осуществляющейся под влиянием вариативных условий профессионально-
педагогической среды на протяжении учебного занятия.
2. Основным заданием по изучению профессиональной надежности преподавателя становится определения взаимоотношения его индивидуальных психологофизиологических качеств с показателями надежности труда под влиянием вариативных условий профессионально-педагогической среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. - 336 с.
2. Бодров, В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В.А. Бодров, В.Я. Орлов - М. : Институт психологи РАН, 1998. - 288 с.
3. Ложкин, Г.В. Регулятивная составляющая психологического потенциала тренера / Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. // Спортивный психолог. - 2005. - № 3. - С. 26-32.
4. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М. :
Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1969), Person as knowledge subject, publishing house Leningrad State University, Leningrad.
2. Bodrov, VA. and Orlov V.Ya. (1998), Psychology and reliability: the person in control systems of equipment, publishing house “Institute psychologists of the Russian Academy of Sciences”, Moscow.
3. Lozhkin, G.V. and Volyanyuk, N.Yu. (2005), “Regulatory component of psychological potential trainer”, Sports psychologist, No. 3, pp. 26-32.
4. Plakhtiyenko, V.A. (1983), “Reliability in sports”, Physical culture and sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2014.
УДК 796.41
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ
Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный
тренер России,
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Людмила Геннадьевна Манько, соискатель, тренер-преподаватель, Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СПбГБОУ ДОД СДЮШОР) Пушкинского района, Санкт-Петербург
Аннотация
Под хореографической подготовкой в спортивной гимнастике понимается система специально разработанных упражнений и методов воздействия на занимающихся. Эти упражнения адаптированы к специфике данного вида спорта и объединены в комплексы различной степени сложности (с точки зрения техники исполнения и наличия у гимнасток соответствующего уровня физической подготовленности). В статье проводится анализ хореографической подготовки гимнасток 1012 лет, в которую были включены комплексы упражнений по развитию гибкости и подвижности суставов. Показано, что разработанные комплексы упражнений позволили увеличить подвижность в конкретных суставах и уровень развития гибкости на уроках хореографии у гимнасток экспериментальной группы.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, тестирование, хореографическая подготовка, развитие гибкости, увеличение подвижности, гимнастки 10-12 лет.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p167-172
PERFECTION OF THE CHOREOGRAPHY PREPARATION OF FEMALE GYMNASTS AGED 10-12 YEARS
Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored coach of
Russia,
St. Petersburg State University of Service and Economy,
Lyudmila Gennadievna Manko, the competitor, trainer-teacher,
Specialized Child Youthful School of the Olympic Reserve of the Pushkin area, St. Petersburg
Annotation
Choreographic preparation in gymnastics is understood as system of specially developed exercises and methods of impact on the engaged. These exercises are adapted for specifics of this sport and are united in complexes of various degree of complexity (from the point of view of technique execution and existence at gymnasts of an appropriate level of physical readiness). The article analyses choreography preparation of female gymnasts aged 10-12 years including of sets of exercises focused on development of flexibility and mobility of the separate joints. It has been shown that the developed complexes of exercises allowed increasing the mobility of separate joints and the level of development of flexibility at choreography lessons among the gymnasts of the experimental group.
Keywords: artistic gymnastics, testing, choreography preparation, development of flexibility, increase of mobility, female gymnasts aged 10-12 years.
ВВЕДЕНИЕ
Под хореографической подготовкой в спортивной гимнастике понимается система специально разработанных упражнений и методов воздействия на занимающихся. Эти упражнения адаптированы к специфике данного вида спорта и объединены в комплексы различной степени сложности (с точки зрения техники исполнения и наличия у гимнасток соответствующего уровня физической подготовленности). На уроках хореографии в спортивной гимнастике решаются задачи:
- специальной технической подготовки гимнасток (путём освоения различных элементов и соединений, которые будут включаться в соревновательные программы на вольных упражнениях и бревне);
- специальной физической подготовки (развиваются гибкость и подвижность в суставах, силовые способности, выносливость, ловкость и координация движений);
- подготовки опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к специфике требований, предъявляемых в гимнастике;
- восстановления опорно-двигательного аппарата («восстановительная хореографическая подготовка») после больших физических нагрузок.
Вместе с тем на занятиях хореографией:
- формируется правильная осанка;
- воспитывается выразительность движений, артистичность и музыкальность;
- прививается общая двигательная культура [1].
МЕТОДИКА
Выполнение, как всех соревновательных комбинаций, так и отдельных элементов в спортивной гимнастике чётко регламентировано существующими Правилами соревнований. Они разрабатываются и совершенствуются Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) один раз в четыре года - на «полный олимпийский цикл». Эти правила являются единственными и обязательными для применения на соревнованиях любого уровня - от Олимпийских игр и чемпионатов Европы и мира, до чемпионатов отдельных стран, национальные федерации которых входят в состав ФИЖ. Помимо описания всех существующих и разрешённых к выполнению элементов на каждом снаряде и их оце-
ночной стоимости, в Правилах присутствуют также требования к технике их исполнения и таблицы сбавок за ошибки (малые, средние, большие и очень большие - от 0,10 балла до 1,00 балла). В этих разделах Правил присутствуют, в том числе, модельные требования к элементам, связанным с демонстрацией гибкости позвоночного столба и подвижности в суставах:
- рабочие положения - «группировка», «согнувшись», поперечный шпагат, продольный шпагат;
- гимнастические прыжки - в «кольцо» двумя ногами; в «кольцо» одной ногой (то же, но со сменой ног); «Янг Бо»; «ноги врозь согнувшись»; «пистолетик» (Wolf jump).
Кроме того, все элементы должны выполняться с оттянутыми носками и, если в них не присутствует положение «группировка» и её модификации, с прямыми коленями. Обычно эти требования определяются как «натянутость ног» и имеют следующие характеристики:
- угол разгибания в коленном суставе - 180о;
- угол сгибания в голеностопном суставе - 180о.
Хотя, следует отметить, что многие гимнастки высокого уровня демонстрируют и определённую «сверхподвижность» в этих суставах примерно на 5^10 градусов (так называемый, «переразгиб»).
На сегодняшний день известно более 60-ти возможных тестов, определяющих уровень развития гибкости и подвижности в суставах, с различной частотой используемых в гимнастике и имеющих различный уровень надёжности [2]. Проведя их анализ, мы выбрали и разработали самостоятельно для нашего исследования 20 тестов, сформировав из них, так называемый, «тестовый профиль». Он состоит из отдельных тестов, на основании которых можно оценить несколько проявлений одной и той же физической способности - гомогенный «тестовый профиль». При выборе тестов мы ориентировались на их точность, надёжность, объективность. Вместе с тем, особое значение для нас имела их информативность и валидность.
«Тестовый профиль» состоит из следующих составляющих. Шестнадцать единичных кондиционных тестов (по определению уровня подвижности в конкретных суставах и гибкости позвоночного столба):
- лучезапястный сустав - сгибание, пронация;
- плечевой сустав - разгибание, сгибание, ротация;
- тазобедренный сустав - поперечные шпагаты (правой и левой вперёд); продольный (прямой) шпагат; наклон вперёд стоя ноги вместе; наклон вперёд сидя ноги врозь (угол 90о);
- позвоночник (разгибание) - гимнастический мост; «кольцо» двумя ногами (лёжа на животе);
- голеностопный сустав - разгибание, сгибание;
- коленный сустав - разгибание.
Два комплексных кондиционных теста (оценивающих несколько признаков одной и той же способности):
- позвоночник (разгибание) и тазобедренный сустав (поперечный шпагат) - в шпагате «кольцо»;
- позвоночник (разгибание) и тазобедренный сустав (поперечный шпагат) -шпагат с наклоном назад.
Два теста по оценке уровня технической подготовленности спортсменок - качество исполнения гимнастических прыжков, входящих в обязательную программу первого взрослого разряда в вольных упражнениях (прыжок со сменой ног в поперечный шпагат) и на бревне (прыжок шагом в поперечный шпагат) - в соответствии с Правилами соревнований.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагогический эксперимент был организован и проводился на базе СДЮШОР Пушкинского района г. Санкт-Петербурга с октября 2012 года по декабрь 2012 года. Были сформированы две идентичные по уровню специальной физической и технической подготовленности группы, состоящие из 14-ти гимнасток (по семь в контрольной и экспериментальной) 10-12 лет, тренирующихся и выступающих по программе первого взрослого разряда. Перед началом педагогического эксперимента все гимнастки контрольной и экспериментальной групп прошли тестовые испытания, которые мы разделили на два вида - кондиционное тестирование и экспертная оценка техники выполнения соревновательных двигательных действий - гимнастических прыжков. Оно показало идентичность групп по всем показателям.
Педагогический эксперимент был разделён на две части и представлял собой целенаправленное развитие гибкости и подвижности в основных суставах тела. Такое воздействие осуществлялось во время специально организованной разминки, которая проводилась непосредственно перед уроками хореографии, проходящими (в соответствии с учебными планами данной спортивной школы) три раза в неделю. В первой части гимнастки экспериментальной группы выполняли во время этой разминки комплексы упражнений по целенаправленному воздействию на определённые суставы. Всего было разработано три таких комплекса, которые исполнялись соответственно по одному разу в неделю.
Комплекс № 1 (понедельник) - направлен на преимущественное развитие подвижности:
- голеностопных суставов (сгибание, разгибание);
- коленных суставов (сгибание, разгибание).
В общей сложности гимнастки выполняли 11 упражнений для развития подвижности голеностопных суставов (8 - на сгибание; 3 - на разгибание). В процессе первого этапа эксперимента происходила ротация данных упражнений. Еженедельно выполнялись по 5-6 их них.
Для развития подвижности коленных суставов гимнастки выполняли 6 упражнений (3 - на разгибание; 3 - на сгибание).
Комплекс № 2 (среда) - направлен на преимущественное развитие подвижности:
- лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, супинация, пронация);
- плечевых суставов (сгибание, разгибание, ротация).
Для развития подвижности лучезапястных суставов гимнастки использовали 4 упражнения. Спортсменки выполняли также в общей сложности 10 упражнений, направленных на развитие подвижности в плечевых суставах (5 - на разгибание, 3 - на сгибание; 2 - на ротацию). Также как и в комплексе № 1, здесь происходила последовательная смена упражнений. Каждую неделю (по средам) выполнялось по 5 из них.
Комплекс № 3 (пятница) - направлен на преимущественное развитие:
- подвижности в тазобедренных суставах («складки» в положениях ноги вместе и ноги врозь);
- гибкости позвоночного столба (в переднезаднем направлении).
Для развития подвижности в тазобедренных суставах гимнасткам было предложено в общей сложности 11 упражнений (5 - в положении ноги вместе; 5 - в положении ноги врозь; 1 - комплексного воздействия). Еженедельно в состав комплекса № 3 включались по 5-6 из них.
Для развития гибкости позвоночного столба гимнастки применяли 8 упражнений, при этом, включая в еженедельный комплекс № 3 по 4 из них.
Кроме того, в завершение каждого из комплексов гимнастки выполняли упражнения, направленные на совершенствование продольного и поперечных шпагатов. При
этом использовалось дополнительное оборудование - повышенная опора (возвышение), хореографический станок, гимнастическая стенка. Часть упражнений исполнялось с помощью тренера. Всего гимнастки выполняли 7 упражнений (3 - поперечный шпагат; 2 -продольный шпагат; 2 - комплексного воздействия). Еженедельно в комплексы включались по 3-4 из них. Общее время такой разминки составляло (в зависимости от комплекса) от 8-10 до 12-15 минут и определялось индивидуально для каждой гимнастки экспериментальной группы в соответствии с имеющимся у них уровнем развития гибкости и подвижности конкретных суставов. Первая часть педагогического эксперимента составляла 5 недель. Вторая часть эксперимента также включала в себя комплексы упражнений в подготовительной части уроков хореографии.
Комплекс № 1 (понедельник) состоял из упражнений комбинированного воздействия на несколько суставов одновременно (например, лучезапястные - плечевые, плечевые - тазобедренные).
Также в данный комплекс входили задания на совершенствование поперечных шпагатов с одновременным воздействием на подвижность тазобедренных суставов и гибкость позвоночного столба. Комплекс состоял в общей сложности из 5 упражнений.
Комплекс № 2 (среда) включал в себя два соединения из последовательно выполняемых двигательных действий на гимнастическом ковре и направленных одновременно или последовательно на несколько суставов. Каждое из таких соединений гимнастки выполняли подряд от трёх до пяти раз.
Комплекс № 3 (пятница), также как и комплекс № 2, включал в себя два других соединения из последовательно выполняемых двигательных действий на гимнастическом ковре. Эти соединения гимнастки аналогично выполняли подряд от трёх до пяти раз. Вместе с тем, гимнастки индивидуально использовали в разминке отдельные задания из первой части эксперимента для работы над «отстающими» суставами. Длительность такой разминки во второй части эксперимента сократилась до 5-8 минут.
Вторая часть педагогического эксперимента также составляла 5 недель. По окончании было проведено тестирование контрольной и экспериментальной групп. Для этого использовались те же тесты по определению уровня подвижности в суставах, гибкости позвоночного столба, технической подготовленности гимнасток, что и перед началом эксперимента. Было выявлено достоверное улучшение в экспериментальной группе по сравнению с контрольной:
- в 14-ти из 16-ти единичных тестах;
- в двух комплексных кондиционных тестах;
- в тестах по оценке уровня технической подготовленности на гимнастическом ковре и на бревне.
Не было выявлено достоверных различий (по 1- критерию Стьюдента) только в двух единичных кондиционных тестах:
- пронация лучезапястных суставов;
- разгибание голеностопных суставов.
Вместе с тем, увеличение подвижности в соответствующих суставах у гимнасток экспериментальной группы составило - 28,7% и 19,9%. У гимнасток контрольной группы подвижность в данных суставах по окончании педагогического эксперимента улучшилась соответственно на 10,9% и 4,65%.
ВЫВОДЫ
Результаты, полученные по окончании педагогического эксперимента, подтвердили высокую эффективность разработанной методики целенаправленного развития подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба у гимнасток 10-12 лет, выступающих по программе первого взрослого разряда, за счёт включения в подготовительную часть хореографических занятий специально разработанных комплексов упражнений.
Достоверность определялась с использованием параметрического t-критерия Стьюдента и непараметрического t-критерия Уайта (р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Борисенко С.И. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 24 с.
2. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 19S9. - 2З4 с.
REFERENCES
1. Borisenko, S.I. (2000), Increase of mastery of gymnasts based on perfection of choreographic preparation in difficult coordination sports: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Menkhin, U.V. (19S9), Physical preparation in gymnastics, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2014.
УДК 37.01
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
ЕКАТЕРИНЫ II
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье рассматриваются приоритеты и ценности европейского Просвещения, воспринятые Екатериной II, осмысленные и трансформированные ею применительно к условиям отсталой в экономическом, социально-политическом и культурном отношении России, предопределили содержание и направленность ее государственной политики в сфере просвещения. Великая заслуга Екатерины II состоит в том, что она определила пути просвещения русского народа. Как Петр I, Екатерина II для модернизации общественной жизни использовала всю мощь государственной власти, дополнив ее усилиями, направленными на воспитание и нравственное обновление общества. Она заменила произвол власти насаждением разумных законов и создала новый слой общества, который должен был облагородить простой народ. Екатерина II серьезно изменила страну: появились новые ориентиры и замыслы, именно при ней России удалось стать великой державой.
Ключевые слова: развитие общества, совершенствование, просвещение, преобразование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p172-177
MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL VIEWS OF CATHERINE II
Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg Military Institute of Internal Forces of MIA of Russia
Annotation
The article describes the priorities and values of the European Enlightenment, adopted by Catherine II, meaningful and transformed by it in relation to the conditions of the most backward in economic, socio-political and cultural relation to Russia, have determined the content and direction of state policy in the sphere of education. The great merit of Catherine II is that it has determined the path of enlightenment of the Russian people. Like Peter I, Catherine II for the modernization of society has used the power of government, expanding its efforts on education and moral regeneration of society. It has replaced the arbitrary imposition of reasonable power laws and created a new segment of society that was to elevate the common people. Catherine II has seriously changed the country: there are new directions and ideas, it is at