Научная статья на тему 'Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии'

Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1706
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ / РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ / УВЕЛИЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ / ГИМНАСТКИ 8-9 ЛЕТ / GYMNAST'S CHOREOGRAPHY TRAINING / GYMNASTICS / DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY / INCREASE OF MOBILITY / GYMNASTS AGED 8-9 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Манько Людмила Геннадьевна

В статье проводится анализ построения урока хореографии у гимнасток 8-9 лет с включением в него комплекса упражнений целенаправленного воздействия на отдельные суставы (голеностопном, коленном, лучезапястном, плечевом, тазобедренном) и позвоночник. При помощи разработанного комплекса происходит увеличение подвижности в конкретных суставах, что способствует совершенствованию процесса хореографической подготовки и повышает уровень технической подготовки гимнасток на этапе углубленной специализации. Показано, что разработанные комплексы упражнений для раздельного и целенаправленного развития подвижности в отдельных суставах тела на уроках хореографии у гимнасток 8-9 лет позволили спортсменкам экспериментальной группы повысить уровень развития гибкости и, как следствие, технической подготовленности при выполнении гимнастических прыжков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкин Алексей Альбертович, Манько Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purposeful development of flexibility of gymnasts aged 8-9 years by means of the choreography

The article analyzes the construction of the dance lesson for gymnasts aged 8-9 years with inclusion of set of the exercises focused on the impact on separate joints (ankle, spine, knee, wrist, shoulder, hip), with which there is an increase in the mobility of specific joints, which contributes to the choreographic training process improvement and increases the level of technical training of gymnasts at the stage of in-depth specialization. It has been shown that the developed complexes of exercises for separate and purposeful development of mobility in separate joints of a body at choreography lessons among the gymnasts aged 8-9 years allowed sportswomen of experimental group to raise the level of development of flexibility and, as a result, technical readiness at performance the gymnastic jumps.

Текст научной работы на тему «Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии»

УДК 796.41 ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ГИМНАСТОК 8-9 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Людмила Геннадьевна Манько, соискатель, тренер-преподаватель, Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СПбГБОУ ДОД СДЮШОР) Пушкинского района, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье проводится анализ построения урока хореографии у гимнасток 8-9 лет с включением в него комплекса упражнений целенаправленного воздействия на отдельные суставы (голеностопном, коленном, лучезапястном, плечевом, тазобедренном) и позвоночник. При помощи разработанного комплекса происходит увеличение подвижности в конкретных суставах, что способствует совершенствованию процесса хореографической подготовки и повышает уровень технической подготовки гимнасток на этапе углубленной специализации.

Показано, что разработанные комплексы упражнений для раздельного и целенаправленного развития подвижности в отдельных суставах тела на уроках хореографии у гимнасток 8-9 лет позволили спортсменкам экспериментальной группы повысить уровень развития гибкости и, как следствие, технической подготовленности при выполнении гимнастических прыжков.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, хореографическая подготовка гимнастов, развитие гибкости, увеличение подвижности, гимнастки 8-9 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p142-146 PURPOSEFUL DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY OF GYMNASTS AGED 8-9 YEARS BY MEANS OF THE CHOREOGRAPHY

Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St.-Petersburg State University of Service and Economy,

Lyudmila Gennadievna Manko, the competitor, trainer-teacher,

Specialized Child Youthful School of the Olympic Reserve of the Pushkin area, St.-Petersburg

Annotation

The article analyzes the construction of the dance lesson for gymnasts aged 8-9 years with inclusion of set of the exercises focused on the impact on separate joints (ankle, spine, knee, wrist, shoulder, hip), with which there is an increase in the mobility of specific joints, which contributes to the choreographic training process improvement and increases the level of technical training of gymnasts at the stage of in-depth specialization.

It has been shown that the developed complexes of exercises for separate and purposeful development of mobility in separate joints of a body at choreography lessons among the gymnasts aged 8-9 years allowed sportswomen of experimental group to raise the level of development of flexibility and, as a result, technical readiness at performance the gymnastic jumps.

Keywords: gymnastics, gymnast’s choreography training, development of flexibility, increase of mobility, gymnasts aged 8-9 years.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время практически во всех сложно-координационных видах спорта гимнастической направленности хореографическая подготовка является важной и неотъемлемой составной частью учебно-тренировочного процесса, как начинающих, так и высококвалифицированных спортсменок. В частности, в спортивной гимнастике на уроках хореографии, прежде всего, формируется гимнастическая «школа» движений. Это осуществляется посредством планомерного освоения двигательных умений и навыков, с которых начинается подготовка юных гимнасток: правильная осанка - чёткие положения

различных частей тела; выполнение упражнений, по преимуществу, с прямыми в коленных суставах ногами и оттянутыми носками - то есть элементы так называемого «гимнастического стиля». В дальнейшем на занятиях хореографией происходит совершенствование технической и физической подготовки, осваиваются «не акробатические» разделы комбинаций в вольных упражнениях и на бревне. Вместе с тем, хореография воспитывает культуру движений, формирует артистичность и музыкальность занимающихся, способствует развитию суставно-мышечного аппарата спортсменок, их сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Под влиянием таких занятий повышается выразительность движений, эмоциональность, развивается устойчивость, координация, а также одна из наиболее важных физических способностей гимнасток - гибкость. Овладение рациональной техникой подавляющего большинства гимнастических упражнений требует хорошей подвижности в суставах тела, а некоторые из них целиком зависят от уровня развития гибкости.

Правила соревнований Международной федерации гимнастики (ФИЖ) предъявляют высокие требования к исполнительскому мастерству спортсменок в вольных упражнениях и на бревне [5]. В них имеется отдельный раздел, посвящённый специальным требованиям к композиции и артистическому впечатлению, а их отсутствие выражается в конкретных сбавках. Помимо сложных акробатических упражнений, должна присутствовать оригинально составленная композиция с наличием персонального стиля исполнения или индивидуального образа гимнастки, которая будет производить впечатление на судей и зрителей. Комбинации гимнасток в вольных упражнениях и на бревне должны содержать, кроме пяти акробатических элементов (Acrobatic elements), ещё минимум три, так называемых «танцевальных элемента» (Dance elements). К ним относятся: гимнастические прыжки и скачки (leaps, jumps, hops); повороты (turns); «волны» телом (body waves); статические элементы в различных положениях (holds). Большинство из них разучивается и совершенствуется с помощью средств хореографии.

Хореографическая подготовка в спортивной гимнастике базируется, в основном, на классической (или балетной) основе. Кроме того, она включает в себя элементы и из других танцевальных систем (особенно в процессе непосредственной подготовки произвольных программ в вольных упражнениях): народно-характерной; историко-бытовой, а также из различных современных стилей [1,4].

МЕТОДИКА

Целью исследования была разработка методики развития гибкости у гимнасток 8-9 лет на уроках хореографии путём раздельного целенаправленного воздействия на отдельные суставы, что позволит повысить уровень их физической и технической подготовленности.

Педагогические наблюдения проводились на хореографических занятиях в ведущих спортивных школах Санкт-Петербурга (СДЮШОР №1 Центрального района и СДЮШОР Пушкинского района).

В подготовительной части (или разминке), которая длится около 10 минут, решаются следующие задачи: организация занимающихся; мобилизация их внимания; подготовка суставно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем для последующей работы. Разминка включает в себя, в основном, упражнения «прыжковобеговой школы» (разновидности шагов, бега, прыжков и скачков в различных направлениях) с нарастающей амплитудой движений и интенсивностью выполнения упражнений. Основная часть урока хореографии имеет продолжительность от 30 до 40 минут и состоит из трёх разделов [2]:

- экзерсис, который представляет собой комплекс упражнений у хореографического станка, направленный, в основном, на развитие силы и эластичности мышц ног, их «выворотности» в соответствии с «классическими» (балетными) канонами;

- экзерсис на середине гимнастического ковра (без дополнительной опоры руками);

- allegro - гимнастические прыжки и скачки различных структурных групп.

В заключительной части занятия (5-10 минут) происходит снижение нагрузки с помощью упражнений на растягивание и расслабление для определения исходного уровня развития гибкости гимнасток (8-9 лет), отобранных для участия в педагогическом эксперименте, проводилось их тестирование с использованием комплекса заданий для отдельных суставов [3]. Кроме этого группа профессиональных экспертов (три судьи международной категории) оценивала технику выполнения двух гимнастических прыжков, которые наиболее часто присутствуют в программах вольных упражнений и на бревне у гимнасток данного возраста:

- прыжок в шпагат толчком двух ног;

- прыжок в шпагат толчком двух ног и с приземлением на одну, другая назад («Сиссон»).

Тестирование и экспертная оценка показали недостаточное развитие гибкости у гимнасток сформированных контрольной и экспериментальной групп (по шесть спортсменок в каждой). В контрольной группе 50% имели плохой уровень развития гибкости и 50% - удовлетворительный. В экспериментальной группе половина гимнасток имела плохой уровень развития гибкости, две гимнастки - удовлетворительный, и лишь одна -хороший. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью непараметрического Т-критерия Уайта. Выявлено отсутствие достоверных различий в контрольной и экспериментальной группе - то есть группы были однородны перед началом педагогического эксперимента. Это подтвердило необходимость целенаправленного развития гибкости у гимнасток 8-9 лет путём включения в уроки хореографии специальных комплексов упражнений.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Педагогический эксперимент проводился на базе СДЮШОР Пушкинского района Санкт-Петербурга на учебно-тренировочных занятиях с сентября 2011 по февраль 2012 года. В содержание уроков хореографии экспериментальной группы включались специально разработанные комплексы упражнений для целенаправленного воздействия на конкретные суставы тела, которые позволят повысить уровень развития гибкости и технической подготовленности гимнасток 8-9 лет на этапе углублённой специализации. В контрольной группе содержание занятий по хореографии определялось программой данной спортивной школы. Разработанные комплексы упражнений были объединены в недельный цикл при условии трёхразовых занятий хореографией длительностью 60 минут каждое и включались в их подготовительную часть.

Комплекс №1: направлен на преимущественное развитие подвижности в голеностопных и коленных суставах. Общее количество упражнений - 12.

Комплекс №2: направлен на преимущественное развитие подвижности в лучезапястных и плечевых суставах. Общее количество упражнений - 6.

Комплекс №3: направлен на преимущественное развитие подвижности в тазобедренных суставах и гибкости в позвоночнике (в передне-заднем направлении). Общее количество упражнений - 14.

Такой недельный цикл позволял раздельно и целенаправленно развивать подвижность в основных суставах тела и гибкость в позвоночнике в подготовительной части урока хореографии. Затрачиваемое время - от пяти до десяти минут на каждом занятии на первом этапе эксперимента (с сентября по ноябрь 2011 года) и от десяти до двадцати минут на втором этапе (с декабря 2011 года по февраль 2012 года). Педагогический эксперимент проводился, как было сказано выше, в течение шести месяцев в два этапа (по три месяца каждый). На первом этапе в занятия по хореографии включался один из трёх

комплексов упражнений: понедельник - комплекс №1; среда - комплекс №2; пятница -комплекс №3. На втором этапе занятия по хореографии включали в подготовительной части уже по два комплекса: понедельник - комплексы №1 и №2; среда - комплексы №2 и №3; пятница - комплексы №1 и №3. По окончанию второго этапа педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование гимнасток контрольной и экспериментальной групп с использованием тех же заданий, что и перед началом эксперимента. Анализ тестирования показал, что четыре гимнастки контрольной группы имели удовлетворительный уровень развития гибкости, а две - хороший. В экспериментальной группе четыре гимнастки имели хороший уровень развития гибкости и две - отличный. Результаты экспертной оценки выполнения двух гимнастических прыжков (тех же, что и в начале исследования) также показали достоверное повышение их качества у экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

ВЫВОДЫ

Педагогический эксперимент показал, что разработанные комплексы упражнений для раздельного и целенаправленного развития подвижности в отдельных суставах тела на уроках хореографии у гимнасток 8-9 лет позволили спортсменкам экспериментальной группы повысить уровень развития гибкости и, как следствие, технической подготовленности при выполнении гимнастических прыжков. Математическая обработка результатов тестирования и экспертной оценки с помощью непараметрического Т-критерия Уайта показала статистически достоверные различия в результатах контрольной и экспериментальной групп по всем показателям физической и технической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Борисенко С.И. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 24 с.

2. Донди, А. Надёжность выполнения гимнастических прыжков на бревне : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Донди А. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 24 с.

3. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 234 с.

4. Терёхина, Р.Н. Комплексный анализ спортивной гимнастики : монография / Р.Н. Терёхина ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 78 с.

5. 2009 Code of Points - Women’s Artistic Gymnastics - Federation Internationale de Gymnastique. - FIG, 2009. - 155 p.

REFERENCES

1. Borisenko, S.I. (2000), Increase of mastery of gymnasts based on perfection of choreographic preparation in difficult coordination sports: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Dondi, A. (2007), Reliability of performance of gymnastic jumps on a beam: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Menkhin, U.V. (1989), Physical preparation in gymnastics, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

4. Terekhina, R.N. (1997), Complex analysis of gymnastics: monograph, St.-Petersburg, Russian Federation.

5. 2009 Code of Points - Women’s Artistic Gymnastics - Federation Internationale de Gymnastique. - FIG, 2009. - 155 p.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.04.2012.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К числу основных из них автор относит: наличие знаний у офицеров о ценностях профессии педагога военно-учебного заведения; формирование понимания смысла ценностей педагогической деятельности у офицеров; повышение уровня психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава военноучебных заведений, проводящих занятия с молодыми офицерами-педагогами; формирование личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе; соблюдение последовательности этапов подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе; подбор соответствующих средств обучения для развития способностей и склонностей у офицеров к педагогической деятельности; разработка методических рекомендаций по формированию направленности у офицеров на педагогическую деятельность; формирование позитивных индивидуальных установок у офицеров на педагогическую деятельность. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военноучебных заведениях.

Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; ценностные ориентации; офицеры; педагогическая деятельность в военно-учебных заведениях.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p146-148

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS AT OFFICERS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MILITARY SCHOOLS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher,

Kirov Military Medical Academy, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools. The author carries to number of main of them: existence of knowledge at officers about values of the profession of teacher of military school; formation of understanding of sense of values of pedagogical activity at officers; increase of level of psychology-pedagogical readiness of teaching stuff of the military schools, giving lessons to young officers-teachers; formation of personal qualities among the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution; observance of sequence of stages of preparation of officers to pedagogical activity in higher education institution; selection of appropriate means of training for development of abilities and inclinations among the officers to pedagogical activity; development of methodical recommendations on orientation of officers on pedagogical activity; formation of positive individual sets among the officers on pedagogical activity.

In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for formation of valuable orientations among the officers to pedagogical activity in military

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.