7. Петров, А.Б. Динамика изменчивости кардиоритмограммы при нагрузочном тестировании / А.Б. Петров, А.Л. Похачевский // Спортивная медицина: наука и практика. - 2015. -№ 4. - С. 41-45.
8. Похачевский, А.Л. Оценка функционального состояния организма по кардиоритмограмме при нагрузочном тестировании // Теория и практика физической культуры. -2007. - № 1. - С. 10-11.
9. Reliability of peak exercise testing in patients with heart failure with preserved ejection fraction / J.M. Scott, M.J. Haykowsky, J. Eggebeen, T.M. Morgan, P.H. Brubaker // Am J Cardiol. - 2012. -Vol. 110. - P. 1809-1813.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1980), The key problems of the theory of functional system, Science Publ., Moscow.
2. Pokhachevskiy, A.L., Fomichev, A.V., Glushkov, S.A. and Vorobyov, A.N. (2014), "Variability of cardiac rhythmgram under non-limiting physical load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No 9, pp. 122-127.
3. Tarasova, O.S., Borovik, A.S., Kuznetsov, S.Y., Popov, D.V., Orlov, O.I. and Vinogradova, O.L. (2013), "The pattern of changes in physiological parameters in the course of changes in physical exercise intensity", Human Physiology, Vol. 39, No 2, pp. 171-177.
4. Mikhailov, V.M. (2008), Stress testing under the supervision of ECG: cycle ergometer test, treadmill test, step test, walking, Talka, Ivanovo.
5. Lelyavina, T.A., Sitnikova, M.Y., Berezina, A.V., Semenova, E.S. and Shlyakhto, E.V. (2012), "New approaches to marking the stages (phases) of continuously increasing physical load by the example of cardiorespiratory test", Serdce: zhurnal dljapraktikujushhih vrachej, Vol. 3, pp. 146-150.
6. RU 2468740 C1, "Method of determining vegetative activity in stress testing" A.L. Pokhachevskiy, B.A. Sadelnikov, App. 2011110624/14, 21.03.2011, Publ. 10.12.2012, Bull. 34, 8 p.
7. Petrov, A.B. and Pokhachevskiy, A.L. (2015), "The pNNx heart rate variability in youths under submaximal ergo cycle testing", Sportivnaja medicina: nauka i praktika, Vol.4, pp. 41-45.
8. Pokhachevskiy, A.L. (2007), "Estimation of organism's functional condition by cardi-orhythmography under loading testing", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 10-11.
9. Scott, J.M., Haykowsky, M.J., Eggebeen, J., Morgan, T.M., Brubaker, P.H. (2012), "Reliability of peak exercise testing in patients with heart failure with preserved ejection fraction", Am J Cardiol., Vol. 110, pp. 1809-1813.
Контактная информация: sport_med@list.ru
Статья поступила в редакцию 26.10.2017
УДК 796.011
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОК 1-5 КУРСОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ВУЗА
Сергей Анатольевич Письменный, преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт, филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ПМФИ ФГБОУ ВО ВолгГМУ), г. Пятигорск; Султан Меджидович Ах-метов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Руслан Султанович Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО КрУ МВД России), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие взаимосвязь базовых компонентов (собственно-биологического, социально-психологического и интеллектуального) профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) студенток 1-5 курсов медицинского вуза, осваивающих
направление подготовки 33.05.01 «Фармация». При этом рассчитывались парные (линейные), множественные и парциальные (частные) коэффициенты корреляции. Выявленные особенности взаимосвязей свидетельствуют о комплексном характере личностных феноменов общей и профессионально-прикладной физической культуры, что предопределяет стратегию и тактику их развития, используя спортивно-педагогические, психологические и медико-биологические методы и методические подходы. Выявлена решающая роль собственно-биологического компонента. Данный факт обусловлен комплексным составом входящих в него показателей (физическая подготовленность, психические процессы, эмоционально-волевые свойства, морально-нравственные качества), имеющих решающее значение в ходе профессионального обучения.
Ключевые слова: взаимосвязь и приоритетное значение, собственно-биологический, социально-психологический и интеллектуальный компоненты, профессионально-прикладная физическая культура, студентки фармацевтического вуза.
INTERRELATION AND PRIORITY SIGNIFICANCE OF BASIC COMPONENTS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL EDUCATION OF THE 1-5 COURSE STUDENTS AT MEDICAL AND PHARMACEUTICAL HIGHER EDUCATION
INSTITUTION
Sergey Anatolievich Pismenniy, the teacher, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute,
branch of the Volgograd State Medical University, Pyatigorsk; Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, Valery Aleksandrovich Bal-andin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ruslan Sultanovich Akhmetov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of
the Russian Federation, Krasnodar
Annotation
The article presents the data, characterizing the interrelation of basic components (self-biological, social and psychological and intellectual) of the professionally applied physical education of the 1-5 course students at the medical higher institution, mastering the direction 33.05.01 "Pharmacy". In this case, paired (linear), multiple and partial (specific) correlation coefficients were calculated. The revealed features of the interrelations indicate complex nature of personal phenomena of the general and professionally applied physical education that predetermines the strategy and tactics of their development, using sports and pedagogical, psychological and medical-biological methods and methodological approaches. The decisive role of the self-biological component was revealed. This fact is due to the complex composition of its indicators (physical preparedness, mental processes, emotional-volitional properties, moral and moral qualities), which are of crucial significance in the process of professional educational.
Keywords: interrelation and priority significance, self-biological, social and psychological and intellectual components, professionally applied physical education, students of pharmaceutical higher education university.
Одной из важнейших теоретических проблем физического воспитания является соотношение уровней развития базовых компонентов профессионально-прикладной физической культуры занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Интерес к ней в значительной мере возрос за последние годы, о чем свидетельствуют результаты многих исследований [2, 4, 5, 6]. В ходе многолетних исследований выявлены особенности взаимосвязи и приоритетного значения базовых компонентов профессионально-прикладной физической культуры будущих фармацевтов.
Исследования проводились на базе Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В них приняли участие 898 студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация».
Данные, отражающие закономерности взаимосвязи компонентов ППФК студенток 1-5 курсов, представлены на рисунке.
0,20/
40,176
0,193*
0 ®
О
Условные обозначения: Собственно-биологический компонент
Социально-
психологический компонент
Интеллектуальный компонент
Коэффициенты корреляции: *Р<0,05; **Р<0,01
Рисунок - Взаимосвязь компонентов профессионально-прикладной физической культуры студенток 1-5 курсов
Их анализ позволил констатировать следующие научные факты:
1) достоверную взаимосвязь всех компонентов ППФК во всех группах студенток 1-5 курсов;
2) различный уровень взаимосвязи компонентов ППФК в группах студенток 1-5 курсов.
1 курс: все компоненты взаимосвязаны между собой на уровне Р<0,05.
2 курс: на уровне Р<0,01: собственно-биологический и социально-психологический компоненты; собственно-биологический и интеллектуальный компоненты; на уровне Р<0,05 - социально-психологический и интеллектуальный компоненты.
3 курс: на уровне Р<0,01: собственно-биологический и социально-психологический компоненты; социально-психологический и интеллектуальный компоненты; на уровне Р<0,05 - собственно-биологический и интеллектуальный компоненты.
1
2
3
4
4 курс: на уровне Р<0,01: собственно-биологический и социально-психологический компоненты; социально-психологический и интеллектуальный компоненты; на уровне Р<0,05 - собственно-биологический и интеллектуальный компоненты.
5 курс: все компоненты взаимосвязаны между собой на уровне Р<0,01.
Данные, характеризующие результаты множественного корреляционного анализа, отражающие влияние сочетания двух компонентов ППФК студенток на третий, представленные в таблице.
Таблица - Множественные коэффициенты корреляции
№ п/п Компоненты Курсы
1 2 3 4 5
1 аЬс 0,248** 0,256** 0,264** 0,278** 0,292**
2 асЬ 0,250** 0,256** 0,265** 0,286** 0,292**
3 Ьса 0,260** 0,285** 0,308** 0,330** 0,343**
Примечание к таблице:
1. **Р<0,01.
2. Совместное влияние двух показателей на результат третьего:
ГаЬс - собственно-биологический и социально-психологический компоненты на интеллектуальный;
Гась - собственно-биологический и интеллектуальный компоненты на социально-психологический;
гЬса - социально-психологический и интеллектуальный компоненты на собственно-биологический.
Их анализ позволил установить, что в любом сочетании два компонента на уровне Р<0,01 взаимосвязаны с третьим.
Результаты расчета парциальных коэффициентов корреляции, отражающие приоритетное значение одного из компонентов ППФК студенток 1-5 курсов, позволили установить следующие научные факты:
1 курс: взаимосвязь собственно-биологического и социально-психологического компонента при исключении влияния интеллектуального компонента (Р<0,01); взаимосвязь собственно-биологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния социально-психологического компонента (Р<0,05); отсутствие взаимосвязи социально-психологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния собственно-биологического компонента.
2 курс: взаимосвязь собственно-биологического и социально-психологического компонента при исключении влияния интеллектуального компонента (Р<0,01); взаимосвязь собственно-биологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния социально-психологического компонента (Р<0,01); отсутствие взаимосвязи социально-психологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния собственно-биологического компонента.
3 курс: взаимосвязь собственно-биологического и социально-психологического компонента при исключении влияния интеллектуального компонента (Р<0,01); взаимосвязь собственно-биологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния социально-психологического компонента (Р<0,01); отсутствие взаимосвязи социально-психологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния собственно-биологического компонента.
4 курс: взаимосвязь собственно-биологического и социально-психологического компонента при исключении влияния интеллектуального компонента (Р<0,01); взаимосвязь собственно-биологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния социально-психологического компонента (Р<0,01); отсутствие взаимосвязи социально-психологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния собственно-биологического компонента.
5 курс: взаимосвязь собственно-биологического и социально-психологического компонента при исключении влияния интеллектуального компонента (Р<0,01); взаимосвязь собственно-биологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния социально-психологического компонента (Р<0,01); отсутствие взаимосвязи социально-психологического и интеллектуального компонентов при исключении влияния
собственно-биологического компонента.
Таким образом, результаты проведенных различных вариантов корреляционного анализа позволили констатировать ведущую роль собственно-биологического компонента в общей структуре ППФК в группах всех студенток - будущих фармацевтов.
Полученные данные в части взаимосвязи интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического компонентов профессионально-прикладной физической культуры студенток подтверждают результаты ряда исследований и также свидетельствуют о детерминированности уровня их развития степенью сформированности каждого из этих параметров [1, 3]. Эта закономерность, установленная на различном контингенте испытуемых (дети дошкольного возраста, младшие школьники, студенты ссузов и вузов), вполне объяснима, так как свидетельствует о комплексном характере личностных феноменов общей и профессионально-прикладной физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, Р.С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р.С. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 25-29.
2. Борисов, А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Борисов А.Б. -Краснодар, 2012. - 24 с.
3. Динамика интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов многопрофильных вузов в годичном учебном цикле / С.М. Ахметов, А.С. Милентьев, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 11 (129). - С. 27-32.
4. Зайцева, М.А. Формирование личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств танцевальной аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зайцева М.А. - Краснодар, 2015. - 24 с.
5. Магомадов, Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Магомадов Р.А. - Краснодар, 2013. - 293 с.
6. Ползикова, Е.В. Формирование физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом их половозрастных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ползикова Е.В. - Краснодар, 2015. - 272 с.
REFERENCES
1. Akhmetov, R.S. (2013), "The model of the formation process of the basic professionally-applied physical education of 1-3 course cadets at higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future employees of special police units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, Vol. 97, pp. 25-29.
2. Borisov, А.В. (2012), Formation of professionally applied physical education of cadets of marine colleges, mastering the direction "Operation of water transport and transport equipment", dissertation, Krasnodar.
3. Akhmetov, SM, Milentiev, А^., Chernyshenko, Yu.K and Balandin, VA. (2015), "Dynamics of integral and summary indicators of physical preparedness of students at multidisciplinary universities in a one-year training cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, Vol. 129, pp. 27-32.
4. Zaytseva, М.А. (2015), Formation of personal physical education of 5-6 year-old children with the predominant use of dance aerobics means, dissertation, Krasnodar.
5. Magomadov, RA. (2013), Formation of basic professionally-applied physical education of cadets of marine universities, mastering swimming specialties, dissertation, Krasnodar.
6. Polzikova, E.V. (2015), Formation of senior preschool age children's physical training in accordance with their age and gender characteristics, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: ukcher@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.10.2017
УДК 796.011
ДИНАМИКА МОТИВОВ СТУДЕНТОК 1-5 КУРСОВ, ОСВАИВАЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ», К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Сергей Анатольевич Письменный, преподаватель, Пятигорский медико-фармацевтический институт, филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ПМФИ ФГБОУ ВО ВолгГМУ), г. Пятигорск; Султан Меджидович Ах-метов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Юрий Константинович Чер-нышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО КрУ МВД России), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты опроса студенток 1-5 курсов, осваивающих направление подготовки 33.05.01 «Фармация». В результате проведенных исследований получены данные, характеризующие отношение студенток к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию. К составу 10 наиболее приоритетных мотивов в физкультурно-спортивной деятельности относятся: позитивное влияние на состояние здоровья, способствует снижению веса, способствует сохранению стройной фигуры, снижение эмоционального напряжения, обязательность занятий по дисциплине «Физическая культура», физкультурно-спортивная деятельность как средство активного отдыха, возможность физически окрепнуть, достижение высоких спортивных результатов, повышение физической и умственной работоспособности, получение удовольствия от физической активности.
Ключевые слова: медико-фармацевтический институт, студентки 1-5 курсов, мотивы и потребности в физкультурно-спортивной деятельности.
DYNAMICS OF MOTIVES OF 1-5 COURSES FEMALE STUDENTS MASTERING THE DIRECTION 33.05.01 "PHARMACY" TO PHYSICAL EXERCISES AND
SPORTS
Sergey Anatolievich Pismenniy, the teacher, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute,
branch of the Volgograd State Medical University, Pyatigorsk; Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, Yury Konstantinovich Cher-nyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate ofpedagogical sciences, Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation, Krasnodar
Annotation
The article presents the results of the survey among 1-5 course female students, mastering the direction 33.05.01 "Pharmacy". As a result of the research we got data, characterizing female students' attitude to physical training and self-improvement. The following top 10 priorities in sports and sports activities were determined: the positive impact on health, contribution to weight loss, help in maintenance of slim figure, decrease of emotional stress, attendance of compulsory lessons on the discipline "Physical Education", physical exercises and sports activities as means of active recreation, ability to get physically stronger, achievement of high sports results, increase of physical and mental working capacity, finding enjoyment in physical activity.
Keywords: medical and pharmaceutical institution, 1-5 course students, motives and needs for physical education and sports activities.