Научная статья на тему 'Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток'

Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ / RHYTHMIC GYMNASTICS / FUNDAMENTAL ELEMENTS / PERFORMANCE QUALITY / METHODICAL TECHNIQUES / JOINT MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна, Мисникова Марина Олеговна

Основными средствами художественной гимнастики являются упражнения с различными предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), упражнения без предмета, акробатические упражнения, элементы танца и хореографии. Для успешного выполнения упражнений в художественной гимнастике необходимо развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные качества, выносливость и гибкость. Для большинства гимнастических упражнений необходимо хорошая подвижность в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от степени развития этого качества. Недостаточная подвижность в суставах следствие плохой эластичности связок и мышц, которые их окружают. В статье выявлена взаимосвязь между подвижностью лучезапястного, плечевого суставов и качеством выполнения фундаментальных движений. Разработан комплекс средств и методических приемов, направленный на повышение качества исполнения фундаментальных движений с предметами у гимнасток, выступающих по программе кандидатов в мастера спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна, Мисникова Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of quality of execution of fundamental movements with maces and tape at highly skilled gymnasts

The main elements of rhythmic gymnastics are manipulations with various pieces of apparatus (rope, hoop, ball, club, ribbon), freehand elements, acrobatics, dance and choreography. Speed, speed and strength, coordinating, endurance and flexibility skills development are all needed for successful executing of the rhythmic gymnastics elements. Most gymnastic elements need good joint mobility and some of them generally depend on the level of this quality's development. Insufficient joint mobility is a result of poor elasticity of surrounding ligaments and muscles. In this article interrelation between wrist joint and shoulder joint mobility and fundamental elements' execution's quality is revealed. Complex of exercises and methodical techniques is developed in order to improve apparatus elements' execution for gymnasts, who are performing within candidates for master of sport program.

Текст научной работы на тему «Повышение качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой у высококвалифицированных гимнасток»

REFERENCES

1. Kachenkova, E.S., Krivitskaya, E.I. and Paletsky, D.F. (2018), Use of means of physical culture in age-related dysfunctions of the genitourinary system in men under the control of the special indicators of quality of life, monograph, Smolensk.

2. Prylypko, N. S. (2016), "Need in medical rehabilitation of the adult population of different age groups in inpatient", Health of the Russian Federation, No. 1, pp. 23-27.

3. Romashin, O. V. (2009), System of management of process ofpurposeful improvement of the person, Soviet Sport, Moscow.

4. Solodkov, A.S. and Sologoub, E.B. (2008), Human Physiology. General. Sport. Age, Handbook for high schools, Soviet Sport, Moscow.

5. Gundarov, I.A. (2017), The menace of demographic crisis of human resources in Russia and means of its overcoming, Health Care of the Russian Federation, Russian journal, No. 1 (61), pp. 5-10.

6. Jones, C.J. (2002), "Measuring functional fitness of older adults", The Journal on Active Aging, March-April, pp. 24-30.

7. Rozanska-Kirschke А. (2006), "The Fullerton Fitness Test as an index of fitness in the elderly", Medical Rehabilitation, No. 10 (2), pp. 9-16.

Контактная информация: katek2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2019

УДК 796.412.2

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ С БУЛАВАМИ И ЛЕНТОЙ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

ГИМНАСТОК

Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Олеговна Мисникова, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Основными средствами художественной гимнастики являются упражнения с различными предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), упражнения без предмета, акробатические упражнения, элементы танца и хореографии. Для успешного выполнения упражнений в художественной гимнастике необходимо развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные качества, выносливость и гибкость. Для большинства гимнастических упражнений необходимо хорошая подвижность в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от степени развития этого качества. Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластичности связок и мышц, которые их окружают. В статье выявлена взаимосвязь между подвижностью лучезапястного, плечевого суставов и качеством выполнения фундаментальных движений. Разработан комплекс средств и методических приемов, направленный на повышение качества исполнения фундаментальных движений с предметами у гимнасток, выступающих по программе кандидатов в мастера спорта.

Ключевые слова: художественная гимнастика, фундаментальные движения, качество исполнения, методические приемы, подвижность суставов

IMPROVEMENT OF QUALITY OF EXECUTION OF FUNDAMENTAL MOVEMENTS WITH MACES AND TAPE AT HIGHLY SKILLED GYMNASTS Inna Vladimirovna Kiviharyu, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Olegovna Misnikova, the master student The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The main elements of rhythmic gymnastics are manipulations with various pieces of apparatus (rope, hoop, ball, club, ribbon), freehand elements, acrobatics, dance and choreography. Speed, speed and strength,

coordinating, endurance and flexibility skills development are all needed for successful executing of the rhythmic gymnastics elements. Most gymnastic elements need good joint mobility and some of them generally depend on the level of this quality's development. Insufficient joint mobility is a result of poor elasticity of surrounding ligaments and muscles. In this article interrelation between wrist joint and shoulder joint mobility and fundamental elements' execution's quality is revealed. Complex of exercises and methodical techniques is developed in order to improve apparatus elements' execution for gymnasts, who are performing within candidates for master of sport program.

Keywords: rhythmic gymnastics, fundamental elements, performance quality, methodical techniques, joint mobility.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с действующими, на сегодняшний день правилами соревнований по художественной гимнастике от спортсменок требуется выполнение всех фундаментальных движений в каждой соревновательной композиции. Они выполняются на элементах равновесия, прыжков, поворотов, акробатики, танцевальных дорожках и т.д.

Во время соревнований у спортсменок проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности в разных видах многоборья [1].

Невыполнение фундаментальных движений на элементах влечет за собой сбавку или элемент может быть не засчитан, если гимнастка допустила потерю предмета. Сбавка применяется к технике исполнения и может доходить до одного балла, поэтому необходим поиск путей, повышения качества исполнения фундаментальных движений.

Помимо уже существующих методов повышения качества выполнения фундаментальных движений, возможен новый путь решения посредством увеличения подвижности лучезапястного и плечевого суставов.

Как правило, основное внимание обращается на развитие подвижности тазобедренного сустава и позвоночного столба.

Обзор литературных и других информационных источников показал недостаточность научных данных, посвященных комплексному анализу различных методик развития подвижности плечевых, локтевых и лучезапястных суставов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявление взаимосвязи между подвижностью лучезапястного, плечевого суставов и качеством выполнения фундаментальных движений поможет целенаправленно подобрать комплекс средств и методических приемов, направленный на повышение качества их исполнения у гимнасток, выступающих по программе кандидатов в мастера спорта.

Развитие подвижности в суставах имеет особое значение для развития двигательных качеств и физического состояния людей [2]. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на координационные и скоростные возможности, снижает экономичность работы и в частоте случаев является причиной повреждения опорного аппарата [3].

В художественной гимнастике значительную роль играет подвижность суставов, а при технике выполнения движений с предметом особенно суставы верхних конечностей. Одними из таких движений являются четыре фундаментальные группы, которые гимнасткам необходимо использовать в своих соревновательных композициях.

Был проведен опрос специалистов с целью выявления типичных ошибок, встречающиеся при выполнении фундаментальных движениях с булавами и лентой. В результате было установлено, что самой распространенной ошибкой в элементе «мельница» является разведение кистей (60%), в ассиметричных движениях и малых кругах с булавами это -недостаточная скорость (60%), а в малых бросках булавами чаще всего - поднимание булав выше головы гимнастки (80%). В фундаментальных движениях с лентой: проходе над рисунком или под ним такой ошибкой является - отсутствие четкого рисунка (50%), такая же по распространённости ошибка встречается в змейке и спирали (60%), а в «эшаппе», чаще

всего наблюдается то, что после выброса конец ленты лежит на полу (55%).

Также были исследованы причины, допускаемых ошибок при выполнении фундаментальных движений с булавами и лентой. При выполнении фундаментальных движений с булавами причинами, допускаемых ошибок, по мнению 35% специалистов является недостаточно развитая подвижность в плечевых и лучезапястных суставах, так же 35% опрашиваемых указали, что уровень технической подготовленности гимнасток, не соответствует требованиям выполняемого действия. По мнению 35% респондентов у гимнасток недостаточно развита силовая «выносливость» мышц руки и кисти, и также было установлено, что причиной допускаемых ошибок является недостаточная подвижность в плечевых и лучезапястных суставах (35%).

Специалисты среди наиболее значимых причин отметили, что у гимнасток недостаточно развита подвижность в лучезапястных и плечевых суставах, в исследовании был проведен корреляционный анализ между подвижностью лучезапястного, плечевого суставов и качеством исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой. В результате была выявлена высокая взаимосвязь между подвижностью в плечевом суставе, луче-запястном суставе и техникой исполнения всех фундаментальных движений.

На основе полученных данных был разработан комплекс средств и методических приемов, способствующий повышению подвижности в указанных ранее суставах. Экспериментальная группа каждый день в течении 15 минут выполняла упражнения с чередованием блоков по дням.

Данный комплекс состоит из двух блоков. В первом блоке представлены 12 упражнений, направленные на повышения подвижности движений в плечевых суставах: сгибание, разгибание и отведение, приведение, так же эти упражнения направлены на растягивание мышц и связок, окружающих сустав. Во втором блоке представлены 6 упражнений с мячом, направленные на увеличение подвижности в лучезапястных суставах в таких движениях, как сгибание-разгибание и отведение-приведение, а также развитие силы мышц предплечья (плечелучевой, локтевого и лучевого сгибателей кисти). И одно упражнение без мяча, которое способствует развитию эластичности связок предплечья. В указанные блоки включены упражнения, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции; упражнения, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; упражнения, в которых для увеличения подвижности прилагается внешняя сила: вес мяча, упругость резины.

СРЕДСТВА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ В ЛУЧЕЗАПЯСТНЫХ И ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВАХ

№ Средства Дозировка Методические приемы

I Развитие подвижности в плечевых суставах

1. И.П. Основная стойка 1 - Руки вверх 2-7 - Попеременное поднимание рук вверх 8 - вернуться в И.П. 3-5 минут Задания выполняется в медленном темпе с нарастанием амплитуды. Поясница не прогибается.

2. И.П. Стойка ноги врозь руки в стороны 1 - Поворот туловища направо 2-7 - Подтянутся пальцами левой руки 8 - Вернуться в И.П. Следующие 8 счётов тоже в другую сторону Минимум 10 раз Упражнение выполняется в медленном темпе. Это задание способствует развитию двигательной активности в шейно-пле-чевом отделе позвоночника. Задание выполняется с максимальной амплитудой.

3. И.П. Стойка руки вверх согнуты в локтях правая рука обхватывает левый локоть, левая рука правый локоть 1-8 - Попеременное поднимание правого и левого плеча Минимум - 5 раз Задание выполняется в спокойном темпе с увеличением амплитуды. Важно - поясница не должна прогибаться.

4 И.П. Стойка руки вверх правая согнута в локтевом суставе, левая рука обхватывает его Минимум - 3 раза Кисть левой руки свободно свисает на спине.

№ Средства Дозировка Методические приемы

1-8 - Правый локоть отводим за голову Следующая в восемь счётов тоже с другой руки Медленный темп с максимальной амплитудой. Выполняющий должен почувствовать, как мышцы плеча растягиваются.

5. И.П. Основная стойка, руки в сторону согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки 1-8 - Вращательные движения вперёд Следующие восемь счётов вращательные движения назад 10 раз Задание в среднем темпе с максимальной амплитудой. На вдохе плечи поднимаются, на выдохе опускаются назад-вниз с ведением лопаток друг к другу.

6. И.П. Лёжа на животе, правая рука в сторону, левая рука в опоре на уровне живота 1 - Поворот на правый бок 2-7 - Накатывающие движение на спину 8 - Вернуться в И.П. Следующие 8 счётов в другую сторону 10 раз 1-2 минуты Спокойный темп, накаты выполняются плавно и без резких движений. Амплитуда выполнения задания максимальная. Таз стремимся прижать к полу. Рука отведена в сторону на 90°

7.1 И.П. лёжа на животе правая рука отведена влево 1 - опускаем левое плечо на пол 2 - И.П. 3-8 - тоже Следующие 8 счётов удерживаем левое плечо во полу Следующие 16 счетов тоже с другой руки И.П. лёжа на животе правая рука отведена влево, согнута в локтевом суставе 2-3 минуты подбородком надавливаем на запястье правой руки 2-3 минуты Задание выполняется с максимальным усилием, стремимся опустить подбородок на пол, а также левым плечом коснуться пола. Правая рука отводится влево на 90° относительно корпуса. Сохранять такое положение как можно дольше. Кулак прижимается к полу у плеча.

8. И.П. Лёжа на животе, правая рука в сторону, согнутая в локтевом суставе, левая рука в опоре на уровне живота 1 - Поворот на правый бок 2-7 - Накатывающие движение на спину 8- Вернуться в И.П. Следующие 8 счётов в другую сторону 10 раз Рука отведена в сторону на 90° относительно корпуса. Задание выполняется в спокойном темпе, повороты на бок выполняются плавно и без резких движений. Амплитуда выполнения задания максимальная.

9. И. П. Сед на пятках руки назад в замок 1-8 - Отведение рук вправо и влево 1-4 - Вращательное движение рук вправо 5-8 - Тоже в другую сторону 7 раз в каждую сторону Задание выполняется в медленном темпе с максимальной амплитудой движения. В замке правая рука сверху левая рука снизу (потом наоборот).

10. Сидя на полу спиной к гимнастической стенке, руки отведены максимально назад-вверх 2 минуты Руки гимнастки лежат на гимнастической стенке, угол отведения максимальный для данной гимнастки.

11. И.П. Упор сидя сзади 1-8 - Отведения рук назад в положения упор лёжа сзади 2 минуты Медленный темп, руки от пола не поднимаются, разгибаются назад в плечевых суставах.

12. Из И.П. стойка правая (левая) рука вверх с резиной, второй конец резины на правой (левой) ноге, выполнять пружинящие движения рукой, затем удерживать статическое положение. 10 раз динамические движения, 10 счетов удержания статического положения, 3 повторения. Задания выполняется сначала справой стороны, затем с левой. Рука отводиться назад, избегать движения руки по диагонали, постепенное увеличение амплитуды, темп средний.

II Развитие подвижности в лучезапястных суставах

1. И.П. сед на пятках, ладонь на мяче 1-8 - круговые движения вокруг мяча основанием ладони. Следующие 8 счетов тоже тыльной стороной ладони 10 вращений в каждую сторону Задание выполняется в спокойном среднем темпе. Катать мячик ладонью с увеличением амплитуды движения.

2. И.П. сед на пятках, ладонь на мяче 1-8 - движения вперёд и назад прямой ладонью на мяче. Следующие 8 счетов тоже с ладонью на ребре (с одной и другой стороны). 10 накатов каждой стороной Упражнение выполняется с увеличением до максимальной амплитуды и в спокойном темпе.

3. Поставить руку на локоть, передвигать кистью 7 раз Задание выполняется по часовой и

№ Средства Дозировка Методические приемы

мячик вокруг вертикальной оси. против часовой стрелки в среднем темпе. Градус вращения за 1 оборот увеличивать каждый раз.

4. И.П. Предплечье на полу ладонью вверх с мячом 1-8 -поднимание мяча и опускание в И.П. 10 раз Задание выполняется с максимальной амплитудой в медленном темпе.

5. И.П. Предплечье на полу ладонь лежит на мяче, кисть свободной руки удерживает предплечье 1-8 - поднимание мяча и опускание в И.П. 10 раз Упражнение выполняется в медленном темпе. Амплитуда движения максимальная.

6. Локоть опирается на пол ладонь сверху мяча, накаты на мяч, локоть скользит по полу. Затем убрать локоть с пола и увеличить амплитуду. То же вправо и влево 10 раз Задание выполняется в спокойном темпе. Сначала локоть от пола не отрывается, но при этом амплитуда движение постепенно увеличивается, затем локоть убирается с пола и задание выполняется до касания пола тыльной стороной ладони.

7. Сидя на стуле лицом к гимнастической стенке руки вперед. Согнуть руки в лучезапястных суставах, развернуть руки пальцами вниз и сделать упор ими на рейке. 3 минуты Задание выполняется так, чтобы к концу второй минуты угол сгибания плечевого сустава стал больше.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведенного педагогического эксперимента была достигнута цель исследования, заключающаяся в определении комплекса средств и методических приемов, направленных на развитие подвижности в плечевых и лучезапястных суставах, и оценки его эффективности при практической реализации экспериментальной группой гимнасток.

1. В ходе исследования определены ошибки и причины, встречающиеся при выполнении фундаментальных движений с булавами и лентой у гимнасток: недостаточно развитая подвижность в плечевых и лучезапястных суставах (35%); не соответствие уровня технической подготовленности требованиям выполняемого действия (35%); с лентой: недостаточно развитая подвижность в плечевых и лучезапястных суставах (35%).

2. Установлена взаимосвязь между подвижностью в лучезапястном и плечевом суставе и качеством выполнения гимнастками фундаментальных движений с булавами и лентой.

3. Проверена и доказана эффективность предложенного комплекса средств, направленного на повышение подвижности лучезапястного и плечевого суставов у гимнасток, выступающих по программе кандидатов в мастера спорта:

a) при измерении подвижности в плечевом суставе в контрольной группе все показатели кроме: разгибание правой и сгибания левой рук статистически не достоверны, повышение подвижности в плечевом суставе в значительной мере не произошло (Р>0,05). А в экспериментальной группе все показатели статистически достоверны на уровне значимости Р<0,05;

b) при измерении подвижности в лучезапястном суставе в контрольной группе, также только в двух показателях: разгибание и отведение левой руки, есть незначительный прирост. В экспериментальной группе, различия всех показателей статистически достоверны при Р<0,05;

c) результаты качества исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой в экспериментальной группе (в среднем значения повысились с 3,3±0,2 до 4,4±0,1) существенно превышают показатели в контрольной группе (в среднем значения повысились с 3,6±0,2 до 3,9±0,2). Полученные результаты в экспериментальной группе достоверны при р<0,05 (р<0,01).

Педагогический эксперимент показал высокую эффективность реализации предложенного комплекса средств и методических приемов, направленных на улучшение подвижности лучезапястного и плечевого суставов у гимнасток, выступающих по программе

кандидатов в мастера спорта. Достоверно повысив качество исполнения фундаментальных движений с булавами и лентой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток индивидуальной программы, выступающих в многоборье / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 109-113.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

3. Сафоненкова, Е.В. Онтогенез и изменчивость подвижности в плечевом суставе у лиц различных соматических типов и вариантов биологического развития / Е.В. Сафоненкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 113-118.

REFERENCES

1. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Ayzyatullova, G.R., Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery of the gymnasts of the individual program acting in all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 109-113.

2. Solodkov, A.S., Sologub, E.B. (2001), Human physiology. General. Sports-specific. Age-specific, Terra-Sport, Olympia Press, Moscow.

3. Safonenkova, E.V. (2013), "Ontogenesis and variability of mobility in the humeral joint among the people with the various somatic types and options of biological development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 113-118.

Контактная информация: kivinna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2018

УДК 37.026.6

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВЫ И ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ КАРАТЭ

Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Бычкова, магистрант, Московский педагогический государственный

университет (ФГБОУ ВО «МПГУ»)

Аннотация

В статье рассмотрены характеристики ценностно-смысловой сферы детей 6-8 лет, отражающие познавательный интерес к занятиям каратэ. Авторами выявлены особенности кластеризации вербальных конструктов актуальных мотивов, отражающие специфику их соподчинения и способствующие формулированию адекватных запросу установок учебно-тренировочной деятельности на освоение ее качественных параметров. Выявлены ведущие факторы активизации познавательного интереса: «детализированное освоение техники ката через игру»; «осмысленная аналитическая активность при освоении техники исполнения двигательного действия». Данные смысловые образования позволили обратить внимание на педагогические особенности оптимизации исполнения технических элементов каратэ с применением игровых сюжетов и созданием ситуаций высокой позитивной эмоциональной значимости. Наиболее весомые корреляционные связи между вербальными конструктами способствовали выделению сопрягающихся в едином упражнении или учебно-тренировочном занятии смысловых единиц, активизирующих познавательный интерес ребенка в освоении образовательных материалов карате с учетом освоения фазовой структуры двигательных действий.

Ключевые слова: дети 6-8 лет, занятия каратэ, ценностно-смысловая сфера, содержание познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.