Научная статья на тему 'Оптимизация специальной физической подготовки в художественной гимнастике спотсменок 10-11 лет'

Оптимизация специальной физической подготовки в художественной гимнастике спотсменок 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2034
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ГіМНАСТИКА / КОРЕКЦіЯ / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / іНДИВіДУАЛіЗАЦіЯ / GYMNASTICS / CORRECTION / PREPAREDNESS / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муллагильдина Алла Ядикаровна, Дейнеко Альфия Хамзиевна, Беленькая И. Г.

Предложена оптимизация специальной физической подготовки гимнасток на основе применения индивидуальных программ коррекции физической подготовленности. Исследованы особенности физической подготовленности гимнасток 10-11 лет: получены средние и индивидуальные параметры уровня подготовленности, проведен корреляционный анализ, составлены программы по физической подготовке на предварительном этапе тренировок. Результаты повторного тестирования подтвердили рациональность примененной методики коррекции физической подготовленности гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муллагильдина Алла Ядикаровна, Дейнеко Альфия Хамзиевна, Беленькая И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the special physical preparation of gymnasts 10-11 years old in the gymnastics

The article presents the optimization of the special physical preparation of gymnasts 10-11 years old, wich based on the application of the individual correction programs of physical preparedness. The author researched features of physical preparedness of gymnasts 10-11 years old: the middle and individual parameters of preparedness level have presented, a cross-correlation analysis has conducted, the programs by physical preparation in the preliminary stage of trainings has prepared. The results of the repeated testing confirmed an expedience of the applied method for correction physical preparedness of gymnasts.

Текст научной работы на тему «Оптимизация специальной физической подготовки в художественной гимнастике спотсменок 10-11 лет»

Оптимизация специальной физической подготовки в художественной гимнастике спортсменок 10-11 лет

Муллагильдина А.Я., Дейнеко А.Х., Беленькая И.Г.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Предложена оптимизация специальной физической подготовки гимнасток на основе применения индивидуальных программ коррекции физической подготовленности. Исследованы особенности физической подготовленности гимнасток 10-11 лет: получены средние и индивидуальные параметры уровня подготовленности, проведен корреляционный анализ, составлены программы по физической подготовке на предварительном этапе тренировок. Результаты повторного тестирования подтвердили рациональность примененной методики коррекции физической подготовленности гимнасток.

Ключевые слова:

гимнастика, коррекция, подготовленность, индивидуализация.

Мулагільдіна А.Я., Дейнеко А.Х., Біленькая І.Г. Оптимізація спеціальної фізичної підготовки в художній гімнастиці спортсменок 10-11 років.

Запропонована оптимізація спеціальної фізичної підготовки гімнасток на підставі застосування індивідуальних програм з корекції фізичної підготовленості. Досліджено особливості фізичної підготовленості гімнасток 10-11 років: отримано середні й індивідуальні параметри рівня підготовленості, проведено кореляційний аналіз, укладено програми з фізичної підготовки попереднього етапу тренувань. Результати повторного тестування підтвердили доцільність застосування методики щодо корекції фізичної підготовленості гімнасток.

гімнастика, корекція, підготовле-

ність, індивідуалізація.

Mullagildina A.Y., Deyneko A.H., Belenkaya I.G. Optimization of the special physical preparation of gymnasts 10-11 years old in the gymnastics. The

article presents the optimization of the special physical preparation of gymnasts 10-11 years old, wich based on the application of the individual correction programs of physical preparedness. The author researched features of physical preparedness of gymnasts 10-11 years old: the middle and individual parameters of preparedness level have presented, a cross-correlation analysis has conducted, the programs by physical preparation in the preliminary stage of trainings has prepared. The results of the repeated testing confirmed an expedience of the applied method for correction physical preparedness of gymnasts.

gymnastics, correction, preparedness, individualization.

Введение.

Техническая подготовка в художественной гимнастике заключается в освоении возможно большего арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельных звеньев тела с манипуляцией различными предметами, выполняемых на фоне музыкального сопровождения. Прогрессирующее усложнение соревновательных программ художественной гимнастики предъявляет высокие требования к уровню проявления специальных физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений с предметами. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и даже атлетичность предполагают высокий уровень развития специальных физических качеств [2, 4, 8] .

Специальной физической подготовке в художественной гимнастике посвящено значительное количество работ, предлагаются комплексы упражнений на развитие отдельных физических качеств, которые рекомендуются в зависимости от этапов многолетнего тренировочного процесса, годичного цикла тренировок. К данным комплексам прилагается средняя дозировка, некоторые упражнения рекомендуются к выполнению в зависимости от индивидуальной подготовленности гимнасток [3, 8].

В возрасте 10-11 лет гимнасткам необходимо усвоить большое количество сложных элементов с предметами, работе с которыми выделяется преимущественное количество тренировочного времени. На данном этапе подготовки возникает необходимость в интенсификации тренировочного процесса, в индивидуальном подходе в развитии специальных физических качеств гимнасток [9].

© Муллагильдина А.Я., Дейнеко А.Х., Беленькая И.Г., 2009

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - оптимизировать специальную физическую подготовку юных гимнасток на основе применения индивидуальных программ коррекции физической подготовленности.

Задачи исследования.

1. Изучить особенности специальной физической подготовки гимнасток 10 - 11 лет в художественной гимнастике.

2. Обосновать применение индивидуальных программ коррекции физической подготовленности в художественной гимнастике.

Результаты исследований.

Для оценки физической подготовленности в начале учебно-тренировочного года, сентябре 2008 года были протестированы 12 гимнасток в возрасте 10-11 лет (все спортсменки имели второй взрослый разряд).

Для определения силы мышц спины подсчитывалось время сохранения вертикального положения туловища из положения лежа на животе, для выявления силы мышц плечевого пояса - количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, для определения силы кисти применялась динамометрия. Спортсменки выполняли прыжок с места в длину и в высоту для выявления уровня скоростно - силовых способностей. Для определения скоростных способностей выполнялся бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 5 секунд. Силовая выносливость мышц ног подсчитывалась количеством приседаний за 30 секунд, силовая выносливость мышц брюшного пресса - количеством подъемов туловища из положения лежа за одну минуту [2, 6].

Гибкость в тазобедренных суставах определялась по всем видам шпагатов (продольному на правую

Результаты тестирования СФП гимнасток

Таблица 1.

Контролируемые параметры Среднее Стандартн. отклонение Коэфф. ва-риации,% Станд. ошибка

1.Возраст, лет 10,7 0,52 5 0,21

2. Длина тела, см 139,0 7,10 5 2,90

3.Масса тела, кг 28,8 3,17 11 1,30

4.Прыжок в длину, см 145,0 22,75 16 9,29

5.Наклон туловища из положения сидя, см 22,8 2,99 13 1,22

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во 35,8 9,17 26 3,75

7.Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту, кол-во 35,8 1,83 5 0,75

8.Приседания за 30 секунд, кол-во 26,3 1,21 5 0,49

9.Кистевая динамометрия, правой, кг 14,7 3,20 22 1,31

10.Кистевая динамометрия, левой, кг 13,0 3,03 23 1,24

11.Удержание спины, с 65,7 61,25 93 25,00

12.Сохранение равновесия, с 32,3 17,25 53 7,04

13.3 кувырка вперед, равновесие на носке, с 14,0 1,79 45 0,73

14. Шпагаты правый, баллы 10,0 0,08 1 0,03

15.Шпагаты левый, баллы 9,4 0,23 2 0,10

16.Шпагаты поперечный, баллы 9,5 0,47 5 0,19

17. Выворотность стопы, градусы 5,0 4,47 89 1,83

18.Перевод гимнастической палки, см 7,7 2,23 24 0,91

19.Прыжки с двойным вращением скакалки за 30 секунд, кол-во 33,0 7,56 23 3,09

20.Бег на месте за 5 секунд, кол-во 20,2 2,48 12 1,01

21.Балансирование обруча, с 15,7 21,22 135 8,66

22. Сочетание движений рук и ног, баллы 8,7 1,03 12 0,42

23.Прыжок в высоту, см 30,4 1,96 6 0,80

24. ЧСС в покое, уд/мин 89,0 8,83 10 3,61

25.ЧСС после прыжков через скакалку за одну минуту, уд/мин 141,0 14,57 10 5,95

26.ЧСС после 5 минут отдыха, уд/мин 92,0 4,90 5 2,00

и левую ногу, поперечному). Для выявления гибкости в плечевых суставах гимнастки выполняли выкрут гимнастической палки, измерялось расстояние между кистями рук. Для определения гибкости в голеностопном суставе спортсменки из положения седа (носки на себя) разводили стопы в стороны, измерялся угол между полом и стопой. Гибкость позвоночника определялась наклоном вперед из положения сидя [9].

Для оценки функции равновесия выполнялось два теста: 1) сохранение равновесия на одной ноге, другая согнутая отведена в сторону, (носок ведущей ноги у колена опорной), глаза закрыты, подсчитывалось время сохранения позы; 2) три кувырка вперед, равновесие на одной, другую согнуть вперед (носок ведущей ноги у колена опорной) подсчитывалось время сохранения позы [2].

Для определения координации выполнялись 2 теста: 1) балансирование обруча на ладони, подсчитывалось время удержания обруча; 2) сочетание движений рук и ног, где подсчитывались ошибки при выполнении [2, 9].

Уровень общей выносливости определялся восстановлением ЧСС до исходного, при выполнении прыжков через скакалку в течение 1 минуты [6].

Также у спортсменок измерялись антропометрические данные: длина тела, масса тела и записывался возраст. Результаты тестирования показаны в таблице 1.

По результатам тестирования можно сделать выводы, что исследуемая группа гимнасток примерно одного возраста 10 - 11 лет (У=5%), однородна по антропометрическим показателям: длина 139 ± 2,9см (У=5%) и масса тела 28,8 ± 1,3кг (У=11%).

По силе спортсменки значительно отличаются друг от друга: по времени сохранения вертикального положения туловища из положения лежа на животе от 0 до 174с; по количеству выжатых килограммов на динамометре правой от 12 до 20кг и левой рукой от 9 до 18кг. Среднее значение силовых параметров исследуемой группы гимнасток соответствует нормативам, указанным в программе по художественной гимнастике для ДЮСШ, СДЮШОР и ІІІВСМ. где удержание спины - от 62 до 70с и сила кисти от 12 до 16кг [9].

Наилучшие результаты в силе гимнастки показали в сгибании, разгибании рук в упоре лежа - 35,8 ± 3,75 раз (макс.-50раз, У=26%). Среднестатистический показатель группы значительно превышает не только программу для ДЮСШ, где норма составляет

от 18 до 23 раз, но и школьную, где норма - от 12 до 15раз [6].

Скоростно-силовые способности гимнасток соответствуют среднему уровню нормативов для ДЮСШ по художественной гимнастике. Средние значения прыжка в длину с места - 145 ± 9,29см (макс.-180см, У=16%), прыжка в высоту - 30,4±0,8см (макс.-32,9см, У=6%). Исключение составили прыжки с двойным вращением скакалки, где средние значение - 33 ± 3,09 раз, такой результат не является высоким для художественной гимнастики [2, 5].

Скоростные способности гимнасток находятся на высоком уровне, это подтверждает тест-бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 5 секунд, где средний показатель составляет 20,2 ± 1,01 раз, У=12% [6].

Спортсменки показали хорошие и стабильные результаты при выполнении тестов на силовую выносливость: приседания и подъемы туловища из положения лежа. Средние показатели составляют 26,3±0,49раз с коэффициентом вариации 5% и 35,8 ± 0,75раз с коэффициентом вариации 5% соответственно [2, 6].

Высокий уровень развития гибкости в тазобедренных суставах у исследуемых гимнасток составил в шпагатах с провисанием, высотой 45см: правый - 10 ± 0,03 балла; левый - 9,4 ± 0,1 балла; поперечный - 9,5 ± 0,19 балла с коэффициентом вариации от 1% до 5 % и при возможно максимальной оценки в 10 баллов. Это свидетельствует о том, что у девочек очень хорошо развита подвижность в тазобедренных суставах [9].

Результаты развития гибкости в плечевых (перевод палки) и голеностопных (выворотность стопы) суставах гимнастки показали низкие. Средние показатели составили: 7,2 ± 0,91 балл и 5 ± 1,83 градуса. Это указывает на то, что с данной группой спортсменок необходимо уделять особое внимание на упражнения, развивающие гибкость в этих суставах [2].

Однако исследуемая группа показала достаточно высокий результат по нормативам для ДЮСШ, а также школьной программе, при выполнении наклона туловища вперед из положения сидя, среднестатистический показатель составил: X =22,8см; 8х=1,22; У=13% [2, 6].

Нестабильные результаты гимнастки показали при выполнении упражнений на равновесие. Был выявлен средний показатель первого теста (сохранение равновесия), он находится в среднем диапазоне для данной категории тестированных 32,3 ± 7,04с, а второго (3 кувырка вперед, равновесие) в низком - 14 ± 0,73 с по отношению к 15-54 с [2].

Противоречивые результаты гимнастки показали в выполнении заданий на координацию, так среднестатистический показатель выполнения первого задания сочетание движений рук и ног: X =8,7 балла; 8х=0,42; У=12%; во втором задании: балансирование обруча, где X =15,7с; 8х=8,66, что не является высоким результатом в художественной гимнастике [2, 6].

Исследуемая группа гимнасток показала хорошие результаты при выполнении задания на выносливость: прыжки через скакалку в течение 1 минуты, где ЧСС после нагрузки через 5 минут после отдыха составила:

92 ± 2 уд/мин, У=5%. Это свидетельствует о том, что у всех гимнасток хорошая восстанавливаемость после специальной работы и, что на данном этапе тренировок в этой группе можно увеличить нагрузку [6].

По результатам тестирования были сделаны выводы по специальной физической подготовке гимнасток исследуемой группы, которые касались как низких средних значений в группе, так и индивидуальных [1].

Было выявлено, что у всей группы без исключения отстающим звеном является скоростно-силовая способность, то есть прыгучесть. Это выражено в прыжках с двойным вращением скакалки в течение 30 секунд. По норме за 30 секунд нужно сделать 60 прыжков, а у девочек показатель колеблется в диапазоне от 26 до 43 раз. Также низкие результаты спортсменки показали в гибкости плечевых и голеностопных суставах [2].

Нестабильные результаты в тестах на сохранения равновесия указывают на недостаточную ориентации в пространстве и чувстве позы, так необходимой для выполнения определенной группы элементов в художественной гимнастике, как повороты и равновесия. Безусловно, требует особого внимания результат теста на координацию, балансирование обруча, в котором спортсменки показали очень противоречивые результаты.

Были проанализированы индивидуальные показатели гимнасток, выявилось, что у каждой гимнастики имеются отстающие физические качества. Как правило в двух - четырех тестах юные спортсменки показали результаты ниже средних в группе. Были составлены индивидуальные планы - программы по физической подготовке для каждой спортсменки [4].

Физическая подготовка осуществлялось с учетом задач предварительного этапа годичного цикла тренировок, Однозначно, при планировании специальной физической подготовки учитывалось гармоничное развитие девочек 10-11 лет [1, 3].

В целях интенсификации процесса физической подготовки гимнасток, определения механизмов положительного переноса и сопряженного воздействия с помощью корреляционного анализа были определены взаимозависимости развития специальных физических качеств в художественной гимнастике [1, 4, 7].

Тесная корреляционная зависимость между показателями силы мышц спины и гибкостью в плечевых суставах (г=0,88) свидетельствует о наличии в художественной гимнастике множества движений с большой амплитудой и возможности большего прогиба в спине за счет движений в плечевых суставах. Тесная корреляционная связь между показателями силы мышц спины и наклоном из положения седа (г=0,75) с учетом высоких показателей (от 18 до 26 см) свидетельствует о выполнении всеми гимнастками «складки» с полным касанием туловища и ног. Потенциал проявления активной гибкости существует в показателях силы. Синхронное развитие силы и гибкости будет способствовать оптимизации физической подготовки гимнасток.

Были определены тесные корреляционные связи в

результатах тестов на силу и скоростно-силовых качеств, так результат прыжка в высоту имеет тесную корреляционную связь с показателем силы мышц брюшного пресса (г=0,86), что указывает на обязательное присутствие упражнений на силу мышц брюшного пресса для улучшения прыжковой подготовки и на необходимость дальнейшего гармоничного развития всех мышечных групп гимнасток [5].

Показатель гибкости голеностопного сустава оказался наиболее информативным, он тесно коррелирует с гибкостью в тазобедренном суставе, с показателями силы, выносливости и функцией равновесия. Результаты по данному тесту имеют большой коэффициент вариации, указывающий на необходимость индивидуального подхода тренировок в данном направлении.

По результатам тестирования, выявленных взаимосвязей в физической подготовке спортсменок были составлены комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке для коррекции физической подготовленности исследуемой группы спортсменок.

Комплексы по физической подготовке применялись в течение трех месяцев тренировок в зависимости от задач текущего этапа и индивидуального уровня подготовленности спортсменок. В конце ноября 2008 года со спортсменками было проведено повторное тестирование.

За три месяца тренировок большинство средних показателей в группе улучшились. По силе и скоростно-силовым качествам произошли изменения от 3 до 9 %. К сожалению сохранилась большая неоднородность группы по вертикальному удержанию спины из положения лежа на животе (У= 71%). Однако, спортсменки, имеющие самый низкий результат в начале учебного года, смогли его улучшить на 10-15 секунд, остальные смогли удержать спину на 3 секунды дольше. Гимнастка, показавшая лучший результат в данном специальном исходном положении в начале учебного года, 174 секунды, смогла удержать его на прежнем уровне.

Показатель гибкости стопы в группе в среднем улучшился на 35%, у некоторых гимнасток угол между разведенными стопами и полом изначально равнялся 0°, улучшение произошли именно у тех спортсменок, с которыми велась индивидуальная работа на развитие данного качества. Произошли статистически достоверные изменения по критерию Ван дер Вардена: ъгр=16...161, ъ (-) =5, следовательно применяемая индивидуальная методика коррекции гибкости стопы оправдала себя. Гибкость по остальным менее проблематичным показателям в среднем улучшилась от

0,3% до 9%.

Особое внимание было уделено тренировочным заданиям по увеличению времени балансирования обруча, критерий Ван дер Вардена подтвердил правильность избранной методики тренировки, однако, в группе по прежнему остается большой разрыв результатов (У=75 %), не смотря на то, что у одной спортсменки время ухудшилось от 57 с до 49 с., что также указывает на упущение в индивидуальной программе по специальной физической подготовке данной гимнастки.

В экспериментальной группе спортсменок было уделено особое внимание на улучшение функции равновесия в статической позе и после динамических упражнений с раздражением вестибулярного анализатора, по соответствующим тестам произошли улучшения на 9 и 20 % соответственно, результаты, полученные при повторном тестировании: 35 с и 20 соответствуют среднему диапазону требований в художественной гимнастике.

По общей выносливости и скоростным способностям спортсменки в первом тестировании показали хорошие, стабильные результаты. В этом направлении работа велась традиционными методами с ориентацией на улучшение результата. Безусловно, уровень выносливости спортсменок повысился на предварительном этапе тренировок. В дальнейшем специальная выносливость будет определяться восстановлением ЧСС после соревновательного упражнения.

Особую озабоченность в начале учебного года вызвал низкий результат теста на прыгучесть, работе на улучшение данного качества было уделено пристальное внимание, была составлена программа коррекции прыгучести гимнасток. Результаты повторного тестирования подтвердили эффективность примененной методики: критерий Стьюдента 2,17, 1 - 2,07, Р<0,05. В результате применения программы коррекции физической подготовленности в художественной гимнастике у спортсменок в развитии прыгучести произошли статистические достоверные изменения.

Выводы.

1. По результатам первоначального тестирования было выявлено, что средние значения силовых параметров исследуемой группы гимнасток соответствуют нормативам физической подготовленности в художественной гимнастике, диапазону «средние» результаты. Спортсменки существенно отличаются друг от друга по силе мышц спины (У-93%). Хорошо развита сила плечевого пояса, средний показатель в группе сгибаний, разгибаний рук в упоре лежа - 35,8±3,75 раз, что значительно превышает требования для ДЮСШ и общеобразовательной школы, где норма - от 12 до 15 раз. Скоростно-силовые способности гимнасток соответствуют среднему уровню нормативов для ДЮСШ по художественной гимнастике. Исключение составили прыжки с двойным вращением скакалки, где среднее значение -33±3,09 раз, при норме 60 прыжков.

Скоростные способности гимнасток находятся на высоком уровне. У спортсменок хорошо развита гибкость тазобедренного сустава, однако проявились проблемы с гибкостью в плечевых и голеностопных суставах. Также были выявлены проблемы в функции равновесия и противоречия в уровне координационных способностей. Спортсменки показали хорошие и стабильные результаты при выполнении тестов на выносливость.

У каждой гимнастики были выявлены отстающие физические качества, в двух - четырех тестах юные спортсменки показали результаты ниже средних в группе.

2. Были выявлены тесные корреляционные за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

висимости между показателями силы мышц спины и гибкостью в плечевых суставах (г=0,88), и наклоном из положения седа (г=0,75). Данные зависимости обусловили направленность специальной физической подготовки на развитие активной гибкости. На важность гармонического развития всех мышечных групп гимнасток указали тесные корреляционные связи в результатах тестов на силу и скоростно-силовые качества (г>0,7). Тесная корреляционная связь силы мышц брюшного пресса с прыжком в высоту (г=0,86) указала на необходимость комплексного подхода в методики развития прыгучести.

Наибольшее количество тесных корреляционных связей пришлось на показатель гибкости в голеностопном суставе. Результаты по данному тесту имеют большой коэффициент вариации, указывающий на необходимость индивидуального подхода тренировок в данном направлении.

3. За три месяца тренировок большинство средних показателей в группе улучшились. По силе и скоростно-силовым качествам произошли изменения от 3 до 9 %. Сохранилась большая неоднородность группы по силе мышц спины (У=71%). Произошли статистически достоверные изменения гибкости стопы, критерий Ван дер Вардена: ъ =16...161, ъ (-) =5, применяемая индивидуальная методика коррекции гибкости стопы оправдала себя. Гибкость по остальным менее проблематичным показателям в среднем улучшилась от 0,3% до 9%.

Подтвердилась правильность избранной методики тренировки на координационные способности, балансирование обруча (ъ (-) = 1). Результаты, полученные при повторном тестировании функции равновесия улучшились и стали соответствовать среднему диапазону требований в художественной гимнастике.

В результате применения программы коррекции физической подготовленности у спортсменок в развитии прыгучести произошли статистические достоверные изменения (1-2,17; 1 - 2,07, Р<0,05).

В дальнейшем авторами статьи планируется провести исследование по специальной физической подготовке в художественной гимнастике на более длительных этапах тренировки.

Список использованной литературы:

1. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К. : Олимпийская литература, 2002. - 295с.

2. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В.А. Савицкий / ВФХГСПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М., 2007. - 76с.

3. Лисицкая ТС. Художественная гимнастика / Т.С Лисицкая .. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.

4. Литовко ТВ. Факторная структура соревновательной деятельности в художественной гимнастике / Т.В. Литовко // Педагогіка, психологія та медико - біологічні проблеми фізичного виховання і спорту / Зб. аук. пр. під ред. Єрмакова С.С.- Харків:ХХПІ, 1998. - №4. - С.20-22.

5. Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Л.Д. Назаренко // Детский тренер. - 2001.-№2. - С. 2-6.

6. Сергієнко Л.П. Комплексне тестування рухових здібностей людини: навчальний посібник / Л.П. Сергієнко. - Миколаїв: УД-МТУ, 2001. - 360с.

7. Сідорова В.В. Технічна і фізична спряженість як критерій інформативності тестів / В.В. Сідорова // Педагогіка і психологія формування творчої особистості: проблеми і пошуки . - Київ -Запоріжжя. - 2002. - Вип. 22. - С. 217-219.

8. Художественная гимнастика. Под общ. ред. Л. А. Карпенко. -М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, СПГАФК им. Лесгафта, 2003. - 382 с.

9. Художня гімнастика: Навчальна програма для ДЮСШ, СДЮ-ШОР, ШВСМ. /Сост. Ж.А. Білокопитова, Т.В. Нестерова, А.М. Дерюгіна, В. А. Безсонова. - Київ: РНМК, Державний комітет України з фізичної культури і спорту, 1999.- 115с.

Поступила в редакцию 24.09.2009г.

Муллагильдина Алла Ядикаровна Дейнеко Альфия Хамзиевна Беленькая Ирина Григорьевна mulagildina@datasvit.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.