ТРЕНЕР
Таблица 2. Результаты внедрения методики А.Г. Назаровой «Игровой стретчинг» в учебно-тренировочный процесс гимнасток
Тесты КГ ЭГ
до после до после
«Фиксация наклона в седе» 3,900±0,687 4,167±0,556 3,833±0,488 4,233±0,530
«Мост» 3,800±0,493 4,067±0,495 3,900±0,507 4,233±0,458
«Выкруты» 22,600± 1,639 20,600± 1,502 22,800±1,740 20,867±1,598
«Шпагат с правой ноги» 3,833±0,645 4,067±0,495 4,000±0,681 4,367±0,581
«Шпагат с левой ноги» 3,633±0,442 3,833±0,309 3,467±0,399 3,8±0,414
«Поперечный шпагат» 3,867±0,55 4,333±0,362 3,833±0,673 4,4±0,387
ренных суставов в поперечном шпагате в КГ и ЭГ достигнул степени выше среднего уровня. Разница показателей в обеих группах составила 0,1 балла.
Уровень развития гибкости в плечевом суставе, а именно тест «Выкрут со скакалкой», показал, что в ЭГ у юных гимнасток улучшился результат на 2 см, что на 1 см больше, чем в КГ.
Как видно из табл. 2, прирост в тесте «Фиксация наклона в седе» в ЭГ составил 6 %, а в КГ - 4 %. Второй тест «Мост из положения лежа» группы показали одинаковый результат прироста - на 3 %о. Проведенный нами тест на определение уровня гибкости тазобедренных суставов, а именно «Шпагат с правой ноги», в ЭГ вырос на 6 0%, что больше на 1 % показателей КГ. Уровень гибкости в тазобедренном суставе, «Шпагат с левой ноги», в ЭГ меньше в 2 раза по сравнению с КГ, в КГ уровень гибкости в тазобедренном суставе увеличился на 4 %. Поперечный шпагат в ЭГ увеличился на 4 %, в КГ прирост составил 6 %. Уровень гибкости плечевого сустава, а именно «Выкрут со скакалкой», в ЭГ составил 20 %, что на 10 % больше прироста в КГ.
Выводы. В обеих группах произошел прирост показателей, но в ЭГ результат выше, чем в КГ, кроме теста «Шпагат». Было также замечено, что дети ЭГ проявляли больший интерес к занятиям, так как в методике «Игровой стретчинг» применялись упражнения, которые ассоциировались у них с животными и способами их передвижения. Игровая деятельность усиливала эффект учебно-тренировочного занятия. Этот факт
указывает на то, что целенаправленные занятия методикой
«Игровой стретчинг» положительно сказываются на развитии
гибкости у юных спортсменок по художественной гимнастике.
Литература
1. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера / О.М. Назарова. - М.: РГАФК, 2011. - 39 с.
2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика: Приказ Министерства спорта РФ от 5 февраля 2013 г. № 40 // Российская газета. - 2013. - 21 октября. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/10/21/gimnastika-site-dok.html
3. Шалавина А.С. Развитие гибкости у студентов / А.С. Шалавина, Н.Ю. Шафикова, Н.Б. Сергеева. - Казань, Казанский университет, 2016. - 39 с.
References
1. Nazarova O.M. Metodika provedeniya zanyatiy po khudozhestvennoy gimnastike s detmi 5-6 let [Rhythmic gymnastics training methodology for 5-6 year-olds]. Metodicheskaya razrabotka dlya trenera. Moscow: RSAPE publ., 2011. 39 p.
2. Federalny standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta khudozhest-vennaya gimnastika: Prikaz Ministerstva sporta RF ot 5 fevralya 2013 g. no. 40 [Federal sports training standard for rhythmic gymnastics: Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 5, 2013 no. 40]. Rossiyskaya gazeta. 2013. October 21. [Electronic resource]. Available at: https://rg.ru/2013/10/21/gimnastika-site-dok.html
3. Shalavina A.S., Shafikova N.Yu., Sergeeva N.B. Razvitie gibkosti u stu-dentov [Flexibility training in students]. Kazan, Kazan University publ., 2016. 39 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
современные проблемы подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов
Аспирант Р.Т. Хуснутдинов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
УДМ^С 796.012
Ключевые слова: тяжелая атлетика, опрос, интервальный метод.
Введение. Повышение соревновательной надежности спортсменов является одной из центральных проблем современной теории и методики спортивной тренировки в тяжелой атлетике.
Цель исследования - изучить состояние и перспективы применения интервального метода тренировки в спортивной подготовке высококвалифицированных тяжелоатлетов.
Методика и организация исследования. В социологическом опросе (анкета, интервью) приняло участие 19 ведущих тренеров по тяжелой атлетике трех российских регионов (17 мужчин и 2 женщины, возраст 26-60 лет). Респонденты имели разные тренерские категориии, уровень образования.
Результаты исследования и их обсуждение. Все тренеры используют авторскую методику, строя тренировочный про-
modern problems of elite weightlifter training
Postgraduate student R.T. Khusnutdinov1 PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Поступила в редакцию 21.02.2020 г.
цесс интуитивным путем, опираясь на собственный спортивный опыт и ориентируясь на опыт более успешных зарубежных коллег (Китай, Казахстан, Таиланд). При этом 89,5 % (17 человек) признали необходимость научно-методической помощи. Элементы интервального метода тренировки применяются 15 тренерами (78,9 %), остальные не слышали о таком приеме.
Выводы. Устаревшая методическая база в тяжелой атлетике диктует необходимость разработки современных подходов к подготовке и восстановлению высококвалифицированных тяжелоатлетов в связи с ужесточением контроля за использованием фармакологических средств.
Использованная литература
1. Шалманов А.А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 103-106.
Информация для связи с автором: [email protected]
http://www.teoriya.ru
87