, Peter, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gmurman, V.E. (207), Probability theory and mathematical statistics, Hight education, Moscow.

9. Gulidov, I.N. (2005), Pedagogical control and its maintenance, FORUM, Moscow.

10. Dementij, L.I. and, Lejfrid, N.V. (2003), The psychological practical work "Attention", Omsk.

11. Dudko, A.S. (2010), Formation of professional motor abilities of cadets-pilots by means of physical education, dissertation, Moscow.

12. Leontiev, A.N. and Rasskazova, E.I. (2000), Test of viability, Smysl, Moscow.

13. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plakhtienko, V.A. and Serova L.K. (1990),Methods of psychodiagnostics in sports, Education, Moscow.

14. Pryadein, V.P. (1998), Sex-aged peculiarities ofpersonal responsibility, Ural gospeduniversi-tet, Ekaterinburg.

15. Raygorodsky, D.Ya. (2005), Practical psychodiagnostics. Methods and tests, Bahrah-M, Samara.

16. Stambulova, N.B. (1997), "Method "self-assessment of volitional qualities of students-athletes", Theory and Practice of Physical Culture, no10, pp. 13-17.

17. Stoyan, K.V. 92002), Formation of motivation ofmilitary universities cadets for physical training, dissertation, Krasnodar.

18. Strelkov, Yu.K. (2003), Methods of subjective assessment offunctional states of a person, Academia, Moscow.

19. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manujlov, G.M. (2002), "Diagnosis of the volitional potential of the personality", Social and psychological diagnostics ofpersonality and small groups, Publishing house of Institute of psychotherapy, Moscow, pp. 54-55.

20. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool age children, dissertation, Krasnodar,

Контактная информация: chera_80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.